Полная версия
Искусство в лицах: портреты эпох от первобытных времен до наших дней
На фреске есть ещё один персонаж, изображённый справа от фараона и его жены – их сын. Он показан в меньшем размере не потому, что был ребёнком, а потому, что его фигура менее значима. Этот принцип мы ещё не раз встретим в искусстве самых разных периодов.
Кроме того, поза наследника более расслаблена, потому что чем выше статус человека, тем строже его фигура подчиняется канону.
Ещё один принцип египетского искусства – ярусность. Нагляднее он прослеживается в уже упомянутой палетке Нармера, но и на фреске он есть – в том, как расположены дары и фигура принца.
Статуя Ранофера
Как и в живописи, в скульптуре Древнего Египта применялся канон. Его использование проявляется в пропорциях тел статуй и в их строгих позах. Если изображаемый показан сидя, то спина его прямая, он смотрит прямо перед собой, руки лежат на коленях, которые согнуты под прямым углом. Примеров подобных статуй можно привести не один десяток, но обратимся к уже знакомому персонажу – фараону Хефрену. Его образ, высеченный из диорита[2], создан согласно канону. Статуя фараона Рамзеса II, жившего на тринадцать веков позднее, на первый взгляд кажется чуть ли не копией статуи Хефрена – всё благодаря канону.
https://static.tildacdn.com/tild3163-3161-4234-b139-623364323737/ancient28-14BD6096E7.jpg
Рис. 15. Статуя вельможи Ранофера. Середина II тыс. до н. э.
Чаще, чем сидящих, древнеегипетские мастера ваяли стоящие статуи – конечно, тоже по канону, но своему. Рассмотрим его внимательно на примере вельможи Ранофера, жившего в середине III тысячелетия до н. э. (рис. 15).
Статуя из известняка сделана для гробницы Ранофера и имела важную функцию: в неё должна была переселиться душа умершего вельможи. Чтобы душа не заблудилась и ничего не перепутала, в гробницах Древнего царства не оставляли изображений персонажей, бывших выше по статусу, чем усопший. То есть в гробнице вельможи мы не найдём изображений фараона, а в гробнице фараона не будет богов. Позже этот принцип сойдёт на нет, но в середине III тысячелетия до н. э. он ещё актуален.
Интересно, что статуя раскрашена. Мы привыкли, что скульптура – это вид искусства, который оперирует только формой, но в древности цвет был неотъемлемой частью оформления изваяний.
И если древнегреческие образцы дошли до нас в «чистом» виде, то благодаря сухому климату Северной Африки Древний Египет предстаёт перед нами во всех красках.
Поза Ранофера соответствует канону: он стоит с прямой спиной, голова смотрит прямо, руки вытянуты вдоль тела, а
нога делает шаг вперёд – так называемый «египетский шаг», который встречается в искусстве Древнего Египта на протяжении всей его истории.
Несмотря на наличие шага, Ранофер никуда не идёт, статуя максимально статична, скульптор никак не обозначает напряжения в мышцах и каких бы то ни было ещё признаков динамики. Этот приём в период архаики позаимствуют у египтян древние греки.
Несмотря на высокую степень стандартизации скульптуры, лицо вельможи выполнено с портретной точностью. Это говорит о том, что для египтян имела большое значение личность заказчика: не дай бог душа переселится в статую, которая будет не похожа на хозяина, страшно представить, что может произойти. Ну а тело стандартно, потому что оно должно быть молодым, сильным и здоровым – ведь с этим телом человеку в загробном мире придётся жить вечно.
Царица Нефертити
Пожалуй, одним из самых известных портретов Древнего Египта можно назвать бюст Нефертити (рис. 16), жены фараона Аменхотепа IV, или Эхнатона (это один и тот же человек).
Скульптура выполнена из окрашенного известняка. Правый глаз инкрустирован горным хрусталём, а левый глаз скульптор не успел вставить, о чём свидетельствует отсутствие клеевого слоя из воска. Когда речь заходит о древних памятниках искусства, зачастую мы не знаем имён авторов – они затерялись в веках или вовсе не указывались, потому что мастера приравнивали к ремесленнику и не считали нужным записывать его имя. Скульптор, создавший бюст царицы Нефертити, известен – это человек по имени Тутмос, в мастерской которого и был найден бюст.
Бюст Нефертити так привлекает внимание, поскольку относится к периоду в истории Древнего Египта, когда единственный раз и очень ненадолго – меньше чем на тридцать лет – перевернулись с ног на голову не только искусство Египта, но и весь его уклад жизни. Это так называемый Амарнский период, когда царь Аменхотеп IV отказался от всех богов, кроме одного – бога солнечного диска Атона, взял себе имя Эхнатон («Удобный Атону») и уехал к среднему течению Нила строить новую столицу Ахетатон («Горизонт Атона»).
Удивительным образом фигуры людей на фресках[3] и в скульптурных изображениях «расслабились», приняли более естественные позы и обзавелись натуралистичными чертами вроде животиков и улыбок – невообразимая свобода для древнеегипетского канона предыдущих веков.
Рис. 16. Бюст царицы Нефертити. Ок. 1351–1334 гг. до н. э.
Помимо бюста царицы Нефертити к этому периоду относится домашний алтарь Нефертити и Эхнатона с тремя дочерями под лучезарным Атоном, выполненный в технике рельефа (рис. 17). Фараон сидит напротив своей жены, на руках у них резвятся дети. Одна девочка сидит на коленях у матери, вторая – на плече, третью дочь нежно целует любящий отец. Вся эта семейная идиллия залита тёплыми лучами солнца-Атона с ладошками на концах.
Рис. 17. Домашний алтарь Эхнатона и Нефертити. Ок 1340 г. до н. э.
В фигурах персонажей чувствуется естественность, у отца семейства присутствует небольшой животик, лица изображены с портретным сходством: у фигур разной формы носы и щёки, у царя на шее видны морщины.
Золотая маска Тутанхамона
После Эхнатона царём ненадолго стал Тутанхатон, более известный сегодня по своему окончательному имени – Тутанхамон. Он был очень молодым человеком, когда вступил на престол, и правил всего несколько лет, наущаемый советником Эйей, который после его смерти сам стал фараоном, совершив государственный переворот.
Для того чтобы занять престол, Эйе понадобилось в слишком короткий срок похоронить Тутанхамона. Для него не успели построить царскую гробницу и использовали уже готовую, построенную для кого-то другого (есть разные версии, для кого именно), поспешно завершив мумификацию его останков и буквально, завалив вход в гробницу скарбом и мусором. Возможно, именно по этой причине гробница оставалась не найденной грабителями и нетронутой вплоть до 1922 года, когда её обнаружила экспедиция английского археолога Говарда Картера.
https://cont.ws/uploads/posts/154712.jpg
Рис. 18. Камера с ритуальными предметами для путешествия в загробный мир в гробнице Тутанхамона. Фото 1922 г.
Благодаря тому, что гробница сохранилась в исходном виде, по её устройству можно изучать погребальный культ Древнего Египта. В двух из четырёх её камер находились вещи, которые могли бы пригодиться человеку в загробной жизни – мебель, колесницы, еда и др. (рис. 18). В третьей комнате хранились атрибуты, необходимые, чтобы попасть в загробный мир – ритуальные лодки, канопы с органами мумии, фигурки слуг ушебти, – охраняла всё это статуя бога Анубиса.
Мумия находилась в отдельной камере, скрываемая девятью слоями-саркофагами наподобие матрёшки. Верхний слой напоминал шатёр, остальные сделаны из дерева, кроме последнего, отлитого из чистого золота. Лицо фараона покрывала золотая маска (рис. 19).
Рис. 19. Маска Тутанхамона. Ок. 1323 г. до н. э.
Маска напоминает уже знакомые нам формы: лицо царя спокойно, глаза подведены. На голове – полосатый немес и урей, подбородок украшает заплетённая в косичку бородка – один из знаков царской власти (такая бородка встречается даже в изображениях фараонов-женщин). На шее фараона роскошное колье в несколько рядов. Маска выполнена из золота, инкрустирована цветным стеклом, лазурью и другими полудрагоценными камнями.
Таким образом, судя по богатству убранства даже подготовленной в спешке гробницы, можно сделать выводы о том, насколько важную роль в жизни Древнего Египта играл культ загробной жизни.
Адоранты
В искусстве Междуречья не прослеживается столь же пристального внимания к культам, связанным со смертью. Напротив, здесь люди гораздо больше были сосредоточены на жизни здесь и сейчас, на том, чтобы работа приносила плоды, а торговля была выгодной. Все эти блага казались недоступными без помощи богов, которым следовало усиленно молиться. Но как же всё успевать, когда постоянно приходится пропадать в храме?
Рис. 20. Адоранты, найденные в храме Телль-Асмар, Ирак. XXIX–XXIII вв. до н. э.
Элегантное решение нашли шумеры, жившие в Месопотамии в IV–III тысячелетиях до н. э. Они придумали делать фигурки из камня, которые размещали в храмах от своего имени, чтобы они там как бы молились за них, имея круглосуточный доступ к божеству. Эти фигурки называются адоранты (рис. 20).
Адоранты изображаются стоя или сидя, их руки сложены в молитвенном жесте. Особо выделяются глаза: они ощутимо увеличены по сравнению с другими чертами, часто инкрустированы полудрагоценными камнями. Сегодня существует выражение «глаза – зеркало души». Шумерам большие глаза были нужны, чтобы созерцать своих богов.
Статуэтки различаются по половому признаку: женщины одеты в платья и носят головной убор, у мужчин есть борода, а одеты они в юбки, их торс оголён. Иногда на телах адорантов встречаются подписи – имена владельцев, тех, кого они представляют в храме. Но имена эти нередко бывают стёрты и написаны заново, то есть адорант мог переходить от владельца к владельцу. Возможно, именно поэтому они не имеют портретных черт: камень слишком редок и дорог, чтобы расходовать его на «одноразовые» статуи.
Стела Хаммурапи
Распространённый тип скульптуры в Междуречье – стелы, фиксирующие достижения местных правителей и прославляющие их подвиги. Самая ранняя из обнаруженных стел – так называемая стела коршунов царя Эаннатума (рис. 21). С одной стороны изображён Эаннатум, держащий сетку с поверженными врагами, с другой – воины-победители во главе с Эаннатумом и, собственно, коршуны, давшие название памятнику. Примечательно, что изображения делятся на несколько регистров по вертикали и снабжены подписями так же, как это принято в искусстве Древнего Египта.
Рис. 21. Стела коршунов. 2450–2425 гг. до н. э.
Рис. 22. Стела Нарамсина. 2254–2218 гг. до н. э.
Рис. 23. Стела Хаммурапи. 1792–1750 гг. до н. э.
В более свободной манере выполнена стела царя Нарамсина (рис. 22). Здесь уже нет ярусов, все персонажи находятся в едином пространстве. Композиция выстроена по диагонали: войско поднимается в гору во главе с царём-победителем, фигура которого значительно крупнее всех остальных и наиболее строго подчинена канону: чёткий профиль лица, торс, показанный анфас, несколько натянутая поза. Наиболее «расслабленные» фигуры – поверженные враги, корчащиеся в предсмертных муках и молящие о пощаде.
Ну а самая известная стела носит имя царя Хаммурапи (рис. 23). Это довольно высокая, около 2,2 метра, стела сделана из чёрного диорита в XVIII веке до н. э. Большая часть её покрыта клинописью – сводом законов древнего Вавилонского царства, который считается самым древним письменным источником знаний по истории права.
Но искусствоведов интересует в первую очередь верхняя часть стелы Хаммурапи. На ней в форме барельефа показаны два персонажа, один из которых стоит перед вторым, сидящим на троне. Человек слева – это сам царь Хаммурапи, а сидящий перед ним – бог солнца и правосудия (потому что он разгоняет тьму и всё видит) Шамаш. В руке бога кольцо и жезл – царские атрибуты, часто встречающиеся вместе. Он передаёт царю мудрые и справедливые законы.
Обе фигуры изображены в профиль (кроме торса, который показан анфас), а бог крупнее царя (несмотря на то что первый восседает на троне, а второй стоит, они одного роста) – всё это признаки уже знакомого нам по Древнему Египту канона. Конечно, канон в искусстве Междуречья отличался от египетского, но между государствами явно был культурный обмен, а потому и в искусстве много общего.
Шамаш одет в традиционную ассирийскую одежду – длинную юбку с воланами, рубаху. На его голове шлем с рогами – символ божественности. Любопытно, как популярный в первобытном искусстве символ быка (или даже рог быка) попадает в новые культуры, развивается с ними вместе и развивает их. Хаммурапи носит длинное платье и царскую круглую шапочку – вместо короны.
Этот барельеф на стеле с законами – не просто украшение. Он выполняет удостоверяющую, легитимизирующую функцию, как бы говоря: это не просто желание царя, это Закон, который передал ему непосредственно бог справедливости.
Царь против льва
Наиболее богато декорированные объекты Междуречья – это царские дворцы, находившиеся в городах. Самый знаменитый и изученный на сегодняшний день дворец располагался в Ниневии и принадлежал вавилонскому царю Ашшурбанипалу, жившему в VII веке до н. э.
Стены дворца украшают рельефы, повествующие о жизни царя и прославляющие его. Изображения по традиции разделены на ярусы и сопровождаются клинописными текстами, нанесёнными прямо поверх сюжета.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Междуречье также часто называется Месопотамией. По-древнегречески «meso» – это «между», а «potami» – «река». Месопотамия – греческое название Междуречья.
2
Диорит – горная порода темного цвета, которая активно использовалась в Египте и Месопотамии для создания скульптур, стелл и так далее.
3
Фреска – техника росписи стен по сырой штукатурке. Когда краска, в которой содержится известь, застывала, она образовывала на поверхности пленку, сохраняющую фреску от внешних воздействий и делающую её более долговечной.