bannerbanner
Муссолини: ненаписанный дневник. От первого дня до последнего (29 июля 1883 года – 28 апреля 1945 года)
Муссолини: ненаписанный дневник. От первого дня до последнего (29 июля 1883 года – 28 апреля 1945 года)

Полная версия

Муссолини: ненаписанный дневник. От первого дня до последнего (29 июля 1883 года – 28 апреля 1945 года)

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Серия «Неизвестная война (Книжный мир)»
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

8 сентября 1912 года. Чезена. Муссолини принимает участие в съезде молодых социалистов провинции Форли.

29 сентября 1912 года. Фузинъяно. В социалистической секции Муссолини проводит конференцию на тему «Текущий политический момент».

15 октября 1912 года. Чивителла. В театре «Гоффарелли» Муссолини выступает на тему «Социалистическая партия и война».

18 октября 1912 года. В Лозанне подписан мирный договор с Турцией.

27 октября 1912 года. Мачероне. Муссолини произносит речь на открытии клуба социалистической молодёжи.

30 ноября 1912 года. Муссолини написал, что в минувшее воскресенье в Базеле произошло величайшее событие: социалисты всего мира заявили жестоким буржуазным правительствам, что славный красный призрак Интернационала предотвратит массовое убийство, призвав к всеобщим забастовкам в Италии и Франции, Австрии и Германии, Великобритании и России. «Да здравствует Социалистический Интернационал!»

Ноябрь 1912 года. По предложению К. Ладзари Муссолини поручено возглавить редакцию газеты Avanti! («Вперёд!»). Под его руководством тираж увеличился с 20 000 до 80 000 экземпляров.

1 декабря 1912 года. Муссолини принял руководство газетой «Вперёд!», официального органа Итальянской социалистической партии и переехал в Милан.

7 декабря 1912 года. В газете Lotta di classe («Классовая борьба») в последний раз было написано: «Директор Бенито Муссолини».

8 декабря 1912 года. Форлимпополи. Выступает с политической речью на провинциальном социалистическом Форли.

Январь – февраль 1913 года. Работает над основательным обновлением газеты Avanti! («Вперёд!»), изгоняет из редакции «реформистов».

1–5 марта 1913 года. Рим. Муссолини присутствовал на пленарном заседании руководства партии.

18 марта 1913 года. Милан. Муссолини произнес яркую речь на церемонии, посвященной Парижской коммуне.

14 апреля 1913 года. Милан. В клубе «Андреа Коста» Муссолини проводит первое занятие 3-го курса школы социалистической культуры.

7 мая 1913 года. Милан. Муссолини проводит второе занятие 3-го курса школы социалистической культуры.

20 июля 1913 года. Фламатт. Муссолини читает социалистическую лекцию рабочим.

22 июля 1913 года. Муссолини присутствовал на собрании социалистической секции.

20 сентября 1913 года. Милан. По случаю открытия клуба социалистов Муссолини проводит конференцию по исследованию «отношений между культурой и социализмом, между культурой и пролетариатом».

21 октября 1913 года. Муссолини согласился стать кандидатом от Социалистической партии на выборах в парламент, состоявшихся 19 октября.

22 ноября 1913 года. Муссолини начинает выпускать в свет ещё одно, уже собственное, периодическое издание – «Утопия».

8 февраля 1914 года. Флоренция. На конференции в присутствии трех тысяч человек, Муссолини отстаивал свою идеологическую позицию «социалиста и революционера», призывая «двигаться вперёд через жертвы»

10–16 марта 1914 года. Миланская секция социалистов делегировала Муссолини на Конгресс в Анконе.

15 марта 1914 года. Ровиго. В театре «Де Паоли» Муссолини проводит конференцию по теме «От капитализма к социализму».

17 марта 1914 года. В статье, опубликованной в газете «Вперёд!», Муссолини написал, что никогда не будет масоном.

22–23 марта 1914 года. Рим. Муссолини присутствует на заседании Правления Итальянской социалистической партии.

26–29 апреля 1914 года. Анкона. На XIV Конгрессе ИСП Бенито Муссолини утверждал: «теперь Итальянская Социалистическая Партия самостоятельна…» Вместе с К. Лаццари Б. Муссолини успешно вел политическую линию на революционный социализм. Был избран членом президиума.

Май 1914 года. По инициативе Муссолини издан сборник «Утопия», в котором была подвергнута критике Социалистическая партия за «неспособность подготовить революционную ситуацию в новом обществе».

8—12 июня 1914 года. Муссолини поддерживает забастовку во время «красной недели», спровоцировавшей «массовые убийства рабочих» в Анконе во время антивоенного митинга, организованного анархистом Эррико Малатеста[43].

7 июня 1914 года. Форли. В городском театре Муссолини читает лекцию «Марат, сын народа».

14 июня 1914 года. Милан. На выборах администрации избран членом городского правления.

17 июня 1914 года. Турин. На площади Пескьера Муссолини выступает на предвыборном митинге, в котором участвовало 4000 человек.

Июнь 1914 года. Известный политик Бономи[44] признает, что Муссолини становится сердцем и умом партии.

1 июля 1914 года. Руководство ИСП не принимает критику, которая прозвучала в газете «Вперёд!» в связи с «красной неделей», и уверено в «товарище Муссолини».

13 июля 1914 года. Бенито написал в Avanti! что покушение в Сараево может привести к «Европейской войне»

25 июля 1914 года. После новости о том, что австрийский ультиматум к Сербии от 23 июля был отклонен Белградом, Муссолини призвал пролетариат сопротивляться войне, а также к «абсолютному нейтралитету» и выходу Италии из Тройственного Союза.

26 июля 1914 года. Муссолини добивается исключения из партии социалистов – масонов, относившихся к монархии слишком мягко.

Муссолини писал в Avanti!: «Лишь один крик раздастся из уст итальянского пролетариата. На площадях и улицах Италии будет звучать: “Долой войну!” Настало время итальянскому пролетариату подтвердить свой старый лозунг: “Ни единого человека, ни единой монеты!”, чего бы это ни стоило».

В Милане Муссолини произносит антивоенную речь.

27–29 июля 1914 года. Милан. Во время собрания социалистов Муссолини предложил объявить всеобщую повстанческую забастовку в случае вступления Италии в войну.

29 июля 1914 года. Муссолини вместе с другими членами исполкома подписал антивоенный манифест Итальянской социалистической партии, в котором клеймилась любая попытка втянуть Италию в милитаристский, капиталистический конфликт. Даже если бы правительство объявило войну, социалисты были намерены бойкотировать это решение.

2 августа 1914 года. Италия заявила о своем нейтралитете в европейском конфликте.

3 августа 1914 года. Муссолини написал в газете «Вперёд!», что в случае нападения австрийцев на Италию, «многие из тех, которые сегодня обвиняются в антипатриотизме, изменят свои позиции». Италия заявила о своем нейтралитете. Тем временем социалисты других стран постепенно переходили на патриотические позиции или близкие к позициям своих правительств[45].

4 августа 1914 года. Муссолини написал гневную статью «Тевтонская орда сорвалась с цепи в Европе!»

9 сентября 1914 года. Муссолини выступил на массовом митинге в миланском Teatro del Popolo (Народном театре) с требованием, чтобы Италия и дальше оставалась нейтральной. Он осудил кампанию за вступление в войну на стороне союзников.

10 сентября 1914 года. «Только сумасшедшие и мертвецы не меняют идей, – писал в Avanti! Муссолини. – Если завтра сложится другая обстановка мы решим, как нам следует поступить».

13 сентября 1914 года. Муссолини яростно защищал социалистический интернационализм и антивоенную позицию Итальянской социалистической партии, но доводы его были не слишком убедительны.

25 сентября 1914 года. Муссолини в качестве редактора «Вперёд!» пишет статью «Слово пролетариату», выдержанную в духе линии Социалистической партии на нейтралитет.

30 сентября 1914 года. Муссолини в газете «Вперёд!» написал, что рабочие Италии свои чувства симпатии направляют в сторону Франции и Англии, но это «отнюдь не означает солидарности с поджигателями войны»

6 октября 1914 года. В II Giornale d’Italia («Итальянская ежедневная газета») было опубликовано интервью Муссолини, перепечатанное на следующий день в Avanti! («Вперёд!»). Он фактически не скрывал, что считает необходимым отказаться от нейтралитета, встать на сторону Антанты[46] и объявить войну Австро-Венгрии.

13 октября 1914 года. Муссолини пишет: «Кто решится теперь сказать, что Социалистическая партия не сделала больших уступок исторической и национальной действительности…Чего же хотят ещё? Чтобы мы стали придворными шутами демократической войны? Чтобы мы тут же выбросили на свалку все наши убеждения лишь потому, что нас ошеломила некая новая реальность?»

18 октября 1914 года. В Avanti! печатается статья Муссолини: «От нейтралитета абсолютного к нейтралитету активному и действенному».

«Хотим ли мы – как люди и как социалисты – быть инертными зрителями этой грандиозной драмы? Или не пожелаем ли мы каким-то образом и в каком-то смысле быть её действующими лицами?» <…> «Неужели вы останетесь противниками войны, несущей спасение нашей, вашей революции?» <…> «Неужели вы думаете, что государство будущего, государство завтрашнего дня, республиканское или социал-республиканское, откажется от войны, если его к ней приведет внешняя или внутренняя историческая необходимость?»

Такой «поворот» Муссолини вызвал большой отголосок у всех левых.

20–21 октября 1914 года. Муссолини вернулся в Милан, где принял участие в собрании сторонников революции и демократии. В руководстве «Вперёд!» состоялась полемика по поводу изменения курса партии.

25 октября 1914 года. Муссолини пишет своему другу Торквато Нанни: «Я пытался вывести партию из тупика, в который она забрела, но при столкновении меня сбили с ног».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Первоначально понятие «харизма» происходит от греческого – «милость», «божественный дар», «благодать». В древнегреческой мифологии употреблялось для обозначения способности располагать и притягивать к себе внимание. В христианстве харизма – уникальный «дар Бога, благодать», способность, даруемая в награду Святым Духом.

2

Дуче (итал. duce, от лат. dux – «лидер», вождь»); фюрер (нем. fuhrer – «вождь, предводитель»); кондукэтор (рум. conducator – «предводитель», «вождь»); каудильо (исп. caudillo – «предводитель»). – Прим. ред.

3

В Италии был создан ряд смешанных по форме собственности предприятий, («национальные предприятия»), целью которых было совместное управление крупными предприятиями. В этих институтах представители государства и частного сектора совместно находили компромиссные решения по определению экономического курса этих предприятий, их политики цен и заработной платы.

4

«Так проходит слава земная!» (лат.).

5

Бенито Пабло Хуарес Гарсия (1806–1872) – мексиканский политический и государственный деятель, национальный герой Мексики.

6

Андреа Коста (1851–1910) – итальянский социалист, один из основателей Итальянской социалистической партии. Второй супруг российской революционерки Анны Кулишёвой. Окончил Болонский университет.

7

Амилкаре Чиприани (1843–1918) – известный итальянский революционер и анархист.

8

Предаппио — коммуна в Италии, провинция Эмилия-Романья, подчиняется административному центру Форли-Чезена.

9

Арнальдо Муссолини (11 января 1885 г. – 21 декабря 1931 г.) – журналист и политический деятель, брат Бенито Муссолини.

10

Эдвига Муссолини (сестра Б. Муссолини). С 1907 г. замужем за Ф. Манчини.

11

Ракеле (Гуиди) Муссолини (11 апреля 1890 г. – 30 октября 1979 г.) – жена и вдова итальянского диктатора Бенито Муссолини.

12

Фаэнца — итальянский город, давший название фаянсу. Расположен в области Эмилия-Романья, на реке Ламоне, примерно в 50 км юго-восточнее Болоньи.

13

Форлимпополи — город в Италии, провинция Эмилия-Романья, подчиняется административному центру Форли-Чезена.

14

Умберто I (14 марта 1844 г. – 29 июля 1900 г.) – второй король Италии с 1878 года, из Савойской династии.

15

Михаил Александрович Бакунин (1814–1876) – русский мыслитель и революционер из рода Бакуниных, один из теоретиков анархизма, народничества. Стоит у истоков социального анархизма.

16

Луи Огюст Бланки (1805–1881) – участник политических обществ и заговоров; провёл в общей сложности почти 37 лет в тюремных заключениях; сын члена Конвента Жана Доминика Бланки, брат экономиста Жерома-Адольфа Бланки.

17

День международной солидарности трудящихся – празднуется в различных странах мира, начиная с 1856 года (Австралия). – Прим. ред.

18

Никола Бомбаччи (Чивителлади-Романья, Эмилия-Романья, 24 октября 1879 г. – Донго, Ломбардия, 28 апреля 1945 г.) – итальянский революционер и политик. Был учителем начальной школы и профсоюзным активистом, примкнул к фракции максималистов Социалистической партии. В 1919 году стал депутатом парламента, в январе 1921 года принял участие в создании Коммунистической партии, из которой был исключён в 1927 году, расстрелян партизанами в 1945 году за сотрудничество с фашистским режимом.

19

Река По – река на севере Италии, крупнейшая в стране по площади водос

20

Анжелика Исааковна Балабанова (1878–1965) – русская и итальянская социалистка. В 1919–1920 годах работала в секретариате III Коммунистического интернационала (Коминтерна) и участвовала в подготовке двух его первых конгрессов. Из-за неприятия стратегии и тактики большевиков по отношению к зарубежным делегатам, террора советского режима против эсеров и меньшевиков, А.И. Балабанова в 1921 году в результате интриг была вытеснена из руководства Коминтерна, в 1922 году покинула Россию и порвала с коммунизмом.

21

Макс Штирнер (1806–1856) – немецкий философ, близкий к левым гегельянцам. Считается основателем философии индивидуалистического анархизма и предшественником нигилизма, экзистенциализма и постмодернизма.

22

Гракх Бабёф (1760–1797) – французский революционный коммунист-утопист, руководитель движения «во имя равенства» в период Директории.

23

Гюстав Лебон (1841–1931) – французский психолог, социолог, антрополог и историк.

24

Жорж Эжен Сорель (1847–1922) – французский философ, публицист и политик. Автор теории сорелианизма. Теория Сореля о роли мифологии в жизни людей, в особенности, – национальных мифов, оказала заметное влияние на теории социализма, анархизма и фашизма.

25

Кьяссо — город на юге швейцарского кантона Тичино, на границе с Италией. Это самый южный швейцарский город. Сегодня является наиболее важным местом на таможенной границе с Италией.

26

Джачинто Менотти Серрати (1872–1926) – итальянский левый политический деятель.

27

Тичино — италоязычный кантон на юге Швейцарии. Административный центр – город Беллинцона. Население – 341 652 человека (8-е место среди кантонов; данные 2012 г.).

28

Виктор Эммануил III (1869–1947) – третий король единой Италии Нового времени – с 29 июля 1900 года, император Эфиопии с 9 мая 1936 по 5 мая 1941 года, король Албании с 16 апреля 1939 по 8 сентября 1943 года. Первый маршал Империи (30 марта 1938). Представитель Савойской династии.

29

Умберто 1/(1904–1983) – четвёртый и последний король Италии (из Савойской династии). Маршал Италии (29 октября 1942 г.). Занимал престол с 9 мая по 12 июня 1946 года.

30

Джордано Бруно (1548–1600) – итальянский монах-доминиканец, философ-пантеист и поэт; автор многочисленных трактатов. Представитель эзотеризма. Казнен (сожжён) на костре.

31

Джузеппе Гарибальди (1807–1882) – итальянский полководец, революционер и политический деятель. Один из лидеров Рисорджименто (национально-освободительного движения итальянского народа). Национальный герой Италии. Писатель, мемуарист.

32

Бенадир — регион на юго-западе Сомали. Его центром является Могадишо.

33

Землетрясение магнитудой 7,5 баллов произошло 28 декабря 1908 года в Мессинском проливе. В результате были разрушены города Мессина, Реджо-ди-Калабрия и Пальми. Это землетрясение считается сильнейшим в истории Европы. В спасении жителей приняли участие моряки русского флота. 9 июня 2012 года в Мессине установлен бронзовый памятник русским морякам, созданный ещё в 1911 году,

34

Ирредентизм (от итал. irredento — «неосвобождённый») первоначально – политическое движение в Италии в конце XIX – начале XX веков, направленное на присоединение к Италии пограничных территорий Австро-Венгрии с итальянским населением – Триеста, Трентино и других. В настоящее время термин ирредентизм используется для обозначения политики государства, партии или политического движения по объединению народа, нации и этноса в рамках единого государства. Выражается в этнической мобилизации, при которой поднимается вопрос о воссоединении территории, на которой проживает «ирредента», с титульным государством, в котором их этнос уже составляет большинство.

35

Альчиде Амедео Франческо де Гаспери (1881–1954) – христианско-демократический политик.

36

Чезаре Баттисти (1875–1916) – австро-венгерский и итальянский политический деятель, ирредентист. Национальный герой Италии.

37

Франсеск Феррер-и-Гарда (10 декабря 1859 г. – 13 октября 1909 г.) – каталонский педагог, несправедливо казнен.

38

Вымышленный исторический и литературный персонаж.

39

Эдда Муссолини (в замужестве Чиано) (1910–1995) – старшая дочь итальянского диктатора Бенито Муссолини. Её мужем был Галеаццо Чиано, министр иностранных дел в правительстве Муссолини, расстрелянный в 1944 году.

40

В этом его взгляды совпадали с взглядами В.И. Ленина.

41

Пьетро Ненни (1891–1980) – итальянский политический и государственный деятель, журналист.

42

Ян Гус (1369–1415) – чешский проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Национальный герой чешского народа.

43

Эррико Малатеста (1853–1932) – итальянский анархо-коммунист и друг Михаила Бакунина.

44

Иваноэ Бономи (1873–1951) – итальянский политический деятель-социалист.

45

Схожая картина наблюдалась и в России: после начала Первой мировой войны политические силы общества разделились на «патриотов» и «пораженцев».

46

Тройственная Антанта (от фр. entente cordiale – «сердечное согласие») – военнополитический блок России, Франции и Великобритании, сложившийся к концу 1900-х годов. – Прим. ред.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4