bannerbanner
Серые кардиналы советской эпохи
Серые кардиналы советской эпохи

Полная версия

Серые кардиналы советской эпохи

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

Оставаясь в тени, как спортсмены в беге на дальние дистанции, они перед финишем неожиданно для соперников вырывались вперед и становились во главе партии и государства – это Сталин, Хрущев, Брежнев, Черненко и Ельцин.

Все они, как патриоты и государственники, старались, как могли, сделать всё возможное для величия и процветания государства и оставить свой след в Истории. Кто из них был лучше или хуже для России, рассудит Время.

Кризис или конец цивилизации?

Апостол Павел признавал наличие совести даже у людей, далеких от религии, но умеющих различать правду от лжи: «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую…»

Прогресс цивилизации, начиная с эпохи Возрождения, усыпил разум и просветление души человека, обратив их к новым реальным ценностям – увеличению количества и качества производства и потребления материальных благ, в основе которых лежали не столько интеллектуальные и научные успехи, а государственные и классовые интересы власти.

Однако трезвая оценка исторических тенденций, идеологических и социальных концепций, политических и экономических реформ показывает, что в основе результатов, получаемых от преобразований, лежат не материальные, политические и идеологические процессы, а сознание людей с их нравственными принципами и мотивами поведения, которое должно было привести к развитию высших качеств личности, но его подменили новыми «общечеловеческими ценностями».

Спор о приоритете материального или духовного в человеческим сообществе, начатый еще Христом, уже двести лет является актуальным для России. Это лежит в основе всех разногласий, порождающих реформы и революции, а также то тлеющей, то разгорающейся «гражданской войны» в умах россиян.

Это ярко проявилось еще в споре Тютчева и Белинского. Белинский надеялся, что капитализм с его материальными благами (строящаяся железная дорога от Москвы до Петербурга как символ перемен) приведет к созданию гражданского общества с нравственными людьми и победит русскую «Птицу-Тройку» с её традициями и невежеством.

Но оказалось, что прав был Тютчев, который в письме к Уварову 20 августа 1851 года почувствовал совсем другую тенденцию:

«Я далеко не разделяю того блаженного доверия, которое питают в наши дни ко всем этим материальным способам, чтобы добиться и осуществить согласие и единодушие в политических обществах. Все эти способы ничтожны там, где не достает духовного единства, и часто даже они действуют противно смыслу своего естественного назначения.

Доказательство может служить то, что происходит сейчас на Западе. По мере того как расстояния сокращаются, умы всё более и более расходятся. И люди охвачены этим непримиримым духом раздора и борьбы – уничтожение пространства никоим образом не является услугой делу общего мира, ибо ставит их лицом к лицу друг с другом. Это всё равно что чесать раздраженное место вместо того, чтобы успокоить раздражение…»

170 лет назад Тютчев точно описал происходящее с человечеством в XXI веке: сейчас время «ускорилось» и технический прогресс достиг немыслимых высот, но умственные способности человека не справляются с огромным потоком информации, поэтому во всех странах во власти и в элитах почти нет нормальных людей. Но главное – моральные и духовные качества человечества не только не улучшились, а свидетельствуют о полной его деградации.

Вместо взаимопонимания и сотрудничества страны враждуют, а внутри многих государств идет гражданская война. Причина в том, что отсутствие духовных качеств в людях идеологи пытаются заменить рассуждениями о гуманизме, прогрессе, демократии, новом мышлении, либерализме, рынке и правовом государстве… Но торжествуют алчность, зависть, тщеславие и властные амбиции, и получается «не как лучше», а гораздо хуже, «чем всегда».

Об этом предупреждал Достоевский: «Ясно, что общество имеет предел своей деятельности, тот забор, на который он натыкается и остановится. Этот забор есть нравственное состояние общества, крепко соединенное с социальным устройством его!»

В результате десятилетий холодной войны СССР был разрушен враждебным окружением и предательством внутренних элит и вместо перехода на новую ступень коммунистического строительства вскочил на ступеньку уходящего поезда глобального капитализма. Это была стратегическая ошибка – капитализм тогда уже прошел точку невозврата и теперь сам ищет выход в новом социализме, а элиты РФ всё ещё не решили, куда идти, и цепляются за бессмысленное настоящее…

Неужели Чаадаев был прав, когда утверждал: «Дело в том, что прогресс человеческой природы вовсе не безграничен, как это обыкновенно воображают, для него существует предел за который он никогда не переходит. Вот почему цивилизации древнего мира не всегда шли вперед… Дело в том, что как только материальный интерес удовлетворен, человек больше не прогрессирует, хорошо еще, если он не идет назад!»

К сожалению, сейчас человечество в очередной раз подошло к очередной точке сингулярности и, похоже, хочет не просто деградировать, а прекратить историю человека как «разумного» (?) вида, уступив свое место киборгам или искусственному нечеловеческому интеллекту…

Изобилие материальных благ и освобождение человека от повседневного труда и забот делает сегодня его жизнь бессмысленной, где творчество заменяют бесконечные наслаждения и извращенные желания, которые, как наркотики, парализуют духовные силы человека.

Предсказанный Фукуямой «конец истории» завершился победой капиталистической либеральной экономики над коммунизмом, но победа оказалась пирровой. Причина этого – необузданная алчность, эгоизм и нечестная конкурентная борьба, уничтожающие подлинные свободы, честь, совесть, достоинство, милосердие и самопожертвование. Личность исчезает, а общество превращается в стадо, и теперь результаты этой победы угрожают не только Западу, но и всему человечеству.

По словам философа К.Н. Леонтьева, «все менее и менее сдерживает кого-либо религия, семья, любовь к отечеству, и именно потому, что они всё еще сдерживают, на них более всего обращена ненависть и проклятия современного человечества. Они падут, и человек станет абсолютно и впервые «свободен». Свободен, как атом трупа, который стал прахом».

Гениям свойственно заблуждаться, и Лев Николаевич Толстой искренне заблуждался о намерениях Бога:

«Природа, говорят, экономна своими силами, – при наименьшем усилии достигает наибольших результатов. Так же и Бог. Для того чтобы установить в мире Царствие Божие, единение, служение друг другу и уничтожить вражду, Богу не нужно делать это самому. Он вложил в человека свой разум, освобождающий в человеке любовь, и всё, чего он хочет, будет сделано человеком. Бог делает своё дело через него. А времени для Бога нет, или есть бесконечное. Вложив в человека разумную любовь. Он уже всю сделал».

В этой фразе столько наивных заблуждений, что это простительно только глубоко верующему в своего Бога человеку – Льву Толстому.

Получатся, что Бог поручил установить «Царствие Божие» человеку?! Бог этого людям не поручал, он хотел, чтобы они стали Людьми. Толстой считал, что люди – если не дети Бога, то его посланники и для этого Бог вложил в человека СВОЙ разум. Следовательно, люди, по Толстому, обладают разумом Бога и делают на Земле Царство Божие вместо него?! Для этого у Бога есть бесконечное время…

Да, у Бога есть бесконечное время – Бог и есть Время. Но Бог дал людям не свой разум, а человеческий, с правом выбора и ошибок. Он не поручал человеку устанавливать на Земле Царство Божие. Что Бог хотел, сотворив Землю и человека, мы не знаем. Согласно Библии – только плодиться, размножаться и творить что угодно по своему человеческому разумению! Это эгоистичное, неразумное и агрессивное человечество и творит на Земле уже несколько тысяч лет.

Но если у Бога время бесконечно, то у человечества оно уже заканчивается. В способности человека быть разумным и создать совершенное общество ошибались все пророки – Христос и коммунисты. Человечество пока несовершенно, оно скорее склонно к безумию и самоубийству.

О том, что перестройка, развал СССР и трагедия 90‐х годов были ошибкой, спустя десять лет признали многие реформаторы, в том числе Примаков и Лужков, об этом писали десятки, если не сотни историков, философов и общественных деятелей, но их никто не хочет слышать.

СССР проиграл США в холодной войне не потому, что у советского руководства не было реальной картины мира. Её не было тогда ни у кого, и у США тоже, но руководство СССР не смогло реально оценивать ситуацию в стране и в мире. Поэтому часть советской элиты захотела стать частью капиталистического мира потребления, а СССР разрушили вместе с ними враги, предатели и трусы…

Каждая общественная система имеет свои уязвимые места. Римская империя погибла от роскоши и разврата, европейские абсолютные монархии – от отсутствия свободы, а капитализм – от жадности монополий и от ложного понимания демократии и свободы. Советская власть и коммунизм в СССР погибли от такой малости, как несовершенство природы человека, когда советский народ по примеру своей элиты стал эгоистичным, циничным и агрессивным мещанином-потребителем с прогрессирующим инстинктом частного собственника.

Советская идеология перестала соответствовать вызовам времени, а отсутствие положительного примера со стороны партийной элиты привело к неверию в идею построения коммунизма. Даже Фидель Кастро считал, что СССР был святым местом на Земле, но его распяли, как Иисуса Христа, а папа римский Иоанн II заметил, что с распадом СССР христианство кончилось…

Можно ли было сохранить СССР и продолжать строительство коммунизма, несмотря на несовершенство человеческой природы, чтобы создать нового человека и гражданина? Наверное, можно, но для этого нужны были другая идеология и пример власти и элиты общества. Кроме того, для стимулирования элит необходимы были регулярные «чистки».

Троцкий еще в первые годы советской власти осуществлял жестокие и несправедливые «чистки», особенно среди русского населения – интеллигенции, казачества и духовенства, за что и поплатился. По определению Сталина, «по мере строительства социализма классовая борьба в обществе обостряется». Это не было преувеличением. Поэтому он провел «чистку» в 30‐х годах, но только один раз.

Потом была кровопролитная война с огромными жертвами, после которой ослабленному народу нужно было дать возможность набрать силу для новых свершений и улучшить его материальное положение. Однако на этой волне возродилось, окрепло и превратилось в самостоятельную классовую силу мещанство.

Оно проникло во все слои общества и в партийную элиту, и агенты влияния возбудили мещанство соблазном капиталистического рая и использовали его как критическую контрреволюционную массу в перестройке для разрушения СССР в 1991 году.

Вывод очевиден: нужна новая идеология, адекватная вызовам времени. Нужна «чистка» элиты и власти. Нужно выращивать, воспитывать и контролировать новую элиту и формировать из пассивного общества образованных, активных и целеустремленных к идеалам справедливости граждан.

Нет пророков в своём отечестве. Но у России есть свой путь, и, как писал Тютчев, «в Россию можно только верить!». Поэтому она, несомненно, родит своих пророков, а народ сам разберется, какой должна быть Россия и для кого.

Кто такие политики и серые кардиналы?

Исторический экскурс

Политика (др. греч. ποιτική – «государственная деятельность») – деятельность органов государственной власти и события в обществе, связанные с функционированием государства. Термин введён в IV веке до н. э. Аристотелем: политика – искусство управления государством (полисом). Но существуют различные представления о природе и происхождении политики.

Мнение автора: политика – это многоплановое социальное явление, связанное с организацией системы деятельности всех институтов власти и государства для управления обществом с использованием элементов демократии для саморегулирования общества.

Серый кардинал – человек, как правило не занимающий формальной руководящей должности, но фактически влияющий на процесс управления. Чаще о серых кардиналах говорят в контексте политики, но они могут присутствовать в любой организации.

Впервые с понятием «серый кардинал» мы сталкиваемся в романе Александра Дюма «Три мушкетера», где он рассказывает о времени правления во Франции Людовика XIII. Несмотря на то что формально он являлся носителем власти, фактически управлял страной Арман-Жан дю Плесси де Ришелье, известный нам как кардинал Ришелье, который получил прозвище «красный кардинал» из-за цвета шапочки, положенной ему по статусу.


Однако Ришелье был не единственным теневым лидером в те времена. За ним стоял не занимавший формального поста отец Жозеф. Дюма в своем романе говорит о нём: «Был еще, правда, «отец Жозеф», но его имя произносилось не иначе как шепотом: так велик был страх перед «серым преподобием», другом кардинала Ришелье».

Часто серый кардинал настолько прочно занимает свою позицию теневого лидера, что получает статус фактического руководителя, и вокруг формируется теневая система управления со своими механизмами и иерархией. Для них характерны общие черты – это умные, расчетливые, уверенные в себе люди, обладающие сильной интуицией, манипуляторскими навыками и мыслящие стратегически.

Они не стремятся к всеобщему признанию, но стремятся к власти. Они замкнуты и недоверчивы. Они легко читают эмоции других людей и прекрасно контролируют собственные, сохраняя холодной рассудок в стрессовых ситуациях, что позволяет им выжидать подходящего момента, чтобы добиться желаемого результата.

Они ловкие игроки и манипуляторы, способные чужими руками прийти к цели, используя любые средства и методы, даже самые грязные и аморальные, но оставаясь при этом в тени. Несмотря на стремление избежать публичности, они часто становятся популярными, изменяют историю своих стран и входят в мировую историю

Еще в Древнем мире были известны знаменитые наставники и серые кардиналы правителей – Аристотель при Александре Македонском и Сенека при Нероне.

Ливия Друзилла – жена древнеримского правителя Октавиана Августа известна как умелый манипулятор, руководствующийся личными интересами. Октавиан оставил ради неё жену Скрибонию после того, как она родила ему дочь. Их брак длился 52 года. Ливия имела огромное влияние супруга и постоянно вмешивалась в государственные дела.

По ее просьбе было помиловано много людей, приговоренных к казни. Главной её целью было усиление влияние сыновей от первого брака. Старшего – Тиберия – она женила на дочери Октавиана, а все конкуренты Тиберия на руку невесты загадочным образом были устранены с участием Ливии.

После смерти Октавиана на престол взошел Тиберий, и Ливия играла при нём роль серого кардинала. Но сын не хотел, чтобы мать вмешивается в государственные дела, и между ними возник конфликт, в результате которого Тиберий оставил трон и покинул Рим навсегда.


Ли Ляньин

Серые кардиналы правили во все времена и на разных континентах. На Востоке самыми влиятельными считались евнухи при султанах и шахах, а также приближенные к царской семье. Одним из влиятельных евнухов при китайском дворе был Ли Ляньин – сын простого сапожника, который для доступа к власти стал евнухом и устроился на службу к императору, где сделал карьеру с помощью наложницы Лань Кэ.

Сначала она совершенно не понравилась императору и имела в гареме самый низший ранг. Ляньин Ли нанял учителей, которые обучали ее музыке, рисованию, поэзии, танцам и любовному искусству. В знак благодарности она отдавала евнуху большую часть своих денег. Вскоре она очаровала императора и родила ему единственного наследника, получив после этого доступ к власти и новое имя Цыси. Вместе с ней к власти пришел и евнух, ставший её фаворитом и серым кардиналом.

Цыси прославилась как жестокая императрица, которая вместе с Ли Ляньином использовала самые аморальные методы. Одними из главных их «заслуг» стали легализация взяточничества и расхищение казны.

Евнух был единственным, кто мог сидеть при императрице, и даже на её троне. Вместе с Цыси они растратили государственную казну, и императорская династия Цин закончилась. Но евнух Ли Ляньин за время своего теневого лидерства нажил много врагов и, по одной из версий, был отравлен.


Кардинал Ришелье

Арман-Жан дю Плесси де Ришелье, получивший прозвище «красный кардинал», отличался необычайный умом, красноречием и эрудицией.

Дюма изобразил его организатором всех дворцовых и шпионских интриг. Это соответствовало реальным фактам. Ришелье для достижения своей цели использовал абсолютно все методы: шпионаж, доносы, сплетни, коварство и подлость.

Он не доверял никому и говорил: «Всякий, кто узнает мои мысли, должен умереть». Ришелье безгранично верил только своему помощнику отцу Жозефу, который был его единственным другом и исполнителем его приказов. Ришелье был проницательным и умел стратегически мыслить. Но, в отличие от героя Дюма, который прославился подлыми поступками, он сделал для своей страны очень много хорошего и полезного.

Благодаря ему были запрещены дуэли, основана Французская академия наук, увеличен флот, завершена феодальная раздробленность и налажены торговые отношения с другими странами. Своими делами он прославился не только во Франции, но и в других странах. Российский император Петр I, посетив могилу Ришелье, сказал, что отдал бы такому министру полцарства за то, чтобы тот помог ему управлять второй половиной.


Отец Жозеф

В произведениях Дюма Ришелье предстает хитрым и коварным человеком. На самом деле он был талантливым политиком и патриотом Франции. Но в одиночку бороться с могущественной испанской партий при французском дворе он не мог.

Поэтому его верным помощником и участником всех интриг был Франсуа Леклер дю Трамбле. Он когда-то мечтал о военной карьере, но внезапно постригся в монахи ордена капуцинов под именем Жозеф. Из-за невзрачного бурого облачения его прозвали «серым», но кардиналом он стал только перед смертью – в 1638 году.

«Два человека являются воплощением французской политики начала XVII века: один, Ришелье, был ее архитектором, а другой, отец Жозеф, – ее стержнем», – писал французский историк Пьер Бенуа. Отца Жозефа боялись и ненавидели современники, но историки не определились, был он гением или злодеем. Во время Тридцатилетней войны он значительно повысил налоги, и многие французы оказались в крайней бедности.

Отец Жозеф вел аскетический образ жизни: питался хлебом и водой, ходил пешком и умер в полной нищете. Он вершил международную политику Людовика XIII, наводнил Европу и Восток своими шпионами, плел интриги против Англии и Франции и боролся с протестантами.

Его называют бессердечным человеком и садистом. Он считал, что цель оправдывает любые средства. Поэтому серый кардинал был для Ришелье одновременно суровым аскетом, искренним патриотом, преданным другом, религиозным фанатиком, беспринципным политиком и коварным интриганом. Для достижения цели он использовал обман, клевету, подкуп, шантажа и убийства.

Всё это время он не имел официального статуса, но в последние месяцы его жизни Ришелье добился для него должности кардинала. Однако, имея в своих руках огромную власть, он не использовал её для собственного обогащения. Его главной миссией как ревностного католика и патриота было служение Родине, королю и Богу.

Фредрик Мунк

Шведский король Густав III не ладил со своей супругой Софией-Магдаленой, возможно, из-за своей нетрадиционной ориентации. Но королева должна была родить наследника престола, и Густав III обратился за помощью к камер-пажу Адольфу Фредерику Мунку.

Оказалось, что серые кардиналы могли помогать правителям не только в государственных делах, но и в любви. Этому юноше удалось примирить короля и королеву, и София-Магдалена зачала законного наследника. Скорее всего, Мунк сам соблазнил Софию и стал отцом наследника – будущего Густаву IV.

За это Мунк был щедро награжден королем и королевой титулом барона и должностью интенданта королевского дворца. Позже он занял место в шведском рыцарском ордене серафимов, который по престижности равнялся легендарному «Круглому столу» короля Артура. Позже он стал графом и милости получал не за свои советы, а за то, что делил ложе с королем Густавом.

Во время конфликта с Россией король, по совету Мунка, наладил выпуск поддельных российских монет высокого качества, которые отличались только коронами над головами гербовых орлов. Одержав победу на экономическом фронте, Густав III начал военные действия, но после нескольких побед прекратил войну, возможно, опять по совету пройдохи Мунка.


Жозеф Фуше

Фуше был беспринципным серым кардиналом и успешно служил сразу нескольким правителям. Он получил прекрасное духовное образование и формально был монахом, что не мешало ему глумиться над католической церковью и подчеркивать свой атеизм.

Французскую революцию Фуше встретил с радостью. Она открывала перед ним множество новых возможностей. Сначала он примкнул к партии якобинцев и активно поддерживал их политику террора. Он выступал за казнь Людовика XVI, а во время восстания в Лионе по его приказу были расстреляны сотни человек. Но как только популярность террора пошла на спад, Фуше переметнулся к умеренному крылу и стал осуждать террор.

Он участвовал в свержении и казни своего соратника Робеспьера. В 1799 году Фуше, став министром полиции, начал собирать компрометирующие материалы на сильных мира сего, создал для этого разветвленную шпионскую сеть со штатом провокаторов и «служителей закона» – наемных убийц. (Кстати, это оригинальный и циничный термин. Жаль, что его не используют сегодня.)

Затем в хаосе революции он сделал ставку на амбициозного Наполеона и не проиграл. После государственного переворота он хотя и не пользовался доверием императора, но сохранил пост министра полиции. Но в 1809 году, предчувствуя падение Наполеона, он уже вёл переговоры со всеми – с роялистами, республиканцами и англичанами, выгадывая, кто предложит ему больше.

Поэтому после реставрации Бурбонов он снова оказался их самым преданным сторонником. Даже вернувшегося из изгнания Наполеона он встретил как освободителя, и тот оставил его на посту министра, а после поражения Наполеона при Ватерлоо Фуше становится активным участником второй Реставрации, и Людовик XVIII снова назначает его министром полиции.

Так Фуше удалось сохранить свой пост и свою жизнь при смене пяти правительств, и умер он в собственной постели, хотя и в добровольном изгнании в Австрии, в окружении семьи, которой оставил состояние в 14 миллионов франков. Такие «подвиги» не под силу простым серым кардиналам, если только они не являются отъявленными авантюристами, которым возможно невероятное.


Эдвард Мандел Хауз

В 1876 году Хауз вместе со своим другом Оливером Мортоном был вовлечён в президентскую избирательную кампанию. Отец Мортона был сенатором, и юноши вместе попали «за кулисы» политической жизни страны.

Эдвард тогда понял, что «лишь двое-трое в Сенате и двое или трое в палате представителей вместе с президентом действительно правят страной. Все остальные – только подставные фигуры… поэтому я не стремился к официальным постам и не старался ораторствовать».

Получив наследство, он занялся бизнесом, но это было только игрой – его занимала только политика. В 1892 году на губернаторских выборах в республиканском Техасе он поддержал кандидата от демократов Джеймса Хогга и негласно руководил его избирательной кампанией, и Хогг победил. Затем Хауз 10 лет был советником четырех губернаторов, но не занимая официальных постов.

В 1912 году, во время президентских выборов, он вышел на мировую политическую арену, когда помог приходу к власти Вудро Вильсона, который стал своему серому кардиналу другом. Поэтому политику Вильсона определяли финансовые круги США и особенно – Хауз, который называл себя «властью, стоящей за троном».

Благодаря политике Хауза США стали активно вмешиваться в европейские события. Лига Наций была их политическим оружием, как и многие решения Парижской конференции, которая подводила итоги Первой мировой войны. Только один проект Хауза не был реализован: «Мир будет жить спокойнее, если на месте России будет не одно государство, а четыре».

В конце жизни серый кардинал Хауз ушёл из политики и занялся литературным творчеством… Его миссия была завершена.


Андрей Остерман

При российском императоре Петре I роль серого кардинала принадлежала не только Меншикову, но и немцу Генриху Иоганну Фридриху Остерману, получившему в России имя Андрей. Он бежал из Европы после убийства человека на дуэли.

На страницу:
2 из 5