Полная версия
Держава Рюриковичей. Первая часть
Скифы вообще были очень кровожадны. На войне скифъ пилъ кровь перваго убитаго имъ врага. Головы убитыхъ непріятелей скифы относили къ царю, чтобы иметь право участвовать при разделе добычи; кто не приносилъ головы, тотъ ничего и не получалъ. Кожа съ непріятельскаго черепа искусно снималась и привешивалась къ узде коня; и у кого было больше такихъ знаковъ победы, тотъ считался храбрее всехъ. Изъ череповъ знатнейшихъ непріятелей скифы делали себе чаши, изъ которыхъ и пили вино на большихъ празднествахъ. Пили они вина очень много и притомъ не смешаннаго съ водой, какъ делали греки, а чистаго, что считалось у грековъ признакомъ грубости и варварства.
Своихъ царей скифы погребали съ большими почестями и особеннымъ образомъ. Тело умершаго они бальзамировали, клали на колесницу и обвозили покойника по всемъ его бывшимъ владеніямъ. Печаль ихъ выражалась темъ, что они наносили себе раны на лице, урезывали уши и стригли волосы. Чемъ дальше везли погребальную колесницу, темъ больше и больше народу присоединялось къ печальному шествію. Когда привозили тело царя на царское кладбище (у Днепровскихъ пороговъ, какъ предполагаютъ некоторые изъ нынешнихъ ученыхъ), то выкапывали большую четырехугольную яму, а въ ней отдельныя пещеры. Въ одной погребали царя, а въ остальныхъ – одну изъ царскихъ женъ и самыхъ близкихъ слугъ, предварительно задушивъ ихъ. Съ ними клали царскую утварь, оружіе и различныя украшенія, большею частью золотыя. Потомъ все собравшіеся на погребеніе наперерывъ засыпали могилу землей, стараясь сделать насыпь какъ можно больше; такимъ образомъ сооружали иногда громаднейший курганъ саженъ въ 10 вышины, шаговъ 500 въ окружности. Черезъ годъ справлялись поминки: снова убивали лучшихъ изъ уцелевшихъ слугъ умершаго царя, убивали и лучшихъ коней его (техъ и другихъ иногда до 50) и мертвыхъ всадниковъ на мертвыхъ коняхъ ставили на кольяхъ вокругъ кургана.
Къ разсказамъ Геродота о скифахъ ученые долго относились очень недоверчиво. Но когда стали раскапывать курганы, то разсказы Геродота подтвердились почти вполне.
Несмотря на то, что сокровища многихъ скифскихъ могилъ оказались расхищенными неизвестно когда и неизвестно кемъ, при раскопкахъ кургановъ было найдено огромное количество скифскихъ древностей: напр., при раскопке Чертомлыцкаго кургана было найдено около 2500 предметовъ, драгоценныхъ для науки. Особенно важное значеніе имеютъ две вазы – одна золотая, найденная близъ Керчи, другая – серебрянная, открытая близъ Никополя (недалеко отъ Днепровскихъ пороговъ).
Хотя оба эти сосуда греческаго изделія, но они сделаны сообразно вкусамъ и нравамъ скифовъ, а потому даютъ понятіе о вооруженіи и одежде ихъ. Скифская одежда была приспособлена для верховой езды: короткій кафтанъ запахивался пола на полу и туго подпоясывался ремнемъ, украшеннымъ пластинками и пуговицами. Кафтаны были теплые и холодные: первые делались на меху и обшивались мехомъ по краямъ. Обувь состояла изъ короткихъ сапоговъ, которые у щиколотки перевязывались ремнемъ. У богатыхъ скифовъ и у царей кафтаны и шаровары украшались золотыми пуговицами и бляшками разныхъ размеровъ и рисунковъ. Скифы носили бороды и длинные волосы, зачесывая ихъ назадъ. Сверху одевался башлыкъ, который также украшался пуговицами и бляшками. Вожди на голове носили ленточную золотую перевязь, а на шее ожерелье, иногда до полуфунта весомъ. Въ женскихъ могилахъ найдено множество всевозможныхъ украшеній.
Главнымъ оружіемъ скифовъ были лукъ и стрелы; кроме того, употреблялись копья и короткіе мечи. Своего коня скифъ украшалъ, какъ только могъ: седло, уздечка, даже шея коня украшались цепочками и колокольчиками (К.И. Добрынин «Элементарный курс Русской истории»).
Неотъемлемой частью образа жизни скифов была война. Сражались они конные и пешие, особенно славились скифские стрелки. На войне они отличались храбростью и жестокостью. Скифы в основном вели наступательные войны. Скифские набеги разрушили такое сильное государство в Закавказье, как Урарту, в Европе они доходили до Берлина. Многие восточные цари старались нанять в свои войска скифских всадников. Так, нововавилонский царь Набуполосар II нанял скифов для борьбы с Ассирийской державой. В ходе этой войны, в 597 г. до Р. Х., скифы участвовали в штурме Иерусалима и даже побывали в Египте. После разгрома Ассирии скифы оставались в Передней Азии, представляя угрозу для местных царей. Существует легенда, что мидийский царь Киоксар напоил вином и убил скифских вождей и таким обманом заставил скифов уйти из Передней Азии назад, в Северное Причерноморье.
Однако скифы могли вести не только наступательные, но и оборонительные войны. В 513 г. до Р. Х. скифы выдержали поход многочисленного персидского войска Дария I. Они увлекли персидские войска в глубь страны, засыпая на своем пути колодцы и источники, истребляя всякое произрастание. Утомленные бесплодной погоней, теряя воинов в мелких стычках со скифскими всадниками, томимые голодом и жаждой персидские войска вынуждены были покинуть пределы Скифии.
В связи с походом Дария I в Скифию Геродот оставил нам такое предание, говорящее о почитании скифами предков. Утомленный бесплодной погоней скифов Дарий послал сказать скифскому царю: «Странный человек! Зачем ты бежишь все дальше и дальше? Если чувствуешь себя в силах сопротивляться мне, то стой и бейся, если же нет, то остановись, поднеси своему повелителю в дар землю и воду и вступи с ним в разговор». На это скиф отвечал: «Никогда еще ни перед одним человеком не бегал я из страха, не побегу и пред тобою; что я делаю теперь, то привык делать и во время мира, а почему не бьюсь с тобою, тому вот причины: у нас нет ни городов, ни хлебных полей, и потому нам нечего биться с вами из страха, что все их завоюете или истребите. Но у нас есть отцовские могилы, попробуйте их разорить, тогда узнаете, будем мы биться или нет».
В IV веке до Р. Х. скифскому царю Атею удалось объединить значительную часть скифских племен в борьбе против войск Александра Македонского. Скифское государство располагалось в Крыму и Северной Таврии. Столицей скифских царей стал город Неаполь Скифский, расположенный в окрестностях Симферополя.
Скифское господство в Северном Причерноморье было прервано во II веке до Р. Х. вторжением новых кочевников с востока. Сюда из-за Каспийского моря пришли родственные скифам племена сарматов.
Многие ученые считают скифов предками славян и многие черты характера, свойственные скифам, находят в славянах. Вот только жестокость и кровожадность скифов мало передалась славянам. О нравах и обычаях скифов писали многие историки.
Из книги Александра Нечволодова «Сказание о Русской земле»: «В этих нравах и обычаях нас, конечно, больше всего поражает необыкновенная кровожадность и жестокость наших предков. Сдирание кожи с трупов врагов, обделка черепов родственников, с которыми поссорились, в чаши для вина, наконец, удушение стольких преданных слуг на могиле вождей – все это не может не поражать нас. Но надо всегда помнить время, в которое жили наши предки, надо помнить, что это было за несколько столетий до рождества Иисуса Христа, который явился именно чтобы спасти этот жестокий языческий мир, погрязший в потоках крови, и просветить его своей проповедью любви к ближнему. В описываемое же время никто о возможности подобной любви к ближнему даже и не подозревал; к тому же, если прародители наши и были жестоки к своим врагам, то только потому, что они знали, что и с ними, в случае беды, эти враги поступят точно так же, если еще не хуже. Надо не забывать, что все войны велись тогда с беспощадной жестокостью».
Славяне и их соседи
1. Происхождение славян. Главный народ, который жил в Восточной Европе, назывался славянами.
Откуда пошли славяне, каково их происхождение? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберемся с такими понятиями, как народ, или этнос, род, семья, а также узнаем о том, как люди изучают свою историю.
Этнос в переводе с греческого языка означает народ, племя. В истории под этносом понимается историческая общность людей, обладающая определенной территорией, общим языком, обычаями, ведущая совместное хозяйство и имеющая общее управление. К типам этносов относятся племя, народ и нация. По сходству языков народы объединяются в языковые семьи или группы. По своим физиологическим признакам народы объединяются в расы. Ученые сейчас насчитывают всего четыре расы (красная раса – это индейцы Америки, черная раса, или негроиды, желтая раса, или монголоиды, и белая раса, или европеоиды), в то время как народов на земле более 2 тысяч.
В древние времена основной этнической единицей было племя. Оно имело общую территорию, совместное управление, язык и обычаи. Племена, в свою очередь состояли, из родов – коллективов кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка и носящих родовое имя. Роды состояли из малых групп, которые были связаны узами брака или кровным родством. Эти малые группы назывались семьями. Семьи были связаны общностью быта, взаимной помощью и ответственностью друг за друга.
Род жил в своем поселке и имел свою территорию обитания. Объединенные территории таких родовых общин составляли территорию племени. Во главе родовых общин стояли старейшины. Это были наиболее опытные и уважаемые мужчины. Во главе племени находился совет старейшин. В случае войны племя на общем собрании взрослых мужчин, которое у славян называлось вече (от слова «вещать» – говорить со знанием дела), выбирало себе военного предводителя, который у славян назывался князь. Иногда для борьбы с сильным противником племена образовывали военный союз, который возглавлял один (главный) князь. Если это временное объединение племен сохранялось долго и князь больше не выбирался на вече, а передавал свою власть по наследству, то такая общность людей уже составляла новую форму организации, получившую название государства.
Есть два основных источника, по которым ученые могут узнать о жизни людей в прошлом, – это письменные и вещественные памятники истории. Наиболее авторитетными письменными источниками являются Священное Писание, или Библия, и летописи. Летопись – это описание событий по годам. Первым известным русским летописцем считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Начальная русская летопись, написанная Нестором, называлась «Повесть временных лет». До того времени, когда не было у славян своих летописцев, об их истории мы узнаем от византийских, готских и арабских авторов. Иногда о глубокой древности мы можем узнать только по археологическим раскопкам.
Согласно Библии, все современное человечество произошло от Адама: «От одной крови он [Бог] произвел весь род человеческий» (Деян. 17, 26). После потопа весь человеческий род произошел от трех сынов Ноя: Сима, Хама и Иафета. Летописец Нестор славян относит к потомкам Иафета, которому Бог дал во владение «полунощные страны и западные». В Библии про потомков Иафета сказано, что «распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9, 27).
От колена Иафета произошли индоевропейская, уральская и другие языковые семьи. Индоевропейцы, или арийцы, по языковому признаку делятся на три группы: 1) восточная группа языков и народов (индийцы, иранцы, армяне, таджики); 2) западноевропейская группа (англичане, германцы, французы, итальянцы, греки и т.д.); 3) славянская группа (восточные, западные и южные славяне).
Под своим именем славяне стали известны в письменных источниках только с VI века нашей эры. Это дало повод некоторым исследователям объявить славян «молодым народом», т.е. сформировавшимся намного позже других индоевропейских народов. Но тогда возникает вопрос, каким образом «молодой народ» уже в VI веке обнаружен сразу на огромной территории Восточной, Юго-Восточной и Северной Европы. К тому же лингвистические исследования установили, что славянский язык сохранил самые архаические черты некогда общего индоевропейского языка. Поэтому исторические корни славянства надо искать в истории гораздо глубже.
Анализ письменных и археологических источников дает примерно такую картину происхождения славян: арийцы – скифы – сколоты, или «скифы пахари» – славяне (венеды, склавены, анты). Если проследить происхождение славян в такой последовательности, то получается примерно такая картина.
Когда-то наши общие европейские предки (арийцы) жили на определенной территории. Последней территорией их общего обитания было так называемое Семиречье (верховья рек Амударьи и Сырдарьи). Язык, на котором говорили древние арии, назывался санскрит, он явился основой многих европейских языков. Основным занятием арийцев было земледелие, но занимались они и скотоводством. Особый интерес представляет религия древних арийцев. Она называлась ведийской религией, по названию священной книги – Веды. «Веды» в переводе с санскрита означает «знание». Ведийская религия, как и все остальные религии того времени, была языческой. У арийцев, как у всех народов древнего мира, было множество богов, но главной особенностью их религии была вера в переселение душ. Арийцы верили, что человек после смерти родится вновь, т. е. его бессмертная душа вселится в новое тело. Поэтому погребальный культ арийцев сопровождался сожжением трупа умершего, для того чтобы душа быстрее ушла на небо, а потом опять воплотилась в тело новорожденного младенца. У арийцев не было жрецов или других особых служителей религиозного культа, религиозные культы справляли старейшины рода. Были у них святые места, или капища, где какое-нибудь племя или род справляли свои религиозные культы. Был у них и культовый город – Аркаим, недавно найденный археологами на Южном Урале в районе Челябинска. Он предположительно возник за 2 тыс. лет до Рождества Христова.
Из Семиречья во II и I тысячелетиях до Р. Х. арийцы широко расселились по земле и тремя потоками разошлись на восток, юг и запад. Первая волна переселенцев ушла в Индию (изучите историю древней Индии), потом часть арийцев ушла в Иран (вспомните образование Персидской державы), наконец, арийские племена расселились по всей Европе, и от них произошли все современные европейские народы.
Из книги Александра Нечволодова «Сказание о Русской земле»: «Одно из колен племени Иафета5 поселилось в верховьях рек Амударьи и Сырдарьи6, находящихся ныне в пределах Российской империи – в Туркестанском крае. Здесь колено это дало начало как многим племенам Малой Азии, Персии и Индии, так и всем славным и знаменитым народам, населяющим Европу: грекам, римлянам, испанцам, французам, англичанам, немцам, шведам, литовцам и прочим, а также всем славянским племенам: русским, полякам, болгарам, сербам и всем остальным. Первоначально все наши предки, жившие в верховьях Амударьи и Сырдарьи, носили название Ариев… «Арии» в древнем языке, которым они говорили, означало «почтенные», «превосходные». Действительно, Арии выделялись из всех остальных обитателей Земли того времени как своею силою, ростом, стройностью и красотою, так и особенно благородством своих душевных качеств… Так жили славные Арии на своей первоначальной родине… По мере того как увеличивалось население Ариев и умножались их роды и племена, происходило и постепенное расселение их с родных мест в разные стороны. Как народ земледельческий, Арии при своем расселении продвигались вперед постепенно: прибыв в какую-либо местность, они засевали поля, и только собрав жатву, продвигались дальше вперед, причем, придя на новое место, опять оставались на нем до сбора урожая. Встречаясь на новых местах с их обитателями, Арии, если те не покорялись им добровольно, вступали с ними в жестокие бои, или истребляли их совершенно, или обращали в своих рабов и данников, при этом впоследствии они постепенно сливались с покоренными туземцами путем браков».
Одним из последних исходов арийцев из Семиречья был скифский. Где-то в VII веке до Р. Х. скифы обогнули с севера Каспийское море и вышли в Северное Причерноморье. Новые пришельцы изгнали из этого района воинственные племена киммерийцев и заселили их бескрайние южные степи. Потом на смену скифскому господству в Северном Причерноморье пришло сарматское господство.
Геродот, подробно описывая жизнь и обычаи скифов-кочевников, заметил, что к западу от Днепра и от скифов-кочевников жили «скифы-пахари», или скифы земледельцы. Он считал их другим племенем и называл сколотами. Многие ученые полагают, что «скифы-пахари», или сколоты, были предками славян (праславянами). Где-то в I веке до Р. Х. праславяне, теснимые кочевниками-сарматами, ушли из Приднепровья и переселились на Дунай, но и оттуда во II веке по Р. Х. они были изгнаны войсками римского императора Траяна. Новой родиной для них стали Карпаты и бассейн реки Вислы. Причем, придя в Центральную Европу, они изгнали оттуда германское племя готов, которое ушло на юг и поселилось на берегах Черного моря от Дона до Дуная. Затем готы разделились на вестготов (западных готов) и остготов (восточных готов).
Летописец Нестор о переселении праславян (славян) в Центральную Европу: «Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская… Когда волохи [римляне] напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле».
К VI веку славяне практически заняли обширную территорию в Восточной Европе от берегов Балтийского до берегов Черного моря. Так, в сочинении готского историка Иордана «О происхождении и деяниях готов», в котором описывается история племени готов начиная с IV века, он описал и другие, соседние с готами племена, в том числе и славян. По его сведениям, славяне в тот период были известны под тремя разными именами: венеды, склавены и анты. Венеды жили у берегов Балтийского моря, склавены занимали земли в районе Карпат, а анты жили в бассейне реки Днепр, ближе к берегам Черного моря.
Иордан рассказывает о войне готов с антами, а затем – о победе гуннов над готами, которые увлекли остготов и часть славян в свое переселенческое движение на запад. Эти события происходили в IV веке. В VI веке на земли славян в районе Карпат обрушились новые кочевники с востока авары, или обры, как их называли славяне. Аварское иго особенно было тяжелым для славян. В результате этого славяне покинули Карпаты и переселились на Балканский полуостров и на Восточно-Европейскую, или Русскую, равнину. Аварское нашествие окончательно разделило славянский мир на три ветви: южных славян, из которых затем образовались болгарский, сербский, хорватский и словенский народы, западных славян, из которых затем образовались польский, чешский и словацкий народы, и на восточных славян (русских, украинцев и белорусов).
Летописец Нестор об аварах (обрах): «Те же обры воевали со славянами и покорили дулебов, тоже славян, и притесняли женщин дулебских: собираясь ехать, обрин не давал запрягать ни коня, ни вола, а приказывал заложить в телегу 3, 4, 5 женщин, и они везли его; так мучили они дулебов. Были обры телом велики и умом горды, и истребил их Бог, перемерли все, не осталось ни единого обрина, и есть поговорка на Руси до сего дня: погибша аки обре».
Начиная с VI века южные и днепровские славяне почти ежегодно летом совершали военные походы на территорию соседней Византийской империи. Конными и пешими отрядами они дорогами и тропами проникали на Балканский полуостров, на быстроходных ладьях спускались по рекам в Черное море. Славянские военные отряды не только осаждали приграничные крепости, их морские флотилии осаждали даже Константинополь. Во время войн с Византией славяне познакомились с военной техникой византийцев и научились владеть их оружием лучше самих византийцев. Византийские императоры предпочитали откупаться от славян данью, а в свое войско набирать наемников из славян. Результатом победоносных походов славян на Византию было заселение опустевших византийских земель на Балканском полуострове славянскими общинами.
Византийские историки оставили нам много сведений о жизни и обычаях славян. Одним из таких историков был Прокопий Кесарийский, живший в VI веке от Рождества Христова. Он делил их на славян (с этого времени и вошло в употребление такое название), подразумевая под этим именем южных славян, и антов (восточных или днепровских славян).
Прокопий Кесарийский о славянах и антах: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим… Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, и одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».
2. Образ жизни и обычаи славян. Греческий историк Геродот, описывая жизнь народов древности, оставил нам очень важную и емкую фразу: «Образ жизни этих народов указывает им природа страны». Территория, на которой расселились славяне в VI-VIII веках, большей частью, кроме южной и самой северной, была покрыта лесами. Леса были такие дремучие, что и дорог в них не прокладывали, а средствами сообщения были реки. Около них и селились славяне. В лесах водилось много всяческих зверей: медведей, волков, лисиц, зайцев, кабанов, лосей, косуль, куниц, встречались буйволы и олени. Также много было различных птиц, бобров и соболей, шкурки которых особенно ценились. Реки и озера изобиловали рыбой. Соответственно этому охота и рыболовство были неотъемлемой частью хозяйства славян. Ещё славяне занимались бортничеством, т.е. собиранием меда диких пчел. Но все же главным занятием славян было земледелие, которое они принесли на новые земли со своей степной прародины. Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Скотоводство было для них подспорьем в сельском хозяйстве. Славяне разводили коров, лошадей и овец. Особенно ценили они ремесленников, которые могли изготовлять орудия труда и оружие (кузнецы), лепить и обжигать посуду из глины (гончары), ткать ткань изо льна (ткачи), рубить из дерева избы, лодки (плотники) и т.д.
Хлеб был главной пищей славян. Древнее славянское название хлеба «жито» произошло от славянского слова «жить». Но нелегко было возделывать землю, особенно в лесной полосе, ее надо было сначала отвоевать у леса. На выбранном участке славяне железными топорами рубили («подсекали») деревья и кустарники. Целое лето сохли деревья, на следующий год сушняк поджигали. Тяжелой бороной-суковаткой боронили поле, зола, смешиваясь с верхним слоем земли, удобряла его. И тогда сеяли зерно. Такой способ земледелия назывался подсечным. После нескольких урожаев земля истощалась. Тогда расчищали от леса и засевали новый участок земли, а старое поле на многие годы забрасывали. Подсечное земледелие требовало огромной затраты труда. Многочисленный коллектив родичей с трудом справлялся с обработкой небольшого участка земли.
Те славянские племена, которые жили в степной или лесостепной полосе, продолжали развивать пашенное земледелие. На черноземном юге землю пахали чаще всего плугом с железным лемехом, а в лесистых местах – сохой с железным сошником. Лемех подрезал при пахоте более глубокий и широкий пласт земли, чем сошник. Это помогало лучше обрабатывать землю. Урожая становилось больше.
Славяне не были торговым народом, поэтому все, что они производили внутри своей общины, обменивали между собой или с соседними общинами, реже – с другими племенами и народами. Такой вид хозяйствования назывался натуральным хозяйством.