bannerbanner
Исторический журнал «History hobby». Выпуск 3
Исторический журнал «History hobby». Выпуск 3

Полная версия

Исторический журнал «History hobby». Выпуск 3

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Исторический журнал «History hobby»

Выпуск 3


Владимир Сушков

© Владимир Сушков, 2024


ISBN 978-5-0064-3051-8 (т. 3)

ISBN 978-5-0062-5570-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Истоки Бабы-Яги, её обряды посвящения и происхождение сказочного образа


Фольклор – это лоно литературы, она рождается из фольклора. Фольклор представляет собою доисторию литературы. (с) Владимир Пропп. Фольклор и действительность

Введение

Фольклор является отражением сознательного и подсознательного понимания мироустройства. В любых фольклорных мифах и сказках мы можем видеть следы человеческих воззрений и верований, идущих из глубокой древности. Пожалуй, самым древним и основным вопросом в жизни древних является тайна смерти и загробного существования, которая актуальна и по сию пору. Корни волшебной сказки восходят к архаической культуре, основу которой составлял миф. Дж. Фрэзер в своём эпохальном труде «Золотая ветвь» пишет, что «Ведь народные сказки являются слепком с мира в том виде, в каком он существовал в сознании первобытных людей».

При этом сказки хранят не только забытые знания, но и особенности мировосприятия наших далеких предков. Это само собой привлекает к изучению сказки многочисленных исследователей.

Сегодня мы поговорим, пожалуй, о самом известном славянском сказочном персонаже – Бабе-Яге. Во-первых, мы изучим этимологию этого персонажа, откуда возникло её имя, трансформировалось ли оно и является ли исконно славянским.

Во-вторых, мы разберем Бабу-Ягу как образ ведьмы, ведь этот образ является универсальным для многих этносов, а в индоевропейских языках он обнаруживает сходства и на уровне этимологии.

В-третьих, мы посмотрим на персонажа русской сказки в свете прямой связи Бабы-Яги с посвятительным обрядом, который называется обрядом инициации. И попробуем разобрать связи слов «Баба» и «Яга» с точки зрения обряда инициации.

1.Откуда появилось имя Бабы-Яги. Этимология слова


Для начала необходимо отметить, что варианты имени Бабы-Яги являются универсальными для всех славян. Для нас привычно, что под элементом «Баба», а в конкретном случае «бабушка», подразумевается либо мать одного из родителей, либо оно означает человека в преклонном возрасте, т. е. старушку.

Но почему же Ягу называют именно «бабой»? Этому есть два объяснения.

Первая версия звучит так. Изначально первое имя Яги было другое, но в процессе оно подверглось табу.

Определение: Табу – это запрет на слово, звуки или выражение в каких-либо религиозных традициях. Слова играли большую роль в верованиях древних людей, из них складывались заклинания и молитвы.

Чтобы было яснее, приведу несколько примеров табуированных слов.

– Медведь. Пожалуй, самый известный и самый яркий пример табуированного слова, характерное для всех славян. Слово «медведь» произошло от праславянского словосочетания *medvědь (поедатель мёда, мёдоед). Оно характерно для украинского языка (медві́дь), болгарского (медве́д), сербохорватского (мѐдвјед), польского (niedźwiedź). Однако у всех индоевропейских народов это животное называлось по-иному и произошло от инд. rkþos (древнеиндийский rkṣas, древнегреческий ἄρκτος, латинский ursus, румынский urs, французский ours и т. д.). Замена оригинального слова (которое могло бы звучать как *jьrsъ или *vъrsъ (ирс или ворс)) произошла в результате того, что это животное могло быть тотемным и священным для славян. Этого зверя боялись и приписывали ему неестественную силу, поэтому, чтобы не накликать беду, настоящее имя мишки забылось и ему придумали что-то вроде «клички».

– Яхве. Второй по популярности пример, это так называемый тетраграмматон YHWH, имя Бога, которое открылось Моисею на горе Хорив. Это имя также было табуировано согласно заповеди «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно», и вместо него стало употребляться имя «Адонай», что значит «Господь», то есть буквально «господин».

– Из современной культуры, наверно, все сразу же вспомнили того персонажа, чьё имя нельзя произносить. Да, это Волан-де-Морт. Возможно, вы помните, что это имя не произносили в первую очередь из-за страха перед этим человеком, и придумали другое имя на замену табуированному – «Тот-Кого-Нельзя-Называть».

Эти примеры говорят о том, что табуируются либо священные и тотемные животные, либо те существа, к которым древние люди испытывали страх.

Вторая версия касательно элемента «Баба» в названии сказочного персонажа. Сегодня многие учёные считают, что образ Бабы-Яги отражает древние представления о матриархате, где женщины пользовались большим влиянием, уважением и занимались колдовством. Своего рода ведунья/ведьма. Советский лингвист Ю. С. Степанов полагает, что наличие в имени персонажа слова «Баба» может указывать на то, что некогда существовал родственный ей персонаж мужского пола. Некоторые учёные связывают Бабу-Ягу с Перуном и считают, что она могла быть «богиней войны» и иметь места поклонения.

Что же касается элемента имени «Яга»? Всё тот же Степанов подробно исследовал этимологию слова «яга» и отнёс это понятие к праславянскому языку.

Яга – персонифицированное удушье, кошмар. Сходные по звучанию слова есть и в других славянских языках (польском, сербохорватском, чешском и т. д.), которые означают «ужас, страх, ведьма, злая баба». Еще в XIX веке знаменитый этнограф и собиратель сказок Александр Афанасьев предложил вывести слово «Яга» от праславянского *ož и санскритского ахи (змей). Историк Петрухин придерживается того же мнения и сближает праславянское «яга» с обозначением гадов, таким образом указывая на хтонические истоки образа.

Примеры родственных слов.

У славянских народностей:

– Древнечешский jězě (ведьма) и чешский Jezinkas (злые нимфы и дриады).

– Польский jędza (ведьма, ярость, злая женщина).

– Сербохорватский jeza (ужас, дрожь, озноб, страх).

– Словенский jeza (гнев, ярость), jeziti (сердить).

Лингвист Макс Фасмер сближает слово с прибалтийскими, скандинавскими и английским языками.

– Литовский engti («оскорблять», «принижать», «эксплуатировать»).

– Древнеанглийский inca (беспокойство, боль, сомневаться).

– Старонорвежским ekki («боль», «беспокойство»).

Прошу обратить внимание на то, что в западных славянских языках (польском и чешском) слово «яга» означает «ведьма». Вполне возможно, это было вызвано тем, что под влиянием католицизма образ духа или существа, которого звали «Яга», был персонифицирован. Я склоняюсь к тому, что на подобное могло повлиять принятие христианства католического толка, где образ ведьмы был намного более колоритен, деструктивен и имел только негативный окрас. У южных и восточных славян ведуньи (ведьмы) имели амбивалентную природу, впрочем, как и сама Баба-Яга. Ведуньи могли быть как добрыми, так и злыми.

Теперь перейдем к истокам Бабы-Яги.

2. Истоки Бабы-Яги и три её типажа


Необходимо сказать, как отметил еще Пропп, что Баба-Яга – это очень древний персонаж, имеющий три образа.

– Яга-дарительница. Чаще всего этот образ снабжает героя сказки различными волшебными предметами (молодильное яблоко, клубок, гребень, огнедышащий конь, платок и т. д.) или даёт добрые советы и наставления.

Чтобы получить предмет, герою необходимо выполнить сложные задания Бабы-Яги. Если же герой не сможет найти предмет, Баба-Яга угрожает: «Не то тебя съем!». Владимир Пропп предположил, что в древности у славян Баба-Яга выполняла функции жреца, который готовил, вкушал и делился пищей богов.

Хорошо это продемонстрировала советский этнограф Наталья Листова. Обрядовая пища стала частью обычая – в виде трапез или в качестве объекта магических действий. Приведу несколько примеров: преломление хлеба в христианстве, трапеза с медовухой у викингов (отражение этого мы видим в мифологии, где валькирии преподносят эйнхериям мёд в роге).

– Яга-пожирательница или похитительница. Самый распространённый образ в сказках. Похищает детей, чтобы зажарить их в печи и съесть.

Этот сюжет сказки появился не на пустом месте. В древности заболевшего или недоношенного ребёнка подносили к огню печи. Наши предки верили в то, что огонь очищал от болезни и она уходила вместе с дымом через печную трубу. Здесь мы видим древнее верование об очистительные и целительные силы огня. Занимались этим, как правило, ведуньи.

Говоря об обрядах, связанных с огнём, стоит отметить, что у нас есть несколько праздников, которые мы можем реконструировать. Это позволит нам лучше понять, как славяне относились к этой стихии. Всем, конечно, известен праздник Масленица. В этот день сжигали соломенное чучело, которое символизировало зиму или смерть (например, Марену). Сжигание чучела означало приход весны и служило обрядом ритуального очищения.

Ещё один праздник, который и сейчас отмечают наравне с Масленицей – это Иван Купала. Как известно, в этот день прыгали через костры, которые считались очищающими.

Вероятно, многие провели параллели с другими мифологиями, где распространён культ огня. Например, с индуистским Агни, который считался устами бога, или с персидскими огнепоклонническими культами. Возникает мысль, что подобное почитание огня могло быть заимствовано славянами у ираноязычных соседей – киммерийцев, скифов или сарматов. Однако на самом деле почитание огня характерно практически для всех индоевропейских народов. Стоит вспомнить, например, неугасимый огонь в римском культе весталок, которые его охраняли. В древнегреческой мифологии есть не только миф о Прометее, укравшем огонь, но и легенда о богине Деметре и её воспитаннике Демофонте. Она пыталась сделать его бессмертным, каждый раз кладя в очаг.



Рассмотрим другую сторону образа Яги-похитительницы. В сказках о похищении детей чаще всего Баба-Яга крадёт именно девочек. Практически всегда в услужении. Да, чаще всего в Европе ведовское искусство/знахарство передавалось по наследству, однако если наследников не было, то в услужении к ведуньям приходили девочки для обучения. Возможно, в этом мифе мы можем реконструировать практику обучения девочек ведьмовским искусствам.

Меня могут упрекнуть в вольной трактовке информации, а также в том, что у славян не было матриархальных культов. Однако стоит вспомнить двоюродных братьев славян – германцев, у которых на определенной стадии развития безусловно существовали матриархальные обряды.

Передают, что у кимвров существует такой обычай: женщин, которые участвовали с ними в походе, сопровождали седовласые жрицы-прорицательницы, одетые в белые льняные одежды, прикрепленные [на плече] застежками, подпоясанные бронзовым поясом и босые. С обнаженными мечами эти жрицы бежали через лагерь навстречу пленникам, увенчивали их венками и затем подводили к медному жертвенному сосуду вместимостью около 20 амфор3; здесь находился помост, на который восходила жрица и, наклонившись над котлом4, перерезала горло каждому поднятому туда пленнику. По сливаемой в сосуд крови одни жрицы совершали гадания, а другие, разрезав трупы, рассматривали внутренности жертвы и по ним предсказывали своему племени победу. Во время сражений они били в шкуры, натянутые на плетеные кузова повозок, производя этим страшный шум. (Страбон, География 7.2.3)


Веледе. Эта девушка из племени бруктеров пользовалась у варваров огромным влиянием, ибо германцы, которые всегда считали, будто многие женщины обладают даром прорицать будущее, теперь дошли в своем суеверии до того, что стали считать некоторых из них богинями. Благоговение, которое вызывала у них Веледа, еще возросло, когда сбылись ее предсказания о победе германцев и гибели римских легионов. (Тацит, История, книга IV, 61)

На определенном этапе развития у германцев действительно жреческая функция была сосредоточена в руках женщин. С течением времени представления об этих жрицах перекочевало в мифологию, и таким образом они превратились в валькирий. Возможно, что и у славян изначально жреческие функции (или мистические, вроде прорицания или знахарства) были сосредоточены в руках женщин. У соседей славян через Балтийское море – скандинавов, магия считалась исключительно женским занятием. В «Перебранке Локи» хитрое божество обвиняет самого Одина в женственности по той причине, что:

«А ты, я слышал, на острове Самсей бил в барабан, средь людей колдовал, как делают ведьмы, – ты – муж женовидный». (Перебранка Локи, 24)

Сейд – это колдовство в представлении скандинавов (добрые и злые чары, предсказание судьбы или погоды). Несмотря на то, что покровителем колдовства считался Один, всё же Фрейя, согласно «Саге об Инглингах», научила асов колдовству.

Спа – это чтение судьбы посредством духовных прозрений, прорицание и чтение будущего.

И сейдом, и спа занимались исключительно женщины, которые назывались вёльвами, чья этимология восходит к древнескандинавскому языку и переводится как «магический посох».

В массовом сознании читателей и любителей славянских сказок и мифов думают, что волхвами были исключительно мужчины. Однако это не так. В Церковном Уставе Ярослава Мудрого (годы правления около 1019—1054 гг.) мы можем прочитать следующее:

Аще жена будеть чародейница или наузница и вълъхва или зелейница… (778)

На самом деле чародейки жили не только в Древней Руси, но и спустя шесть веков после принятия христианства. Читая судебный процесс 1666 года, где некий мельник жалуется на некую Арину, которая

якобы умела з своего знахарства жита заламываты

Ну и, пожалуй, самый известный отрывок арабского путешественника Ибн Фадлана, который лично присутствовал на похоронах знатного руса на реке Волга. Одна из молодых девушек вызвалась сопровождать умершего и прислуживать русу в загробном мире.

«Ее подвели к судну, она сняла запястья, бывшие на ней, и подала их старой женщине, называемой ангелом смерти, эта же женщина убивает ее. Затем сняла она пряжки (ножные кольца), бывшие на ее ногах, и отдала их двум девушкам, прислуживавшим ей; они же дочери известной под прозванием ангела смерти»

Как мы видим, и здесь исполняется кровавый обряд рукою женщины. Женщины занимали особенную роль в мистической и религиозной жизни славян.



– Яга-воительница. Образ, который непременно нападает или преследует главного героя. Этому образу соответствует такой атрибут, как ступа (аналог мётел у европейских ведьм), на которой она передвигается и выслеживает героя сказки. Жестокая и коварная, она, застав в своей избе постороннего человека, избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремни. Победить её сможет только избранный герой, который одарён смекалкой, хитростью или какой-то другой особенной силой.

Вероятно, этот образ был связан с мудрой женщиной, которая являлась вратами в другой мир, объектом инициации. Также подробнее об этом мы поговорим ниже.

3. Баба-Яга и обряд инициации

В первобытном обществе считалось, что смерть – это всего лишь разлука с телом, временный этап существования души. Смерть у древних означало рождение (или перерождение) по аналогии с круговоротом жизни в природе. С темой смерти связана система посвятительных обрядов, которые называются обрядами инициации.

Определение: Инициация – Один из обрядов посвящения, символизирующий переход человека на новый уровень развития в рамках определённого сообщества. Примером инициации может служить христианское крещение, воинская присяга, посвящение в масонство, студенческое посвящение, монашеский постриг, посвящение в рыцари.

Всегда обряд инициации связан с переходом из одного состояния в другое и включает в себя символическую временную смерть. Это врата в иной мир, где посвящаемый человек вступает в контакт с духами. Это открывает человеку путь для возвращения в физический мир уже в новом качестве, в новом состоянии. Сначала должна наступить временная смерть посвящаемого, а затем и символическое воскрешение. Эти состояния вызывались действиями, которые тесно переплетаются с мифотворчеством и религиозными представлениями древних. Например, посвящаемого должно проглотить огромное чудовищное животное. И символическую функцию живота чудовища выполняли специальные дома/постройки, а уста ассоциировались с дверью. Были и другие обряды инициации, посвящаемого символически сжигали, варили, рубили на куски, жарили и затем вновь воскрешали. После обряда человек перерождался, ему открывались религиозные тайны и новые представления о мире, он начинал жить по новым правилам и ему вменялись новые обязанности.

Чтобы читателям было яснее, о чем идёт речь, я приведу несколько примеров обряда инициации из мифологии и сказок, а также из современных племён.

Из мифов и сказок:

– Красная шапочка. Напомню сюжет. Девочка достигает определённого возраста, видимо, наступление первой менструации, о чем говорит цвет её шапочки. Она отправляется в лес, её цель – дойти до хижины, где её ждёт старая женщина. Очевидно, речь идёт о ведунье или жрицы, которая проводит ритуал инициации. Придя в место назначения, она поглощается чудовищем (волком), её спасают, и таким образом она перерождается уже в качестве нового человека. Согласно Мирче Элиаде, знаменитому религиоведу и историку религии, наставницы, чаще всего старухи, «посвящают девушек в тайны секса, обучают их обычаям племени и части религиозных традиций, к которым допускаются женщины. Фактически, речь идет об общем образовании, но главное в нем – религиозные знания и все, что касается женской сакральности». Помните такие вопросы и ответы из сказки?

– Бабушка, почему у вас такие большие руки?

– Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.

– Бабушка, почему у вас такие большие глаза?

– Чтобы лучше видеть, дитя мое.

– Бабушка, почему у вас такие большие зубы?

– А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!

Необходимо отметить, что схема «вопрос-ответ» – это часть ритуальных практик, позже, уже после христианизации Руси, он применялся в народных шуточных песнях между молодыми девушками и парнями. Эту же схему мы можем видеть и в скандинавской мифологии, в «Песни о Харбарде». Тор вступает в перепалку с неким Харбардом (одно из имён Одина), при этом их разделял пролив. В основе «Песни» лежит уверенность в том, что при переходе из мира живых в мир мёртвых нужно говорить только правду.

– Давайте поговорим о сказке про Василису Прекрасную и Бабу-Ягу.

Первая стадия обряда инициации – физическое отдаление от родителей. В контексте этой сказки – смерть матери Василисы и отъезд её отца-купца в дальние земли.

Вторая стадия инициации – временная смерть. Василиса Прекрасная попала в дремучий лес, где стоял домик Яги. Забор был сделан из человеческих костей, а на нём были развешаны человеческие черепа. Здесь ворота во дворик ведьмы являются символом «пасти чудовища». Домик Бабы-Яги является «желудком чудовища», где и должен происходить обряд инициации. Баба-Яга говорит Василисе, что съест её, если та не выполнит её требований. Требования были просты – Василиса должна была стать служанкой. Очень интересное требование, так как оно соответствует самому понятию женской инициации. Девушки в период изоляции должны были разучивать ритуальные танцы и песни, и в первую очередь – женские ремесла. Это прядение, плетение и вязание, чем и занималась Василиса.

Третья стадия инициации – перерождение. Василиса становится женой царя.


Таким образом, можно предположить, что Баба-Яга – никто иная, как архаичный собирательный образ женщины/старушки-ведуньи, которая играла важную роль в обрядах инициации. В. Пропп отмечал в своих трудах, что сказки – это позднейшая интерпретация обряда. Мы можем соотнести образ «избушки на курьих ножках» с инициацией, видимо, подобным образом выглядели жилища, в которых проводились обряды.

У М. Элиаде мы можем найти смысл и психологическое реальное значение инициации: цель инициации – «радикальное изменение религиозного и социального статуса посвящаемого». Однако в одиночку человек не может «сделать себя», поэтому у него должны быть опытные духовные наставники.

В сказках часто встречаются сюжеты, где Баба Яга крадёт детей («Гуси-Лебеди»), чтобы съесть их, или мачеха отправляет приёмную дочь в лес («Василиса Прекрасная», «Двенадцать месяцев»). Эти истории содержат элементы обряда инициации, символизирующего смерть и новое рождение.

В древности такие обряды были обязательны для всех членов общества и знаменовали переход от детства или юношества к взрослому возрасту. Они проводились в лесу, который ассоциировался с потусторонним миром.

Мотив инициации в сказках связан с идеей возрождения после символической смерти. Это отражает представления древних людей о жизненном цикле и переходе из одного состояния в другое.

В различных сказках о Бабе-Яге фигурируют и обмен подарками. В одной из сказок девочка, попавшая к Яге, просила кота и работницу помочь ей. Она одаривает работницу прекрасным платком, кота – мясом, собакам хлеб дала. Здесь мы видим не только задабривание, характерное для славянской религии, но и эхо обряда инициации. Инициация часто играла в жизни юноши/девушки роль периода в жизни, где они усваивали социальные правила сосуществования и взаимодействия с людьми и животными. Запоминалось правильное отношение к сакральным предметам, в данной сказке – к воротам и березке.

Таким образом, подводя итог, можно резюмировать, что Баба-Яга – это собирательный образ женщины/старушки/ведуньи, которая исполняла роль жрицы в инициации детей/подростков у славянских племён.

4. Внешний вид Бабы-Яги

Когда мы слышим «Баба-Яга», что первое приходит на ум? Обычно мы представляем себе колдунью, которая умеет колдовать и летать в ступе. Её избушка на курьих ножках стоит на границе леса. Если рассматривать Бабу-Ягу как ведьму, то у неё есть такие «женские атрибуты», как помело, метла и кочерга. В сказках она часто выступает в роли «хозяйки леса», и ей служат животные. У неё также ярко выражены гипертрофированные женские черты, например, большая свисающая грудь.

Как мы уже заметили раньше, Баба-Яга имеет в фольклоре двойственную природу. Однако споры о том, является ли этот персонаж трикстером, не утихают до сих пор.

Чаще всего Баба-Яга изображается как горбатая старуха с большим длинным горбатым крючковатым носом. Как говорится в «Сказке о Василье-королевиче»:

«лежала из угла в угол Баба-Яга, костяная нога, нос в потолок, губы на притолоке висят»

По мнению историков и этнографов, здесь речь идёт о внешнем виде покойника в домовине, и именно этим объясняется то, что «нос в потолок врос». Итак, что же такое домовина? Сегодня учёными считается, что это один из способов погребений наряду с сожжением, обряд которого упоминает Нестор в «Повести временных лет». Одним из наиболее распространённых способов погребения в древности была кремация. Тело умершего сжигали в ритуальном костре, а оставшийся прах помещали в специальную керамическую урну. Урну ставили в деревянный гроб, который изготавливали из цельного ствола дерева, выдалбливая его изнутри. Гроб относили в лес и устанавливали на специальные подставки, чтобы он не касался земли.

Домовина – это небольшой домик, расположенный над землёй благодаря невысоким пням, в котором хоронили покойников. Кстати говоря, это и есть курьи ноги, но они никаким образом не относятся к курицам. Курьими (изначально курные ножки) ногами они назывались потому, что их окуривали дымом, чтобы они не гнили.

Не последнее место в источниках о домовине является труд 1588 года «О государстве русском» английского дипломата Джильса Флетчера. Он писал о том, что зимой, когда промёрзлая земля и много снега, русские не хоронят покойников, а ставят их в специальных домах за городом. Естественно, что трупы замерзают от мороза, коченеют и каменеют. И только по весне люди хоронят этих покойников в оттаявшей земле.



После христианизации Руси домовины никуда не делись. Они преобразились и адаптировались к христианству. Возможно, вы обращали внимание на кресты с небольшой крышей, которые можно увидеть на кладбищах. Это эхо древних обрядов и традиций.

На страницу:
1 из 2