bannerbanner
Психология Логоса
Психология Логоса

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 7

Структура морали как обращённого эго


Как видно из схемы, обращённое «Эго» из плоскости телесности перешло в душевную плоскость фактически разделившись в самом себе на две части – оставшуюся в телесном (оставленное мирское) и перешедшую в душевное (обращённое эго). Именно между этими двумя частями «когнитома», находящимися под разным управлением (страстями и добродетелями) и происходит внутренняя «брань» и борьба, образно именуемая «борьбой» сатаны и бесов со Христом и Логосом.

В реальности никакой «борьбы» с бесами в буквальном смысле нет, а есть сложный процесс замещения одних качеств и энергий «когнитома», как гиперсети разума и сознания, другими энергиями и этот процесс замещения идёт в сознании весьма болезненно и через внутренний кризис, который и воспринимается внутренней «бранью» и «борьбой» одних установок и ценностей «когнитома» с другими.

Как видно из схемы, при обращении к «Нравственности» «Эго» несколько углубилось и продвинулось внутрь логоса. При этом та часть сознания С, которая ранее относилась к неизвестному, после обращения оказалась в поле известного D, а граница неизвестного сместилось ещё глубже в логос. Это и есть не что иное, как принцип расширения сознания внутрь в процессе самопознания. Данный процесс самоуглубления в познании фактически идёт постоянно, вплоть до соединения с духовным сердцем и вхождения в Логос большой.

Говоря о нравственности, как операторе логоса, следует обязательно подчеркнуть самый важный и ключевой принцип работы этого оператора, который носит жёсткий дуальный характер. Что значит «дуальный характер»? Это значит, что данный оператор не объединяет все, как безусловная любовь Логоса, а делит на два противоположных полюса: нравственное и безнравственное, которые соотносятся между собой, как белое и чёрное, хорошее и плохое, доброе и злое, дружественное и недружественное и т. д.

Иными словами и мораль и нравственность – это не «интеграторы», а ярко выраженные «поляризаторы» и «разделители» гиперсети сознания, которые выполняют роль жёстких когнитивных «фильтров», отделяющих условное добро от условного зла для следующих этапов совершенствования. Именно поэтому у выраженных моралистов и нравственников всегда есть «враги» из числа не разделяющих норм морали и нравственности, а поиск и выявление «врагов» – это отдельная функция любой морали и нравственности, которая сближает её с душевной «полицией нравов» и службой «душевной безопасности».

Именно по этой причине поиск качества и энергии безусловной любви в среде моралистов и нравственников – это бесплодная затея, поскольку любая мораль и нравственность крайне ревнива и предвзята по своей дуальной природе, а потому может очень легко менять расположение на подозрение, симпатию на презрение, а любовь на ненависть. С точки зрения структуры логоса это связано с тем, что на уровне морали и нравственности остаются высшие страсти: гнева, тщеславия, ревности, гордости, которые не делают мораль и нравственность безстрастной, а скорее наоборот усиливают страсть моральной или нравственной ревности, которая зачастую приводит к сильнейшим моральным перегибам в виде моральной диктатуры, деспотизма и тирании от имени и во имя морали и нравственности.

Говоря о морали и нравственности, нельзя не коснуться такой важной темы, как места расположения оператора «Нравственности» в структуре малого логоса. По православному вероучению и учению святых отцов Восточной Церкви «Нравственность» есть естественное состояние человека, находящегося в рамках «естественного нравственного закона». Это значит то, что в состоянии нравственности человек находится в рамках заданной свыше «матрицы базовых параметров» естественной человечности, которой Логосом предоставлена полная свобода действий и движения в любом направлении – от Логоса или к Логосу.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что «Нравственность» должна занимать в малом логосе человека некое центральное или срединное положение, выступая «золотой серединой» пирамиды человеческого логоса с которой открывается равное свободное пространство для движения сознания как вниз (нравственного падения), так и вверх (духовного взлёта). Такое положение в малом логосе имеет только один 9-й слой осознания, как самая середина душевного уровня.


Расположение слоя нравственности в логосе человека


Данное расположение нравственности в самой середине логоса по всей видимости и есть замысел Творца в виде предоставления человеку полноты «свободы воли» и «нравственного выбора» для испытания расположения души к нравственному падению или духовному возрастанию в Логосе.

Из этой предпосылки уже не сложно осознать, что «нравственность» выступает своего рода набором базовых (заводских) «настроек» естественного состояния души человека, как творения Логоса, в которые изначально заложен принцип благости и благой расположенности каждой души, приходящей в мир и эта благость выражается в естественном стремлении к: гармонии, радости, счастью и добру. Об этом же говорит и учение святых отцов.

«Кто может достойно оценить благородство этого существа – существа, соединяющего в себе самом смертное с бессмертным и совмещающего разумное с неразумным, представляющего своей природой образец всего творения и потому называемого „малым миром“ (микрос космос), удостоенного столь великого промышления Божия, что ради него – всё: и настоящее и будущее. Кто может выразить словами преимущества этого существа?» (Еп. Немезий Эмесский, О природе человека, Гл. 1)

«Познаем, братия, – первобытное наше благородие, достоинство и преимущество» (Св. Тихон Задонский, Т.5, Письма келейные, Письмо 2)

Таким образом, нравственное состояние человека можно в полной мере считать естественным состоянием в соответствии с малым логосом, как своего рода «матрицей человечности», которая была искажена (повреждена) посредством внедрения неё «Эго» и энергии самости, как доминанты эгоцентризма, именуемого «грехопадением».

Вопрос цели внедрения эгоцентризма в логос человека остаётся открытым, поскольку в этом также просматривается намеренный умысел создания игрового поля «нравственного выбора». Именно поэтому переход от эгоизма к нравственности в действительности – это не столько духовное «совершенствование» человека, как думает большинство верующих, сколько исправление «ошибки» для возвращения к естественной норме и по сути «матрице нормальной человечности».

При этом духовное совершенствование человека – это то, что находится выше уровня морали и нравственности (9-го слоя), что можно считать следующей ступенью сугубо духовного роста и развития в рамках малого логоса с переходом от душевного к духовному, как восхождение от нравственно-религиозного разума к духовному уму и сознанию. Об этом мы поговорим в следующей главе, а сейчас наибольший интерес для нас представляет возможность дать определение «нравственности», как наиболее сущностной категории, отвечающей за «человеческую норму».

Это важно именно потому, что борьба за эту «нравственную норму» добродетельной человечности составляет основную задачу современного христианства во всём множестве существующих церквей (более 900) и конфессий (более 100), которые сегодня активно соперничают и конкурируют друг с другом за верность понимания догматов и нравственного учения Христа, как воплощённого Логоса, суть которого конечно же едина по существу, хотя каждой конфессией и церковью трактуется и понимается по-своему.

Можно ли в настоящее время дать единое для всего христианства понимание и определение нравственности?

На самом деле это очень не простой вопрос, поскольку во-первых, понятие нравственности и морали в разных конфессиях существенно отличается, во-вторых, в большинстве современных голосариев попросту отсутствует определение нравственности, которая сводится к морали, в-третьих, даже сами имеющиеся определения очень сильно противоречат друг другу, а в-четвёртых, само понятие «нравственности» претерпело такие изменения, особенно у РПЦ, где оно по сути утратило высшее абстрактное и неотмирное понимание, а прочно соединилось с сугубо мирским пониманием гражданской морали, патриотизма и любви к Родине, став идеологической категорией.

Именно поэтому найти сегодня иконичное (эталонное) определение нравственности – это серьёзная этимологическая задача и проблема, о чём говорит ниже представленный список разных определений.

– С. Ю. Головин. Словарь практического психолога, 1998 г.

Нравственность – Регулирующая функция человеческого поведения. Согласно З. Фрейду, ее сущность сводится к ограничению влечений.

– Оксфордский толковый словарь по психологии под ред. А. Ребера, 2002 г.

Нравственность – Общая тенденция вести себя, таким образом, который соответствует моральному кодексу общества. Этот термин означает, что такое поведение (1).

Нравственность – Принципы или модели поведения, которые являются проявлениями принципов, оцениваемые с точки зрения их правильности или неправильности (2).

– Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд. 2012 г.

Нравственность – (общеславянское, ср. лит. «noras» – воля, желание, хотение) – Общая тенденция вести себя, таким образом, который соответствует моральному кодексу общества. Этот термин означает, что такое поведение произвольно; тот, кто повинуется этому кодексу против своего желания, не считается нравственным.

– Свободная электронная энциклопедия Википедия, 2013 г.

Нравственность – термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда – этики. В более узком значении нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле – в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

– Словарь терминов по общей и социальной педагогике, А. С. Воронин – ‎2006 г.

Нравственность – особая форма общественного знания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. д. (1) Система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь. (2)

– Большой энциклопедический словарь, 2000 г.

Нравственность – См. Мораль.

– Словарь Ожегова, «Азъ», 1992 г.

Нравственность – Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Честно говоря, вопрос нахождения в наше время определения нравственности оказывается практически неразрешимым и автору из великого множества источников удалось найти всего одно определение, которое более менее приближает к пониманию сути нравственности, как особого врождённого «нрава» человека. Это определение дал священник Борщановский в своей книге «Моя жизнь со Христом», 1909 г.

«Нравственность вообще есть неискоренимое стремление человеческого духа оценивать сознательно-свободные действия и состояния человека, на основании врожденной духу человеческому идеи добра, выразительницею которой является совесть» (В. Борщановский)

Данное определение как раз и фиксирует врождённый характер идеи добра, присущий духу человека, который ещё не искажён и не повреждён самостью и эгоизмом. Кроме того, в этом определении есть чёткое указание на то, что именно в человеке выражает и транслирует нравственность – это совесть, как внутреннее сознание добра и зла.

В данной связи определение священника Борщановского оказывается максимально верным в сущностном определении нравственности и полностью коррелирует с мнением и святых отцов церкви и Аристотеля, который определил нравственность как «внутреннее устремление человека к благой цели, достигающееся в умозрительной деятельности души».

Исходя из данных условий вырисовывается общий принцип работы нравственности в логосе человека, как некой внутренней «поляризующей линзы» и «микро кристалла», который задаёт естественный, т.е. «благой нрав» человека, как особую форму психической энергии, которая вместе с умом соединяется в то, что именуется «духом» человека, а точнее «духом нравственности».

«Ум и нрав слитно образуют Дух» (Толковый словарь Даля).

Таким образом, «нравственность» можно считать естественным духом человечности, как состоянием врождённой благости и стремления к добру без порочного влияния эгоизма, страстей и системы «греха» (первородного, родового, личного), как последствий искажения естественной нравственности. Можно сказать, что именно дух нравственности, как система «заводских настроек души», обеспечивает человеку состояние максимальной устойчивости в жизни и гармонии с внешним и своим внутренним миром, которую человек может изливать и во внешний мир. Именно поэтому нравственность – это то, что утверждает христианская церковь и христианство и в этом вопросе их интересы пересекаются с государством.

Соответственно утрата этого естественного духа нравственности, как искажение «заводских настроек души» приводит человека к глубоким проблемам, противоречиям и неустроенности в жизни, которая оборачивается утратой гармонии с собой и внешним миром, выливаясь в серьёзные проблемы и страдание. Т.е. по существу именно дух человека, а точнее настройки духа человека оказываются в итоге ответственными за то – страдает человек в жизни или получает радость и удовлетворение.

Рассуждение сразу же даёт понимание того, что нравственность, как подобие «фокуса» или «прицела», обеспечивает душе «попадание» в некую высшую цель, задачу или форму, задаваемую свыше Логосом, а безнравственность, соответственно, является «промахом» или не попаданием в высшую цель и задачу. При словах «попадание» и «промах» сразу же возникает образ «мишени» и концентрическая схема Логоса, которая реально похожа на мишень из тира.


Мишень Логоса в которого ум должен попадать


Далее из памяти неожиданно всплывает мысль о том, что слово грех в греческом языке называется «амартиа» (αμαρτία), что буквально и означает «промах». Схема сразу же даёт сущностное понимание того, что «попадание» в цель – это и есть соответствие действий и мыслей человека Закону Логоса, а «промах» – это не соответствие Логосу и грех. Иными словами, грех в сущностном понимании – это не соответствие Закону Логосу, искажение высшего закона и «застревание» в «молоке» внешних орбит страстей, эмоций и чувств души.

Таким образом «Нравственность» можно в полной мере считать тем центром «кристаллизации сознания» и «целеуказателем», который помогает человеку в любом своём действии или помысле исходить из идеи добра и руководствоваться исключительно благой целью, чтобы соответствовать высшему Закону Логоса. Соотвественно безнравственность – это всё то, что отклоняет человека от высшей цели и задачи исполнения нравственного закона, толкая на грех и проступок, как «промах».

Из данной аналогии вырисовывается общая схема работы нравственности, как той внутренней «магистральной когнитивной связи», исходящей из Логоса и духовного сердца, которая фокусирует сознание человека именно на добродетели, как цели бытия, посредством инструмента совести, как естественного сознания добра и зла, действующего не из центра головного мозга, а из центра духовного сердца.


Принцип работы нравственности в малом логосе


Из этой схемы видно, что «Нравственность», как качество сознания, активируется на 7-м слое слое осознания и именно после прохождения первичной духовной инициации в форме «крещения».

Говоря о нравственности и всех его достоинствах, нельзя не коснуться целого ряда его недостатков и несовершенств, связанных с пониманием качества «коллективизма» и коллективной доминанты, как мнения большинства. Как уже говорилось, особенностью любой нравственности и морали является врождённый «дуализм», который не позволяет не иметь «врагов». Именно поэтому любой морали и нравственности по природе чужд дух безусловной любви и возможность не иметь «врагов», что свойственно только монаде духовного сердца и Логоса.

Именно поэтому любая мораль и нравственность просто не может обходиться без поиска и изобличения «врагов» и вытекающего морального противостояния, моральных войн и моральных конфликтов со всеми «аморальными», как не разделяющими ту или иную мораль и нравственность. К большому сожалению непрестанная «борьба с врагами» – это девиз любой морали и нравственности и то качество, которое фактически сводит на нет все достоинства любой морали.

Вторым серьёзным недостатком любой морали и нравственности является то, что и мораль и нравственность может быть сугубо мирской и совершенно бездуховной и даже антирелигиозной и открыто атеистичной, какой была мораль и нравственность у большинства советских людей, ведомых нравственными идеалами социализма, коммунизма и научного атеизма.

Это связано с тем, что любая мораль и нравственность – это отражение качеств сугубо мирского и рационального ума и мышления, которое не посвящено в систему высшего духовного знания о человеке, мире и Логосе. Проще говоря, любая мораль и нравственность изначально ориентирована исключительно на материальный мир и социум, как среду коллективного существования, нуждающуюся в защите. Именно поэтому мир духовный и Логос для любой коллективной морали и нравственности попросту закрыт и не существует.

«Духовным» в системе морали и нравственности считается только то, что служит обществу и государству, а именно религия (церковность), наука, культура, образование, благотворительность, воинская служба и другие социальные институты и формы служения, прочно завязанные на коллективности. При этом любые формы анахоретства (отшельничества), не связанного с социальными и общественными институтами, моралью и нравственностью считаются «подозрительными» и «враждебными», как имеющими отношение к иной морали.

Что ещё более ужасно, и мирская (гражданская) и даже религиозная (церковная) мораль и нравственность могут в своей ревности и моральной слепоте становиться радикальными, деспотичными и тоталитарными, превращаясь в «моральную инквизицию» и начиная вершить страшный суд над «врагами». Примерами тому служат суды святой инквизиции, крестовые походы, тоталитарные религиозные секты и течения, многочисленные тоталитарно-депотичные режимы (коммунистической направленности) и другие проявления нравственного тоталитаризма.

Нужно чётко понимать, что для любой морали и нравственности заповедь Христа:

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5;44)

является практически невыполнимой, поскольку вынуждает к смирению высших страстей человеческого духа, которые побеждаются только на следующей за ступенью морали и нравственности ступени духовности. Как это ни странно, но безрассудное стремление к праведности и морали тоже может оказываться промахом и грехом в системе Логоса по слову апостола:

«Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности». (Рим. 6:18)

В следующей главе мы рассмотрим следующее за состоянием нравственности, как олицетворением душевности, духовное состояние человека, которое является выражением когнитивного совершенства в системе логоса человека, как итогом перехода «когнитома» от дуальности и дуализма эго и нравственности к единству (монаде) Духа и Логоса.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
7 из 7