Полная версия
От жертвы к Творцу
Но факт есть факт – то, что производится в результате работы мозга, имеет нематериальную природу, т.е. не может быть обнаружено с помощью тела и его органов чувств. Получается, что прямо перед нами происходит ежесекундное чудо преобразования «материальной» (т.е. полученной благодаря телу) информации в идеальную форму хранения. Человеку нет нужды каждый раз использовать свои органы чувств для того, чтобы подтвердить наличие в мире какого-то предмета, например, дерева – человек «знает» о том, что дерево существует, даже если в этот момент времени он его не видит.
Но зачем человеку нужны образы или мысли, если он не будет способен их воспринимать? Знание того, что существует дерево, нам доступно благодаря сознанию, которое как бы «считывает» мысли или «видит» образы, возникающие в результате мышления. Условно сознание можно определить как орган создания и восприятия идеальной (нематериальной) информации.
Происхождение сознания является очередной загадкой, величайшим чудом, которое наука пытается объяснить, дав сознанию определение: «Сознание – это функция мозга». Однако, дать определение сознанию не значит объяснить его происхождение и работу. Электрическая активность мозга не обязательно и даже совсем не должна приводить к появлению сознания – нематериальной субстанции со своими свойствами, назначением, функциями и т.п. Можно сказать, что определение сознания, данное ему наукой, является не более, чем еще одной гипотезой.
Основной функцией сознания наука называет отражение объективной действительности. Сознание представляется как бы зеркалом, в котором отражается весь мир и сам человек, и которое обладает свойством памяти, т.к. все, что было отражено в сознании, сохраняется в нем. Но это отражение не является простым механическим действием, как в неживом зеркале, а создаёт первичное, главное знание о любом воспринятом объекте – знание его существования. Сознание подтверждает, что предмет, явление или человек, которые попали в поле его восприятия, существуют. Этот процесс придания чему-либо качества реальности (бытия) называется осознанием. Дальнейшим познанием этих объектов занимается мышление, которое включает в себя множество разных процессов.
Для нас недостаточно того, что органы чувств нечто увидели, осязали или услышали – это всего лишь ощущения, которые могут так и остаться ощущениями (как ненужной информацией, которая забывается); но могут быть и преобразованы в образы и мысли. Только в такой форме их можно осознать, т.е. они могут быть восприняты сознанием, и тем самым сотворены в твоем сознании («в твоей реальности») как существующие. Причем, для сознания не имеет значения, существует ли физический предмет того образа или той мысли, которые осознаются сознанием. Если в сознании появился образ, допустим, твоей фантазии, то он является таким же реальным для него, как и образ материального предмета. Ты сам наверняка замечал, как образы твоего сознания вызывали в тебе чувства страха или любви, отторжения или удовольствия, хотя в реальности они могли и не существовать. Например, фантазии о вкусной еде, отдыхе на курорте или встречи с любимыми, которых уже нет в живых. Но вызываемые ими чувства говорили тебе о том, что они абсолютно реальны, по крайней мере, лично для тебя. Я уже не говорю о мифах, фантастике или сказках, в которых рисуется вымышленная, несуществующая «реальность». Но их персонажи могут быть для тебя не менее реальны, чем люди или предметы, которых ты способен видеть или осязать.
Теперь давай вернемся к тебе. Где во всем этом невероятном процессе ты? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, чтобы утверждать, что ты существуешь, тебе недостаточно наблюдать или осязать своё тело, которое ты считаешь собой – тебе необходим образ самого себя. Тот образ, который ты будешь называть местоимением Я. Даже если ты воспринимаешь самого себя как тело, твое сознание должно сначала создать его образ, который будет доступен твоему сознанию для восприятия и осознания факта твоего существования.
Напомню еще раз, что сигналы, которые поступают от органов чувств нашего тела, дают очень скудную информацию, и если ограничиться только ощущениями тела о теле, мы ничего не сможем сказать о нем, и уж точно не сможем эти ощущения назвать «Я». Множество несвязанных между собой ощущений должно быть соединено благодаря процессам мышления, которое создает твой образ, и сознания, которое этот образ сможет воспринять и осознать. Поэтому, когда ты говоришь о самом себе, имея в виду тело, на самом деле ты говоришь, что воспринимаешь свой образ тела и осознаешь этот образ как самого себя. Так ты появляешься у самого себя в результате само-сотворения. Это является частью процесса идентификации.
Идентификация является важнейшим свойством психики. Она позволяет человеку в концентрированном виде создать представление о самом себе, которое дает ему возможность отличить себя от других людей и природы вообще. Этот процесс имеет направление в сторону все большей индивидуализации психики, максимального выделения человека из среды себе подобных.
Появление самосознания (сознательного образа Я, которому присваивается название «Я») у каждого человека происходит примерно в одном и том же возрасте – около 3 лет. Именно в этом возрасте образ Я появился у меня впервые: какие-то отрывки воспоминаний, чувств, действий, окружающих людей и предметов, которые я помню как «свои» – все они были связаны со мной. До этого возраста я ничего не помню, как будто бы меня и не было. Но это не так – я точно знаю, что родился за 3 года до того момента, когда смог подумать о самом себе и сказать «Я». Правда, я ничего не мог сказать о себе, какой я, что я такое, кем или чем являюсь. Но факт моего существования даже в неосознанном состоянии был налицо.
Чем больше мы взрослеем, тем больше, казалось бы, должны осознавать себя и окружающий мир. Но на своем опыте и опыте многих людей, с которыми мне довелось работать как психологу, я могу смело утверждать, что без целенаправленного развития навыка осознанности мы осознаем в себе мизерную часть того, что происходит внутри нас, и того, кем мы являемся, какие задачи перед нами стоят, чего мы на самом деле хотим, что делает нас несчастными или счастливыми. Человек без опыта осознанности не способен ответить на эти вопросы даже в отдаленном приближении.
Означает ли тот факт, что если ты не осознаешь в себе процессы или качества, которые в тебе работают, будто самосознание отсутствует? Конечно, нет. Сознание, как я сказал, есть орган восприятия и создания идеальной, а лучше будем говорить, психологической реальности. Даже если этот орган работает слабо, не означает, что его нет или что он поломан. Просто он не развит. А если так, то образ тебя самого, за создание и восприятие которого отвечает сознание, существует даже при условии, что ты о нем ничего не знаешь, кроме факта его наличия. Если ты способен сказать осмысленное слово «Я», значит, образ тебя уже создан.
Те три первых года после рождения и 9 месяцев, когда ты был в утробе матери, твой образ Я также существовал, но не в твоем сознании, в котором еще не было развито само-осознание, а в сознании твоих родителей, особенно в сознании матери. Родители первыми создают твой образ, вынашивают его в себе, а затем передают его тебе, когда ты уже будешь способен сам сказать слово «Я».
В дальнейшем весь процесс взросления сопровождается попытками родителей удержать твое развитие в рамках ими созданного образа тебя и твоими противоположными попытками пересоздать его, пытаясь идти своим путем туда, куда ты хочешь сам.
Но в данном случае, важно осознать следующий факт: образ Я, который лежит в основе самосознания и сознания в целом, может формироваться не только лично человеком, но и другими людьми, которые обладают большой силой и властью над сознанием человека. А это, в свою очередь, означает, что очень многие процессы, которые происходили и происходят в твоей психике, являются неосознанными. Они являются настолько неосознанными, что даже образ твоего «Я» способен быть сформирован воздействием других людей или даже общества целиком, а ты этого даже можешь и не подозревать.
После того, как образ Я, который некоторые авторы называют идентичностью или тождеством, создан, начинается процесс наполнения его содержанием. Точнее, эти два процесса происходят параллельно и постоянно, взаимно поддерживая друг друга. К содержанию могут относиться человеческие склонности, темперамент, черты характера, эмоциональные реакции и глубинные убеждения, о которых мы поговорим чуть позже и которые играют важнейшую роль в формировании человека. Сюда же относятся и любые группы людей (этносы, государства, расы, профессиональные коллективы), которые по разным причинам являются близкими для человека и с которыми он себя отождествляет. Идентичность похожа на набросок, который затем художник раскрашивает разноцветными красками, дополняя по ходу жизни различные элементы картины, а порой – кардинально изменяя всю картину.
Но прежде, чем человек будет способен сознательно менять или формировать свою идентичность, он будет управляться тем образом Я, который был создан бессознательно на основе внешних требований родителей и установок общества. Несмотря на то, что очень многие люди не вполне осознают свою идентичность и довольствуются второстепенными характеристиками, типа «я – инженер» или «я – менеджер», тем не менее, их идентичность является вполне сформированной, хотя и не полностью осознаваемой. Так, идентифицируя себя как часть общества или этноса, человек будет неосознанно стремиться ценить идеалы, которые в нем приняты и вести себя в соответствии с нормами и традициями, характерными для людей определенной национальности.
Идентичность – это структурный образ со своими слоями иерархии. На базовом уровне основную роль играет природная и коллективная идентичность (принадлежность человека к расе людей и к какой-то группе). На этом уровне в человеке сильны воздействия его животной природы, заложенной в его геноме, в инстинктах и полуосознаваемых действиях. В нем сильны влечение к размножению, инстинкты самосохранения и продолжения рода, а также требования общества к своим членам. Коллективная идентичность обычно настолько сильна, что очень редко подвергается сомнению или анализу на адекватность. Развитие личности, личной идентичности обычно вступает в конфликт с коллективной идентичностью, и на каком-то этапе взросления тебе придется выбирать, какую из этих двух частей твоего Я ты выберешь для основного отождествления.
Идентичность как очень сложный образ психики, может скрывать в себе многие элементы (черты, убеждения, психологические травмы, требования), и в большом количестве. Ведь основные черты образа Я закладываются в детстве, а потому являются чаще всего неосознанными. Но они могут оказывать на тебя реальное воздействие и направлять твою жизнь, мысли и чувства туда, куда бы ты сам не выбрал, если бы тебе представился такой шанс.
Тебе потребуется немало усилий для того, чтобы осознать, каков лично твой образ Я, нравится ли он тебе и сотворен ли он только тобой, или к его созиданию приложил руку кто-то еще. Но эта работа должна быть сделана, иначе те части твоего Я, которые были созданы не тобой, но которые продолжают работать с твоего неосознанного одобрения, будут заставлять тебя воспринимать, жить и развиваться так, как было задумано реальными творцами твоего Я.
Далее мы поговорим о том, как работает психика и что лежит в основе бессознательного образа Я, кто, или лучше сказать, что управляет процессами ежедневного функционирования – твоим поведением и реакциями.
Глава 3. Как работает психика человека
Жизнь человека – это жизнь психического существа. Тело управляется сознательными и еще в большей мере бессознательными механизмами. Соотношение сознательного и бессознательного в нашей психике примерно 1:99. Иными словами, на 99 неосознаваемых процессов приходится 1 сознательный. И это в лучшем случае, по крайней мере, до того момента в жизни человека, пока он не примет решение расширить зону своего сознания и не начнет осознавать в себе то, что раньше было скрыто за темной пеленой.
Если свести всё многообразие форм психических явлений к минимуму, то можно сказать, что содержание психики – это эмоции, чувства и мысли в различных формах и сочетаниях. Эмоции – это краткосрочные реакции психики, скажем, испуг на появление тигра в вашем дворе. Чувства же могут жить очень долго, фактически, на протяжении всей человеческой жизни. Они выражают устойчивое отношение к человеку, событию или предмету, например, любовь к супругу или музыке, либо ненависть к войне или абортам. Мысли гораздо более многочисленны по сравнению с чувственной сферой и могут принимать формы суждения, мечты, надежды, воспоминания, образа, концепции или целого учения.
Однако многие люди не учитывают жесткую связь и даже зависимость чувств и мыслей между собой. А это необычайно важно, так как понимание механизма психической жизни позволит научиться контролировать, управлять и даже изменять свою психическую реальность. Она лежит в основе создания реальности, в которой человек живёт и которая влияет не только на него самого, но и на окружающих людей и даже на мир в целом.
Примите, пожалуйста, за факт, что мысли – это формы, в которые облекаются наши чувства, ни больше, ни меньше. Чувства являются энергией, которая обеспечивает силой любую человеческую мысль, воспоминание, желание или образ. Мысль без чувства не жизнеспособна. Если нет чувства, то можно говорить лишь о нейтральной информации, которую мы можем где-то прочесть или от кого-то услышать, но которая не будет иметь никакого значения для нас до тех пор, пока вы не испытаете к этой информации какого-то эмоционального отношения. А как только у вас появляется чувство, оно мгновенно наделяется значением и тем субъективным смыслом, который имеет отношение только к вам, к вашей психической жизни.
Так, любая информация, скажем, о слонах Африки будет для вас «нейтральной», т.е. без вашего эмоционального отношения. А как только вы сформируете к слону Африки какое-то чувство, например, жалости, восхищения или страха, образ слона для вас наполнится внутренним смыслом и приобретет значение, характерное только для вас. «Слон» станет явлением вашей психической реальности и поселится в ней навсегда.
Такая взаимозависимость чувств и мыслей работает и в обратном порядке. Если вы испытали какой-то стресс от встречи с тигром в вашем дворе (вместо тигра можно представить себе более привычного хулигана из соседнего дома), то мгновенно у вас начнут рождаться образы, мысли, концепции о том, что нужно делать, чтобы не попасть в передрягу с этим «негодяем». А впоследствии образ хулигана навсегда останется в вашей психической реальности как энергетически заряженное явление, которое можно назвать «знанием» того, что двор оказывается небезопасным из-за таких «уродов».
Подобное знание, заряженное вашей эмоциональной реакцией, постепенно переходит в разряд убеждений. А убеждения – это такие мысли/чувства, которые составляют основу всякого бессознательного.
Если искать аналоги такой взаимосвязи между чувствами и мыслями, мне приходит на ум квантовая физика, которая рассматривает реальность как в форме энергии (поля), так и частиц. В этой аналогии чувство есть энергия, а мысли – частицы. Человек одновременно выражает свое содержание как в чувстве, так и в мысли, и в зависимости от того, куда направлено внимание, то мы и увидим – либо чувство, либо мысль.
Убеждения можно условно разделить на глубинные и поверхностные, которые некоторые авторы называют установками. Глубинные убеждения формируются в раннем детстве, примерно до 5 лет. На то, какие глубинные убеждения появятся, в подавляющем большинстве случаев влияют родители и те взрослые, которые играют роль воспитателей, учителей или высших авторитетов власти и религии. Но чаще всего содержание этих глубинных убеждений одно и то же, так как ребенок ощущает себя одинаково беспомощным в России, Индии, Бразилии или племени маори в Новой Зеландии. Все они обычно негативны и звучат примерно так:
«Мир – это опасное место»
«Мир несправедлив»
«Я недостоин любви»
«Я плохой человек»
«Меня можно любить, если я заслужу»
«Я всегда в чем-то виноват» и многие другие.
Очень редко ребенок выносит из детства сформированные позитивные убеждения. Если такое происходит, то надо сказать огромное спасибо родителям. Но мне лично не попадались взрослые люди, в чьих глубинных убеждениях из детства были бы позитивные утверждения, типа «я достоин любви» или «мир – это прекрасное и безопасное место».
Глубинные убеждения составляют основу любой человеческой психики и основной стержень личности. В зависимости от того, какие именно глубинные убеждения действуют в человеке, можно понять, почему человек живет такую жизнь, а не другую.
Следующим уровнем мыслей/чувств, которые управляют нашими бессознательными реакциями и поведением, являются установки. Установки всегда играют роль компенсации негатива, который заложен в глубинных убеждениях. Задача психики при появлении той или иной установки – сделать жизнь человека легче, сгладить его негативное отношение к «опасному» миру, к «злым» людям, к «несправедливым» учителям и власти.
Например, если в вас действует глубинное убеждение «я – плохой и недостойный человек», то ваша психика автоматически, повинуясь внутренней программе, создаст установку типа «я должен заслужить расположение тех, от кого я завишу» (родители, начальники, учителя, власть, религиозные авторитеты). Такие или подобные установки заставляют вас (в случае, если вы живете неосознанно) совершать поступки или действия, которые повлияют, как вы считаете, на тех, от кого зависит ваше благополучие. Вы можете быть всегда готовы совершать сверхурочную работу бесплатно, или поработать на даче у своего учителя, или улыбаться и терпеть злобные шутки в свою сторону. Таково действие установки, которая компенсирует негатив вашего глубинного убеждения.
Для того, чтобы установка проявилась в конкретных действиях, психика порождает множество автоматических (неосознаваемых) мыслей, которые управляют нашим поведением. Это совсем поверхностный уровень, на котором устройство психики непосредственно влияет на поведение. Если в человеке сформировано глубинное убеждение о том, что если происходит нечто «плохое», то он всегда виновен, то компенсация психики породит установку типа «я должен свалить вину на другого и отрицать собственную вину». А эта установка, в свою очередь, породит автоматические мысли в конкретной ситуации, которые заставят человека обвинить кого-то, например, в краже шоколадки из магазина или доказывать собственную невиновность, громко споря с охранником.
Примерно такова схема устройства психики человека:
Глубинные убеждения (мысли/чувства) – установки/стереотипы поведения – автоматические мысли/действия – сознательное мышление/поведение.
Становится понятным, почему человек испытывает негативные чувства или мыслит негативные мысли; как они взаимосвязаны между собой и как те и другие влияют на ваше поведение, а значит, и на вашу жизнь. Можно сделать краткий вывод: моя жизнь такова, каковы мои глубинные убеждения.
Глава 4. Негативные глубинные убеждения и защиты
Как формируются негативные глубинные убеждения, которые лежат в основе вашей реальности? И почему они являются негативными? Что их делает вредными и даже опасными?
Любые убеждения в том, что мир или человек, предмет или событие являются опасными, несправедливыми, уродливыми в любом смысле этого слова, говорят нам о том, что наша психика расценила внешние или внутренние события как угрозу для выживания. Такие явления, которым присвоена метка «негативные», превращаются для человека из нейтральных в то, что угрожает его жизни, физической, психологической или социальной. Негативность таких убеждений связана с потерей или угрозой потери чего-то очень ценного и важного, что производит в человеке страдания – такие переживания, которые вызывают душевную (эмоциональную) боль.
Чего же человек ожидает от мира и людей? Только то, что способно обеспечить его всем, что необходимо для выживания – безопасность, еда и любовь. Любые сильные переживания, возникающие от громкого крика до физической боли, особенно, если они повторяются неоднократно, превращаются в психологические травмы и запечатлеваются памятью в качестве глубинных негативных убеждений. Человек начинает делить мир и все, что в нем, на хорошее и плохое, добро и зло, приятное и безобразное.
Если негативные убеждения говорят об отсутствии того, что нужно человеку для выживания, то понятно, что позитивные убеждения, если они есть, помечают те предметы, людей, события, которые способны дать человеку то, что он ищет – безопасность и любовь. Почему же тогда в большинстве случаев негативные убеждения почти полностью, а во многих случаях целиком заполняют память человека? А те, в свою очередь, программируют человеческое поведение на поиск угроз, от которых нужно «спастись», и вместо радости и покоя человек начинает страдать от постоянного страха за свою жизнь и здоровье, или за жизнь и здоровье своих близких.
Вспомните состояние ребенка: изначально в нем присутствует доброе, радостное отношение приятия, интереса и любви ко всему, с чем он сталкивается. Ребенок не ожидает нападения, он не способен распознавать угрозы, ему всё кажется единым и прекрасным. Его ожидания светлы, он полон любопытства, он живёт настоящим и принимает всё таким, какое оно есть. Это есть состояние счастья, в котором ребенок рождается. Только этим безоблачным ангельским состоянием можно объяснить будущие реакции ребенка на агрессию во всех ее формах и проявлениях – от невообразимого страха до сильнейшего гнева. Именно после рождения ему приходится вкусить плод познания добра и зла и начать различать всё вокруг по критерию опасности и безопасности, агрессии и любви. Не случайно Библия описывает притчу о плоде познания добра и зла, который Адам съел по просьбе Евы, после чего они были «изгнаны» из Эдема на Землю. В реальности это полностью соответствует рождению ребенка в мир, полный добра и зла, который ему предстоит познать сполна с помощью «райского» дара двойственного мышления.
Будучи в утробе матери, ребенок ощущает полное единство с материнским лоном, он пребывает в «ангельском» неведении относительно двойственности мира, в который ему предстоит родиться. Рождение является первичной и самой сильной травмой, которую переживает ребенок – оно сепарирует его от материнского лона, извергает его из сферы безопасности и абсолютной любви в зону опасного мира двойственности. Всё, что ему остается – выживать, разделяя мир на добро и зло.
Человеческая психика изначально настроена на то, что внешний мир будет благосклонен к нему и к его потребностям, ведь в предыдущем внутриутробном опыте ребенок автоматически получал всё, в чем он нуждался. А потому для него «нормой» является состояние покоя и любви, в ощущении единства со всем миром. Всё, что лишает его этого ангельского состояния, относится к сфере опасного и приносящего страдания, а потому негативного. Первые же ощущения голода и боли или лишение материнского внимания усугубляют его первичную травму рождения как отсечения от лона, которое обеспечивало все его потребности, и продолжают болезненную сепарацию.
Здесь нельзя не упомянуть И.Ялома, основателя экзистенциальной психологии и психотерапии. Он, как и многие его последователи, утверждал, что в основе человеческого бытия лежит сила, которую он назвал экзистенциальными страхами. Именно эта сила, а не либидо Фрейда или стремление к власти Адлера, лежит в основе человеческой жизнедеятельности. К экзистенциальным страхам Ялом относил страх смерти, страх свободы/ответственности, страх одиночества и страх бессмысленности. На мой взгляд, даже эти глубинные страхи не являются самыми глубокими; они скорее выражают более фундаментальный страх, который действительно лежит в их основе и в основе деятельности психики. Таким фундаментальным страхом я считаю страх разделённости со своим источником, который берет начало в рождении человека, отделяющего его от матери.
4.1. Негативные убеждения и чувства
Негативное убеждение – это энергетически заряженная болезненная память о том, что лишает человека покоя, радости, безопасности и любви. Это то, что приносит страдания и боль. Это память о том, что человека окружает не то, что он хотел бы иметь, а то, чего он не желает и что вызывает в нём чувство страха, которое впоследствии принимает множество других форм: вины, печали, горя, апатии, депрессии, гнева и др.
Негативное убеждение содержит в себе не только память сильного стресса или даже психологической травмы (сильного эмоционального переживания, вызванного страхом за свою жизнь), но и оценочного суждения. В дальнейшем психика человека автоматически использует негативное убеждение для вызова в нем такой же реакции на опасность (или то, что было принято за опасность), как и раньше. Основной автоматической реакцией на похожую «опасность» является негативное чувство, в основном страх, на который затем накладываются «вторичные» негативные чувства, например, гнев.