Полная версия
Любовь с первого кадра. Лица и роли: легенды нашего кино
Глава 2
Марина Ладынина ненавидела свой возраст и восклицала: «Играть старуху? Никогда!»
Говорят, настоящее имя Марины Ладыниной – Мария. По крайней мере, дома в детстве ее звали исключительно Машей или Марусей. И родилась она не в сибирском городе Ачинске, как написано в Большой советской энциклопедии, и не в селе Скотинино Смоленской губернии, как сообщает Википедия, а в крошечной деревне Усть-Березовка неподалеку от Красноярска. В месте, которое меньше всего подходило для появления на свет одной из главных кинозвезд самой большой в мире страны. Деревню эту презрительно называли Голопуповка, а поселились там родители потому, что оттуда была родом мать будущей актрисы. В Скотинино (откуда родом был отец) переехали уже после.
Так или иначе, в Скотинино, Голопуповке или селе Назарово Енисейской губернии, где семья со временем осела окончательно, шансов сделать актерскую карьеру было немного. А девочка о ней мечтала с тех пор, как попробовала себя в качестве суфлера в школьном драмкружке и впервые вышла на сцену в спектакле по пушкинской «Русалке». Но, казалось, сельской девочке на роду было написано стать сельской учительницей.
И она ею стала, но все-таки иногда выступала в любительских спектаклях. И однажды встретила Сергея Фадеева, актера театра Мейерхольда, которого каким-то ветром занесло в Сибирь. Он подарил ей книгу Станиславского «Моя жизнь в искусстве», заодно дав адрес ГИТИСа. Марина поехала в Москву. И поступила с первой попытки.
В 1931 году она дебютировала в кино: сыграла слепую цветочницу в картине «Просперити». Но мечтала Марина Алексеевна о театре.
В одном из редких интервью вспоминала: «Станиславский вызвал меня к себе. Три дня я думала, как себя вести, что надеть. В шесть вечера пришла в Леонтьевский (переулок, где жил великий актер и режиссер. – Авт.). Константин Сергеевич сидел на диванчике за овальным столом. Он задержал мою руку, когда мы здоровались, и сказал:
“Теплая рука, еще, значит, не умерла со страха! Меня все боятся, а я очень добрый. Вы будете ходить по комнате, пока я не скажу: довольно!” Это оказалось не так просто. Наконец слышу: “Довольно! Недостатки свои знаете? При вашем росте у вас чересчур длинные руки!” И я поняла, почему мне некуда девать руки на сцене…»
Несмотря на длинные руки, во МХАТ ее взяли.
Как Ладынина не стала работать на НКВД
Все складывалось отлично, пока Марина Алексеевна не допустила непростительный с точки зрения НКВД промах: завела роман с итальянским дипломатом. Точнее, чекисты, узнав об этом, сначала обрадовались: предложили актрисе выйти за него замуж и стать фактически шпионкой, доносить обо всем, что она видела и слышала. Когда Марина отказалась, ей предложили хотя бы свести ухажера-итальянца с нужными людьми, которые возьмут его в оборот. Она отказалась и от этого. Тогда ей попытались перекрыть кислород; она была вынуждена стирать белье, чтобы заработать на жизнь… Потом до конца дней своих не могла понять, почему ее не посадили.
Кадр из фильма «Трактористы», режиссер Иван Пырьев. Клим Ярко – Николай Крючков, Марьяна Бажан – Марина Ладынина.
Кадр из фильма «Богатая невеста», режиссер Иван Пырьев. Маринка – Марина Ладынина
А затем произошла судьбоносная встреча с режиссером Иваном Пырьевым. Тот снял несколько фильмов, которые либо прошли незамеченными, либо были раскритикованы партийным руководством. И взялся за комедию «Богатая невеста», причем хотел, чтобы главную роль играла непременно Ладынина. Предложение он ей сделал в первый же вечер, сразу после знакомства, – несмотря на то, что был женат на актрисе Аде Войцик. Та была женщиной с очень сложным и тяжелым характером; конечно, она крайне болезненно восприняла уход супруга к Ладыниной и однажды, по легенде, сказала сопернице: «Вы будете с ним счастливы, но сторицей за это расплатитесь. В один прекрасный день он бросит вас так же, как бросил меня».
Ну что ж, Пырьев и Ладынина долго были счастливы. «Богатая невеста» могла не выйти на экраны: фильм снимался на Украине, и кому-то показалось, что понаехавшие москвичи глумятся над украинским языком и культурой. Выходили разгромные статьи в крупнейших газетах, съемки едва не сорвались, а готовый фильм чуть не положили на полку. Но его посмотрел Сталин, которому все очень понравилось, и картину выпустили.
«Невеста» пользовалась огромным успехом, и понеслось: «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Любимая девушка», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской»… Все эти фильмы ставил Пырьев, а Ладынина играла главные роли. Сравнить эту пару можно было только с Григорием Александровым и Любовью Орловой. Вот только те провели вместе всю жизнь, до смерти Любови Петровны. А Пырьев и Ладынина расстались, когда были еще не старыми людьми.
Ладынина не простила Пырьеву романа с другой актрисой
Из одного документального фильма в другой кочует легенда, будто после развода Пырьев запретил режиссерам «Мосфильма» снимать свою жену; у той якобы даже отобрали пропуск на киностудию. Сын актрисы режиссер Андрей Ладынин эти байки опровергал. Развод Пырьева и Ладыниной состоялся в 1962 году, когда Иван Александрович «Мосфильмом» уже не руководил. А из кино Марина Алексеевна ушла по классической причине: не хотела стареть на глазах у зрителя.
Даже роль в «Кубанских казаках», сыгранная, когда ей было слегка за сорок, далась с трудом: в какой-то момент актриса чуть не отказалась от съемок. «Она ненавидела свой возраст, и это была самая настоящая патология», – вспоминал сын.
«С возрастом мать всех стала ненавидеть – всех людей на свете! Почти каждый день такое случалось: вот она встанет утром, в зеркало посмотрит – все, дома скандал. Постоянно лаялась, раздражалась, была очень сварливой. Придиралась к любой мелочи… Она и жену мою терпеть не могла только за то, что та сделала ее бабушкой…»
После «Казаков» была роль графини Потоцкой в «Тарасе Шевченко» режиссера Игоря Савченко и финальная роль у Пырьева – в мелодраме «Испытание верности» (1954), герой которой хочет развестись с верной женой и уйти к любовнице. Вот эта роль немолодой и фактически брошенной жены и стала последней каплей: в 46 лет Марина Алексеевна оставила кинематограф. В 1965-м был еще телефильм «Люди остаются людьми», но его почти никто не видел – он был положен на полку, а в новое время не издавался на DVD и не выложен в интернете. А когда в 1980-е Николай Губенко пригласил Ладынину на главную роль в фильм «И жизнь, и слезы, и любовь», она с возмущением отказалась: «Играть старуху? Никогда!»
А что касается Пырьева… Одни говорят, что Ладынина не простила ему романа с актрисой Людмилой Марченко, к которой он ушел, другие – что всячески пыталась удержать его от развода, и, когда отношения с Марченко закончились, мечтала восстановить брак. Третьи – что написала письмо в ЦК с просьбой наказать Пырьева за аморальное поведение, и именно на это он смертельно обиделся, уйдя от нее уже навсегда.
Кадр из фильма «Кубанские казаки», режиссер Иван Пырьев. В роли Галины Пересветовой (справа) – Марина Ладынина
В любом случае, актриса Алла Будницкая рассказывала, как однажды спросила уже совсем пожилую Ладынину:
– Марина Алексеевна, а вы любили Ивана Александровича?
Она посмотрела на нее и ответила:
– И сейчас люблю…
«Рассматривался вопрос о присуждении мне “Оскара”…»
В тот день, когда я пришел к ней домой, на ее столике лежало письмо. Из Франции. С надписью на конверте: «Madame Marina Ladinina, Moscou». Автор, французский коммерсант, неровными печатными буквами писал по-русски, что очень любит ее фильмы, обожает ее и умоляет прислать фотографию с автографом…
– Марина Алексеевна, к вам часто приходят подобные письма?
– Часто. Хотя раньше, когда я снималась, их было много больше. Мне тогда писали люди со всей страны, приходили письма, на которых даже не было адреса, только «Москва, Ладыниной». Но и такие всегда доходили…
Актриса Марина Ладынина прожила долгую жизнь
– Вы были тогда любимой актрисой нашего народа…
– И сразу комплимент! Не знаю, так ли это было, но могу точно сказать тебе: наш зритель обожал советских актеров. Во время войны нашими именами – и моим тоже – называли танки. Люди с фронта писали, что идут в бой после просмотра даже самой мирной картины, «Свинарка и пастух», например, и сражаются за те образы, которые созданы нашими актерами. И за ту жизнь, которая показана в фильмах…
– Какой ваш любимый?
– «Свинарка и пастух». Я в 1940-е годы встретилась с Соломоном Михоэлсом, только что приехавшим из Америки, и он сказал, что Американская киноакадемия рассматривала вопрос о присуждении мне за этот фильм «Оскара»…
– Как вы относитесь к своим старым фильмам?
– Эти картины показывали жизнь не такой, какая она есть, а какой должна быть. А это – право искусства, право сказки, право выдумки, право мечты… «Кубанских казаков» мы снимали в настоящей станице, и при этом нас не охранял никакой ОМОН. Если бы мы снимали неправду, жители станицы нас просто бы растерзали! А они относились к нам прекрасно. От председателя того колхоза, где мы снимали, я получила лучшую рецензию в своей жизни. Он сначала не верил, что смогу правдиво сыграть казачку, а когда увидел фильм, прислал мне письмо. Там была фраза: «У тебя и юбка болтается по ботинкам так, как у наших баб, когда они идут по полю»…
– Как вы относитесь к успеху мексиканских сериалов? Ведь в свое время такой же успех был у ваших фильмов…
– Еще один комплиментик… О триумфе сериалов сейчас написано так много, и все правильно. Что касается меня, я считаю, что там блестяще играют актеры, прекрасная постановка. Но им не снился тот успех, который был у нас!
– Вы упомянули о том, что были любимой актрисой Сталина. Вы были знакомы с ним?
– Знакома лично? Нет. Я несколько раз видела его, когда была на приемах, но меня ему не представляли. Это уже потом я много читала о том, что нравилась Сталину. Что ж, он у меня взаимностью никогда не пользовался.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.