bannerbanner
Из «Бесед и суждений» Конфуция
Из «Бесед и суждений» Конфуция

Полная версия

Из «Бесед и суждений» Конфуция

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Татьяна Томина

Из "Бесед и суждений" Конфуция

***

Вступление от автора пересказа


Мудрость человечества – то клад.

Голоса с Востока нам звучат,

Не века – десятки пролетели.

Что сказал Конфуций*, знать хотели?

Мудрости в мешках не перечесть,

Хоть бы что-то из того учесть.

__________

* Конфуций – древнекитайский мыслитель и философ, основатель конфуцианства (551-479 г.г. до н.э.)


Глава 1. Не приятно ли учиться…


"1"

Спросил Философ: "Не приятно -

Учёбе посвящать все дни?

И друга встретить не занятно -

Из стран, которые вдали?

И тот ли муж не благороден -

Нет славы, гнев же не угоден?"


"2"

У совершенства есть основы,

Законам всем они подковы:

Там гуманизм, где не лукавство,

А лишь почтительность и братство.


"3"

Гуманности не очутиться,

Где хитры речи, лживы лица.


"4"

Волненья зрим в учениках:

"Был предан людям ли в делах?

С друзьями искренен ли был?

Усвоил ль то, что получил?"


"5"

Чтоб государством управлять:

Вниманья надо не сбавлять,

Быть искренним перед народом,

Не расточительным с расходом,

Любить народ своей страны

И слать туда лишь, где нужны.


"6"

Вот наставленье молодёжи:

"Родителей ты дома чти,

Вне дома – уваженье тоже,

Гуманных рядом поищи,

Будь искренним и осторожным,

Любовью одаряй людей.

Всё выполнил? Есть время всё же -

Ученью посвяти скорей".


"8"

Коль хочешь уваженья – будь солиден.

А для того мне искренним ты виден,

И преданным, конечно, должен быть,

Ошибки править, с худшим не дружить.


"9"

Родителям последний долг -

Тем нравы ты улучшить смог.

И предков почитанье тоже -

Для нрава доброго нам гоже.


"11"

Почтительным я назову того,

Берёт кто у отца уроки,

Три года кто хранит дела его,

Не изменяя жизни в эти сроки.


"13"

Ты исполняй, что справедливо,

И почитай, коль то не срам.

В руководителях те милы,

Кого заслуги ви'дны нам.


"14"

Скажу: "Учиться любит тот,

Кому еда, комфорт – не в счёт,

Кто быстр в делах, а не в речах,

Кто нравы ценит, коль не прав".


"15"

Годится тот, кто в бедности не раб,

В богатстве не заносчив остаётся.

Всё ж ниже тех – в беде весёлый нрав,

Богат, но нравственным он чтётся.


"16"

Безвестностью не беспокойся,

О людях ты незнанья бойся.


***

Глава 2. Кто управляет


"1"

Коль добродетельно ты правишь,

Звезда Полярная ты, друг, -

На месте верном пребываешь,

С почтеньем прочие вокруг.


"3"

Законом ты народом правишь,

И наказания в ходу -

Народ ты этим не исправишь

И стыд в народе не найду.

Есть добродетель и почтенье -

Возникнет стыд и исправленье.


"4"

В пятнадцать – захотел учиться,

А в тридцать стал, кем должен быть,

Жизнь в сорок – без сомнений длится,

Мысль в пятьдесят – наверх стремится,

С шестым десятком – смысл постичь.

Но только мой седьмой десяток

Принёс мне Мир, который сладок.


"6"

Отец и мать о том в тревоге -

Не болен сын ли их в дороге.


"7"

Почтительность к отцу не в том -

Прокорм нести ему лишь в дом,

Ведь кормим лошадей, собак.

"Почтительность" пойми не так.


"10"

Никто не скроется от глаз,

Когда дела его видны,

Стремления понятны в вас

И удовольствия важны.


"11"

"Коль старое ты повторяешь

И новое не отвергаешь,

Способен будешь в управленье" -

Вот Мудреца о власти мненье.


"12"

Разносторонний – благороден,

Для дел он всяческих угоден.


"13"

"Кто благороден?" – ты спросил.

– "Кто действовал, не говорил".


"14"

Не будет благороден тот,

Кто партию, не дело, чтёт.


"15"

Ты учишься без размышленья -

В таком ученье толку нет.

Но размышленья без ученья -

Опасны и приносят вред.


"16"

Коль лишь, что чуждо, изучаешь,

С ученьем этим пострадаешь.


"17"

Про "Знанье" хочешь ты узнать? -

Ты знаешь то, что знаешь,

И не стесняешься признать -

Не всё ты постигаешь.


"20"

Народ почтительным чтоб был -

Достоинство ты б не забыл.

Чтоб был и предан твой народ -

Будь милостив и предком горд.

Чтобы народ к добру стремился,

Добро возвысь, дурак – б учился.


"21"

Не надо пост лишь службой звать.

И дома службу отыскать.


"22"

Важны оглобли у телег,

А искренность – раз человек.


"23"

Известно, что несут века,

Ведь нравы нам важны пока.


"24"

Чужим коль жертвы – раболепство,

А трусость – коль от долга бегство.


***

Глава 3. Восемь рядов


"3"

Зачем для негуманных своды правил?

И музыка зачем, коль негуманен?


"4"

Будь в церемониях скромней,

А в траурных – лишь скорбь имей.


"8"

Для красоты лица, картины,

Грунтовки всё ж необходимы.


"11"

Кто понял смысл жертвы дать,

Вселенной смог бы управлять.


"12"

Ты жертвы правильно отда'л,

Коль предок "рядышком стоял".


"15"

Служитель Храма упрекал:

"Ты зря вопросы здесь задал".

– "По мне то вежливо, коль всюду

Стесняться я спросить не буду".


"16"

Попасть в мишень – это искусство,

А в центр – просто силы чувство.


"18"

Чрезмерно почитанье правил -

Тебя льстецом народ ославил.


"19"

Правитель должен вежлив быть,

Кто служит – предано служить.


"23"

Для музыки важна настройка,

Гармония и чистый звук.

И будет наслажденье стойко,

Коль непрерывно то, мой друг.


***

Глава 4. Прекрасна та деревня…


"1"

Селитесь, где любовь царит,

Она там ум ваш одари'т.


"2"

Когда не любишь, бедность в тягость

И редко в дом приходит радость.

Людей коль любишь – то спокоен,

И мудрый – будешь благ достоин.


"3"

Лишь в гуманисте то увидеть -

Любить и так же ненавидеть.


"4"

Стремится кто гуманным быть,

Не может зло вам причинить.


"5"

Кто благороден, тот гуманен -

Богатства, что от зла, бежит.

Поступок для него не странен -

В напрасных бедах не скорбит.


"7"

Проступки выдают нам человека,

Гуманен ль он – в них чтут от века.


"8"

Чтоб вечером уйти без сожаленья,

С утра об истине узнай ты мненья.


"9"

В стыде о платье или пище? -

В Ученье Истины ты нищий.


"10"

Муж благородный не вещает,

А справедливость достигает.


"13"

Не будет в управленье затруднений,

Когда уступчивость с традицией в ладу.

Но если не уступчив в управленье,

То в церемониях я смысла не найду.


"14"

Желание о должности напрасно,

Ты бойся, чтоб её не потерять.

Безвестность – это тоже не ужасно,

Так поступай, себя чтоб показать.


"16"

Кто благороден – знает долг,

Кто низок – вечно зрит итог.


"17"

Достойного достичь всегда стремись,

А с недостойным сравнивать учись.


"18"

Почтительным с родителем ты будь

И в спорах с ним об этом не забудь.


"19"

Покуда мать с отцом живут,

Не отлучайся далеко.

Но если всё ж дела зовут,

Сказать, куда ты, – то легко.


"22"

И в древности про цену слова знали -

Поспешных обещаний не давали.


"23"

Совет ошибок избегать -

Про сдержанность не забывать.


"25"

Не думай: "Добродетель одинока",

Найдутся – не избегнет кто урока.


"26"

Правителю советом надоел -

Ты скоро будешь в отдаленье.

А другу этим надоесть успел -

Ты потеряешь и его влеченье.


***

Глава 5. Гун Е-чан


"3"

Мой благороден ученик -

К тому на Родине привык.


"4"

Кто ты? – ты спрашивал нередко.

– Сосуд для жертв во славу предка.


"5"

Софизмами даёшь совет -

Жди отвращения в ответ.


"6"

О службе у тебя сомненье? -

То одобряю настроенье.


"7"

Когда я вздумаю поплыть,

Ученье чтоб распространить,

На плот возьму не храбреца,

А в ком смекалка без конца.


"8"

Он может войском управлять.

Гуманен ли? – откуда знать.

А тот – для города удобен.

Гуманен ли? – ответ подобен.

Тот рад гостям с любого света.

Гуманен ли? – вновь нет ответа.


"10"

Уснул средь дня – ленив, похоже.

Гнилое для резьбы – не гоже,

Навозны стены – не приличны,

Не штукатурятся обычно.


"11"

Не видел твёрдости ни в ком -

Страстями полон жизни дом.


"12"

Не каждому доступно жить,

Чтоб по себе других судить.


"14"

Есть – новых кто вестей боится,

Пока, что знал, не претворится.


"15"

Он образован, это видно, -

Спросить у низших не обидно.


"16"

Четыре качества для благородства мужа:

И скромность, и почтительность там ну'жна,

Народу пропитанья чтоб хватало

И справедливости к его труду не мало.


"17"

Искусство обращенья с людьми -

Почтительность с собою ты возьми.


"20"

– "Он трижды думает, лишь после исполняет".

– "А может, раза два на то хватает?"


"22"

Высокоумны и небрежны стали дети,

Учить пора – за сдержанность в ответе.


"24"

Не вижу прямоты – бежать к соседу,

Просить, что просят у тебя к обеду.


"25"

Стыжусь лукавства, вкрадчивости, лести

И дружбы с тем, в ком я не видел чести.


"26"

Мои желанья – старых успокоить,

Друзьям не врать и малых обустроить.


"27"

Того нигде не находил -

Кто грех свой видел и судил.


***

Глава 6. Юна можно поставить…


"1"

Годится управлять, кто либерален,

К себе ж при этом будет не лоялен.

Для управленья будет не пригоден,

Когда себе во всем всегда угоден.


"2"

Учиться любит, кто к другим не гневен

И в повторениях ошибочных умерен.


"3"

Помог ты бедным, значит, благороден.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу