Полная версия
История Ленфильма – 1
История Ленфильма – 1
Сергей Глазков
© Сергей Глазков, 2024
ISBN 978-5-0064-2757-0 (т. 1)
ISBN 978-5-0064-2747-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Киностудия «Ленфильм»
Мы все очень любим кино. В этой книге я расскажу Вам о легендарной киностудии «Ленфильм», в павильонах которой создано немало фильмов, вошедших в фонд мирового кино. Многие выросли на этих фильмах и продолжают их смотреть. Я немало покопался в архивах киностудии, порылся в доступных источниках интернета и сейчас делюсь этим с Вами, дорогие мои подписчики. Киностудия «Ленфильм» в начале своего пути носила разные названия.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: НАЧАЛО И НАШИ ДНИ
«ПОНИЗОВСКАЯ ВОЛЬНИЦА»
Кадр из фильма «Понизовская вольница»
Первый фильм «ПОНИЗОВСКАЯ ВОЛЬНИЦА» был снят в 1908 году. Эта кинокартина вообще считается первым художественным фильмом, снятым в Российской империи. Фильм представляет собой экранизацию фрагмента пьесы («исторической былины») Василия Гончарова «Понизовая вольница», в свою очередь написанной по мотивам сюжета известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень». Автор сценария и режиссёр – Владимир Ромашков, операторы – Александр Дранков и Николай Козловский, композитор – Михаил Ипполитов-Иванов, продюсер – Александр Дранков. В главных ролях выступили Евгений Петров-Краевский и труппа Петербургского народного дома. Первая демонстрация фильма состоялась 15 (28) октября 1908 года. Именно с этого дня начитается история любимой киностудии.
В разное время киностудия «Ленфильм» носила разные названия. С 1914 – 1918 года это был Военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета. С 1918 по 1920 годы – Петроградский кинокомитет Союза Северных Коммун. С 1920 – 1922 года – Петроградский окружной фотокиноотдел. С1922 – 1925 годы – Фабрика «Севзапкино», с 1923 – 1925 года – Ателье «Кино-Север». С 1924 – 1926 года – Ленинградская фабрика «Госкино». С 1925 – 1926 года – Фабрика «Ленинградкино», с 1926 -1930 года – Ленинградская фабрика «Совкино». С 1930 – 1932 года – Ленинградская фабрика «Союзкино». С 1932 – 1933 года – Ленинградская фабрика «Росфильм». С 1933 – 1934 года Ленинградская фабрика «Союзфильм». А уже с 1934 года по 1935 год впервые появляется название – Ленинградская фабрика «Ленфильм». С 1935 – 1936 годы – Ленинградская ордена Ленина кинофабрика «Ленфильм», С 1936 – 1976 годы – Ленинградская ордена Ленина киностудия «Ленфильм». С 1976 года по 1993 год – Ленинградская ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени киностудия «Ленфильм». С 1994 – 1996 годы – «Санкт-Петербургская киностудия «Ленфильм». С 1996 – 2003 годы – Санкт-Петербургское Государственное Унитарное предприятие «Киностудия «Ленфильм». С 2003 – 2004 годы – Федеральное Государственное унитарное предприятие «Творческо-производственное объединение «Киностудия «Ленфильм». Сейчас (с 2004 года) – Открытое акционерное общество «Киностудия «Ленфильм». Я буду рассказывать об истории киностудии с двух сторон. С прошлого и с настоящего. Мне кажется, что так интереснее. А закончим самым плодотворным периодом – восьмидесятыми годами прошлого столетия, когда киностудия выпускала в год огромное количество картин.
«УПЛОТНЕНИЕ»
Кадр из фильма «Уплотнение»
Фильм «УПЛОТНЕНИЕ» снят в 1919 год. Это советский агитационно-пропагандистский художественный фильм. Первая советская игровая постановка. Фильм сохранился не полностью. Авторы сценария Анатолий Луначарский и Александр Пантелеев, режиссёры Александр Пантелеев, Николай Пашковский и Анатолий Долинов, оператор Владимир Лемке. В ролях снимались Иван Лерский-Далин, Дмитрий Лещенко, Анатолий Луначарский. Премьера фильма состоялась 7 ноября 1918 года в Петрограде в кинематографе «Сплендид палас». В порядке уплотнения в одну из комнат квартиры профессора переселяют из сырого подвала слесаря с дочерью. Квартиру начинают посещать рабочие завода. Гостей становится всё больше, и вскоре профессор приступает к чтению популярных лекций в рабочем клубе. Младший сын профессора и дочь рабочего, полюбив друг друга, решают пожениться. Старший сын профессора, юнкер, относится к переселенцам с открытой враждебностью, в конце фильма его арестовывают.
«МАЛЬЧИК РУССКИЙ»
Кадр из фильма «Мальчик русский»
В 2018 году киностудия «Ленфильм» выпускает военный исторический фильм «МАЛЬЧИК РУССКИЙ». Режиссер и сценарист – Александр Золотухин, оператор – Айрат Ямилов, художник – Елена Жукова, продюсеры – Эдуард Пичугин и Александр Сокуров, кастинг-директор – Владимир Голов. В картине снимались Владимир Королёв, Михаил Бутурлов, Данил Тябин, Артём Лещик, Сергей Гончаренко, Филипп Дьячков. Производством фильма занимались Фонд «Пример интонации», «Ленфильм» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Санкт-Петербурга. Фильм вышел на экраны 6 февраля 2020 года. Посмотрело его всего около пяти тысяч человек. Сбор составил $ 16 392 (малая толика от затрат на производство). История простого деревенского парня, который в 1916 году уходит добровольцем на войну и в первом же бою теряет зрение, но остается служить слухачом. Теперь он должен прислушиваться к тому, что происходит в небе при помощи металлических воронок, и поднимать тревогу в случае приближения вражеских аэропланов. «Слухачами» в Первую мировую называли солдат, которые с помощью громадных акустических раструбов «прослушивали небо», обнаруживая вражеские аэропланы.
«ГОЛОД»
Афиша фильма «Голод»
19 ноября 1921 года режиссер Александр Иванов-Гай на Кинофабрике Петроградского окружного кинофотоотдела, как тогда назывался «Ленфильм» снимает ленту «ГОЛОД» о классовой борьбе в деревне в 1920 – 1921 года. Сценарист – Александр Иванов-Гай, оператор – Николай Козловский. В фильме играли актеры Кондрат Яковлев, Владимир Викулин, Елизавета Тиме, Урсула Круг, Сергей Шкляревский, Георгий Федоров, Павел Лешков. Первоначальной основой послужила пьеса Леонида Андреева «Царь-Голод», в дальнейшем сценарий подвергся полной переработке и потерял связь со своим первоисточником, сохранив ее лишь в обрамлении, где голод был олицетворен символической фигурой кащея. Сельские активисты с помощью молодого рабочего, присланного из города, активно борются за создание коммуны. Этому стремится помешать кулак, окруживший себя группой приспешников. Он решает убрать с дороги рабочего, видя в нем главного виновника своих бед. При содействии дочери закабаленного им крестьянина кулак заманивает рабочего в лес, где подкулачники его убивают. На выстрел прибегают крестьяне. Преступники изобличены и арестованы. Фильм сохранился не полностью.
«САМЫЙ РЫЖИЙ ЛИС»
Кадр из фильма «Самый рыжий лис»
«САМЫЙ РЫЖИЙ ЛИС» – фильм 2019 года, созданный на киностудии «Ленфильм». Режиссер и сценарист – Александра Стреляная, оператор – Степан Бешкуров, композитор – Александр Ланеев, художник – Сергей Анисимов, продюсеры – Александр Котелевский и Эдуард Пичугин, актеры – Даниель Гедике, Игорь Лепихин, Олег Гаркуша, Никита Рогов, Елизавета Турская, Сергей Хомченков, Анастасия Аристова, Алина Кикеля, Пётр Лойко. Премьера фильма состоялась 10 августа 2016 года на кинофестивале «Окно в Европу». Жанр – сказка. Фильм о приключениях обаятельного и хитроумного Лиса. Он помогает влюбленному кузнецу, мечтающему рассмешить девушку Эмми, которая никогда не смеется и не улыбается. Ради своей возлюбленной кузнец готов убить дракона и побороть великана. На помощь ему приходят звери из Волшебного леса, говорящие цветы и деревья, добрые ангелы, эльфы.
«ПРОЛЕТАРГРАД НА СТРАЖЕ РЕВОЛЮЦИИ»
Кадр из фильма «Пролетарград на страже революции»
В 1919 году режиссер Борис Светлов снимает фильм «ПРОЛЕТАРГРАД НА СТРАЖЕ РЕВОЛЮЦИИ». Оператор – Владимир Лемке. Производство Кинофабрики Петроградского кинокомитета. Агитфильм был поставлен в форме доклада на тему: «Что принесут нам белые?» и иллюстрировался картинами из жизни рабочих и буржуазии. Выпущен в связи с наступлением войск Юденича на Петроград. Фильм не сохранился.
«БЛОКАДНЫЙ ФУТБОЛ»
Кадр из фильма «Блокадный футбол»
Продюсерский центр «Ленфильма» при поддержке Министерства культуры РФ и Комитета по культуре Санкт-Петербурга в 2022 году снимает военный исторический фильм «БЛОКАДНЫЙ ФУТБОЛ». Режиссер – Вагенак Балаян, сценарист – Алексей Дунаевский, оператор – Евгений Труш, художник – Сергей Зайков, исполнительный продюсер – Ольга Аграфенина, генеральный продюсер – Фёдор Щербаков. В фильме заняты актеры Александр Глебов, Даниил Кокин, Денис Старков, Андрей Смелов, Александр Удальцов, Николай Горшков, Павел Харизанов. Производством занималась киностудия «КиноМельница». Премьера состоялась 31 мая 2022 года в день 80-летия со дня проведения первого блокадного футбольного матча, который состоялся в первый спортивный день Ленинграда как мероприятие, венчавшее спортивно-физкультурный праздник, проходивший весь день. Это уникальное событие в истории, продемонстрировавшее всему миру мужество, стойкость и патриотизм защитников города на Неве, которое до сих пор не нашло достойного отражения в кинематографе.
«ПОБЕДА МАЯ»
Кадр из фильма «Победа мая»
Агитфильм режиссера Бориса Светлова по сценарию Пауля Сеппа «ПОБЕДА МАЯ» вышел на экраны кинотеатров 18 мая 1919 года. Оператор Владимир Лемке. Производство Кинофабрики Петроградского комитета. Рассказывает о великих завоеваниях Октября. Содержание картины построено на противопоставлении свободной жизни молодой Советской республики и жандармского режима царской России. Показывая трудовые будни молодой Советской страны, авторы стремились придать им поэтическое звучание, подчеркивая красоту и величие первой весны в жизни победившего пролетариата. Некоторые съемки были сделаны в Петропавловской крепости. Фильм тоже не сохранился.
«ПТИЦА»
Кадр из фильма «Птица»
Кинофильм «ПТИЦА» (другое название «Птица и девочка») на киностудии «Ленфильм» сняла режиссер Ксения Баскакова. Сценаристы – Ярослава Пулинович, Андрей Румянцев и Ксения Баскакова, оператор – Дмитрий Савинов, композиторы – Андрей Федечко и Александр Пантыкин, художники – Алексей Падерин и Павел Свинцов, продюсеры – Эдуард Пичугин и Ирина Баскакова, кастинг-директор – Анжела Карпова. В фильме снимались Иван Охлобыстин, Евдокия Малевская, Анастасия Мельникова, Гарик Сукачёв, Кирилл Рубцов, Инна Горбикова, Кирилл Захаров, Денис Старков, Владимир Лекус, Олеся Соколова, Игорь Царев, Ольга Яковлева, Марианна Лучинина, Ксения Карелина, Екатерина Фёдорова, Дарья Зарецкая, Наталия Вязовская, Вадим Пишков, Дмитрий Ерофеев, Денис Ким, Владимир Белков, Илья Александров, Инна Егорова, Яна Кривуля, Нона Булыгина, Анастасия Маслова, Никита Маслов, Ангелина Соколова. Премьера – 18 мая 2017 года. Сборы в России составили всего $ 10 030. Количество зрителей в России – 2 963 человек. По жанру фильм мелодрама, музыкальный фильм. «Олег Птицын умер», «Олег Птицын скрывается в тюрьме» – пестрят заголовки журналов и газет. Но нет, скандально известный рок-музыкант проходит лечение в клинике, там же к нему навязывается в друзья Катя, девочка-подросток, которая третирует всю больницу, с ней не может совладать даже собственная мать. Между ними начинается дружба. Фильм получил награды: IV Якутский международный кинофестиваль. Диплом режиссеру фильма «Птица» Ксении Баскаковой и киностудии «Ленфильм» за оригинальность творческого решения. V Московский фестиваль российского кино «Будем жить» – 2-е место и статуэтка в номинации «Полнометражное игровое кино». V Московский фестиваль российского кино «Будем жить» – Приз за лучшую женскую роль Евдокии Малевской. IX Всероссийский фестиваль актёров-режиссёров «Золотой Феникс»: Приз зрительских симпатий «Сапфировый Феникс» – актрисе и режиссёру Ксении Баскаковой за ленту «Птица». IV индийский кинофестиваль Сине-16 Мумбаи, Индия: Гран-при – лучший художественный фильм. Кинофестиваль «Амурская осень» – приз оператору фильма Дмитрию Савинову «За красоту съёмки и стильное видение Петербурга» (2016). Кинофестиваль «Амурская осень» – приз за лучшую женскую роль Евдокии Малевской (2016). XVII Российский фестиваль комедии «Улыбнись, Россия!» – Приз президента фестиваля за дебют в комедии режиссеру Ксении Баскаковой (2016). XVII Российский фестиваль комедии «Улыбнись, Россия!» – Диплом актрисе Анастасии Мельниковой за яркое исполнение роли мамы (2016). I Международный Российско-Французский фестиваль детского кино и телевидения «Лимон Филмз» (2016), Казань – Приз режиссеру Ксении Баскаковой за лучший полнометражный профессиональный фильм. I Международный Российско-Французский фестиваль детского кино и телевидения «Лимон Филмз» (2016), Казань – Приз актеру Ивану Охлобыстину за лучшую мужскую роль. XV Международный фестиваль дебютных и студенческих фильмов «Начало», Санкт-Петербург – Приз зрительских симпатий. XV Международный фестиваль дебютных и студенческих фильмов «Начало», Санкт-Петербург – Диплом жюри за исполнение главной мужской роли Ивану Охлобыстину. XX кинофестиваль «Липецкий выбор» (2016) – Лучшая женская роль Евдокия Малевская. 7-й Дада Сахеб Фалке Филм Фестиваль 2017 (Дели, Индия) – Приз за лучший монтаж игрового фильма. Приз профессионального жюри на VIII международном фестивале для детей и подростков «Vittorio Veneto Film Festival», Италия, Тревисо (единогласно). XVIII Международный фестиваль «Bare Bones International Film & Music Festival» – 2017, Оклахома, США – Лучшая юная актриса. VIII Международный кинофестиваль «Spirit Quest Film Festival» 2017, Эдинборо, США – Второе место в номинации «Лучший полнометражный художественный фильм». VII Международный молодежный кинофестиваль «Свет миру», 2017, Ярославль – Диплом II степени в номинации «Игровое кино» режиссеру К. Баскаковой – Специальный приз авторскому коллективу фильма «Птица». «Mexico International Film Festival and awards – 2017» Мексика – Лауреат премии Золотая пальмовая ветвь. XX Шанхайский международный кинофестиваль – 2017, программа «Панорама».
«ОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ»
Кадр из фильма «Октябрьский переворот»
Хроникальный фильм «ОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ» (другое название «Вторая революция») в 1917 году снял режиссер Григорий Болтянский. В фильме мы видим события 1917 года в Москве и Санкт-Петербурге. Это следы от пуль в стенах Зимнего дворца и в решетке, разрушения Владимировского юнкерского училища в г. Петрограде. Результат уличных боев в г. Москве: пробоины и следы от пуль в стенах Спасской башни, Чудова монастыря, Успенского собора, Николаевского дворца, домов на улицах. Похороны жертв переворота в Петрограде – юнкеров. Погрузка орудий и лошадей революционной армии в вагоны. Раненые в боях казаки в вагоне поезда.
«СТРАННИКИ ТЕРПЕНИЯ»
Кадр из фильма «Странники терпения»
В 2018 году киностудия «Ленфильм» выпускает фильм режиссера и сценариста Владимира Аленикова «СТРАННИКИ ТЕРПЕНИЯ». Оператор Алишер Хамидходжаев, композитор Александр Журбин, художник Ирина Очина, продюсеры Владимир Алеников, Вадим Горяинов, Шамиль Джафаров, Эдуард Пичугин, кастинг-директор Алла Еремычева. В фильме заняты актеры Константин Лавроненко, Майя Шопа, Александр Рапопорт, Наталия Фиссон, Ольга Страда, Ирина Фролова, Павел Демьянов, Варвара Рябова, Евгений Данчевский, Александр Конев, Ульяна Лукина, Александр Ленин, Владлена Осичкина, Михаил Тараканов. Премьера фильма состоялась в августе 2018 года на Международном кинофестивале в Монреале (Канада). По жанру фильм – драма, триллер. Талантливый и успешный фотограф Андрей готовится к престижной выставке. Он находит себе очаровательную модель – глухонемую девушку Марину. Фотосъемки в его доме затягиваются на ночь, на следующий день и далее, а юная муза превращается в пленницу.
«ВЗЯТИЕ ЗИМНЕГО ДВОРЦА»
Кадр из фильма «Взятие Зимнего дворца»
Считалось, что этот фильм потерян, но нам удалось его отыскать. Правда, в очень плохом качестве. Мы постарались восстановить этот фильм, с которого по нашему мнению началось рождение нашей легендарной студии «Ленфильм». В 1920 году режиссеры Борис Светлов, Николай Евреинов, Константин Державин, Александр Кугель, Николай Петров, Леонид Вивьен сняли первый фильм «ВЗЯТИЕ ЗИМНЕГО ДВОРЦА». Художник Юрий Анненков. Производство ПОФКО. Это была экранизация массового представления, состоявшегося 7 ноября 1920 года на Дворцовой площади с участием артистов «Пролеткульта» и массовки в несколько тысяч человек. Представление воспроизводило события Октябрьской революции. На Дворцовой площади были сооружены две площадки – «белая» и «красная». На «белой» площадке в комедийно-сатирической и пародийной форме инсценировались действия Временного правительства и буржуазии, а на «красной» протекала подготовка к Октябрьской революции. По окончании представления на площадках действие переносилось непосредственно на Дворцовую площадь. Она заполнялась участниками массового представления, революционными моряками, солдатами и пролетариями, которые воспроизводили штурм Зимнего дворца.
«ЛЕСНЫЕ БРАТЬЯ»
На фото – оператор Владимир Лемке
В 1921 году режиссер Борис Светлов на Кинофабрике Петроградского окружного кинофототдела экранизирует одноименный рассказ А. Будилева «ЛЕСНЫЕ БРАТЬЯ» о революционной борьбе латышей в 1905 году. Оператор – Владмир Лемке. Больше информации о фильме я не нашел. Фотографий со съемок и кадров, чтобы Вам показать, тоже нет. На фото – оператор Владимир Лемке.
«А ТАМ…»
На фото – Владимир Максимов
Еще об одном агитационном фильме «А ТАМ…» режиссера и сценариста Владимира Максимова, производство которого осуществляли 1-й Петроградский коллектив артистов экрана и Севзапкино, нет никакой информации. Известно лишь, что оператором на картине выступил Николай Козловский. В фильме снимался сам Владимир Максимов. Демонстрация фильма сопровождалась декламацией актера. Содержание не установлено. Фильм не сохранился. На фото – Владимир Максимов.
«ЧАСОВНЯ СВЯТОГО ИОАННА»
Кадр из фильма «Часовня Святого Иоанна»
В 1923 году Владимир Максимов снялся, как актер, в картине «ЧАСОВНЯ СВЯТОГО ИОАННА», в которой он сыграл матроса Павла. Фильм снимали в Москве. Режиссер – Борис Чайковский, сценарист – Лев Никулин, оператор – Григорий Гибер. Кроме Максимова в картине заняты актеры Василий Кожура, Нина Соколовская, Евгения Хованская, Иван Худолеев, Елена Чайка, Иона Таланов, Евгений Грязнов. Производство СЕВЗАПКИНО. Премьера состоялась 19 января 1924 года. По мотивам пьесы Х. Гейерманса «Гибель «Надежды» и романа В. Гюго «Труженики моря». Действие происходит в России. Нужда заставляет братьев Павла и Юрия поступить на службу к крупному рыбопромышленнику Хрущеву, который направляет их на судно «Лена», заведомо зная, что судно прогнило и в любой момент может пойти ко дну. Павел и Юрий уходят в море, и через несколько дней приходит весть о гибели судна со всей командой. Иван Иванович Хрущев, хозяин «Лены», получает страховку и жертвует часть полученных денег на постройку часовни св. Иоанна в память о погибших «волею божьей». Фильм не сохранился.
«ХРОНИКА 1924 ГОДА»
На фото – режиссер Григорий Болтянский
Кроме вышеперечисленных фильмов, в 1923 году снимаются документальные агитфильмы:
«ОТКРЫТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ»,
«ПРИНЯТИЕ ШЕФСТВА „СЕВЗАПКИНО“ НАД 1-М ПОЛКОМ ПОЛИТУПРАВЛЕНИЯ»,
«ШКОЛА ВЦИК И РАЗНЫЕ КУСКИ ИЗ ЖИЗНИ КРАСНОЙ АРМИИ»,
«XII СЪЕЗД РКП (Б)»,
«ПОХОРОНЫ ТОВ. ВОРОВСКОГО»,
«XIII СЪЕЗД ПАРТИИ РКП (Б)».
Режиссером этих фильмов был Григорий Болтянский.
«БЕДНЯКУ ВПРОК – КУЛАКУ В БОК»
Кадр из фильма «Бедняку впрок – кулаку в бок»
Первый фильм «БЕДНЯКУ ВПРОК – КУЛАКУ В БОК» студии «Севзапкино», которая позже была преобразована в «Ленфильм». Преобразование произошло в несколько этапов. Режиссер – Яков Посельский, сценарист – Даниил Гессен, оператор – Григорий Гибер, актеры: Иван Штраух, Иона Таланов, Милица Лаврова, Адольский. Премьера фильма состоялась в декабре 1924 года. В фильме рассказывается, как, приехавший в деревню красноармеец Иван Лопатин убеждает крестьян в необходимости страхования скота и построек. Но кулак по совету попа поджигает двор Лопатина. Пожар уничтожает половину села, а поп, поссорившись с кулаком, сообщает крестьянам имя поджигателя. Кулака арестовывают, а крестьяне получают страховку. Фильм заканчивается документальными кадрами выступления М. И. Калинина перед рабочими.
«РУКИ ПРОЧЬ»
Афиша фильма «Руки прочь»
В 1924 году режиссер Михаил Доронин по сценарию Михаила Левидова снимает приключенческий фильм «РУКИ ПРОЧЬ». Операторы – Фридрих Вериго-Даровский и Петр Ермолов, художник – Е. Соколов. В картине снимались Борис Шлихтинг, Иван Худолеев, Михаил Доронин, Евгения Хованская, Иона Таланов, Ольга Быстрицкая, Вилис Бергман, Михаил Дмитриев. Производство – Севзапкино. Премьера состоялась 20 октября 1924 года. О борьбе советских рабочих, восстанавливающих разрушенный завод, с происками белогвардейцев, иностранной агентуры и нэпманов. Сюжет картины строится на преследовании агентами иностранной разведки находящегося в Крыму директора химтреста. По отзывам прессы, фильм во многом повторял сюжетные ходы картины «Борьба за «Ультиматум». Фильм тоже не сохранился.
«СКАРЛАТИНА»
На фото – режиссер Эдуард Иогансон
Режиссеры Эдуард Иогансон и Фридрих Эрмлер на студии «Севзапкино» снимают драму «СКАРЛАТИНА». Сценарист – Борис Сигал, оператор – Леонид Дранков. В съемках приняли участие актеры Мили Таут-Корсо, Яков Гудкин, Эдуард Иогансон, Глеб Буштуев. Культурфильм. Попытка рассказать о новейших методах борьбы современной медицины с заразными болезнями. В ряде кадров демонстрировалась одна из крупнейших ленинградских больниц. В научно-популярную ткань фильма были включены бытовые сцены, выполненные средствами игрового кино. Фильм не сохранился. На фотографии – режиссер Эдуард Иогансон.
«ЧАЙ»
На фото – режиссер Вячеслав Висковский
Комедия «ЧАЙ», снятая режиссером Вячеславом Висковским в 1924 году, – это сатира на быт нэпманов. Сценарист – Вячеслав Висковский, оператор – Фридрих Вериго-Даровский. В фильме играли Николай Шмидтгоф, Мария Доброва, Екатерина Подольская, Фридрих Эрмлер. Производство – Севзапкино. Фильм так же не сохранился. На фото – режиссер Вячеслав Висковский.