bannerbanner
Очерки времени
Очерки времени

Полная версия

Очерки времени

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Очерки времени


Борис Швец

Редактор Ирина Арсентьевна Коробейникова


© Борис Швец, 2024


ISBN 978-5-0064-2902-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ОТ АВТОРА

Вряд ли у человечества были скучные периоды. Историки подсчитали, что за последние три с половиной тысячи лет на Земле произошли более четырнадцати тысяч войн, в которых по оценкам специалистов погибло около миллиарда человек. Кровопролития перемежались и совмещались с природными катаклизмами, усугублявшими губительный хаос. Сложившая к настоящему времени картина человеческого общества внешне более упорядочена, но не слишком оптимистична и заставляет думать, что люди не самый разумный вид жизни. Впрочем, выбирать нам с вами, дорогие читатели, не приходится.

В этой книге собраны материалы, выражающие взгляды на некоторые аспекты общественной жизни. В отдельное приложение выделены «Очерки криминального времени» периода распада СССР. Описанные в них реальные ситуации оказались в поле зрения автора при подготовке им выступления в узком кругу учёных коллег с докладом об особенностях предпринимательства в период перестройки. Короткие истории рассказывают о некоторых неявных сторонах российской жизни тех лет.

Надеюсь, что вы, дорогие читатели, откроете эту книгу с интересом, а время, проведённое с ней, не станет для вас потерянным.

Ваш Борис Швец

ОБ АВТОРЕ


Борис Швец родился в 1946 году в городе Йошкар-Оле Марийской АССР. Прошёл путь от рабочего до инженера, учёного, бизнесмена, топ-менеджера и писателя.

Автор ста тридцати научных работ по аэродинамике, металлургии, химической кинетике, термодинамике, теплотехнике, стандартизации, кодификации, экономике, приборостроению, системам управления, автор изобретений и монографий.

Научный руководитель нескольких народнохозяйственных научно-технических программ; в постсоветский период учредитель и руководитель предприятий.

Награждён орденом К. Э. Циолковского «За вклад в разработку и реализацию проектов и программ исследований космического пространства», пятью медалями «За заслуги перед космонавтикой», четырьмя медалями «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР», другими государственными, ведомственными и общественными наградами.

Лауреат номинации «Элита России. Сто лучших менеджеров» (2006 г.).

Художественные произведения Бориса Швеца изданы отдельными книгами в России, Германии, опубликованы в альманахах, изданных в России, США, а также в интернет-пространстве России, Германии, США и Израиля. Наряду с художественной прозой автор пишет публицистику, афоризмы и литературоведческие статьи, обращается к самым разным темам от философии и истории до естествознания и научной фантастики.

Участник «Антологии русской прозы» (2018, 2020, 2021, 2022, 2023 г. г.).

Финалист Национальной литературной премии «Писатель года» в номинации «Мемуары» (2017 г.).

Финалист двух литературных премий имени Сергея Есенина «Русь моя» (2022 и 2023 г. г.).

Лауреат Национальной литературной премии «Писатель года» в номинации «Реальные истории» (2022 г.).

Финалист Национальной литературной премии «Писатель года» в номинации «Реальные истории» (2023 г.).

Финалист Международного литературного конкурса «Все остаётся людям» (2024 г.). Награждён дипломом «За литературное мастерство».

Победитель конкурса рассказов в спецвыпуск «Тёплые записки» журнала «Современные записки» (2024 г.) и т. д.

АКТУАЛЬНОСТЬ

ИЗБРАННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА

1. ФРАГМЕНТЫ СОВРЕМЕННОСТИ

***

В современном общественном сознании смешаны понятия равноправия и равенства. Равноправие – это равенство граждан перед законом, наделение их равными политическими, гражданскими и экономическими правами вне зависимости от индивидуальных способностей и особенностей, от пола, расы, этноса. При этом равенство в более широком смысле невозможно по причине зависимости потенциальных возможностей человека от его индивидуальных способностей и особенностей. Однако требование равенства включено сегодня в реестр либеральных ценностей наряду с высшей ценностью – свободой. Парадокс в том, что свобода личности и равенство людей несовместимы.


***

Феминизм современной волны подменяет справедливое, по мнению автора, требование равноправия полов требованием равенства женщин и мужчин. В этом тренде возникают гласные и негласные нормы присутствия женщин в разных областях человеческой деятельности. Порой так происходит даже там, где женщинам не надлежало бы быть по их физическим возможностям и ментальным особенностям, заложенным природой в человеке из соображений целесообразности развития вида. Подобное «равенство» ведёт к стиранию естественных гендерных особенностей полов. Не станет ли это дорогой к трансформации и угасанию человеческого рода? Мужеподобные женщины и женственные мужчины – ещё недавно такой идеал мог возникнуть только в искажённом сознании. Всё же среди прочих аспектов этого вопроса следует признать безусловное право человека на выбор. И если иные милые дамы желают во всём стоять наравне с мужчинами и подставлять свои хрупкие плечики под тяжесть мужских проблем, то прецедентов уже немало.


***

В средствах массовой информации Европейского сообщества, в его политических дискуссиях неравнозначные определения «беженец» и «мигрант» стали всё чаще употребляться как взаимозаменяемые. Но давайте обратимся к документам, регулирующим содержание этих терминов.

Согласно «Конвенции о статусе беженцев», иных документов ООН, беженцем является человек, который «…в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или опасается пользоваться такой защитой; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате преследования, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений». В настоящее время беженцы покидают свои страны чаще всего по чрезвычайным обстоятельствам непреодолимой силы – военным действиям или стихийным катастрофам.

Для термина «мигрант» в практике ООН принято разработанное Международной организацией по миграции (МОМ) следующее определение: «…термин, отражающий общее понимание человека, временно или постоянно, независимо от побудивших его к этому причин, уехавшего из места своего постоянного проживания, будь то внутри страны или через международную границу». И далее: «Термин включает ряд юридически определённых категорий людей – трудящиеся-мигранты; лица, перемещение которых обозначено законом, например, незаконно ввезённые мигранты; те, чей статус или средства передвижения конкретно не определены в международном праве; иностранные студенты». Другие документы ООН определяют мигранта как лицо, проживающее в чужой стране в течение более одного года независимо от причин миграции, добровольных или недобровольных, и методов миграции, легальных или нелегальных. На практике к мигрантам причисляют сезонных сельхозрабочих, приезжающих на короткий срок. Таким образом, понятие «мигрант» является более широким по отношению к понятию «беженец». Беженцы – это мигранты, для которых перемещение является бегством ради спасения их жизни.

Смешение этих понятий размывает содержание их статусов и способно стать причиной множества коллизий. В результате подмены, воспринимая мигрантов всех видов как беженцев, европейцы гуманно и гостеприимно раскрывают свои территории для мигрирующих представителей других народов в их стремлении пожинать блага более развитого и сытого общества. Как говорится, «хозяин – барин!» Однако при этом Европа ещё и сдаёт культурное пространство своей, главным образом христианской цивилизации теснящим её представителям иных культур. Декларируемый просвещенной Европой мультикультурализм рискует обернуться для неё нарастающим диктатом внедряющейся и крепнущей культуры мигрантов, более молодой и агрессивной. Для такого вывода достаточно наблюдать за хроникой происшествий в европейских странах. Для Европы этот вопрос внутренний, европейцы сами строят своё будущее. Но кто определит грань между гуманизмом и недальновидностью? По данным мировой статистики ООН количество мигрантов в мире к 2000 году составило 173 миллиона человек, а уже в 2017 году увеличилось до 258 миллионов при том, что доля беженцев в общем числе мигрантов не превысила 26,5% (данные 2017 года, цифра примерна из-за нечёткости формулировок в источнике).


***

Авторитарный режим ограничивает власть народа в пользу отдельного человека или узко обозначенной группы людей при сохранении в обществе относительных свобод вне сферы политики. Сужение свобод знаменует собой переход к более широкому контролю общественной жизни на пути превращения государства в тоталитарное, контролирующее все стороны жизни членов общества. Роль отдельной личности, уменьшенная в авторитарном режиме правления, в тоталитарном государстве оказывается низведённой до простой статистической единицы. Иллюстрировать эту мысль могут парады и площадные массовые действа – люди там как растровые точки графической точечной структуры, минимальные неделимые элементы идеологически выдержанного изображения, вроде пикселей на псевдокомпьютерном экране. И манипулируют ими как в компьютерной программе с людьми-марионетками. Чем выше степень авторитарности государства на пути к тоталитаризму, тем больше массовые действа в нём делаются похожими на компьютерные построения. Рядовые граждане в тоталитарных режимах рассматриваются как своего рода расходный материал. Массовые действа несут в себе мощную идеологическую нагрузку, вследствие чего власть стремится управлять этим процессом, чтобы вовлечь в общее русло широкие народные массы ради своего укрепления и возвеличения.


***

Какие только режимы правления не возникли в обособленных человеческих конгломератах в ходе общественного развития! В сегодняшнем мире популярна демократия. Так ли она хороша? Демократия в современном понимании берёт своё начало в Древней Греции, где ключевые решения принимались народным собранием. Однако население Древней Греции было немногочисленным – в IV веке до н. э. в Афинах проживало лишь несколько десятков тысяч свободных граждан, мужчин, наделённых избирательным правом. В сегодняшнем мире иные масштабы. В современной демократии всеобщее избирательное право доступно совершеннолетним законопослушным дееспособным гражданам без учёта их социальной зрелости и наличия знаний, необходимых для полноценного понимания нужд общества и государства, понимания политики власти.

В странах демократии политические силы, стремящиеся во власть, в соперничестве за голоса избирателей наперебой предлагают электорату манну небесную. Вряд ли большинство потенциальных избирателей в состоянии критически взглянуть на зачастую популистские, оторванные от реальности обещания кандидатов, оценить множественные последствия предлагаемых решений рвущихся к власти политиков. Ценз зрелости и знаний как необходимое условие получения гражданами избирательного права отсутствует, а без него выборы народных избранников превращаются в режиссированный фарс, а сама демократия из власти народа – в охлократию, во власть несведущей толпы. В качестве инструментов манипулирования избирателями используются всевозможные приёмы и административные рычаги. Реализуя популярную формулу конверсии «деньги-власть-деньги», выборы аккумулируют громадные финансовые ресурсы с целью обработки и привлечения избирателей, что в конечном счёте определяет результаты выборов. И хотя в дальнейшем это состязание денежных вливаний в малосведущий электорат может быть до некоторой степени нивелировано взаимодействием различных ветвей власти при грамотно отстроенной системе сдержек и противовесов, демократия, прогрессивная в античные времена, в современный период всё же мало отвечает требованиям общественного развития. В современном мире мог бы оказаться более эффективен авторитарный режим при условии нацеленности власти на благоденствие граждан. Такой сценарий потребует сменяемости власти, обеспеченной возможностью существования реальной политической оппозиции и незыблемыми законами государства. Но представить себе такое можно только в утопической фантазии.


***

Мы привычно живём мифами о лучшей жизни, которая будет потом. Нам сообщают о намерениях – что будет сделано, построено, достигнуто. Потом эти планы отодвигаются, растворяясь в буднях и замещаясь новыми, тоже о свершениях в светлом будущем, которое наступит после трудного настоящего. Половину двадцатого века на 1/6 части земного шара строили развитой социализм, с восьмидесятых годов предполагали жить в коммунизме, с начала девяностых планировали истинную демократию в обществе равных возможностей. Мы всё делаем и делаем. Вот только по правилам русского языка несовершенный глагол «делать» означает незавершённое действие в отличие от глагола совершенного вида «сделать».


***

Вакцинация до завершения полных долгосрочных исследований любой новой вакцины рискованна. Вакцина может быть эффективна, но вызывать побочные действия у всех людей или у отдельных групп пациентов. Прогнозировать последствия без достоверных данных невозможно. Однако власти многих стран готовы идти на этот риск в стремлении защитить население и продемонстрировать свою дееспособность.


***

Умеет искусство удивлять! К творчеству стали привлекаться ослиные зады, женские груди, плевки «гениев», в качестве инструментов в ход пошли окурки и стулья. Таким образом к искусству приблизились животноводство и стоматология, лёгкая, мебельная и пищевая промышленность. В стороне пока психиатрия.


***

Современная медицина в стремлении устранять недуг направленным воздействием без понимания всех сложнейших комплексных причинно-следственных связей в организме человека уподобляется кузнецу, пытающемуся молотом исправить дефекты атомной структуры изделия.


***

Статистика призвана собирать, накапливать и систематизировать данные. В авторитарных государствах нередко всё происходит в обратном порядке: устанавливаются обобщённые показатели, которые потом системно распределяют. В первом случае статистика проявляет картину происходящих процессов, во втором её искажает. В первом случае полученные результаты помогают власти осознаннее строить процессы управления, во втором – несут функцию успокоения народа ради укрепления власти.


***

Почему песни способны влиять на наше настроение и поведение – умиротворять и расслаблять, мобилизовать и сплачивать? Односложного ответа нет. Живой человеческий голос, издревле несущий слушателю сопричастность к себе подобным, сопрягается со смыслом слов, ритмом и мелодичностью рифмы. Влияет высота голоса и связанная с ней частота звука, способная вызвать резонансные вибрации в организме слушателя. Положенные на музыку, в совместном с ней звучании слова приобретают силу иного уровня, переходят в разряд магических. Образно сказал прусский король Фридрих Великий: «Если хочешь иметь рабов – пой хорошие песни».


***

Вечность за границей нашего сознания. В вечности тонут память и время, в вечности есть только вечность. Мы помним наших родных и друзей, в ближайших поколениях сохраняем память о предках и родственниках. Наши кладбища сохраняются веками, но кто посещает те могилы? Что в вечности следы и памятники нашей цивилизации? Мы всего лишь часть природы, и лучшая о нас память в поколениях – это бережное отношение к миру, в котором живём.


2019—2021 годы

2. КАК ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ЧТОБЫ МАНИПУЛИРОВАТЬ МАССАМИ

Государством зовётся самое холодное

из всех чудовищ. Холодно лжёт оно…

Фальшь у него во всём: не своими зубами

кусается зубастое…


Фридрих Ницше, «Так говорил Заратустра»

2.1. Введение

Как просто было в доисторические времена: ты сильнее – вот ты и главный. А главный всегда прав и может заставить соплеменников делать то, что ему потребно. Но со временем всё зачем-то усложнилось. Люди множились, человечество ширилось, понадобился пригляд. Ну, это не проблема, организовать несложно, выбирала власть себе в помощь тех, кто предан. Потом простая физическая сила потребовала ещё и ума, который ведь тоже сила, да какая! Так был открыт ящик Пандоры, и посыпалось – хитрость и коварство, лицемерие и обман, предательство и сговор…

Человеческое иерархическое общество складывалось со множественными атрибутами. Упорядочивалось производство товаров и распределение материальных благ, усложнялась социальная лестница. Укреплялась религия – с первобытных времён одна из скреп общества, важнейший элемент власти. Возникли общественные институты: законотворчества, хозяйствования, информации, надзора, правопорядка, сыска, образования, здоровья. Появились судебная, пенитенциарная и карательная системы. Дальше – больше.

В сегодняшнем мире около двух сотен государств, различающихся государственным устройством, расовым и национальным составом, языками общения, религией и культурой, территориальными и климатическими особенностями, природными и накопленными богатствами, уровнем развития населения и уровнем жизни. Управлять современным обществом очень-очень непросто. И тут на помощь приходит широкий арсенал средств и приёмов манипулирования общественным сознанием, которые власть способна использовать для собственного упрочения и укрепления веры народа в правильность проводимой политики.

2.2. Средства массовой информации на службе у власти

Известное выражение Уинстона Черчилля «Кто владеет информацией, тот владеет миром» мы вправе перефразировать: «Кто управляет информацией, тот управляет миром». Потому что важнейшим условием управления народными массами является «правильная» подача информации. В большинстве случаев по одному и тому же факту возможны различающиеся суждения и объяснения («Факты однозначны, но толкование их многозначно»). Интерпретация событий в ряде случаев способна содействовать как укреплению власти, так и её ослаблению. То же самое можно сказать о возможности распространения информации или её сокрытия. Многое в отечественной и мировой истории могло бы иметь иные последствия при ином освещении в средствах массовой информации (СМИ).

Для власти идеальная ситуация складывается при её монополии на СМИ. При недостижимости такого варианта можно просто создавать помехи альтернативным источникам информации, освещающим происходящее с нежелательных позиций. Значение СМИ хорошо понимал вождь мирового пролетариата Владимир Ленин, перед революцией семнадцатого года в России декларировавший в числе первоочередных задач восстания захват СМИ того времени – почты, телеграфа, телефона.

Имея доступ к телевидению, интернету, радио, контактной рекламе и др., можно привлекать для манипулирования общественным сознанием приёмы, техника исполнения которых разработана до деталей. Набор приёмов известен, описан в специальной и популярной литературе и с той или иной полнотой применяется вне зависимости от формы государственного устройства. Коротко назову основные.

2.3. Способ продвижения теорий и взглядов

Вот тривиальная технология, позволяющая превратить в общественную норму любую идею, в начальный момент абсурдную с точки зрения господствующих взглядов и представлений.

Исходно в СМИ появляются упоминания о Чём-то. Привлекается внимание и отмечается, что это Что-то неправильно.

Потом сообщается, что это неправильное всё же имеет истоки и в некоторых своих проявлениях может рассматриваться как допустимое отклонение от нормы.

Затем появляются якобы научные данные о том, что это Что-то вроде даже имеет некоторое обоснование.

И в общественном сознании постепенно формируется примерно такая последовательность взглядов на заданную тему:

* немыслимо (!)

* очень сомнительно

* возможно

* реально

* логично

* стандартно

* нормально (!)


Эта концепция кодирования общественного сознания описана в 90-х годах прошлого века американским социологом Джозефом Овертоном и названа в его честь «Окном Овертона» (другое название – «Окно дискурса»). Таким образом граждан можно уверить, например, что они живут в матрице, что власть дана свыше, что больше имеет тот, у кого ничего нет, а голодный всегда сыт.

Противостоит подобному информационному кодированию прежде всего самостоятельность мышления граждан и личностное критическое восприятие предлагаемой информации.

Накопление внедряемых в массовое сознание взглядов происходит не быстро. Закономерности этого процесса известны из естественных наук и сводятся к следующему:

воздействие должно быть постепенным и неспешным;

воздействие должно быть последовательным и непрерывным;

воздействие должно быть постоянным до достижения результата.

И тогда по прошествии некоторого времени можно рассчитывать на преданный электорат. Даже если этот электорат будет нищим и обездоленным.

Подобные изменения, проведённые одномоментно, обрушили бы любую власть. Растянутые во времени, они могут быть приняты как норма.

2.4. Инициирование нужной реакции населения

У власти есть возможность инициировать нужную ей реакцию населения путём создания ситуаций, требующих принятия действенных мер. Правомерно думать, что пожары требуют увеличения финансирования подразделений ГО и ЧС, террористические акты – мер по их предупреждению и усилению правоохранительных органов, эпидемиологическая опасность – внимания к органам здравоохранения и контролю населения. Возникшая или ожидаемая внешняя угроза не только способствует сплочению населения вокруг власти, но создаёт предпосылки введения особых мер с повышенными полномочиями правительства. Всё, что представляет угрозу для населения и государства, может быть причиной внимания власти. Или предлогом.

2.5. Отсроченность непопулярных решений

Ещё одна хитрость практикуется при принятии непопулярных у народа решений. Стратегия такая: декларируется необходимость подобного решения с максимально возможным обоснованием. Непременно указывается, что подобные меры ухудшат положение граждан, и делается упор на позицию власти, которая не считает это решение возможным. Со скромным примечанием о том, что, если ситуация будет обостряться, общество вернётся к рассмотрению вопроса.

На этом шатком основании через некоторое время непопулярное решение может декларироваться властью как отсроченное и будет принято ей якобы на основании всенародного рассмотрения.

2.6. Подмена объекта внимания

Если ожидания граждан не совпадают с намерениями власти, власть насыщает информационное пространство материалами и новостями, способными привлечь внимание широких масс населения. Обычными темами являются спорт и эстрада, бытовые происшествия и преступность. Успехом пользуются конкурсы красоты и эротика, эпизоды быстрых финансовых успехов и примеры лёгкого обогащения. Вписываются в эту парадигму легендированные или подлинные героические события истории страны, своего народа. А любые зарубежные проблемы способны показать гражданам преимущества их собственного положения.

Манипулировать общественным мнением помогают информационные вбросы, переключающие внимание общественности с анализа причин имеющихся проблем на их подлинных или назначенных властью виновников. В таких случаях может подчёркиваться этническое отличие виновников или другая их инаковость.

Для отвлечения внимания граждан от актуальных проблем общества власть может переключать их внимание на существующие и акцентируемые проблемы личностного развития населения.

Ещё одним вариантом подмены объекта внимания является переложение властью своей ответственности за имеющиеся проблемы на рядового гражданина. Низкий жизненный уровень, нищета, обездоленность, недополученное образование, несвоевременная медицинская помощь и отсутствие необходимого лекарства – всё то, что лежит в сфере деятельности власти и требует решения, власть способна представить гражданам как проблемы, вызванные исключительно их личными недостатками, вроде недостаточного усердия или отсутствия способностей. Вызывая у граждан чувство вины перед собой и создавая у них комплексы неполноценности, власть формирует пассивных и безропотных членов общества, действия которых легко направить на достижение нужных ей целей.

На страницу:
1 из 3