Полная версия
Убегающие за горизонт. Дневник марафонца и путешественника
Канавка в Дивеево Серафим Саровский говорил, что Царица Небесная Сама Своим пояском измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя Свой Удел и благословляя всех. Именно поэтому в Дивееве обязательно нужно пробыть сутки, обязательно переночевать, чтобы сподобиться этого благословения Божией Матери. И каждую ночь с 3 до 5 замолкает все вокруг, и матерь божья спускается в Дивеево. И кто может слышать и видеть, тот все видит и слышит. И для Дивеево это – особая благодать. В 1997-м году Канавку Пресвятой Богородицы начали только восстанавливать. Разрабатывали проект, решали вопрос о переносе зданий, заборов с пути по которому проходила канавка. За годы лихолетья здесь много чего настроили. Но паломники и монахини уже ходили по тем местам, где была Канавка, проложенная раньше, еще во времена Серафима Саровского в 1825 году. Многие увозили с собой землю, ведь по этой дорожке ходила сама Матерь Божия. Сейчас Канавка Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных святынь Дивеевского монастыря. То, что призывал совершить монахинь Серафим Саровский еще при жизни в июне 1829 года, было осуществлено в начале ХХI века.
При прощании произошла неприятная история в доме, где я проживал. Валерий, трудяга монастыря, решил вручить мне флакончик – освященное масло, для смазки обожжённых на солнце участков кожи. Но масла у него не было, и он стал просить хозяйку, чтобы она налила в дорожку паломнику. Масло у нее было далеко под кроватью и когда она его вытаскивала, то 3 литровая банка опрокинулась и залила коврик и весь пол в комнате. Хозяйка стала ругаться и обвинять меня и Валерия. Я не знал, как ее успокоить и вручил деньги. Но Валерий стал меня отговаривать от оплаты и утверждал, что это дьявольское проявление и он берет весь грех на себя. Я не стал больше выяснять, кто виноват, а быстро простился и уехал. Настроение у меня был парящее. Час с небольшим пролетел как мгновение с песней. И я двинулся на Муром.
Сибиряк Валерий сказал, что у меня чистые глаза. А он русский сибиряк, крепкий мужик с окладистой бородой. Разведен, двое детей 21 и 16 лет. Живет скитаясь по монастырям – работягой. Когда двое в пути, то один из них ангел, второй демон. В паре я и Шимон он – ангел. В паре я и Виталий он демон. Сегодня преодолел 55 км (1728 км общий) и остановился в д. Гремячево у учительницы русского языка и литературы Марины Николаевны. Напротив красивая церковь, рядом родник, освященный с часовенкой, где я совершил омовение. В день причащения и исповеди такой приют. Комната чистая с иконами в уголке, рядом духовная литература, меня приняла на постой ангел – Марина Николаевна!
11 июня. Свято-Троицкий Новодевичий монастырь в Мурино
Сегодня встал в 3.45 и уже в 4.30 на трассе. К обеду проехал 102 км. В Мурино заехал в Свято —Троицкий Новодевичий женский монастырь, основанный еще в 1643 году. Сначала была построена деревянная церковь, но впоследствии построили женский монастырь. Красивый монастырь с белыми куполами виден издалека, внутри всюду цветы. Из святынь здесь хранятся мощи благоверного князя Петра и княгини Февронии. И еще здесь хранится Виленский крест с мощами многих святых. Монастырь обнесен стеной и внутри всюду чистота. Лишних никого нет, только несколько нищенок снаружи просят милостыню.
12 июня. Гордыня
Я вынужден ехать из Владимира в Москву на электричке. Вчера, не доезжая Судогды я вдруг вспомнил монаха Иеронима в Санаксарском монастыре. Но воспоминания были не совсем благостные. Я вспомнил, что он сожалел, что уже второй раз собирается на Афон и все не складывается. То нет приглашения и благословения, топриболел. И вот эти воспоминания вдруг вознесли меня. А я вот решил посетить Иерусалим, сел на велосипед и еду, а монах, к которому едут со всех уголков страны за благословением и советом, не может посетить Афон. Только мысль промелькнула, и вдруг я получил удар – прокол переднего колеса. И оказывается, ремонт камеры не поможет, протерлась покрышка во многих местах. И это то, что не должно было выйти из строя, у меня перед стартом были установлены новые покрышки, я на них рассчитывал доехать до конца, камеры запасные и клей для ремонта был. Решил закрыть дыры изнутри тряпкой и замотать скотчем и до вечера доехал еще километров 10 и заночевал в лесу.
Утром еще укрепил заплату и в 5.00 тронулся, рассчитывая доехать до Владимира пораньше и купить там покрышки. Ехал очень осторожно, объезжая все ямы и камни на обочине и асфальте и все время в напряжении ожидая прокола. Еще издали увидел белокаменный Успенский собор, по своей красоте и богатству внутреннего убранства мог соревноваться с лучшими храмами Византии и Киева. Он был построен еще в 1160 году, и за время 900-летней истории дважды горел, перестраивался, разграблялся, но сохранился и выстоял. Я зашел и попал на утреннюю молитву. Помолился со всеми, поставил свечи о здравии за своих родственников и вышел на поиски веломагазина. Но вдруг у меня случился второй прокол, и я узнаю, что покрышку во Владимире мне не купить. Праздничный день – все магазины, кроме продовольственных, закрыты и на рынке нет никого с запчастями для велосипеда и по разговорам с местными я понял, что с запчастями для велосипеда здесь большого выбора нет. Ждать сутки и нет гарантии, что найду покрышку нужную по размерам здесь. Решил, что я получил урок и придется покаяться и смирить гордыню.
В Москве у меня была запланирована встреча с родными. Но и встречи с родными не получилось. И вообще ни один телефон моих друзей не отвечал. Это был еще удар. Здесь я учился вместе с женой Еленой 4 года в Московском Государственном институте культуры. Половина группы были москвичи. Со всеми у меня были прекрасные отношения. После окончания института мы встречались не раз. И сейчас я был уверен, что проблем с проживанием не будет. Но увы…
Я остановился в Новоспасском монастыре, здесь же церковь Сорока мучеников Севастийских – воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севостии (Малая Армения, современная Турция) в 320 году. Православная церковь отмечает их память 9 (22) марта. Мы вдвоём в келье. Мой сосед – Александр прошел трудную школу жизни. Был в психушке несколько раз и вся реальность жизни у него сместилась. Некоторые события жизни искрометные, определенные, неожиданные, но вдруг полное отречение и непостижимая логика. И вместе с тем он не агрессивен и живет, ориентируется в пространстве. Его приняли здесь, узнать, точно сколько он здесь живет и где жил раньше не получилось, хотя он чем-то притягивал и хотелось общаться. Но я даже не могу вспомнить, о чем мы говорили.
15 июня. Храм Христа Спасителя. Москва
Троица. Это праздник сошествия святого духа на апостолов. С этого дня апостолы понесли весть о христианстве по всему свету. Праздник этот отмечается с 381 года. Именно тогда на Втором Вселенском Константинопольском церковном соборе было утверждено учение о трех ипостасях Бога: Отце, Сыне и Святом Духе. В этот же день была также явлена полнота Святой Троицы. В этот день святой дух снизошел на апостолов. И с этого дня и года начало христианского шествия по Земле. Храм украшают березками, и это знак того, что когда Богородица пришла к апостолам, она была с небольшой ветвью.
Этот праздник я встречал в храме Христа Спасителя. Здесь хранятся уникальные святыни: частица ризы (хитона) Господа Иисуса Христа, частица ризы Пресвятой Богородицы и гвоздь от Креста, на котором был распят Спаситель. Также в храме находятся частицы мощей Иоанна Крестителя, апостола Андрея Первозванного, преподобной Марии Египетской, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, равноапостольного князя Владимира, князя Александра Невского, митрополита московского Филарета (Дроздова), а также мощи других святых и подвижников Церкви. Храм Христа Спасителя – главный собор России. Он вмещает несколько тысяч человек. Высота храма та же, что и в прошлом веке – 104 м, а толщина стен – 3,2 м. Его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси.
17 июня. Москва
Я уже третьи сутки живу у однокурсницы -Татьяны Шалиной. В моем распоряжении телефон, комната и все остальное – кухня, ванная, туалет. После паузы, когда молчали все телефоны вдруг все прояснилось. Я узнал последние новости о своих родных: жена с дочерью уехали на экскурсионном автобусе в Париж, сын Алексей на поезде уехал в Киев и там будет ожидать меня для дальнейшего совместного путешествия в Иерусалим.
Удивительное чудо произошло с моим большим пальцем на правой руке. В течении нескольких дней он стал побаливать, сначала слабо, потом все сильнее. Я пробовал смазывать маслом лампадным, завязывал под бинтом разрезанный отросток от алоэ, но боль и опухоль не проходила и ощущал уже легкую опухоль во всей ладошке. И все это начинало сильно беспокоить. И вот во время службы Троицы в храме Христа Спасителя я долго стоял у иконы святого Себастьяна, разминал палец и ладонь и просил о помощи. И вечером после стирки белья я обнаружил, что опухоль спала, а утром и боли никакой не ощущал. И у меня возникло твердое убеждение, что все это благодаря визиту в храм Христа Спасителя. Служба в храме меня поразила, помимо всего убранства и величия меня вдохновил церковный хор. Новое звучание хора.
19 июня
Я в пути уже второй день. Был занят оформление виз в заграничные паспорта для проезда в Израиль и транзитную визу для проезда через Румынию, Болгарию, Турцию. Приложил к заявлению для получения визы Свидетельство с моей работы в качестве директора Дворца культуры завода им. Колющенко г. Челябинск. И все получилось. Мне выдали визу на два месяца путешествия по Израилю и транзитные визы по Румынии, Болгарии, Турции. С транзитом через Сирию пришлось решать вопрос в Стамбуле. Стоимость визы на двоих 390 $ здесь и страховка, и проживание в Иерусалиме на 3 суток, и сбор за визу.
Вчера Москва прощалась с Булатом Окуджавой в Театре имени Вахтангова на Арбате. Накануне в день привоза гроба с телом поэта в Москве моросил дождь. Он не переставал всю ночь. А очередь почитателей таланта поэта уже стояла всю ночь, начиная от метро Смоленская. Природа вместе с людьми прощалась с поэтом. Среди почитателей поэта были люди старше 40 лет. Он выражал их чаянья, надежду и порыв души. Он был свободолюбив и независим, и никто не сломал поэта, только смерть. Я вспомнил концерт в Филармонии Челябинска. Тогда была большая задержка с началом концерта, никто не расходился. Булат Окуджава вышел на сцену и объяснил, что задержка связана с задержкой гонорара его другу, выступающему вместе с ним. Весь зал не роптал и вместе с ним ожидал расчета с музыкантом. И здесь, в этой очереди под дождем тоже было тихо и не суетливо. Занимали очередь и медленно двигались. А в зале звучали песни Булата Окуджавы. Гроб с телом поэта стоял на сцене. Все проходили по залу, поднимались на сцену, возлагали цветы у гроба, останавливались на мгновение и спускались вниз. Можно было присесть на свободные места или сразу направиться к выходу. Весь этот проход по залу, на сцене под песни Окуджавы проходил очень достойно и не суетливо. Никто никого не торопил и не командовал этой огромной массой людей, идущих бесконечно. Я сидел в зале и смотрел на этот прощальный концерт. Ничего более величественного, трогательного, глубокого я не встречал в своей жизни.
В этот день я прощался и с Москвой. Все проблемы с визой были решены, накануне меня остановили полицейские и потребовали паспорт. Спросили, сколько времени я нахожусь в Москве, ответил, что 3 дня. Стали выписывать штраф, что не зарегистрировался. Объяснил, что путешественник, предъявил заграничный паспорт с визами и маршрут, прописанный до Иерусалима, и меня отпустили. Но я понял, что это знак. Собрал весь свой багаж и в 20.00 выехал. Татьяна была поражена таким отъездом накануне ночи. Но до 24.00 я преодолел 47 километров, нашел укромное местечко и заночевал в палатке. День выдался насыщенный и заполненный до самых краев. Всю дорогу был под впечатление песен Булата Окуджавы и был счастлив, что сумел проститься с ним, мне его песни очень близки по духу, темпераменту и тембру.
Утром двинулся в сторону Калуги. Здесь прошли мои 2.5 года учебы в группе режиссеров самодеятельных театральных коллективов в КПУ.
Дул встречный ветер. Это несколько замедляло движение, но ничего. Все должно быть – и солнце, и ветер, и дождь. Это жизнь!
Калуга. Иду по старым местам. Баню сломали, она была почти в самом центре и в овраге. Рядышком не было проезжей части и было пространство с горкой и деревьями. Зимой многие банщики выходили покататься по снегу. А какие здесь были традиции с парилкой! Никто не смел без команды заходить. Командовал один – Парильщик. Сначала он смывал все с широких полок. Затем заходила группа из 5 человек с тазиками и бросали воду под полки чтобы смыть волной все листья. Далее Парильщик выливал два ведра на камни при открытой двери и очищал воздух. 10 минут просушка. Очередь сидит и ждет. По команде все заходят, ставят тазики с водой на вторую ступеньку и садятся на первой. Все разбиты по парам. Парильщик закрывает дверь на засов. Никто не может ни выйти, ни войти. И начинает накачивать пар, бросая воду с тазика, так что она прямо скатывается в намеченный уголок. Все пространство печи он охватывает. Таких мастеров по скатыванию воды на камни бывает не много. Это искусство – бросить так, что пар со свистом вылетает из печи. Для этого есть специальный тазик, неглубокий, с одной ручкой. Воду берет в другом, глубоком тазу. Все сидят, согнувшись до пола с шапочками и рукавичками. Только спины видны в рядок. Накачка пара идет минут 10—20. Потом он встает на ступеньку, проверяет, как там наверху, поддаёт еще волну горячего пара, подождет мгновенье и дает команду занять места. И вся группа шустро, не толкаясь, залетает на полку. Ложатся все в рядок головой к выходу, а ногами к стене. Полка верхняя шириной около 2 метров и длиной метров 5. Почти 8 – 10 человек могли вместиться. Пока все лежат, ловят кайф. И через несколько минут начинают друг друга протягивать веничком с ног до головы. Причем, протягивают над теми, кто в центре, чтобы пар не разлетался напрасно в пустоту, а попадал немножко и на соседа. А тот, кто под веничком крутится, подставляя бочок, спину, другой бочок, грудь, прикрывая ладошками основное богатство. Сделав два-три кружка вокруг оси, меняются ролью. Друг охаживает своего партнера. Кто-то уже не в силах больше терпеть жар, ладошкой омывает лицо и голову из таза, стоящего на второй ступеньке и начинает спускаться вниз, присев на первой ступеньке. И, наконец, все закончили друг друга протягивать веничком. Парильщик открывает дверь. Все благодарят и идут отдыхать. Если дело зимой идут покататься по снежку. Да, жаль баньку. Рынок у баньки остался. Торгуют.
В КПУ встретил только одного педагога по баяну. Когда- то пытался по нотам научиться играть, но не хватило терпения. На гармошке играл по слуху, и на баяне тоже, но освоить хорошо баян, как гармошку, не сумел. Узнал от него, что директор КПУ Сахаров умер. Театральную аудиторию перевели в танцевальный класс, а танцоров в наш. Умер и наш Бeглинский Кирилл Борисович, это был режиссер с большой буквы. Огромный опыт работы с разными знаменитыми режиссерами и актерами. У него была страсть к бутафории, сам делал весь реквизит.
Сегодня проехал 131,5 км. Общий -2117 км.
21 июня. Оптина пустынь
Вот впечатления об Оптиной Н. В. Гоголя: «Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто у них как живет: их лица сказывали сами все».
Сейчас в монастыре другой порядок приема. Сначала надо зарегистрироваться в милиции. Затем идти в скит, и администратор расселяет после ужина и вечерней молитвы. Но меня приняли сразу, и на вечерней молитве исповедовался, а утром принял причастие. Ночь прошла в напряжении. Все время кто-то ходил, как будто собирался на всенощную. Потом появился какой-то подвыпивший, искал туалет, не мог найти и стал освобождаться здесь же, возле кроватей у изголовья. Включили свет и видя, что он инвалид, уложили на свободную постель. Всю ночь я не мог заснуть.
Познакомился с Владимиром Тимофеевым, тоже путешественник и родом из Челябинска, у него там осталась квартира и живет брат. У нас даже оказались общие знакомые Он уже несколько лет живет по монастырям. И всю жизнь в монастыре истолковывает по-своему: «А в монастырях не любят усердных. Почему крестишься 3 раза и поклоны до земли? Почему не ешь, голодаешь? И не дают благословения на сухую голодовку. А хочется работать и молиться до изнеможения и на хлебе и воде. Хочу на Валаам. Там, говорят, суровое послушание. А в малых скитах, монастырях – все на виду. И на все надо спрашивать благословения. А в больших можно спрятаться, затеряться. И в монастырях люди не говорят о своей прошлой жизни. А зачем? Могут быть тогда искушения.» Судьба нас свяжет надолго. Через несколько лет мне привезет от Владимира письмо его брат, живущий в Челябинске. За это время послушник, работяга и скиталец стал монахом Варнава и живет на Афоне в скиту от старостильного греческого монастыря. Он приглашал к себе в гости. Я навестил его, пожил в скиту, сходил на гору Афон и по другим монастырям прошел. Но об этом – отдельный большой рассказ.
Когда-то мой любимый писатель Лев Николаевич Толстой совершал свое последнее путешествие сюда, в Оптину обитель. И не решился на исповедь и беседу со старцем Амвросием. Бродил по двору и уехал в женский Шамординский монастырь в 12 км от Оптиной пустыни к своей сестре-монахине. Через несколько дней Лев Николаевич умирает на железнодорожной станции Астапово в доме начальника станции. Здесь писатель сделал свою последнюю запись в дневнике: «03.11.1910. Вот и план мой. Делай что должно и пусть будет что будет…»
Из Оптиной пустыни я взял землю от могилы старца Амвросия и записал в своем дневнике его самую распространенную фразу: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.
Иди, куда поведут, смотри что покажут, и всё говори; да будет воля Твоя.»
Дорога до Сухиничей – 35 км. Половина дороги – разбитые плиты. Но ехал легко и до обеда преодолел 63 км. В Сухиничах звонил сестре Светлане, но не дозвонился и решил, что доеду до Жлобина из Гомеля на дизеле, там встречусь с мамой и сестрой и потом обратно на дизеле – до Гомеля и далее на велосипеде через Чернигов на Киев, там ждет меня сын Алексей. И это будет лучше, чем встреча в Гомеле. Поем у мамы блинчиков, одежду постирает и зашьет мне замочек, и дырки на брюках.
22—23 июня. Гомель
Супермарфон до Гомеля завершен. Он проходил с 5.00 22 июня до 19.00 23 июня. Всего на отдых ушло утром 3 час с 5.00 до 8.00. Больше суток я был в движении. В районе Брянска я решил срезать маршрут и петлял еще больше по проселочным тропинкам. Велопробег ночью – это фантастика. Ветра не было, светила луна. И если бы не встречные машины, которые ослепляли дальними фарами, все было бы прекрасно.
Ночью спать не хотелось, но с 4.00 появилась тяжесть и усталость. Стал искать место для отдыха. Залез в спальный мешок без палатки, а сон не идет. Все что произошло ночью всплывает картинками. В деревне Красный рог зашел в пекарню. Там меня хорошо приняли. В этой деревне есть усадьба Алексея Константиновича Толстого. Здесь писателем были написаны исторические баллады, многие лирические стихотворения, драмы «Царь Борис», «Посадник». Куда бы ни забрасывала судьба поэта, он всегда стремился вернуться в свой любимый Красный Рог.
Недалеко от усадьбы церковь. А в пекарне ночью идет активная работа. 9 печей и все они загружены. Зарплата около 250 руб, работа ночью без выходных. И на каждого работника по начальнику. Весь хлеб, испеченный в этой пекарне, реализовывается в течение дня. Я закупил здесь самый свежий горячий хлебушек и булочки. А после пекарни заехал в ночное кафе в г. Почеп. Это старинный русский городок на берегу реки Судость. Уже в 15 веке он считался городом. Здесь в ночном кафе я услышал жуткие истории из современной жизни. Двое армян отец и сын грабили на дороге машины. Водителей убивали. И все это происходило на переезде от Унеча до Почепа. Из Унеча выезжали, а в Почеп не приезжали, расстояние около 70 км. Сейчас идет следствие. Отца под расписку выпустили, а сын сидит. Все возмущены, как можно при таком обвинении выпустить? А мне пришлось по этой трассе ехать с 2.30 до 3.50. Удивительные пейзаж: туман, кусты, луга, ровный асфальт и луна. Без ветра не ощущаешь времени и скорости. Лишь встречная машина и сзади идущая на обгон создавали напряжение, и я вспоминал американца как он дирижировал на трассе. Но машин было мало, и я отключал фонарик на руле, оставляя только задний мигающий, чтобы не привлекать внимания после страшилок в кафе.
Но с 8.00 подул встречный ветер. И пришлось сдавать позиции с 20 км /час переходить на 15 км/час, и то с трудом. Но все же после 60 км сделал завтрак, а после 50 км – обед, и это выдержал с часовым отдыхом. Всего за 37 часов преодолел 385 км.
24 июня. Жлобин
Встреча с родными, с которыми виделся два года назад. Тогда, в 1995-м, тоже было большое путешествие. С Виталием Тукмановым мы стартовали из Москвы от Вечного огня и финишировали в Париже. Эстафетный бег, посвященный памяти родным погибшим в годы войны. Прошло ровно 50 лет со дня Победы. 13 самых близких родных: дедушка, дяди погибли в той войне. Я недавно начал бегать и меня влекли просторы преодоления. И я решил вот так совершить свой долг памяти, зажечь поминальные свечи на братских могилах от Москвы до Праги. Накануне мне мама сделала подробный список всех наших родных погибших в годы войны. С мамой и сестрой мы тогда встретились в Минске у двоюродной сестры Тамары.
И вот встреча в маминой квартире. Бесконечные разговоры, воспоминания. Все. что наметил по ремонту и помывке одежды, осуществилось. Одежда стала как новенькая. И выезжать никуда не хочется, но Леша в Киеве ждет. И уже позади половина маршрута и визы стоят в паспортах, и гостиница в Иерусалиме забронирована и оплачена. А мама и Светлана начинают уговаривать: «Поезжай до Киева и дальше домой с Лешей. И зачем это тебе надо?». А муж Светланы, Григорий – другие искушения предъявляет: «Я вот три года не был в отпуске, все коплю на семью. Машину вот купил. И все это блажь и безделье – так вот ехать». И все втроем отговаривают продолжать путь. И это все из любви… Но как я могу прервать весь маршрут сейчас? Как я могу приехать к Алексею и сказать, что все, едем домой на поезде?
Он ждет, он хочет испытать себя, увидеть новые города и страны и вдруг я его осаждаю, разрушаю его устремления заглянуть за горизонт, увидеть новый мир. В чем тогда наша жизнь, если мы не будем пытаться заглянуть за горизонт, не будем испытывать себя на открытие нового пространства, открытия своих возможностей? Чтобы увидеть вас, я выстраиваю такие маршруты, живем мы далеко друг от друга – в разных странах. Как я объяснюсь со своими друзьями, коллегами по работе? Скажу, что мама и сестра отговорили… Зачем я тогда к вам приехал, если вы так меня отговариваете от моего пути. Все эти мои убеждения я вынужден был сказать. И обстановка понимания восстановилась. Искушения закончились. Оказывается, я спешил не зря, 24 июня у Светланы день рождения. Я вручил всем крестики и иконки со всех святых мест, где побывал. Утром со Светой мы бежали до Днепра и там искупались. И я посвятил Светлане весь мой велопробег от Челябинска до Гомеля длиной 2649 км за 27 дней. Она тепло восприняла это посвящение.
Вот такие искушения и препятствия могут быть на пути.
Мама написала молитвы для путешественников: «Я в пути, Господь мне впереди. Божья Мать с ним, я иду за ним. Всем святым печать, всем врагам молчать, я со словом, а Господь ко мне и с помощью».
«Собираюсь в дорогу, Иисусе Христе и Матерь Божея мне на пороге. Святой боже Угодник Чудотворец Николай, во всякий час и минуту мне помоги. Аминь!»
В Жлобине отремонтировал велосипед: смазал подшипники, цепь, поджал все гайки в каретке. Григорий подарил разводной ключ, мне его не хватало. Мама рассказала историю про дубок рядом со Жлобином. Во время войны два друга поклялись, что если кто погибнет, то второй обязуется ухаживать за могилкой, пока будет жив. Так и случилось: один погиб, а второй приезжает каждый год 9 мая на его могилку, сделал ограду и посадил дуб. И сейчас это уже большой и красивый дуб. И с ним приезжают его внуки. Вот такая дружба.
26 июня. Гомель – Киев
В Чернигове посетил Свято-Троицкий кафедральный собор. Здесь хранятся мощи святителя Феодосия Черниговского, святителя Филарета Гумилевского и чудотворная икона Ильинской Богоматери. После взрыва в апреле 1986-го на Чернобыльской АЭС прихожане собора совершали Крестный ход с иконами и святынями вокруг храма и по городу, и радиационное облако ушло стороной. Все это мне рассказал настоятель собора протоиерей Иоанн.