Полная версия
Святой престол в Ватикане
Святой престол в Ватикане
Ольга Квирквелия
Фотограф Автор
© Ольга Квирквелия, 2024
© Автор, фотографии, 2024
ISBN 978-5-0064-2755-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Ольга Квирквелия
Святой Престол в Ватикане
«Все дороги ведут в Рим». Все дороги ведут из Рима. Из Рима в мир. Из древности в вечность. Такие разные. Такие похожие. Нет, это не Россия. Это Италия. Но вглядимся: то тут, то там мелькнет знакомый пейзаж. Ибо все дороги ведут в Рим. А из Рима – в мир.
Повороты истории. Перекрестки судьбы. Тропы легенд. Пора в путь.
Где отдыхают понтифики
О существовании Кастель Гандольфо – понтификальной виллы, летней резиденции римских пап, – знает любой человек, мало-мальски следящий за ходом событий в Ватикане. Но вот где она и как она выглядит, узнать не так просто.
Расположена вилла понтификов – живописный центр знаменитых «Романских дворцов» – на западном берегу озера Альбано, на знаменитой Виа Аппия, чья история неразрывно связана с историей христианства, и занимает 550 тыс. кв. м. На месте древнего города Альба Лонга со временем возник замок, принадлежавший сначала семейству Гандольфо, а затем Савелли.
К 1596 г. Савелли вынуждены были выставить цитадель на аукцион. Тогда Апостольская палата и приобрела Кастель Гандольфо за 24 000 скудо. Это произошло при понтификате Климента VIII. Следующему папе – Павлу V – было не до обустройства нового приобретения: вмешавшись в тридцатилетнюю войну, он огромными суммами поддерживал католиков, да и конфликт с Венецией, восставшей против неограниченной власти папы, стоил последнему больших денег. Поэтому он лишь завершил начатые его предшественником инженерно-гидравлические работы, благодаря которым к цитадели была подведена вода.
И в дальнейшем Кастельгандольфо то пребывал в забвении, то опять перестраивался и обновлялся.
Архитектурная реставрация виллы закончилась при папе Александре VII (1655—1667), он стал также первым папой, жившим в Гандольфо.
В конце XVIII века Наполеон вторгся на территорию Папской области, а в 1797 г. захватил Рим. Папу Пия VII лишили светской власти и отправили в ссылку. Часто жил в Кастель Гандольфо папа Григорий XVI (1831—1846) – тот самый, который погрузил Рим в фанатичную набожность; при нем полицейские должны были следить за тем, соблюдают ли граждане пятничный пост, а нарушителей арестовывать. Долго жил там и Пий IX (1846—1878) – последний папа, который был вынужден бежать из Рима, спасаясь от римлян; в 1854 г. именно он провозгласил догмат о непорочном зачатии Девы Марии, созвал Первый Ватиканский собор, на котором был принят догмат о безошибочности папы в вопросах веры и морали. Он же подписал с Муссолини Латеранские соглашения.
Лучше всего сохранился монументальный вход виллы, называемый «Большой театр» – за две лестницы, выходящие на террасы, украшенные клумбами и фонтанами. Среди последних нужно отметить «Прачек». Хорошо сохранился и фасад, который сегодня выходит на ул. Св. Иоанна Баттиста Сальского. Его характерная черта – две короткие лестницы в центральной части. В 1743 г. здание было унаследовано от Марии Терезы Чибо, использовавшей его для посла Франции монс. Де Канилльяка. Для него была построена мраморная лестница в направлении понтификального Дворца. Возможно, она должна была облегчить доступ в сады виллы папе Бенедикту XIV, который был частым гостем монс. Де Канилльяка. С середины XVIII многие понтифики любили совершать прогулки по аллеям этого парка, поскольку сад Урбана VIII был очень маленьким. В 1773 г. вилла была приобретена Апостольской палатой.
К сожалению, вилла подверглась значительному разрушению: сначала, когда в 1841 году ее предоставили Братьям Христианских школ как помещение для начальных классов, а затем в 1944, когда в ней поселились эвакуированные. Папа Иоанн Павел II почти каждое лето проводил в Кастель Гандольфо. Как и все экстерриториальное имущество Святого престола, понтификальные виллы Кастель Гандольфо включены в число памятников мирового культурного наследия
Страницы истории
Латеран, Авиньон, Ватикан…
Хотя все знают, что Римский Папа живет и властвует вовсе не в Риме, а в Ватикане, история Рима уже с первых веков христианства неотделима от истории папства. Правда, сначала резиденцией понтификов был не Ватикан, а Латерано, где император Константин возвел храм под названием Собор Спасителя. Здесь в Святая святых – личной часовне Папы – хранились уникальные реликвии: Ковчег Завета, процветший жезл Аарона, золотая урна с манной небесной, накидка Девы Марии, фрагмент стола, за которым происходила Тайная Вечеря. Позже, когда на месте цирка Нерона были обнаружены захоронения первых христиан, а также апостола Петра, Константин передал территорию современного Ватикана Церкви. Но и тогда понтифики далеко не сразу переехали туда. Над захоронением апостола Петра была сооружена маленькая стела, затем часовня, которую теперь можно видеть под собором святого Петра – это так называемая конфессия, освещенная 89 серебряными лампадами. И только с 1377 г. Ватикан стал официальной резиденцией понтификов. Но позже был период, когда понтифики перебрались под защиту французского короля в Авиньон.
В 1302 г. была обнародована знаменитая булла Unam Sanctam, в которой Бонифаций VIII утверждает приоритет Папы в мирских делах, «если земная власть заблуждается». Реакцию императора нетрудно представить. Он написал понтифику: «Церковь состоит не только из церковников… Христос пролил Свою кровь и за мирян; они согласны со свободой клира, но это не должно отнимать у них то, что необходимо для правительства и защиты государства; клирики, будучи такими же членами государства, как и остальные граждане, обязаны служить ему, как и остальные и возмещать обществу затраты…»
Спустя год французские отряды вынудили понтифика бежать на родину в Ананьи, а затем, под руководством Гильома Ногаре войдя и туда, арестовали его. Папа при этом получил пощечину, а вскоре умер от апоплексического удара. С этой борьбы вокруг власти и денег и началось Авиньонское пленение.
Избранный в 1303 г. Папа Бенедикт XI (Никколо ди Бокказио) спустя всего 8 месяцев отправился в Перуджу. Здесь Бенедикт XI внезапно скончался, и версия его отравления до сих пор не отвергнута…
Тут же, в Перудже, собрались кардиналы для избрания Папы. Конклав 10 месяцев не мог принять решение. Это дало Филиппу возможность усилить давление – и новым Папой был избран архиепископ из Бордо Бертран де Го, принявший имя Климента V. Француз по национальности, новый Папа был покорен своему императору до такой степени, что вообще не поехал в Рим – интронизация состоялась в Лионе.
Лион – город ткачих, но, в отличие от Иваново, еще и город кружева. И это сразу заметно. Вопреки ожиданиям, в глаза бросается не его «рабочая косточка», а его аристократизм – весь в чугунных хитросплетениях решеток на балконах и даже наличниках окон. И можно понять Климента V, не спешащего сменить Лион на многоголосый и экспансивный Рим. Но и перенести сюда папскую резиденцию – это, пожалуй, все же слишком, здесь нет места, нет возможности если не быть, то хотя бы казаться главой, правителем – хоть чего-нибудь. И в 1309 г. Папа делает своей резиденцией доминиканский монастырь в Авиньоне.
Слово «пленение» как-то само собой вызывает неуютное чувство, ассоциируясь с чем-то тесным, душным, темным… Внутри зреет подспудное желание пожалеть бедных понтификов. Только это не имеет ничего общего с Авиньонским дворцом – белоснежным, гордым, огромным, вставшим перед нами во всей своей неожиданности.
А политическая ситуация вновь осложняется: императорская корона венчает уже голову не Филиппа Красивого, а Людовика Баварского. Легко ли договориться французу с баварцем?.. Новый понтифик отлучает от Церкви нового императора, но теперь он делает это, сидя не в Вечном городе, а в затерянном в предгорьях Авиньоне, что, согласитесь, не одно и то же.
В 1337 г. началась Столетняя война между Англией и Францией, которая делает положение Папы еще более сложным: находясь на территории и под покровительством одной из воюющих сторон, понтифику трудно быть или хотя бы казаться самостоятельным. А мнение марионетки мало кого волновало во все времена.
В 1342 г. Папой становится Климент VI и вновь почти одновременно (в 1346 г.) меняется император – им стал король Богемии Карл IV, который делает своей столицей Прагу. Авиньон оказывается на задворках империи – вместе с Папой. Может быть, отчасти поэтому – по причине «безвредности» папства – Климент VI получает от императора право выкупить Авиньон и построить новый дворец. Пленение становится все более и более комфортным, нам становится все менее жалко понтификов и все больше хочется укрыться от удушающей жары в прохладных уютных покоях. Да, пожалуй, так можно переждать трудные времена…
Да, в Авиньоне стало уютно и – главное – спокойно. Почему-то нас больше всего растрогала деревянная карусель на одной из площадей. Папы и дети. Было в этом что-то забавное и парадоксальное. Как и в самом Авиньонском пленении.
Но все же – все же понтифик тоже понимает всю ущербность своего положения. Однако и в Рим вернуться уже не так просто: за почти полвека римляне привыкли к отсутствию своего владыки и, похоже, совсем не стремятся вновь ощутить всю тяжесть его длани. Иннокентий VI отправил в Италию кардинала Альборноса, который должен был восстановить там порядок и сделать возможным возвращение Папы. Но проходит 9 лет, понтификом избирают Урбана V (Гильом де Гримор), а Рим все так же далеко. И только еще через 5 лет, в 1367 г., усилия Альборноса увенчались успехом: Урбан V возвратился в Рим, но внезапно кардинал умирает, и все, выстроенное на его авторитете, рушится. Папа вынужден был вернуться в Авиньон. Ему так и не удастся стать Папой римским не по титулу, а по месту пребывания.
В 1370 г. понтификом был избран Григорий XI (Роже де Бофор). Для него возвращение в Италию становится уже делом чести, и в 1377 г. он переезжает в Рим. Его въезд изображен Бенвенуто ди Джованни дель Гауста, и это можно увидеть в больнице св. Марии в Сиене.
Часть кардиналов, видимо, решив подождать, чем закончится эта попытка, осталась в Авиньоне. А в Риме – в Риме Григорий XI неожиданно умирает. И вместе с его смертью кончается период Авиньонского пленения.
До 1871 года Святой Престол владел огромной вспомогательной суверенной территорией, Папской областью, которая занимала практически всю центральную часть полуострова.
В 1870 году войска короля Италии Виктора Эммануила II вторглись на территорию Церковного государства, подавили сопротивление военных формирований и жандармерии Святого Престола, составлявшие на тот момент не более 17 000 человек, и захватили Рим. Ещё в 1861 году, когда было провозглашено Королевство Италия, Рим был объявлен столицей этого государства (фактически ей был Турин, резиденция Виктора Эммануила II); с этого момента обладание Римом стало для него основной целью.
13 мая 1871 г. итальянский парламент принял «закон о гарантиях», лишавший папу светской власти и отводящий ему в качестве резиденций Ватикан, Латеран и Кастель Гандольфо. Но Пий IX не признал этот закон и объявил себя «узником Ватикана».
Папская область прекратила существование и Святой Престол был лишён вспомогательных территорий. Однако на самого папу, членов Римской курии и папских придворных никто посягнуть не осмелился. Резиденция Святого Престола – Ватикан – осталась неприкосновенной, вплоть до того, что королевская полиция даже не разоружила ни одно сухопутное военное формирование Святого Престола: ни корпус палатинской гвардии (милиция), состоявший из граждан Рима, ни папских рыцарей – римских патрициев и дворян Святого престола, ни даже папскую жандармерию, функции которой были полностью утрачены с потерей территории, ни швейцарскую гвардию. Разоружены были только легионеры и частично папский флот. Королевство Италия безоговорочно и полностью признавало все звания и дворянские титулы, которые даровались Святым Престолом с 1871 по 1929 год, в период формального отсутствия суверенной вспомогательной территории. Хотя Святой Престол никогда не лишался своего уникального суверенитета (в статусе persona sui generis), однако в 1871 году он лишился возможности даровать земли, чеканить монету и собирать пошлины и налоги.
Только 14 февраля 1929 г. Пий XI в Латеранском дворце подписал с Муссолини Латеранские соглашения. Королевство Италия и Святой Престол узаконили свои отношения и формально подтвердили признание друг друга суверенными субъектами, при этом Королевство Италия формально вернуло Ватикан (и летнюю резиденцию понтифика – Кастель-Гандольфо) под полную юрисдикцию Святого Престола.
Государство без страны
Но для того, чтобы рассказывать о Ватикане, надо уточнить понятия, а именно – различить Католическую Церковь, Святой Престол и Град Ватикан. Разговор о Католической Церкви – отдельный и объемный, сегодня отметим только, что Святой Престол управляет Католической Церковью и ее органами. В 1150 г. была создана коллегия кардиналов, которые собираются на консисторию, где решаются важнейшие вопросы церковной жизни. В 1179 г. был учрежден конклав – в переводе «запертые на ключ» – который избирает очередного понтифика. Папа Павел VI, стремящийся расширить число участвующих в принятии церковных решений, учредил Совет епископов. Но это, так сказать, законодательная власть Католической Церкви. Исполнительная власть принадлежит девяти различным конгрегациям, во главе каждой из которых стоит кардинал – префект, Папским советам, комиссиям и комитетам. Судебную власть осуществляют трибуналы. Надо отметить также Папские академии и научные институты, причем они занимаются не только богословием, но социальными и естественнонаучными изысканиями. Большинство из них размещается на территории не Ватикана, а Италии, но обладают иммунитетом. Конгрегации расположены в районе, примыкающем к колоннаде площади собора святого Петра, часть советов – например, Cor Unum, Справедливость и мир, Совет мирян – в районе святого Каллиста, Международная Каритас – в Латерано. Но все это касается управления именно Католической Церковью.
Многим покажется странным, но Ватикан не является государством. Государство – это Святой Престол, который является суверенным субъектом в статусе persona sui generis, (Sui generis – букв. своеобразный, единственный в своём роде) – выражение, обозначающее уникальность правовой конструкции (акта, закона, статуса и т. д.), в целом, несмотря на наличие известного сходства с другими подобными конструкциями, не имеющей прецедентов. это субъекты особого рода, государственно-подобные образования, которые не обладают всеми признаками государства. По сути, это государство – место, где находится трон Папы. Хотя такое положение в международном праве появилось значительно позднее, но для прояснения ситуации скажем, что во времена Авиньонского пленения Святой Престол находился во Франции, т. е. Авиньон был «Ватиканом»…
Суверенитет Святого Престола проистекает от постоянного светского суверенитета Святого Престола, который насчитывает около полутора тысяч лет (установлен в 601 году – тогда Ватикан еще не являлся папской резиденцией, поэтому речь шла именно о местопребывании папы), являясь древнейшей суверенной единицей из существующих ныне в мире. Церковное государство было создано еще в VIII в. с целью обеспечить независимость понтификов. Временами оно расширялось в границах всей Центральной Италии. Но в 1870 г., после объединения Италии, светская власть Папы над этим государством закончилась.
Все дипломатические отношения устанавливаются не с городом Ватикан, а со Святым Престолом. Дипломатические миссии иностранных государств аккредитуются при Святом Престоле.
Святой Престол – теократическая выборная монархия, возглавляемая Папой Римским, избираемым конклавом (коллегией кардиналов) пожизненно. Папа Римский имеет три нераздельные функции: – светский суверен в статусе монарха; глава Католической церкви; суверен города Ватикан.
Правительством Святого Престола является Римская курия, которая состоит из государственного секретариата (разделённого на две секции – общих дел и иностранных дел), комиссий и конгрегаций.
Ватикан не является самостоятельным государством (хотя иногда в документах именуется городом-государством – «Stato della Citta del Vaticano»), а является суверенной территорией Святого Престола (что часто путают). Суверенитет Ватикана не самостоятелен, а проистекает от суверенитета Святого Престола, а последний является базовым суверенным субъектом, правоспособным к установлению дипломатических отношений.
В 1929 г. была провозглашена Конституция Святого Престола, новый вариант которой был обнародован в 2000 г. Государственный флаг – желто-белый с изображением ключей святого Петра и папской тиарой, государственный гимн – марш Ш. Гуно Marcia Pontificia.
Градом Ватикан с 1984 г. управляют кардинал – Госсекретарь и его помощник – Специальный уполномоченный из мирян. Они стоят во главе губернаторства, в ведение которого входят филателия, нумизматика, почта и телеграф, товарная железная дорога, автопарк, телефонная служба, учреждения здравоохранения, музеи, турбюро, электростанция, центральное отопление, гостиница, обсерватория и управление виллой в Кастельгандольфо. Лично Госсекретарь отвечает за фабрику, библиотеку, Секретный архив, типографию, издательство, газету «Оссерваторе романо», радиостанцию и телеканал. В его ведении находятся также корпус охранников и пожарная служба. Есть в Ватикане и своя приходская церковь – святой Анны. В ней совершают таинства граждане и служащие Ватикана.
Ватиканские монеты имеют хождение наравне с итальянскими – раньше это были лиры, а теперь евро. А вот марки Ватикана можно наклеить только на ватиканской же почте.
Гражданами Ватикана являются 365 человек. Это сам Папа, некоторые кардиналы, дипкорпус, члены швейцарской гвардии, губернатор, Верховный судья Трибунала, чиновник ЗАГСа и несколько семей личных слуг и помощников. Но гражданство Ватикана не является наследственным – дети, рожденные в семьях граждан Ватикана, получают итальянское гражданство. Граждане Ватикана имеют особые паспорта. Официально государственными языками Ватикана признано 37 языков – тех регионов, где наиболее распространено католичество.
Еще 2000 человек являются служащими Ватикана, они получают специальные визы для прохождения границы и могут пользоваться всеми ватиканскими службами. Как-то раз мне довелось присутствовать на демонстрации с требованием увеличения зарплаты – наверное, по масштабам этого государства демонстрация была массовой – в ней приняло участие около сорока человек.
Интересно, что, поскольку уровень преступности в стране определяется числом преступлений, совершенных на ее территории, а не совершенных ее гражданами, то Святой престол уверенно «держит» первое место в мире по числу правонарушений на одного жителя в год – более 100. Самым криминогенным «районом» является очередь в музеи Ватикана – здесь утомленных ожиданием туристов лихо обирают карманники.
Основной вход на территорию Ватикана – через ворота Святой Анны, где проверяют паспорта и визы (да, чтобы попасть туда, надо иметь особую визу). А дальше – обычный город, с магазинами, поликлиникой, почтой и даже маленькой церквушкой. Единственное, что отличает его от сотен маленьких городков, – слишком много священников и монашествующих, а у мирянок нет мини-юбок, декольте и вообще чего-либо вызывающего. Точно также офисы конгрегаций и папских советов – обычные офисы… По сравнению с многоголосыми толпами туристов за стенами, окружающими город, здесь тишь да гладь. Даже забастовка, которую я видела, проходила, можно сказать, вполголоса…
Собор Святого Петра
Когда человек говорит, что он был в Ватикане, это, как правило, значит, что он был в Сан Пьетро.
Собор Святого Петра – второй по площади христианский храм в мире. Вместимость – около 15 тысяч человек внутри собора и 60 тысяч человек на площади.
Когда-то вблизи места, где теперь высится собор Святого Апостола Петра, располагались сады цирка императора Нерона.
Первая базилика была построена в 326 г., в правление первого христианского императора Константина Великого. Император повелел захоронить в ней предполагаемые останки апостола. Таким образом алтарь будущего собора был установлен над криптой с саркофагом святого Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в цирке Нерона.
В XV в. базилике, существовавшей уже 11 столетий, грозило обрушение, и её стали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, задумавший построить на месте древней базилики огромный собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви.
Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора Святого Петра. Об этом легко можно найти информацию в интернете. Я же расскажу о том, что запомнилось мне. И воспоминание начинается с огромной очереди на вход – она есть всегда, правда, идет очень быстро, но без острой необходимости в нее не встанешь (я имею ввиду не туристов, а простых верующих).
Внутри собор поражает великолепием, огромными размерами и богатством оформления, это просто калейдоскоп шедевров. Здесь 450 статуй, 500 колонн, 50 алтарей, множество надгробий, уникальное собрание произведений искусства. По обеим сторонам главного нефа расположен ряд капелл, многие из них имеют сквозные проходы, образуя, таким образом, подобие боковых нефов. Это не храм, это не для молитв – это Символ… В приделах размещаются исповедальни, на которых написано, какие языки понимает исповедник – в одно из первых посещений собора я увидела надпись «русский, украинский, польский».
По правой стороне нефа под балдахином находится бронзовая статуя, изображающая сидящего апостола Петра, предположительно XIII в. Скульптуре приписывают чудодейственные свойства, в связи с чем многочисленные паломники благоговейно прикладываются к кончику ноги бронзового изваяния. В результате пальцы ноги стерты до того, что стопа похожа на туфлю…
В подкупольном пространстве над главным алтарём находится огромный, высотой 29 м, балдахин (киворий), опирающийся на четыре витые колонны. Человек среднего роста не достигает даже высоты постаментов бронзовых колонн. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы (Барберини) кровлю.
В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело – мраморная «Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. После того как была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом. В ней есть одна странность, на которую редко обращают внимание: Мария и ее Сын изображены почти ровесниками, даже Сын, пожалуй, чуть старше… Когда это осознаешь, в голове возникают мысли…
Поблизости располагается надгробие маркграфини Матильды Тосканской; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, отлученный от Церкви и низложенный, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.) Особый интерес представляет созданное в 1490-х гг. надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.