bannerbanner
Опыт выживания. Часть 4. «Карта жизни»
Опыт выживания. Часть 4. «Карта жизни»

Полная версия

Опыт выживания. Часть 4. «Карта жизни»

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

У язычника его «я», его собственная воля всегда стоят на первом месте. Он молится не для того, чтобы соединиться с Богом, а для того, чтобы защитить, укрепить свое «я», выполнить все свои желания. Молитва язычника – это магия и оккультизм. Божественная энергия для него – средство насытить свои инстинкты.

Такому человеку очень трудно уважать родителей. Ведь почитание их – это, в первую очередь, сдерживание своего эгоизма, признание того, что воля родителей важнее своей собственной. В любви к родителям кроется умение сдерживать свои инстинкты, готовность заботиться об отце и матери, жертвуя чем- то своим, ущемляя себя. Любовь к родителям – это умение видеть их слабости, недостатки и при этом не чувствовать собственного превосходства. Это умение принимать отца и мать, какими бы они ни были, и продолжать любить их. А когда вырастешь, не только любить и помогать им, но и воспитывать. Так устроена наша жизнь: вначале мы для наших родителей являемся детьми, затем – друзьями, а потом – родителями. И все эти отношения работают на любовь и познание Творца.

Пятая заповедь, которая учит нас почитать отца и мать, открывает нам путь к единобожию. Человек же, забывший о любви к Творцу, переставший уважать родителей, обречен быть рабом инстинктов, которые незаметно станут превращать его в животное.

Такой человек легко будет лгать, воровать, грабить и убивать. Ради обладания красивой женщиной он совершит любое преступление. Он будет прелюбодействовать, то есть соблазнять замужних женщин, разрушая семьи и делая несчастными чужих детей. Он будет искать новых и новых партнеров для сексуальных наслаждений. Нравственное разложение неизбежно приведет его к бесплодию, болезням и смерти.

Я задумываюсь, вспоминая различные истории из жизни. Один человек заболевает, а другому почему-то даются несчастья и смерть, хотя он совершенно здоров. Я подметил, что так бывает при высокой внутренней гордыне. Если жадность и ревность лечатся болезнями, то гордыня, как правило, лечится бедами и смертью.

Почему Каин убил Авеля? Что касается Каина, все понятно – зависть, ревность подтолкнули его к убийству брата. Но почему Бог оставил убийце жизнь? С одной стороны, для того чтобы страдания помогли ему измениться, а с другой стороны, наверное, и Авель был в чем-то виноват. Чем же мог провиниться человек, дары которого принял Бог?

Я долго размышлял об этом и пришел к одному неизбежному выводу – родные братья несут в себе общую тенденцию. Вероятно, они оба совершили преступление. Но один сделал это тайно, а другой – явно. Если грехом Каина была ревность, то у Авеля, наверное, была гордыня. Чувство богоизбранности. Скорее всего, это чувство появилось у Авеля, когда он увидел, что его дары угодны Богу. Вероятно, он испытал чувство превосходства над братом. Грех начинается с утраты любви к другому человеку. Ведь Бог находится в душе каждого из нас, а чувство превосходства незаметно убивает любовь. Гордыня рождает ревность. Чем больше у Авеля крепло ощущение богоизбранности, тем сильнее разгорались ревность и зависть в душе Каина.

В этой мифической истории блестяще показаны корни болезней и несчастий. Родители Каина и Авеля отведали плоды дерева познания добра и зла. Если поверхностно воспринимать эту притчу, то начинаешь верить в то, что когда-то бородатый дедушка запретил двоим людям чем-то питаться, а они не послушались. Значит, для того чтобы преодолеть этот главный грех, надо быть послушными. А поскольку Божественной воли мы не видим, то слушаться нужно священника, то есть духовного наставника. Если же вдуматься в смысл этой притчи, перед нами предстанет другая картина.

Что такое добро и зло? Понятия добра и зла связаны с нашими телом, духом и душой. Боль для тела мы считаем злом, а удовольствие – добром. Жизненные неприятности мы считаем злом, а стабильность и благополучие – добром. Обиду от близкого человека мы воспринимаем как зло, а его заботу, тепло и ласку – как добро. Понятия добра и зла применимы к тому, что разрушается, к тому, что мы можем потерять. Разрушение и потеря – это зло; приобретение и увеличение благ – это добро.

В сказке о рае зашифрованы этапы развития жизни. Суть жизни является вечной. Любовь существует за пределами времени, за пределами добра и зла. Для единобожника Бог выше добра и зла. А для язычника Бог – это добро, а все, что язычнику не нравится, – это зло. Язычник отождествляет себя с Богом внешне, для него Бог – это его инстинкты и желания. Едино- божник ощущает внутреннее единство с Творцом; его вечная душа, поднимаясь над добром и злом, не может быть агрессивной по своей сути. Внешняя же агрессия уместна как защита того, что разрушается.

Вкушение плодов от дерева познания добра и зла – это погружение в материальный, причинноследственный мир. Это познание Бога через внешнее развитие. В этом развитии всегда кроется большая опасность, суть которой в том, что человек может забыть о Целом ради части. Можно забыть о любви ради инстинктов. Можно забыть о своем Божественном «я», обращая внимание только на «я» человеческое. В этом случае возникает чувство превосходства, абсолютной правоты, ощущение первичности и значимости своих желаний.

Чем быстрее мы развиваемся, чем больший контроль над миром приобретаем, чем масштабнее и разнообразнее наши желания, тем интенсивнее должно быть наше устремление к Богу, тем сильнее должна быть наша потребность в любви. Иначе незаметный грех станет явным и реализуется как преступление или болезнь.

Возникает вопрос: если превосходство и осуждение дают первый толчок для будущих несчастий, как, в таком случае, относиться к Иуде, который предал Христа? Три года он жил рядом с Учителем и был далеко не худшим из учеников, если ему доверили общинные деньги. Должность администратора в общине Христа – это высокий статус. Как же не осуждать Иуду, который обворовал и предал того, кто спасал его душу?

После долгих размышлений над этим вопросом я, в конце концов, пришел к простому выводу. В той системе координат, которая предлагается современной религией, преодолеть осуждение невозможно. Когда оцениваешь ситуацию либо с точки зрения добра, либо с противоположной, от осуждения не удержаться. Тогда я задумался о том, почему мы мыслим крайностями, почему не можем воспринимать любой процесс диалектически. Понятно, что причиной является религиозное заблуждение, происходящее из наивных языческих представлений.

В глазах нынешних католиков и православных Бог – это абсолютное добро. Значит, должно быть и абсолютное зло. Ответственным за это назначили дьявола. Все хорошее – от Бога, все плохое – от дьявола. Так мыслит современный верующий. Значит, Иуда может быть либо плохим, либо хорошим. Тезис о непогрешимости Церкви возник из такой схемы мышления. Хороший человек всегда прав, всегда свят, всегда безгрешен. Всем надо стремиться стать хорошими и перестать быть плохими. Такая схема мышления убивает любовь. Происходит обожествление добра и возникает презрение к злу. Признать, что и добро, и зло происходят от Бога, для язычника является практически невыполнимой задачей. Это рождает не только болезни, но и несчастья и трагедии.

Недавно я разговаривал с одной женщиной, которая работает врачом-иммунологом. Разговор зашел о прививках.

Я могу судить об этом на основании своего опыта и серьезного изучения этой темы, – поделилась она. – Все, что я узнала о прививках, привело меня к выводу: они просто не нужны. Вся эта вакцинация – всего лишь законный отъем денег у населения. Медицина превращается в коммерческую структуру, для которой такие понятия, как любовь, жизнь и здоровье, становятся абстрактными вещами. Обратите внимание на последнюю эпидемию свиного гриппа. Фармацевтические фирмы заработали приличную сумму. Все знают, что Всемирная организация здравоохранения намеренно подняла шумиху. Совершено нравственное преступление – обворованы люди, но никто в мире не дал нравственной оценки тому, что произошло. У нас ведь все привыкли, что оценку может давать только суд. А он, мне кажется, давно утратил такую функцию, как защита нравственности. Если действия человека не подпадают под уголовную или административную ответственность, то как бы и говорить не о чем.

Скажите, – поинтересовался я, – а как у вас обстоит дело с процентами за назначение нужных лекарств?

Она устало махнула рукой:

Так же, как и везде: чем дороже лекарство, которое врач пропишет, тем больше денег он получит от дистрибьютора. По сути дела, врача вовлекают в сетевой маркетинг. Врач уже не лечит, а торгует.

Женщина улыбнулась:

Ко мне на прием часто приходят люди неимущие. Мне их жалко, и я им рассказываю, где есть аптеки подешевле и где лекарства не поддельные. Когда об этом узнала главврач, она мне такой скандал закатила. Угрожала увольнением, если я не буду предлагать дорогие лекарства. У нас ведь аптека на первом этаже нашей поликлиники. На третьем этаже врач выписывает лекарства, а на первом – пациент их приобретает. В общем, сплошной сетевой маркетинг.

Мне вспомнилась назойливая реклама, которая предлагает снять боль, усугубляя при этом болезнь. По сути дела, фармацевтика работает на истребление здоровья. Это безнравственно, но все молчат. Ведь уголовной статьи на эту тему не существует. О том, что закон должен защищать нравственность, все забыли. О том, что нравственность – это механизм спасения души, никто уже и не вспоминает. Получается, что медицина уверенно истребляет наше будущее, леча тело и увеча душу. Как же могла возникнуть такая ситуация?

Как это ни странно, корни происходящего кроются в религиозном мышлении. Боль для язычника – это зло, а физические удовольствия – добро. Боль надо истребить, – и тогда станешь счастливым. На самом же деле, боль – это зло внешне, а внутри это спасение. Это предупреждение о серьезном неблагополучии. Таким образом, добро и зло соединяются в едином процессе. Несчастья и болезни всегда воспринимались как зло, как козни дьявола. На самом деле, это предупреждения, данные Богом. Это напоминание о том, что мы перестали выполнять заповеди, забыли о своей душе, утратили любовь и стремление к Богу.

В Библии сказано, что болезнь не позволяет людям грешить. Значит, болезнь и несчастье есть благо для души, хотя внешне они и ущемляют интересы тела. Если душа умирает, телу не выжить. А если болезнь помогает спасти душу, организм выздоравливает. Если же состояние души не улучшается, тогда болезнь усиливается и приводит к инвалидности или смерти.

Умение в любой неприятности видеть Божественную волю помогает нам активнее заботиться о спасении своей души. Понимание того, что зло одновременно является добром и оба они работают на любовь, позволяет нам правильно развиваться. Для душевного и физического здоровья необходимо правильное восприятие мира. Как мы реагируем на окружающие события, такими будут наши здоровье и судьба. Как мы относимся к самим себе, так мы будем реагировать на окружающий мир.

Если для человека его «я» – это инстинкты, то он всегда будет защищать свои желания, свою волю. Если кто-то не уступит ему дорогу или скажет что-нибудь обидное, у него появится желание убить обидчика. Ради исполнения сексуального желания ему захочется изнасиловать женщину. То есть он будет нарушать все заповеди, а потом – болеть и умирать.

Если «я» – это не только инстинкты, но и сознание и нравственность, человек уже сможет сдержать свое желание украсть или изнасиловать, но не сможет преодолеть осуждение, презрение или обиду, потому что эти эмоции возникают как защита от неприятностей, разрушающих его сознание.

Если же я Божественен по своей сути, если я есть любовь, тогда я сумею преодолеть не только рабское поклонение инстинктам, но и превосходство, осуждение, ненависть, обиду. Я научусь любить людей, которые несовершенны, сумею воспитывать их, а не мстить им. Я не утрачу любви в любой жизненной ситуации.

Нынешняя цивилизация называет человека «гомо сапиенс», то есть «человек мыслящий». Значит, нынешняя цивилизация будет спасать свое «я» в ущерб любви. Мышление – это высший уровень инстинкта самосохранения.

Сознание связано с телом. Для развития сознания необходимы способности, власть, деньги, благополучие. Поклонение сознанию неизбежно превращает человека в язычника. Если я воспринимаю себя как тело, то я готов убить любого за малейшую царапину или синяк. Если я воспринимаю себя как сознание, то за любую неудачу или унижение я готов буду растерзать любого. Если я воспринимаю себя как душу, тогда оскорбления и предательства от любимого человека я не перенесу и буду убивать любовь в своей душе ненавистью, осуждением и презрением.

Если же я есть любовь, тогда любое ущемление тела, духа и души еще больше будет подталкивать меня к любви. Оно будет показателем недостаточного единства с Богом. Если любовь для меня на первом месте, только тогда мне позволено иметь любые богатства души, духа и тела.

Христос появился на нашей Земле именно для того, чтобы показать людям, что ради любви можно отказаться от жизни, от силы, от власти, от всего того, что является привычным человеческим счастьем. Скупые строки Библии повествуют о том, что Иисус мог совершать чудеса исцеления. Он мог пройти сквозь толпу незамеченным, мог управлять сознанием окружающих людей. Если словом можно исцелить и воскресить, то ведь словом можно и убить. Стоило Христу пошевелить пальцем – и все вокруг могли бы умереть. Но собственная значимость и собственная жизнь были для него ничтожными по сравнению с любовью к Богу. И ощущение своей богоизбранности – также.

Необходимо было правильно построить систему приоритетов. Это единственный механизм спасения человечества. Без понимания этого нынешней цивилизации не выжить. Главной вопрос любой философии знаком каждому: кто мы такие, откуда пришли, куда идем? Если мы правильно отвечаем на этот вопрос, мы будем правильно относиться к самим себе.

Если я пришел из Бога, если я есть любовь, если я устремляюсь к любви и к Богу, тогда все остальное – лишь средство. Тогда моя душа не будет зависеть ни от каких земных благ. Душа не будет поклоняться приобретениям, восторгаться ими и не станет слишком сильно переживать о потерях.

Мы имеем тело, сознание, человеческое «я». И одновременно мы Божественны по своей сути. Мы являемся и частью и Целым одновременно. Мы двойственны и одновременно абсолютны едины. Значит, мы можем и должны жить в двух логиках – Божественной и человеческой – одновременно. «Кесарево кесарю, а Божие Богу», – говорил Христос.

Но как же относиться к Иуде? Если он только хороший, мы будем ему поклоняться. Если он только плохой, мы будем его презирать. Как же правильно относиться к нему? Также двойственно. Если мы считаем, что он только преступник, мы обречены на осуждение. Если же мы признаём, что одновременно он является и жертвой, тогда мы понимаем, что он достоин наказания, но не осуждения.

Иуда был жертвой своих заблуждений. Понятия правоты и справедливости были для него важнее любви, – поэтому он осуждал Христа. Поклонение правоте и справедливости рождает гордыню, и тогда такие понятия, как статус, власть, деньги, становятся главными. А потом недалеко уже и до воровства и других преступлений. Что, в принципе, и произошло с Иудой.

Почему этот апостол носил имя Иуда? В Священных книгах не бывает случайностей. Вероятно, в этом человеке максимально проявилась главная проблема еврейского народа – ощущение богоизбранности, значимости, превосходства над другими. Этому есть свое логическое объяснение.

К миру мы относимся так, как относимся к Богу. Внутренне устремляясь к Творцу, человек пытается подражать Ему. Ведь любовь – это единение и подражание. Для иудея Творец – где-то там, далеко, невидимый и всемогущий. Он управляет, наказывает и вознаграждает. Если Бог возвышается над всеми, управляет, воспитывает, наказывает и поощряет, это означает, что и человек должен так же относиться к другим людям. В рамках такого восприятия преодолеть корни гордыни невозможно, поэтому еврейский народ неизбежно должен был накапливать ощущение собственной значимости, превосходства над другими. Даже неукоснительное соблюдение Десяти заповедей не могло полностью закрыть эту проблему.

Все это привело к Иудейской войне, а затем к гибели Иудейского государства. В последующие две тысячи лет главным фактором выживания еврейского народа являлось его постоянное унижение, а также скитания и опасности.

Я погружаюсь в размышления, и в моем сознании проходят библейские сцены. А ведь в Библии показан механизм развития болезни не только одного человека, но и всего общества. Почему «заболели» Содом и Гоморра? Почему они погибли? Священная книга дает четкий и понятный механизм гибели – безнравственное общество и государство нежизнеспособны. Если душа начала разлагаться, потом неизбежно начнет деформироваться сознание, будут развращаться нравы людей, их представления о морали, закон перестанет защищать любовь и нравственность, инстинкты выйдут на первое место.

Главная энергия жизни и здоровья приходит к нам через душу. Как бы полноценно и вкусно мы ни питались, как бы ни закаливали, ни укрепляли свое тело, шансов выжить нет, если нет энергии. То, что нынешняя медицина называет иммунитетом, – это и есть показатель главной жизненной энергии организма.

Почему в немецких концлагерях женщины рождали стопроцентно здоровых детей? Потому что максимально были унижены их тело, дух и душа. Потому что у них не было страха, осуждения, уныния. Да и чувства превосходства – тоже. Была одна задача – выжить, а в таких случаях человек интуитивно обращается к Богу. Когда инстинкты приглушены, в подсознании больше любви.

Значит, для того чтобы общество вернулось к вере, ему нужны эпидемии, катаклизмы и войны. А забывает общество и государство о Боге тогда, когда благоденствие, стабильность становятся привычными.

К сожалению, на сегодняшний день не существует механизма добровольного устремления к Творцу. Как только человеку становится хорошо, о Боге он забывает. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Одной из главных опасностей на пути к Богу являются благополучие и стабильность, – они усиливают гордыню и чувство превосходства. Поэтому многие города и страны, достигнув благоденствия, через какое- то время погибали.

Сейчас в Израиле существует Мертвое море. Когда- то давным-давно оно было живописным озером. На его берегах находился город Содом. Это был оазис, в котором цвели великолепные сады, здесь постоянно проходили и останавливались торговые караваны. Любой город, находящийся на перекрестке торговых путей, будет богатеть гораздо быстрее других, и со временем его жители перестанут видеть Божественную волю, рассчитывая только на свою. А потом инстинкты незаметно начнут выходить на первый план, и никто не обратит внимания на первые признаки нравственного разложения. Упадок веры и погоня за наслаждениями станут привычными для этих людей.

На уровне души вся жизнь во вселенной едина, – как только какая-то небольшая группа людей начинает душевно разлагаться, включается механизм спасения. Для того чтобы спасти душу, нужно дать телу болезнь или смерть, которые являются благом, но людьми воспринимаются как зло. Это «зло» и уничтожило Содом и Гоморру. Великолепное озеро, наполненное жизнью, стало мертвым, и не одну тысячу лет это место служило людям напоминанием о неразрывной связи безнравственности и гибели.

История повторяется. Через некоторое время похожая судьба постигла Иудейское государство. Поскольку здесь жили люди верующие, знавшие и исполнявшие заповеди, им не позволили опуститься до животного уровня, дойти до полного нравственного разложения.

В прошлом году я был в Израиле и с удивлением узнал поразительные факты о торжестве ювенальной юстиции, которая разрушает семью и увечит психику детей. О том, что дети перестали уважать родителей. О том, что на государственном уровне поддерживается гомосексуализм. Но все это, в принципе, стало уже нормой для западного мира. Больше всего меня удивило другое. Когда я спросил у приятеля, верит ли нынешняя молодежь в Бога, тот ответил отрицательно. Израильская молодежь не отличается от западной, в Бога никто не верит. Главные ценности – это семья, квартира и машина. Есть традиции, есть ортодоксальные верующие, – но это, в основном, приезжие. В общем и целом, это нормальное капиталистическое государство. Я подумал тогда: «Сколько же лет осталось Израилю?.. »

В Ветхом Завете написано: «Кого любит Господь, того наказывает…» Кого Бог любит, того он быстрее наказывает, чтобы не допустить полного разложения.

Авеля Бог остановил в самом начале совершения греха. Нынешний Израиль процветает, несмотря на явные признаки разложения. Может быть, Бог разлюбил

Израиль? А может быть, эти тенденции еще не набрали силу? Не вошли внутрь и не отравили душу? Кто знает…

Я снова задумываюсь, вспоминая мои встречи и путешествия по этой уникальной стране. Все равно что-то присутствует там, воздух какой-то другой, энергетика другая. Наверное, страна пока еще держит единобожие. Присутствие Бога ощущается там почти физически. И все-таки почему иудаизм не смог преодолеть главного греха – гордыни?

По-видимому, в самом деле, это связано с восприятием Творца. Если Бог где-то далеко, то устремляешься не к Нему, а к тому, что видишь перед собой, и тогда неизбежно инстинкт самосохранения выдавливает любовь. Духовная защищенность, правота становятся самоцелью. А дальше – все по схеме.

В принципе, первая заповедь, гласящая, что Творец един, должна подвести нас к простому выводу: Творец – не только за пределами всего, весь окружающий мир – это тоже Его часть. Творец присутствует во всем, и каждую долю секунды Божественная воля изливается на нас. Значит, мы взаимодействуем с Богом каждую долю секунды.

Но три тысячи лет тому назад такое восприятие Творца было невозможным. Это ведь невероятно тесный контакт с Богом, а значит, ускорение всех процессов. Это означает, что за малейшее неправильное поведение быстро следует жесткое наказание. Человеку неразвитому такую ношу не поднять. Поэтому людям того времени Бог являлся лишь иногда, а затем как бы устранялся, оставляя заповеди, в соответствии с которыми надо было жить дальше.

Во времена Христа люди также еще не были готовы к осознанию своей Божественности. Пришедшее Царствие Божие вместо изменения, счастья и развития принесло страдания, смерти и гибель всего государства. Для того чтобы ощущать в душе непрерывную любовь, нужно видеть и человеческую, и Божественную волю одновременно. Нужно понимать относительность добра и зла. Нужно чувствовать во всем происходящем Божественную волю и понимать, что любое событие подталкивает нас к любви и к Богу.

Двойственное, диалектическое восприятие мира не позволяет нам прирастать ни к каким благам и наслаждениям. Все, что получено, должно быть потеряно. Любое наслаждение рано или поздно заканчивается, поэтому целью жизни должно быть не наслаждение, а любовь, к которой мы приходим через приобретения и потери.

Когда человек, забыв обо всем, окунается в наслаждения, тешащие его инстинкты, плоды такого познания, плоды добра и зла, становятся все более горькими. Если же он понимает, что и познание, и потери, и приобретения являются средством для обретения любви, единения с Богом, тогда плоды райского дерева становятся сладкими и горькими одновременно. И это делает человека по-настоящему счастливым.


ПРАКТИКА


Наше сознание стремится познать окружающий мир. Для этого надо верить в себя. Чем лучше мы хотим понимать, что происходит в мире, и управлять им, тем больше знаний и опыта мы должны иметь. Но этот наш накапливаемый опыт, дающий ощущение уверенности, может закрыть для нас познание интуитивное.

Наше подсознание знает все. Мы проникаем туда посредством наших чувств. В основном, теми чувствами, которые продолжают жить, когда затихают сознание и тело. Человек познаёт мир днем, двигаясь, созидая, накапливая опыт, и познает мир ночью, во сне, когда отрешается от опыта тела и сознания. Он прикасается тогда к неисчерпаемым кладовым вселенной.

Сознание и подсознание ведут себя как классические противоположности. Они едины на тонком плане и конкурируют и борются на внешнем уровне. Человеку кажется, что он сам, его собственные решения определяют его жизнь и судьбу. Он чувствует себя хозяином положения. Но опыт одной жизни – это очень мало по сравнению с опытом сотен миллионов и даже миллиардов лет, который хранится в нашем подсознании. Закон единства вселенной означает, что все мы едины и в каждой части хранится Целое. Кроме того, часть может общаться с Целым на равных, – с некоторыми поправками, разумеется.

Если часть пытается подавить Целое, – она разрушается. Если сознание пытается подчинить себе все подсознательные процессы, оно погибает вместе с телом. Безусловно, человек должен иметь свою волю, но при этом он не должен ставить ее на первое место. Ощущение первичности своей воли рождает чувство правоты и непогрешимости. Человек начинает нарушать заповеди, отрекается от любви ради своих амбиций и желаний. А потом начинаются неприятности и болезни.

На страницу:
2 из 4