Полная версия
Опыт выживания. Часть 7. «Искусство самопознания»
Маммона начинает торжествовать, когда парализована душа, когда человек перестает о ней заботиться, когда деньги важнее нравственности, а дешевизна важнее вкуса и качества продукта. Процессу физическому всегда предшествует процесс духовный. Человек, готовый пренебрегать своей душой ради внешней выгоды, достаточно быстро катится по пути деградации.
Каждому из нас хочется развивать свой вкус и повышать интуицию. На эту тему существует множество литературы. А всего-то нужно соблюдать одно правило. Хотите разбираться в винах и прочих продуктах – научитесь отказываться от невкусного, неприятного, дурнопахнущего. Никогда не заставляйте себя есть то, что вам не нравится. Умение отказаться от невкусного продукта – это и есть развитие чувства вкуса. Умение отказаться от безвкусной одежды, хоть и дешевой, также быстро дает положительный эффект.
Если мы будем ориентироваться на нашу душу, на наши чувства, тогда у нас начнут восстанавливаться правильные маяки.
Мир устроен так, что цель рождает средства для движения к ней. Цель является причиной, а ее достижение – следствием. Если утрачивается цель, то распадается и средство.
Человек живет и развивается, поскольку в подсознании у него есть система ближних и дальних целей. Время как разность потенциалов, конфликт между причиной и следствием, целью и средством – все это рождает энергию, которая позволяет жизни существовать и развиваться.
Когда у человека есть главная цель – любовь и единение с Богом, тогда развиваются и средства: наша душа, наши чувства, наше подсознание. Как только утрачивается любовь к Богу, – тут же начинает потихонечку, незаметно умирать душа. Тогда целью становится выживание, то есть удовлетворение инстинкта самосохранения, – главным для человека теперь являются деньги, благополучие, статус в обществе. Основным маяком становятся рассудок и способности, появляются надменность, жестокость, неискренность. Чувство превосходства требует постоянного унижения окружающих, желание властвовать над всем миром становится сверхзадачей. В течение какого-то времени, действительно, происходит развитие сознания, способностей, воли, – и вроде бы все хорошо.
Но секрет заключается в том, что единственной целью любого существа во вселенной является единение с Творцом и познание Творца. Все остальное – это средства. Поэтому, когда главной своей целью мы делаем душевное счастье, наша душа начинает умирать. Когда мы целью делаем инстинкт самосохранения, наше сознание начинает деградировать, постепенно разваливается наша судьба, оскудевают наши способности и возможности. Если утрачена цель, средство тоже должно быть потеряно.
Поклонение душе, то есть высшим чувствам, приводит к ее деградации, если утрачена любовь. Поклонение духу, сознанию, способностям приводит к их утрате. Если инстинкт самосохранения ставится во главу угла и истребляет любовь, то этот инстинкт незаметно превращается в свою противоположность – в программу самоуничтожения.
Если для человека главной целью являются секс, наслаждение пищей, алкоголем и прочие разнообразные удовольствия, у него тогда портится здоровье и начинается импотенция. В последнее время этот процесс стал протекать достаточно быстро.
Сексуальность нужна для появления на свет потомства. Если человек не хочет иметь детей, но стремится часто получать сексуальное наслаждение, то, естественно, после утраты цели будет разрушаться и средство. Сексуальная революция, начавшаяся в США, не случайно повлекла за собой распад семей, гомосексуализм и педофилию. Музыкальная рок-культура, появившаяся в то же время, обрисовала свои цели достаточно четко: секс, алкоголь, наркотики. Все это привело к весьма быстрому разложению цивилизации.
Бунт молодежи 60-х годов прошлого века – это был протест против культа золотого тельца, культа выгоды, денег и бездушия. Протест против культа инстинкта самосохранения привел к культу инстинкта продолжения рода, то есть произошла закономерная «ступенчатая» деградация.
Сначала ослабевает любовь к Богу, устремление к Нему, потребность в единении с Ним. Человек начинает поклоняться душе, то есть своим высшим чувствам и всему тому, что с ними связано. Семья, близкий человек, помощь другому – все это становится смыслом жизни. Тезис «Возлюби Бога превыше всего» заменяется тезисом «Возлюби ближнего, как самого себя».
Поначалу вроде бы все прекрасно, душа радуется и наслаждается жизнью. Но все, что мы любим, мы хотим сделать вечным. Значит, вечным должен быть любимый человек, вечной должна быть семья и вечным должно быть наслаждение от общения с любимым человеком. Теперь уже принять боль, обиду, измену близкого человека становится для нас невозможным. И чем больше мы протестуем против разрушения окружающего мира, тем стремительнее мы удаляемся от Бога, и боль души становится совершенно непереносимой.
Далее, происходит деградация всей системы целей. Забыв о душе, мы теперь поклоняемся духу. Вначале наблюдаем расцвет: мы становимся умнее, энергичнее, погоня за деньгами делает нас сильнее, крепче, жизнеспособнее. Но потом неудачи, крах будущего становятся для нас непереносимыми: мы боимся потерять деньги, мы тревожимся о том, что́ с нами будет завтра, мы сожалеем о том, что произошло, и не можем принять этого. Мы постоянно переживаем за свое благополучие и неудачи воспринимаем как катастрофу. Слово «неудачник» превращается для нас в кошмар.
В конце концов, стресс становится непреодолимым, и тогда происходит очередной рывок вниз, – попросту говоря, сексуальная революция. Теперь главная цель для человека – удовольствия. Сначала это секс, изысканная еда, красивая одежда, алкоголь, сигареты, азартные игры, наркотики. Но энергетика слабеет, ее нужно подстегивать. Обычный секс уже не радует; секс неестественный дает гораздо более сильную вспышку удовольствия, потому что энергия не направляется на поддержание потомства. Затем легкий алкоголь заменяется крепким, а далее, для того чтобы усилить наслаждение, человек переходит на наркотики.
Однако энергия продолжает слабеть. Раз цели нет, средство будет исчезать. По сути дела, все удовольствия – это допинг, растрата стратегической энергии в угоду сиюминутному наслаждению.
Недавно я побывал на премьере спектакля по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Достоевский поразительно точно описывает состояние России XIX века. Блестяще показан процесс деградации души.
В памяти всплывают сцены из спектакля. Главные герои находятся на разных ступенях душевного распада. У одного – деспотичная и жадная жена с высочайшей гордыней. Одного мужа она уже убила своей энергетикой, а теперь спивается второй. Гордыня переходит в ревность. Тяга к власти сменилась тягой к наслаждению. Неслучайно дочь Мармеладова Соня под давлением обстоятельств стала проституткой.
Главные герои «Преступления и наказания» внутренне похожи друг на друга, их сверхзадача – власть, деньги, сила, успех.
Лужин пытается купить сестру Раскольникова, деньгами завоевать ее расположение. Не душевными качествами, не заботой, не теплом, не жертвенностью. При чем тут душа, когда есть деньги?
Свидригайлов ради денег убил свою жену, ради благополучия он готов на любое преступление. Но у каждого человека, до какой бы степени деградации он ни опустился, душа-то остается, и когда к Свидригайлову приходит любовь, любовь неразделенная, его душа начинает невыразимо страдать и мучиться. Он пытается решить эту проблему с помощью денег, – не получается. Пытается – через обман, воспользовавшись своим умом и талантом, – не выходит. Попытка грубой физической силой получить любовь также оканчивается неудачей.
Преступление, которое совершил Свидригайлов, привело к ослаблению, очерствению его души, и боль душевная стала для него непереносимой. Для такого человека любовь смертельна, – ведь любовь дает не только наслаждение, но и душевную боль. Самоубийство Свидригайлова вполне закономерно.
Раскольников убивает старуху-процентщицу не просто ради денег. Он старается оправдать свой поступок и доказать самому себе, что есть вещи поважнее любви и нравственности. Человек, вооруженный сверхзадачей, может игнорировать жизнь и нравственность, – вот лозунг Раскольникова. Если Наполеону позволено было убивать сотни тысяч людей во имя сверхзадачи, – почему это не может быть позволено ему, Раскольникову? Если убить жадную, корыстную старуху, можно ведь использовать ее деньги для помощи людям. У Раскольникова есть благая цель, сверхзадача, и ради достижения этой цели, как ему представляется, он имеет право и на убийство, и вообще на любое преступление.
Достоевский гениально показал зерна будущего фашизма. Через несколько десятилетий миллионы «раскольниковых» провозгласили, что цель оправдывает средства, что ради светлого будущего можно создавать концлагеря, истреблять интеллигенцию, убивать своих братьев и сестер. Герой романа М. Шолохова «Поднятая целина» Нагульнов без капли сомнения заявляет, что ради мировой революции готов из пулемета покосить сотни женщин и детей. «Да скажи мне, что надо их в распыл. Для революции надо. Я их из пулемета всех порешу!» – кричит пламенный революционер.
Если вдуматься, в основе социализма и фашизма лежит один и тот же тезис: «Цель оправдывает средства». Что означает эта фраза? Под средствами подразумеваются убийство, насилие и жестокость. Но что же это за цель, ради которой можно разрушать душу? Эта цель – благополучие и процветание группы людей: для социализма эта группа – пролетариат, для фашизма – люди определенной национальности. Как известно, Гитлер планировал создать касту избранных уже внутри самого немецкого народа, – эта каста должна была управлять всем миром. Инстинкт самосохранения собирался полностью задушить инстинкт единения с Богом, сознание намеревалось окончательно истребить душу.
Подобный процесс всегда заканчивается самоуничтожением. Гитлера хранила судьба, для того чтобы он сам застрелился в конце войны. Фашизм, или, точнее, национал-социализм, обречен на самоуничтожение. Любое государство, любой общественный строй, игнорирующий душу и нравственность, – обречен. Просто в масштабе цивилизации этот процесс может занять сотни лет.
Крах Российской империи предваряло появление раскольниковых, свидригайловых и лужиных. Интересно, а чьим «потомком» мог быть Раскольников, есть ли у него прародитель среди литературных героев? Задумавшись об этом, я пришел к выводу, что такой персонаж есть. Это Фамусов, один из главных героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Фамусов учит Чацкого, как отказываться от души ради благополучия. Фамусов призывает забыть о нравственности ради золотого тельца, пытается направить Чацкого к ложным маякам. Удобно пристроиться в жизни, создать клан единомышленников, раздавить свою душу ради светлого будущего – вот жизненное кредо этого литературного героя.
Образ Фамусова выписан блестяще. Его система жизненных ценностей исключает понятия нравственности и души. Инстинкт самосохранения стал для него абсолютной ценностью. Вполне закономерно, что его дочь не может сдержать своей похотливости. Если нравственные понятия ничего не значат, чем будет руководствоваться молодая женщина? Только инстинктами. Сможет ли она удержать свою жадность или похотливость? Конечно, нет. А ведь Софья умна. Она весьма незаурядный человек, но душа ее ослепла, и включились ложные маяки. Она тоже готова, как те туристы в египетском отеле, употреблять любое пойло, лишь бы было дешево и быстро.
Помню, как учителя в школе постоянно повторяли, что Онегин и Печорин – это люди, утратившие смысл жизни, это «лишние люди». А главная наша цель, объясняли школьные учителя, – это установление равенства и благополучия на всей Земле. Они не понимали, что стремление к равенству и благополучию – это, по сути дела, поклонение инстинкту самосохранения, если при этом мы забываем о любви.
Социализм поклонялся равенству, фашизм – неравенству. Обе эти идеи привели к гибели множества людей. Торжество инстинкта самосохранения над душой, любовью и нравственностью всегда завершается смертью, под каким бы соусом это ни подавалось. Без устремления к Богу, без спасения души любая религиозная или социальная доктрина несостоятельна. Когда второй и третий инстинкты стремятся уничтожить первый, основной, – шансов выжить не остается. Когда те, кто живут в здании, начинают разрушать под собой фундамент, – обрушение неизбежно.
Если задуматься о смысле гениального романа Достоевского, то становится понятно: признание Раскольникова в своем преступлении – это есть крах благополучия и будущего ради спасения души. Наверное, роман нужно было назвать иначе: «Преступление и спасение». То, что с точки зрения человеческой логики выглядит как наказание, согласно логике Божественной является поддержкой, помощью и спасением.
Известно, что Достоевский сейчас очень популярен во всем мире. Для меня оказалось неожиданным, что он весьма востребован в Японии. В благополучных странах, утрачивающих душу в угоду деньгам, достаточно быстро включается механизм самоуничтожения, и тогда лучшие представители общества стремятся разобраться в причинах происходящего. И тут выясняется, что дальше всех в познании нынешних проблем продвинулись именно русские поэты и писатели.
Слово «душа» в России всегда звучало гораздо чаще, чем в других странах, потому и деградация здесь воспринималась особенно болезненно. Русских писателей интересовали вселенские вопросы, тогда как писатели европейские занимались в основном вопросами быта, семьи, темой благополучия и темой секса.
Русские писатели были ясновидящими. Они чувствовали будущее разложение цивилизации, наблюдая то, что происходило в России. Русским пророкам выпало столь же много мучений и страданий, как и самой России.
В Европе вырождение и умирание происходило мягко и незаметно. В России этот процесс был явным, очевидным и мучительным. Но ведь самые страшные потери – это те, которых мы не замечаем.
В нынешней России с каждым днем крепнет готовность к спасению нравственности, к излечению души. Может быть, потому многие ясновидящие и предсказывали воскресение России?
ПРИЕМ
Как-то незаметно многочисленные мелкие дела начинают отнимать слишком много времени, – это вызывает чувство усталости и уныние. Надо уметь сосредотачиваться на главном, отказываясь от второстепенного. Когда периодически сбрасываешь все привязанности, появляется свободная энергия, а вместе с ней – чувство радости.
Некоторое время назад я планировал съездить на рыбалку на 4–5 дней. Но в день моего отъезда Москва замерла в пробках, и до вокзала мне добраться не удалось. Можно было отправиться вечерним поездом, но что-то меня остановило. «Не получилось, – подумал я, – так не получилось. Пять дней буду отдыхать и ничего не делать».
Оставшись дома, я с удивлением обнаружил, что привычного внутреннего напряжения нет. Ощущение, будто в вакууме находишься. Пару дней я жил в таком измененном состоянии сознания, а потом понял, что пора приступать к работе над новой книгой. Для начала я решил сделать несколько звонков.
Устроившись поудобнее в кресле, я пододвигаю к себе телефонный аппарат.
На последнем семинаре ко мне подошла дочка одной моей знакомой и попросила объяснить, почему у нее нет ни работы, ни личной жизни. Я пообещал позвонить ей, но все было некогда. Кроме того, консультировать, когда нет полета в душе, не стоит. А теперь – можно.
Я набираю номер и слышу голос девушки.
– А почему хрипим? – интересуюсь я.
– Да вот болею уже несколько дней…
– Начнем с главного. Энергия у тебя на минимуме.
– Конечно, – смеется она, – я же простудилась.
– Ошибаешься, – поправляю я, – во время болезни тонкая энергия, наоборот, повышается. Когда душа человека прирастает к видимому счастью, начинается падение энергии, за которым следует смерть. А если человек заболевает, привязанность тогда уменьшается, и энергия начинает расти. Если человек болеет правильно, – он выздоравливает. Хочешь узнать, как правильно болеть? – улыбаюсь я. – Сейчас расскажу.
Что является счастьем для здорового человека? Повкуснее поесть, позаниматься сексом, пообщаться с людьми, поработать и получить за это деньги.
А что делает больной? Он делает все наоборот: есть не хочет, о сексе не вспоминает, неохота ему ни общаться, ни работать. Он от всего отрешается, лежит не шевелясь и не думает ни о каких развлечениях, то есть отказывается от всех привычных тактических целей. Стратегические цели тоже мало его волнуют, потому что серьезная болезнь – это всегда напоминание о смерти. Так что у больного человека остается только одно – любовь к Богу.
Значит, что нужно делать, когда заболел? Сначала необходимо от всего отрешиться, отпустить все привязанности, вообразив, на всякий случай, свою возможную смерть. Нужно перестать думать, переживать, сожалеть и бояться, – ведь все человеческие блага могут уже не пригодиться.
Когда тело и сознание успокоились, надо, чтобы и душа отрешилась. Это значит, что нужно, на всякий случай, проститься с близкими людьми, с любимыми и родственниками. А также, в конце концов, – и с самой жизнью. Итак, первый этап отрешенности завершен. Но это отрешенность внешняя.
А внутренняя наша привязанность проявляется в виде застарелых обид, сожаления о прошлом, недовольства собой и уныния. Нужно пересмотреть свою жизнь, как бы прожив ее заново, и внутренне отказаться от ненависти, обид, осуждения, уныния. Нужно очистить душу от агрессии, которая привязывает нашу душу к этому миру.
Когда душа освободилась от «грязи», пора переходить к следующему этапу – этапу изменения. Ты избавилась от обид, ненависти, сожаления и уныния, – но это вовсе не означает, что все это не появится вновь. Необходимо стать другой, другим человеком.
«Покаяние» – по-гречески «метанойя», что означает «изменение сознания». В соответствии с религиозной традицией, мы привыкли превращать покаяние в скорбь и самоедство. Но покаяние – это светлое чувство. Сначала нужно раскаяться в своих обидах, ненависти, унынии, поскольку эти чувства продолжают жить в нашем подсознании. А затем пересмотр прошлого и признание недопустимости прежнего отношения к миру и к себе останавливают яд, сочащийся из души.
– Поговорим об изменении, – продолжаю я. – Какой ты должна стать, чтобы не испытывать ненависти, обид и уныния?
Во-первых, нужно понять, что твое истинное «я» – Божественно. Оно вечно и состоит из любви. А человеческое наше «я» – временно и иллюзорно, хотя и кажется незыблемым.
Во-вторых, наша душа состоит из Божественного «я» и человеческого «я». Человеческое «я» обращено к этому миру.
Нужно непрерывно ощущать и видеть во всем Божественную волю. Нужно понимать, что наша душа общается с Богом, – поэтому внутри не должно быть ни протеста, ни уныния, ни сожаления, ни обид. Внутри мы едины с Богом, – там нет конфликта. А вот снаружи, на уровне человеческого «я», конфликты должны быть.
Ненависть, обида или уныние – это одна из форм разрешения конфликта. Агрессия или депрессия – это есть примитивная форма разрешения конфликта, желание истребить то, что противоречит твоим представлениям о мире. Но когда исчезает твоя противоположность, развитие тогда останавливается. Поэтому первое правило разрешения любого конфликта – это внутренне возлюбить своих врагов.
Конфликт – это средство воспитания и самовоспитания. Наша энергия должна направляться не на уничтожение других или себя, а на развитие, воспитание и самовоспитание. Не нравится тебе ситуация – меняй ее, и нечего обижаться! Не нравится твоя судьба – меняйся глубинно, и мир вокруг тебя изменится. Не нравится другой человек – воспитывай его.
Но если в душе у тебя нет любви и энергии, если нет умения быть и мягкой, и жесткой, – воспитать другого будет сложно. Ведь воспитание – это не приказы, не управление другим человеком, воспитание – это помощь и поддержка в изменении, а без любви и сострадания поддержки не получится.
Если ты готова меняться, если для тебя любая проблема – это задача, которую нужно решить, если ты ежесекундно ощущаешь во всем присутствие Божественной воли, тогда твоя душа сможет измениться и избавиться от агрессии.
После отрешения и покаяния можно приступать к молитве. Только надо помнить, что молитва – это не заклинание или выпрашивание благополучия, молитва – это свидание с Богом. Нужно не бубнить слова типа «спаси и сохрани», а подготовиться к этой встрече. Для этого необходимо внутренне уподобиться Богу, в душе должна остаться только любовь. Нужно ощутить себя человеком любящим.
В чем смысл выполнения Десяти заповедей Моисея? Это, по сути, подготовка к встрече с Богом. Это отрешение от инстинктов, разжигающих похотливость, зависть, жадность, желание ограбить или убить. Душа делает выбор в пользу устремления к Богу, а далее должны начаться изменения: человек справедливый должен стать человеком любящим.
Девять заповедей блаженства, изложенные Иисусом Христом, – это и есть описание человека любящего. Такой человек живет душой, а не сознанием. Об этом состоянии сказано так: «Блаженны нищие духом». Любовь для такого человека – на первом месте, а инстинкт самосохранения – на втором.
Человек любящий не мстит, потому что не сожалеет о произошедшем, ощущая во всем Божественную волю. Тот, кто хочет отомстить, никогда не плачет, – боль подталкивает его не к любви, а к ненависти. Чем сильнее человек сожалеет о прошлом, тем больше ему хочется отомстить обидчикам.
Человек любящий милосерден, добродушен и терпелив. Если он наказывает кого-либо, даже жестко, – это всегда воспитание, помощь и поддержка. Это, в первую очередь, спасение души и любви в душе.
Человек любящий умеет сдерживать свои инстинкты, не подчиняясь им, не становясь их рабом. Это можно назвать кротостью. Это можно назвать смирением, а также – силой духа.
Человек любящий всегда искренен в своих чувствах, потому что любовь подразумевает единство с другими людьми. А неискренность всегда корыстна и рвет внутреннее единство. Человек любящий не боится правды, которая ранит душу, поскольку он понимает, что любовь никогда не бывает половинчатой: любовь и дает, и отбирает, в любви есть и боль потери, и радость приобретения.
Отождествляя любовь только с наслаждением, удовольствием, мы вечное пытаемся сделать временным. Наша любовь в этом случае быстро превращается в привязанность, и мы становимся рабами инстинктов. А затем наша душа начинает страдать, утрачивая любовь. Без любви страдания души становятся непереносимыми.
Надо превращаться в человека любящего. Если человек в этом направлении не меняется, то его молитва становится имитацией, а стремление объединиться с Богом подменяется желанием выпросить здоровье, благополучие, спасение и защиту. А потом Божественная логика попросту уходит, и человек, для которого существует только логика человеческая, с каждым днем становится все агрессивнее, вплоть до полного самоуничтожения.
Итак, больному желательно забыть о сладком и вкусном, а также – о проблемах и неприятностях, о сожалениях и страхах. Больной должен приготовиться к свиданию с Богом и, соответственно, измениться. Если у него получится уподобиться Богу, тогда Божественная энергия придет и спасет его. Произойдет воскресение. В больного войдет новая жизнь, он получит новое будущее. Так что болезнь – это неплохой повод стать получше, чтобы помочь своей душе.
– А почему же у меня так мало энергии? – спрашивает моя собеседница.
– Потому что ты неправильно относишься к миру. Потому что твое подсознание нацелено не на любовь. Потому что счастье для тебя – в отсутствии конфликтов. А отсутствие конфликта – это остановка энергии. А когда тебе хочется иметь минимум энергии, она тогда, действительно, уходит.
Дело в том, что наши сознание и подсознание работают в разных режимах. То, что сознанию кажется счастьем, на уровне подсознания может выглядеть как большая беда. Сознание мыслит очень короткими отрезками времени, а подсознание – огромными.
Мотылек летит на пламя свечи, его «сознание» уверено, что это счастье. Это, действительно, счастье, но только в течение пары секунд. А с точки зрения подсознания, где время сжато и видно будущее, полет к пламени свечи – это несчастье.
Попробуй правильно относиться к окружающему миру, попробуй изменить себя.
– Легко сказать – «измени себя»… – чуть обиженно говорит девушка. – А вот как это сделать, когда мать с отцом постоянно ругаются, когда квартира не убрана?.. Тут выть хочется.
– Вот тебе и ответ! Работать над собой ты согласна, но только в уединении, комфорте и спокойствии, то есть любовь ты путаешь с положительной эмоцией. А удовольствие как раз и привязывает нас к этому миру.
Наверное, ты слышала о таком понятии, как гомеостаз? Жизнь существует только тогда, когда есть постоянство внутреннего состава: информационное, химическое, температурное. Среда меняется, а живое существо сохраняет внутреннее постоянство, то есть не зависит от среды. Чем стабильнее внутреннее состояние, чем выше гомеостаз, тем выше уровень развития живого существа. А знаешь, к чему приведет этот процесс? К Богу. Ведь Бог ни от чего не зависит. Суть и смысл развития любого живого существа – это подражание Богу и единение с Ним. Причем есть гомеостаз физический, а есть – душевный.