Полная версия
Эссе: наше исконное и содеянное
Следуя закономерностям квантовой запутанности, можно утверждать, что Земля в целом и её отдельные местности как местообитания, хранят совокупную информацию о деяниях и помышлениях людей, живших и живущих на рей. Квантовая наука научилась измерять сверхмалые величины (квант Планка), которые имеют место во взаимодействиях отдельного человека. Квантовость мироздания – квантовая теория и квантовая механика. Новой физической парадигмой является теория хаоса как тонкая форма порядка, где решающим оказываются начальные условия. Два вывода: 1) будущее представить невозможно; 2) достоверность прогнозов быстро теряется во времени.
Поведенческие ориентации: плодотворная (человек подчинён целям), рецептивная, берущая эксплуататорская, рыночная, стяжательная. Самой главной сферой человека является его свобода. История пестрит фактами борьбы за неё. Привычку к безоговорочному подчинению и послушанию Фромм называет конформиской агрессивностью. Подавление и принуждение, пожалуй, основные атрибуты политической жизни Руси – России –СССР – РФ. Неспроста исследования обнаруживают, что черты характера и менталитета народа оставляют желать лучшего. С одной стороны жёсткий человек, склонный причинять страдания и в то же время до болезненности сострадательный.
Житейская специфика русского человека безгранична, но массы инертны. Их невозможно поднять даже по поводу их собственных проблем: безработицы, тарифов ЖКХ, реформ, образования и медицины.. По Кунгурову А., «Чувство патриотизма москвичу ХV11 века не ьыло знакомо. Средства на ополчение Минин собирал с людей силой. За сборами следили ратники князя Пожарского. 22 июня 2015 года, в годовщину победы с телеэкрана призвали граждан страны к сбору «пожертвований» для ветеранов войны ( прграмма «Россия-1», 11 часов). Заслужили милостыню!.
Имеются зримые коллективистские черты в характере, ментальности, психологии. Их корни в крестьянской психологии: «Земля-де не моя, общинность выше, чем личность. Менталитет создавался властями, а теперь в нём отражается сам народ. Наш человеческий материал отличен от западного. У древнего русского было многое: лес, река, угодья, простор, бери даром без помех. Жизненные средства, хотя и не великие , были ему гарантированы. Следствие: лень, празднось, отсутствие интересов и стимулов к труду у русского человека – это один из коренных вопросов бедности страны. Ещё и сегодня предприниматели жалуются, что даже экономически не удаётся заинтересовать работников. Дескать менталитет такой. Все известные системы оплаты и стимулирования труда не дают результатов. Черта менталитета: «Сам не ам и другого не пущу». По этому поводу Р. Пайпс пишет: «Как я мог видеть, многие крестьяне болезненнее переживают чужой успех, чем собственную неудачу. Вообще, если средний русский человек видит, что он живёт плохо, он не думает о том, чтобы самому постараться устроиться также как и сосед, а о том, чтобы как-то так устроить, чтобы соседу пришлось также плохо, как и ему» {Амальрик А., Амстердам].
Наш пращур быстро обнаружил, что неприязнь и враждебность к соплеменнику имеет практическую плодотворность и стал обогащать её многими средствами. Востребовались тонкие особенности натуры, отпротивные трудной самости, зависти, жадности, стяжанию. Первые же ныне ушли в подсознание. В основе русского менталитета лежит своеобразное «Или-или». Сильно преувеличено мнение,, будто русским от природы присуща тяга к знаниям. Глубокие знания не относятся к числу добродетелей ни у молодёжи, ни у родителей.
Склонен к национальному самомненю. Отечественная история утверждает то же самое. Её интерпретации: «Мы избранный народ, нас любит Бог»; «Богоматерь – наша заступница и хранительница»; «Москва – 3-й Рим». Современные авторы тоже не забывают упоминать: Шафаревич И. – «Родимые пятна русского мессианства» ; А. Гуц – «Руссоцентризм и русский Евразианизм» ; Т. Самсонова – «Нациопатия – наша болезнь». От чувства величия не только не освобождает бедность жизни, но напротив, способствует усилению. Оно по логике антиподности находится на оборотной стороне жизни и неполноценности эпох. Оно из пены моря наших бед и слёз, и тем оно милее, твёрже, устойчивее, охранительнее и спасительнее.
В нашем отечественном примере при всей нашей разобщённости нас объединяет чувство исключительности, избранности, превосходства в угоду этим чувствам. В итоге сформирован мощный пласт психики, на входе которого обширный и глубокий самообман, а на выходе – эпохальное игнорирование как себя, так и «своей» реальности. Это чувство синхронно и необычно объединяет как власти, так и паству. И главным результатом этим аспектом единства является равновесие «внутреннего мира», пусть и на безнадёжно низком уровне бытия. Всем живётся спокойно. Большинство людей не осознаёт обмана, заложенного в основу исторических повествований, принимая их за истину. Они также не осознают неправедной эмоциональной силы этого повествования, как, например, она представлена в полную меру в вышеописанном единстве. В менталитете чувства превосходства и величия. Начало им читается находятся в комплексе неполноценности.
Спутники превосходства – обман и самообман. Акты обмана и самообмана:
Самораздувание или принижение других.
Ощущение «Мы»; другие дескать хуже.
Абсолютизм власти.
Моральное лицемерие.
Иллюзия контроля.
Искажение социальной теории.
Фальсификации.
Бессознательный плагиат.
Ощущение платы.
Нежелание знать об угрозах ХХ1 века стало ментальной особенностью России.. С виду русские благочестивы биологически, но легко превосходят все народы лицемерием, обманом, вероломством. Для чиновников не было моральных ограничений к обогащению. В сейфах умерших видных большевиков (Свердлов, Дзержинский, Киров и др.) обнаружены большие богатства в золоте, валюте, ценностях. Апофеозом моральной беспринципности русских людей можно считать мгновенный развал коммунистической партии с почти 19 млн. членов, просто побросали партбилеты. Французский посланик при Петре 1 Кампредон писал о наших нравах: «Наклонность русских к обману родится вместе с ними. Их плодовитость в изобретении средств обманывать бесконечна, не успеют открыть одного, как они тотчас же выдумывают десять других. Это главный рычаг их деятельности.
Считают, что пьянство в генетике русского. На деле это не так. Спирт завезён на Русь из Германии. Даже при ранних Рюриках о водке на Руси не было и речи, но к началу ХХ1 века её потребление составило 17 литров на душу, а на Западе потребление не претерпело существенных изменений. По душе пришлась русскому человеку водка. О крупнейшем факторе нашего менталитета – коррупции говворить не будем, ибо она у всех на виду, на слуху, в «печонках».
Отдельно следует сказать о менталитете властолюбия. «Власть – это не только общественный и общечеловеческий феномен, но и психический. Власть – это наслаждение из наслаждений [Джилас]. Система власти в человеческом обществе вечна. Суть власти – насилие Абсолютом её был наш монархизм и абсолютизм. Наша особенность – использовать властное положение в корыстных интересах. Вернейшим и крупнейшим классом властности была пресловутая номенклатура. Развал СССР позорен дважды. Во=первых тремя пьяницами за бутылкой коньяка, во-вторых, полностью проигнорирован и «незамечен» народом.
Скрытности отражают двойственность менталитета. В нём значение принятых и устоявшихся ценностей подспудно изменяет подсознание. Большой комплекс подсознательных сокрытостей выявляется в натуре лишь в результативности, которое поэтому часто кажется не понятным и не логичным. Таковы свойства психофизиологии.
Мыслить надо намеренно, отвергая чужие мысли и мысли, витающие в воздухе. По большей части в них много неприятностей. Хотя Кофуций посчитал, что в неприятиях нет ничего плохого, если о них не думать и тем более придавать им значение. В осознании социального и бытового неравенства зарождаются злорадное «послушании», зловредная ностальгия и «чреватое спокойствие». Распространён индиффирентный тип политического менталитета- «всё равно-дескать ничего не изменится». Им в значительную меру владеют крымчане.
Огромная часть нашего населения живёт в мире предрассудков и неадекватных представлений о смысле происходящего в стране и в мире.. Одно из ярких из них – утверждение своей особости: «Не смущайте меня фактами, я уже всё решил». Особенно опасны расовые предрассудки. Важно приходить к равновесию. К массовой предвзятости относится вера в экстрасенсорику и в «голоса». Но эффект «сильного слова», особенно слова авторитетов, имеет значение и действенность. Пришёл век людских масс. Они вышли на улицу с коллективными требованиями, их разрушительная сила огромна. ХХ век – век возросшего значения народных масс со своей психологией. В совокупностях им сполна присущи признаки и свойства «толпы».
Параллельно массовым стало «Недеяние». Оно есть сложный синтез трудовой недостаточности и психической безысходности. Оно не позволяет стать на одну ступень с развитыми государствами мира. Бездейственность на самом деле недонапряжение. К факторвам недеяния относятся: 1) действенность это веление времени; 2) имеет статус практики бытия; 3) обладает видами пассивности; 4) обслуживает статус-кво как образ жизнедеятельности. Возникает незадействованная природа человека и прежде всего его головного мозга. Его резервы составляют 90 % возможного. Исторически всё ещё впереди, ибо сохраняются огромные резервы труда.
Приходит и для России время «отвечать» за своё пассивное сидение на природных ресурсах, освоить которые она не желает или не может. Следствие – стагнирование внутри страны и недобрые отношения с миром и мира к России. Мировой дефицит живой природы и естественной ресурсности стран становится агрессивным. О притязаниях мира скажем позже, развёрнутее.
На завершение пункта, думается, следует указать на то, что действительно стимулирует бедность в бытовой современности, так это- то, что бесконечно ориентирует отпрысков на материальную зависимость от своих и одновременную ориентацию родителей на вытягивание из себя жил для материальной поддержки уже взрослых детей. Исчезают естественные стимулы трудового саморазвития. Откуда возьмётся богатство страны?
«Наше» под № 3 – «Русскость»
(Коренное качество российского народа, ибо основу его составляют русские. Исконно наше)
Исходные положения.
Черты большого народа, каковым является русский народ, многочисленны, многообразны, многоуровнёвы и многокачественны, взаимосвязаны и переплетены между собой. Имею абсолютное убеждение в том, что продолжает существовать далеко не познанная внутренняя природа русскости и русских людей, так как всё, что о ней сегодня ведомо сполна не даёт ответов на тайные, невидимые пружины истории России, её бед, несчастий и катастроф. О них говорили разные авторы, как отечественные, так и зарубежные. Разобраться в этом сложном конгломерате совсем не просто. Вычленить каждую из них в отдельности почти невозможно, ибо они взаимопроникнуты. Сложилась сложная мешанина событийности и мнений авторов о множественных качествах. Нам же для характеристики популяционной специфики нашего «Восточного типа» желательно иметь их врозь, россыпно.
. Начало понимания относится не к самим чертам и свойственностям народа, а к русскости как к специфическому всемирному явлению в синтезе механизмов и законов физики, биологии, естественной природы, особенно живой, исходы которого (синтеза) следует искать в субатомных миничастицах материи, в этнической территориальной общности. О природе русскости с визуальных позиций и точки зрения было говорено многими исследователями и авторами, но всегда с поверхностной стороны дела по недостатку знаний истины. Истинное же влияние Матери – Природы там, в её причастности ещё к доатомной насыщенности тончайшей энергетикой, каковой она и является в каждом географическом месте, каковая и синтезирована в русскости из глубин Мироздания.
Предметно об этом мы уже пытались сказать в первой части книги. Речь шла об отечественной популяционной типологии, вытекавшей из недр Родной Земли и родным пространством обитания, названных «Восточным типом». Закономерность превращения особенностей родной земли в русскость – это пока великая задача большой науки. Её насущность сегодня более чем очевидна. Но и теперь отечественная популяция наделена для жизни, скажем образно, «Королевским даром», с факторами его защиты: огромными расстояниями, труднопреодолимыми из-за грязи и бездорожья, несметными ресурсами. Неумение и хищническое использование этого дара постепенно делало «короля голым». Рассуждения свои мы только и можем базировать и строить на физически реальных чертах характера и всех свойственностей индивидов.
По профессии я не историк и не научный работник. Научные выходы моих исследований меня не интересуют, к ним не стремлюсь. Мой интерес обывательский, достичь простого понимания заданных и наработанных вещей, чтобы по жизни «быть зрячим». И первой такой вещью являются качества русских людей. О них теперь и предстоит сказать.
Условия и основания русскости. Представить весь ареал, широту, глубину и взаимосвязанность черт, качеств, свойств большого народа видится почти невозможным, весьма и весьма трудным. Тем более представить хоть в какой-нибудь систематике и логической последовательности их смысловых группировок и однозначных в рубрикации. Тем не менее, эти качества и свойства составляют главное содержание «Восточного» популяционного типа, основной посыл в жизнедеятельности народа. И с этой точки зрения не строгая рубрикация, ни чёткая систематизация принципиального значения для книги не имеют. Важно назвать и перечислить их как порознь, так и в связках.
«Добр ли русский человек»? Порою – да, но он может быть часто жесток и не только в ярости, но и в спокойном бесчувствии, в жёсткости эгоизма. Ленив он или деятелен? Чаще ленив, работает из под палки, но в последний момент может наверстать упущенное за месяцы безделья. Борьба двух типов русскости». Есть, должно быть в русском человеке основное неразложимое ядро. Идея русскости шире славянства, природы психеи человеческой. Она – суть сложный исторический синтез, основанием которого являлась специфика места его обитания. В отдалённостях и сокрытостях Россия считалась страшно бедной культурно… И вот после Толстого и Достоевского оказалась страной, насыщенной тысячелетней культурой, но, конечно, своеобразной. Открылась трагическая история великой страны – ущерблённая, изувеченная, но всё же великая история. Признано, что эту историю предстоит написать заново.
Обнищавшее, напуганное, беспомощное русское население не сумеет противостоять расчленению и РФ на «демократические республики». Иностранец считает, что русский народ показал себя не один раз. «Сталинские репрессии были проведены народом. И коллективизация тоже; и индустриализация, и великие начальные потери в ВОВ. И Брежневский застой был порождён народом, как и нынешняя реформаторская лихоманка. И бессмысленный бунт дело рук народа». Никто в нашей катастрофе не виноват больше нас самих. Отечественные авторы, например Назаров М., Федотов Г. считают, что перед Россией остаётся главная задача – преодоление своих грехов путём покаяния. Приводится пример Германии, которая уже полвека кается за преступления Гитлера и нацизма.
Ещё в средине Х1Х века Тютчев обнаружил, выделил и описал тему «Россия и революция», издав одноимённую книгу. Он писал: «Давно уже в Европе существуют две действительные силы – революция и Россия. Эти две силы теперь противопоставлены одна другой и, быть может, завтра они вступят в борьбу. Между ними никакие переговоры, никакие трактаты невозможны: существование одной из них равносильно смерти другой! От исхода борьбы, возникшей между ними, величайшей борьбы какой когда-либо мир был свидетелем, зависит на многие века вся политическая и религиозная будущность человечества. Предвидел…, как собиралась, консолидировалась русская специфика, готовясь к схватке сама за себя, чтобы проиграть»!
«Ни одна революция в Европе и во всём мире не сможет достичь окончательной победы, пока существует теперешнее русское государство» [Ф. Энгельс]. Вот какое пугало выросло, кристаллизовав специфику России (по типу – 2) в действенном блоке всемирного значения и страха. При всём разнообразии и множестве врагов России, каждого со своей сутью, сквозь всех их, над ними и под ними всё же таилась коренная самобытность народа…, в ожидании бед. Пала империя, с которой целое столетие боролась русская интеллигенция. Термины: «Православие, самодержавие, народность» растеряли своё реальное содержание, превратившись в неискреннюю фразеологию. Революция могла быть только социалистической, а по русскому духовному складу только тоталитарной.
Н. Бердяев вспоминает яркий образ разрыва и раскола в русской жизни, приведший к трагедии древнерусской «Святости»: перед Никоном и Петром обнаружился «склероз» и окостенелость русской жизни, которая не допускала органического обновления ради сохранения бытия России. Старину приходилось ломать. И совсем не случайно, когда в 1917 году победили вершители революции, то они признали деятелей культурного ренесанса своими врагами и низвели их, уничтожив их творческое дело. Революция оказалась кризисом и утеснением духовной культуры. Причина не только в очень суженном сознании коммунистов, но и историческими грехами православия, которое не выполняло своей миссии преображения жизни, поддерживая строй, основанный на неправде и гнёте». Не случайно образовалась лжерелигия коммунизма.
Чер
ты, качества и свойства русских
По вышеназванным причинам предметного многообразия качеств, не уложенных в какую-либо систему из-за сложности вопроса, придётся говорить о них врозь, лишь очень примитивно и не строго объединяя их для удобства в группы. Для содержания темы книги и этого будет достаточно.
Вера в свою русскость как определяющая жизнетворная свойственность. Об условиях, в которых зарождалась идея русскости было сказано выше. Теперь же предстоит, во-первых, наполнить её предметным содержанием, которое и составит физическую суть веры и, во-вторых, дополнить по случаю саму идею. «А. В. Гулыга называет исток подлинно русской философии: «Новый завет. Христианская идея свободной личности изначально стала русской идеей» [Ж. Вопросы философии, 1988 с.9]. Своя Земля принимается как последняя заступница. В нравственном отношении Россия была гораздо здоровее, чем Запад. А извечная материальная недостаточность стала интенсивно преодолеваться в начале ХХ века небывалым экономическим взлётом.
Противоречивость качеств и натуры в целом – истинное свойство русских. Например, свободно соседствовали слава и позор; хула и почёт; самостоятельность, достоинство и сила духа легко уживались с безалаберностью и житейским принципом – «Авось». Жалость к падшим, к униженным и оскоблённым, сострадательность очень русские черты. Человечность лежала в основе всех наших социальных течений Х1Х века. А социальная стратификация людей, граждан, народа шла тяжело с мотивами и препонами. И в конце концов человечность социальных течений привела к коммунистической революции, которая своим пафосом отказалась признать человечность. Социальная справедливость в России всегда была сплошным противоречием.
Противоположные свойства народа: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность и мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обострённое сознание личности и безличный коллективизм: национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость, рабство и бунт. Это и есть наш князь – обычай. Для русской истории характерна прерывность и её развитие было катастрофическим. «Откровенность, обнажённость русских полюсов, недостаток против характерных Западному обществу плавных переходов, полутонов» [Эйдельман]. «Народ рывка». Наша энергия недовольства всякого рода курьёзно переходит в апатию. Именно здесь природа вещей и творит свои чудеса.
Неуважение к человеку, к своим героям и выдающимся личностям, к новизне как практическая жизненная реализация собственной самости, её мнимой особости, присущей русскому индивиду и гражданину. Нашей притчей во языцех является положение с первичным неприятием всякой новизны. Она рано или поздно вынужденно побеждает, но всегда с большими терниями и всегда поздно, чем рано. И откуда эти тернии, чьей рукой взращены? Вспомним: хирурга ортопеда Илизарова Г., его не признавали 30 лет; офтальмолога Федорова С. – не признавали четверть века; лишь газета своим авторитетом пробила метод нарколога Довженко А., четыре десятилетия пролежавшего под министерским сукном [Газ. “Сов. Россия». 16 октября 1991 г.]. Таковым же оказался метод Сытина Г. Н. с изнурительным отторжением на протяжении 40 лет. Во всех этих злоключениях есть конкретные и однозначные виновники с менталитетом некой психотической черноты. Таковых мы и ищем в популяционной типологии.
Долготерпимость. Смирение с отсутствием частной собственности и особенно собственности на землю – ещё одно судьбоносное качество русских. От неё народ и Россия немало пострадали. Так, революция, объединившая национальное самосознание всех народов России, объявила контрреволюционными лишь национальные чувства и интересы господствовашей ещё вчера народности – русской. Поразительно, сам великорос не ведал об этом (выводов не делал) и был глух к опасности, угрожавшей его национальному бытию. И более того, «если нужно назвать только один факт, но основной из многих слагаемых русской революции, то вот он: «на третий год мировой войны русский народ отказался защищать Россию».
Установка на равенство. Следующая черта русского народа, вытекает из существа православия. Мысленное и ментальное стремление к равенству было догмой религии, да и православие по своей сущности «прилипло» к русскому характеру, ибо соответствовало ему. «Рай, Ад, Царствие Божье, Второе Пришествие – всё это Человеческие умозрения для запугивания, подчинения, обольщения человечины. Они существовали как бы параллельно. Их сила была в непознанности начал Мироздания.
Воля Вольная – очередная качественность русских. Она естественным образом вытекает их «Восточного» типажа нашей популяции, имеющей мало консолидирующих начал. Поэтому русская вольница неистребима, хотя формы и проявления её менялись, равно менялась и предметность. Её называли «дикостью народной». Она, видимо, обратная сторона крепостнического бесправия. Известна склонность русского народа к разгулу и анархии при потере дисциплины. Поэтому имели место столкновения личностей с мировой гармонией.
Покорность и смирение – русские черты. За ними следует терпимость, послушание, непротивление, безнадёжность, неприхотливость и умение довольствоваться немногим Слаба и неразвита самодетерминация. С ней слаба и сопротивляемость, безразличие и равнодушие к политике. Реакция пассивности как акт сопротивления – один из любимых способов бытия. Пассивность недеятельна, мы истово верим в дефициты и пределы. Никто не хочет брать на себя ответственность за скудность даже своей жизни. По Н. Бердяеву, подвиг непротивления – русский подвиг. Опрощение и уничижение – русские черты. Непротивление злу по жизни легко заканчивается и торжеством злых людей. Сопротивляемость и несогласие чаще всего хоронятся лишь в душе. В «Вехах» говорится о сознании коллективной отчуждённости (интеллигенция) от своей земли, своего народа, государства, участие в общей лжи, в системе лжи. Н. Бердяев считает нигилизм характерным русским явлением. Дугин А. утверждает, что «Индивидуализм и независимость суждений – это черты Запада…Добродетель русского человека – любовь к хозяину и послушание».
Важная особенность русского характера – не слишком стремиться к благополучию и рациональной организации жизнедеятельности на почве неверия, что она когда-либо станет лидером экономического прогресса. Остаткам населения покорённых татарами восточных земель Руси «оставалось отдаться на великодушие победителям, кланяться им, признать себя их рабами, и тем самым, как для себя, так и для своих потомков усвоить рабские свойства» [Н. Костомаров]. Вот откуда вытекают толки о нашей рабской психологии.
Общинность и коллективизм – исконные и глубокие свойства русских людей, русичей с далёкой древности. Теперь же русским одинаково свойственны персонализм и коммунитарность (общительность). Вопреки общности интересов, они часто игнорируются. Дух соборности присущ православию, и идея соборности, духовной коммюнотарности есть русская идея. Западники с трудом понимают что такое «Соборность». Загадочность человека определяется тем, что он, с одной стороны есть природное существо, с другой же стороны он не вмещается в природный мир и выходит за его пределы. Человек и реален и идеален.