Полная версия
У диалектики в плену
Субботин Евгений
У диалектики в плену
Сборник стихов
© Субботин Е., 2024
© Оформление ООО «КнигИздат», 2024
* * *Уральскому роду
Малининых-Субботиных посвящается
1. «Диалектика – это окончательный реализм»[1]
Теперь я долго не засну -
У диалектики в плену…
«Очередной опасный вирус…»
* * *Очередной опасный вирус
Явился к нам с напоминаньем:
Никуда не деться миру
От «отрицанья отрицанья»
Увы, таков закон Природы —
Мужайтесь, страны и народы!
«Страна надежд – СССР…»
* * *Страна надежд – СССР —
Есть поучительный пример,
Как ей в развитии мешало
Субъективное начало,
И как в муках умирала
По воле этого начала.
Разве в Беловежской Пуще
Не видели решенья лучше,
Чем отказаться от страны,
Когда были ей верны?
Но пылали страсти:
Хотелось личной власти —
Сообразили «на троих»
И спор быстрехонько затих…
А как страна рождалась? —
По случаю досталась
Той партии, что не сробела
И взялась за дело смело.
Но нужна была не смелость,
А в управлении умелость.
Где же было её взять? —
Стали штурмом цели брать.
Являлась как-то и умелость —
Наградой Ленину за смелость:
Это был период НЭПа,
Но сочли его нелепым.
И опять всем править стало
Субъективное начало.
Когда пришёл войны черёд,
Роль свою сыграл народ —
Весь – до мала – поднялся,
Выдюжил! Не сдался!
Мечтателем остался.
Хотелось широко шагать
И для других примером стать,
Но снова помешало
Субъективное начало.
Волюнтаризма результат:
Вместо сплочения – распад
И горечь расставания
С мечтой о процветании..
«Парадоксально мыслят в Штатах…»
* * *Парадоксально мыслят в Штатах:
Все в их бедах виноваты,
Но только не они, не сами…
И покатились с горки сани.
Верней, не с горки, а с горы,
Где восседали до поры,
Упиваясь зыбкой славой
Государства – сверхдержавы.
«Не сгибается Россия…»
* * *Не сгибается Россия:
Как изощренно ни душили,
Сумела с силами собраться
И в который раз подняться.
«Хожу-гуляю по Парижу…»
* * *Хожу-гуляю по Парижу…
Дома не ниже и не выше,
А вот мансарды хороши:
Постарались от души.
Француз вас не сведёт с ума,
А парижанок славных – тьма!
Они порывисты, легки,
Нет, не по ним их мужики.
А наших что-то маловато —
Тут, видно, жены виноваты,
А может, просто не сезон
И ни к чему ворчливый тон?
Бомжей не меньше, чем у нас,
Но каждый – личность, экстра-класс,
Спят у прохожих на пути —
Не смей тревожить! Обойди!
Что о Версале вам сказать?
С тоски хотелось убежать…
Полуистлели гобелены,
Тяжелым духом дышат стены,
На всем архивности печать —
И это надо смаковать?
Лувр – не музей, а просто чудо,
Но ведь, пардон, не от верблюда:
Ограбили весь белый свет
И хоть бы хны – смущенья нет.
Как же теперь вам называться,
«Свобода», «Равенство» и «Братство»?
«Укорененные народы…»
* * *Укорененные народы, —
Даже когда в стране невзгоды, —
Не ищут счастья на чужбине,
Как кое-кто из ловких ныне.
Таков и русский мой народ —
Даров от Запада не ждёт
И на Восток не уповает:
Он про себя с рожденья знает,
Что сам достаточно высок —
Объемлет Запад и Восток.
И пусть пока не все смекает,
Пусть долгонько запрягает,
Ещё немножечко, чуть-чуть —
И он себе отыщет путь…
И миру явится Россия
В торжестве Добра и Силы
«О, нет! Замены полноценной…»
* * *О, нет! Замены полноценной
Ржаному хлебу не найти…
Пшеничный, даже и отменный,
К ржаному лишь на полпути.
Пшеничным можно наслаждаться,
(с хрустящей корочкой когда),
С разбегу даже объедаться,
А вот быть сытым – никогда!
Ржаное поле нас вскормило,
Спасло в дни лютых перемен.
Не от него ли наша сила?
Не от него ли русский ген?
«Есть очень дерзкое явление…»
* * *Есть очень дерзкое явление —
Из общих правил Исключение.
Нелегко ему живётся:
Всю жизнь от правил достаётся.
Но исключение не тужит,
Особой цели верно служит.
Оно прекрасно понимает,
Что мир от серости спасает:
«Я – одно на миллионы,
А ты, стандарт, плодишь лишь клон
Лишаешь мир многообразия,
Европу превращаешь в Азию,
Всех совращаешь Голливудом
С его насилием и блудом.
Не от тебя ль, с твоим клонизмом,
Мир заразился глобализмом?»
Теперь ему не просто встать
И вновь многополярным стать,
Но это будет! Нет сомнения!
Тому порукой – исключение.
«Человеку повезло…»
* * *Человеку повезло:
Он лишь наполовину зло,
И никто не тычет в спину:
Жми, мол, на эту половину.
А вот другая половина
Только добро творить повинна
И постоянно. Каждый день.
Даже когда немного лень.
И говорит тогда народ:
«Вот добрый человек идёт»
Ты что-то сделал для соседа,
А он другому порадел.
И вот уже пошла по свету
Эстафета добрых дел
«Проживи хоть тыщу лет…»
* * *Проживи хоть тыщу лет —
Постоянства в жизни нет,
Каждый день она внове.
Как не кружиться голове?
Если круженья больше нет,
Не чести весь белый свет:
Это к тебе явилась скука —
Не подавай ей дружбы руку.
Характер у неё прескверный:
Губит медленно, но верно,
Но как ни пыжится она,
Не по зубам ей новизна.
«Зависть белую приемлю…»
* * *Зависть белую приемлю:
Она чёрной не чета —
Тихо, ласково объемлет,
Шепчет мне: живешь не так.
Ты ж не хуже, не слабее,
Не перечь своей судьбе.
Будь смелее – и сумеешь,
Пусть завидуют тебе.
Пусть завидуют, стремятся
И догнать, и обогнать…
Жизнь – она такая, братцы, —
В догонялочки играть.
«Про сыр, который в мышеловке…»
* * *Про сыр, который в мышеловке,
Говорить уже неловко.
Сколь об этом ни тверди —
Мы всей планеты впереди.
Сколько разных пирамид!
Хеопс уже не знаменит.
И вот явился новый воин
С громким именем «Биткоин».
Он пока ещё не бит,
Но мышеловка-то не спит!
Не хвались, что шибко ловкий,
Всех ловчее – мышеловка!
«Не верил я, что в наше время…»
* * *Не верил я, что в наше время,
Фальшивое со всех сторон,
Появится такое племя,
Которым будешь поражён.
Оно, как будто так и надо,
Когда важнее нет высот,
Смело идёт на баррикады,
И даже под огонь идёт.
Как будто вновь зажглась идея,
Которую нельзя предать.
И жизнь её твоей важнее,
И нету права выбирать
«Добровольцы разные бывают…»
* * *Добровольцы разные бывают.
Одно дело – защищать народ,
Но другое – если убиваешь
Тех, кто перемен от жизни ждёт,
Тех, кто вас не хуже и не лучше,
Разве что не клонят головы.
Присмотритесь к ним на всякий случай:
Вдруг окажется, что это – вы
«Я на разум мало уж надеюсь…»
* * *Я на разум мало уж надеюсь:
Гомо Сапиенс идет на нет —
Растерял высокие идеи,
Терроризм – его приоритет.
Красота давно уж не спасает,
Примитив, безвкусица кругом.
Мир волшебных звуков угасает,
И Поэзия лежит ничком.
Вера в Бога не объединяет,
Всяк по-своему толкует его власть,
Всяк другого в чем-то обвиняет —
Вот и колошматим себя всласть
Homo sapiens
Предок наш вовсю старался:
По ступеням поднимался.
Был свободным – стал рабом,
В крепостных ходил потом.
С феодалом пободался —
В пролетарии подался.
И взошёл на пьедестал:
Гражданином «зомби» стал.
И опять ему не спится:
Хочет в роботы пробиться.
«Доколе буду я тужить?..»
* * *Доколе буду я тужить?
Есть смысл и в том, чтоб просто жить.
Но просто жить – это непросто:
Жить просто может только тот,
Кто от рожденья до погоста
В ладу с самим собой живет.
Но жить в ладу с собой не просто —
В ладу с собой живет лишь тот,
Кто от рожденья до погоста
Творить добро не устаёт.
«По Герцену, народ стихиен…»
* * *По Герцену, народ стихиен
И управлять собой не в силах,
Коль скоро правит человеком
Не разумение от века,
А то, что будоражит кровь:
Вера, Ненависть, Любовь.
Признаться надо, эти силы
И впрямь не раз уж нас губили,
И вновь все к этому идёт…
Так способен ли народ
Своим чувствам не поддаться
И над самим собой подняться?
Смею за всех ответить: «Да!»,
Коль есть всеобщая нужда
Сдать в архив лжедемократию
И перейти к народократии
«Нами убитая Природа…»
* * *Нами убитая Природа
Последнее нам отдаёт,
Не держит нас за идиотов,
А верит – разум верх возьмёт!
А мы – чем дальше, тем жаднее
(Вот-вот загубим и моря!),
И все слабее и скуднее
Наша кормилица Земля.
Сейчас и школьник понимает:
Сверхпотребленье – это смерть.
Так почему же позволяем
Себе лишнее иметь?
И дворцы, и самолёты,
И миллионы для игры,
И грандиозные охоты,
И баснословные пиры…
Быть сверхбогатым неприлично,
Да и богатым – не резон.
Народ-то знает преотлично,
Откуда каждый миллион.
Не пора ль сверхпотребление
Заменить распределением
Всех сверхпотребленных благ
В пользу бедных и бродяг?
«Люди всю землю перерыли…»
* * *Люди всю землю перерыли,
Но каналы сохранили,
И водичка ручейком
Бежит охотно в каждый дом.
Но нашлись такие люди,
Что сказали: «Так не будет!
Не хотите с нами жить —
Из канала вам не пить!»
Казалось – грубо пошутили,
Но нет – спокойно перекрыли
Тот единственный канал,
Что крымчан водой питал…
Мир в изумлении застыл,
Но никого не заклеймил.
Что же дальше с нами будет?
Сохраним ли званье «Люди»,
Если станем тех прощать,
Кто не нас шёл убивать?
«Жалею тех, кто за рулём…»
* * *Жалею тех, кто за рулём:
Они забыли, как пешком
По тихим улочкам бродили
И радость в этом находили.
Жалею чудо-программистов:
Их рабочий день неистов —
Мозгу никакой пощады,
А они: «О’кей, так надо!»
Жалею всех, кто хлеба ради
Самого себя отвадил
От тех живительных щедрот,
Что мать-природа нам даёт.
Иначе жили наши предки:
У них – на радость каждой клетке —
Была сродни игре работа:
Собирательство, охота..
Возврата к прежней жизни нет,
Но надо же сыскать ответ!
«Оптимизму удивляюсь…»
* * *Оптимизму удивляюсь —
Из меня он так и прет!
Знать, судьба моя такая —
Быть чуть-чуть наоборот:
Не со всеми соглашаться,
Не со всякими дружить,
Всеми силами стараться
Интересной жизнью жить:
Не препятствовать желаньям,
Но и слепо не идти,
Не бояться ожиданий,
Коль на правильном пути,
Ставить цели не простые,
А такие, что взахлёб,
Чтобы радовать Россию,
А не бить кувалдой в лоб.
Сколько, бедной, доставалось,
А она идёт вперёд
И подвижницей осталась,
Как и весь ее народ
2. Диалектика веры
Вера всякая важна,
Но перво-наперво нужна
Та, что в нас от века —
Вера в Человека.
Без этой веры как дерзать?
Проще ныть и причитать:
«Ах, что со мной случилось?
Опять не получилось!»
А можно же иначе жить —
Себя заслуженно любить,
Иногда и мучиться,
Но верить, что получится!
«Дело не в том, какой ты веры…»
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
А.Ф. Лосев. Философия, мифология, культура. М., 1991, с. 10. Серия «Мыслители ХХ века».