Полная версия
Сказочная мода. Как связаны мода и сказочные сюжеты
Пандора
В древнегреческой мифологии Пандора – это первая земная женщина, которую создал верховный бог Зевс. Аналогичный ей персонаж существует в библейский сюжетах – ветхозаветная Ева, первая женщина и мать всех людей.
Согласно древнегреческой легенде, когда-то на земле существовали только боги и богини. Но однажды титан Прометей вылепил из глины людей, и все они были мужчинами. Чтобы они не замерзали и могли готовить пищу, Прометей украл с Олимпа огонь и передал его людям. В наказание за это Зевс создал земную женщину – Пандору – вероятно, чтобы она внесла смуту между мужчин.
Интересно, что древнегреческий поэт Гесиод в своем труде «Теогония» так описывал появление Пандоры. Бог ремесленников Гефест создал ее из земли, а разные боги одарили ее различными качествами: Афина научила рукоделию, Афродита дала благодать, Гермес научил говорить, наделив при этом лживой натурой и коварными речами. Боги облачили ее в серебристое платье и вуаль, украсили ожерельем, короной и драгоценностями.
Кроме того, Зевс одарил Пандору ларцом (по другой версии, кувшином), но запретил его открывать. Если нарушить запрет – тогда на человечество обрушатся несчастья. Любопытная женщина ослушалась: открыла ларец, и беды обрушились на людей. (Именно этот сюжет лежит в основе выражения «открыть ящик Пандоры» – совершить действие, которое принесет беды).
Так как первая земная женщина получила множество подарков от богов, ее и назвали Пандорой – что переводится с греческого как «всем одаренная» или «вседающая».
Этим значением имени мифологической женщины решили воспользоваться основатели датского ювелирного бренда – Пер Эниволдсен и его жена Винни. В 1982 году они открыли небольшой бутик в Копенгагене с ювелирными изделиями ручной работы.
Позже Эниволдсены решили назвать свой бренд Pandora. Игра слов заключалась в том, что они хотели одарить женщин уникальными украшениями подобно древнегреческим богам в мифе о Пандоре.
Особым спросом пользовались браслеты с подвесками, которые каждая покупательница могла выбрать сама. И это украшение подавалось не как простой браслет, а как амулет с магическими, защитными свойствами.
Так образ мифической героини, который олицетворял несчастья для человечества, снова был переосмыслен дизайнерами и приобрел позитивные смыслы в мире моды.
***
Однако существует в древнегреческой мифологии персонаж, образ которого сложно переработать в позитивном ключе. Это убийца собственных детей – Медея.
Медея
Она была царевной одного из первых грузинских государств, Древней Колхиды, что располагалось на восточном берегу Черного моря (современный Кавказ). Кроме того, Медея стала основательницей медицины – ведь она умела врачевать и владела знаниями о травах.
Медея – одна из главных героинь мифа об аргонавтах, участниках похода в Древнюю Колхиду.
Согласно легенде, царевич древнегреческого города Иолка, Ясон, получил приказ добыть золотое руно – волшебную шкуру барана. По одной из версий, этот миф отражает торговые отношения между Древней Грецией и Грузией, где добывали золото с помощью погружения шкуры барана в реку.
Итак, Ясон отправился в Древнюю Колхиду (Грузию) за золотым руном на корабле «Арго», и в пути его ждало множество приключений. А в самой Колхиде Ясон повстречал Медею, которая полюбила его, помогла справиться с тяжелейшими испытаниями, а также выкрасть золотое руно. После этого Ясон вместе с Медеей вернулся на «Арго».
Узнав о том, что волшебная шкура была украдена, за аргонавтами бросился в погоню со своим войском брат Медеи, Апсирт. Медея заманила его на корабль и убила.
Позже влюбленные поженились, и спустя время Медея родила двух сыновей. Но счастья не вышло: во время пребывания супругов в греческом городе Коринф, его царь предложил Ясону взять в жены свою дочь. Разъяренная Медея послала сопернице свадебные подарки: пеплос (платье) и корону, которые были пропитаны ядом. Подарки вспыхнули в руках невесты, погубив ее. В окончании своей мести Медея убила своих детей от Ясона.
Именно этой сценой заканчивается легендарная трагедия «Медея» древнегреческого драматурга Еврипида, которая легла в основу множества сценических постановок.
В 1898 году во Франции вышла интерпретация «Медеи» – пьеса поэта Катюля Мендеса. Главную роль в постановке исполнила известная французская актриса Сара Бернар, а афишу написал выдающийся чешский художник Альфонс Муха. Он представил Медею как женщину в черном одеянии, которая стоит над трупами своих детей и держит в руках окровавленный нож. За ее спиной встает красно-алая заря. Лицо Медеи застыло в гримасе ужаса.
Примечательной деталью на этой афише стал браслет в виде змеи, обвивающей руку. Это не только символ медицины, покровительницей которой является Медея, но также коварства и темной женской силы.
Увидев этот браслет, актриса Сара Бернар захотела добавить его в свой сценический образ. Она заказала исполнение браслета ювелиру Жоржу Фуке, а эскиз украшения создал Альфонс Муха.
Браслет получился невероятно красивым: он был выполнен из золота и украшен опалами, рубинами и бриллиантами. Своеобразная техника работы создавала эффект змеиной чешуи. Браслет изящно обвивал запястье и поднимался выше по руке, соединяясь с кольцом. Благодаря скрытой системе шарниров, украшение позволяло свободно двигаться руке, поэтому Сара Бернар неоднократно использовала его в своих выступлениях – не только в роли Медеи, но и Клеопатры. Браслет эффектно смотрелся на руке и производил зловещее впечатление восточного амулета.
Это изделие стало первым в тандеме Фуке и Мухи. Позже они создали немало прекрасных шедевров ювелирного искусства в стиле модерн.
СИМВОЛИКА МОДНЫХ АТРИБУТОВ
Многие сказки, дошедшие до нас с давних времен, обладают одним важным качеством: в них практически нет лишних деталей. Каждый герой, каждая вещь и каждая фраза несут важный сакральный смысл.
Перечитав огромное количество сказок, я могу с уверенностью заявить: описание одежды, обуви, аксессуаров и даже процесса их производства в подавляющем количестве случаев упоминаются не просто так. У всего есть свой тайный символизм. Даже простая смена одежды в сказках подразумевает трансформацию героя!
Особое внимание в этом разделе я постаралась уделить прядению, ткачеству и вышиванию. Если последнее все еще в обиходе у любительниц рукоделия, и женщинам в XXI веке хотя бы по школьным урокам труда знакомо слово «пяльцы», то вот с прядением и ткачеством все гораздо сложнее.
Лично я в конце 1990-х еще застала за прялкой и веретеном свою прабабушку, хотя она в те времена жила в городской квартире со всеми удобствами и магазинами с пряжей в шаговой доступности. А сама я пробовала ткать во время обучения в институте на арт-дизайнера – в моем дипломе значится дисциплина «технология изготовления гобелена». Утомительное это дело, скажу я вам!
И все же большинству современных женщин не знакомы эти виды рукоделия. Тем более непонятно, почему героини сказок так не любят ими заниматься. Эту тему мы подробно рассмотрим.
Окунемся же в мир скрытых символов, которые несут модные атрибуты в сказках!
Не простая смена одежды
Казалось бы, переодевание – простой бытовой процесс. Но с давних времен он символизирует трансформацию человека. Отголоски этого можно увидеть в ритуалах.
Вспомним брачную церемонию на Руси. Во время всего процесса девушки несколько раз переодевались – и каждый наряд нес свой сакральный смысл. Накануне свадьбы невеста выходила в своем девичьем наряде и головном уборе, открывающим косу. Затем вплоть до венчания девушка носила «печальный костюм» траурных расцветок – так она символически умирала в своей семье и переживала горе. А во время свадебной кульминации, церковного обряда, невеста одевалась празднично. Причем ее, как покойника, наряжали другие девушки, а лицо покрывалось платком – так невеста окончательно умирала в своем роду, а позже воскресала в семье мужа.
Переодевание в сказках – это тоже волшебная процедура преображения, которое может осуществляться как с целью спасения или награждения героя, так и с целью наказания.
ПЕРЕОДЕВАНИЕ КАК СПАСЕНИЕ
Иногда одежда служит своего рода лекарством, способом вернуть человеческий облик или здоровье. А иногда с помощью переодевания один персонаж выручает другого.
Например, в сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди» рубахи из крапивы спасли от заклятия юношей. Злая мачеха-колдунья превратила в лебедей 11 братьев главной героини, Элизы. Вернуть им прежний облик могли только рубахи, сплетенные из крапивы. Для того, чтобы сшить их, Элиза должна была идти на кладбище за растением и прясть нити. И при этом хранить молчание до того момента, как будет сплетена последняя рубашка.
Ты нарвешь этой крапивы, хотя твои руки покроются волдырями от ожогов; потом разомнешь ее ногами, ссучишь из полученного волокна длинные нити, затем сплетешь из них одиннадцать рубашек и набросишь их на лебедей; тогда колдовство исчезнет.
Девушка справилась с задачей и спасла братьев.
А в сказке «Ослиная шкура» Шарля Перро (и ее русском варианте «Свиной чехол») главной героине приходится переодеваться в уродливые наряды, чтобы спастись от замужества с собственным отцом. История начинается с того, что у девушки умирает мать, и отец, не придумав ничего лучше, решает жениться на родной дочери. Но та облачается в ослиную (или свиную) шкуру и убегает из дома.
Иногда героев сказок спасает не сама одежда, а другие персонажи, переодетые в несвойственные им наряды. Например, своих отцов и мужей нередко спасают женщины, облаченные в мужской костюм.
Известна русская былина о Ставре Годиновиче. На пиру у князя Владимира Красна Солнышка Ставр похвастался своей молодой женой, что князю не понравилось. Он заточил гостя в темницу. А вызволять его пошла та самая молодая жена – Василиса Микулишна, переодетая в мужское платье.
Аналогичная история произошла и в итальянской сказке «Красавица Фанта Гиро», где три дочери короля по очереди пробовали стать главнокомандующими армией и идти воевать. Это удалось только младшей из сестер, которая переоделась в рыцарские доспехи и сумела прийти к перемирию с врагом.
ПЕРЕОДЕВАНИЕ КАК ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
Иногда можно встретить сюжеты, в которых герои получают красивую одежду из дорогих или волшебных материалов как награду за труды и страдания.
В сказке братьев Гримм «Звездные талеры» (европейские серебряные монеты XVI—XIX веков) бедная девочка-сирота пошла в поле. По пути ей встречались другие нуждающиеся люди, которые просили помощи. Девочка отдала им свою шапочку, платье, юбку и даже рубашку, которая служила ей нижним бельем – и осталась совсем нагая.
Вдруг с неба на нее стали падать блестящие монеты – талеры, а на девочке появилась рубашка из тонкого льна, в подол которой героиня и собрала монеты. Таким образом, она получила награду за свою доброту и готовность делиться последним.
Наконец пришла она в лес, а уже совсем стемнело, и явился еще ребенок, попросил у нее рубашечку. И добрая девочка подумала: «Ночь темная, меня никто не увидит, – можно, пожалуй, отдать и рубашку», – и сняла она рубашку, отдала и ее. И вот стоит она, и нет у нее ничего больше, и вдруг стали падать звезды с неба, а были то не звезды, а новехонькие блестящие талеры; и хотя она отдала свою последнюю рубашку, но появилась на ней новая, да притом из самого тонкого льна. И подобрала она в подол талеры, и хватило их ей на всю жизнь.
Эту же идею передает и сказка «Золушка»: девушка, которая безропотно сносила насмешки от мачехи и сводных сестер, получила в награду не только красивые наряды, но и новую, счастливую жизнь. Интересно, что в версии Шарля Перро, платье и туфельки для бала Золушке подарила крестная-фея, а в версии братьев Гримм героиня просила помощи у орехового дерева, которое росло на могиле ее матери.
Но не всегда переодевание персонажей в сказках несет положительный эффект. Иногда это – наказание за смертные грехи: лень, тщеславие или сребролюбие.
ПЕРЕОДЕВАНИЕ КАК НАКАЗАНИЕ
Так случилось в сказке Самуила Маршака «12 месяцев», где мачеха и ее родная дочь попросили у Января шубы
«хоть бы и на собачьем меху».
Старик выполнил их просьбу, но героини стали ругаться друг с другом: надо было просить соболиные шубы. В наказание за свою неблагодарность они превратились в собак.
Похожую ситуацию можно увидеть в итальянской сказке «Кожа-лентяйка». В этой истории муж, видя лень своей жены, натягивал на ее спину кусок козлиной кожи и начинал бить со словами:
– Ну а теперь, кожа-лентяйка, приготовишь ты обед? Ну а теперь, кожа-лентяйка, поштопаешь мои носки?
Когда жена спросила мужа, зачем он ее бьет, он ответил:
– Я, моя дорогая, не тебя бью. Я наказываю за лень этот кусок козлиной кожи, – отвечал муж и продолжал оглаживать жену палкой.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.