bannerbanner
Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки. Роберт Сапольски. Саммари
Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки. Роберт Сапольски. Саммари

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки. Роберт Сапольски. Саммари

Оригинальное название:

Behave. The Biology of Humans at Our Best and Worst


Автор:

Robert Sapolsky


www.smartreading.ru

Быть человеком: корни нашего поведения

Вы когда-нибудь задумывались, почему мы поступаем так или иначе? Что движет нашими решениями, эмоциями, определяет наши отношения с другими людьми? Нейробиолог и популяризатор науки Роберт Сапольски отправляет нас в увлекательное путешествие через глубины человеческого разума, чтобы мы смогли увидеть сложное взаимодействие биологии, психологии и культуры, формирующее наше поведение.

Опираясь на исследования и свой обширный практический опыт, Сапольски показывает скрытые силы, определяющие наши действия: от унаследованных нами генов до опыта, который мы получили. Он освещает реакции нашего мозга на стресс, вознаграждение и социальное взаимодействие и показывает, что на нейронные связи, отвечающие за эти реакции, может влиять все что угодно: от диеты до убеждений. Однако книга «Биология добра и зла» – нечто большее, чем экскурсия по последним научным открытиям. Это призыв к действию, приглашение переосмыслить наш подход к жизни в целом: от воспитания детей и образования до уголовного правосудия и психического здоровья. Понимая биологические и экологические факторы, определяющие наше поведение, мы можем разработать более эффективные стратегии создания максимально справедливого и милосердного общества.

«Биология добра и зла» с ее увлекательными историями, юмором и провокационными идеями – например, об отсутствии свободы воли – обязательна к прочтению всем, кто интересуется устройством человеческого разума.

Биология человеческого поведения

За секунду до. Мозг

Итак, вы совершили какое-то действие – возможно, повернули голову или отдернули руку от горячего. Что его вызвало? А конкретно, что произошло непосредственно перед тем, как вы что-то сделали? Ответ на этот вопрос приводит нас к пониманию мозга – именно он посылает сигналы для выполнения определенного действия. Согласно известной концепции нейробиолога Пола Маклина, человеческий мозг состоит из трех частей, или слоев:


1) древний мозг, или вегетативная/автономная нервная система. Отвечает за регуляторные функции: температуру тела, дыхание, сердцебиение;

2) лимбическая система. Отвечает за обработку эмоций;

3) кора мозга, или неокортекс, – новейшая часть мозга. В ней существуют наше сознание, память, мышление.


Каждый слой состоит из множества структур. Мы сосредоточимся на миндалевидном теле (миндалине), лобной коре, дофаминовой системе. Каждая из них имеет свои функции.

Миндалевидное тело, или миндалина. Это часть лимбической системы, которая играет центральную роль в продуцировании эмоциональных реакций: агрессии, страха, импульсивности и тревоги. Миндалина активируется в ответ на любую важную информацию, которая способствует нашему выживанию, чаще всего ее активируют угроза, тревожные обстоятельства, боль. Информация, попадающая в миндалину, обрабатывается быстро, но неточно.

Нам кажется, что пятно на стене – таракан (визуальная информация дошла до миндалины), и мы отпрыгиваем (миндалина отправила сигнал моторным нейронам), даже не осознав этого. Страх затуманивает сознание.

Лобная кора. Самая молодая структура мозга. Передняя часть лобной коры – префронтальная кора (ПФК) – отвечает за принятие решений, категоризацию, организацию информации, планирование. Это наш источник самоконтроля, регуляции эмоций и социально приемлемого поведения; ПФК удерживает нас от опрометчивых поступков, тормозя импульсивные реакции, опосредованные миндалиной.

Мы пугаемся во время страшного момента в фильме, но можем успокоить себя, поняв, что это происходит не по-настоящему.

Нас исключают из общего мероприятия – сразу активируется миндалина, и мы расстраиваемся. Затем активируется ПФК, мы начинаем рационализировать ситуацию: у нас есть друзья, любящая семья, а эти люди на самом деле не хотят причинить нам вред. Мы успокаиваемся.

В ПФК выделяют две главные области: дорсолатеральная префронтальная кора (длПФК) – «думающая часть» – отвечает за планирование, организацию, память. Ее уравновешивает вентромедиальная префронтальная кора (вмПФК) – «впечатлительная часть», которая заведует эмоциональной стороной в принятии решений, по этой причине некоторые ученые раньше считали ее частью лимбической системы. Простыми словами, вмПФК борется с длПФК за главенство эмоций в принятии решений. Конечно же, обе играют важную роль. «Глупо спорить, что важнее, – интереснее наблюдать, когда и почему одно преобладает над другим», – говорит Сапольски.

Знаменитая проблема вагонетки: смогли бы вы пожертвовать одним человеком ради спасения пяти? Вагонетка едет по железнодорожным путям, к которым привязаны пять человек. Рано или поздно она неизбежно наедет на них. В одной из версий этого мысленного эксперимента для спасения пяти человек дается два варианта действий:

1) поменять направление вагонетки, потянув за рычаг. Проезжая по другим путям, она убьет одного случайного человека вместо пяти;

2) остановить вагонетку, своими руками столкнув под нее одного случайного человека.

При мысли о том, чтобы потянуть за рычаг, преобладает активность длПФК – это по большей части прагматичное, отстраненное решение, поскольку смерть «случайная», «отдаленная». При мысли о том, чтобы собственноручно толкнуть человека, активируются также вмПФК и миндалевидное тело – теперь задействованы эмоции, поскольку мы непосредственно участвуем в убийстве. Чем сильнее их активация, тем меньше вероятность того, что испытуемый «столкнет» человека на рельсы.

Дофаминовая система мозга[1]. Система предвкушения, мотивации и «выдачи наград». Различные приятные стимулы – еда, секс, наркотики, рок-н-ролл, эстетическое наслаждение и даже злорадство – вызывают выделение дофамина, и мы получаем в награду ощущение удовольствия. Если приятный опыт многократно повторяется, выделение дофамина с каждым разом становится все меньше. То есть за привыкание и зависимости отвечает именно дофамин.

Важно, что дофамин выделяется не столько при получении награды, сколько при ее ожидании: мы получаем удовольствие от стремления к вознаграждению. Это дает нам понимание природы мотивации. Мгновенное удовольствие возбуждает дофаминовые центры в лимбической системе, а отсроченное удовольствие – в лобной коре. Чем сильнее активация в лобной коре, тем с большей вероятностью мы сможем удержаться перед искушением. Кстати, дофаминовая система человека приобрела в ходе эволюции одно удивительное свойство – мы способны откладывать награду на невероятно долгое время: месяцы, годы или даже на «после смерти».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Читайте саммари книги Анны Лембке «Дофаминовая нация. Поиск равновесия в эпоху излишеств».

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу