bannerbanner
Древняя Русь. Историческое расследование. Книга 2. Четыре легендарных страны. Откуда, вы, русы?
Древняя Русь. Историческое расследование. Книга 2. Четыре легендарных страны. Откуда, вы, русы?

Полная версия

Древняя Русь. Историческое расследование. Книга 2. Четыре легендарных страны. Откуда, вы, русы?

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 6

Кроме этого, действительно «железного» доказательства, С. Жарниковой найдены и другие доказательства того, что в Махабхарате описывается именно данная территория.

На основании логических выводов было предположено, что описываемые в древних книгах реки Ганга и Ямуна, между которыми лежала страна Брахмы, это современные реки Волга и Ока. И эти предположительные выводы нашли свое подтверждение.

Древнеиндийские предания называют Ямуну единственным крупным притоком Ганга, текущим с юго-запада. Как мы знаем, с юго-запада в Волгу впадает единственный большой приток, и это Ока. В течении р. Ока встречаются реки с корнем ям, и нельзя исключить, что это отголоски данного наименования Оки, может быть и истоком Оки (Ямуны) ранее считался другой приток.

Обращено внимание и на соответствие взаимного расположения рек из ведических источников современному расположению рек.

Так, и в санскрите, и в русском языке слова с начальной «Ф» чрезвычайно редки: из списка рек Махабхараты только одна река имеет «Ф» в начале названия – Фальгуна, которая впадает в Сарасвати. Согласно древнеарийский текстам, Сарасвати – единственная большая река, текущая к северу от Ямуны и к югу от Ганга и впадающая в Ямуну у ее устья. Учитывая соотнесение Ганги и Ямуны с Волгой и Окой, можно увидеть, что Сарасвати соответствует только находящаяся к северу от Оки и к югу от Волги река Клязьма. И среди множества ее притоков только один носит название, начинающееся на «ф», и совпадает не только первая буква, совпадение почти полное, приток именуется – Фалюгин!

Согласно Махабхарате, к югу от священного леса Камьяка, текла в Ямуну река Правени (то есть Пра-река), с озером Годовари («вара» на санскрите -«круг»). По-прежнему, к югу от Владимирских лесов течет в Оку река Пра и лежит озеро Годь. Говорится в Махабхарате и о реке Пандье, текущей недалеко от Варуны, притока Синдху (предположительно, современного Дона). В настоящее время мы имеем реку Панду впадающую в крупнейший приток Дона – реку Ворону.

Сохранились названия не только рек. Так, в Махабхарате говорится, что к северу от страны Пандьи, лежащей на берегах Варуны, находится страна Мартьев. К северу от современных Панды и Вороны по берегам Мокши и Суры лежит земля мордвы.

Упоминается в древних книгах и некая страна А-Ванти, располагаемая между реками Ямуной, Синдхом, Упаджалой и Парой. Примерно между Окой, Доном, Упой и Парой располагалась земля известных по русским летописям племени Вятичей. Примерно в той местности в арабских источниках располагается некая страна Вантит (А-Вантит).

И Махабхарата и Ригведа упоминают народ Куру и Курукшетру где происходила битва. Курукшетра – в дословном переводе «поле Куру», читай Курское поле. Упоминается в Ригведе и воинственный народ Криви. По сведениям наших летописей, племена кривичей также проживали недалеко от данной местности.

В целом, как и говорил, статья была небольшой, но информационно насыщенной.


Вятичей и Кривичей пока оставим, по всей видимости, к ним придется обратиться при поиске племен, принесших Руси имя. А, вот, на мордовских племенах решено немного остановится. Напомню, что, хотя и оба субэтноса мордвы, эрзяне и мокшане говорят на финно-угорских языках, в их языках имеется много «иранских» и санскритских слов. Волга на их языках именуется Рав, и Рава, т. е. Ра-река. Согласно исследованиям Y- хромосомы у современного мужского населения мордвы, большая часть её представителей являются носителями маркера R1a, последующих субкладов M417 (R1a1a1), то есть, исходя из данных изложенных в 1-й части данной книги, являются кровными потомками ариев. Ждет своего осмысления и знаменитая «Пургасова русь».

Нашел я в Махабхарате намеки и на другие племена. Приведу маленький отрывок из текста для наглядности.


«Были здесь и Дурьодхана с братьями, и с ними Карна, был непобедимый царь мадров Шалья с сыновьями, были могучие вожди племени Ядавов – Баладева и Кришна, сыновья Васудевы, брата царицы Кунти, был Шакуни, сын царя Гандхары, а также Вирата, царь матсьев, Джаядратха, царь саувиров, герои Ашваттхаман и Сатьяки и многие другие.»

Одно предложение, но рисуемая им картина показывает мне совсем не Индию, а вновь отсылает в те же, знакомые места.

У меня при прочтении моментально возникла ассоциация с племенами которые практически на этой же территории находились тысячи лет спустя. Мадры весьма созвучны мадьярам, одному из имен предков венгров, племена которых в древние времена находились не столь далеко от интересующей нас местности, саувирам совершенно отчетливо соответствуют сувары, впрочем, не исключил бы я из этого списка и славянское племя северян (севера). С отождествлением матсьев все не столь явно, хотя, может быть, и есть связь с племенами мартьев (мордвы), разные переводы, описки, никто не отменял, одна буква, это всего лишь одна буква.

Чуваши, во всяком случае, такая версия у историков имеется, и она отнюдь не самая последняя, считаются потомками именно сувар.

Глядя на все эти имена невольно вспомнились мои сомнения, возникавшие у меня при исследовании текстов Геродота, когда я, считая это весьма наивным, все же указал свои ассоциации названий племен указываемых Геродотом с племенами Руси времен русских летописей.

Вспомнился и текст Геродота «за исседонами обитают аримаспы + одноглазые люди; за аримаспами + стерегущие золото грифы, а еще выше за ними + гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (причем первыми начали войну аримаспы)». Я заметил, что аримаспы (одноглазые?) отождествленные мной тогда с кривичами также, как и криви в Ригведе считаются более воинственными чем их соседи.

Я, кстати, не только сильно сомневался в проведении ассоциаций Геродотовых Аримаспов, Андрофагов и др. племен, но и начисто отверг Гипербореев, как слишком фантастический элемент. А может быть и зря. Видимо, все-таки стоит обратить внимание на такие легендарные понятия, как Гиперборея, Туле и им подобные, и учитывая то, что «дыма без огня не бывает», может быть стоит обращать внимание даже и на сведения типа «козлоногих людей». Нет, конечно, я не в прямом смысле, а в том, что подобные известия родились отнюдь не на совершенно пустом месте.

Возвратимся к искомой местности. Все эти очередные сведения из древних источников говорят о том, что местность рядом с Ярославлем была отнюдь не пустынна и в давние времена, для вывода о том, что в древних текстах, описывающих еще более древние события описывается Волго – Окское междуречье и прилегающие к нему территории, оснований достаточно.

Все это не сильно сходится с теми примитивными посылами современной науки о том, что славяне, русы появились в этих местах в не столь давние времена, а ранее здесь жило некое угро- финское население. Исходя из данной версии событий, слабой версии, но ставшей, благодаря длительному времени ее использования, непререкаемой, на указанной территории проживали аборигенные племена, носители угро-финских языков, а в летописные времена в данную местность стали постепенно проникать носители славянских языков.

Давно пришло время данную теорию менять, уточнять, ибо из оной, замечал, часто делаются совершенно необоснованные выводы. Рассматривая ту или иную культуру в данной или близкой местности, возрастом старше 9 века н.э. почему-то сразу идет подгонка под «факт» принадлежности данной культуры к финно-угорским народам, под «факт», который фактом совсем не является.

О «генетике» народов межуречья

Попробуем обратиться к данным недавно рассмотренной науке ДНК-Генеалогии. Посмотрим примерную схему распределения гаплотипов у современных народов не являющихся славянскими (славяноязычными) проживающих или проживавших рядом с интересующей нас местностью.

Чуваши:R1a (31,6%), I (11,4%), R1b (3,8%), N1c1 (17,7%), N1b (10,1%), C (1,3%).Марийцы:R1a (47,7%), I (8,1%), R1b (2,7%), N1c1 (31,5%), N1b – (9,9%);Мордва:R1a (26,5%), I (19,3%), R1b (13,3%), N1c1 (16,9%), N1b (2,4%);Татары:R1a (34,1%), I (4%), R1b (8,7%), N1c1 (18,3%), N1b (4,8%), Q (0,8%), C (1,6%);Башкиры:R1a (24%), I (5%), R1b (47%), N1 17%);Удмурты:R1a (10,3%), I (1,1%), R1b (2,3%), N1c1 (56,3%), N1b (28,7%);Коми:R1a (33%), I (5,3%), R1b (16%), N1c1 (22,3%), N1b (12,8%);Венгры (прдположительно проживали ранее) —R1a (20,4%), I (28,3%), R1b (20,4%), N1c1 (0,9%), Q (2,6%) C (0,9%).

По разным выборкам, вариации гаплогрупп отличаются, часто весьма существенно, в том числе и по гаплогруппе R1a, но характерные обстоятельства в любом случае остаются. К примеру по данным другой выборки проводимой раздельно по разным субэтносам мордвы у эрзя гаплогруппа R1a составляла 45.7%, а у мокши 21,7%.

Главное, совершенно однозначно можно сказать, что гаплогруппа R1a по всем указанным народам представлена в достаточно большом объеме.

Весьма интересен, в данном случае, вопрос о том, каковы субклады у представителей указанных народов.

По найденной мной информации, у представителей мордвы, чуваш, марийцев, коми, субклады R1a в большинстве «европейские», нижестоящие от Z282, характерные для балтов и славян. Хотя, полной уверенности в достоверности данной информации у меня нет.

А вот у татар основным субкладом является типично юго-восточный субклад R1a-Z93. Имеются и другие субклады, но их появление можно объяснить, в частности, русскими пленниками времен Золотой Орды. Но, каких-то точных данных нет и здесь. По другим народам, на момент рассмотрения мной данной темы, даже предположительной информации по субкладам не было.

Что касается татар, то наличие указанного маркера (R1a-Z93) может говорить о том, что в образовании данного народа принимали участи представители той части потомков ариев являвшихся носителями снипа R1a-Z93 (Z94), которые не эмигрировали в Индию и Иран, а оставались на территории средней Азии и Причерноморья. Вариант миграции части иранских племен существенно менее вероятен.

Откуда мог взяться, скажем, маркер R1a-Z280 у указанных народов считающихся угро-финскими в довольно большом количестве, это, конечно, вопрос. Но, у меня возникает большое сомнение, когда объясняют это влиянием рядом проживающих русских. Проанализировав имеющиеся исторические сведения складывается весьма практичная версия о том, что в формировании данных народов также принимали участие арийские племена, потомки арийских племен. Наиболее вероятным с моей точки зрения, представляется вариант проживания носителей R1a-Z280 на данной территории или близкой к ней, т.е. в том самом, интересующем нас регионе, и последующим «наслоением» на данных местных жителей представителей иных племен, являющихся носителями иных гаплогрупп. Возможно, в достаточно далекий период, произошло завоевание данной территории пришедшими с севера, северо-востока племенами являющимися носителями гаплогруппы N и соответственного некоего угро-финского языка, при этом часть племен вынуждена была отойти к западу, юго-западу, а часть населения осталась на прежнем месте жительства и приняла язык пришельцев. Возможно, это было не одномоментно, без каких-либо завоеваний, а происходило постепенно в процессе мелких стычек и даже мирного переселения, заселения, то есть проживания этнически различных народов в одной местности. Язык чуваш (части предков чуваш) в последствии, видимо во времена нахождения под владычеством Золотой орды был сменен на тюркоязычный (а, может быть и немногим ранее).

Носители иных гаплогрупп появлялись в разные времена, скорее всего в более позднее времена в процессе различного взаимодействия с различными племенами, особенно большое смешение народов дали времена Золотой Орды.

Но все это, с какой-то степенью уверенности можно будет утверждать, когда будут в наличии однозначные данные по субкладам гаполгруппы у данных народов.

Размышления с привлечением этимологии

Вспоминая о прозвучавших выше именах (А-Ванти, криви, саувиры, мартьи, мадры), можно предположить вероятность того, что во времена Махабхараты это уже были обособленные племена и вероятно в основном арийские. Часть племен сохранила свой арийский язык, который, естественно подвергался различным изменениям, но сохранил древнюю арийскую основу, а часть племен или часть представителей данных племен перешла на другие языки, но при этом память об имени в народе осталась и после слияния с пришедшими представителями угро-финских и иных народов.

Полагаю, что действительно, с начала 8—9 веков движение славянских племен в данную местность осуществлялось, но это было, во всяком случае, не заселение первым славяноязычным населением местности занятой финно-угорскими народами, это было возвращение на родину предков или переселение в местность занятую родственным населением (то есть, в большой части, имевшим общих предков). При этом часть данного населения, вполне возможно, оставалась славяноязычной, а часть стала финноязычной благодаря переходу на языки более поздних переселенцев.

А как, собственно, можно объяснить наличие множества древнеарийских названий рек и других географических объектов не только бассейна Оки, но и по всей данной местности. Указанные наименования не могли бы сохраниться, если бы ариеязычные племена полностью ушли из данной местности при ее заселении финноязычным населением. Не могли появиться и данные названия при заселении славяноязычными племенами местности уже занятой финноязычным населением. с учетом того что финоязычные племена частично оставались и финноязычное наименование объекта должно было сохраниться, и того, что пришедшие в 8—12 веках русы не могли дать объекту наименование на древнем языке, а дали бы на своем современном. То есть, никакого другого вывода, только благодаря анализу географических наименований, сделать нельзя, а у нас много и иных данных подтверждающих предложенную мной версию. В общем, «страна в истоках Ранхи» никуда бесследно не исчезла.

Подтверждением именно данной версии развития событий является и наличие древних арийских (индоевропейских) терминов в лексиконе современных не ариеязычных народов данного региона и не только у мордвы. Даже современные названия данных народов имеют в основном древнеарийские корни, можно было бы посчитать обычным созвучием, если бы только одно наименование совпадало, но такое количество случайным совпадением быть не может, да еще с учетом только что рассмотренной информации. Термин мордва – скорее всего, связан с древнеарийским корнем «мрт», сравним индоиранское «mṛta» («человек, смертный»), коми «морт» («человек, мужчина») и др., да и русское «смерть» «смертный» видимо от того же корня, то же самое можно отнести и к термину удмурт. В именах так называемых субэтносов мордвы эрзя и мокша так же прослеживается возможный арийский след, эрзя (арису, арса?), мокша – имя племени или реки вполне могло произойти от Макошь, вспомним, так же называлась одна из древних богинь русов. «Мари» – богиня Мара, впрочем, то же можно отнести и к легендарной «мере», которая возможно имеет тот же след. С «коми», несколько сложней, казалось бы, данное имя отношения к арийским языкам однозначно иметь не может. Но самоназвание коми —«коми морт», т.е. коми человек. Есть предположение, что происхождение этнонима коми связано с именем реки (р. Кама) на которой проживала часть данного народа, отсюда словосочетание коми-морт означает «живущий на реке Кама» (дословно – смертные, люди, с Камы).

По сведениям ДНК-Генеалогии носители гаплогруппы N, как называет их А. Клесов, «уральцы», появившиеся где-то примерно, в районе Сибири, Алтая, долгие тысячелетия проживали в районе Урала и примерно около 3- 3,5 тысяч лет, назад подошли к Волге и Русской равнине. А, значит, они подошли тогда, когда там уже длительное время проживали носители гаплогруппы R1a, арии (потомки тех ариев о которых упоминали ведические книги). То есть, данные ДНК —генеалогии совсем не противоречат изложенной версии, более того, соответствуют ей.

Так, что те «небратья» которые пытаются «уколоть» русских в том, что они близки к финно-уграм, в какой-то степени правы. Конечно, не в том, что мы не славяне, а финно-угры, ибо это терминология принятая лингвистами и отнесение к славянским и финно-угорским народам зависит лишь от того на каких языках данные этносы говорят. А в том, что часть наших предков, (не только русских, но и белорусов, поляков, литовцев, украинцев и др.), и предков народов данного региона, которые говорят сейчас на финно-угорских языках, т.е. коми, марийцы, мордва (эрзя, мокша), и др. (возможно в т.ч. и меря, мурома, хотя на каких языках они говорили неизвестно, это голословные предположения царящей в настоящее время ошибочной версии) имеют близкородственное происхождение. Причем, даже более близкое, чем с предками индийцев высших каст, с кем часто любят родниться некоторые исследователи.

Три вида русов

Теперь плавно переходим к примерно тому же региону (как оказалось), но в свете арабских источников. То есть к тому, о чем я указывал в заключении к первой книге. Я уже пытался их проанализировать, но с первого раза они не поддались. Если с Геродотом было понятно, слишком уж далекие времена и все могло сильно измениться, то, тот же туман арабских текстов написанных практически в те самые времена русских летописей весьма негативно воздействовал на мои мысли. Пока, мне было непонятно, что это даст и не было видно ни одной нити, за которую можно потянуть, но, что-то меня сильно тянуло в эту сторону. Если по «трем видам русов» у историков были версии и наработки, то по «шести городам ан-нибарийа Ал-Идриси» не было совсем ничего, то, что историки подавали за версии, как мне казалось, похоже на наивные детские фантазии. Может быть, это меня и притягивало, желание понять то, что никто не смог сделать. «Открывать» уже ранее открытые кем-то острова, намного менее интересно.

Но, прежде чем обратиться к сообщениям о трех видов русов следовало посмотреть, имеющие более ранние корни, сведения арабских источников о так называемом «острове русов». Здесь еще нет деления на «три вида», а сообщается просто о неких русах живущих на некоем острове.

Приведу краткий отрывок ибн Руста, автора труда примерно начала 10 века, «Китаб ал-алак ан-нафиса» (книга драгоценных ожерелий).


«… Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр от того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян (саклабов), подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян.»


Подобные сведения имеются и у других авторов, иногда добавляются какие-то детали типа того, что на острове проживают 100 тысяч человек. У некоторых авторов указывается, что остров расположен в море, а не на озере. Здесь, думаю, имеются в наличии и проблемы перевода, как и по фразе «из земли славян». Совсем не факт, что под саклабами подразумевались исключительно славяне.

Проследить изменения во времени от «острова русов» к «трем видам русов» невозможно, по сему, представляется, что рассматривать данные сообщения следует в общем контексте, искать и «остров русов» и их три вида, не исключено, что один из видов и будет тем самым островным.

Вернемся к основному вопросу, который так часто интересует исследователей, к сообщениям арабских историков о трех видах руссов. Этот сюжет настойчиво повторяется у многих арабских исследователей с 9 по 12 век.

Напомним, что же это за сообщения о трех видах русов. Вот сообщение Ал-Истархи из его сочинения «Книга путей и стран».


«Русы. Их три группы (Джинс). Одна группа их ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба, и он (город?) больше Булгара. И самая отдаленная из них группа, называемая ас-Славийя, и (третья) группа их, называемая ал-Арсания, и царь их сидит в Арсе. И люди для торговли прибывают в Kyйабу. Что же касается Арсы, то неизвестно, чтобы кто-нибудь из чужеземцев достигал её, так как там они (жители) убивают всякого чужеземца, приходящего в их землю. Лишь сами они спускаются по воде и торгуют, но не сообщают никому ничего о делах своих и своих товарах и не позволяют никому сопровождать их и входить в их страну. И вывозятся из Арсы черные соболя и олово (свинец?)»


В других арабских источниках могут иметься небольшие разночтения, вместо Куябы может называться Кук (и) йана, упоминается главный город ас-Славии Салав, вместо Арсании указывается Артания и главный город Арта, либо Уртаб, может указываться расстояние «От Кук (и) йаны до Арсы четыре перехода, а от Арсы до Салав четыре дня [пути] (есть варианты 8, 18 дней?). Могут иметься сообщения об острове Русов» и некоторые другие детали.

Увы, после долгих изучений, я вновь пришел к выводу о том, что однозначные выводы сделать не удается. Даже сколько-нибудь четких выводов с большой долей вероятности, я делать пока боялся, возможны были лишь предположения, уровень которых существенно выше уровня «пальцем в небо», но все же с достаточно низкой степенью уверенности.

Из общего анализа различных текстов я отметил два момента, на которые, как я полагал, следовало обратить внимание. Первое, это то, что почти все арабские исследователи, за исключением, пожалуй, только ибн-Хордабеха, отделяют русов от славян (если, как уже говорилось, под саклабами имеются в виду только славяне). И второе, это то, что на 3 вида арабы делили лишь одну из 2 групп русов, а отнюдь не всех, во всяком случае, так считал упоминаемый в первой книге «Сить, Китеж, Новгород» Ал-Идриси. Так в своем сочинении «Развлечение страстно желающего странствовать по землям», он так же говорит о трех видах русов.


«Русов (ар-Рус) три вида (аснаф). Один вид их называется рус, и царь их живет в городе Кукийана, другой их вид называется ас-Славиййа, а царь их – в городе Слав; этот город на вершине горы. Третий вид называется ал-Арсаниййа, и царь его пребывает, в городе Арсани. Город Арсани – красивый город на горе, он укреплен, а местонахождение его между [городами?] Слав и Кукийана,……» и т. д.

Но позднее дополняет свою работу следующим текстом:

«А русов (ар-Русиййа) два вида. Один вид – это тот, о котором мы говорим в этом месте, и есть другой вид, это те, что [живут?] по соседству со страной Ункариййа'и Джасулиййа».


Под последними обычно понимают Венгрию и дунайскую Болгарию (область придунавья).

Варианты были разные, у каждого были свои плюсы и свои минусы. К сожалению, первоначальные свои наброски (электронный формат) я утратил, а бумажные записи уничтожил. (Похоже бумага, все же, надежнее). Коротко изложу основную суть.

Предлагались разные локализации, учитывая расстояние, созвучие названий, то, что города должны быть крупными, основными городами, но ничего однозначного не получалось. То те, то другие сведения, противоречили той или иной версии отождествления трех городов и трех видов Русов. Лучшей версией казалась версия ас-Славиййа с городом Салав – Новгород (на Волхове) по имени племени, Словене, Рус с городом Куяба – Киев, и Арсания (Артания), Арса (Арта) – Ростов. Данные земли действительно являлись известными обособленными образованиями Руси, а их центры согласно имеющимся историческим сведениям являлись старинными и крупными городами. Самым, казалось бы, бесспорным, в отличие от двух остальных, было отождествление Куябы с Киевом.

Но в целом ни один из предложенных различными исследователями локализаций трех видов русов, ни один город, не вызвал у меня не только однозначности, но даже и большой степени уверенности, в том числе и Киев. Если Куяба и выявляет достаточно большое созвучие, и… то ничем не мотивированная замена его на Кукийана, это созвучие напрочь убирает. Кроме того, нельзя не учитывать, что Киев, с большой долей вероятности, упоминается в других разделах сочинений арабских авторов под иным именем и при этом подтверждается картами, в отличии от Кукиайны. Нельзя так же исключить Киев, как второй вид живущий «по соседству со страной Ункариййа'и Джасулиййа».

На страницу:
4 из 6