bannerbanner
Казаки. Происхождение. Воинские традиции. Государева служба
Казаки. Происхождение. Воинские традиции. Государева служба

Полная версия

Казаки. Происхождение. Воинские традиции. Государева служба

Текст
Aудио

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Относительно боевых качеств забайкальских казаков полковник Квитка говорит следующее: «Молодецки действовали наши казаки. Все попытки японцев обойти наш левый фланг в близком и более отдаленном расстоянии были отражены казаками».

К некоторым своим командирам, даже временным, казаки испытывали пылкое восхищение и безграничную преданность. У нас еще будет случай вернуться к этой теме. Поручик Карамышев написал о том, кто вел забайкальских казаков к победе в 1900 году: «Так отряд лишился своего пылкого генерала, под храбрым командованием которого непобедимые войска получили боевое крещение, приобрели первый опыт и, преодолев все трудности похода, совершили подвиг, поставивший их в один ряд со старейшими полками армии… Грустно было расставаться с командиром, сберегавшим солдатскую жизнь и кровь, на совести которого не было ни единой напрасной жертвы. Генерал Ренненкампф не бравировал своей храбростью, но, презрев опасность, жертвовал в первую очередь собой, и следует признать, что в нашей военной истории мало таких людей, как Ренненкампф…»

Война менялась, развивалась, но казаки оставались превосходными воинами. Очевидно, они сожалели о войнах прошлого, к которым их пылкий темперамент подходил лучше, но все же были хорошими бойцами в современных войнах. «При сравнении настоящей войны с турецкой, – рассказывает полковник Квитка, описывая разочарования казаков из-за развития военной техники, – бросается в глаза, как бездымный порох изменил психологию бойцов: белые дымки выдавали противника, и на каждый выстрел можно было отвечать тем же – что давало уверенность в нанесении потерь неприятелю и надежду его отбросить. Теперь же видишь неприятеля только издали при передвижениях, а вблизи только при столкновении, во время атаки или обороны защищаемой позиции. <…> Вся поэзия былых войн пропала, нет более того подъема духа, того радостного настроения, которое вас охватывало при удачном бое. Результаты боев не известны до той поры, когда неприятель отойдет и вам удастся продвинуться вперед или же самому приходится отступать, молодечество сохраняется… Казаки, – снова рассказывает Квитка, – знают, что цель экспедиции – застать неприятеля врасплох в Сипингае, если только он не извещен уже о нашем приближении и сам не выступил навстречу нам, чтобы дать бой в месте, где конница не сможет использовать всю свою силу, – в этом лесу, например, через который мы медленно двигаемся узкой колонной, не имея возможности развернуться, тогда как пехота могла бы окружить нас и безнаказанно уничтожить. Несмотря на то что с минуты на минуту мы могли встретиться с неприятелем, казаки нарвали длинные ветки сирени и попривязывали к седлам…»


Эти люди, обладающие силой и ловкостью, гибкостью тела и зоркостью глаз, столь необходимой, чтобы рубить шашкой во время безумных скачек, иногда покидали войско навсегда. Превратности сражений могли сделать их победителями, но также они могли остаться лежать на полях сражений в далеких краях.

Казачья песня передает печаль этих расставаний:

Поехал казак на чужбину далёкоНа верном коне на своем вороном.Он край свой и Родину навеки спокинул,Ему не вернуться в отеческий дом.

В 1914 году они выставили в русскую армию 162 конных полка, 171 отдельную конную сотню и 24 пеших батальона с соответствующей артиллерией. Казачий поэт, изгнанный с родной земли Октябрьской революцией 1917 года, Туроверов[7], писал о своей печали в том августе 1914 года, когда он и его сверстники – слишком юные, чтобы идти сражаться, – оставались дома, и у них уже никогда не появилось шанса «повоевать по-казачьи»:

Казаков казачки проводили,Казаки простились с Тихим Доном.Разве мы – их дети – позабыли,Как гудел набат тревожным звоном?Казаки скакали, тесно стремяПрижимая к стремени соседа.Разве не казалась в это времяНеизбежной близкая победа?О, незабываемое лето!Разве не тюрьмой была станицаДля меня и бедных малолеток,Опоздавших вовремя родиться?

Глава 1

Происхождение и обычаи первых казаков

Русское слово «казак» заимствовано из татарского, в котором оно обозначало разбойника, конного искателя приключений, бродягу и, в расширительном толковании, свободного человека… Впрочем, на Руси казачество долгое время именовали вольницей – сообществом вольных людей.

Первый век существования казачества окутан мраком. Мнения на сей счет разнятся. В наши дни невозможно однозначно высказаться относительно происхождения казаков. И по всей вероятности, не получится это сделать и в будущем, поскольку данную проблему не смогли решить крупнейшие русские историки, в том числе именитый Сергей Соловьев.

Общепринято считать, что отчасти казаки ведут свое происхождение от пришедших из Туркестана печенегов, которые перевалили через Волгу, наводнили Хазарию и заняли территории между Доном и Днепром.

Относительно донских казаков предполагают, что они происходят от новгородцев, хорошо знавших Волгу и, после разгрома Новгорода царем Иваном Грозным, спустившихся вниз по этой реке и перешедших на Дон.

Вместе с тем считается, что казаки произошли от смешения славян с татарами, занимавшими южнорусские степи возле устий крупных рек.



Главное: их ряды постоянно пополнялись крупными группами оказавшихся вне закона разбойников, лиц, жаждавших приключений, широких просторов, грабежей и мечтавших о воле и богатстве.

Покоренные, как и вся Русь, татарами, они поднялись, стряхнули с себя иго и, когда варварский потоп схлынул, образовали между Русью и оттесненными завоевателями своего рода пояс конфедеративных республик.

С того времени они были неразрывно связаны с общерусской историей и оказали незабываемые услуги как славянству, так и всей Европе, преграждая, ценой своих жизней, своей кровью, путь татарским и турецким вторжениям… Они – энергичный передовой отряд славянской расы и цивилизации.

Да здравствует донцов воинственное племя,Да здравствует и млад и стар!Привет вам всей Руси за славу в наше время!Привет за славу вашу встарь!<…>Вперед, донцы! да разовьютсяРодные ваши знамена,И с честью ваши именаИз рода в роды пронесутся![8]

Для казаков самый первый из них – хотя он никогда казаком не был, но почитаемый ими «как истинный старый казак, священный предок и пример для всех казаков всех времен», – это князь Святослав, в 973 году нашедший вместе со своими соратниками смерть в бою на днепровских порогах.

В конце XV века казаки уже составляли значительную по численности общность, занимающую на пустынных в те времена берегах Днепра, Дона и Волги стратегические пункты, а также места, способные их прокормить. Они вели совершенно вольную жизнь, охотились и рыбачили. Но в первую очередь постоянно воевали с неверными. Потому что они христиане и всегда защищали и будут защищать русское христианство. Они с фанатизмом будут сражаться с мусульманскими фанатиками, а запорожцы будут ходить в бой со знаменем, на котором изображена Богоматерь.

После турецкого вторжения в Крым в 1475 году казаки станут «славянским авангардом», хранителями рубежей державы, про которых справедливо пишут, что к концу XV века они превращаются в знаменитое «украинное рыцарство», то есть рыцарей границы.

Впрочем, московские правители быстро поняли пользу этих казачьих поселений на своих границах и стали помогать росту их населения, то отправляя туда новых колонистов, то закрывая глаза на бегство из Московского княжества многочисленных недовольных своим положением или властью. Но вот завоеванную казаками вольность уже с той поры и потом, во все последующие века русское правительство будет энергично пытаться урезать, а казаки с таким же упорством станут отстаивать. Это приведет к бунтам, мятежам и кровавым репрессиям.

Не следует считать казаков XV–XVI веков ни гуманными завоевателями, ни ревностными христианами, строго соблюдающими евангельские заповеди. Они были дикими, не могли устоять перед искушением идущей им в руки добычей. Грабили, жгли, убивали – их жестокости невозможно перечислить. Их изобретательный ум придумывал жуткие пытки, самые легкие из которых сводились к медленному переламыванию костей жертвы, набиванию рта истязуемого сухой травой с последующим ее поджиганием или отрезанием грудей у женщин…

Ни одно казачье войско не могло до бесконечности пользоваться завоеванной независимостью. Чтобы спасти хотя бы собственную свободу, некоторые из них, когда настало время, отдавались под «покровительство». Донские казаки избрали своим покровителем Россию; украинские – Польшу; лишь запорожцы остались свободными и независимыми.

Но этот русский и польский сюзеренитет казаки принимали лишь при условии сохранения за ними права самоуправления по их собственному усмотрению. Во время войны они предоставляли «покровителю» конный воинский контингент; в мирное время выплачивали дань (состоявшую обычно из мехов). В дальнейшем вольности, предоставленные державами-покровительницами, не всегда строго соблюдались. Это вызывало бунты, оказавшие большое влияние на политику и историю России.

«Самим управлять собой» означало для казаков сохранение права жить авторитарной республикой. Они собирались, чтобы избрать атамана (или гетмана), верховного вождя, не являвшегося монархом. Вышедший из толпы, простой казак, атаман, по истечении срока правления, возвращался в эту самую толпу, ничего не сохранив из своего «выборного величия».

Выборными были и другие их командиры и начальники – старшины, то есть старейшие.

Атаман носил булаву, символ своей власти. Боевой эмблемой был бунчук (конский хвост). В бою казаки носили шлемы и кольчуги. Их вооружение соответствовало своему времени. В периоды мира они покрывали голову меховой шапкой – папахой, на протяжении веков остающейся общеказачим головным убором.

Во время выборов и перевыборов атамана и старшины кандидаты стояли посреди казаков чуть не униженно, с папахой в руке, и, если их переизбирали, казаки им говорили: «Вы добрые господа. Правьте нами дальше». Тогда они покрывали голову.

Общее собрание казаков для проведения выборов именовалось войсковым кругом. Подобные собрания устраивались также и перед выступлением в поход.

Суд они вершили быстро и никогда не пренебрегали этой процедурой. «Там, где есть три казака, – объявил гетман Хмельницкий, – провинившегося могут судить двое остальных».


С XV по XIX век образовалось несколько казачьих объединений – войск. Все они восходят к Донскому, Украинскому и Запорожскому. Это: Донское, Волжское, Терское, Моздокское, Яицкое или Уральское, Сибирское, Гребенское и Хоперское; Украинское, Запорожское, Черноморское, Слободское, Чугуевское и Бугское; Астраханское, Кавказское, Новороссийское, Кубанское, Оренбургское, Дунайское, Азовское, Амурское, Уссурийское, Семиреченское и Забайкальское.

Старейшее из этих казачьих войск, Донское, имеет долгую и интересную историю. Она закончилась лишь с крушением в России монархии, а до этой даты была яркой и блестящей. Мы рассмотрим ее, как и истории других казачьих войск: Кубанского, Терского, Сибирского, Забайкальского, Амурского и Уссурийского в течение XVIII, XIX и XX веков.

Но история запорожских казаков тоже одна из старейших, хотя и не такая древняя, как донских, также должна быть рассмотрена, прежде чем мы обратимся к эпизодам покорения Сибири и важным событиям в российской истории вплоть до Екатерины Великой, в которых принимали участие казаки.

Разумеется, не забудем и об украинских казаках. Добавим, что от донских казаков, которые будут постоянно появляться на наших страницах в дальнейшем, произошли казаки сибирские, являющиеся потомками дерзкой дружины атамана Ермака Тимофеевича, яицкие казаки, ставшие уральскими, и, наконец, волжские, позднее астраханские, казаки.

Глава 2

Запорожские казаки

Запорожское казачество сформировалось в Южной России после татаро-монгольского вторжения, опустошившего эту часть страны. Они уже составляли мощную военную и гражданскую организацию, когда во второй половине XV века Кипчакское ханство, или Золотая Орда, распалось на пять независимых татарских ханств: Ногайское, расположившееся между Доном и Днестром, на берегах Черного и Азовского морей; Крымское, главными городами которого были Ор или Перекоп и Бахчисарай (Дворец садов); Астраханское, между Волгой, Доном и Кавказом; Кипчакское, сохранившее имя прежнего татаро-монгольского ханства, к северу от Астраханского, между Уралом и Волгой; и наконец, Казанское, протянувшееся от Самары до Вятки.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Владимир Дмитриевич Синеоков (1901—?) – историк, публицист, автор ряда книг на русском и французском языках о казачестве. (Здесь и далее примеч. пер.)

2

Имеется в виду не фаворит Елизаветы Алексей Разумовский, а его брат Кирилл – президент Академии наук и гетман Малороссии, также получивший фельдмаршальский чин, но уже при Екатерине II в обмен на отказ от гетманской булавы. У него действительно был сын Лев, известный своим мотовством.

3

Анри-Альбер Ниссель (1866–1955) – французский генерал, в 1917–1918 гг. возглавлял французскую военную миссию в России.

4

Лава – боевой порядок и способ тактических действий.

5

Шарль-Антуан Моран (1771–1835) – французский дивизионный генерал, в 1812 г. командир 1-й пехотной дивизии 1-го армейского корпуса Великой армии, солдаты которой 12 (24) июня первыми переправились через Неман у Ковно. Ранен при Бородине.

6

Ландвер – в Пруссии эпохи Наполеоновских войн народное ополчение.

7

Николай Николаевич Туроверов (1899–1972) – русский поэт, донской казак, участник Первой мировой и Гражданской войн, белоэмигрант.

8

Иван Никитин. «Донцам».

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2