Полная версия
Дорога домой
Наталия Вечерина
Дорога домой
Старый ворон сидел на дереве и чистил клюв.
«Дядюшка ворон, дядюшка ворон! – раздался рядом писк. – Расскажи нам сказку!»
«Вот неугомонные!» – подумал ворон, тщательно счищая последние, видимые только ему пылинки с толстого носа. Нос, он же клюв, был предметом его особой гордости. Толстый, длинный и удивительно прочный, не раз выручавший старика в сложных жизненных ситуациях.
«Хорошо, хорошо,– снисходительно ответил ворон прервав свое занятие. – Только не вопите».
Воронята обступили дядюшку, тесно прижавшись к друг другу.
Непутевая сестра ворона, так он ее называл, была птицей недалекой, погруженной исключительно в радости (и не только) материнства. Ее интересовали исключительно дети и заботы о них: накормить, согреть, обучить нехитрым житейским премудростям. Весь ее мир был сосредоточен на потомстве, которое, к слову сказать, было немалочисленным. За ними и присматривал старый ворон, активно участвуя в их жизни. Вот и сейчас, восемь пар черных глаз бусинок смотрело на него, затаив дыхание в предвкушении новой истории. Племянники частенько навещали дядюшку, наполняя дом гвалтом, щебетом и суетой. Но его это нисколько не сердило, дети ворона уже были взрослые, и он любил, когда дом наполнялся веселым детским смехом.
«А теперь немедленно марш в гнездо! – скомандовал ворон закончив свой рассказ. – Мать вас там уже заждалась, спать давно пора!» И действительно, уже стемнело, и лес погрузился в ту особую ночную жизнь, которая бывает недоступна днем и не видима чужакам. Лес готовился ко сну. Подождав немного и убедившись, что все воронята добрались до места назначения, Ворон зычно и раскатисто каркнул и резко упал вниз, ударившись об землю.
«Ах, как славно!» – мужчина расправил затекшие слегка плечи и покрутил головой из стороны в сторону. Был он давно не молод, но все еще хорош собой, высокий и широкоплечий, и ничего не выдавало в нем ворона, кроме, пожалуй, черного, цвета вороного крыла волос , да длинного носа, который, впрочем, нисколько не портил его внешности.
«Мацко!» – услышал он из-за густых елок. На поляне появилась девушка, невысокого роста. «Мацко, мой Мацко, – нараспев приговаривала она, прижимаясь к мужчине. – Мой Мацко…» Ночь опустилась на лес, и разлившая тьма укрыла влюбленных от посторонних глаз. Ворон нахмурился. В молодом мужчине он узнал своего младшего сына , Мацко
***
«Бам, бам, поооодъем, поооодъем!» – густым тревожным басом удары набата растекались по округе. Но было поздно, огонь полыхал вовсю, жадные языки пламени лизали все вокруг. Горели нехитро построенные хаты бедняков, с соломенными крышами. Горели дома богатых крестьян, срубленных по солидному, как казалось, «на века». Горела деревянная церквушка. И даже погост был охвачен огнем, сжирая своим пламенем то, что и так уже истлело.
Люди метались охваченные паникой, и уже потеряв надежду спасти свое имущество, в отчаянии пытались спасти хотя бы то последнее, что еще оставалось у них – свою жизнь и жизни детей. Но все это было напрасно. Огонь плотно стоял кольцом, и к утру от селения почти ничего не осталось, кроме черного зияющего пепелища, с тлеющими углями.
Это пепелище вместо родного дома и увидела Аксинья, вернувшаяся с ночной прогулки рано утром.
***
«Ты нарушил закон, Мацко, и за это понесешь наказание», – отец стоял спиной к сыну, и только горделивая осанка выдавала в нем сильного и властного правителя. Мацко, любимый сын, и так глупо. Конечно, оставались еще племянники, кому можно передать бразды правления вороньим семейством. Но так много надежд Ворон лелеял в отношении Мацко, так много вкладывал в него, так заботливо и аккуратно учил его. «Ну что ж..», – отец смотрел в окно уже не столько с гневом, сколько с тоской и печалью. «Ну что ж», – повторил он, повернувшись лицом к сыну и будущей невестке». Аксинья стояла молча, сжавшись, ожидая решения Старейшины как приговора.
«Ты больше не сможешь жить с нами, Мацко, как и твоя жена и дети. Как и обращаться в ворона. Отныне ты будешь жить как человек со всеми его слабостями. И дети твои будут прокляты до седьмого колена, и не смогут попасть сюда до тех пор, пока не пройдет положенный срок. Много поколений сменится, Мацко, пока среди твоих потомков найдется то чуткое сердце, которое услышит мой зов и сможет вернуться в утерянный мир. Много лет, Мацко. А пока этого не случится все поколения твоего рода не будут по-настоящему счастливы. Дети твои пройдут много дорог, но всегда и везде в сердцах их будет жить щемящая тоска по утраченному гнезду. Они будут понимать язык птиц и зверей, они будут видеть неведомое простым людям, и , иногда, слышать наши голоса. Но не смогут понять нас, и будут непоняты сами. Иди , Мацко, я сказал все.» – Ворон замолчал и уставился в одну точку.
***
Аксинья и Мацко вернулись к пепелищу, на котором уже собрались чудом оставшиеся в живых жители и, немного посовещавшись, решили обосноваться на другом берегу реки, в Залесенье. Так началась их новая жизнь.
Власий же, хоть и сердился на сына, нет – нет, да и делал круг над двором Мацко с Аксиньей. Он видел, как обустраивались сын с невесткой, как один за другим появлялись и подрастали детишки. Все они были разные, кто светлоголовый, в мать, кто темноволосый, в отца, но у всех их было общее, то , что неизменно радовало старого ворона – особой формы нос, точь-в-точь, как у самого Власия, когда тот принимал человеческий облик.
***
Шло время. Давно уже не было в живых самого Мацко и его верной подруги Аксиньи. Рассеялись по всему свету их потомки. Непохожие друг на друга, имели они и нечто общее. Своеобразной формы нос, приносящий девочкам столько неприятностей. И плещущаяся на глубине души тоска, которую внимательные взгляды могли видеть в собеседниках, даже во времена веселья и радости.
Никто уже не помнил ни этой истории, ни откуда пришли они в новые места. Казалось, будто так и было всегда. Жили, работали, встречались, создавали семьи и растили детей. Обычный жизненный круговорот. И только старый Власий ждал. Ждал, когда закончится срок и проклятие начнет терять свою силу. Ведь на исходе было триста лет и семь колен его сына появились на свет. Кто-то из них должен был вернуться в родное гнездо. Но кто?
***
Лето в тот год выдалось жарким. Шла война, грохотали взрывы, и земля рассыпалась под ногами от снарядов и мин. Взрывы были слышны так близко, что даже старый ворон заволновался. И хотя все его семейство легко переходило из реальности в тонкий мир, где ни пули, ни люди не могли причинить никому никакого вреда, все-таки на душе у ворона было беспокойно. Не любил он этого, насмотревшись на войны за почти тысячу лет своей жизни.
Обернувшись человеком и накинув на себя черный старомодный плащ, ворон отправился в лес.
Лес был изуродован. Выкорчеванные с корнем деревья лежали вповалку, задрав ветки к небу. Черный дым клубами поднимался откуда -то издалека. На опушке стояла Агафья, и сжав свой маленький старческий кулачок грозила им вслед улетавшей железной птице, бормоча никогда не срабатывающие проклятия. Агафия была местной знахаркой, и равных ей в знании травок , корешков и мастерства приготовления снадобий не было. Но вот в проклятиях старушка была не сильна, не давалось ей это ремесло. Поговаривали что пробовала она научиться скверным делишкам, а потом бросила, решив, что каждому свое.
***
Ната сидела у открытого окна, с сонной кошкой на коленях и ждала, когда же заварится кофе. Дождь только что закончился, с окна тянуло прохладой и свежестью, где-то вдалеке щебетали неугомонные птички. Девушка мечтала, чтобы этот бесконечно длящийся рабочий день поскорее закончился, благо работала она удаленно и рабочий день заканчивался с момента захлопывания крышки ноутбука.
Ната была хронической неудачницей. По крайней мере, такой она считала саму себя. Все ее затеи оборачивались ничем, а если и приносили хоть какой-то результат, то настолько смешной, что Ната и за достижение его не считала. Приехав из далекого провинциального городка в Петербург, она долго и трудно привыкала к новому месту, несколько раз меняла работу в поисках более высокого заработка, а в зимний период страдала от недостатка солнца.
В одном ей было не отказать, Ната была очень легкой на подъем, могла мгновенно собраться и помчаться в лес и парк, благо этого в Петербурге и окрестностях было предостаточно или сесть в самолет и отправиться в родные края, к морю. Последнее, впрочем, ограничивалось финансами (их было не слишком много), поэтому случалось не часто, а скорее совсем уже не случалось.
Была у Наты и еще одна особенность, которую она тщательно скрывала от посторонних людей. Она любила рисовать.
И ничего в этом не было бы примечательного, тем более в Петербурге, где все располагает человека к творчеству, если бы не одно «но».
Ната рисовала только деревья. Деревья фантастические, странные выходили из-под карандаша и кисточки, они росли на листах бумаги навстречу солнцу, уходили в морскую даль, и, казалось, жили своей жизнью. Корни и ветки деревьев сплетались, образуя причудливый круговорот. Кроны украшали цветы, плоды, и неизменные разноцветные шары, значение которых Нате так и не удавалось понять, сколько бы она не размышляла над этим вопросом.
Рисунков было много. Черно-белые, нарисованные простым карандашом. Цветные, написанные маслом на холстах и картоне. Были среди них и наброски, которые Ната использовала скорее для работы, чем для творчества.
Работая психологом и зная материалистическую подоплеку профессии, она тем не менее сохранила веру в то необъяснимое, даже порой сверхъестественное, которое происходило с людьми. Верила в то, что не вписывалось в знания традиционной науки. Возможно, на эту веру и собственное тонкое проницательное чувствование людей и событий наложили отпечаток воспоминания из детства. Одна из прабабушек лечила людей с помощью заговоров и лечебных трав. Вторая, раскладывая карты, удивительным образом предсказывала будущее.
Ната и сама научилась работать с колодой, и иногда видела, как на кинопленке, картинки будущих событий. Любимым же ее упражнением была игра с фигурками на шахматной доске.
Помещенные на шахматное поле различные предметы, отождествленные с людьми, открывали их скрытые связи и устремления, показывали причины событий и их последствия.
Поле представляло собой три мира: мир живых, мир мертвых и серую зону. Больше всего Ната не любила последнюю из них. Человек попавший в серое пространство терял желание жить, ощущал упадок сил, становился безрадостным и равнодушным.
В некоторых случаях девушка прибегала к помощи карандаша, и тогда, рисуя дерево человека, приходила к предположениям о причинах и исходе событий, направлении, которое будет выходом из сложной ситуации. Такие рисунки оставались незаконченными с точки зрения полноценной картины, несли исключительно информативную функцию и не требовали прорисовки и сохранения в виде законченного художественного произведения. Самой Нате оставалась непонятной как природа этих рисунков, так и их информативность, удивительно совпадающая с реальностью. Что Ната неоднократно проверяла в уже серьезной работе с клиентами. Хуже всего было то, что рисунки словно влияли на судьбу человека, помогая проходить сложные моменты. Про себя девушка называла их деревьями жизни, но никогда не озвучивали смысл рисования посторонним людям.
***
Агафья, как и все в вороньем семействе, безопасно могла существовать одновременно в двух мирах: доступном человеческому глазу и невидимом, вход в который обычному человеку был доступен только во сне, да и то не всем и не всегда.
Умея принимать несколько образов, она умело пользовалась этим , представая перед людьми то в виде молодой озорной девушки, то в виде маленькой сухонькой старушки, ссутулившейся от тягот времени.
В таком образе – древней бабули и застал Власий Агафью, стоящую на краю опушки и сотрясающую воздух тонкими ручками.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.