bannerbanner
Доверие: живи играючи и будь открыт для жизни. Глубочайшее доверие к жизни
Доверие: живи играючи и будь открыт для жизни. Глубочайшее доверие к жизни

Полная версия

Доверие: живи играючи и будь открыт для жизни. Глубочайшее доверие к жизни

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Вы доверяете ему, потому что он человек. А у людей есть свои слабости, свои недостатки, ограничения – вы доверяете им, несмотря на все это. Доверие станет твердой скалой внутри вас, фундаментом нового бытия, новой жизни. И, возможно, если бы у вас было это твердое основание, даже те, кто обманул вас, не смогли бы это сделать.


Я спал в поезде, и рядом был только один человек. Я лежал на верхней полке. Посреди ночи этому человеку нужно было выходить. Это был прекрасный шанс, потому что все мои вещи оставались на полу, и он видел, что я сплю. Он приказал своим слугам все забрать. Но деньги были у меня в бумажнике.

Поэтому, когда он все взял, я сказал:

– Подождите!

– Вы что, не спите? – удивился он.

– Я не спал все это время. Вы все забрали, остался только этот бумажник с моими деньгами. Заберите и его тоже. Всегда делайте все тотально.

– О мой Бог! – закричал он и приказал слугам: – Верните все его вещи, он опасен.

Прибежали начальник станции, машинист, кондуктор, все спрашивали, что случилось. А этот человек дрожал, боясь, что я могу рассказать им о его попытке обокрасть меня.

– Ничего не случилось, – сказал я. – Просто по ошибке он вынес все мои вещи. Его ошибка была неполной, а я против незавершенности. Поэтому я стал предлагать ему свои деньги, говоря: «Возьмите также и это, чтобы ситуация была завершенной».

– Может, схватить его и сдать полиции? – спросили они.

– Нет, – ответил я, – потому что он хороший человек. Он не взял моих денег и вернул все вещи назад.

Он так разволновался, что оставил мне и одну из своих сумок. Мне пришлось отправлять ему эту сумку со следующей станции, я сказал: «Найдите этого человека». По крайней мере, на сумке было имя, так что его можно было найти. Он действительно был хорошим человеком. Он был так взволнован – возможно, это было его первой попыткой что-то украсть.


Люди есть люди. Что он такого сделал? Просто взял какие-то вещи, которые не принадлежат мне – ничто никому не принадлежит. Но доверие принадлежит вам. Вещи не ваши. Поэтому пусть ваше доверие будет иметь по-настоящему космические масштабы.

Остерегайтесь знаний

Слово «агностик» происходит от слова «гностик». Агностик – это тот, кто заявляет: «Я не уверен, так это или не так». Кто такой гностик? Гностик – это тот, кто знает. Таково значение этого слова. Агностик молчит, потому что не знает, что правильно, а что неправильно, что такое «да» и что такое «нет». Гностик тоже молчит – потому что он пришел к переживанию реальности, которое невозможно выразить словами.

Я – гностик, и мне бы хотелось, чтобы все вы были гностиками – чтобы вы подошли к той точке в своем опыте, когда случаются вещи за пределами слов, где язык остается далеко-далеко, на расстоянии многих световых лет, где нет никакой возможности уложить свой опыт в концепцию. Вы не можете сказать ни «Бог есть», ни «Бога нет». Вы даже не можете сказать: «Я не могу об этом говорить». Вы просто остаетесь в молчании. И те, кто понимает молчание, поймут ваш ответ.


Между знанием и познанием необходимо провести четкое разграничение. Знание лишь выглядит так, будто знает, но на самом деле оно не знает. Познание не может выглядеть, как будто оно знает, – но оно знает. Знание заимствовано, познание принадлежит вам. Знание имеет вербальную природу, познание – природу жизни. Знание – это информация, собранная здесь и там.

Познание экзистенциально: вы прожили его. Оно пришло благодаря вашему опыту. Это сам опыт.


Когда случается познание, вы освобождаетесь, получаете свободу. Знание все больше превращает вас в узника. Знание связывает вас. Познание несет освобождение.

Парадокс заключается в том, что человек знания заявляет, что знает, а человек познания даже не знает, что знает. Человек познания невинен.

На Западе существует очень известный мистический трактат – единственный на Западе. Неизвестно, кто его написал, кому он принадлежит, но, по всей видимости, он появился как результат потрясающего опыта. Называется этот трактат «Облако незнания». Он был создан человеком познания, но назван «Облако незнания». В нем говорится: «Когда я понял, то забыл все знание, все знание исчезло».

Знания не нужны, когда вы знаете. Когда вы не знаете, вы цепляетесь за знания – потому что только с их помощью вы можете делать вид, что знаете. Если же вы знаете, вы можете забыть о знаниях. Но если не знаете, как вы можете позволить себе забыть? Поэтому только величайшие познавшие были способны забыть знания. Это вершина, запомните.

Станьте человеком познания – или облаками незнания, что означает то же самое, хоть и сказано иначе. Познание – это почти то же самое, что и незнание, потому что в познании нет знающего – эго отсутствует. В знании есть разделение – между знанием и знающим, между субъектом и объектом. В познании разделения нет. Познание неделимо. Оно соединяет, объединяет.

Наука – это разновидность знания. Религия – это разновидность познания или незнания. Вот почему их пути нигде не пересекаются и никогда не пересекутся. Когда заканчивается наука, начинается религия. Когда заканчивается хитрость, начинается простота. Когда исчезает узнающий, появляется познание.


В библейской истории про изгнание Адама есть нечто, что нужно понять в этом контексте. Эта история так прекрасна, что я снова и снова возвращаюсь к ней в разных интерпретациях, имея в виду разные смыслы.

Бог сказал Адаму: «Ты можешь наслаждаться всеми плодами в этом саду. Но есть два дерева, одно называется Древо Жизни, а второе – Древо Знания. Пожалуйста, не ешь плодов с Древа Знания».

Он упоминает два дерева, Древо Жизни и Древо Знания. А дальше ничего не говорит о Древе Жизни, только: «Не ешь плодов с Древа Знания».

Но Адам был так любопытен – вот почему змий сумел его убедить, добился своего. Глубоко внутри Адам, судя по всему, испытывал сильное любопытство – как любой ребенок, ведь Адам был первым ребенком, а Бог – первым отцом. Адама удалось уговорить вкусить плодов с Древа Знания.

Он вкусил и стал знающим. В тот же миг ему стало стыдно, он сразу же почувствовал себя голым. До того момента он был невинным, эта невинность была с ним изначально – абсолютная, безусловная. Он не осознавал своей наготы. На самом деле он даже не осознавал того, что он есть. Вошло эго – вместе с плодом с Древа Знания. Так было создано эго.

Адам насторожился: он начал рассуждать, прекрасен он или нет, хорошо ли это – быть голым. Он стал осознавать свое тело. Впервые стал осознавать себя. До того момента он пребывал в полубессознательном состоянии. Не то чтобы он был без сознания – он был в сознании, но в нем не было «я». Сознание было чистое, незамутненное, подобное ясному свету. Но внезапно посреди сознания, как столб, выросло эго – темный столб, столб тьмы.

Как гласит история, Адам был изгнан.

На самом деле Богу не нужно было его изгонять. Адам сам изгнал себя, вкусив плод с Древа Знания.

Знание – это изгнание.


Как только вы начинаете осознавать свое эго, вы оказываетесь лишены красоты, благословения, восторга, радости, которые жизнь может вам предложить.

Так что же случилось со вторым деревом – Древом Жизни? О нем ничего не говорится. Мое толкование такое: если бы Адам сначала вкусил плод с Древа Жизни, а уже потом – с Древа Знания, он бы не был изгнан. Если бы знание пришло через проживание, через опыт, не случилось бы никакого изгнания. Знание Адама было фальшивым, оно пришло к нему не через опыт – оно было незаслуженным, незрелым, вот почему его изгнали. Оно было заимствовано, не принадлежало ему.

Когда знание приходит через опыт, оно приносит освобождение. Оно дает радость, заставляет вас восторгаться существованием.


Если бы Адам сначала вкусил плод с Древа Жизни, а уже потом – с Древа Знания, его бы не выгнали из Эдемского сада.

Адам повернул процесс в обратную сторону: сначала он вкусил плод с Древа Знания. А как только вы вкушаете плод Древа Знания, вы начинаете терять жизнь. И уже не можете отведать плод с Древа Жизни. Вот почему Адам сам стал причиной своего изгнания.

Помните: знание приходит двумя путями. Вы можете получить его от других – из книг, от людей, от общества – и заявить, что оно принадлежит вам. Но тогда вы оказываетесь изгнанными из Эдема. Причем вы сами себя изгоняете, никто другой этого не делает. Сам ваш неверный подход к познанию становится преградой. Но знание можно получить и другим путем – через опыт, через жизнь.

Вкусите сначала плод с Древа Жизни, и тогда за этим безмолвно последует знание. Не сказав, не прошептав ни слова, оно возникает в вашей душе.


В Библии есть еще одна притча. Когда Бог сотворил мир, он попросил Адама дать всем имена. Например, он приводил льва и спрашивал: «Как ты назовешь это животное?» Приводил слона и задавал тот же вопрос. И Адам давал всем имена, и с тех пор человек занимается тем же самым.


Все ваше знание – не что иное, как навешивание ярлыков, придумывание названий.

Если вы спросите кого-нибудь: «Ты знаешь, что это за цветок?» – он ответит: «Да, знаю – это роза». Но что ему известно? Лишь название. Что еще вы знаете? Зная название «роза», вы знаете розу? Зная слово «Бог», вы знаете Бога? Зная слово «любовь», вы знаете, что это такое? Эта притча тоже прекрасна. Адам довольно глуп. Ему следовало сказать: «Нет, как я могу их называть? Я не знаю их». Но он давал названия – слон, роза, лев, тигр – и с тех самых пор именно этим непрерывно и занимается человек на протяжении веков, просто называет вещи. Зная, как зовут человека, вы полагаете, что знаете его. Так, когда вы знакомите людей друг с другом, вы просто сообщаете имя или название их страны или народа. Но разве так можно узнать человека? Человек безграничен, огромен, как вы можете навесить ярлык и при помощи этого ярлыка узнать человека? Однако придумывание имен дарит ложное впечатление, будто бы вы знаете.


Супружеская пара не успела въехать в свой недавно построенный дом, как к ним пожаловали соседи. Естественно, разговор пошел о новом доме.

– Он очень хорош, – отметил один из гостей, – но я не понимаю, почему подобные дома называют замками.

– Что ж, – ответил хозяин, – мы просто не знаем, как еще его назвать. Дело в том, что на его постройку мы занимали большую сумму денег, но думаем, что сумеем рассчитаться и все будет о’кей. Вот мы и назвали его «заем-ОК».


Нужно же как-то его назвать! Требуются слова, чтобы мы могли продолжать навешивать на вещи ярлыки, думая, что знаем. Что именно вы знаете? Если вы отбросите эти названия, которые скопили в своем уме, что останется? Ничего, абсолютно ничего, и это ничто необходимо осознать, потому что, пока вы не осознаете его, вы никогда не двинетесь в правильном направлении.

Правильное направление – это познание, а не знание.

Жить без веры – большая смелость

Усвойте прежде всего: все, что вы знаете, – не настоящее знание. Это не познано вами, а потому не является настоящим знанием. Отбросьте весь этот мусор, чтобы получить возможность знать. Вы смотрите чужими глазами – что можно ими видеть? Вы не способны видеть моими глазами, это невозможно. Вы должны иметь для этого свои глаза. И это касается не только внешнего зрения, но и внутреннего.

Очистите себя от всей заимствованной информации и знаний, разгрузите себя, и тогда ваша собственная природа начнет выходить на поверхность и возникнет совершенно новый вид мудрости: великая ясность и глубокое понимание вещей, проблем, жизни.


Жизнь – это загадка. Чем лучше вы ее понимаете, тем более загадочной она становится. Чем больше вы знаете, тем меньше ощущаете, что знаете. Чем больше вы осознаете глубину, бесконечную глубину, тем безуспешнее становятся попытки что-то о ней сказать. Отсюда и возникает тишина. Тот, кто знает, пребывает в таком благоговении, в таком бесконечном изумлении, что даже его дыхание останавливается. Стоя перед тайной жизни, человек полностью теряется.

Но есть и проблемы. И первая из них, связанная с тайной жизни, состоит в том, что всегда существует возможность подделок, люди могут вводить других в заблуждение, мошенничать. В мире науки это невозможно. Наука движется по ровной поверхности с безграничной осторожностью, логично, рационально. Если вы произнесете бессмыслицу, вас сразу же поймают, потому что все, что вы говорите, можно проверить. Наука объективна, и любое утверждение, любое заявление можно проверить при помощи лабораторных экспериментов.

Религия относится к внутреннему миру, субъективному, таинственному, и дорога идет не по равнине. Это холмистая местность. Много подъемов и спусков, и путь идет по спирали. Снова и снова вы приходите в одно и то же место, только, может быть, поднимаетесь чуть выше. И что бы вы ни говорили, это нельзя проверить, нет никаких критериев. Так как речь идет о внутреннем, ни один эксперимент не может доказать или опровергнуть это. Поскольку это нечто потаенное, никакие логические доводы не могут помочь решить, как правильно.


Вот почему наука едина, а религий в мире почти три тысячи. Вы не можете доказать, что какая-либо из них ложная. И точно так же не докажете, что какая-то – истинная.

Это невозможно, потому что не поддается эмпирической проверке.

Будда говорит, что внутри нет никакого «я». Как это доказать или опровергнуть? Если кто-то утверждает: «Я видел Бога», и говорит это искренне, что делать? Может быть, у него расстройство сознания, может, он ненормален. Не исключено, что у него были галлюцинации. А может, он действительно видел. Но как это доказать или опровергнуть?

Он не может ни с кем разделить этот опыт, так как это внутреннее переживание. Это не какой-то объект, который можно поставить в центре, чтобы все за ним наблюдали, экспериментировали, препарировали его. Вам приходится принимать это на веру. Тот человек может казаться совершенно искренним и при этом иметь расстройство сознания. Или же он не хочет и не пытается вас обмануть, а просто сам оказался сбитым с толку. Он, допустим, очень честный человек, но ему привиделся сон, и он решил, что это реальность – иногда бывают такие сны, которые кажутся более реальными, чем сама реальность. Эти сны похожи на видения. Он слышал глас Божий, и он так им наполнен, так взволнован! Но что же делать? Как доказать, что он не сошел с ума, что он не создает проекции своего собственного ума и своих идей? Никак.

Если существует один подлинно духовный человек, то вокруг него будет еще девяносто девять. Некоторые из них лишились рассудка: бедняги, простые ребята, добрые сердцем, не желающие причинить никому вреда и, тем не менее, причиняющие его. Здесь же окажется несколько плутов, воров, обманщиков – хитрых, умных людей, которые намеренно вредят и извлекают из этого выгоду.


В мире не найти более прибыльного бизнеса, чем религия. Вы можете что-то обещать, но нет никакой нужды сдерживать обещания, потому что ваш товар невидим.

А раз так, вы можете продолжать продавать и обещать. Не нужно доставлять товар, потому что он невидим, и никто не может его обнаружить. Так что вам не найти лучшего бизнеса, чем религия. Я видел многих обманутых и многих обманщиков. И это такая трудноуловимая вещь, что ничего нельзя сказать ни за, ни против. Это все продолжается благодаря тому, что само явление невидимо.

Что же делать? По каким признакам судить? Как делать выводы?

Религия всегда опасна. Она опасна, потому что сама местность здесь полна загадок, иррациональна. Может произойти все что угодно, и нет никакого внешнего способа рассудить. И существует такая категория доверчивых людей, которые всегда готовы во что-то поверить, потому что им нужно на что-то опереться. Без веры они чувствуют себя лишенными опоры, вырванными с корнем из земли. Им нужен кто-то, в кого они могли бы поверить, им нужно место, куда они могли бы приходить, чтобы чувствовать твердую почву под ногами, чувствовать укорененность.


Вера – глубокая потребность людей. Откуда она? Дело в том, что без веры вы чувствуете себя как будто в хаосе, без веры вы не знаете, зачем существуете, не чувствуете никакого смысла в жизни. Кажется, что ничто не имеет значения. Вы чувствуете себя так, будто оказались здесь по воле случая, безо всякой причины.

Без веры возникают вопросы: для чего вы? Кто вы? Откуда пришли? Куда вы идете? И без веры нет ни одного ответа. Человек чувствует себя совершенно лишенным смысла, абсолютно ненужным, случайностью в бытии. Вы умрете, и никто не встревожится, все будет идти своим чередом. Вы чувствуете, что чего-то недостает, какого-то контакта с реальностью, какой-то веры. Вот почему существует религия – чтобы поставлять верования, потому что люди нуждаются в них.

Неверующий человек должен быть очень, очень смелым. Жить без веры – значит жить в неизвестности, это большая смелость. Обычные люди не могут себе этого позволить. Если отваги слишком много, появляется страдание, возникает тревога.

Обратите внимание: для меня духовный человек – неверующий. У него есть доверие, но не вера – между ними большая разница.

Вера интеллектуальна. Она вам нужна, поэтому она у вас есть. Она существует, потому что вы не можете жить без нее. Вера дает вам опору по жизни, наделяет вас неким смыслом, пусть и ложным, дает вам некую схему жизни: как и куда двигаться. С ней вы на шоссе, не блуждаете в лесу. Вера дает вам чувство принадлежности: есть другие верующие, подобные вам, вы становитесь частью толпы. И вам уже не нужно думать самостоятельно, вы больше не несете ответственность за свое существование и за то, что делаете. Теперь вы можете перебросить ответственность на толпу.

Отдельно взятый индуист никогда не бывает так же ужасен, как толпа индуистов. И один мусульманин не будет так плох, как толпа мусульман. Как это получается?


Отдельные люди не бывают плохими, а толпы просто безумны – потому что в толпе никто не чувствует своей ответственности.

В толпе можно легко совершать убийства – вы знаете, что это дело рук толпы, а вы лишь волна в ней. Вы не являетесь тем, кто решает, поэтому не несете ответственности. Поодиночке вы чувствуете свою ответственность. Вы будете чувствовать вину, если причините кому-то вред. Мое наблюдение таково: грех существует только в толпе, отдельно взятый человек никогда не бывает грешником. Отдельные люди, даже если и совершают какие-то дурные поступки, могут очень легко от этого уйти. Но с толпами это невозможно, потому что у толпы нет души, нет никакого центра. К кому обращаться? За все, что творится в мире, за эту дьявольщину, за это зло на самом деле ответственна толпа. Нации – это дьявольщина, религиозные общины – это злые силы.

Вера делает вас частью толпы, и у вас возникает бурная радость от того, что вы являетесь частью чего-то большего, чем вы сами: нации, Индии, Америки или Англии. В этом случае вы не просто крошечный человек. Вы получаете большой заряд энергии и чувствуете подъем. Вы ощущаете эйфорию. Вот почему, когда страна находится в состоянии войны, люди впадают в состояние эйфории, экстаза. Внезапно их жизнь наполняется смыслом. Они существуют ради страны, ради религии, ради цивилизации, теперь у них есть цель, к которой нужно стремиться, и сокровище, которое нужно оберегать. Они больше не обычные люди, на них возложена великая миссия.

Вера – это мост от человека к толпе.

Доверие – совершенно иное. Доверие – не интеллектуальное понятие. Доверие – это качество сердца, не головы. Верование – это мост между человеком и толпой, а доверие – это мост между человеком и космосом. Доверие всегда обращено к Богу… И когда я говорю «Бог», я не подразумеваю никакую веру в Бога. Когда я говорю «Бог», я просто подразумеваю целое.


Доверие – это глубокое понимание того, что вы – просто часть, одна нота в великой симфонии, просто маленькая волна в океане. Доверие означает, что вы должны следовать за целым, течь вместе с ним, быть в гармонии с ним.

Доверие означает: я здесь не в качестве врага, я здесь не для того, чтобы сражаться. Я здесь для того, чтобы наслаждаться той возможностью, что была мне дана, я здесь для того, чтобы чувствовать благодарность и праздновать. Доверие – не доктрина: вам не нужно быть индуистом, мусульманином, джайном или сикхом. Доверие – это преданность человека по отношению к целому. Доверие делает вас духовным – не индуистом, не мусульманином, не христианином, но просто духовным.

Доверие не имеет названия. Вера превращает вас в индуиста, в мусульманина, в христианина. У веры есть имена, миллионы имен. Существуют тысячи верований, вы можете выбирать. У доверия лишь одно качество – это преклонение перед целым, движение в согласии с целым. Вы не принуждаете целое следовать за вами, а просто позволяете себе двигаться вместе с целым.

Доверие – это трансформация.


Доверие существует не в словах, не в писаниях. Оно направлено в сторону жизни, в сторону самой энергии, которая приводит в движение целое.

Вы доверяете ему, вы течете с ним. Если оно закручивает вас в водоворот, вы идете вниз. Если оно выталкивает вас из водоворота, вы выплываете. Вы движетесь с ним, вам не нужно иметь свое мнение по этому поводу. Если оно заставляет вас грустить, вы грустите. Если оно делает вас счастливыми, вы счастливы. Вы просто движетесь с ним, без своих умозаключений, и внезапно осознаете, что теперь вы достигли той точки, где блаженство будет длиться вечно. В грусти вы тоже будете чувствовать блаженство, потому что это не ваше дело. Это дело рук целого, а вы движетесь с ним. Счастье – хорошо. Грусть – хорошо. Вы просто говорите «хорошо». Все получает ваше одобрение. Вот что такое духовный человек: у него нет своего ума. А вера имеет очень сильный собственный ум.

Когда вы слишком наполнены верованиями, вы можете начать выдумывать. Вы можете видеть то, чего нет, и упускать то, что есть. Ум, переполненный верованиями, может проецировать все что угодно согласно его вере. Когда вы будете что-то видеть, всегда помните об этом.

Ко мне приходят люди… Если кто-то верит в Кришну и медитирует, к нему сразу же начинает приходить Кришна – «видения». Но к нему никогда не приходит Христос. Христианин начинает медитировать, и Кришна никогда не нарушает его медитацию. Приходит только Христос. К мусульманину не приходят ни Кришна, ни Христос, и Магомет тоже не может прийти, потому что у мусульман нет изображений Магомета. Они не знают, как он выглядел, поэтому не могут строить проекции.

Во что бы вы ни верили, вы создаете проекции. Вера – это проекция. Она очень похожа на проектор в кинотеатре: вы видите на экране то, чего нет. Проектор спрятан позади, вся игра происходит там, но вы смотрите на экран. Вся эта игра идет в вашем уме, а ум, наполненный верованиями, продолжает создавать проекции на мир, он видит то, чего нет. В этом заключается проблема.


Ум, который верит, всегда уязвим, он предоставляет мошенникам возможность эксплуатировать себя – а мошенники повсюду.

На пути множество разбойников, потому что нет никакой карты.

Движение в религию – это движение по неизведанной территории, движение без карты. Там запросто могут обосноваться разбойники, могут поджидать вас – и ждут. Иногда даже если человек не обманывает вас, но вы хотите быть обманутыми – он вас обманет. Никто не может вас обмануть, если глубоко внутри вы не готовы к этому.

Буквально несколько дней назад ко мне пришел один человек и сказал: «Один баба обманул меня, а он великий йоги» (в Индии обозначение уважаемых людей. – Примеч. ред.). Я спросил его: «Что он сделал?» Он ответил: «Он может любой металл превратить в золото. Он показал мне это, я видел это собственными глазами. Потом он сказал, что я должен принести ему все свое золото, и он увеличит его количество в десять раз. Тогда я собрал все свои украшения, а он просто сбежал с ними. Он меня обманул».

Все будут думать, что тот баба обманул этого человека. Но я сказал ему: «Это твоя жадность обманула тебя. Не перекладывай ответственность на кого-то другого. Ты просто глупец. Жадность глупа. Ты хотел, чтобы твоих украшений стало в десять раз больше – это ум обманул тебя, а тот человек просто воспользовался возможностью. Он просто умный человек, вот и все. Настоящая проблема – ты сам. Если бы он тебя не обманул, это сделал бы кто-то другой».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

На страницу:
4 из 5