Полная версия
Религии мира. Как разгадать сакральную сторону человечества
Я считаю наилучшим определение, данное замечательным американским антропологом Клиффордом Гирцем[8]. Гирц известен как антрополог-практик, он много лет работал в полевых условиях в Марокко и на фотогеничном острове Бали. Его книга «Глубокая игра. Заметки о петушиных боях у балийцев» может стать для вас входным билетом в чарующий мир антропологии: она короткая, насыщенная смыслом и крайне увлекательная. Автор объясняет, как практика петушиных боев укоренена в социальной жизни балийцев, и приходит к интересному выводу о том, что это изощренное развлечение в каком-то смысле сродни театру. К сожалению, сегодня в России идеи Гирца не особенно популярны. Но именно его подход я считаю наиболее интересным и обоснованным.
Итак, религия по Клиффорду Гирцу – это система символов, которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными[9].
Звучит непросто, но на самом деле здесь нет ничего экстраординарного, и для понимания этого определения не нужна степень по антропологии. Заметьте: здесь нет ни слова о богах и прочих сверхъестественных сущностях. Религия по Гирцу – это в первую очередь система символов, и такой взгляд очень легко подтвердить! Когда будете в следующий раз проходить мимо храма любой конфессии, внимательно рассмотрите его. Вы заметите очень много символов – то есть знаков, созданных для выражения смысла, выходящего за пределы самих этих знаков.
В переводе на русский язык: крест означает намного больше, чем просто две перекрещенные палки. Голубь – это не просто голубь, а символ третьей ипостаси бога – Святого духа. Пастух – больше, чем просто пастух, это символ Христа, выводящего нас из неведения и указующего путь. Каждая религия – это сложно устроенная система символов, работающая как на индивидуальном, так и на социальном уровне. Религия не просто описывает социальный порядок, она его создает
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Американский журналист и писатель. – Прим. ред.
2
Голландский мыслитель и философ VII века. – Прим. ред. (URL: https://old.bigenc.ru/religious_studies/text/2164201)
3
Маймонид Моисей / Хлебников Г.В. // Большая Российская Энциклопедия 2004–2017. URL: https://old.bigenc.ru/religious_studies/text/2164201
4
Аргентинский футболист, признанный одним из лучших игроков всех времен. – Прим. ред.
5
Шахнович М. М. Л. Я. Штернберг и «наука о религии» // Лев Штернберг – гражданин, ученый, педагог. К 150-летию со дня рождения. / Под. ред. Е. А. Резвана. СПб.: МАЭ РАН, 2012. С. 190–200.
6
Концепция, согласно которой живые организмы были созданы «разумным творцом». – Прим. ред.
7
Лифинцева Т.П. Пауль Тиллих: философия и теология // Философский журнал. 2009. № 2 (3). С. 39–48.
8
Астахова Л. Интерпретативная антропология религии Клиффорда Гирца: религиозные практики как сети значений // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2013. № 3 (31). С. 162–177.
9
Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. 560 с.