bannerbanner
Русский мессия
Русский мессия

Полная версия

Русский мессия

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

Начало–1905 год

1

С октября1905 года невозможно представить жизнь семьи последнего императора Романова без участия в ней Григория Ефимовича Распутина, который тогда появился в царском дворце в качестве некоего пророка и необычного православного странника, или «старца». Распутин был представлен царю своим высокопоставленным окружением с помощью влиятельных лиц духовенства и до конца своей жизни оказывал определенное влияние на царскую семью. Первопричиной явления Распутина при дворе была болезнь царевича Алексея. Нельзя отрицать, что и сам Николай II нашел в лице Распутина внутреннюю поддержку человека из народа. Воспитанный в глубоких православных традициях и имеющий от природы кроткий жизнелюбивый характер, Николай II стал глубже чувствовать и понимать своих подданных. Его действия в этот трудный исторический период кажутся непоследовательными, без твердой стратегии действий и порой наполненными реальным страхом разрушения империи. Но участие и духовное воздействие находящегося рядом Распутина явно вселяли в него надежду на положительный исход политического кризиса. Не имея от природы волевого характера твердого самодержца и отрекаясь от престола уже после смерти старца, император осознанно пришел к выводу, что сопротивление принесет подданным неминуемый вред и только больше разрушит страну. Надо отдать должное Николаю Александровичу, что это решение имело свои религиозные основы и оказалось достаточно правильным, честным и патриотичным.

2

Российская империя еще в концеXIXвека прочно держалась на трех китах –Православие, Самодержавие и непоколебимая Вера народа в праведность помазанника Божьего, царя-батюшки. Об этом напоминает гимн России того времени:

«Боже, царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам.

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.

Боже, царя храни!»

Надежные национальные скрепы к началу XX века были разрушены вовсе не народными массами, а внутренними противоречиями социально-экономической обстановки в стране и близким к антагонизму расслоением российского общества. Оно подогревалось и позднее накалялось прежде всего нежеланием развращенного и незаслуженно привилегированного дворянства понимать трудности низших слоев населения, также, как и стремительно развивающегося класса буржуазии, получающего сверхприбыли за счет уничижения покорного, готового к любому труду и нищавшего с каждым годом народа.

Немалую роль в разрушении страны в начале XX века сыграло и определенное бездействие Православной церкви, хотя по сей день она списывает все свои тогдашние утраты на безжалостных «безбожников-большевиков». Однако нетрудно догадаться, что недостаточная просветительская работа с ее стороны, а порой и попустительство религиозного инакомыслия сыграло свою негативную роль. А кому, как не просвещенному духовенству, было известно, откуда тогда появлялись эти самые безбожники.

Реальный сильнейший удар по православию был осуществлен в «Кровавое воскресенье» – 9 января 1905 года – так называемым попом Гапоном. Сегодня истоки этого провокационного действа известны. Церковь промолчала в 1905-м и старается не вспоминать по сей день.

Николай II поддался воле своих недальновидных советников, устроивших бойню веривших в царя-батюшку мирных демонстрантов с христианскими хоругвями. Он после этого глубоко переживал свою слабость и написал в дневнике: «Господи! Как больно и тяжело!» Государь был потрясен произошедшим, мировоззрение его искало выхода в понимании страны и своего народа.

Именно Распутин своим участием и определенным влиянием заставил царя глубже понять и укрепить веру в свой народ. В это время назрел и развивался раскол между церковью и интеллигенцией, но народные массы пока продолжали верить в существующие скрепы государства. В связи с этим становится понятным необычное и даже странное отношение самого старца ко многим иерархам Православной церкви. Уместно упомянуть и великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, который был предан анафеме Православной церковью. О том, что церковь не пыталась найти необходимого единения в обществе, говорят и слова философа-публициста Василия Розанова: «Он (Толстой) говорил против Синода, против духовенства – и прав. Более того, он выше, сильнее и чище их…»

Образование нового государства – СССР– в 1922 году не противоречило пророчествам Распутина и явилось результатом понимания новой властью чаяний и стремлений простого трудящегося человека.

3

В доме Романовых 1905год был не совсем обычным и даже переломным. С самых его первых дней, в разгар уничижительной русско-японской войны царская семья почувствовала, что надвигается что-то непонятное, неминуемое для них и даже для самой казавшейся незыблемой монархии в России. Единственной радостью и надеждой для государя и его жены в эти трудные дни оставалось рождение накануне, в августе 1904 года, цесаревича Алексея.

При рождении сына имя Алексей в честь наследника первого царя Михаила Федоровича дал ему именно Николай II. Через 2 месяца после появления цесаревича на свет у него потекла из пупка кровь, и тогда стало понятно, что он унаследовал невозможную тогда победить с помощью медицины болезнь. Это был своеобразный предвестник, или знак свыше, возможного распада династии, и он не мог не взволновать сердца родителей и прежде всего помазанника Божьего – Николая II.

В связи со скоропостижной смертью отца Александра III государь не получил должной подготовки в качестве будущего монарха (он неоднократно об этом говорил при воспитании цесаревича Алексея). В начале своего правления он не очень глубоко ощущал свою суровую ответственность и миссию помазанника Божьего, которая в течение 300 лет незыблемо объединяла русский народ. Не имея своего твердого мнения и опираясь на окружение двора, 9 января 1905 года, или в «Кровавое воскресенье», царь сделал первый недальновидный шаг.

В этом переломном для монархии году, кроме Распутина, в доме государя появились казавшиеся не очень приметными еще два не относящихся ранее к царскому окружению человека, которые могли своими глазами наблюдать и воспринимать реальную обстановку жизни семьи Николая II с их повседневными заботами, переживаниями и внутренними противоречиями.

4

Это прежде всего–Пьер Жильяр, наставник, воспитатель великих княжон и цесаревича Алексея. Вплоть до отречения государя этот честный и образованный человек швейцарского происхождения оставался в узком кругу царской семьи, влиял на становление и развитие монарших детей. Он своими чуткими глазами наблюдал каждодневные переживания и независимую внутреннюю атмосферу взаимоотношений детей и их родителей. Описанные Жильяром наблюдения и сцены быта использованы автором для образной характеристики царской семьи глазами иностранца.

«Они смотрели на Распутина как на полусвятого. Я могу отметить такой факт. Я с ними жил 4 года. Они меня любили. И никогда, ни одного раза они не сказали со мной ни одного слова про Распутина. Я ясно понимал: они боялись, что я как кальвинист не пойму их отношения к Распутину».

Работавший немало лет с отпрысками высокопоставленных европейских особ Жильяр, не без волнения ожидая первой встречи в небольшой комнате дома Романовых со скромной обстановкой в английском вкусе, был поражен непосредственностью и простотой общения жены государя:

«Дверь отворилась, вошла императрица, держа за руку Ольгу и Татьяну. Александра Федоровна была очень красива, высокого роста, с великолепно поставленной головой. Ее прекрасный взгляд серо-голубых глаз, поразительно живых, отражал все волнение животрепещущей души».

Императрица очень ответственно относилась к воспитанию детей и в течение нескольких недель «сама присутствовала на уроках, сидя в кресле у окна». После того как она убедилась в характере наставника и качестве воспитания детей, ее заменила одна из придворных фрейлин – княжна Оболенская.

Несколько месяцев спустя Жильяру была предоставлена полная свобода в работе с монаршими детьми.

Два года спустя к урокам присоединилась Мария, и в 1909 году – Анастасия. В 1912-м первый его урок получил царевич Алексей.

Жильяр оставил яркое впечатление о своих воспитанницах:

«Великие княжны были прелестны своей свежестью и здоровьем. Трудно было представить четырех сестер, столь различных по характеру и одновременно сплоченных семейной дружбой, которая не мешала их личной самостоятельности и индивидуальному темпераменту этой живой связи. Между ними существовало и общее имя – «Отма», которое являло собой начальные буквы их имен. Под этой довольно оригинальной общей подписью иногда делались друг другу подарки или писались искренние письма, дарившиеся или написанные одной из них от имени всех остальных».

Встречался Жильяр и с Григорием Распутиным в годы, когда образ «старца» уже был окружен невероятными и малопонятными ему слухами о нем. Неудивительно, что он написал о своей первой встрече со старцем:

«Однажды, выходя из дворца, я встретился с ним в передней. Я успел его разглядеть, пока он снимал свою шубу. Это был человек высокого роста, с изможденным лицом и очень острым взглядом серо-синих глаз из-под всклоченных бровей. У него были длинные волосы и большая мужицкая борода. На нем была голубая шелковая рубашка, стянутая у пояса, широкие шаровары и высокие сапоги…Когда наши взгляды встретились, у меня было ясное сознание, что я нахожусь в присутствии зловредного, смущающего душу существа».

5

В том же 1905 году в поле зрения царской семьи попал и Арон Симанович, бежавший из Киева от еврейского погрома. Только на первый взгляд покажется случайным его скорое проникновение в деловые и светские круги Санкт-Петербурга.

Удивительно предприимчивый еврей умел привлечь к себе внимание благодаря своеобразному таланту моментально знакомиться и заводить связи с высокопоставленными чиновниками и людьми из высшего света. Симанович быстро стал известной личностью в столице. Ему скоро удалось попасть в узкий круг приближенных двора и царской семьи в качестве успешного продавца ювелирных изделий и редких бриллиантов.

Стремительному вхождению Арона Симановича в высшие круги светского общества вплоть до императрицы, а потом и царя, несомненно, способствовала заинтересованность еврейской диаспоры в послаблении нелегкой жизни в России. Первыми его друзьями стали братья князья Витгенштейны, служившие в личном конвое императора. При их содействии он близко познакомился с влиятельными придворными дамами императрицы – Анной Вырубовой, Никитиной, госпожой фон Ден, княгиней Астаман-Голициной и княгиней Орбелиани.

Совместно с придворным метрдотелем, французом Пуансе, Симанович учредил шахматный клуб, который на деле являлся карточным клубом для богатых особ и позволил ему расширять круг желаемых знакомств.

Через княгиню Орбелиани Арон Симанович был представлен царице. Она позвала его в дом княгини для совета по выбору необычных бриллиантов. Встреча была непринужденной, после которой он стал получать заказы от Александры Федоровны. Желая во чтобы то ни стало продолжить плотный контакт с ней, он начал предлагать ей драгоценности по низкой цене, предоставляя при этом немалую рассрочку оплаты. Несмотря на огромную конкуренцию, в том числе самого Фаберже, Арон Симанович стал постоянным продавцом драгоценностей для царицы.

По просьбе Александры Федоровны государь после знакомства с Распутиным попросил Симановича на первых порах в силу невысокой образованности старца помочь ему освоиться в светских кругах и выступить в качестве его личного секретаря.

Сам Симанович утверждал, что первая встреча Григория Распутина с ним произошла случайно, задолго до этого, в Киеве, в период паломничества старца в Киево-Печерскую лавру. Существует информация, что уже тогда в Киеве Симанович имел ювелирный магазин и якобы состоял на учете в сыскной полиции как игрок и ростовщик.

6

В середине октября 1905 года Николай II решился подписать конституцию. Это было определенным переломом монарших устоев трехсотлетнего самодержавия.

Государь в дневнике записал: «17 октября… Завтракали Николаша и Стана (великий князь Николай Николаевич и княгиня Анастасия Николаевна)… Сидели и разговаривали, ожидая приезда Витте… Подписал манифест в 5 часов. После такого дня голова сделалась тяжелою, и мысли стали путаться… Господи, помоги нам… спаси и умири Россию…»

«20…обедали Николаша, Милица и Стана…» Согласно дневнику царя, они до 25 октября были в гостях у царской семьи. В эти дни Стана и Милица рассказывают Александре Федоровне о чудесном сибирском старце и готовят почву для встречи царской четы с народным пророком.

Жизненный путь пришедшего «из глубинки» самого «старца» складывался весьма непросто, но при всех стечениях обстоятельств все-таки его появление в столице твердо можно считать в определенном смысле закономерным и пророческим.

В 1893 году Распутин отправился пешком по святым местам России, потом за ее пределы, он побывал на горе Афон в Греции и посетил Иерусалим.

В 1900 году он отправился в новое странствие в Киев. На обратном пути остановился и достаточно долго жил в Казани, где познакомился с отцом Михаилом, имевшим отношение к Казанской духовной академии.

В 1903 году Распутин приехал в Петербург к ректору духовной академии епископу Сергию (Старогородскому). Тогда же знакомится с Распутиным и инспектор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Феофан (Быстров). Несколько позднее Распутин представлен епископу Гермогену (Долганову).

В это же время Григорий Распутин знакомится и с Иоанном Кронштадтским, от которого старец получает прямое «напутствие помогать людям». По воспоминаниям дочери Распутина Матрены, отец Иоанн вышел из алтаря Кронштадтского собора и спросил: «Кто здесь так пламенно молится?» – подошел к Распутину, поднял его с колен, потом пригласил к себе. Во время беседы сказал: «Будет тебе по имени твоему» (имя «Григорий» значит «бодрствующий»).

К 1904 году Распутин уже получил у части великосветского общества славу «старца», или «божьего человека», что в глазах петербургского света олицетворяло образ святого, или, в определенной степени, духовного подвижника.

Во время паломничества на богомолье в Киеве супруга Николая Николаевича, великая княгиня Анастасия (Стана) и ее сестра княгиня Милица остановились на подворье Михайловского монастыря, где приметили рослого, со светлым взглядом голубых глаз, энергичного странника, занятого колкой дров. Он посмотрел на них, почтительно поклонился и, как им показалось, внутренне доброжелательно оценил присутствие красиво одетых женщин в монастыре.

Распутин всегда имел необъяснимое, притягивающее внимание женского пола, и эти высокопоставленные дамы тоже с интересом подошли к нему. Они поинтересовались, откуда этот странник. Он охотно ответил, что находится здесь на обратном пути после своего второго путешествия из Иерусалима. Паломник оказался разговорчивым: он рассказал дамам о своих хождениях по святым местам, о знаменитых монастырях и удивительных монахах, а также о своих способностях излечивать болезни и предсказывать будущее. Он добавил также, что может отвести предстоящие несчастья. Дамы были восхищены и очарованы его речью, их поразили его глубокомысленные убедительные рассуждения и пронизывающий взгляд. Им сразу показалось, что перед ними необычный странник-чудотворец.

Милица с любопытством спросила:

– А можешь ты излечить гемофилию?

Странник не удивился названию необычной болезни, а наоборот, очень уверенно поведал, что она ему хорошо знакома, с точностью описал ее симптомы и перечислил множество трав для лечения.

– Я не раз излечивал людей от этой болезни, – скромно ответил он.

Эти слова произвели огромное впечатление на дам.

– А знаешь, что цесаревич Алексей болен этой болезнью?

– Нет…Бедное дитя…Я был бы рад помочь ему излечиться.

– А не испугаешься приехать в Петербург к царю для этого? – спросила Анастасия Николаевна.

– Я, милые дамочки, ничего в жизни не боюсь!

Сестры переглянулись и были счастливы, что представляется возможность оказать помощь царской семье.

– Вся моя жизнь – это радость каждому дню и солнышку на небе…– продолжал странник.

Великие княгини Анастасия и Милица хотели взять его с собой в Петербург.

– Нет…Я сам собой, – глубокомысленно произнес Распутин.

Распутин прибыл в Петербург не по железной дороге, а пешком и при этом босиком. Он остановился в монастырской гостинице в качестве гостя архимандрита Феофана. Распутин уже тогда своими религиозными познаниями часто приводил в изумление даже епископов и академически образованных богословов.

В конце 1905 года, перед своим появлением в доме царя, старец направил послание Николаю II:

«Царь Батюшка!

Прибыв в град сей из Сибири, желал бы поднести тебе икону Св. Праведника Симеона Верхотурского Чудотворца, столь почитаемого у нас, с верою, что Св. Угодник будет хранить тебя во все дни живота твоего и споспешествует тебе в служении твоем на пользу и радость твоих верноподданных сынов».

1 ноября 1905 года состоялась первая личная встреча Распутина с императором. Это событие удостоверяется в дневнике Николая II:

«В 4 часа поехали на Сергиевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком божиим – Григорием из Тобольской губернии».

7

Когда впервые Распутин пересек порог дома Романовых, вся царская семья сразу прониклась любовью и уважением к этому необычному страннику, или старцу, из народа, прежде всего потому, что он своим спокойным уверенным взглядом и необычным врачеванием реально помог цесаревичу справляться с неизлечимой для той поры болезнью–гемофилией. Болезнь как таковая вовсе не озлобила сына царя, и встреча его с Распутиным сразу вселила в него радость жизни, а родители цесаревича обрели надежду на полноценную жизнь продолжателя династии Романовых и его достойное правление страной в будущем.

При общении с царской семьей Распутин вел себя спокойно, с достоинством и избегал хвастаться своей силой врачевания. С первой же встречи с царевичем он отнесся к больному мальчику с особой любовью и предупредительностью, использовал свой дар успокаивать и внушать веру больного в себя, в собственное излечение. Положительный результат его воздействия был молниеносным: тут же, у кроватки слабенького от болезни малыша. Алексей до прихода Распутина не мог уснуть в полумраке комнаты, освещенной лампадами. Диковинный старец склонился над ним в молитве, мальчик на глазах успокоился, уснул и на следующий день чувствовал себя здоровым.

Порой обильные потери крови обессиливали царевича. Впоследствии, видя Распутина, он всегда успокаивался и сразу полюбил его уже за это. Однажды при сильном кровоизлиянии Распутин вытащил из кармана ком древесной коры, разварил ее в кипятке и покрыл этой массой все лицо больного, оставив открытыми только глаза и рот. Кровотечение тут же прекратилось. Несмотря на этот известный в нетрадиционной медицине способ останавливать кровь, всем это показалось чудом.

Царь с царицей уважительно называли Распутина «наш друг» или «отец Григорий», а Распутин их – «папой и мамой», вкладывая в это понятие смысл – «Отец и Мать народа». Беседовали друг с другом только на «ты».

Симанович в своих мемуарах пишет: «По отношению к царским детям Распутин был всегда внимателен и благожелателен…Советы и указания Распутина оказывались всегда полезными, и он пользовался полным доверием монаршей семьи. Царские дети имели в нем верного друга и советника…Его отношение к ним были чисто отеческое…»

Комендант Ипатьевского дома Яков Юровский в своей записке о расстреле царской семьи и сокрытии трупов указывал на то, что «на шее у каждой из девиц оказался портрет Распутина с текстом его молитвы, зашитый в ладанку».

Любовь ко всем членам царской семьи Григория Распутина была глубоко взаимной, наполненной искренней надеждой радости бытия и уверенности в долгосрочном существовании монархии в России.

Письма царским детям:

«Миленькие деточки! Спасибо за память, за сладкие слова, за чистое сердце и за любовь к Божьим людям. Любите всю Божью природу, все созданье Его наипаче свет. Матерь Божья все занималась цветами и рукодельем».

«Миленькие детки мои. Благословляю вас четками, и молитесь по три поклона на день, а когда больше вырастете, то больше молитесь, когда и порезвитесь, и подеритесь, но не сердитесь. Боженька так любит. Кому друг Бог, а кого Ангел хранит, а ведь Микола чудеса творит, и три Святителя годятся. Они тоже чудотворцы».

«Золотые детки, я ведь по вас заскучился. Как вы по горам ходите? Ну да, и Бог ходил по горам с учениками. Ан: очень пай, и М. и Ал. Я накупил вам всего веселого у Боженьки много, и вот расскажу вам. В пещере были. Как вам показалось, правда, хорошо (Массандра)? Только мало молились. Надо кому-нибудь молиться. Ну да, после кого-нибудь Бог укажет своего избранника. Т., как тебе природа, хороша? Да, очень вам приятно ходить у моря».

«Сладкие детки, вот наступает весна, и цветочки цветут: в то же время наши души растут, т. е. приятно. Вы станете гулять, и Боженька на вас с высоты веселеньким глазком будет взирать. А вы Боженьки не видите, а Боженька с вами в прогулке, потому и приятно, и маленькие Ангелки хранят вас и с мамой вашей Боженька на кроватке. Ей весело, а нам больно, потому что мы смотрим не по-Божьему, а по-своему. Она и радуется, а нам горе. Папочка, не скучай, Маме приятно, а потом она долголетняя, еще маленько, то совершенно здоровая».

«Сладкие детки! Вечером гуляйте, а днем будьте пай и слушайтесь. Послушанье – небо, а непослушанье – земля».

Императрица всегда была с Распутиным искренней, и каждое ее слово было выражением внутреннего чувства признательности.

«Нежное сердце императрицы находило радость в семейной всеобъемлющей любви. В кругу семьи, своих детей она чувствовала себя по-настоящему счастливой», – пишет Жильяр.

После известия о заболевании сына гемофилией жизнь матери была наполнена сплошной раздирающей душу тревогой. Александра Федоровна знала эту болезнь хорошо: ее дядя, брат и два племянника умерли от нее. Но она решила бороться, чтобы спасти сына любой ценой.

В это самое время к императрице привели простого сибирского мужика – Григория Распутина, который твердо сказал:

– Верь в силу моих молитв, верь в силу моего заступничества, и твой сын будет жить! (Жильяр)

Императрица не испугалась сурового вида мужика-странника, а глубоко и вдохновенно поверила его словам. Она прониклась философией его жизни праведного человека, настоящего русского пророка. С этого момента она будто бы прозрела и была убеждена, как и ее супруг, что спасение России и династии придет из народа, из ее глубинных мыслей и надежд на праведное существование.




Царское село. Распутин с императрицей, пятью детьми и гувернанткой

Ключи к пониманию феномена Распутина

1

Неискушенному читателю может показаться, что православная вера сразу пришла к нам после крещения князя Владимира в Корсуне (Херсонес) тысячелетие назад и беспрепятственно быстро распространилась по всей территории необъятной страны.

Вопросы веры в России– непростые, они очень глубоки для русского человека, и даже сегодня можно заметить, как в нашей стране благополучно уживаются с Евангелием языческие обряды – Святки, Масленица или поклонение солнцу в районах Крайнего Севера. Поэтому неудивительно, что распространение христианства и учения Православной церкви на огромной территории Руси происходило постепенно в течение многих веков, претерпевало немалые преображения и трансформации, которые были неразрывно связаны со становлением государства и развитием уклада христианской жизни в России.

Не одно столетие широкие просторы России с ее трудолюбивым крестьянским людом жили своей размеренной патриархальной жизнью, соединяя глубокие корни язычества и проникаясь истинами православия. Особенно медленно новая вера проникала в заволжские леса с их непроходимыми чащобами, тянущимися далеко на север и в Сибирь. Местные святые духовные целители мирно существовали рядом с древними колдунами. Языческие боги, от которых настойчиво заставляли отказаться народ, продолжали незримо жить среди людей. Совсем не случайно, что бог плодородия Велес чем-то напоминает «угодника Божия святого Власия Чудотворца», а Перуна заменил громовержец Илья-пророк. Языческий неотвратимый восторг простого народа перед природой, ее обожествление остались в людских душах «Святой Руси».

В начале XVII века через малопроходимые дебри лесов в малоприметные деревни и провинциальные города стали приходить новые жители кровавого Смутного времени, которые бежали сюда от гнева новых правителей и их окружения, в лесных краях они укрывались от кнутов и виселиц.

Русская Смута закончилась призванием на царство династии Романовых. Вопросы веры тогда имели очень важную, если не решающую роль. Церковь требовала обновления некоторых ранее устоявшихся постулатов для становления, стратегии и развития государства. Уже при втором русском царе Алексее Михайловиче Святое Писание было подвергнуто обновлению. В том числе, в обряд «творения креста» было внесено кажущееся на первый взгляд незначительное изменение – отныне креститься верующие должны были тремя перстами. Корни этого «знака перста» в некотором роде изменяли отношение человека к высшим силам, и многие объявили новые тексты Писания и новый обряд «прельщением сатаны», по-прежнему крестились двумя перстами и читали только старые «божьи книги».

На страницу:
2 из 5