bannerbanner
Мариадон и Македа. Книга о царице Савской и царе Соломоне
Мариадон и Македа. Книга о царице Савской и царе Соломоне

Полная версия

Мариадон и Македа. Книга о царице Савской и царе Соломоне

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

Первосвященник с недовольством слушал рассказы купцов о царице Македе, ведь ею очень интересовался властитель. Он старался, как мог, отгородить Соломона от лишних подробностей, способных взбудоражить его любопытство.

– Наверное, купец устал с дороги, позвольте ему откланяться и отправиться отдохнуть, – глядя на царя, тихо произнес первосвященник.

– Спасибо Садок, но мне хочется дослушать до конца рассказ о приеме во дворце царицы Савской.

Купец, немного помолчав, продолжил:

– Царица необыкновенно красива, все, кто видел Македу, говорят, что не встречал никого прекраснее. Как утверждают подданные, Македе двадцать четыре года, но из-за множества украшений и чернил, коими повелительница подчеркивает свои глаза, выглядит она намного старше. У нее темный цвет кожи, маленький нос, отчего большие черные глаза кажутся огромными. Когда она движется, такое ощущение, что богиня сошла с небес, вокруг нее все светится, все преображается. Ее осанка, походка, сияющая кожа, манера держаться на людях, ее длинные сверкающие волосы, все это делает ее…

Увидев блестящие глаза царя, первосвященник поступил решительнее:

– Довольно, – перебил он купца и, повернувшись к владыке, сказал: – Повелитель, гонец с наших северных границ ждет уже давно, может, примете его? Он проделал долгий путь.

– Сейчас приму, – спокойно ответил Соломон и добавил: – Только дослушаю рассказ.

Видя возрастающий интерес властителя к Македе, Садок ничего не мог поделать. Он понимал, что каждое напоминание о ней с большей силой пробуждает желание в сердце молодого царя, и поэтому предпринял еще одну попытку:

– Прошу вас, довольно выслушивать лживые рассказы об этой демонице.

Пожилой моавитянин, не желая портить отношения с Садоком, который имел огромное влияние в царстве и покупал у него для храма много разных товаров, решил на сей раз поддержать священника и сказал:

– Повелитель, может, первосвященник прав. Вам лучше не искушать судьбу. Царица Савская обладает непонятной силой, чарами, которым никто не может противостоять. Вам прекрасно известно, скольким правителям она вскружила голову, а все они опытнее и старше вас.

Слова купца разозлили Соломона. Он сжал правую руку в кулак и, стукнув ею по подлокотнику, грозно произнес:

– Я властелин самого могущественного и богатого царства на всей земле. Никто не имеет права сравнивать меня с другими правителями, и если Македа их отвергла, это значит, что они недостойны ее. Только мне под силу покорить Македу.

– Вы мудрейший из повелителей, – пытаясь успокоить гнев царя, сказал пожилой купец. – Вас точно не постигнет такая участь.

Садок молчал, понимая, что его попытки были напрасны, и Соломон не отпустит купца, пока не узнает все, что его интересует.

Царь успокоился и продолжил расспрашивать:

– Рассказы о ее демоническом происхождении и о ее козлиных ногах – это правда или домыслы тех самых отвергнутых правителей, кто не смог найти ее расположения?

– Великий царь, к сожалению, я ничего не могу сказать об этом. В тот вечер на ней было длинное платье, под которым невозможно было разглядеть ноги, но передвигалась она не слишком быстро. Мы пробыли там несколько дней, и как только Македа ответила отказом на предложение нашего царя, отправились к себе.

После паузы моавитянин продолжил:

– Наш владыка был уверен, что покорит ее сердце, но после отказа до сих пор не может прийти в себя. Ему не удалось пройти испытания, что царица устраивает каждому претенденту. Она как неприступная крепость, которую сможет одолеть только самый мудрый из людей, вот поэтому все ждут с нетерпением, кого она выберет.

– А когда у нее побывал царь Моава?

– Летом. Мы долго отговаривали нашего правителя от поездки, так как знали, что Македа разобьет ему сердце. Он много слышал о царице и ее красоте, но увиденное превзошло его ожидания. Нашего владыку словно одурманили, околдовали, он преисполнился решимости покорить Македу во что бы то ни стало. Для этого он был готов бросить к ее ногам свое сердце, богатство и все царство, но она ответила отказом.

Помолчав немного, купец сказал:

– Может, люди правду молвят, что Македа обладает сверхсилой, поскольку, как говорят в моем народе, не бывает волн без ветра. Наверное, она и в самом деле демоница. Из того, что я видел и слышал, получается, что все, кто встречал царицу Савскую, подпадали под ее чары и были готовы продать душу Молоху за одну только ночь с ней. Священники правильно отговаривают вас от встречи с Македой. Если вы делаете это, чтобы доказать что-то другим властителям или ответить на их насмешки, то не стоит.

Поняв, что сказал лишнее, купец умолк.

Соломон задумался, потом спросил.

– Какие насмешки?

Пожилой мужчина молчал, опустив голову.

– Говори, – приказал царь.

– Они убеждены, что завоевания и победы Иерусалима – это не ваша заслуга, а военачальника Мариадона. Как только он покинет эти земли, то от Израильского царства ничего не останется.

– Продолжай.

– Еще они говорят, что вы не можете повидаться с царицей, потому что священнослужители опекают вас, как ребенка. Они убеждены, что священники отговаривают вас от встречи с ней, считая, что сердце Македы никогда вам не покорится, и вы будете непременно отвергнуты ею, как и другие.

– Что еще, говори? – разгневанно произнес царь.

– Еще молвят, такого юного царя она даже загадками испытывать не станет.

Соломон приподнялся с трона и гордо проговорил:

– Поезжай и всем передай, что я, Соломон, царь Израильский, скоро обязательно встречусь с Македой и покорю ее сердце, поскольку нет мужа в мире мудрее меня. Ты все понял?

Чтобы смягчить гнев молодого царя, купец ответил:

– Да, великий повелитель. Я знаю вас с младенчества и вижу, каким мудрым владыкой вы стали.

– Ты не мне это говори, а во всех землях, куда везешь свои товары.

– Вам не стоит мне об этом напоминать, владыка. Прибывая в каждое царство, я непременно рассказываю о вашем богатом и процветающем крае, и всегда добавляю, какой мудрый и справедливый властитель им управляет.

Соломона эти слова успокоили. Подозвав казначея, он распорядился щедро одарить подарками моавитского купца, тот быстро откланялся. Затем придворные пригласили в зал гонца с севера. На северные границы время от времени совершали набеги кочевники из арамейского царства. Соломон отправил туда армию во главе с непобедимым военачальником Мариадоном, поскольку нападения на караваны ставили под угрозу целостность Израильского царства и торговые отношения с соседями. Понимая, что победа – это вопрос времени, царь не уделял докладу особого внимания. Слушая его, он продолжал думать о том, как ускорить встречу с царицей Савской.

Гонец уже заканчивал говорить, когда один из придворных шепнул Соломону что-то на ухо. Тот оживился новостью о прибытии Барнавы и прервал говорившего:

– Мы выслушали твой доклад, из которого следует, что войска арамейского царства удалось потеснить и по дороге в Дамаск осталось взять три крепости.

– Да, повелитель.

– Направляйся на север и передай Мариадону, что я рад его успехам и что нужно закончить захват Дамаска не позже первого числа весеннего месяца авив.

– Слушаюсь, великий царь.

– И еще передай, что я хочу видеть его на приеме в честь высоких гостей десятого авива. В преддверии Песаха к нам прибудут правители и богатые купцы из разных земель, пускай и он непременно явится в Иерусалим.

– Будет исполнено, повелитель.

Подумав, Соломон добавил:

– Перед всеми этими гостями мне нужно продемонстрировать свое величие во всем, включая армию. Скажи Мариадону, чтобы при штурме одной из крепостей он обязательно использовал наше тайное оружие.

– Тайное оружие? – переспросил гонец.

– Ты ему передай мои слова, он все поймет.

– Слушаюсь, великий правитель.

Гонец откланялся и отправился исполнять указания.

Соломон уже второй день ожидал Барнаву, отправленного им в Савейское царство со специальным заданием, но рассказ купца из Моава еще больше пробудил в нем интерес к Македе. Царь переглянулся с Садоком, который, к большому сожалению, тоже должен был присутствовать на встрече.

Как только все покинули зал, правитель, воодушевленно взглянув на первосвященника, приказал придворному позвать Барнаву. Садок понимал, что причиной этой радости стали вести о той самой савской демонице, коих Соломон ожидал от прибывшего из Савейского царства гонца. По выражению лица Садока можно было понять, что он неодобрительно отнесся к этой новости, так как царство Македы в глазах священников слыло местом идолопоклонства.

Чужих жрецов в Иерусалиме называли кмарим, в отличие от своих священников, носивших гордый титул коэнов. Кмарим, по мнению первосвященника, обращались в своих молитвах и ритуалах к темным силам, в то время как коэны – исключительно к светлым. Зная страсть царя к магии, священники всячески пытались оградить молодой разум от различных чужеземных религиозных учений, способных увлечь его и увести в сторону от единобожия. Считалось, что кто множит женщин, тот множит колдовство и грех.

По радостному блеску глаз Соломона становилось понятно, что наставления священников не возымели на него должного эффекта. Он с нетерпением ждал вестей от Барнавы, так как его желание встретиться с таинственной савской правительницей становилось все сильнее.

От мысли, что он будет первым, кому покорится эта величественная царица, гордость его не знала границ. Рассказы моавитского купца о необыкновенной красоте и богатстве, а самое главное, о недоступности Македы, делали этот недосягаемый плод слаще. Соломон полагал, что рядом с великим царем должна быть самая красивая, мудрая и недоступная правительница. Он уверовал, что, покорив Македу, развеет насмешки на свой счет, и тогда больше ни у кого не останется сомнений в его мудрости и величии.

В то время как гонец с севера и другие подданные покинули зал, удод царицы Савской Юд-Юд уже занял удобное место, приготовившись слушать рассказ гонца.

Когда в зале остались только царь и первосвященник, придворный объявил:

– Царь Соломон, гонец Барнава, по вашему указанию направленный в Савейское царство, прибыл.

– Скажи, пускай проходит, – величественно приказал Соломон.

Придворный дал знак, золотые двери на другой стороне распахнулись, и в длинный зал прошел юноша. Оказавшись на подступах к трону, он склонился и смиренно произнес:

– Будет благословен царь Израиля.

Соломон поприветствовал его в ответ и спросил:

– Как ты добрался? На пути не встречались разбойники? Купцы жалуются, что в ущельях, на границах и некоторых подступах к городу на караваны участились нападения.

– Спасибо, мой господин, я знаю объездные пути и добрался без происшествий. На данном вами коне я мчался так быстро, что при всем желании им за мной было не угнаться.

Соломон обратился к Садоку:

– После празднования Песаха нужно будет покончить с этими кочевниками и навести порядок на дорогах.

Первосвященник в знак одобрения спокойно кивнул.

Властитель перевел взгляд на гонца и спросил:

– Что тебе удалось нового выяснить о повелительнице савской и ее царстве?

– Владыка, как вы и говорили, под видом торговца я пробрался в их край и, пробыв там шесть лун и семь солнц, пообщавшись с местными жителями и прибывшим купцами, узнал много всего как о тех землях, так и об их госпоже, и отправился назад.

После паузы Барнава продолжил:

– Местные жители называют свое царство Саба и говорят, что их владычица Македа имеет знатное происхождение. У нее много имен. К примеру, иноземцы называют ее Владычицей Юга, Царицей Ночи, а ее подданные – нигиста Македа, что в переводе с их языка означает «царица Македа». Имя правительница получила при рождении, и переводится Македа как «огненная». Все ее предки по женской линии правили Савейским царством, и Македа взошла на престол, как законная наследница. Подданные очень любят властительницу и говорят, что ее правление знаменуется особым торговым и духовным ростом.

Царь призадумался и спросил:

– А так ли богат их край, как рассказывают иноземные купцы и ее подданные, или это только видимость? Как живет ее народ, чем они торгуют?

– Царство и в самом деле процветает. Их купцы возят караваны с золотом, древесиной, пряностями и благовониями практически во все сопредельные земли, даже в такие большие, как Месопотамия и Египет. Еще они взимают плату с караванов, проходящих через Савейские земли, казна их полна, а подданные чтят царицу, поскольку живут в мире и достатке.

Гонец замолчал.

Соломон, желая узнать как можно больше о Македе, произнес:

– Почему они ее обожествляют?

– По их верованию, процветание и отсутствие войн в период царствования Македы соответствует одному древнему пророчеству о последней правительнице, коей они ее и считают. Жрецы и подданные верят, что царица Македа – воплощение божества на земле. На ней закончится правление женщин из ее рода, после чего трон перейдет к наследнику, мужчине, что появится от ее союза с потомком богов, явившимся в человеческом обличии. Эти легенды подкрепляются проповедями и различными знамениями. Савейские жрецы рассказывают, что раз в тысячелетие бог и богиня спускаются на землю, чтобы дать жизнь наследному принцу, который явится венцом их духовного союза. И на этот раз именно царице Савской выпала честь стать воплощением богини на земле. Как говорилось в пророчестве, суженого своего она встретит до двадцати пяти лет, он будет не простым человеком, а избранным, мудрейшим из людей. Поскольку подданные правительницы убеждены, что она и есть воплощение той самой великой богини, о которой говорится в пророчестве, они обожествляют Македу и даже называют святой.

Садок, молча слушавший доклад, обрушился на Барнаву:

– Какая святая? Какая еще богиня? Ты хоть думаешь, что говоришь? О ней говорят, как о распутной женщине и обольстительнице!

– Простите меня, первосвященник, – испуганно прошептал гонец. – Я только передаю то, что мне удалось выяснить по приказу царя.

– Уважаемый Садок, позволь ему продолжить, – промолвил Соломон.

После слов царя первосвященник вновь повернулся к юноше и с грозным взглядом продолжил внимать докладу. Соломон задал очередной вопрос:

– А увидеть ее тебе удалось? Сегодня купец из Моава говорил, что она необыкновенно красива.

– Мне удалось увидеть правительницу всего один раз, когда она прибыла в храм для многодневной молитвы. Я пытался разглядеть ее, но там находилось много народу и стражников, приблизиться было невозможно. Вдобавок ко всему правительница вышла в таких одеяниях, что видны были только волосы и глаза.

– Правду говорят, что царица и ее подданные имеют другой цвет кожи, нежели мы?

– Да, мой повелитель. У Македы и ее подданных темная кожа, я думаю, это из-за очень жаркого солнца в тех краях.

– От одного из купцов я слышал, что волосы у царицы рыжие – это так?

– Многие об этом говорят, но уверяю вас, что цвет ее волос – черный. Также я разглядел, что длинные волнистые волосы царицы украшает золотая диадема, символ верховной власти.

– Зачем мне ее диадема? Ты лучше расскажи, как она вообще выглядит, высокая или низкая, худая или полная?

Барнава собрался с мыслями и ответил:

– Царица Македа чуть ниже среднего роста, стройная, с большими черными, пронзительными глазами, весьма величественная. Как вам известно, десятки властителей из соседних и заморских земель пытаются добиться расположения Македы, но по сей день ее сердце, как и ее царство, не покорилось ни одному из них.

Соломон задумался и после короткой паузы, горя желанием узнать больше о Македе, как путник в пустыне, страдающий от жажды, продолжил:

– А что ты можешь сказать обо всех этих рассказах, что у нее вместо ног – копыта? Как будто она произошла от любви земной женщины и демона.

Задавая вопрос гонцу, он перевел взгляд на Садока.

– Да, я тоже слышал подобные рассказы от иноземных купцов, но как мне удалось выяснить, они основываются на легендах тех земель. По одной из них, над Савейским царством властвовал дракон, и жители приносили своих старших дочерей ему в жертву. Когда настала очередь Македы, то та, увидев чудовище, прошептала молитву, и огромное дерево, находившееся за спиной дракона и укрывавшее его обычно от солнца, упало на него с такой силой, что брызги полетели во все стороны. Одна капля попала юной Македе на пятку, и та превратилась в козлиное копыто. В другом местном сказании говорится, что во время беременности мать царицы увидела в лесу козла, и он ей так понравился, что она с особым чувством сказала, что он красив и копыта его красивы. Вследствие этого ее дочь родилась на свет с разными ногами – человеческой и козлиной. Концовки этих историй похожи одна на другую, и в них говорится об одной или двух козлиных ногах. Некоторые считают, что именно это является причиной ее замкнутого образа жизни и боязни мужской компании.

– Великий царь, вам это ничего не напоминает? – обратился Садок к правителю. – Вспомните рассказы о первой Хаве, у нее, по мнению священников, были козлиные ноги с копытами. Это подтверждает то, что она демонического происхождения.

Правитель перевел задумчивый взгляд на гонца, который подметил.

– Да, многие из видевших царицу приписывают ей демонический образ, и именно с этим связывают ее сверхъестественное влияние на мужчин. Они говорят, что при рождении Македе была дарована демоническая сила, позволяющая повелевать умами людей. Рассказывают еще, что царице известны специальные молитвы, призывающие на службу мифических животных и птиц, она ведает их язык и способна повелевать ими.

Соломон пребывал в растерянности, а Барнава продолжал рассказывать:

– Как видите, мой повелитель, эти легенды похожи, но местные жители все отрицают. Говорят, что правительница Савская мало времени уделяет гостям, а большую часть проводит в молитвах и посте, а отвергнутые правители в отместку приписывают ей разные страшные черты. В народе молвят, что Македа целомудренна до такой степени, что мужчинам запрещено прикасаться к ней, не то что видеть ноги. Она хранит себя для какого-то избранного, о коем говорится в том самом пророчестве. Только он сможет пройти ее проверки и будет удостоен чести быть с ней.

Переведя дух, гонец продолжил.

– Чтобы разобраться во всем этом, проверить рассказы про козлиные ноги и узнать, так ли чиста и целомудренна царица Македа, мне пришлось подкупить одну из ее придворных горничных по имени Рамеса. Ее в дар Македе привез один из гостивших у нее царей. Хоть Рамеса во дворце всего два года, она успела завоевать доверие властительницы. Из ее рассказов выходит, что разговоры про ее мужские, худые или козлиные ноги – это домыслы. Горничной не раз приходилось мыть ноги госпожи после долгих путешествий и помогать надевать наряды, никаких копыт она не видела. Также Рамеса подтвердила, что владычица прекрасна, мудра и ведет весьма целомудренный образ жизни.

Садок, слушая рассказ, решил снова вступить в разговор:

– Ее придворные за твои деньги могут рассказать что угодно. Ты же видел ее, расскажи, как она передвигалась?

– Да, я видел ее средь бела дня в лучах солнца, она передвигалась, как обычные люди, сама спустилась с паланкина и прошла в храм. Уважаемый Садок, если вас интересует мое мнение, то это все домыслы отвергнутых мужей, чтобы опорочить ее. Отказ царицы не дает им покоя, никто не желает быть побежденным, поскольку тот, кто сумеет завоевать сердце Македы, оставит всех позади.

Видя, как Соломон воодушевлен отрицанием демонического происхождения царицы, Садок насторожился и грозно сказал:

– Твое мнение никого не интересует, у нашего великого правителя достаточно мудрости, чтобы самому во всем разобраться. В твои обязанности не входит делать заключения, тем более в присутствии царя.

– Прошу простить меня, первосвященник Садок. Такого больше не повторится.

Царь не стал вмешиваться в действия своего первосвященника. Тот же, желая очернить Македу и пробудить в Соломоне хоть какое-то опасение, задал гонцу еще один вопрос:

– А что тебе удалось узнать об их религии? Правду ли рассказывают, что они идолопоклонники, и по всему их царству стоят храмы солнцу и луне?

Барнава ответил с меньшим энтузиазмом, опасаясь вновь вызвать гнев первосвященника:

– Мне так и не удалось понять, какому богу они поклоняются, но точно могу сказать, уважаемый первосвященник Садок, что у них многобожье. Может, их народ когда-то и поклонялся солнцу, но сама Македа и ее подданные поклоняются луне и звездам. По всему царству воздвигаются новые храмы. Несколько лет назад по указанию царицы на заднем дворе ее дворца построили храм для древнего лунного божества Альмаки.

– Спасибо, Барнава, – довольно произнес Садок, услышав подтверждение своей версии. – Думаю, царь все узнал, и ты можешь быть свободен.

Соломон хотел было отпустить гонца отдыхать, как тот произнес:

– Повелитель, если позволите… Я вспомнил одну важную деталь, которую удалось узнать у той самой горничной.

– Да, говори.

– Я упоминал, что подданные Македы очень любят и смотрят на царицу, как на живое воплощение богини, но вдобавок к этому они считают, что по пророчеству она произведет на свет сына от самого достойного из мужчин. Их наследник положит начало долгой царской династии. В знак верования в пророчество местные жители хранят статуэтки у себя в домах и в главных храмах и молятся им. Эти фигурки изображают темнокожую женщину с солнечным нимбом вокруг головы и с ребенком на коленях.

– И что, она так долго выбирает? – с нескрываемым возмущением спросил Садок. – Кого же она ищет?

– По пророчеству ее суженый мудр, храбр, хорош собой, слава о нем должна дойти до их земель. Если он будет отвечать всем этим качествам, то царица по обычаю приглашает его к себе или отправляется к нему, чтобы испытать загадками.

Соломон думал отпустить гонца, но тот, желая показать, насколько хорошо он выполнил указания правителя, добавил:

– Только прошедший все испытания будет считаться избранным, то есть воплощением бога на земле, коего ожидает Македа, именно он и станет ее суженым. По их верованию, после встречи они соединятся, как Солнце и Луна, и станут целостными людьми, единым целым на духовном уровне, как наши прародители.

– Ты сослужил хорошую службу и сполна получишь вознаграждение – сказал владыка.

– Я могу идти?

Соломон внимательно посмотрел на гонца, и ему в голову пришла мысль, от которой засияли глаза.

– Ты мне можешь понадобиться, пока подожди, нам нужно посовещаться, – произнес правитель, дав знак гонцу покинуть тронный зал.

***

Стражники проводили Барнаву за дверь. Когда в тронном зале остались только Соломон и первосвященник, не подозревавшие о слушавшем их Юд-Юде, царь произнес:

– Что скажешь, Садок? Может, все-таки мне стоит посетить этот край?

Первосвященник опустил взгляд на свои ладони и предпочел промолчать.

– Вижу, что ты не изменил мнения и все еще против нашей встречи.

Садок, не поднимая глаз, ответил с отрешенным выражением лица:

– Вы наш господин, и вам принимать решение.

Соломон попытался переубедить первосвященника, добавив:

– Гонец же сказал, что эти рассказы – выдумки отвергнутых женихов. Я непременно хочу отправиться в ее земли, но мне важно твое мнение и благословение.

– Вам прекрасно известно, что я думаю о Македе и ее царстве. Вы же сами слышали от гонца, что у них абсолютно чуждая нам культура и религия. А если вы отправитесь туда, царица разобьет ваше сердце и затмит разум, как и другим властителям, которые значительно старше и опытнее вас. После этого над вами будут потешаться повелители соседних земель, и вы перестанете считаться великим владыкой Израиля, а станете очередным царем, отвергнутым этой демоницей.

– Почему ты уверен, что она непременно ответит отказом на мое предложение? Я же подхожу под многие описания в пророчестве.

– Мой дорогой господин, вы сами должны составлять пророчества, а не подстраиваться под чьи-то. Не забывайте, что вы властитель Израильский и ваше царство и величие намного больше, богаче и влиятельнее Савейского. Своими свершениями вы вписаны в историю навеки, поскольку построили храм единому богу и сделали Иерусалим центром современной цивилизации. А кто вспомнит через несколько десятков лет о ней? Люди во всех землях говорят о вас и мечтают посетить столицу нашего царства. А вы готовы положить все это на закланье ради какой-то встречи.

Соломон молчал, нервно всовывая пальцы правой руки в пасть львенка на подлокотнике.

Садок продолжил:

– Ваш покойный отец, царь Давид, я и другие священники возлагали на вас большие надежды. Вы должны укрепить в израильском царстве религию единобожие и распространить ее по всему миру. Иерусалим призван стать духовным центром мира, и все это зависит только от вас. Представляете, что произойдет, если царь Соломон, символ веры в единого бога, оступится? Это станет началом конца славного царства, и вместо величия на века мы получим только скорбь.

На страницу:
2 из 5