Полная версия
Искусство созерцания. Современные медитации: 101 способ замедлить темп и соединиться с духом
Мэри Энджелон Янг, Мюррей дю Плесси
Искусство созерцания
Современные медитации. 101 способ замедлить темп и соединиться с духом
Мэри Янг
Искусство созерцания
Mary Angelon Young
The Art of Contemplation
© 2021 Mary Angelon Young
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа «Весь», 2022
Благодарности
Спасибо подруге Реджине Саре Райан, редактору Hohm Press, которая поддержала эту книгу и предоставила мне достаточно свободы для творчества. Я бесконечно благодарна мужу Томасу Раффаэлю Янгу, выдержавшему мое напряжение, когда книга начала жить собственной жизнью и требовала должного, а также за то, что он прочитал рукопись и внес в нее значительный вклад благодаря аналитическому складу ума. Спасибо, Паула Сарвани, за такую же тщательную корректуру этой рукописи, как и многих предыдущих, и Клелии Льюис за помощь с указателем.
Мой друг, аюрведический врач Роберт Свобода, вдохновил меня на создание «Созерцания пяти элементов». Его учения и длительная практика – источники мудрости и утешения для меня. Бесчисленное количество других людей и друзей, книг и подкастов вдохновили меня и питали мой опыт созерцания. Хочу благодарно поклониться всем, а особенно духовному учителю Ли Лозовику и почитаемому святому Йоги Рамсураткумару.
I. Поиск убежища
Ключ к тому, чего нам не хватает и чего мы втайне желаем, спрятан внутри нас.
– Майкл МидПлывем, друзья, пока не слишком поздно
Нам надо будет плыть, чтоб новый мир найти.
– Альфред Теннисон[1]На самом деле существует только один бесконечный момент. Так же, как в одном дереве содержится невообразимое количество других деревьев, бесчисленные листья, вечное движение и неисчислимые статические состояния, так и в одном моменте содержится бесконечное количество моментов, в которых лежит один-единственный. Смотри, в этот особый момент есть и движение, и покой.
– Анандамайи МаСозерцание – дорога без начала и конца, на которую можно свернуть с любого жизненного пути. Книга «Искусство созерцания» предназначена для того, чтобы вдохновлять вас на путешествие внутрь себя. Здесь я поделюсь техниками и исследую тайник с секретами наблюдения, причинами, по которым оно необходимо, и тем, как работать со встречающимися на пути препятствиями.
Эта книга была написана во время глобальной пандемии 2020 года, когда тяжесть ситуации призывала к тому, чтобы мы, как личности, оставались спокойными посреди хаоса. Уходя в себя – или «затворяясь», кому как больше нравится, – мы вступили в жестокий и странный новый мир, который требовал здравомыслия и сил. И если раньше мы недостаточно активно развивали созерцательную сторону, то теперь настойчивый и благостный внутренний голос, который так часто обходит сегодняшнее общество, прозвучал зовом горна.
Пока политические, культурные и религиозные структуры рушатся, а мы на огромной скорости несемся к экологической катастрофе, мать-природа начала пандемию, чтобы напомнить: она правит безраздельно. Пока люди борются за жизнь, Земля плывет в огромной паутине пространства и времени синхронно с точными движениями Солнечной системы в великолепной галактике. Во время написания вступления к книге солнцестояние 2020 года прошло, что позволило мне созерцать природу (постоянная тема книги) и медленное сокращение светового дня, так как все ближе и ближе становилось осеннее равноденствие.
В высокогорной пустыне, где я живу, рассвет наступает рано в это время года. Каждое мгновение что-то меняет, поскольку ночь преображается сумеречным серебристым светом, медленно просачивающимся и прогоняющим тени. Совсем скоро солнце выглянет из-за восточной горной вершины, и небо станет ярко-голубым за завесой тонких облаков. Приятная прохлада ночи пока сохраняется, воздух свеж, в нем еще присутствует капелька влажности, которая скоро испарится под палящими лучами.
Утро – всегда прекрасное время для созерцания, хотя, конечно, это словно любовный роман на весь день, пока свет меняется от часа к часу, а дневные дела идут своим чередом. В отличие от формальной практики медитации, в которой необходимо принять особую сидячую позу и оставаться неподвижным, чтобы заглянуть внутрь, в созерцании тело и разум могут быть активными или пассивными. Как и медитация, техника созерцания предлагает широкий спектр возможностей, но кто может точно сказать, каких именно?
Внутренний мир
Созерцание – вечный способ связаться с интуицией и неизведанными глубинами. Мой тяжелый и потрепанный словарь (который я все еще использую, несмотря на Google, Ecosia и Bing) говорит, что «созерцать» означает «смотреть на что-то сосредоточенно, обращать внимание и размышлять, долго останавливаться на чем-то, расследовать, медитировать, погружаться во что-то». Любовь к словам и этимологии всегда зазывала меня зайти глубже, найти спрятанные значения в истоках языка. В этом случае contemplation («созерцание») происходит от латинского слова contemplatio, означающего the space one creates for observing auguries («пространство, которое создается для наблюдения за предсказаниями»).
Меня это интригует. Во-первых, я смотрю на значение старомодного слова auguries («предсказания») – «знаки, предзнаменования, пророчества или то, что возникает во время гадания, прорицания». И еще одно – divination («гадание, прорицание»), произошедшее от латинского глагола to divine («гадать, прорицать») и означающее «знать что-то благодаря радикальной интуиции». Сегодня при столкновении с предзнаменованием мы можем подумать о нем как о предчувствии, счастливой догадке. Или же можем заметить синхроничность и распознать ее как какой-то знак. Иногда предзнаменования приходят во снах. Может быть, мы заказываем гадание от астролога или просим помощи у «Книги Перемен» («И цзин»), надеясь узнать подробнее о решении, которое предстоит принять. В этих классических способах предсказаний мы ищем мудрость и божественное знание, но часто забываем, что нужное уже находится внутри нас.
А как насчет the space one creates («пространство, которое создается»)? Одна простая фраза – плодородная почва для исследований. Она сразу же наводит меня на мысль о пяти элементах – Земле, Воде, Огне, Воздухе и Пространстве, – четко указывая на Пространство, или Эфир, изначальный материнский элемент. Запад признает четыре элемента, но мы окунемся в индийскую традицию пяти, в частности в изучение Эфира, потому что открытие внутреннего мира необходимо не только для созерцания и медитации, но и для благополучия человека. Мы можем начать путешествие, предоставив себе пространство и время (созерцательный шаблон), чтобы исследовать собственную внешнюю и внутреннюю реальность.
Определения укажут дорогу, но подходящее для размышлений настроение сложно уловить, так как оно зарождается в безграничном, вечно расширяющемся внутреннем пространстве. Оно не только показывает уникальную и особенную для вашего внутреннего мира магию, но и связывает с универсальным опытом жизни. Самое главное, созерцание помогает обнаружить настоящее и поддельное, показывая и раскрывая реальность такой, какая она есть на самом деле.
Прямой опыт
Созерцание развивает бо́льшую способность осознавать и заземляться, находясь в настоящем моменте, что напрямую связывает нас с тем, что реально, во все более нереальном человеческом мире. Укорененный в реальности происходящего прямо сейчас, этот прямой и непосредственный опыт жизни связан с интимной встречей с самим собой.
Независимо от того, заняты ли мы чем-то или пребываем в бездействии, отношения с внутренним миром развиваются через осознанность, которая сконцентрирована в настоящем. В этом моменте созерцание может разрешить знаменитый конфликт между такими понятиями, как «делать» или «быть», потому что объединит эту дихотомию, раздвоенность в гармоничную игру. Конечно, для этого требуется проделать определенную работу. Пребывать одновременно внутри и снаружи не очень-то просто, как и все сто́ящее в этом мире. Мы можем развить способность концентрировать внимание и чувствовать внутреннее спокойствие в разных занятиях: от мытья посуды и подметания полов до решения повседневных дел, участия в деловой встрече, чтения ребенку, написания мемуаров или игры на музыкальном инструменте.
И хотя мы много раз слышали, что именно в настоящем моменте хранится исцеляющая сила, эта идея становится истиной только тогда, когда мы готовы ее присвоить. Интеллектуальное понимание – хорошее начало, но чтобы воспользоваться силой настоящего, нам нужно самостоятельно экспериментировать и открывать правду. Только через прямой опыт проживания мы подтвердим истину мудрости, которую получили из традиционных источников и мира вокруг. Представьте, как освобождает тот редкий момент проживания на собственном опыте, в котором глубина безмятежна, даже когда поверхность волнуется от ветра и шторма!
Майндфулнесс (осознанность) – еще одна знакомая концепция, ставшая популярной благодаря широкому спектру буддистских учений по медитации, доступных в современном мире. Мне нравится простая фраза «обращать внимание», которая близка к термину майндфулнесс. Когда внимание находится в моменте, мы можем видеть, что происходит внутри и снаружи одновременно. Эта практика открывает огромные перспективы прозрения.
Если вы новичок в созерцании или есть необходимость вспомнить основы, важно различать, что помогает быть сконцентрированным на себе и чувствовать себя уютно в личной внутренней культуре, а что нет. Скорее всего, придется выделить или «выкрасть» немного времени, когда вы сможете расслабиться и почувствовать свободу от встреч, сроков, дневной суеты хотя бы на минутку. Можно отключить телефон или поставить его в режим полета, когда чувствуете потребность созерцания и подзарядки жизненной энергии.
На один день в неделю отключают все устройства некоторые мои друзья, особенно те, у которых есть маленькие дети или дети-подростки. Проверьте сами: может ли эта неотложная онлайн-задача подождать? Отправьте письмо позже! Дело здесь не в прокрастинации, а в способности осознать, как вы используете время и энергию, подарить столь необходимый момент наедине с собой. По мере того как созерцание будет становиться все более ощутимым и реальным состоянием, оно поможет вам плыть так же легко, как серфер на волне.
Истинная природа
В истории достаточно мрачных мест, рассказывающих о человеческой необходимости выживать (той самой рептильной части мозга), подтолкнувшей всех нас к жестокости, жадности, войне и разобщению. В то же время люди сотворили множество прекрасных и глубоких произведений искусств, занимались философий и наукой, потому что мы, по сути, созданы для саморефлексии. По мере того как мы больше узнаем о взаимосвязях в природе, сегодняшняя наука показывает, что, несмотря на существующие конфликты и желание выживать, в основе всего лежит базовый принцип сотрудничества и взаимности. Нам скорее нужно двигаться к тому, чтобы позволить этим шаблонам пробудиться и проявиться в человечестве. Это революция, которая происходит с каждым по очереди.
Все духовные искания рано или поздно ведут к созерцанию, потому что оно одновременно естественно и необходимо для эволюции рода человеческого. Как только нам указывают путь к трансформации, возникает настроение наблюдать и созерцать из-за естественной тяги к самоанализу, к моменту внутреннего спокойствия, к опустошению, чтобы получить новое и обрести доступ к изначальному «Я» – истинной природе, что существует внутри. Это органический процесс: такой же, как цветение бутона, который потом дает семена, что падают на землю для запуска нового цикла созидания. Естественным образом созерцание может перерасти в спонтанные медитации или молитвы – важные практики, присущие каждому духовному учению. Для некоторых из нас оно может стать и глубоким мистическим переживанием, в то время как для других обычная повседневность становится основательной и полноценной.
Эти внутренние состояния можно назвать неподвижностью, пребыванием в покое, практиками чистой осознанности или даже «внутренней йогой», потому что йога – все, что соединяет нас с божественным. Не важно, как мы называем это состояние. Важно, что мы, как люди, развиваемся в отношениях взаимной любви со Вселенной, из которой и были созданы. Пока мы созерцаем собственное существование в загадке под названием «Жизнь», мы начинаем расширяться как сосуды для трансформации, приносящие пользу всему живому. Огромная щедрость в виде осознанности приходит в наши жизни, благодаря чему созерцание обретает крылья и взлетает.
По мере продвижения по темам этой книги, плетя и переплетая нити, а затем снова возвращаясь назад, позвольте разуму и сердцу открыться. Бросайте иногда планы и ежедневные заботы, просто чувствуйте себя в моменте. Поскольку эта книга попала к вам в руки, то в ней вы, скорее всего, найдете много знакомого и поддерживающего. В то же время, возможно, вы обнаружите новые и творческие пути к изучению собственного искусства созерцания. Позвольте интуиции вдохновиться в процессе чтения. Любопытствуйте, но не подводите итоги. Очищая разум, как чистый лист, и избавляясь от бремени четкой уверенности, мы можем создать внутреннюю свободу к забыванию того, что нам кажется известным. Прекрасный союз уверенности, доверия и простого присутствия прокладывает путь к настроенности на созерцание, свободное от концепций и правил.
Опыт нахождения в укрытии во время пандемии продолжает раскрываться как новый мощный и сложный мир. Во многом слово «укрытие» говорит о том, что мы можем сбежать в себя, чтобы поразмышлять о созерцательной стороне жизни. Расслабляясь в восприимчивом внутреннем пространстве, мы омолаживаемся и восстанавливаемся, подключаемся к исцеляющей, интуитивной и творческой энергии, познаем вещи неожиданным образом. Там, на уровне исходных вод, течет первозданная река жизни, а мы можем даже прикоснуться к невыразимому. У даосов есть прекрасный способ выразить это. Лао-цзы сказал: «И мутная вода станет чистой, если дать ей постоять». Ясность – один из множества даров созерцания, и по мере развития способности к путешествию внутри в зеркале души открывается священный мир.
Зеркало неба отражает мою душу.
– Песня бауловII. Священный мир
Леса и наши жизни переплетены и взаимосвязаны так, что мы и представить себе не можем. Иногда приходит наука и дает ответы.
– Диана Бересфорд-КрегерЗвезды, солнце и луна всегда терпеливы,
Они тихо следуют за потоком чистого бытия.
– Песня бауловЗнание, что вы любите землю, меняет вас, побуждает зависеть, защищать и праздновать. Но когда вы чувствуете, что земля любит вас в ответ, это ощущение превращает отношения из улицы с односторонним движением в священную связь.
– Робин Уолл КиммерерМы окружены священным, ведь оно – ядро нашей жизни и существования Земли. Это неотъемлемая природа всего сущего. «Священное» – это не что-то религиозное или даже духовное. Это не качество, которое нужно развить в себе. Оно принадлежит первозданной природе всего в мире.
– Ллевеллин Воан-ЛиСамое раннее священное индийское писание, Ригведа, говорит, что мы должны созерцать огромное небо над головой, чтобы познать истинную природу самих себя. Поскольку мы заложники западного мышления, легко пропустить всю магию и силу этого наставления. Разве столь простой совет относится и к нам? В конце концов, риши и ришики – древние прорицатели и мудрецы – жили несколько тысяч лет назад и воспринимали природу реальности через Веды. Как они могли понять всю сложность выживания в XXI веке?
Такая абсолютная простота делает эту древнюю мудрость довольно легкомысленной, хотя на самом деле она проста, но далеко не так легка для исполнения. Обратиться к природе, чтобы вспомнить собственное внутреннее естество, – вызов для наполненной занятостью жизни, которой руководят различные устройства и стремление выжить в нынешние сложные времена. Эта мысль также противоречит глубоко укоренившемуся культурному убеждению, что мы должны доминировать над природой, покорять ее. Это мировоззрение привело к угасанию океанов, таянию полярных шапок, горению дождевых лесов и безжалостной вырубке старых деревьев. Для некоторых поиск священного в природе может столкнуться с угасающей верой в базовое благо жизни.
Старейшины коренных народов, духовные лидеры, ученые, целители в самых различных сферах и экологи объединили свои голоса, чтобы молить о возобновлении человеческой связи с Землей и природной мудростью, которой обладали наши дальние предки. Многие из нас, слыша плач Земли, осознали, что важнейшие проблемы сегодняшнего дня можно эффективно решить только в том случае, если мы вернемся на законное место в цепочке жизни на планете. Альтернатива – смерть человечества как вида в мире, что мы сами и создали.
Когда вы проводите время на природе, то легко и быстро можете открыться забытым отношениям с Матерью-Землей. Этому способствуют прогулки под осенними деревьями или же по пыльным пустынным дорожкам, наблюдение за фазами Луны, работа с землей в саду для посадки растений, купание в открытых водоемах и наслаждение солнечными лучами, песком и свежим воздухом, прогулки по горной тропе, открывающей вид на далекие пейзажи. Это процесс, позволяющий вспомнить все и настроиться на то, что уже и так существует.
Разглядывание неба соединяет нас с реальностью и даже может служить некой формой йоги, которая пробуждает в сердце глубокое чувство причастности к широким просторам жизни. Созерцание этого непостижимого пространства может вдохновить на бо́льшую простоту в жизни. Оно может помочь прибраться на чердаках, в подвалах и чуланах нашей переполненной психики, засыпанной информацией, изображениями и личной историей – иногда болезненной, всегда перегруженной горами обломков и мусора, которые копились годами. В процессе созерцания мы начинаем видеть отблески истинной природы, о которой рассказывают древние мудрецы.
Святое присутствие
Благодаря созерцанию мы наращиваем способность концентрировать внимание на сенсорном опыте здесь и сейчас. По мере расширения осознанности реальность настоящего момента оказывается самым дорогим подарком, который мы получаем от мира природы. Она всегда рядом, всегда вокруг нас. Идет дождь… сейчас. Он перестал лить… сейчас. Светит солнце. Облака закрыли его. Ветер дует сильными порывами, которые сотрясают окна. Он успокоился и воздух неподвижен. Этот простой подход к замечанию и признанию того, что есть, на самом деле развивает простоту и осознанность созерцания.
Святое присутствие пронизывает всю природу и передает нам священные знания. У древних кельтов было глубокое понимание магического мира природы и того, как невидимые измерения реальности особенным образом и довольно сильно просвечивают в некоторых «тонких местах». Такие же мимолетные, как паутина, так называемые завесы между духовным и материальным – между этим и вечным мирами – обеспечивают проход для существ, пересекающих измерения.
Как путешественница и паломница, я испытала нечто священное, гуляя среди стоячих камней Шотландии, Ирландии и Бретани и размышляя о волнах океана на продуваемых ветрами пляжах по всему миру. Или восхищаясь разумной силой деревьев, таких как прекрасные секвойи Калифорнии, парящие ели в Шварцвальде в Германии, осиновые рощи Колорадо, древние вишни Франции, а также александрийский лавр, манго и тамаринд в Индии.
В последние годы исследования выявили, что прогулка по лесу, особенно среди высоких деревьев, помогает облегчить тревоги и страхи. Деревья дают убежище во многих смыслах, они могут быть удивительно эмпатичны. В детстве я часто лазила по деревьям, поэтому многие утра проводила в ветвях цветущей магнолии в саду моей бабушки или играла под вековыми раскидистыми дубами в Луизиане и Арканзасе, где выросла. Деревья до сих пор учат меня созерцать, распознавать и находить доступ к убежищу, которое иногда так необходимо.
Я чувствовала духовный подъем, находясь рядом с озерами, водопадами и извилистыми ручьями Шотландии. Священные каньоны Аризоны и Юты помогли мне воспрянуть духом и в то же время стать скромнее, как и река Миссисипи или могучий Ганг, пышные джунгли и святилища деревьев Бодхи в Индии. Здесь, в моем доме в высокогорной пустыне, я разговариваю с пиниями и можжевельниками, а сверкающее звездное небо – друг моей души.
Именно общение с природой во всех описанных выше случаях изменило и поддержало меня. Когда мы приближаемся к чему-то с уважением, эмпатией и даже благоговением, святое присутствие природы становится ярким, живым и интимным. Если слушать внимательно, мы услышим звук материнского голоса. Отдых, расслабление, утопание в спокойствии и внутреннем пространстве – это все, цитируя Пола Саймона, является «воссоединением матери и ребенка». Пусть ваш разум блуждает свободно, чтобы вспомнить, когда, где и как вы встречались с «тонкими местами» в жизни.
Метафоры природы
Не без причины мы зовем ее мать-природа. Мы смеемся и рыдаем на ее груди и рождены из ее субстанции, а наша сущность после смерти вернется в нее обратно. Моя любовь к природе началась в детстве, когда меня захватывал вид деревьев, растений, цветов, грязи, песка, птиц, насекомых и других животных. Погода интриговала, особенно грозы и торнадо. В месте, где я выросла, были все четыре сезона, каждый со своими уникальными чудесами, особенно когда листья становились цвета пламени. Летом мне нравились деревья мимозы, которая щекотала мое лицо своими сладко пахнущими пушистыми розовыми цветами. Я могла часами играть в тени черного ореха, под цветами зантедескии или качаться на лианах глицинии.
В начале семидесятых я поселилась с младшим сыном в альтернативной общине в глубине водораздела реки Баффало в горах Озарк. Там мы плавали в чистейшей сине-зеленой воде, свободно бегали по лесам, открывали редкие виды дикой магнолии и крошечных орхидей, целые участки целебного желтокорня и дикого женьшеня. Моя любовь к природе, естественно, распространилась и на органическое садоводство, которое научило меня новым формам созерцания во время священного труда. Живя вдалеке от всех в горах Озарк, я обнаружила глубокие метафоры в циклах и шаблонах природы, а также в ее чистой красоте. В те годы я считала Землю духовным наставником. Я училась напрямую у самой Богини.
Теперь я живу в высокогорной пустыне. Переход от зеленого мира к аскетичной и суровой красоте пустыни потребовал времени на адаптацию. Много лет ушло на то, чтобы пробудилась способность увидеть магию в сухой земле, где сила солнца горит очень ярко. И в процессе мое представление о «красоте» изменилось и стало таким же всеобъятным, как небо в пустыне. Довольно часто ночью перед сном я выхожу на улицу, чтобы созерцать Вселенную. Иногда небо непрозрачное, густо заполнено облаками, непроницаемо. Временами то же темное небо – захватывающая алмазная роспись Млечного Пути. Природа, великая метафора, мягко возвращается домой. Это и есть реальность. Это и есть то, как дела обстоят на самом деле. Не важно, облака я вижу или звезды, позади всегда огромная тайна – устойчивая, вечная, бесформенная, неизменная, всегда присутствующая в огромном пространстве, которое все объединяет.
Осознание элемента Пространства открывает разум, расширяет перспективу и соединяет меня с реальностью других четырех элементов, которые перемешаны в безграничном количестве креативных форм. Природа демонстрирует свои силы бесконечными способами. В пустыне каждый камень – идеальный пример веса, формы и текстуры. Песни птиц, шорох бегущей ящерицы, пробуждающейся от зимней спячки, возвращение колибри после трудной весенней миграции, изобильные холмики дикой фиолетовой вербены, внезапно появляющиеся в моем саду с травами, или приближение летней грозы – все эти чудеса подпитывают меня.
Необузданная красота природы улучшает мое расположение духа и восстанавливает. Ее безжалостные, неумолимые процессы и циклы поведали мне секреты целостности: как жизнь переживает смерть и обновление. Природа помогает увидеть и узнать, что реально и истинно. Она показывает мне чертежи бытия в схемах жизни с ее соединяющими нитями и единством, лежащими в основе всего. В ее диком разнообразии существует огромное количество резонансных символов, которые рассказывают истории о жизни и отвечают на самые основные человеческие вопросы: как жить, умирать и перерождаться.
Наблюдение за шаблонами и циклами природы и размышление о них увеличивают во мне способность к стойкости. Природа помогает верить в базовую доброту глубочайшей намеренности жизни, даже когда смертельные вирусы сеют хаос среди человечества. Несмотря на испытания и сложности в нашем мире, жизнь продолжается, и ее прекрасное безличное великолепие успокаивает меня и вдохновляет, потому что оно истинно. Я могу опереться на него и довериться этой надежной реальности.