Полная версия
Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь. Книга вторая
Пророки в основе своей посылались к царям, чтобы через них обуздать народ свой, я же пришёл для спасения всех людей. Потому и чудеса, подтверждающие учение моё, несут на себе печать Отца Небесного.
После чего ласково им улыбнулся.
– И благословен, который не соблазнится по мне.
Ученики Йоханана, посмотрев на лица людей, согласно подтверждающие слова учителя, осознав, что слухи о нём не являются выдумкой молвы.
– Прости нас учитель, – низко поклонились они. – Иногда люди соблазняются, оттого что факты противоречат их собственным представлениям. Ни один человек не способен творить то, что совершаешь ты. Имея власть не только над природой человека, но и надо всем сущим. Потому как рука Элохим на тебе.
– Ступайте с миром, – кивнул им Йешуа.
Ученики ещё раз поклонились и отправились обратно, возвестить своего учителя.
Они ушли довольно далеко, когда Йешуа глядя им вслед, обратился к собравшемуся вокруг него народу.
– Слишком часто память людская скрывает то, что не находится постоянно перед глазами их. Человек, неуверенный и нерешительный в своих убеждениях, часто сомневается и меняет взгляды свои в зависимости от мнения окружающих. Сегодня он думает так, а завтра совершенно иначе. Что выходили вы смотреть в места пустынные? Тростник под ветром колеблющийся? Нет. Йоханан остаётся таким же твёрдым в своём воззрении, как и прежде. Он никогда не колебался в своих убеждениях.
Но что вы ходили смотреть? На человека в мягкий гиматий одетого? Нет. Такие, в одеяниях пышных и роскошных, находятся во дворце царском. Суровая жизнь Йоханана всегда служила упрёком суетности и тщеславию людскому. В нём нет ни лести, ни обхождения. Он никогда не стремился к личной выгоде и праздности.
А на что же выходили смотреть? На пророка? Да, говорю вам. И превосходящего пророков. Это воплощённая совесть Исраэйля.
Элохим всегда воздвигал столпы, указующие народу его пути праведные. Пророки, это глашатаи истины, имеющие мужество возвещать её не искажая и не добавляя своего.
“Ведь Йегова Элохим не делает ничего, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам”.
После Малахи минуло четыре века и не восставало более пророков, ибо завершилось время пророчеств.
Йоханан дал обет пожизненного назорейства. Как знак добровольного самоотречения и преданности. И на него была возложена обязанность, возвестить о пришествии Машиаха.
Сей есть тот, о котором написано:
“Вот, посылаю вестника моего пред лицом твоим, который приготовит путь твой перед тобою”.
Говорю вам, нет ни одного превосходнее Йоханана, между рождёнными жёнами. Однако меньший в Царствии Элохим есть превосходнее его.
Йоханан это последнее звено, что соединяет прошлое и будущее. Ему были явлены неоспоримые доказательства. Пророки только предрекали пришествие Сына Человеческого, он же стал свидетелем исполнения этого, располагая сердца людей к принятию благой вести.
Он словно светоликий Моше, который вывел народ Исраэйля из Египта, но не посмевший войти в землю обетованную. Он приготовил путь и видел свет веры, но наименьший в Царствии Небесном будет обладать верой спасения и источником жизни вечной, потому станет больше его.
Ибо “Вот, наступают дни, – сказал Йегова, – когда с домом Исраэйлевым и с домом Йехудиным Я заключу новый союз.
Не такой союз, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, не такой союз Мой, который они нарушили, несмотря на то, что Я был им Адонаем, – сказал Йегова.
А такой союз, какой заключу Я с домом Исраэйлевым после тех дней: – сказал Йегова, – вложу Я Тору Мою в глубину души их, и в сердце их впишу Я его союз, и буду Я им Элохим, а они будут Мне народом.
И не будет больше каждый учить ближнего своего и каждый – брата своего, говоря: «познайте Йегову». Ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня, – сказал Йегова, – потому что прощу Я вину их и не буду больше помнить греха их”.
От дней же Йоханана, до сих пор, в Царство Небесное входят с усилием, и употребляющий усилие восхищает его. Потому что всеми пророками и Торой до Йоханана это было предсказано.
В него войдут только те, кто неустанно прилагает для его достижения все свои усилия. Вспомните как Йаков боролся до появления зари и не отпускал того, с кем боролся, пока не получил благословление себе. За что получил новое имя Исраэйль. Так и те, кто войдёт в Царствие Небесное, должны приложить все старания свои, чтобы отринуть своё я. Изменить свои устремления и наклонности. Преодолеть все препятствия на пути, как извне, так и изнутри.
И если же желаете принять его, то он есть Элийя, которому надлежит прийти.
Всмотритесь внимательнее и поразмыслите над увиденным. Он есть не тот Элийя, которого вы ждёте, но как и тот, по внешности суровый, независимый отшельник и внутренне в духе и силе единой.
Отчего весь народ внимающий и даже мытари признавали справедливость Элохим, омываясь погружением Йохановым. А фарисеи и соферим взаимно отвергли волю Элохим, не омываясь через него.
Призыв Йоханана был призывом Элохим, во оставление грехов и во спасение души вашей. Однако те, кто должен был знать больше всего, оказались неспособными принять истину, отказавшись изменить свой образ жизни. Вспомните притчи Шломо, сына Давида, царя Исраэйля:
“Доколе, легковерные, любить будете легковерие, и кощунствующие доколе будут услаждаться насмешкою своей, а глупцы – ненавидеть знание?
Обратитесь к моему наставлению: вот изолью я на вас дух мой, возвещу вам слова мои.
А за то, что звала я, но вы отказывались, протягивала руку свою, но не было внимающего.
И ни во что не ставили вы все мои советы и не желали наставлений моих, –
Я тоже посмеюсь над вашим несчастьем, потешусь, когда найдёт на вас ужас.
Когда найдёт на вас ужас, как гроза, и придёт на вас несчастье, как вихрь, когда постигнут вас беда и горе.
Тогда будут они звать меня, но я не отзовусь, будут искать меня, и не найдут меня.
За то, что ненавидели они знание и не избрали для себя страха пред Йеговой.
Не хотели принять совета моего, презрели всякое наставление моё.
За все это вкусят от плодов пути своего, и насытятся злыми замыслами своими.
Потому что отступничество легковерных убьёт их и беспечность глупцов погубит их.
Но слушающий меня будет жить безопасно и будет спокоен, не страшась зла”.
Кто имеет уши, тот внемлет.
Затем Йешуа немного помолчал, задумчиво глядя вдаль.
– Итак, кому приравнять людей поколения сего? И кому подобны они?
Они подобны детям, посреди улицы сидящих и зовущих. Которые говорят друг на друга, мы играли на свирели вам и не танцевали, пели печальные песни и не плакали.
Потому что пришёл Йоханан, не ест хлеба и не пьёт вина и говорят, беса имеет.
Пришёл Сын Человеческий ест и пьёт и говорят, вот человек, любитель поесть и пьяница, друг мытарям и грешникам.
Иудеи, словно капризные, упрямые и постоянно недовольные дети. Какое бы служение ни являл среди них Элохим, они всегда находят на него возражение. Всё не то и всё не так.
Йоханан вёл суровый, аскетический образ жизни, призывая к покаянию. Но вместо того, чтобы принять его упрёк об их нечестии, они стали обличать его праведность. Говоря, что в нём бес, если добровольно лишает себя мирских радостей и до поры, избегал человеческого общества.
Сын Человеческий не сторонится никого, приветлив и доступен. Проповедуя благую весть идёт навстречу всем. Но и такой образ жизни им не по нраву. Потому что не ест и не пьёт с теми, кто по их мнению этого достоин.
Когда люди не хотят слышать истину, то они всегда найдут оправдание, чтобы ничего не делать, оставаясь во грехе. Иудеи не хотят принимать какой бы то ни было вести от Отца Небесного. Их сердца упрямы и испорчены. А все наилучшие поступки могут оказаться поводом для наихудших обвинений. Однако истина всегда пробьёт путь свой. И признается праведной мудрость, от дел её.
После этого он глубоко вздохнул, встал и отправился далее по дорогам Галилеи.
Перикопа 23
Фарисаиос Шимон
Фарисей ШимонВ помещение, неспешным шагом, вошёл богато одетый иудей в сопровождении нескольких фарисеев.
– Шалом алэйхэм, – встали присутствующие иудеи.
– Алэйхэм шалом, – отозвался вошедший, занимая центральное место.
– Как ваше здоровье почтеннейший соферим?
– Жаркое солнце и дальняя дорога утомляют, – тяжело выдохнул глава, – но отдохнём позже. В Йерушалайме недовольны вашими действиями, – строгим взглядом обвёл он стоящих иудеев. – Прошло столько времени, а этот новый учитель всё так же беспрепятственно проповедует по всей Галилее. И его слава не только не умолкает, а всё возрастает и ширится. В чём дело? Вам недостаточно платят или недостаёт разума прекратить всё это?
– Мы делаем всё возможное, – ответил один из собравшихся. – Всё, что в наших силах. Ходим за ним по пятам, препятствуя его учению, но пока всё тщетно.
– Значит ваше противление слабее надобного, – пристукнул посохом соферим. – Ежели до сих пор нет результатов.
– Но досточтимый, что мы ещё можем сделать? – ответствовал другой. – Все наши уловки разбиваются напрочь. Сколько мы приводили к нему людей, но он их всех исцелил. Не было ни одного случая, когда бы он не сумел помочь. Слепые его слышат и прозревают, глухие его видят и исцеляются, прокажённым и расслабленным даруется здоровье. Его сила не вызывает ни у кого никаких сомнений. Его дела невозможно ни отрицать, ни умолчать. Мы даже распространили слухи о его одержимости, но люди по-прежнему стекаются к нему. Бесы и те повинуются. Уж не в сговоре ли он с самим Сатаной?
По помещению неожиданно прошелестел небольшой сквозняк, созданный шестью невидимыми крылами, отчего иудеи поёжились, словно находились на холодном ветру.
– Нельзя ли его устранить, как Йоханана?
– Нет. Тетрарха к этому подтолкнуть не получится. Он не обличает правителя и Иродиаду, как это делал пустынник, – молвил один из сопровождающих.
– Значит слепые слышат, глухие видят, а бесы выходят, – в задумчивости произнёс соферим, слегка постукивая посохом. – Вот и простое решение ваших трудностей, – наконец улыбнулся он.
Присутствующие непонимающе посмотрели на него.
– Найдите мне слепого и глухого иудея. И желательно бесноватого. Чтобы он не смог его ни лицезреть, ни услышать. Посмотрим, как этот плотник сможет исцелить, не имея возможности достучаться до разума несчастного.
– Да где ж мы такого найдём-то? – в изумлении уставились фарисеи.
– Думайте, – строго пристукнул посохом соферим. – Иначе последствия лично для вас будут необратимыми.
Повисло долгое и тяжёлое молчание. Наконец самый молодой из фарисеев робко произнёс.
– Я краем уха слышал об одном нищем, который пошёл искать сокровище в пустыню и лишился разума.
– Да. Я тоже слышал, – поддержал его другой. – Только это был не нищий, а бедняк. И он уходил не в пустыню, а в горы, искать запретное знание, чтобы стать спокойным за своё будущее, однако потерял абсолютно всё.
– Не распространяйте сплетней, о которых вы ничего не знаете, – подал голос ветхий днями старец, сидящий в тёмном углу и на которого до этого никто не обращал внимания. – В одном из селений жил совсем молодой юноша, но он был очень бедным. Как-то раз он решил поклониться Ваалу, чтобы тот исполнил его желание. Дабы у него было всё, и он ни в чём не нуждался. Уйдя в лес, юноша совершил действо идолопоклонства. Явившийся демон напал и вошёл в него. Теперь это уже далеко не юноша. И он действительно получил всё что хотел, – хрипло засмеялся старец. – Став слепым, глухим и немым. Добрые люди его кормят и поят, и он уже ни в чём не нуждается, поскольку пребывает не в себе.
– Где, где это селение?!! – тутже встрепенулись фарисеи.
– Я укажу вам, – кивнул головою старец. – Но и попрошу у вас за услугу свою.
– Что ты хочешь? – посмотрел на него соферим.
– Обеспечьте старость мою в Йерушалайме.
– Да будет по слову твоему, – стукнул посохом глава. – А теперь ступайте и приведите ко мне этого бесноватого.
***
По главной улице, ведущей к местному рынку, поднимая босыми ногами облачка пыли, пробежали радостные дети.
– Народный учитель! К нам идёт учитель благой! – восклицали они на всю округу.
Из дома вышел статный фарисей. Его пурпурное одеяние служило для окружающих знаком жизненной силы и достатка.
«Уж не тот ли это молодой Галилеянин, о котором ходит столько невероятных слухов? – в задумчивости подошёл он к калитке. – Все только и говорят о том, что Адонай ниспослал Исраэйлю нового пророка. Думаю, из этого посещения можно будет извлечь и свою выгоду. Если его принять у себя, то людская молва быстро разнесётся по округе. И меня станут почитать за того, кто оказал милость человеку Элохим. А это в свою очередь приведёт к улучшению моей репутации и в конечном счёте к увеличению благосостояния. Хорошо, очень хорошо. Обменять обычный кусок хлеба на славу, почёт и уважение. Замечательный размен», – довольно улыбнувшись, потёр он ладони.
– Эй вы, скоты ленивые! – прокричал фарисей на своих рабов. – А ну-ка быстро пошевелились и накрыли мне трапезу с угощеньями в саду.
Сам же тем временем поднялся на крышу дома и стал всматриваться вдаль, время от времени прохаживаясь по настилу.
Много времени не прошло, когда он заметил группу людей идущих по улице. Быстро спустившись, он подошёл к калитке и стал поджидать. Когда иудеи подошли совсем близко, он вышел за ворота.
– Шалом алэйхэм, – поприветствовал он.
– Алэйхэм шалом, – поздоровались в ответ.
– Меня зовут Шимон. Учитель, я вижу вы с дальней дороги, а пешие переходы так утомляют. Войди под мой кров, насладись тенью деревьев, давая отдых натруженным ногам.
Йешуа посмотрел на изнурённые лица своих учеников и согласился войти.
– Сюда, – покровительственно-небрежно махнул рукою хозяин.
Дом располагался в центре открытого со всех сторон внутреннего двора. Чуть в стороне был небольшой сад, где на красивом ковре была разложена еда и вино.
Они прошли вслед за хозяином к небольшой умывальне.
Молодой раб, склонив свою голову, из кувшина омыл руки вошедшим путникам.
– Благословен Ты, Адонай, Элохим наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам иссушать руки, – произнёс хозяин дома подавая полотенце.
Внутрь ограды стали заходить люди, рассаживаясь кто, где мог, чтобы посмотреть на живого пророка и послушать его речения. Тем временем приглашённые гости расположились у трапезы.
– Благословен Ты, Адонай, Элохим наш, Владыка вселенной, производящий хлеб из земли, – довольно произнёс Шимон, глядя при этом на собирающийся народ и присоединившихся к застолью нескольких знатных фарисеев. После этого все возлегли и приступили к еде.
По улице быстрым шагом, иногда переходящим в бег, шла женщина. Она некогда слышала проповедь нового учителя и пришла в сильное волнение, когда услышала о его приходе в их селение. А когда узнала, что он обедает у фарисея Шимона, просто не знала, как поступить, нервно расхаживая по дому. Наконец схватив самое дорогое, что у неё было, алавастровый сосуд, в котором находилось благовонное миро, она выбежала из дома. И вот, приближаясь, женщина увидела толпу народа, облепившую и вход, и ограду.
– Э! Куда ты прёшь? – услышала она, когда попыталась пройти внутрь. – Тебе здесь не место. Тут собираются только приличные люди, а твоё место поодаль. Прочь отсюда!
Сначала она растерялась, даже слёзы обиды выступили на её глазах. Но затем, крепко прижав сосуд к своей груди, она решительно двинулась сквозь толпу. Её оскорбляли, грубо толкали в спину, дёргали за одежду, но женщина упорно продвигалась к своей цели.
Новый учитель со своими учениками возлежал у небольшого столика, опираясь на локоть левой руки. Правой рукой беря еду и напитки. Потому ноги располагались за спиной впереди лежащего. Словно нарисованное солнце с косыми лучами.
Растрёпанная, побитая женщина, медленно приблизившись, опустилась позади учителя. Нежно провела ладонью по его пыльным ногам, и отстегнув наалаимы отложила их в сторону. Слёзы раскаяния, стекая по её щекам падали на его ноги. Распустив свои длинные волосы, от чего по толпе прокатился гомон недовольства и очередных ругательств, она стала ими оттирать всю пыль с его ног, целуя ступни его. А затем, откупорив сосуд, начала обильно натирать миром, отчего по округе распространился изумительный аромат.
По обычаю, во время еды нельзя разговаривать, даже о Торе. И не смотрят в лицо человека, когда он вкушает, чтобы не смущать его этим. Поэтому все действия женщины не обсуждались ни единым словом. Чего нельзя было сказать о мыслях.
«Жаль, что нельзя было запереть двери от таких вот существ, – думал фарисей Шимон, с презрением иногда поглядывая на женщину. – Какое бесстыдство, прийти в мой дом, когда я принимаю такого гостя. Уже тем, что она распустила свои длинные волосы перед всеми, показывает верх её неприличия. Да и чего ещё можно ожидать от блудницы? Праведности в ней нет ну ни на лепту. Впрочем, о ней никто и не вспомнит, а вот о моей добродетели, оказанной пророку, будут помнить не только соседи. И это хорошо. Хотя, если бы сей был пророк, то он пожалуй бы знал, что за женщина прикасается до него. Потому что греховна она. Одним словом, блудница».
Приблизительно такие же мысли витали и у других фарисеев, присутствующих за трапезой.
Хозяин не стал выражать свою досаду открыто, во время еды. Потому как сотрапезники могли решить, что это относится к ним. И что он недоволен тем, как и что они едят, а лишь махнул рукою. Давая знак рабам к перемене блюд. Пока идёт смена блюд разговор допускается, потому Йешуа обратился к фарисею.
– Шимон, я имею нечто сказать тебе.
– Говори, учитель, – покровительственно-благосклонным тоном кивнул тот.
– У некоего ростовщика было два должника. Один имел долг пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Они не могли вернуть, и были прощены. Посему скажи, который из них будет более благодарным?
– Думаю, что которому более простилось, – пожал плечом фарисей.
– Ты справедливо рассудил, – кивнул на это Йешуа. – Ростовщик не воспользовался против должников законом. Не приказал продать ни их малое имущество, ни их детей и жён в рабство, ни их самих не отдавал истязателям. А оказал им милость, простив обоих. Но всё дело в том, что кто больше должен, тот больше и благодарен.
У иудеев, соблюдаются некоторые обычаи при приёме путника. При встрече странника с дальней дороги, хозяин ложит ему руку на плечо, целуя в щёку в знак мира. Затем страннику омывают ноги чистой водой, дабы смыть с них всю пыль и немного освежить, а на голову наносят каплю розового масла.
И повернувшись в сторону женщины, сказал:
– Посмотри на эту женщину. Войдя в дом твой, мне воды на ноги не подали, она же слезами увлажнила ступни мне и своими же волосами отёрла их.
Целования мне нЕдал, она же, как вошла, не перестаёт целовать ноги мои.
Елеем голову мою не помазал, она же миром натирает ноги мои.
По этой причине говорю тебе, прощаются прегрешения её многочисленные, потому что она любит больше. А кто меньше любит, тем и прощается меньше.
Женщина, наконец подняла своё заплаканное лицо к Йешуа.
– Прощаются прегрешения твои, – с улыбкой повторил учитель.
Фарисеи, возлежащие за столом, были недовольны такой речью, думая про себя. «Кто он есть, что и прегрешения отпускает?» Но вслух этого не высказали.
– Самодовольство и самоправедность отвращают от прощения. Долг человека перед Отцом Небесным столь велик, что его не оплатить ни золотом, ни жертвоприношениями, а только целиком полагаться на Его милосердие.
Кто считает себя праведным в глазах людей, тот не желает прибегать к прощению от Элохим, – продолжил говорить Йешуа, глядя на фарисеев. – А кто ощущает свою греховность, тот всеми силами стремится умалить Его.
Благодарная любовь побуждает многое для этого сделать, – повернулся он к женщине. – Вера твоя спасла тебя. Иди с миром. Да и нам тоже пора отправляться в путь.
При этом фарисей Шимон выдохнул с облегчением. Потому что после такой речи, он желал только одного, поскорее закончить этот обед. Посему он сразу же перешёл к благодарственным молитвам завершающим трапезу.
– Благословен Ты, Адонай, Элохим наш, Царь вселенной, Который даёт пищу всему миру. В Своей милости, любви и сострадании Он даёт пищу всему живому, ибо милость Его вечна. И по Его великой доброте не было у нас недостатка в еде и пусть не будет никогда. Потому что ради Имени Своего великого Он питает и обеспечивает всех и творит добро каждому, и заботится о пище для всех творений Своих, которые создал. Благословен Ты, Адонай, питающий всех.
Возблагодарим Тебя, Адонай, Элохим наш, за то, что дал Ты в наследственный удел отцам нашим землю желанную, прекрасную и просторную, и дал нам знак, и Тору, и хлеб досыта, и за всё это мы благодарим Тебя. Благословен Ты, Адонай, за землю и за пищу.
Сжалься, Адонай, Элохим наш, над нами, и над Исраэйлем, народом Твоим, и над Йерушалаймом, и над царством дома Давида, помазанника Твоего, и возвысь скорее славу Храма, и утешай нас неоднократно. Благословен Ты, Адонай, строящий по милосердию Своему Йерушалайм. Амен.
Благословен Ты, Адонай, Элохим наш, Царь вселенной, Отец наш, Царь наш, Царь благой и дарующий благо всем нам, Он делал, Он делает, и Он будет делать нам благо. Он воздавал, воздаёт и будет воздавать нам добром вовеки – в любви, и сострадании, и благосклонности, и Он сделает нас достойными времён Машиаха. Творящий мир в Своих высотах, Он дарует мир и нам, и всему Исраэйлю.
И все присутствующие откликнулись – Амен.
Перикопа 24
Иаеирос и гунэ
Яир и женщинаСолнце только-только окрасило верхушки растущих олив, когда отворилась калитка, а по дворику разнёсся обеспокоенный голос.
– Марьям! Марьям!
– Здесь я, что случилось Шимон? – женщина по голосу узнала сына Йосефа, выходя к дверям. – Что за поспешность привела тебя из Канны в столь ранний час?
– Я услышал от людей плохие вести о Йешуа.
– Ох! – схватилась за сердце женщина, прислоняясь к косяку двери.
– Говорят, что в него бес вселился.
– Да не может такого быть?!
– Э! – недовольно взмахнул рукой Шимон. – В тебе сейчас говорит мать, но посуди сама. Кто в здравом рассудке, войдя в возраст, будет бросать хорошо оплачиваемое ремесло, становясь нищим странствующим проповедником? А? Оставляя свою семью без постоянного дохода. Какой благоразумный иудей станет связывать свою судьбу с презренными мытарями и грешниками всех мастей? Знакомства и дружбы такого сброда не стал бы искать ни один честолюбивый человек. Что они могут принести, кроме очернения его имени? А? Ладно бы только это, но ведь он неоднократно сталкивается с фарисеями и соферим. И не просто сталкивается, но и при всех обличает их. А власть имущим противодействовать просто опасно. Они могут сделать всё что угодно, и потому он просто обречён на поражение. Никто, в здравом рассудке, не станет бросать им вызов и при этом полагать, что это сойдёт ему с рук.
Благоразумные люди всегда ищут возможность завести семью, детей, иметь надёжную работу и высокое положение в обществе. Я уже не говорю о том, – почти до шёпота сбавил тон Шимон. – Каким образом у меня на свадьбе, простая вода вдруг, ни с того ни с сего стала превосходным, изумительного вкуса вином? А? Я его сам пробовал. Потому говорю тебе Марьям, нашего Йешу надо спасать. Спасать пока не поздно. Потому как в своей одержимости он рискует своей жизнью. Ведь именно нечистый толкает его на конфликт с фарисеями.
– Что же нам делать-то, Шимон?
– Идти в Кфар-Нахум, – пожал плечами Шимон. – Люди говорят, что он туда направился. Возьмём с собою Йакова, Иосийя и Йехуду. Ведь если бес в нём будет сопротивляться, то придётся приложить немало усилий, чтобы его связать.
Ты пойми, – видя её горестное состояние с опущенными руками и поникшим взором, словно земля ушла от её ступней, подошёл Шимон, нежно опуская свою руку на её плечо. – Я люблю нашего Йешу. Пусть он мне и сводный, но всё же брат. Потому желаю для него только блага.
В Йерушалайме есть заклинатели духов, изгоняющие бесов. Теми средствами, что оставил, как своё наследие, благословенный Шломо. Говорят, что в ноздри вставляют кольцо, снабжённое каким-то корнем, и через него вытягивают бесов. А потом приказывают нечистому перевернуть чашку с водой, чтобы показать всем, что бес действительно вышел. Так что не волнуйся, нам помогут. Да не оставит Всевышний благостью своею нас недостойных. А теперь собирайся и в путь. Время не ждёт.
***
– Посмотри, – толкнул один молодой фарисей другого, стоя в отдалении и наблюдая как новый учитель, закончив свою проповедь на берегу моря, разговаривал и исцелял обременённых. – Вроде бы вон тот, что почти бежит по улице, расталкивая прохожих, похож на начальника синагоги?