Полная версия
Древняя Русь. Историческое расследование. Книга первая. «Сить, Китеж, Новгород»
Долго читал, анализировал. Хотелось бы привести отдельные выписки, которые, по предварительной оценке, были способны дать какие-либо сведения об интересующей нас проблеме, это было бы удобнее, но подумалось, что это займет слишком много места. Ознакомится с работой Геродота, в настоящее время, свободно могут все, поэтому буду по ходу давать лишь отдельные, для примера.
Сразу же привлекла внимание легенда Геродота о восставших рабах. В ней рассказывалось о том, как скифские воины возвратились домой после 28 —летнего перерыва, но встретили на Родине «вражеское войско».
«……. Когда затем после 28-летнего отсутствия спустя столько времени скифы возвратились в свою страну, их ждало бедствие, не меньшее, чем война с мидянами: они встретили там сильное вражеское войско. Ведь жены скифов вследствие долгого отсутствия мужей вступили в связь с рабами. Всех своих рабов скифы ослепляют.
(Далее Геродот рассказывает о причинах, по которым скифы ослепляют своих рабов)
От этих-то рабов и жен скифов выросло молодое поколение. Узнав свое происхождение, юноши стали противиться скифам, когда те возвратились из Мидии. Прежде всего, они оградили свою землю, выкопав широкий ров от Таврийских гор до самой широкой части Меотийского озера. Когда затем скифы пытались переправиться через озеро, молодые рабы, выступив им навстречу, начали с ними борьбу. Произошло много сражений, но скифы никак не могли одолеть противников; тогда один из них сказал так: «Что это мы делаем, скифские воины? Мы боремся с нашими собственными рабами! Ведь когда они убивают нас, мы слабеем; если же мы перебьем их, то впредь у нас будет меньше рабов. Поэтому, как мне думается, нужно оставить копья и луки, пусть каждый со своим кнутом пойдет на них. Ведь пока они видели нас вооруженными, они считали себя равными нам, т. е. свободнорожденными. Если же они увидят нас с кнутом вместо оружия, то поймут, что они наши рабы, и, признав это, уже не дерзнут противиться».
Услышав эти слова, скифы тотчас последовали его совету. Рабы же, устрашенные этим, забыли о битвах и бежали.»
Почему данная легенда привлекла тогда мое внимание, я тогда не понимал. Но впоследствии стало понятным, что моя интуиция и в этот раз меня не подвела. Эта, казалось бы, совершенно бесполезная легенда (для целей данного исследования) явилась, можно сказать, жирной точкой в сонме доказательств нахождения летописного Новгорода в районе Ярославля. К ней я, собственно говоря, обращусь в 4-й главе данной книги.
Долго пытался сопоставить и упорядочить различные сведения Геродота, в частности по расположению тех или иных племен, но ничего четкого, увы, не получилось.
Следует сказать, что перенести сведения Геродота на современную карту и сопоставить сведения с имеющимися в настоящий момент историческими сведениями вряд ли удастся. Очень многие и многие попытки расставить все по местам уже совершались, и каждый выдвигал очередную версию, противоречащую версиям других авторов и той или иной части сведений самого Геродота.
Взять, к примеру, карту составленную Б. А. Рыбаковым с обозначенными на ней данными расположения племени Будинов по Геродоту по вариантам трактовок некоторых авторов. (см. на сл. стр.)
Нужно сказать, что это далеко не все варианты, это только малая их часть. Каждый исследователь, опираясь определенные сведения Геродота, предполагал свое видение примерного расположения племени Будинов.
Вывод, который я сделал после длительного изучения и попыток «приведения в порядок» различных сведений был только один. Он таков. Сведения Геродота, достаточно противоречивы. И если пытаться понять написанное «методом тыка», каждый найдет свое, и это свое будет отличаться от выводов других исследователей.
Но оставлять без внимания сведения Геродота, так же было бы ошибкой. Я долго изучал изложенные Геродотом сведения, просматривал интерпретацию этих сведений у различных авторов и в конце концов пришел к решению не повторять путь других исследователей и выдвигать свою версию географии и расположения племен по Геродоту. Это было бы глупо, никому ранее это не удалось, почему же мне должно повезти, во всяком случае, если я пойду тем же путем, что и другие.
Поэтому следующий шаг, который я счел необходимым осуществить, это понять Геродота, не то, что им написано, а именно его самого. Конечно, это практически невозможно, но попытаться следует, тем более, что сведения о нем, все же имеются. Возможно, это и не поможет, не даст никаких зацепок, но без изучения личности автора, решить задачу точно не удастся.
После проведения данных исследований у меня сложилось мнение о некоторых элементах характеристики личности Геродота, которые, как мне казалось, могут помочь в проведении интерпретации его сведений.
Геродот производит впечатление человека, много видевшего, но больше читавшего и слышавшего, причем, человека умеющего слушать, человека разностороннего, в его повествовании есть не только исторические сведения, но и географические, этнографические, литературные. Он в своем произведении выступает как мыслитель в достаточной мере свободный от каких-либо жестких рамок и постоянно рефлексирующий.
Геродот любил, то чем он занимался, те картины истории, описываемые им, были интересны ему сами по себе. Он не совсем историк документалист, его сочинение не предназначалось для «сухарей» профессионалов, он читал увлекательные лекции для граждан. И ему было интересно донести определенную информацию, увлечь читателей, слушателей, но конкретные детали расположения, расстояния и т. п. его интересовали далеко не так и к ним он мог относиться весьма поверхностно, они могли вставляться, большей частью, в целях придания гармонии изложения.
Поэтому, я счел, что сведения у Геродота нужно брать только в том контексте, что та или иная информация об описываемом предмете имелась, степень ее искажения может быть разной, но дыма без огня не бывает. Что вероятностное расположение описываемого предмета весьма и весьма относительно, и опираться при поиске местоположения объектов лучше не на эти конкретные противоречащие друг другу указания, а на сведения, которые не имеют отношения к местоположению, но которые трактуются вполне однозначно и могут окольным путем привести к той или иной географии или на сопоставление с иными источниками.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.