Полная версия
7 ПРОРОКОВ. Антропология мирового кризиса
Руссоизм – христианская ересь, «самое полное натуралистическое извращение христианского чувства, пишет Маритен (…). Руссоизм – очаг мёртвых, истлевающих христианских идей, страшное зловоние которого ныне отравляет весь мир (…). Если мир не живёт живым христианством в Церкви, он умирает от гниющего христианства вне Церкви».28
Руссо завершил процесс формирования новой религии, которую с конца XIX века мы называем модернизмом. Модернизм – это толкование христианства через призму, с одной стороны, рационализма и имманентизма Декарта (моя религия есть продукт моего мышления), а с другой стороны – сентиментализма и натурализма Руссо (моя вера есть продукт моего чувства). Для модернистов в христианстве нет ничего трансцендентного и сверхприродного: это выдуманная человеком религия.
У госпожи де Варан Руссо научился не верить в первородный грех, в существование ада, в Искупление, жить побуждениями сердца и плоти, не испытывая ни малейшего угрызения совести, и в то же время называться хорошим христианином. Именно рядом с госпожой де Варан Жан-Жак развил в себе натуралистическую религиозность. «Госпожа де Варан приобщила Жан-Жака и садовника Клода Анэ к радостям полового коммунизма, но в то же время наставляла Жан-Жака в духовной жизни. (…) Если Жан-Жак – отец модернизма, то госпожа де Варан – его достойнейшая маменька».29
«Руссо был гораздо менее подлым и противным, чем Вольтер (…), но в действительности нанёс неизмеримо больший вред – ведь он не просто отрицает подлинную религию, но и утверждает новую (…). Он привёл современную мысль к чудовищной сентиментальности – инфернальной пародии на христианство». 30
По мнению Владимира Соловьёва, христианство без Христа – самый грандиозный обман, которому когда-либо подвергалось человечество, явление, предвещающее конец времён и второе пришествие Христа.31
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
По мнению Руссо, естественный человек («добрый дикарь») – существо одинокое, которому нет места в обществе.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Ж-Ж. Руссо, Прогулки одинокого мечтателя, Пятая прогулка.
2
А. Камю, Бунтующий человек.
3
Г. Гейне, К истории религии и философии в Германии.
4
Точнее «я есмь».
5
«В философской системе и в психологическом стержне Маркса и Ленина ненависть к Богу – главный движущий импульс, первее всех политических и экономических притязаний» (А.И. Солженицын, Темплтоновская лекция, Лондон 10 мая 1983 г.)
6
К. Маркс, Скрипач (1837), Athenäum, Zeitschrift für das gebildete Deutschland, Jan 23, 1841.
7
R. Payne, The Unknown Karl Marx, New York 1971; Р. Вурмбранд, Маркс и Сатана, 1986.
8
Н. Бердяев, Социализм как религия. Вопросы философии и психологии, М.1906.
9
Н. Бердяев, Демократия, социализм и теократия. Берлин, 1924.
10
С распадом Советского Союза в 1991 году марксизм как экономическая доктрина сильно пострадал. Но марксизм как моральная доктрина (часть сатанинской программы Карла Маркса) продолжил своё существование. В 1960-е годы, по призыву марксистского мыслителя Антонио Грамши к «Долгому Маршу через институты», марксизм стал уделять повышенное внимание культуре – университетам, средствам массовой информации, организованной религии, искусству, особенно кино и телевидению. Капитализм, усвоив нигилистическое представление коммунизма о том, что добро – это все, что содействует делу прогрессивного человечества, а зло – все, что ему мешает, не бросает попыток вытравить религию из общества, используя для этого все имеющиеся в его распоряжении средства. Сексуальная революция и ее подружка – гендерная идеология – являются фундаментальными проявлениями культурного марксизма. Культурный марксизм, как и советский марксизм, – псевдо-религия.
11
Р. Декарт, Рассуждение о методе, Часть 1.
12
Там же.
13
Р. Декарт, Рассуждение о методе, Часть 2.
14
Р. Декарт, Рассуждение о методе, Часть 3.
15
Р. Декарт, Рассуждение о методе, Часть 1.
16
Б. Паскаль, Мысли (Pensées, fr. 110, стр. 512; Oeuvres complètes, par L.Lafuma. Paris, 1963).
17
Р. Декарт, Рассуждение о методе, Часть IV.
18
Ж-Ж.Руссо, Исповедь.
19
Там же.
20
Там же.
21
Ж-Ж. Руссо, Письмо к Мальзербу от 12 января 1762 г.
22
Ж-Ж. Руссо, Исповедь.
23
Ж.Ж. Руссо, Эмиль, «Исповедь савойского викария».
24
Ж.Ж. Руссо, Рассуждение о происхождении неравенства.
25
S.M. Girardin, Jean-Jacques Rousseau, sa vie et ses ouvrages, Revue des Deux Mondes, 2e série de la nouv. période, tome 4, 1853 (p. 865-892).
26
Г. Роланд-Гольст. Жан Жак Руссо: его жизнь и сочинения. М., 1923.
27
Ж. Маритен, Три реформатора, глава о Ж-Ж. Руссо, 15.
28
Ж. Маритен, Три реформатора, глава о Ж-Ж. Руссо, 16.
29
Ж. Маритен, Три реформатора, глава о Ж-Ж. Руссо, 18.
30
Ж. Маритен, Три реформатора, глава о Ж-Ж. Руссо, 18.
31
См. В. Соловьёв, Краткая повесть об антихристе.