Полная версия
Как у наших у ворот. Истории о гармошке и частушке
Анатолий Ехалов
Как у наших у ворот
© Ехалов А. К., 2024
© Издательство «Родники», 2024
© Оформление. Издательство «Родники», 2024
Под гармонь
В песнях радость, в песнях – горе,В песнях и весельице.Только в песнях нахожуСердцу утешеньице…Однажды к знаменитому нашему писателю Василию Ивановичу Белову в деревню Тимониху приехал погостить знаменитый гармонист Александр Рачков. Вечером взял он у Белова гармошку, сел на лавочку у дома и часа два наигрывал от всей души.
Пусто в деревне, некому сдробнуть да частушечку гаркнуть. Один Белов в доме романы пишет.
И видит гармонист, что появляется перед ним мужик, взмыленный, с огромными чемоданами в руках. – Ты, что ли, играл?
– Я!
– Ох, спасибо тебе. Ежели бы не ты, не дотащиться бы мне с эдаким грузом.
И тут рассказывает он такую вот историю. Домой едет, в Тимониху. Вылез из автобуса, и ни единой попутки. А еще семь километров идти. С этакими чемоданами!
Пошел! Куда денешься-то…
Шел, шел. Силы совсем кончились. И тут где-то далеко в гармонь заиграли. Да так, что ноги сами побежали.
Кончится игра, чемоданы – свинцовые. Заиграет гармонь – откуда силы берутся. Так вот и шел всю дорогу.
Непростое нынче время. Трудное, тяжелое… А идти надо. Пойдемте, братцы, с гармонью да песнями.
Из-под каблука
Трудно поверить, но частушка в русской народной поэзии – жанр молодой. Определение этой короткой песни, живо откликающейся на злобу дня, часто рождаемой прямо на гулянках из-под каблука, впервые ввел в обиход в 1889 году великий русский писатель, тонкий знаток народной жизни Глеб Иванович Успенский.
Так что частушке как жанру немногим более ста лет, но кажется, что она неизбывно присутствовала во всей русской жизни, и настолько пронзила, наполнила все ее стороны, что, кажется, исключи ее, и душа народная осиротеет, померкнет.
Говорят, что Шаляпин не любил гармошку и вместе с нею порождение ее – частушку. Однако этот немецкий инструмент нашел такой живой отклик в народной душе, что сегодня скорее можно говорить о том, что гармошка – инструмент чисто русский, и немецкого в нем не осталось и капли… Вряд ли и немцы станут оспаривать свои приоритеты на гармонь.
Однажды мы сидели в застолье с немецкими друзьями и много пели под гармонь. Вернее, пели только мы, русские. Немцы молча сопереживали нам. А потом бывшие среди них девицы и вовсе расплакались. Немцы объяснили, что они свое народное искусство, песенное творчество полностью утратили и теперь могут отдыхать только под магнитофон.
Я думаю, что такие утраты имеют большие последствия. Народ, перестающий воспроизводить собственную культуру, на мой взгляд, начинает терять свою пассионарность, то есть свою внутреннюю энергию, дерзновенность. Такой народ быстро стареет и дряхлеет, и его начинают теснить народы, в коих этой дерзновенной энергии больше…
Гармонь и частушка, как мне кажется, имеют огромный энергетический потенциал и способны пробуждать в русском, да только ли в русском человеке мощную ответную реакцию, подобную скрытому атомному реактору.
У меня милашка есть
Без тебя, мой дорогой,Без тебя, мой милый,Без тебя, хороший мой,Белый свет – постылый…Эта сторона человеческой жизни наиболее представлена в народном творчестве. Частушка тоже дает высокие образцы любовной лирики.
Порой за этим коротким поэтическим повествованием стоит такой глубины человеческая драма, которую под силу только описать лишь в толстом романе.
Как-то на одном деревенском празднике увидел я аккуратненькую старушку, ладно обутую и одетую, с кротким взглядом глаз небесной голубизны. Бабушке этой было уже за девяносто, но она пришла на деревенский праздник пешком километров за пятнадцать, где жила со своими детьми.
После застолья пошла пляска, и бабули, кто с одним батогом, кто с двумя, встали в круг и, приплясывая, выдавали по очереди частушки, которые большей частью были озорными. Такой вот неунывающий наш народ. Среди разрушенной деревни, среди подступающего к огородам бурьяна звенела гармошка, и звенели эти озорные, с ловкими матюжками частушки, словно не было этого запустения и заброшенности, а мир вновь вернулся к своему радостному многоголосью…
Плясала и старенькая бабушка Платонида, плясала церемонно и трогательно, хотя, как сказали мне, уже ничего не слышала от старости, а потом, когда очередь до нее дошла, еще и частушку спела:
Вот и вся моя отрада,Вот и весь мой интерес —Пойду, выйду на дорогу,Посмотрю на темный лес.Спела бабушка Платонида и словно озарилась какими-то давними переживаниями и стала необычайно красива. Мне рассказали потом, что бабушка Платонида в молодости и впрямь была такой красавицей, что любой мужик при взгляде на нее столбенел.
Жила она в счастливом браке с мужем своим Африканом, народив уже четверых деток. А тут война. И пошел Африкан на войну с мешком заплечным, и билась Платонида о сырой луг. А скоро и похоронка пришла, и слезы все были выплаканы, да в деревне при четырех мальцах в горе с головой не окунешься.
Работала не покладая рук. А уж под конец войны пришел с фронта мужнин друг, пришел в холодный дом: жена умерла, двоих ребятишек оставив на него. И посватался к Платониде. Долго ходил, уговаривал, хотя баб вдовых и девок-переспелок – пруд пруди. Любил сильно.
И выходил все-таки, поженились, стали совместное хозяйство вести. Только вот однажды вечером прибегает соседка с фермы и лица на ней нет.
– Иди, – говорит, – Платонида, на ферму, там тебя твой Африкан дожидается.
Упала, рассказывают, Платонида, как подкошенная, а когда очнулась, полетела, словно на крыльях, на ферму.
И верно, муж ее любимый, слезами горькими оплаканный, сидит и смотрит на нее глазами, полными страдания. Обнял ее и зарыдал:
– Платошенька, сердце родное. Уедем отсюда, заберем ребятишек и уедем.
Как ни рвалось сердце, ни трепетало, а вот не смогла уйти от новых, ставших уже родными, детей. Так и уехал ни с чем Африкан, заживо похороненный проклятой войной.
…Бабушка Платонида прошлась кружок и пропела еще частушку, в которой, кажется, отразились все ее страдания:
Я по бережку пойду,Калину красную найду —Калину красную, как кровь,Как моя горькая любовь.Однако надо заметить, что любовные страдания в частушках носят более иронический, озорной характер, за которым, видимо, скрыты глубокие переживания безответной любви, измены.
И откуда же ты взялся,Где гармошку раздобыл,Что наделал, окаянный —Сердце вдребезги разбил!Говорят, после изменыПропадает аппетит.У меня после изменыХлеб буханками летит…Я пришла на посиделки —Все ребята заняты…И моё-то тинятоСидит тоже занято…Стать героем частушки, прозвучавшей по случаю на посиделках, да еще частушки обличающей, опасно. Можно оказаться посмешищем на всю округу и оставить о себе такую нехорошую память на многие и многие годы.
У кого какой милой,У меня-то плотник —И до девок до чужихОн большой охотник.А вот и ответ коварной изменнице. Тут уж удар ниже пояса.
Шёл милашки мимо дома,И окошко полое…Милка спит – рубаха рванаяИ брюхо голое.Впрочем, комментировать частушки – дело неблагодарное. Они сами за себя все скажут. Была бы гармонь или балалайка. Поэтому я предложу вашему вниманию те частушки из любовного раздела, которые, на мой взгляд, наиболее ярки и колоритны.
Мой милёнок, я – твоя
Ты гармошечка-двухрядочка,Ретивый голосок.Не дала мне в тёмну ноченькуУснуть на волосок.Сядь-ка, сядь-ка, милый, рядом —На моё крылечико.Всё изныло, изболелоО тебе сердечико…Посмотрю, на сенокосеВ голубой рубашке косит.Подпоясан пояском,Кличет звонким голоском.Я косила у пруда —Не даёт косить вода.Платочком беленьким махала:«Поди, миленький, сюда!»Жарко, жарко страдовать,Жарко сенокосить.Жалко, миленький, тебяОт себя отбросить…Что ты шёл, не зашёл?Я тебе велела.До двенадцати часовЛампочка горела.Мой милёночек уехал,Только пыль на колесе.Меня, горькую, оставил,Как полынь на полосе.Мой милёнок, я – твоя,Куда хошь, девай меня,Хошь пропей, хошь проиграй —Хошь товарищу отдай!У меня милаша маленький,Как зёрнышко в овсе.Дал копеечку на семечки,Сказал: «Купи на все!»Говорят, что боевая —Боевая не совсем.Боевая сушит десять —А по мне страдают семь.На меня, на молодуВосьмая сплетня на году.Пусть идёт девятая,Но я не виноватая.Поносила бы колечко,Золотое с пробою.Выйду замуж или нет,А всё равно попробую.Золотой напёрсточек,Серебряна иголочка —В голове ума не стало —Все из-за милёночка.Шила милому кисет,Вышла рукавица.Меня милый похвалил:«Эка мастерица!»Я нашла себе милого:Он молчит, и я ни слова.Дивовалися на нас —Вот так пара собралась.Проводил милой до дому,Сказал: «Позволь поцеловать!»Раз пятнадцать побожился,Что никто не будет знать.Меня милый провожал,На крылечке задержал,Сколько звёздочек на небе —Столько раз поцеловал.Мой милёнок – через поле,У подружки – через пять.Через поле да не ходит,Через пять – идёт опять.На окне стоит герань,Алая да белая.Никому не расскажу,Что я в девках делала.Пойду плясать,Рукава спущу.Хорошо будешь играть —Ночевать пущу.У кого какой милой,У меня мастеровой.В одну ночку сделал дочкуИ с кудрявой головой.Не ругай ты, мать, меня.Наживёшься без меня —Наплачешься, навоешься.Сама полов намоешься.Портянок настираешься,Меня навспоминаешься.А ты играй, гармонь моя.Сегодня тихая заря.Заря моя, зариночка,Услышит ягодиночка.Невысока да густаВ полюшке отавушка.Невелика да красиваУ меня сударушка.Я к сударушке иду,Собаки лают на пруду.А что вы, серы, лаете,Аль меня не знаете…Я иду, а мне навстречуСорок ёлочек поврозь.А, милка, я тебя не брошу,Только ты меня не брось.Милка – лебедь, милка – лебедь,Милка – славный человек.Ох, кому же эта ягодаДостанется навек?Милка – лебедь, милка – лебедьМилка – лебедь белая.Мне жениться не велела,А сама что сделала?Через поле – любить горе,Через лес – не интерес.А в своей деревне девка,Как собака, надоест.Если милка не полюбит,Я в корыте утоплюсь.Не в корыте, так в чуланеИз ухвата застрелюсь.Моя милка шилом шила,Топором лапшу крошила.Рукодельница была,Сарафаном пол мела.Лучше пьяному напитьсяДа в канаве полежать,Чем заносистую девушкуДо дому провожать.Надоело, дорогая,За тобой ухаживать.Если будешь заноситься —Вместе нам не ляживать.Меня милый не целует,Говорит, что маленька.Приходи, большой дурак,Встану на завалинку.Ты, милёнок, не балуй —При народе не целуй.Целуй, целуй на улочке,В тёмном переулочке.Ты рябая, я рябой,Давай обнимемся с тобой.И пусть народ любуется,Как два рябых целуются…Неужели в самом делеКрасная виктория.Он влюбился, и я тоже —Вот и вся история.Милая, любимая,Свеча неугасимая —Горела да растаяла,Любила да оставила…Я любила милого.Любила да покинула.Я бы не оставила —Меня судьба заставила.Под окошечком моимКаменье навалённое…Тяжело переноситьЗря наговорённое…Не найти такой подружки,Как пуховая подушка.Я поплачу-пореву,Она не скажет никому.Стану я на льдиночку,На саму серединочку.Опущу любовь на дно, —Забыла милого давно.У соперницы моейТоненькие ножки,Голова, как у змеи,Голос, как у кошки.Я свою соперницуЗаведу на мельницу.Суну в омут головой,Чтоб не шла на перебой!Я по бережку ходилаКамушки покидывать.Я топеря не твоя,И нечего завидовать.Прислал милый письмецо,Бумажка подмочённая,Я взяла, разорвала,Сказала: «Разлучённая».Нагадали мне изменуДа и шишку от безмену,Ну, измена мне ничто,От безмена-то почто?На высокой на гореЗавяла роза алая.Здравствуй, новая любовь,Прощай, измена старая!Я иду большой дорогой —Воробьишки прыгают.Парни девушек целуют,Только губы чикают.Ты бы с осени сказала,Я бы зиму не ходил.Только валенки дырявилДа и дров не нарубил.Брошу кепку на осину,И пущай она висит.А дроле сделаю робёнка,И пущай его сосит.У сударушки во спаленкеЛампадочка горит.Качает маленького мальчика,Меня благодарит.На дворе висит туман —Белый, как пелёнка.Вся любовь твоя обман,Окромя робёнка.А мне милый изменил,А я и не ахаю.Скоро он поедет сватать,Я поеду свахою.Мы с милёнком расставались.Целовались горячо.Я ему сломала руку,Он мне вывернул плечо.У меня милашка есть —Нельзя по городу провесть.Лошади пугаются,Извозчики ругаются:«Куда, едрена вошь, ведёшь, —Лошадей с ума сведёшь!»У моей у милушкиГлазки, как у рыбушки,Как у рыбки у ерша,Ох, зараза, хороша!У моей у бестолковойНа носу висит целковый.Эка дура лешева,Куда рублей навешала?Отдала бы лучше мне,Так я бы пропил на вине.Я сударушку своюПо походке узнаю.Шейка журавлиная,Головка лошадиная,Залупистые глаза —Это милая моя…Едет милый по деревне,Едет, улыбается.Оказалось – зубы вставил,Рот не закрывается.У милого моегоГолова из трех частей:Карбюратор, генераторИ коробка скоростей.Сидит милый на крыльце.Моет рожу борной.Это значит, пролетелСамолёт с уборной.Не гордись, милёночек,Не богатый домичек —Ты обедал – я была —На столе одна вода.А мне милый изменил,На клюке уехал в Крым.А я маху не дала:На ухвате догнала.Я любила тебя, гад,Четыре месяца подряд.А ты всего полмесяца,И то хотел повеситься.Я стояла на мосту,О перила тёрлась.Подмигнула одному —Семеро припёрлось.Меня сватали по лету —У меня жакетки нету.Меня сватали зимой —Нету шубы меховой.Говорят: нарядов нет,Вешала да вешала.Юбка в клетку, юбка клёш —Ещё какого лешего?Хороша я, хороша,Плохо лишь одета.Никто замуж не берётДевушку за это.Сошью розовый халат —Сорок пуговок назад.Золотые наперёд:Никто замуж не берёт.Меня сватать приезжалиНа кривой кобыле.Всё приданое забрали,А меня забыли.Меня нынче сватали,В печи в чугун сопрятали,Сапогом заложили,Неделю не тревожили.Ах, вы, девочки-наяночки,Девчоночки на ять.У вас юбочки короткие,Коленочки видать.Светит, светит, светитсяПоловина месяца.Гуляйте, девки, с мужиками —Пускай бабы бесятся.Прокатилась наша молодостьКолечком золотым.А больше мне уже не гуливатьС девчонкам молодым…Наша молодость прошла,Прошла и прокатилася.Ушла в зелёные леса,Назад не воротилася.Старуха старая-престараяХодила с батогом.Увидала офицераИ забегала бегом.Ах, тёща моя —Хуже лихорадки:Щи варила, пролила,Обварила пятки.Стоит милый у ворот,Широко разинул рот.Я не долго думала,Подошла и плюнула.Ой, ты месяц озорной,Ну, зачем подглядывать?!Мы с любимой наше счастьеНе хотим откладывать!Мой миленок как то разСпать улегся на матрас,А мне тоже не спалось,Так дите и родилось.Мой миленок занемог,Когда мне испёк пирог,Слопал сам, теперь страдает —И всё крошки доедает.Вот бывало, я давалаПо четыре раза в день,А теперь моя давалкаУж ушла на бюллетень.А мне милый изменил,Говорит: «Немолода!»А себе нашел такую,Что на попе борода.Не форси, милой, в калошах,Ты в калошах не один:Хоть я девушка-селянка,Но и ты не господин!Мы, девчата боевые,Голосуем за декрет:Гармонистам не женитьсяДо семидесяти лет.Ты зачем меня не любишь,Я ведь раскрасавица.Ну и что, что рожа набок,Всем ребятам нравится.Я, тебя, соперницу,Отвезу на мельницу!Измелю тебя в мукуИ лепешек напеку!Ой, Семеновна,Девка модная:Купила часики,Сама – голодная.А – ха – ха! А – ха – ха!Чья же буду я сноха?!Кто же будет мой жених?!Ах! Помучаю я их!Я стояла за крыльцом,А сказали: с молодцом.Я платочек вынимала,А сказали: целовала.У высоких у рябин,У кривой олешины.Парень девушку целуетИ штаны повешены.Я толстушку полюбил,Мне с толстушкой весело.На руках её б носил,Если б меньше весила.Ты зачем расцвел,Василек, во ржи?Ты зачем пришел,Милый мой, скажи?Вышла с миленьким промашка:Прибежал он вдруг домой.А в постели – барабашка!И, естественно, со мной…Неужели не взойдётСолнце над крылечком?Неужели не придётМилый мой с колечком?Мене милый подарилЗолотые часики.И пришлось за это мнеПрыгать на матрасике.За высокие хоромы,Папенька, не отдавай:Человек дороже дома —Человека выбирай.Познакомилась с военным,Говорит, что генерал.Утром вышла на крылечко —Генерал коров погнал.Бабки шоу танцевалиИ вертели попами.Громко ржали мужикиИ ушами хлопали.Ох, кошка, брысь!На-порог не садись:А то миленький пойдетСпотыкнется – упадет.Гостям жарила котлеты —Получились пироги.Но никто не догадался,За минуту все смели!На деревне темной ночкойВсе тропиночки темны.Парень девушку уводит,А намеренья ясны.Не хочу я чаю пить,Не хочу заваривать,Не хочу тебя любитьИ даже разговаривать!С неба звездочка упала,До сих пор не верится,Залетела между ногИ внутри шевелится.Брось, подруга, думу думать,С думы не поправишься.Только хуже похудеешь,Чуть жива останешься.Не ходи, милый, по саду,Не ломай акацию.Про тебя и про меняПустили провокацию.Ой, гора, гора,А под горой – ручей.Проводил меня,Сама не знаю – чей.Стою с милым у реки,Слушаю всегдашнее.Просит он, но не руки,А опять вчерашнее.Хорошо иметь бы туфелиДа на легоньком ходу,Чтобы мама не слыхала,Когда я домой иду.Лавка, лавочка поката,Не садись со мной богатый.Лучше бедный, да милой,Сядет рядышком со мной.Гармониста полюбила,Юбку мини нацепила,Музыкант-то он лихой,Жаль, любовник – никакой.Подгорели пироги,Их соседи принесли.Я немного откушуИ в соседа запущу.На меня наговорили,На него смеялися.А мы – пара боевая,Смеху не боялися.Дед Егор и баба МаняСпять друг с другом лет по сто,Только спрашивают друг друга:«Слушай, милой, ты-то кто?»Что-то ноет передок…Ой! Болит и ножка…Приходи ко мне, дружок,Полечи немножко!В наши годы молодыеБыло весело гулять,Вот бы прежнее весельеНа село вернуть опять!Что сидите, мужики,Штаны протираете?В поле только сорняки,А вы все гуляете.На базаре побывала —Свои груди продавала.Мне давали пятьдесят,Ну их на хрен, пусть висят!Мою Дашу только тронь —Вся пылает, как огонь!Потому я с ней в стогуОбниматься не могу.У вас улочки прямые,ЗаУлки косоватые.Нельзя по улочке пройти:Соседки зубоватые.Не любите городских —Все они гулящие,Только деревенские —Девки настоящие.Я на лодке с КлавоюТри часа как плаваю,А причалить не могу —Муж с ружьем на берегу.Гармониста я люблю,Петю, кстати, тоже.С Васей весело пою,Спать иду к Серёже!Было время я плясалаНа высоких каблуках,А теперь сижу на печке —Два ребёнка на руках.Я миленочку давалаСидя на скамеечке.Не подумайте плохого —Я давала семечки.Гармонист у нас хороший,Гармонист у нас один,Давай, девки, соберемся,По разочеку дадим.Ой, Семеновна,Юбка кожана,Ты, Семеновна,Складно сложена.За СеменовнуМеня мать пилит:Не пой, доченька,Голова болит.Не ходите девки замуж,Замужем невесело —То трусы не постирала,То не так повесила.Меня милый первый разНа крыльце, на лесенке.А я встала, отряхнуласьИ запела песенки!Ой, Семеновна,Юбка в полосу.Да у СеменовныНету голосу.Я иду – она стираетЧерну комбинацию.Повалил ее в корыто —Сделал операцию!На лужочке у рекиУтки громко крякают.Меня милый повалил,Только серьги звякают.У СеменовныТуфли тесные.Каки ребята здесьИнтересные!Я к милашке приезжаю.За столом я пью компот.Рядом милая садится.Пирожки кладёт мне в рот.Запевай, мой родная,Мне не запевается,Навернулся я с платформы,Рот не разевается.Не стой, милый, у ворот —Заходи к нам в хату.Я пекла сегодня хлеб —Оближи лопату!Гармониста я любила.Не попала за него.Не хватило капиталаУ папаши моего.За деревней на прудуКвакают лягушки.А я милёночку лапшу —Вешаю на ушки.Полюбила гармонистаЧерненького, кажется.А он, рыжая собака,Гуталином мажется.Шел деревней – девки спали,Заиграл в гармошку – встали,Встали, пробудилися,Окна растворилися.Не ходите, девки, замуж,Замужем плохая жизнь:Муж на улицу не пустит,Скажет – спать со мной ложись.В небе месяц молодой,Спрятался за тучею.Приходи ко мне скорее,Ласками замучаю!Милый мой, милый мой,Не ложись ко мне спиной,А ложись-ка грудиюДоставай орудию.Бабка плачется соседке —В нищете она живет!Почему тогда же саломВесь заплыл ее живот?Сидит милый на крыльцеС выраженьем на лице.Выражает то лицо,Чем садятся на крыльцо.Гармонист, гармонист —Шишка фиолетова,Тебе девки не даютТолько из-за этого.По селу хожу с Тимошкой,А Тимошка мой – с гармошкой.Он играет, напевает,Ветер кудри развевает.Ох, цыганочку плясать —Не в лесу дрова рубить.Надо корпусом работать,А ногами дроби бить.На трубе сидит петух.Он кричит, что видит двух:Ванечку с цветами,Петеньку с деньгами!Напекла я пирогов,На окно поставила.Поклевала все ворона,Крошек не оставила.Мы не будем водку пить,Будем денежки копить,А накопим рублей пять,Выпьем водочки опять.Мамочка не родная,Похлебочка холодная,Кабы родная была,Щей горячих налила.Ой, подружка дорогая,Из себя не вображай.У тебя насчёт любовиВ голове неурожай.Мне соседка строит глазки,Только зря старается…На ее кривые ногиГлянуть не решаюсь я!Докажи мне верная,Что ты благоверная.Я в себе уверена:Многими проверена.Я клялась и зуб давала,Что ему не изменяла.Но с тех пор разов уж пятьЗубы я хожу вставлять!Где мои семнадцать лет,Где моя тужурочка,Где мои три кавалераКоля, Витя, Юрочка.Милый, счастье потеряешь —Меня замуж не возьмешь.Я один денек поплачу,Ты навеки пропадешь.Пойду плясать —Дома нечего кусать:Сухари да корки —На ногах опорки.Куда, милый, запрягаешьБелогривого коня —Или сватать богачиху?Прокати сперва меня.А мне милый изменил,Думал, я погибнула.Милый мой, твою изменуС моста в речку кинула.Я не знаю, как у вас,А у нас в ЯкутииТем скорей бананы зреют,Чем морозы лютее.На дворе стоит туман.Сушится пеленка.Вся любовь твоя обман,Окромя ребенка.Кавалеры наши модныНикуда они не годны,По метёлке в руки дать —По амбарам крыс гонять.Полюбила лейтенанта,А потом полковника.Шевельнулось в животе, —Не найти виновника.На этом прервемся, потому как частушек на любовную тему чрезвычайно много.
Гармонисту за игруДве подушки и матрац.Голубое одеялоИ жениться сорок раз.Мы не свататься приехали
Нас нигде не зажимали,Да и тут нас не зажмут —А зажмут да похоронят,По могиле не пройдут…Кто видел и помнит прежние деревенские гуляния, тот понимает, о чём идёт речь…
Представьте себе ватагу деревенских крепких, отчаянных ребят, в пятьдесят, а может, и сто человек, которые под гармонь, да не одну, с частушками, уханьем и гиканьем движутся на гулянку в соседнюю деревню. Железные тросточки их волочатся по каменухе, высекая искры, в руках на цепочках играют гирьки…
Мы железными цепямиРазобьём чугунный мост.А кто заденет атамана,Измолотим, как овёс.Валентин Александрович Купцов, ныне известный в стране политик, вырос в деревне Миндюкино бывшего Уломского, а ныне Череповецкого района на Вологодчине. И он хорошо помнит эти боевые походы молодежных ватаг в соседние деревни. К ним заранее готовилось вооружение: гирьки, ножи, трости… Разрабатывался стратегический и тактический план действий. Обратная дорога, на случай отступления, оснащалась заготовленными и спрятанными заранее кольями…
Начиналось движение в соседнюю деревню с особого наигрыша, называемого «Походным», который должен мобилизовать, подготовить ватагу к предстоящим встречам и баталиям. При входе в саму деревню игрался другой перебор, именуемый «По деревне». Он должен был представить товар лицом, показать выходку ватажников и их задачи в этой деревне.
Мы не свататься приехали,Не девок выбирать…Мы приехали подраться,Из наганов пострелять…И когда столкновение сторон было уже неизбежным, гармонист начинал игру «Под драку». Чем искуснее гармонист, чем больше в нём куража и дерзости, тем больше было шансов на успех его ватаги.
Построение самой ватаги, шаечки, партии было таким, чтобы можно было обеспечить максимальную безопасность гармониста, поскольку именно его противник будет стремиться, в первую очередь, обезвредить.
А поиграй повеселее,Нажимай на нижние,Чтобы нас не обижалиРебятишки ближния…Без гармони, без её боевого позыва боеспособность ватаги резко падала…
На мне калоши-ботики,В кармане самовзвод…Из деревни нас погонят,Не задержит огород!Часто бывало, что гармонист и был атаманом. Сыграв призыв «Под драку», он бросал через голову гармонь, зная, что её обязательно поймают или девчонки, или младшие ребята, и вступал в сражение.
Надо сказать, что в этих деревенских баталиях существовал строгий кодекс чести, предписывающий не бить лежачего, не трогать девчонок, если они закрывают собой какого-нибудь парня, не задевать взрослых и женатых, покоряться их воле. Кстати, если девчонка закрывает собой сбитого с ног парня или заступается за него в минуту опасности, то он по неписаному закону должен на ней жениться. Поэтому частушка «Нас нигде не обижали, только в Шухободи раз, Шухободские старухи заступилися за нас» имеет скрытый иронический смысл: жениться-то ребятам придется на старухах. Девки за них заступаться не захотели.
Неприязненные отношения между молодыми парнями, надо сказать, улетучивались, как только нужно было садиться за общий стол или приниматься за работу, которая чаще всего требовала совместных усилий…
Виктор Соловьев, хранитель народного фольклора, искусный гармонист и плясун, много лет собирает традиции и приемы деревенской пляски. Он не без основания доказывает, что русская пляска есть не что иное, как скрытое боевое искусство. И что человек, в полной мере владеющий этим искусством, непобедим. Поскольку русская пляска как боевое искусство превосходит все известные и широко рекламируемые восточные единоборства. Действительно, стоит только увидеть, как Виктор со своими юными учениками пляшет, сомнений в этом не останется. Тонкий и стройный, как тростинка, Виктор во время пляски вращает вокруг себя огромное бревно. И оно летает, как соломинка. Попробуй, подступись!