
Полная версия
По ту сторону добра и зла. Человеческое, слишком человеческое. Так говорил Заратустра
У самих женщин в глубине их личного тщеславия всегда лежит безличное презрение – презрение «к женщине».
87Сковано сердце, свободен ум. – Если крепко заковать свое сердце и держать его в плену, то можно дать много свободы своему уму, – я говорил это уже однажды. Но мне не верят в этом, если предположить, что сами уже не знают этого.
88Очень умным людям начинают не доверять, если видят их смущенными.
89Ужасные переживания жизни дают возможность разгадать, не представляет ли собою нечто ужасное тот, кто их переживает.
90Тяжелые, угрюмые люди становятся легче именно от того, что отягчает других, от любви и ненависти, и на время поднимаются к своей поверхности.
91Такой холодный, такой ледяной, что об него обжигают пальцы! Всякая рука содрогается, прикоснувшись к нему! – Именно поэтому его считают раскаленным.
92Кому не приходилось хотя бы однажды жертвовать самим собою за свою добрую репутацию?
93В снисходительности нет и следа человеконенавистничества, но именно потому-то слишком много презрения к людям.
94Стать зрелым мужем – это значит снова обрести ту серьезность, которою обладал в детстве, во время игр.
95Стыдиться своей безнравственности – это одна из ступеней той лестницы, на вершине которой стыдятся также своей нравственности.
96Нужно расставаться с жизнью, как Одиссей с Навсикаей, – более благословляющим, нежели влюбленным.
97Как? Великий человек? – Я все еще вижу только актера своего собственного идеала.
98Если дрессировать свою совесть, то, и кусая, она будет целовать нас.
99Разочарованный говорит: «Я слушал эхо и слышал только похвалу» —
100Наедине с собою мы представляем себе всех простодушнее себя: таким образом мы даем себе отдых от наших ближних.
101В наше время познающий легко может почувствовать себя животным превращением божества.
102Открытие взаимности собственно должно бы было отрезвлять любящего относительно любимого им существа. «Как? даже любить тебя – это довольно скромно? Или довольно глупо? Или – или —»
103Опасность счастья. – «Все служит на благо мне; теперь мила мне всякая судьба – кому охота быть судьбой моей?»
104Не человеколюбие, а бессилие их человеколюбия мешает нынешним христианам предавать нас сожжению.
105Свободомыслящему, «благочестивцу познания», еще более противна pia fraus (противна его «благочестию»), чем impia fraus[25]. Отсюда его глубокое непонимание церкви, свойственное типу «свободомыслящих», – как его несвобода.
106Музыка является средством для самоуслаждения страстей.
107Раз принятое решение закрывать уши даже перед основательнейшим противным доводом – признак сильного характера. Стало быть, случайная воля к глупости.
108Нет вовсе моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов…
109Бывает довольно часто, что преступнику не по плечу его деяние – он умаляет его и клевещет на него.
110Адвокаты преступника редко бывают настолько артистами, чтобы всю прелесть ужаса деяния обратить в пользу его виновника.
111Труднее всего уязвить наше тщеславие как раз тогда, когда уязвлена наша гордость.
112Кто чувствует себя предназначенным для созерцания, а не для веры, для того все верующие слишком шумливы и назойливы – он обороняется от них.
113«Ты хочешь расположить его к себе? Так делай вид, что теряешься перед ним —»
114Огромные ожидания от половой любви и стыд этих ожиданий заранее портят женщинам все перспективы.
115Там, где не подыгрывает любовь или ненависть, женщина играет посредственно.
116Великие эпохи нашей жизни наступают тогда, когда у нас является мужество переименовать наше злое в наше лучшее.
117Воля к победе над одним аффектом, в конце концов, однако, есть только воля другого или множества других аффектов.
118Есть невинность восхищения; ею обладает тот, кому еще не приходило в голову, что и им могут когда-нибудь восхищаться.
119Отвращение к грязи может быть так велико, что будет препятствовать нам очищаться – «оправдываться».
120Часто чувственность перегоняет росток любви, так что корень остается слабым и легко вырывается.
121Что Бог научился греческому, когда захотел стать писателем, в этом заключается большая утонченность – как и в том, что он не научился ему лучше.
122Иной человек, радующийся похвале, обнаруживает этим только учтивость сердца – и как раз нечто противоположное тщеславию ума.
123Даже конкубинат развращен – браком.
124Кто ликует даже на костре, тот торжествует не над болью, а над тем, что не чувствует боли там, где ожидал ее. Притча.
125Если нам приходится переучиваться по отношению к какому-нибудь человеку, то мы сурово вымещаем на нем то неудобство, которое он нам этим причинил.
126Народ есть окольный путь природы, чтобы прийти к шести-семи великим людям. – Да – и чтобы потом обойти их.
127Наука уязвляет стыдливость всех настоящих женщин. При этом они чувствуют себя так, точно им заглянули под кожу или, что еще хуже, под платье и убор.
128Чем абстрактнее истина, которую ты хочешь преподать, тем сильнее ты должен обольстить ею еще и чувства.
129У черта открываются на Бога самые широкие перспективы; оттого он и держится подальше от него – черт ведь и есть закадычный друг познания.
130Что человек собою представляет, это начинает открываться тогда, когда ослабевает его талант, – когда он перестает показывать то, что он может. Талант – тоже наряд: наряд – тоже способ скрываться.
131Оба пола обманываются друг в друге – от этого происходит то, что, в сущности, они чтут и любят только самих себя (или, если угодно, свой собственный идеал —). Таким образом, мужчина хочет от женщины миролюбия – а между тем женщина, по существу своему, как раз неуживчива, подобно кошке, как бы хорошо она ни выучилась выглядеть миролюбивой.
132Люди наказываются сильнее всего за свои добродетели.
133Кто не умеет найти дороги к своему идеалу, тот живет легкомысленнее и бесстыднее, нежели человек без идеала.
134Только из области чувств и истекает всякая достоверность, всякая чистая совесть, всякая очевидность истины.
135Фарисейство не есть вырождение доброго человека: напротив, изрядное количество его является скорее условием всякого благоденствия.
136Один ищет акушера для своих мыслей, другой – человека, которому он может помочь разрешиться ими: так возникает добрая беседа.
137Вращаясь среди ученых и художников, очень легко ошибиться в обратном направлении: нередко в замечательном ученом мы находим посредственного человека, а в посредственном художнике очень часто – чрезвычайно замечательного человека.
138Мы поступаем наяву так же, как и во сне: мы сначала выдумываем и сочиняем себе человека, с которым вступаем в общение, – и сейчас же забываем об этом.
139В мщении и любви женщина более варвар, чем мужчина.
140Совет в форме загадки. «Если узы не рвутся сами – попробуй раскусить их зубами».
141Брюхо служит причиной того, что человеку не так-то легко возомнить себя Богом.
142Вот самые благопристойные слова, которые я слышал: «Dans le véritable amour c’est l’âme, qui enveloppe le corps»[26].
143Нашему тщеславию хочется, чтобы то, что мы делаем лучше всего, считалось самым трудным для нас. К происхождению многих видов морали.
144Если женщина обнаруживает научные склонности, то обыкновенно в ее половой системе что-нибудь да не в порядке. Уже бесплодие располагает к известной мужественности вкуса; мужчина же, с позволения сказать, как раз «бесплодное животное».
145Сравнивая в целом мужчину и женщину, можно сказать следующее: женщина не была бы так гениальна в искусстве наряжаться, если бы не чувствовала инстинктивно, что ее удел – вторые роли.
146Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
147Из старых флорентийских новелл, – также из жизни: buona femmina е mala fernmina vuol bastone. Sacchetti Nov. 86[27].
148Соблазнить ближнего на хорошее о ней мнение и затем всей душой поверить этому мнению ближнего – кто сравнится в этом фокусе с женщинами!
149То, что в данное время считается злом, обыкновенно есть несвоевременный отзвук того, что некогда считалось добром, – атавизм старейшего идеала.
150Вокруг героя все становится трагедией, вокруг полубога все становится драмой сатиров, а вокруг Бога все становится – как? – быть может, «миром»?
151Иметь талант недостаточно: нужно также иметь на это ваше позволение – не так ли? друзья мои?
152«Где древо познания, там всегда рай» – так вещают и старейшие, и новейшие змеи.
153Все, что делается из любви, совершается всегда по ту сторону добра и зла.
154Возражение, глупая выходка, веселое недоверие, насмешливость суть признаки здоровья: все безусловное принадлежит к области патологии.
155Понимание трагического ослабевает и усиливается вместе с чувственностью.
156Безумие единиц – исключение, а безумие целых групп, партий, народов, времен – правило.
157Мысль о самоубийстве – сильное утешительное средство: с ней благополучно переживаются иные мрачные ночи.
158Нашему сильнейшему инстинкту, тирану в нас, подчиняется не только наш разум, но и наша совесть.
159Должно отплачивать за добро и за зло, но почему именно тому лицу, которое нам сделало добро или зло?
160Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими.
161Поэты бесстыдны по отношению к своим переживаниям: они эксплуатируют их.
162«Наш ближний – это не наш сосед, а сосед нашего соседа» – так думает каждый народ.
163Любовь обнаруживает высокие и скрытые качества любящего – то, что у него есть редкостного, исключительного: постольку она легко обманывает насчет того, что служит у него правилом.
164Иисус сказал своим иудеям: «Закон был для рабов – вы же любите Бога, как люблю его я, сын Божий! Какое дело сынам Божьим до морали!»
165По отношению ко всякой партии. – Пастуху нужен всегда баран-передовик, чтобы самому при случае не становиться бараном.
166Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду.
167У суровых людей задушевность является предметом стыда – и есть нечто ценное.
168Христианство дало Эроту выпить яду: он, положим, не умер от этого, но выродился в порок.
169Много говорить о себе – может также служить средством для того, чтобы скрывать себя.
170В хвале больше назойливости, чем в порицании.
171Сострадание в человеке познания почти так же смешно, как нежные руки у циклопа.
172Из человеколюбия мы иногда обнимаем первого встречного (потому что нельзя обнять всех): но именно этого и не следует открывать первому встречному…
173Мы не ненавидим еще человека, коль скоро считаем его ниже себя; мы ненавидим лишь тогда, когда считаем его равным себе или выше себя.
174И вы, утилитаристы, вы тоже любите все utile как экипаж ваших склонностей – и вы находите, в сущности, невыносимым стук его колес?
175В конце концов мы любим наше собственное вожделение, а не предмет его.
176Чужое тщеславие приходится нам не по вкусу только тогда, когда оно задевает наше тщеславие.
177Насчет того, что такое «достоверность», может быть, еще никто не удостоверился в достаточной степени.
178Мы не верим в глупости умных людей – какое нарушение человеческих прав!
179Следствия наших поступков хватают нас за волосы, совершенно не принимая во внимание того, что мы тем временем «исправились».
180Бывает невинность во лжи, и она служит признаком сильной веры в какую-нибудь вещь.
181Бесчеловечно благословлять там, где тебя проклинают.
182Фамильярность человека сильнейшего раздражает, потому что за нее нельзя отплатить тою же монетой. —
183«Не то, что ты оболгал меня, потрясло меня, а то, что я больше не верю тебе».
184Бывает заносчивость доброты, имеющая вид злобы.
185«Это не нравится мне». – Почему? – «Я не дорос до этого». – Ответил ли так когда-нибудь хоть один человек?
Отдел пятый: к естественной истории морали
186Моральное чувство в Европе в настоящее время настолько же тонко, зрело, многообразно, восприимчиво, рафинировано, насколько относящаяся к нему «наука морали» еще молода, зачаточна, неуклюжа и простовата, – интересный контраст, который становится порой даже видимым, воплощаясь в лице какого-нибудь моралиста. Уже слова «наука морали», если принять во внимание то, что ими обозначается, слишком кичливы и противны хорошему вкусу, всегда склонному к более скромным словам. Следовало бы со всей строгостью признаться себе в том, что тут будет нужным еще долгое время, что имеет пока исключительное право на существование: именно, собирание материала, понятийное определение и сочленение огромного множества тонких ощущений ценностей и различий ценностей – ощущений и различий, которые живут, растут, производят и погибают; нужны, быть может, попытки наглядного изображения повторяющихся и наиболее частых видов этой живой кристаллизации – как подготовка к учению о типах морали. Конечно, до сих пор не были настолько скромны. Все философы с надутой серьезностью, возбуждающей смех, требовали от себя кое-чего несравненно более великого, более притязательного и торжественного, как только им приходилось иметь дело с моралью как наукой: они хотели обоснования морали – и каждый философ до сих пор воображал, что обосновал ее; сама же мораль считалась при этом «данною». Как далека была от их неповоротливой гордости эта кажущаяся незначительной и оставленная в пыли и плесени задача описания, хотя для нее не были бы достаточно тонки искуснейшие руки и тончайшие чувства! Именно благодаря тому, что философы морали были знакомы с моральными фактами только в грубых чертах, в произвольном извлечении или в форме случайного сокращения, например в форме нравственности окружающих их людей, своего сословия, своей церкви, духа своего времени, своего климата и пояса, – именно благодаря тому, что они были плохо осведомлены насчет народов, времен, всего прошедшего и даже проявляли мало любознательности в этом отношении, они вовсе и не узрели подлинных проблем морали, которые обнаруживаются только при сравнении многих моралей. Как это ни странно, но всей «науке морали» до сих пор недоставало проблемы самой морали: недоставало подозрения, что здесь есть нечто проблематичное. То, что философы называли «обоснованием морали» и чего они от себя требовали, было, если посмотреть на дело в надлежащем освещении, только ученой формой твердой веры в господствующую мораль, новым средством ее выражения, стало быть, фактом, который сам коренится в области определенной нравственности; в сущности, даже чем-то вроде отрицания того, что эту мораль можно понимать как проблему, – и во всяком случае чем-то противоположным исследованию, разложению, сомнению, вивисекции именно этой веры! Послушайте, например, с какой почти достойной уважения невинностью еще Шопенгауэр понимает собственную задачу, и сделайте потом свои заключения о научности такой «науки», последние представители которой рассуждают еще, как дети и старушки: «Принцип, – говорит он (с. 137 «Основных проблем этики»), – основоположение, с содержанием которого собственно согласны все моралисты: neminem laede, immo omnes, quantum potes, juva[28] – вот собственно положение, обосновать которое стараются все моралисты. собственно настоящий фундамент этики, которого ищут в течение тысячелетий, как философский камень»… Трудность обосновать приведенное положение, конечно, может быть велика – как известно, и Шопенгауэру не посчастливилось в этом отношении – и кто вполне восчувствовал, как безвкусно-фальшиво и сентиментально звучит этот тезис в мире, эссенцию которого составляет воля к власти, – пусть тот вспомнит, что Шопенгауэр, хоть и пессимист, собственно – играл на флейте… Ежедневно, после обеда; прочтите об этом у его биографа. И вот еще между прочим вопрос: пессимист, отрицатель Бога и мира, который останавливается как вкопанный перед моралью, – который утверждает мораль и играет на флейте, подтверждает laede-neminem-мораль: как? разве это собственно – пессимист?
187Не говоря уже о ценности таких утверждений, как то: «в нас есть категорический императив», всегда еще можно спросить: что говорит такое утверждение о том, кто его высказывает? Есть морали, назначение которых – оправдывать их создателя перед другими; назначение одних моралей – успокаивать его и возбуждать в нем чувство внутреннего довольства собою; другими – он хочет пригвоздить самого себя к кресту и смирить себя; третьими – мстить, при помощи четвертых – скрыться, при помощи еще других – преобразиться и вознестись на недосягаемую высоту. Одна мораль служит ее создателю для того, чтобы забывать, другая – чтобы заставить забыть о себе или о какой-нибудь стороне своей натуры; один моралист хотел бы испытать на человечестве мощь и творческие причуды; какой-нибудь другой, быть может, именно Кант, дает понять своей моралью следующее: «во мне достойно уважения то, что я могу повиноваться, – и у вас должно
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Во всем сомневаться (лат.).
2
Глупость, вздор (фр.).
3
Мешанина (фр.).
4
Немецкая глупость (фр.).
5
Ибо есть в нем усыпляющая сила, природа которой в том, чтобы усыплять чувства (лат. – Мольер. Мнимый больной. 3-я интермедия).
6
Приведение к нелепости… причина самого себя (лат.).
7
Противоречие между определяемым словом и определением (лат.).
8
Действие – это я (фр.).
9
Религия человеческого страдания (фр.).
10
Ни Бога, ни хозяина (фр.).
11
Принесение в жертву ума (ит.).
12
Эти три санскритских слова означают: ходом течения Ганга (presto), ходом черепахи (lento), ходом лягушки (staccato).
13
В нравах и искусствах (лат.).
14
Государь (ит.).
15
Маленький факт (фр.).
16
Адвокат Бога (лат.).
17
Оттенки (фр.).
18
Он ищет истину лишь для того, чтобы творить добро (фр.).
19
Чтобы быть хорошим философом, нужно быть сухим, ясным, свободным от иллюзий. Банкир, которому повезло, отчасти обладает характером, приспособленным к тому, чтобы делать открытия в философии, т. е. видеть ясно то, что есть (фр.).
20
Пережитый тип (фр.).
21
Скажем смело, что религия есть продукт нормального человека, что человек наиболее прав, когда он наиболее религиозен и наиболее уверен в бесконечной судьбе… Только когда он добр, он хочет, чтобы добродетель соответствовала извечному распорядку, только когда он созерцает вещи незаинтересованным взглядом, он находит смерть возмутительной и абсурдной. Как не предположить, что в эти мгновения человек видит лучше всего?.. религиозная глупость по преимуществу (фр.).
22
Мистическое и физическое единство (лат.).
23
снова и снова (ит.) – Прим. ред.
24
Порочный круг бога (лат.).
25
Благочестивый обман… нечестивый обман (лат.).
26
В настоящей любви душа обхватывает тело (фр.).
27
Хорошая женщина и плохая женщина требуют кнута (ит. – Сакетти. Новеллы, 86).
28
Никому не вреди, и даже всем, насколько можешь, помогай (лат.).