Полная версия
Вся синева неба
Она вошла в лифт с тремя полными пакетами и коробкой.
– Тебе нужна помощь? – снова спросил он.
– Нет. Я поднимусь за сумочкой, все в порядке.
Двери лифта закрылись. Он стоял в коридоре квартиры и чувствовал, что задыхается. Его взгляд упал на ее сумочку в прихожей. Он сделал над собой колоссальное усилие. Ему захотелось проверить ее телефон… проверить, обоснованны ли его подозрения. Он был уверен, что она кого-то встретила. Он все-таки открыл сумочку, запустил руку внутрь. Нашел телефон. Она установила пароль. Он был заблокирован чертовым паролем. Это причинило ему боль. За два года совместной жизни она никогда не ставила пароль на телефон. Почему же сегодня этот чертов пароль?
Он услышал, как подъехал лифт, и быстро сунул телефон в сумку. Она вошла в квартиру, чуть запыхавшись. Грудь вздымалась под желтым топом, щеки порозовели. Она улыбнулась ему, улыбнулась ужасной улыбкой, потому что эта улыбка была холодной, дружелюбная улыбка, чуть фамильярная, как будто Эмиль был всего лишь случайным знакомым.
– Ладно. Думаю, пора прощаться.
Он ничего не ответил. Голос бы сорвался. Он высматривал признак боли на лице Лоры, на ее прекрасном лице. Или вздох грусти… Но нет, была только поспешность и в какой-то степени облегчение. Он молился, чтобы рухнуть от муки, когда она уйдет, и больше никогда не очнуться. Она взяла сумочку, легко коснулась его плеча, привстала на цыпочки, чтобы поцеловать в щеку. Поцелуй гулко прозвучал в пустой квартире. Она добавила очень быстро, подавшись назад:
– Я рада, что… что мы жили вместе. Я желаю тебе самого лучшего, правда… Желаю тебе лучшего в дальнейшей жизни.
И она убежала, так же быстро, а он все стоял, онемевший, пронзенный болью. Она ушла к парикмахеру, как будто жизнь продолжалась.
* * *Эмиль едва замечает, что у него ком в горле и он задыхается, как в тот июньский день, год назад. Но ведь он здесь, на берегу горной речки, его ласкает легкий ветерок. Ничего не произошло. Эмоции все те же, едва приглушенные долгими прошедшими месяцами. Ему требуется несколько секунд, чтобы прийти в себя, чтобы рассосалось жуткое ощущение в груди и в горле. Бросает камешки в ручей, давая разрядку гневу. Он все еще не понимает. Они были счастливы вместе. Были самой счастливой парой. Как же это могло случиться? Они не были обычной парой, не из тех, кого разъедает рутина. Они были особенными. Но Лора все равно ушла…
Вернувшись к кемпинг-кару, Эмиль удивлен: Жоанна вынесла стол и стулья и расставила приборы.
– Жоанна?
Она стоит у кухонного стола, склонившись над разделочной доской.
– Извини, ты спала, и я… я просто пошел немного пройтись.
Она пожимает плечами: мол, ничего страшного.
– Я так и подумала.
– Что ты нам готовишь вкусного?
– Салат из свежих овощей.
Она показывает ему лежащую рядом веточку розмарина.
– Я нашла это за кемпинг-каром.
– Дикий?
– Да.
Больше они ничего не говорят. Он смотрит, как она режет помидоры медленными и точными движениями. Сколько же времени он пробыл на берегу ручья? Как минимум час. Он трет шею.
– Тебе нужна помощь? Я могу… что-нибудь сделать?
– Я справлюсь.
– Я могу нарезать хлеб.
– Если хочешь.
Они молча садятся за стол под мерный плеск воды.
– Там позади есть ручей.
– А?
– Да. Сходи посмотри. И еще походная тропа.
Она кивает, продолжая клевать. Кажется, она только и ест, что фрукты и овощи. Поэтому такая худенькая. Сегодня вечером он сварит макароны с хорошим слоем расплавленного сыра и заставит ее поесть по-человечески.
– Я подумал, мы можем отдохнуть здесь немного. День или два. А потом на время оставим машину. Тут есть что посмотреть. Можно взять рюкзаки и уйти на неделю или две.
Она снова кивает. Эмиль продолжает:
– У меня есть палатка, горелка, спальный мешок.
– У меня тоже есть спальный мешок.
– У тебя есть теплая одежда? Наверху несколько градусов выше нуля, не больше. И тебе нужны походные ботинки, сандалии не годятся.
Она медлит. Он добавляет:
– Купим их тебе перед уходом, если хочешь.
– Хорошо.
Он думает, что им еще понадобятся большие фляги, аптечка, еда быстрого приготовления…
После обеда они моют посуду. Они поели молча, слушая плеск воды и птичий щебет. Несколько туристов пересекли парковку и вышли на тропу вдоль ручья. Приехали новые машины, другие уехали. Но им с Жоанной спокойно за завесой деревьев.
– Я останусь здесь, – сообщает Эмиль, убирая тарелки под раковину. – Мне надо написать письмо.
Он решил, что пора. Лучше сбыть это с рук сейчас, прежде чем он уйдет с рюкзаком в горы. Если с ним что-нибудь случится… Да, лучше сделать это сейчас, чтобы пуститься в приключение со спокойной душой, не думая о том, что оставляет позади. Он сядет за стол с чашкой чая. У него будет полдня, чтобы придумать, что написать.
Жоанна кивает.
– Хорошо. Я буду у ручья.
Еще некоторое время они продолжают мыть, вытирать, расставлять. Наконец Эмиль откладывает полотенце. С посудой покончено.
– Вечером тебе бы прогуляться по деревне. Панорама – отпад.
– А?
– Да. Пойдем вместе, если хочешь.
– Хорошо.
Жоанна ушла после обеда с маленьким полотенцем под мышкой, солнечными очками и книгой, как будто собралась на пляж. Эмиль согрел чай, достал тетрадь и ручку, уселся снаружи за складной стол. Это было три часа назад. Он не написал ни строчки. Для начала выпил чай, потом ему захотелось в туалет, он написал на письме только дату и погрузился в свои мысли. Захотел спать, прилег на матрас под раскладной крышей. Потом заварил еще чаю и решил всерьез приняться за письмо. Но тут вспомнил о походной тропе вдоль ручья и решил посмотреть в путеводителе по Пиренеям, куда она ведет. Нашел: тропа вела к водопаду Ариз, два с половиной часа туда и обратно. Потом он толком не помнит, что еще делал, до той минуты, когда женский голос вывел его из задумчивости. Голос, совсем непохожий на Жоаннин.
– Добрый день!
От неожиданности Эмиль плеснул чая на стол. И ответил не сразу. Женщина подходит из-за деревьев. Она в полном походном обмундировании и с палками. Лет тридцати, не больше. У нее светлые волосы, скрученные в пучок, черты лица довольно жесткие, но гармоничные. Явно спортсменка. Мускулистые ноги и широкие плечи.
– Добрый день, – отвечает он, наконец обретя дар речи.
Только теперь он заметил, что женщина не одна, ее ждут еще двое, за деревьями, поодаль.
– Я не хотела тебе мешать. Меня заинтересовал кемпинг-кар. Ты тоже на десятый?
Он не понимает толком, о чем она. Хмурит брови. Наверно, вид у него дурацкий.
– На десятый?
– Десятый маршрут.
– О!
Он читал об этом в путеводителе. Маршрут 10 проходит через все Пиренеи. Артиг – точка на пути.
– Нет. Я… я приехал сегодня утром.
– Так ты не пойдешь на десятый?
– Нет… Я рассчитываю уйти на несколько дней с рюкзаком и палаткой, посмотреть окрестности, но у меня нет четкого маршрута.
– Ты будешь здесь еще пару дней?
– Да. Пока подготовлю маршрут и все снаряжение…
– Собираешься на пик Миди-де-Бигорр?
С ее лица не сходит улыбка. Какой контраст с Жоанной!
– Да, в том числе.
– Тогда я могу дать тебе пару советов. Мы только что оттуда. Я горячо рекомендую тебе тропу Мулов. Изрядно дольше, но это обалденно… Подумать только, люди ходили по этой дороге зимой, в снегу, и несли до сорока килограммов!
Ее энтузиазм заразителен. Эмиль кивает, улыбаясь в ответ.
– Мы сегодня идем к водопадам, – продолжает молодая женщина. – Решили осесть здесь на несколько дней, прежде чем двигаться дальше. Пока осматриваем окрестности.
Она заправляет выбившуюся из пучка прядь за ухо, облизывает губы.
– Ладно, не буду тебе мешать, ты, кажется, занят. Пишешь книжку?
Он качает головой, улыбается.
– Нет. Письмо.
– О! Тебе, похоже, изменило вдохновение.
Она косится на чистый лист. Он прыскает.
– Да, есть немного.
– Присоединяйся к нам сегодня вечером. Нас много на десятом маршруте. Мы поселились в горном приюте. Вчера развели костер. Сегодня тоже хотим. Пара немцев уходит на рассвете. У нас проводы. Принеси вина, если можешь.
Ее искрящаяся улыбка контрастирует с жесткими чертами лица. Он отвечает:
– Ладно, постараюсь.
Пара друзей за спиной девушки проявляет признаки нетерпения. Мужчина машет ей, призывает поторопиться. Она берет палки, которые воткнула в землю.
– Если придешь, спроси Хлою. Я могу быть в кухне, тебя проводят ко мне.
Эмиль кивает, снова улыбается.
– Идет. Спасибо.
– Да пожалуйста. Ладно, до скорого… может быть!
– Да. До скорого!
Она уходит быстрым шагом и скрывается за деревьями. На этот раз он уже не может приняться за письмо, дело кончено, не начавшись. Он откидывается на спинку стула, вытягивает ноги. Пойдет ли он сегодня вечером? Пожалуй, ему хочется. С Жоанной хорошо, но слишком уж она молчалива. Ему не повредит вечер с вином, людьми, разговорами, улыбками… Под раковиной есть бутылка красного, он взял ее с собой, когда сбежал. Можно принести ее. Но Жоанна… Может ли он оставить ее здесь одну?
День клонится к вечеру. Жоанна не вернулась. Эмиль наскоро принял душ и вскипятил воду для макарон. Бросил в кастрюлю спагетти и засек время. Где ее носит? Он решил сходить к ручью, посмотреть, там ли она. Походная тропа пуста, и Жоанны на горизонте не видно. Он делает несколько шагов в одном направлении, в другом, не покажется ли она. Тщетно. Это его слегка злит. Он проголодался, и еще кое-что раздражает. Этот вечер в горном приюте… Если Жоанна не вернется, он не сможет пойти.
Он ждет еще немного, потом вдруг вспоминает, что забыл макароны в кипящей воде. Поздно. Кемпинг-кар в дыму, кастрюля почернела. Воды нет даже на донышке. Макароны обуглились. Не в силах сдержать раздражение, он принимается ругаться, хлопая дверцами шкафчиков. Ему требуется десять минут, чтобы отчистить дно кастрюли, и еще десять, чтобы снова поставить вариться макароны. Уже почти темно, когда он выносит стол.
Он еще злится. Жоанна испортила ему вечер. Куда она запропастилась? Он не знает, беспокоиться ли о ней или только сердиться. Прошлой ночью она же уснула в поле… Возможно, это опять произошло. Она вернется в ночи, сонная, а он потеряет вечер.
Эмиль доедает тарелку макарон, кладет себе добавки, посыпает сыром. Он начинает всерьез беспокоиться. А если пойдет дождь? Если поднимется вода? Если она не найдет дорогу в темноте? Отодвинув тарелку, Эмиль достает фонарик из шкафчика под раковиной и идет встречать ее к ручью. Она там. Возвращается в своих великоватых бермудах, с книгой и полотенцем в руках. Она идет спокойным шагом, и это буквально выводит его из себя.
– Где тебя носит? – кричит он приближающемуся силуэту.
Она, кажется, даже не ускоряет шаг, услышав его.
– Я уже беспокоился! Скоро ночь!
Она подходит к нему и смотрит удивленно, как будто не понимает, на что он сердится.
– Предупреждать надо!
– Извини, я не заметила, что так поздно…
Ее тихий виноватый голосок его не успокаивает.
– Уже темно!
– Я читала книгу… – добавляет она извиняющимся тоном.
– И не заметила, что стемнело?
Он вдруг осекается, поняв, какое злое у него лицо. Она не обязана давать ему отчет. Она взрослый человек и вполне способна жить самостоятельно. Но в том-то и вопрос… Способна ли она? У нее всегда такой отсутствующий вид.
– Извини, я просто… Я начал беспокоиться.
Она равнодушно пожимает плечами.
– Ты уснула в поле прошлой ночью, я испугался…
Он умолкает от неожиданности, когда она перебивает его:
– Теперь я буду возвращаться до темноты.
И ему больше нечего сказать, кроме жалкого «Я сварил тебе макароны», оставшегося без ответа.
Они молча возвращаются к кемпинг-кару. Ему больше совсем не хочется идти на вечеринку. Он зажигает свечи на столике и снова утыкается в путеводитель по Пиренеям, пока Жоанна ест. Она сегодня сгорела на солнце. Нос покраснел. Интересно, а шляпу она сняла?
– Годится, еще теплые? – спрашивает он, оторвавшись от путеводителя.
– Да.
– Идти в деревню поздновато… Пойдем завтра…
– Да.
Стоянка в этот час пуста. Ни души. Эмиль вздрагивает, услышав шорох листвы за спиной. Он щурится, смутно различает силуэт. В следующую секунду появляется фигура с веткой в волосах. Эмиль вздыхает с облегчением, узнав давешнюю молодую женщину, Хлою.
– А, это ты! А я-то думаю, кто здесь бродит!
Жоанна за столом поднимает голову, услышав его, и видит стоящую перед ними Хлою. Она не выказывает ни малейшего удивления. Хлоя же вдруг смущается. Она мнется:
– Извини, я хотела… я думала… вечеринка…
Она втягивает голову в плечи, как будто хочет провалиться сквозь землю. Эмиль встает и жестом приглашает ее отойти в сторону ручья. Хлоя мгновение колеблется, потом идет за ним, бросив быстрое «добрый вечер» Жоанне. Пройдя немного, Эмиль останавливается.
– Я хотел прийти, – говорит он. – Но Жоанна была у ручья и не вернулась. Уже темнело. Я хотел дождаться ее, быть уверенным, что она вернется живой и невредимой. А потом было уже поздно.
Хлоя, кажется, его не слушает, она не сводит глаз с кемпинг-кара и Жоанны, которая ест в окружении свечей, по-прежнему в своей черной шляпе.
– Это твоя подружка? Я не знала, что ты здесь с подружкой…
Проследив за взглядом Хлои на Жоанну, он смеется и качает головой.
– Нет… Нет, это не моя подружка!
Жоанна отложила вилку. Лицо ее теперь запрокинуто к небу. Она больше не двигается. То ли смотрит на звезды, то ли молится. Хлоя шепчет:
– У нее странный вид.
Эмиля это смешит.
– Да, она точно с прибабахом!
– Тогда что она здесь делает? Почему путешествует с тобой?
Ему не хочется рассказывать ей все. Про болезнь, приговор, объявление…
– Я подобрал ее на дороге.
Хлоя вытаращила глаза.
– Что?
Он быстро соображает, что бы придумать.
– Она голосовала, я подобрал ее на автостраде. Она немного потеряна… Я… Я рассказал ей про мое путешествие в Пиренеи, и она захотела со мной.
Рот Хлои округляется от удивления.
– Но ты ее не знаешь?
– Нет.
– Когда ты ее подобрал?
– Три дня назад.
– И ты с ней незнаком?
– Незнаком.
– А может быть, она сумасшедшая… я хочу сказать, по-настоящему, психически больная, или… Может быть, она в бегах. Может быть, ее ищут!
Он пожимает плечами.
– Она не выглядит опасной.
Видя изумленные глаза Хлои, он понимает, что, наверно, и сам такой же сумасшедший, как Жоанна, что они нашли друг друга.
– Значит, ты сам псих!
Хлоя смеется, и он тоже, радуясь, что она уже не выглядит такой перепуганной.
– Это и есть приключение, правда?
– Ммм… – мычит Хлоя. – Не знаю.
– А ты с кем отправилась на твой десятый маршрут?
– Я с двумя лучшими подругами и их дружками. То есть надо бы сказать мужьями, но я еще не готова. Сразу чувствую себя старой.
Они улыбаются друг другу.
– Я, кажется, понимаю… мой лучший друг только что стал папой и подыскивает дом.
Она корчит гримасу, и он опять смеется.
– Вот беда-то! Лучше бы поехал с тобой сюда!
– Думаю, ему бы понравилось.
– Это мадам потребовала дом и потомство?
Он на секунду задумывается.
– Думаю, да, но он чертовски счастлив.
– Ну, это главное.
Повисает молчание. Эмиль заметил, что Хлоя вечером распустила волосы. Они падают на плечи. Она сменила походную одежду на яблочно-зеленое летнее платье и сандалии на танкетке. Они одного роста. Еще сантиметр – и она была бы выше.
– Ну что, пойдем на вечеринку? Твою чокнутую подругу тоже можем пригласить.
Она лукаво улыбается. Оба смотрят на Жоанну, а та встает, берет свою тарелку и приборы и уходит в кемпинг-кар.
– Думаю, она пошла спать, – говорит Эмиль.
– Да… Оставим ее здесь?
– Можно.
– Или можем посидеть здесь, у ручья. Я только не принесла вина…
Эмиль улыбается ей.
– У меня там есть вино. И огонь. Можем устроить посиделки здесь.
Хлоя радостно хлопает его по плечу:
– Идет!
* * *Жоанна в автомобиле моет посуду. Он встает рядом, немного смущаясь.
– Я встретил эту девушку сегодня днем. Она уходит в поход со своими друзьями.
Жоанна не реагирует. Она продолжает тереть свою тарелку.
– Мы устраиваем пикничок на берегу ручья, хочешь присоединиться?
Она качает головой.
– Нет, не стоит.
– Ты ляжешь спать?
– Да.
– Ладно… Тогда пока…
– Пока.
Эмиль открывает шкафчик под раковиной, достает бутылку красного вина, штопор и зажигалку. Выходя из кемпинг-кара, он чувствует, как уставились на него глаза Жоанны, и думает, что у нее, наверно, все тот же шалый и потерянный взгляд.
4
– Вот, здесь нам будет отлично.
Хлоя опустилась на валун, подстелив сухой травы. Эмиль собрал ветки, сложил их шалашиком для костра и теперь старательно обкладывает его камнями. Огонь загорается легко. Эмиль собирает еще хвороста, а Хлоя открывает бутылку.
– Я не захватил стаканов, – извиняется он.
– Будем пить из горлышка.
Теперь все хорошо. Эмиль складывает хворост рядом с костром. У них есть запас на несколько часов. Он садится рядом с Хлоей. Она вытянула длинные мускулистые ноги. Оранжевые отсветы танцуют на ее коже. Она поднимает бутылку, подносит к губам, протягивает ему. Ему хорошо здесь, на берегу ручья, у костра, с девушкой, которая улыбается ему, дает понять, что он ей нравится, с девушкой, в которой бурлит энергия. После первых тихих дней, когда он пережевывал прошлое, этот вечер просто глоток кислорода. Разговор начинает она:
– Ну же, расскажи мне… Что это за идея путешествия в Пиренеи? Как ты оказался здесь?
Но Эмиль предпочитает выслушать ее, он еще сам не знает, что расскажет. Подслащенную версию правды, более или менее реальную.
– Нет, сперва ты.
– Вот как, почему?
– Потому что ты задаешь слишком много вопросов.
Она тихонько смеется, запрокинув голову.
– Согласна. Мне это часто говорят.
– Так расскажи мне. Что это за путешествие по десятому маршруту?
– Ладно, начнем с начала. Я… Я бросила свою работу почтальонши.
Она улавливает удивленную улыбку на его губах.
– Да… Почтальонши. Это объясняет мои мускулистые ноги и загорелую кожу, правда?
Оба от души смеются.
– Ты ездила на велосипеде?
– Разумеется. Я всегда отказывалась от машины.
– Ты, наверно, любишь спорт?
– Только этим и занималась все выходные.
– Тоже велосипедом?
– Нет. Плавала, бегала, ходила в походы. Всегда хотела совершить роад-трип на лоне природы.
– Поэтому ты бросила работу?
– Все немного сложнее…
Она берет бутылку из его рук и делает долгий глоток.
– А неплохое винишко.
Она смотрит на него пристально, этот взгляд о многом говорит. Она пришла за ним к его кемпинг-кару в ночи…
– Ну и как ты ушла? – продолжает он, чтобы скрыть волнение.
– Да, я… Эта идея о путешествии так и крутилась в голове. Мне всегда хотелось пройти по десятому маршруту. Мы собирались пойти на него с моим тогдашним парнем. Но три года назад мы расстались. Он был козел, но мы собирались пожениться.
Она корчит виноватую гримаску.
– Да, я чуть не попалась. Но все хорошо, что хорошо кончается, потому что месье ушел с другой…
Повисает короткая пауза.
– …на десятый маршрут.
Эмиль заглушает смех горлышком бутылки и чуть не давится. Хлоя нисколько не обижается. Она тоже хохочет.
– Да, я знаю… Всегда и повсюду этот чертов десятый маршрут. Моя жизнь – комедия.
– Я вижу, ты и не против.
Снова наступает тишина, едва нарушаемая потрескиванием дров в костре.
– Ну вот, и я плюнула на эту идею путешествия. Я… я, в общем-то, потеряла еще три года, заново учась жить. Работа, спорт, встречи с подругами. Они старались меня отвлечь. Я была единственной одиночкой в группе. Была и остаюсь. Так что они все время пытаются меня пристроить. Это невыносимо.
– Я понимаю.
С ним было то же самое, когда ушла Лора. Рено был с Летисией, друзья, с которыми они еще виделись, тоже мало-помалу обзаводились семьями. Он стал непристроенным мужчиной. И никто не понимал, что он не желает больше об этом слышать, что для него все позади. Хлоя продолжает:
– А потом два месяца назад умерла моя мать. Рак яичников. Отец выставил на продажу семейный дом. Я поняла, что это конец жизненного цикла, что пора уходить. Такие вещи всегда чувствуешь. Обрывается последняя связь, и знаешь, что можешь уйти. Я не хотела брать отпуск за свой счет. Я уволилась. Я молода, найду что-нибудь другое в какой-нибудь другой стране.
Она бросает камешек в воду. Эмиль протягивает ей бутылку.
– Куда ты поедешь после Пиренеев?
– Может быть, в Испанию. Потом на Сицилию. Дальше – еще не знаю.
– А твои подруги? Они поедут с тобой?
Хлоя качает головой. Отсветы пламени пляшут в ее светлых волосах.
– Нет. Они со мной только на десятом маршруте.
Она подтягивает колени к груди. Ему нравится, как она на него смотрит, склонив голову набок. Хочется погладить ее по волосам.
– А ты? – спрашивает она. – Почему ты совсем один? Ну, не считая той чокнутой, которую ты подобрал на дороге…
Он не успел заготовить невинную ложь. Его застигли врасплох.
– Я… У меня тоже…
Он сглатывает. Хлоя смотрит на него спокойно, с интересом. Ему не хочется говорить ей о своей болезни. Сегодня он хочет быть молодым и полным жизни, как она. Хочет быть парнем, у которого все впереди.
– У меня тоже она ушла, – говорит он наконец.
– Кто? Твоя подружка?
– Да. Она ушла год назад. Не в пример тебе, я так и не узнал, был ли кто-то другой. Мы… Мы не собирались жениться, но… она захотела ребенка, и… она была готова куда больше, чем я. Я… Я был еще мальчишкой.
Он удивлен, как это само собой сказалось. Потому что это ни в коей мере не ложь. Это правда, Лора хотела ребенка. Лора мечтала завести ребенка с ним. Он в конце концов капитулировал, но было поздно. Он понял это только после. Ему трудно поверить, что он только что все рассказал Хлое, ведь даже Рено этого не знает. Он никогда не мог об этом говорить. Он никогда не мог понять уход Лоры, принять его. Но всегда знал, что именно в этом корень проблемы.
– Что же произошло? Вы не пытались? – допытывается Хлоя.
– Ну, так… Скажем… Когда я наконец решился, было уже поздно.
– Ай.
– Да. Она ушла. Я… я думаю, был кто-то другой, но я этого так и не узнал.
– Что бы это изменило? Она ведь все равно ушла.
– Верно.
– Это могло бы позволить тебе снять с себя ответственность. Вот чем это полезно.
– Как это?
Хлоя перекатывает камешки между пальцами.
– Ну… Всегда проще видеть в сопернике причину разрыва. Гораздо проще, чем признать, что сам все испортил.
Эмиль знает, что она права. Но ему не хочется этого слышать. Все кроется в ее желании ребенка и его незрелости… Он не хочет больше думать об этом сегодня. Он пытается сменить тему.
– Мы порвали, и… я тоже оказался единственным одиночкой в группе. Все вокруг меня обзаводились семьями, моя работа мне наскучила, а потом мой лучший друг стал папой. Это была последняя капля. Пора было уходить, как ты сказала.
– Просто взял и уехал?
– Да. В одночасье. Купил кемпинг-кар и уехал. Это было… Не знаю… Как будто я проснулся, после того как спал в безвкусной жизни долгие месяцы.
И тут он не лжет. Он слышит себя, будто кого-то другого, и задается вопросом, был ли приговор его болезни единственной причиной отъезда… Хлоя подносит бутылку ко рту и несколько секунд смакует вино, прежде чем ответить:
– У меня было в точности такое же чувство. Надо остерегаться.
– Чего?
– Как бы не уснуть в своей жизни. Все мы к этому склонны. Я постараюсь быть начеку на будущее. И ты бы тоже.
Он кивает. Он не скажет ей, что у него больше не будет времени уснуть в своей жизни.
– А ты кем работаешь? – спрашивает Хлоя, передавая ему бутылку.
Они допили вино. Поговорили о своих работах, потом о родных, о его и ее представлении о жизни. Оба слегка пьяны. От этого так хорошо. Хлоя лежит на камнях, ее платье задралось выше колен. Он придвинулся к ней, но не решается ее коснуться, пока еще нет. Он смотрит, как отсветы пламени пляшут на ее волосах, на ногах, в глубине глаз. У Хлои немного заплетается язык, когда она привстает на локте и спрашивает:
– Может, пойдем в твою машину?
В глазах у нее решимость. Ему очень хочется ее поцеловать, ощутить ее тело своим.
– Там Жоанна.
– Она ведь спит наверху?
– Да…
– Мы тихо. Обещаю тебе, я буду тихой как мышка.
Она лукаво улыбается. Встает, опираясь на колени Эмиля, и это прикосновение доканывает его.