bannerbanner
История привлекательности. История телесной красоты от Ренессанса до наших дней
История привлекательности. История телесной красоты от Ренессанса до наших дней

Полная версия

История привлекательности. История телесной красоты от Ренессанса до наших дней

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 10

132

См.: Lipovetsky G. Op. cit. P. 127, см. также: «Возможно, что повышение социальной значимости женщины имело место скорее в литературе, чем в обществе». (Рус. пер. с небольшими изменениями цит. по: Липовецкий Ж. Третья женщина / Пер. с фр. Н. Полторацкой. СПб., 2003. С. 182–183.)

133

Castiglione B. Op. cit. P. 386.

134

Chastel A. Art et humanisme à Florence au temps de Laurent le Magnifique. Paris: PUF, 1961, см.: «L’hellénisme». P. 184.

135

Цит. по: Delumeau J. La Civilisation de la Renaissance. Paris: Arthaud, 1967. P. 508.

136

Мф. 14: 1-11.

137

Minut G. de. De la beauté, discours divers… Lyon, 1587. P. 173.

138

Ibid. P. 159.

139

Ibid. P. 178.

140

Ibid. P. 205.

141

Ibid. Pp. 204–205.

142

Прекрасная Пола (la Belle Paule, 1518–1610) – Пола де Вигье, жительница Тулузы. В 1533 году, во время торжественного въезда Франциска I в Тулузу, ей выпала честь преподнести королю ключи от города. Восхищенный красотой девушки, король назвал ее «Прекрасной Полой». С тех пор это прозвище за ней закрепилось, а жители Тулузы обязали Полу появляться на балконе городской ратуши два раза в год, дабы они могли полюбоваться ее красотой.

143

См. выше. С. 30.

144

См. об этом, но в другом регистре – любовном – утверждение Ж.-Л. Фландрена из кн.: Flandrin J.-L. Le Sexe et l’Occident. Évolution des attitudes et des comportements. Paris: Seuil, 1981. P. 52: «Ясно, что любовь земная считалась – по крайней мере в некоторых слоях общества в конце Средних веков – безрассудной по сравнению с любовью небесной».

145

См. также: Lazard M. Les Avenues de Féminye, les femmes à la Renaissance. Paris: Fayard, 2001. P. 309, «La religion omniprésente».

146

Minut G. de. Op. cit. Pp. 206–207.

147

Ibid. P. 245.

148

Liébault J. Trois Livres… Op. cit. P. III.

149

Agrippa H. C. Op. cit. P. 43.

150

Billon F. de. Op. cit. P. 139.

151

Liébault J. Trois Livres… Op. cit. P. IV.

152

Billon F. de. Op. cit. P. 138.

153

Firenzuole A. Discours de la beauté des dames. Paris, 1578 (1‐е изд. на ит. яз., 1552). P. 24.

154

Léonard de Vinci. Traité de la peinture (XVIe siècle). Paris, 1796. Pp. 45–46.

155

Луиза Лотарингская-Водемон (Louise de Lorraine-Vaudémont, 1553–1601) – супруга Генриха III, королева Франции с 1575 по 1589 год.

156

Воспоминания некоего свидетеля описываемых событий цит. по: Boucher J. Deux Épouses et reines à la fin du XVIe siècle. Saint-Étienne: PUSE, 1995. P. 88.

157

Romei A. Op. cit. P. 13.

158

См.: Arasse D. L’atelier de la grâce // Raphaёl, grâce et beauté. Paris: Skira, catalogue exposition, dir. P. Nitti, M. Restellini, C. Strinati, 2001. P. 57.

159

Vasari G. Vies des meilleurs peintres, sculpteurs et architectes italiens (1‐е изд., 1568), цит. по: Arasse D. Op. cit. P. 58.

160

Vasari G., цит. по: A. Dayot, L’ Image de la femme. Paris, 1899. P. 73.

161

Agrippa H. C. Op. cit. P. 42.

162

Billon F. de. Op. cit. P. 139.

163

Agrippa H. C. Op. cit. P. 42.

164

См.: Solé J. Être femme en 1500, la vie quotidienne dans le diocèse de Troyes. Paris: Perrin, 2000. P. 34. «Малолетние, униженные женщины и женщины-жертвы» также могут реагировать и защищаться, что отдаляет их от абстрактных образцов, описанных в трактах». Ср. ниже: С. 61.

165

Ibid.

166

Vecellio C. Costumes anciens et modernes. Paris, 1891 (1‐е изд. на ит. яз., 1590). T. I. P. 218.

167

Ibid. P. 213.

168

Ibid. P. 282.

169

Simmel G. Philosophie de la modernité. Paris: PUF, 1989 (1‐е изд., 1923). P. 147.

170

Ibid. См. прежде всего: «Beauté et féminité». P. 146 sq.

171

Bandello M. Vision céleste // Nouvelles (1554) // Conteurs italiens de la Renaissance. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1993. P. 592.

172

Cinzio G. Oronte et Orbecche // Les Cents Récits (1565) // Conteurs italiens… Op. cit. P. 1012.

173

Dürer A. Les Quatre Livres, de la proportion des parties et pourtraicts du corps humain. Paris, 1613 (1‐е изд., 1523). P. 21, 35. См.: Panofsky E. L’histoire de la théorie des proportions du corps humain envisagée comme un miroir de l’histoire des styles // L’ Œuvre d’art et ses significations. Essai sur les arts visuels. Paris: Gallimard, 1969 (1‐е изд. на англ. яз., 1955), planches.

174

См.: П. Брейгель Старший «Крестьянский танец». 1567. Музей истории искусств, Вена, или «Сенокос». 1565. Лобковицкий дворец, Прага.

175

См.: П. Брейгель Старший. «Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии». Ок. 1560. Галерея Курто, Лондон.

176

Paré A. Op. cit. P. 1001, 1002, 1005. Цит. по: Op. cit. P. 132.

177

См.: Croix A. Op. cit. P. 135.

178

Цит. по: Flandrin J.-L. Op. cit. P. 132.

179

Billon F. de. Le Fort Inexpugnable de l’Honneur du sexe féminin. Paris, 1970 (1‐е изд., 1555). P. 138.

180

Liébault J. Trois Livres des maladies et infirmités des femmes. Rouen, 1549. P. III.

181

Minut G. de. De la beauté, discours divers… Lyon, 1587. P. 269.

182

Agrippa H. C. De la supériorité des femmes. Paris, 1509. P. 42.

183

См.: Massin M. Les Figures du ravissement, enjeux philosophiques et esthétiques. Paris: Grasset-Le Monde, 2001.

184

См.: Rodocanachi E. La Femme italienne à l’époque de la Renaissance. Paris, 1907. P. 91.

185

Cholières N. de. Des laides et belles femmes. S’il faut mieux prendre à femme une laide qu’une belle // Les Matinées (1585) // Œuvres. Paris, 1889. T. I. P. 182.

186

Phan M.-C. La belle Nani, la belle dans l’Italie du XVIe siècle // Autrement, Fatale beauté, une évidence, une énigme, dir. V. Nahoun-Grappe, N. Czechowski, 1987. P. 76.

187

Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de), Recueil des dames (XVIe siècle), Œuvres complètes. Paris, 1873. P. 404.

188

Pacioli L. Divina Proportione. Milano, 1497.

189

Piero della Francesca. De quinque corporis regularibus, Venezia, 1509. См.: Chastel A. Renaissance méridionale, Italie 1460–1500. Paris: Gallimard, coll. «L’ Univers des formes», 1965; «сочинение Пьеро делла Франчески» позволяет составить ясное представление о теоретических знаниях в данной области». P. 46.

190

См.: Panofsky E. Le Codex Huygens et la théorie de l’art de Léonard de Vinci. Paris: Flammarion, 1996 (1‐е изд. на англ. яз., 1940). P. 19.

191

Ibid. Fig. 91.

192

См.: Ferry L. Le Sens du beau. Aux origines de la culture contemporaine. Paris: Éditions Cercle d’art, 1998 (1‐е изд., 1990). P. 28.

193

Biaggi C. F. L’anatomie artistique de Léonard. Léonard de Vinci. Paris: Cercle du Bibliophile, 1958. T. II. P. 447. См. также: Arasse D. Léonard de Vinci. Paris: Hazan, 1997, «La culture de Léonard». P. 35.

194

Dürer A. Les Quatre Livres, de la proportion des parties et pourtraicts du corps humain. Paris, 1613 (1‐е изд., 1523). Pp. 4–20.

195

Ibid. P. 22.

196

См.: Arasse D. L’esthétique du corps, du triomphe au sublime // Histoire du corps, dir. A. Corbin, J.-J. Courtine, G. Vigarello. Paris: Seuil, 2004. T. I. (Рус. пер.: Д. Арасс. Плоть, благодать, возвышенное // История тела / Под ред. А. Корбена, Ж.-Ж. Куртина, Ж. Вигарелло. М.: НЛО, 2012. Т. 1.)

197

Dürer A. Op. cit. P. 191.

198

Ibid. P. 195.

199

Panofsky E. L’ Œuvre d’art et ses significations. Essai sur les arts visuels. Paris: Gallimard, 1969 (1‐е изд. на англ. яз., 1955). P. 86.

200

Danti V. Trattato delle perfette proporzioni. Firenze, 1567, цит. по: D. Arasse, «Présentation», E. Panofsky, Le Codex Huygens… Op. cit.

201

Vecellio C. Costumes anciens et modernes. Paris, 1891 (1‐е изд. на ит. яз., 1590). T. I. P. 118. См. также: Calvi G. Le recueil des habits de Cesare Vecellio // Colloque international à la mémoire de Jean-Louis Flandrin. Paris: université de Paris-VIII, 2003 (готовится к публикации).

202

Jonson B. The Silent Woman (1609). Цит. по: Bernard-Cheyre C. La Femme au temps de Shakespeare. Paris: Stock, 1988. P. 103. (Рус. пер.: Джонсон Б. Эписин, или Молчаливая женщина / Пер. Я. и Р. Блох. Пг.: Петрополис, 1921.)

203

Tertullien, цит. по: Bechtel G. Les Quatres Femmes de Dieu. Paris: Plon, 2000. P. 220.

204

Benedicti P. F. I. Somme des péchés. Paris, 1602 (1‐е изд., 1584). P. 246.

205

Liébault J. Trois Livres de l’embellissement des femmes. Paris, 1582. P. V.

206

Alogana P. Abrégé du docteur Martin Azpilcueta, Navarrois… Paris, 1602 (1‐е изд., 1590), chap. XVI, № 14, 15, цит. по: J.-L. Flandrin, Les Amours paysannes. Paris: Gallimard-Juliard, coll. «Archives», 1975. P. 81.

207

Serres O. de. Le Théâtre d’agriculture et le mesnage des champs. Paris: Acte Sud, 1996 (1‐е изд., 1600). P. 1368.

208

Ibid. P. 1369.

209

Monteux H. de. Conservation de la santé et prolongation de la vie. Paris, 1572. P. 279.

210

Flandrin J.-L. Soins de beauté et recueil de secrets // Les Soins de beauté, actes du IIIe colloque international, Grasset. 26–28 avril 1985. P. 21.

211

См.: Inventaire après décès des biens meubles, demeurés du décès de haulte et puissante dame Madame Anne de Laval, estant au chasteau de Craon (1553). A. Jaubert, Histoire de la baronnie de Craon de 1382 à 1626. Paris, 1888. P. 470.

212

Ibid. P. 472.

213

См.: Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de), Recueil des dames (XVIe siècle), Œuvres complètes. Paris, 1873. P. 402.

214

Piccolomini A. Dialogo della creanza delle donne (XVe siècle). Цит. по: Phan M.-C. Pratiques cosmétiques et idéal féminin dans l’Italie des XVe et XVIe siècles // Les Soins de beauté. Op. cit. P. 119.

215

Nelli G. Giulio et Isabella // Nouvelles (XVIe siècle), в книге: Conteurs italiens de la Renaissance. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1993. P. 788.

216

См. относительно такой критики диссертацию: Lanoё C. Les Jeux de l’artificiel. Culture, production et consommation des cosmétiques à Paris sous l’Ancien Régime, XVIe–XVIIIe siècle. Paris-I, 2003. Pp. 27–30.

217

Liébault J. Trois Livres de l’embellissement… Op. cit. Цит. по: C. Lanoё. Op. cit. P. 28.

218

Цит. по: Pham M.-C. Pratiques cosmétiques… Op. cit. P. 120.

219

Цит. по: Boucher J. Deux Épouses et reines à la fin du XVIe siècle. Saint-Étienne: PUSE, 1995. P. 90.

220

Цит. по: Lanoё C. Op. cit. P. 30.

221

Fournier A. Le. Op. cit. P. 18.

222

Nostradamus M. Le Vraye et Parfaict Embellissement de la face et conservation du corps en son entier. Anvers, 1557. P. 37.

223

См. также: Albert le Grand. Le Secret des secrets de nature, extraits tant du Petit et du Grand Albert, que d’autres philosophes… Épinal, s. d.

224

Liébault J. Trois Livres de l’embellissement… Op. cit. Pp. 63–64. Nostradamus M. Op. cit. P. 43.

225

Ibid.

226

Liébault J. Trois Livres de l’embel lissement… Op. cit. Pp. 75–185.

227

Nostradamus M. Op. cit. P. 39.

228

Ibid. P. 26.

229

Liébault J. Trois Livres de l’embellissement… Op. cit. P. 39.

230

Ibid. P. 78.

231

Nostradamus M. Op. cit. P. 43.

232

Fournier A. Le. Op. cit. P. 18.

233

См.: Melchior-Bonnet S. L’ Art de vivre au temps de Diane de Poitiers. Paris: Nil, 1998. P. 45.

234

См.: Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de), Recueil des dames. Op. cit. P. 36.

235

Malherbe F. de. lettre à Peiresc, 10 juin 1614, Œuvres. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1971. P. 647.

236

Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de). Les Dames galantes (XVIe siècle). Paris: Gallimard, coll. «Folio», 1981. P. 224.

237

Имеется в виду Брантом, автор, помимо прочего, воспоминаний о «Жизни галантных дам».

238

Ibid. P. 232.

239

Erlanger P. Diane de Poitiers, déesse de la Renaissance. Paris: Perrin, 1976. P. 335.

240

Fournier A. Le. Op. cit. P. 3.

241

Liébault J. Trois Livres de l’embellissement… Op. cit. P. 77.

242

Fournier A. Le. Op. cit. P. 3.

243

Mont Vert R. du. S’ensuyt les Fleurs et Secrets de medecine. Paris, 1538, s. p.

244

Цит. по: Rodocanachi E. La Femme italienne à l’époque de la Renaissance. Paris, 1907. Pp. 110–111.

245

Liébault J. Trois Livres de l’embellissement… Op. cit. Pp. 25–26.

246

Ibid. P. 22.

247

Vecellio C. Op. cit. T. I. P. 246.

248

Ibid. P. 266.

249

Beaujeu A. de. Les Enseignements d’Anne de France à sa fille Suzanne de Bourbon (1505), Laffitte reprints. Marseille, 1978. Pp. 40–41.

250

Montaigne M. de. Essais (1580). Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1958. P. 81. (Рус. пер. с небольшими изменениями цит. по: Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. Т. I / Пер. с фр. А. С. Бобовича. М.; Л., 1954. С. 75.)

251

Vecellio C. Op. cit. T. I. P. 213.

252

Ibid. P. 185.

253

См.: Vecellio C. et la tenue «sans ceinture» des dames françaises en deuil. Op. cit. T. I. P. 242.

254

Marot C. Dialogue des amoureux (1514). Цит. по: Libron F., Clouzot H. Le Corset dans l’art et les mœurs du XIIIe au XXe siècle. Paris, 1933. P. 9.

255

Tallemant G. des Réaux, Historiettes (XVIIe siècle). Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1967. T. I. P. 60.

256

Castiglione B. Le Livre du courtisan. Paris: Garnier-Flammarion, 1991 (1‐е изд. на ит. яз., 1528). P. XXIX.

257

Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de). Les Dames galantes. Op. cit. Pp. 290–291.

258

Schmidt A.-M. Les blasons du corps féminin // Poètes du XVIe siècle. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1953. P. 294.

259

Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de). Les Dames galantes. Op. cit. P. 304.

260

См. диссертацию: Moubayed T. La Danse conscience du vivant. Danse et éducation. Paris, université de Paris-VIII, 1988; в частности: «La danse ou l’histoire d’un corps qui émerge» («Танец или история тела, которое становится видимым»). P. 69.

261

Romieu M. de. Instructions pour les jeunes filles par la mère et fille d’alliance (1597). Paris: Nizet, 1992. P. 71.

262

Liébault J. Trois Livres de l’embellissement… Op. cit. P. 25.

263

Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de) // Les Dames galantes. Op. cit. P. 290.

264

См. гравюру без подписи «Триумф Моды на площади де Шанж» (La Mode triomphante en la place du Change). 1650. Лувр, Париж, коллекция Ротшильда.

265

Correspondance générale de Madame de Maintenon, publiée par T. Lavallée. Paris, 1866, lettre du 22 décembre 1700. T. IV. P. 361.

266

См.: Serres O. de. Le Théâtre d’agriculture et le mesnage des champs. Paris: Acte Sud, 1996 (1‐е изд., 1600), типичный текст, предназначавшийся для деревенского жителя старорежимной Франции.

267

Chartier R., Neveux H. La ville dominante et soumise // Histoire de la France urbaine, dir. G. Duby. Paris: Seuil, 1981. T. IV. P. 163.

268

Sauval H. Цит. по: M. Poète, La Promenade à Paris au XVIIe siècle. Paris, 1913. P. 112.

269

Bruyère J. de La. Les Caractères (1688). Paris: Garnier frères, 1954. P. 181. (Рус. пер. с небольшими изменениями цит. по: Лабрюйер Ж. де. Характеры, или Нравы нынешнего века / Пер. с фр. Э. Линецкой, Ю. Корнеева.)

270

corso (ит.) – широкая улица, plazze (ит.) – площадь.

271

Hanovre S. de. Mémoires et lettres de voyage (1650–1678). Paris: Fayard, 1990. Pp. 88–89.

272

Ibid. P. 90.

273

Ibid. P. 224.

274

Ibid. P. 89.

275

Ibid. P. 138.

276

Сэмюэль Пипс (Samuel Pepys, 1633–1703) – английский флотский администратор, автор знаменитого дневника – ценного источника сведений о жизни Лондона XVII века.

277

Pepys S. Journal (1660–1669). Paris: Laffont, coll. «Bouquins», 1994. T. II. P. 564.

278

Ibid. T. I. P. 401.

279

Ibid. P. 603.

280

Ibid. T. II. P. 827.

281

Ibid.

282

Ibid. P. 656.

283

Ibid. P. 991.

284

Ibid. T. I. P. 346.

285

См.: Furetière F. Dictionnaire universel contenant généralement tous les mots français tant vieux que modernes… Paris, 1690, статья «Талия»: «Считается, что девушка тогда портит себе талию, когда позволяет себе наедаться досыта».

286

Saint-Simon (L. de Rouvroy, duc de). Mémoires (XVIIe et XVIIIe siècles). Paris: éd. Boislisle, 1913. T. 22. P. 281. См. также: Cruysse D. Van der. Le Portrait dans les «mémoires» du duc de Saint-Simon. Paris: Nizet, 1971. P. 177.

287

Saint-Simon (L. de Rouvroy, duc de). Op. cit. T. 38. P. 346.

288

Barthélemy E. de. La Galerie des portraits de Mlle de Montpensier (1657–1658). Paris, 1860. P. 292.

289

Sévignée (M. de Rabutin-Chantal, marquise de). Correspondance, lettre du 18 décembre 1689. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade». T. III. P. 781, «une taille libre et droite» («талия свободная и соразмерная»).

290

Anonyme. Histoire // Mercure galant, novembre 1681, in Nouvelles du XVIIe siècle. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1997. P. 486.

291

Furetière A. Op. cit., art. «Taille».

292

Correspondance générale de Madame de Maintenon. Op. cit., lettre du 9 novembre 1701. T. IV. P. 461.

293

Saint-Simon (L. de Rouvroy, duc de). Op. cit. T. 26. P. 300.

294

Hanovre S. de. Op. cit. P. 152.

295

Marguetel de Saint-Évremont C. de. Idée de la femme qui ne se trouve point et ne se trouvera jamais (env. 1680), Œuvres publiées sur les manuscrits de l’auteur. Paris, 1714. T. I. P. 175.

296

Sévignée (M. de Rabutin-Chantal, marquise de). Op. cit. T. II. P. 351.

297

Hanovre S. de. Op. cit. P. 54.

298

Криарды (от фр. criarde – кричащая, крикунья) – популярные при Людовике XIV пышные юбки, прозванные «крикуньями» за то, что издавали хруст при ходьбе.

299

Nisard (chevalier de). Satyre sur les cerceaux, paniers criardes, manteaux, volants des femmes et sur les autres ajustements (1712). P. Lacroix, Histoire de la vie des Français. Recueil curieux de pièces originales. Paris, s. d. P. 391.

300

Anonyme. Lettre d’une dame qui écrit les aventures de son amie // Mercure galant. Novembre 1680, in Nouvelles du XVIIe siècle. Op. cit. P. 478.

301

См.: комментарии Жаклин Дюшен об описаниях Генриетты Английской, сделанных около 1600 г. Henriette d’Angleterre duchesse d’Orléans. Paris: Fayard, 1995. P. 104.

302

См.: Cruysse D. van der. Op. cit. P. 178.

303

См.: Niderst A. Madeleine de Scudéry, construction et dépassement du portrait romanesque // K. Kupisz, G.-A. Pérouse, J.-Y. Debreuille, Le Portrait littéraire. Lyon: PUL, 1988.

304

См.: Plantié J. La Mode du portrait littéraire en France (1641–1681). Paris: Honoré Champion, 1994.

305

Характеристику «Старшая» (la Grande) Анна Мария Луиза Орлеанская, французская принцесса королевской крови, герцогиня де Монпансье, автор известных «Мемуаров», получила после рождения дочери у Филиппа Орлеанского, которая также должна была именоваться Мадемуазель.

306

Barthélemy E. de. Op. cit. «В 1659 году господин де Сегреэ, придворный (gentilhomme ordinaire) и секретарь Мадемуазель, собрал все сочиненные ею портреты, прибавил к нем еще несколько и опубликовал их». P. I.

307

Duchêne J. Henriette d’Angleterre duchesse d’Orléans. Paris, Fayard, 1995. В литературных портретах Генриетты Английской «общие места соседствуют с точными деталями». P. 104.

308

Duchêne R. Les Précieuses ou comment l’esprit vint aux femmes. Paris: Fayard, 2001. «Похвалы, расточаемые периодическими изданиями самым влиятельным придворным дамам, должны читаться как лесть, словесное наполнение которой не имеет никакого значения». P. 131.

309

См.: Rohou J. Le XVIIe Siècle, une révolution de la condition humaine. Paris: Seuil, 2002, «Новая парадигма: механизм». P. 207.

310

См.: Deneys-Tunney A. Écriture du corps, de Descartes à Laclos. Paris: PUF, 1992: «С картезианством наступает эпоха, когда «рушатся представления о магических чарах человеческого тела»). P. 35. См. также: Courtine J.-J. Le corps désenchanté // Le corps au XVIIe siècle, dir. R. W. Tobin, Seattle, Papers on French Seventeenth Century Literature, 1995.

311

Роже де Пиль (1635–1709) – французский художник, гравер, критик и теоретик искусства, дипломат. Возглавлял борьбу против сторонников академической доктрины.

312

Piles R. de. Cours de peinture par principes. Paris, 1989 (1‐е изд., 1708). P. 69.

313

Одно из первых французских периодических изданий, где печаталась хроника светской жизни Парижа, сообщалось о важных событиях в культуре и литературе. В 1724 году журнал изменил название и стал именоваться «Французский Меркурий» (Mercure de France).

314

Mercure galant. 1684 // Nouvelles du XVIIe siècle. Op. cit. P. 327.

На страницу:
8 из 10