Полная версия
Православие для каждого. Часть I
Итак, научную веру в происхождение мира из ничего невозможно проверить экспериментально. А значит, она зиждется на вере. А верить можно как в Большой взрыв, так и в то, что мир создан Творцом. И каждый выбирает: во что верить, основываясь на собственных предпочтениях.
5) Где обитает Бог, и почему Его никто не видит? Почему Он не проявляет себя очевидным для всех образом?
Это тоже не аргумент, а вопрос подобный вопросу: «кто Бога создал»? И ответ здесь может быть таким же честным, как и в предыдущем случае: «Я не знаю». Я и в самом деле не знаю, хотя у меня есть некоторые предположения. Вам интересны мои предположения? Могу поделиться.
Где обитает Бог? Если наш мир уподобить программе, а Бога – Программисту, то ответ очевиден: Бог обитает не в программе, а в своем мире. Можем ли мы выйти за пределы «нашей матрицы»? Возможно, и нет. Как существо, состоящее из пикселей, может попасть в мир Программиста? Никак.
Но Программист создал для нас множества иных миров пригодных для нашей жизни. Откровение говорит именно об этом: «В доме Отца моего обителей много», «был восхищен до третьего неба», «Царство Небесное», «увидел я Новое небо и новую землю» и т. д.
6) Христианский Бог невозможен, потому что в Библии много противоречий.
Библия – это совокупность текстов, прошедших через века, и сохраняющихся во множестве переводов. Тексты на разных языках имеют некоторые отличия, и серьезному исследователю нужно анализировать не один текст, а разные переводы.
У нас есть кумранские рукописи, которые показывают, что тексты сейчас и две тысячи лет назад практически идентичны. То есть, ошибки, безусловно, могут быть, но они не критичны. Зачастую, то, что атеист называет противоречием, является просто неправильно понятым текстом. Ведь Библия содержит притчи, аллегории, песни, исторические сведения, стихи. Это не свод законов, не инструкция, это сборник разных текстов, которые нужно изучать. Там есть поучения пророков, псалмы Давида, песни и притчи Соломона, а есть и Божие истины, сокровенные знания. К тому же Творец говорил с людьми, используя язык и понятийный аппарат людей, живших много тысячелетий назад. Это тоже нужно понимать. Думаю, именно потому Христос часто использовал притчи, как смысловые блоки, которые труднее всего исказить переводами.
Библия требует тщательного изучения. Но если Ветхий Завет крайне сложен для духовного понимания, то Новый Завет – свидетельство о воплотившемся Богочеловеке Иисусе Христе – значительно проще и понятнее. Хотя и с ним тоже могут возникать некоторые сложности понимания.
Это как квантовая физика, которую нельзя понять, впервые взяв в руки учебник. Но если физика сложна большим количеством новых терминов, то Библия сложна своей духовной глубиной, которую пытаются постичь «духовные школьники», которые из-за своей неподготовленности выносят «школьные», наивные, поверхностные, ошибочные вердикты.
Заключение
Приходится часто слышать разные выпады в сторону теизма. Но зачастую они являются поверхностными и легко опровергаются. Бывают и сложные вопросы, не буду скрывать. Разбирая книгу Чащихина «Научный атеизм», я с удивлением для себя понял, что не могу найти ответ на некоторые вопросы, которые мне не казались до этого требующими объяснения. Но чаще всего аргументы атеистов легко разбивается. И эти заочные диспуты с атеистами я веду, прежде всего, для своего удовольствия. Ведь атеисту, зачастую, ответ не нужен. Он уверен в своей вере не смотря на всю её абсурдность и безутешительность.
Мне нравится разбирать взгляды и аргументы атеистов. Повторюсь, я не все могу объяснить, но всегда с интересом ищу ответы.
Всем благ. Ищите и обрящете.
Эпидемии, цунами, землетрясения, по моему убеждению, возникают из-за наших грехов
Привет друзья. В комментариях под одной статьей была поднята интересная тема, суть которой заключается в следующем: проблемы, происходящие в мире, – различные стихийные бедствия, эпидемии и тому подобное, – это «проделки» Бога, или же порождение нашего греха?
Отдельные мои оппоненты настаивают на том, что во всем виновен Бог. Или же, взяв христианское представление о том, что Бог есть Любовь, и, указывая на происходящие в мире несуразицы, делают вывод, что Бога нет, или же, что христианский взгляд на Бога неверен.
В Писании апостолы не однократно указывают на это «качество» Бога.
«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Ин. 4:16)
«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». (1 Ин. 4:8)
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 4—7)
Итак, нам сказано, что Бог – это и есть сама Любовь. А между тем в мире столько зла. Потому некоторые приходят к выводу, что если есть зло, то, значит, Бога нет.
В одной статье неверующего выстроена следующая логическая цепочка:
1.Если есть всемогущий, всеведущий и всеблагой Бог, то нет зла;
2. В мире существует зло.
3. Значит, Бога нет.
У меня, правда, сразу возникает уточнение по первому пункту. Это верно, если речь идет только о Боге, о Его мире. Но мы ведь говорим о мире, в котором живет человек, и где обитают бесы – два вида существ, наделенных свободой воли. В рае без Адама и Евы, в котором были одни животные и растения, и где мог появляться Бог, зла не было. Но с появлением человека, с появлением бесов, в Раю может появиться и зло. Бог не творит зла, и первое утверждение верно только в том случае, если Бог один, но там где есть человек, где есть бесы, это утверждение уже не работает. Люди и падшие ангелы могут создать зло.
«Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5:12)
«Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. Соломона 2:23,24)
Соломон описывает последовательность вхождения смерти в мир: зависть дьявола, потом грех человека, приведший к появлению смерти.
Таким образом, аргумент против Бога «от зла» совершенно несостоятелен. Ибо, в мире людей действуют три воли: воля Бога, воля людей, и воля ангелов. Люди и падшие ангелы периодически продуцируют зло, разрушая гармонию созданного Богом прекрасного мира. Правда, критики теизма всё равно пытаются взвалить вину на Бога за всё. Ведь Он всеведущ, и всемогущ, почему тогда не вмешивается в каждый акт, когда кто-то задумывает и совершает злой поступок? Почему позволяет действовать в мире злой воле человека и бесов?
Иоанн Богослов, ближайший и любимый ученик Христа, называет Бога Любовью, и у меня нет оснований сомневаться в его словах. Тогда как объяснить стихийные бедствия, эпидемии, землетрясения и т.п.?
Люди привносят в мир зло, разрушают мир, и он начинает вести себя соответствующим образом. Наука пока не понимает: насколько тесно человек связан с окружающим миром. Хотя исследования в этом направлении проводятся. Так интересные опыты с водой, проводившиеся японским исследователем Масару Эмото, показывают, что слова могут изменять ее структуру. То есть, информация способна изменять структуру материи [1].
Думаю, со временем удастся обнаружить и более тесные связи, связывающие человека с окружающим миром. И если хватит оставшегося времени, наука сможет увидеть связь слов и материи, информации и вещества, сможет увидеть воздействие греха на окружающее пространство. Христианство же знает об этом и так: сказано, что после грехопадения весь мир изменился, «тварь покорилась суете …. по воле покорившего ее». (Рим. 8:19—22)
Поэтому, очень возможно, именно наши грехи влияют на мир, разрушают созданную Богом гармонию. Мир же, в свою очередь, отзывается на это землетрясениями, эпидемиями, цунами и проч. Христианину это понятно, а вот светские люди, возможно, поймут это позже.
Всем мира и добра. Не грешите, чтобы не разрушать наш хрупкий мир.
Ссылки:
1. Эксперименты Масару Эмото
Не воздавайте злом на зло. Физика борьбы со злом на примере распространения волн
Христос сказал своим ученикам:
«А Я говорю вам: не противься злому». (Мф.5:39)
И даже больше:
«Любите врагов» (Мф.5:44)
Апостол Павел призывает не мстить за себя, побеждая зло добром
«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь…. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». (Рим.12: 19—21)
И еще:
«Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (1 Фес. 5:15)
Всем известны эти заветы, и также понятно, как тяжело их выполнять. А о любви к врагам даже можно сказать, что эту заповедь исполнить может лишь достигший святости, поскольку это действительно сложно.
Сразу нужно оговориться для «духовных школьников», любящих делать поспешные и ошибочные выводы, что в данном случае речь идет о врагах личных.
Ведь со злом даже Христос не примиряется. Так Он изгоняет торгующих из храма, обличает фарисеев (борется с врагами Божиими), и говорит: «нет выше той любви, если кто душу свою положит за други своя» (Ин.15:13), – что по толкованию некоторых означает, в частности, защиту Отечества, предполагающего борьбу со злом, защиту других людей, даже ценой своей жизни.
Святитель Филарет Московский выразился по этому поводу более емко: «Гнушайтесь… врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша». Это нужно понимать, ведь христианство – это не бесхребетность.
Уяснив этот момент, перейдем к основной мысли, вынесенной в заглавие статьи: рассмотрим физику борьбы со злом на примере распространения волн.
Безусловно, заповедь о любви к личным врагам дана для совершенствования самого человека. Христос задает высочайшую планку, к которой нужно стремиться. Однако, это еще и метод борьбы со злом. Это методика, которая прерывает его распространение в мире. Показать это можно на примере волны, расходящейся по воде от брошенного камня.
Волна возникает от брошенного камня. Камень приносит с собой энергию, которую передает частицам воды. А те, в свою очередь, получив ее от соседних частиц, передают её дальше. И чем меньше потери энергии при передаче от частицы к частице, тем дальше будет распространяться волна.
Если представить, что энергия от брошенного в воду камня – это зло, а частицы – это люди, то можно наглядно представить, как совершённое зло запускает волну, которая начинает распространяться в сообществе людей.
Человек А разозлился, и передал свою злобу человеку Б (обозвав его, ударив, или как-то иначе). В свою очередь человек Б получает импульс зла, и может передать его другому (другим) людям. А может и не передать, и тогда волна зла через этого человека не пройдет. Она как бы погасится в нем, закончит свое движение на нем.
Чем больше вокруг людей, и чем легче они раздражаются, тем сильнее и быстрее будет распространяться волна зла. Когда же зло встречается с человеком, готовым исполнить заповедь Христа, то на нем цепочка зла прерывается. Полученный импульс зла, такой человек, исполнив заповедь любви, не передаст дальше. Тем самым он обрывает цепь, или выступает в роли камня, о который гасятся эти волны.
И чем больше будет таких «невозбудимых элементов» в системе, тем труднее будет волне распространяться. В идеале общество, состоящее из идеальных христиан, вообще не даст злу ни единого шанса. Упал камень (зло) в такую среду, а волн не возникло. То есть, заповедь любви меняет свойства среды, её зло-проводимость: чем больше христиан, тем меньшей зло-проводимостью обладает человеческое общество. Как будто камень (зло) падает уже не в воду, а на песок или груду щебня.
Правда, нужно признать, что тех, кто готов исполнить заповедь любви, не много, как не много в мире святых. Увы. Но в любом случае, даже как-то стремящиеся исполнять заповеди Христа, уже становятся меньшими проводниками зла, и характеристика зло-проводимости человеческого общества должна снизиться.
Христос же призывает нас становиться такими христианами, которые как минимум не станут распространять зло вокруг себя, а как максимум – начнут гасить энергию зла противоположной ей энергией любви.
Есть к чему стремиться.
Отвечаю буддисту на вопрос: в чем выражается православная вера?
Вадим Левашов (называющий себя православным буддистом) выпустил видео [1], в котором задает вопрос православным людям: в чем проявляется ваша вера?
Вадим несколько раз извиняется, и говорит, что никого не желает обидеть, а просто хочет разобраться. На протяжении 17 минут он идет и размышляет. Вкратце перескажу суть его претензии:
Россия православная страна, всё здесь создано православными. А вместе с тем, из машин вылетают окурки (никто не пользуется пепельницами в машине), кругом слышится мат. Вадим говорит: «Как можно быть православным и материться». Православные выпивают. «В нашей стране воруют, обманывают» – еще одна цитата из видео.
Это его представление о православной пастве. Далее он приводит в пример игуменью, купившую мерседес, и говорит о неких пастырях, покупающих яхты и дорогие квартиры, что больше похоже на какие-то домыслы, или слухи, потому что лично мне такие пастыри не известны.
Далее он приводит в пример своих знакомых буддистов, которые пытаются сделать так, чтобы люди вокруг не страдали (проводят бесплатные семинары, лекции, проводят акции по уборке территорий и т.п.) И спрашивает: «Как православные проявляют любовь к ближним, если они ходят в Церковь, постятся, причащаются, ставят свечки?»
Я очень кратко и крайне сжато пересказал вам, друзья, содержание 17 минутного видео. Если что-то утаил, то можете посмотреть видео и поправить меня – ссылку на видео укажу ниже.
На самом деле, вопросы очень серьезные. Благодарю Вадима за уважительный тон его обращения, и уверен, что отвечать на такие обращения нужно, – если даже не буддисту, то хотя бы самому себе.
И здесь я вижу один существенный момент, на который должен обратить внимание читателя: Вадим обращается к статистике, которая говорит, что в России большинство людей считает себя православными. Однако, мне видна ситуация изнутри. И, думаю, такая ситуация не только в нашем городе, в котором проживает примерно 60 000 человек. В городе один храм. Есть еще несколько храмов вокруг города – в селах, куда можно добраться на машине. Я без машины, потому хожу в Церковь пешком. Так вот, в воскресный день в храме от силы 50—70 человек! На 60-тысячный город. Сколько это в процентах?
0,08 – 0,12
Количество воцерковленных православных христиан колеблется в пределах одной десятой процента от всего населения города!
Большинство прихожан составляют женщины предпенсионного, или пенсионного возраста. Мужчин: один – два десятка. Приводят на причастие детей, но вот станут ли они верующими, когда вырастут? Большой вопрос.
А потому, когда говорится о том, что большинство считает себя православными, нужно понимать, что большая часть – это, так сказать, номинально православные. И вот номинально православных, или считающих себя православными, в нашей стране действительно много. В то время как православных – единицы. И поэтому можно возразить: а является ли Россия православной страной? Когда-то, да, страна была православной.
Думаю, что правильно говорить: Россия – светская страна с номинально православным населением. И это, безусловно, беда. Жалко людей, отвергших Христа, и лишающих себя вечной жизни.
Но что делаем мы, православные, для того, чтобы исправить ситуацию? И Вадим прав в том, что мы не исполняем заповедь «возлюби ближнего как самого себя», если только ходим на Литургию по воскресеньям. И многие даже не задумываются об этом. Нам почему-то кажется, что всё должны делать священники! И более того, даже лучше ничего не делать вне храма без благословения священства. Напрямую никто этого не скажет, но попытайтесь что-то делать, допустим, проповедовать, попробуйте, и зачастую получите непонимающие вопросы: зачем тебе это нужно? И уж не засланный ли ты, не секту ли собрался создавать? Вплоть до обвинений в желании чуть ли не погубить Россию! Пусть священники занимаются делами веры, православия, Церкви, проповеди и т. п. Так думают не все, но многие.
Вспоминаю один разговор с одноклассником. Я как-то сказал, что чувствую свою ответственность за сохранение православия (ведь вера передана нашему поколению, и на земле теперь мы отвечаем за него перед ушедшими). На что услышал: причем здесь мы? Пусть священники этим занимаются.
Поэтому, буддист отчасти прав: у нас есть большие проблемы с пониманием и исполнением заповедей Христа. А ведь нам придется отвечать перед Христом не только за себя.
Помните обличительные слова Христовы?
«Был наг, и не одели, был голоден и не накормили, был в темнице и не посетили»
Хотя, я знаю, что мне укажут на слова Серафима Саровского: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Все верно. Но что значит: «Спасись сам»? И не используют ли эту фразу некоторые православные, для того, чтобы оправдать собственное нежелание оказать деятельную любовь ближним? Впрочем, я сам ничем не лучше прочих, и возможно такой же лишь номинально православный.
В любом случае, вне Христа, вне Его Церкви, которая есть созданное Богом мистическое богочеловеческое объединение, названное Телом Христовым, я не вижу возможности спасения. Потому, буду хромать, ползти, но только по этому пути. Надеюсь, что не сверну.
В чем выражается ваша вера?
Вадим, говорит, что его знакомые буддисты желают избавить окружающий мир от страданий, распространяют свою веру. Так и мы тоже этим занимаемся, может быть не так навязчиво как протестанты или некоторые секты, но занимаемся.
Когда я осознанно пришел к вере, стал прихожанином храма Кирилла и Мефодия в Крыму, настоятель – отец Роман сказал мне: «Нужно уподобиться апостолам… что узнал, рассказывай другим». И я как могу, исполняю данный мне завет.
Моя духовная колыбель. Храм Кирилла и Мефодия. Крым. с. Родниковое.
И если жизнь вне Христа грозит человеку потерей качества вечной жизни, то дать человеку знание о Христе – это, в моем понимании, и есть важнейшее проявление любви.
И если буддизм является заблуждением, или, скажем иначе, сугубо человеческим учением, призванным каким-то образом облегчить жизнь временную, и при этом отнимающее у человека возможность наследовать вечность – то любовь ли это вообще?
Вадим называет себя православным, и при этом буддистом. Это показывает; какая каша бывает в головах у людей. Я не знаю, проповедует ли «православный буддист» Вадим Христа. Если нет, то какой же он православный? Если да, то какой же он буддист? Странная самоидентификация. Ну, да ладно. Вопрос ведь был к православным: в чем проявляется наша вера?
Итак, в моем понимании, проявление любви к людям может быть разное. Нужно пытаться облегчить их жизнь временную (накормить голодного, одеть раздетого, посетить находящегося в тюрьме и в больнице), и это также требует от нас Христос. Но основное – это указать людям путь к жизни вечной. А это значит: проповедовать Христа.
И вот еще что пришло на ум. Важно ведь не только указать путь к двери, которая есть Христос. Важно еще сохранить этот путь проходимым для людей. Что я имею в виду? Сатана постоянно пытается скрыть этот путь. Он рекламирует «широкую дорогу», а на пути, ведущем ко Христу, разбрасывает «плевелы». Он стремится сделать так, чтобы люди этот путь вообще никогда не смогли увидеть и найти. И мы, православные христиане, призваны не только помогать людям находить этот путь, мы должны следить за тем, чтобы тропа не заросла плевелами. И поэтому мы, как можем, должны оберегать Церковь.
И православное проявление любви, это:
1) Сохранять и поддерживать Церковь (сохранять путь ведущий ко Христу).
2) Говорить людям о вечной жизни, об истинном пути спасения. Говорить о Христе
3) Помогать людям в жизни временной (одевать, кормить, посещать больных и т.п.)
Я пытаюсь говорить людям о Христе здесь и на других площадках (создал сайт православной литературы «Золотой Корабль»). Пастыри говорят с людьми – в том числе через интернет и телевидение, через издание и переиздание книг святых отцов Церкви живущих сегодня и живших сотни лет тому назад, которые составляют живую Церковь, пребывая у Престола Божия и молясь за нас день и ночь.
Православные объединяются для помощи несчастным (христианами создаются благотворительные фонды, при монастырях и храмах организуются пункты раздачи еды бездомным, ведется сбор одежды для малоимущих и т.п.) Вадиму может об этом не известно, но такая работа ведется. В личном плане, каждый может жертвовать деньги в подобные фонды, приносить одежду и отдавать нищим и малоимущим. Делается ли это? Думаю, что делается. Просто это не принято афишировать. Но, повторюсь, это помощь в организации и поддержании жизни временной, на чем делают упор буддисты и зачастую протестанты. Важнее другое. Важнее привести человека к спасению. И для этого нужно сохранять путь, для этого нужно любить и защищать Христово Тело – Церковь Его. И мы это делаем тоже, в то время, как буддисты и инославные этого не понимают, и считают чем-то лишним и не нужным, делая упор на делах любви, которые, тем не менее, вторичны! Ведь если дьявол сможет скрыть «узкий путь», то и дела любви окажутся не более чем «припаркой умирающему».
Проблемы, безусловно, есть! С этим глупо спорить. Есть много проблем. Но я вижу главную проблему в том, что православных в стране днем с огнем не найти. Поэтому и мат, и обман, и пьянство беспробудное, и бычки из машины летят и воровство и убийства и т. д. и т. п.
Всем благ. Любите Христа, читайте Евангелие, и помогайте ближним найти Истину.
Ссылки:
1. «Братья православные, Как вы проявляете свою Веру? В чем выражается ваша Вера?» https://youtu.be/gfV7xBkE1rk
Еще раз о пророчествах Славика Чебаркульского
С удивлением увидел, что некоторые христиане обращаются к так называемым пророчествам Славы Крашенинникова (отрока Вячеслава или Славика Чебаркульского)
Наткнулся на канал «Открытая Семинария» (ведет адвентист Жиганков О. А.), на котором можно встретить как минимум два обращения к этим «пророчествам».
Думаю, есть смысл снова обратиться к культу Славика, чтобы в который раз предостеречь христиан от таких «пророков» и их «пророчеств».
Данные о жизни и пророчествах Славика я беру из фильма «Русский ангел», снятого его почитателями. Поэтому все факты из фильма достоверные, ведь у авторов этого рекламного произведения была цель прорекламировать Славика из города Чебаркуль.
Далее привожу только факты:
Жил обычный ребенок в обычной семье. Мама – домохозяйка, а отец – военный. Ребенка крестили не сразу. Когда родители приехали из Германии в отпуск, священник сказал, что ребенка нужно крестить, но родители пропускают это замечание мимо ушей. Крестят его только через год, когда приехали в следующий отпуск.
Мальчик был начитанный, так как родители подарили ему Библейскую энциклопедию и Советский энциклопедический словарь, которые он любил читать. Последние годы родители жили в городе Чебаркуль. Ни разу не встретил в фильме, что ребенка водили в храм и причащали. Сама же мама упоминает, что ездила в храм в Челябинск, а соседка говорит о храме в городе Миасс. Возможно, ребенок, как и родители, не посещал службы, не причащался. Что вполне можно объяснить: позднее советское время (1982—1993), отец военный. И сам Слава был октябренком. В фильме мелькает фотография Cлавика со звездочкой. Правда, сейчас в социальных сетях, посвященных «пророку», звездочку стыдливо замазывают.
Чтобы не было вопросов: фото со звездочкой можно увидеть в фильме (Русский ангел. Фильм первый. Серия 1).
Славик отошел в мир иной без отпевания. Это видно, так как в фильме присутствуют кадры с похорон.
Через несколько лет мама Славика выпускает книжку «Чудеса и предсказания отрока Славика». Начинается продажа книг, аудиозаписей. К могилке мальчика начинают тянуться паломники, где им продают разные книжки, акафисты, раздают земельку и камушки.