Полная версия
Рим. Полная история города
«Приск» переводится как «первый». Почему вдруг? Дело в том, что Тарквиний Приск был наполовину этруском. Этрусская цивилизация существовала в I тысячелетии до н. э. на северо-западе Апеннинского полуострова (ныне это область Тоскана). Происхождение этрусков туманно, да и нас с вами оно особо не интересует, поскольку не имеет прямого отношения к нашей теме. Нам важно знать, что этруски жили еще до появления Рима и римляне многое от них переняли. Луций Тарквиний принял дополнительное имя «Приск», поскольку стал первым этрусским царем Рима.
Самое время разобраться с римскими именами, чтобы не путаться во всех этих Луциях Корнелиях и Гнеях Помпеях.
Классическое полное римское мужское имя, за редким исключением, состояло из трех компонентов – личного имени или «преномена», родового имени или «номена» (по-нашему – фамилии) и индивидуального или родового прозвища, называемого «когноменом».
Слово «номен» переводится как «имя». Родовое имя римляне считали собственно именем. «Пре-номен» – это то, что предшествует имени, а «ког-номен» дословно можно перевести как «кровное имя», потому что слово «когнацио» означает «кровное родство». Носители одного номена, то есть представители одного большого рода, могут носить разные когномены, указывающие на то, к каким ветвям они относятся.
Возьмем, для примера, Луция Юния Брута, организатора первой римской революции, в ходе которой монархия была заменена республикой (с ним мы познакомимся чуть позже). «Луций из рода Юниев по прозвищу Брут» – так можно «перевести» это имя. Прозвище, кстати говоря, неблагозвучное. «Брутус» переводится с латыни как «тупица». Правда, история данного конкретного прозвища не обидная для его носителя. Луций Юний притворялся недалеким для того, чтобы не вызывать подозрений у царя-тирана, который был его дядей по матери. Тит Ливий пишет о Луции как о «юноше, прятавшем свой природный ум под маской». Все относительно – в зависимости от обстоятельств прозвище «Тупица» может быть признаком большого ума.
Если у римлянина было два прозвища, то второе называлось «агноменом». Чаще всего агномены являлись личными прозвищами и не передавались по наследству, но были и исключения из этого правила. Так, например, диктатор Луций Корнелий Сулла присоединил к своему имени агномен «Феликс» («Удачливый»), который стал в его роду наследственным. Агномен мог быть как почетным прозвищем, данным за какие-то заслуги, так и прозвищем в прямом смысле этого слова, например: «Красс» («Жирный») или «Калигула» («Сапожок»). Часто агномены давались из сугубо практических соображений – для того, чтобы отличить сына от отца. Согласно римской традиции, старшие сыновья наследовали полные имена своих отцов, все три компонента. А бывало и так, что род разрастался настолько, что когноменов для различия его представителей становилось недостаточно и приходилось добавлять агномены. К этому располагало малое количество личных имен у римлян. Всего их было около семидесяти, но широко употреблялось только восемнадцать, а в некоторых родах и того меньше – два или три. Если вы посмотрите на перечень выдающихся людей из рода Корнелиев Сципионов, то увидите только Гнеев, Луциев и Публиев. Существовала и другая традиция, ограничивающая количество употребляемых имен – если представитель рода совершал какой-то позорный поступок, то его имя «выводилось из оборота» в данном роду. Также имя могло быть «выведено» и по постановлению сената, как это произошло с именем Марк в роду Антониев после победы Октавиана Августа над Марком Антонием в 31 году до н. э.
Третий по счету царь Рима Тулл Гостилий разрушил Альба-Лонгу, после чего Рим стал главой Латинского союза, а Луций Тарквиний Приск своими победами над соседями (в первую очередь этрусками и сабинянами) упрочил славу Рима настолько, что ее уже никто не решался оспаривать.
Большое внимание Тарквиний уделял строительству. В его правление были построены храм Юпитера Капитолийского и Большой Цирк, и начато осушение болот между Палатинским и Капитолийским холмами, для чего по этрусским образцам была создана Большая Клоака (Клоака Максима). Этот извилистый канал протяженностью в 800 метров, является частью древней канализационной системы. Примечательно, что Большая Клоака функционирует по сей день в качестве ливневой канализации. Нет, вы только подумайте – этому санитарно-гигиеническому объекту более двух с половиной тысяч лет!
Луи Лафит. Брут слушает послов Тарквиниев. Ок. 1815 год
Также при Тарквинии было начато сооружение Римского форума или же просто Форума – главной рыночной площади Древнего Рима. Осушенная земля между двумя холмами просто напрашивалась на то, чтобы ее использовали как общественное пространство. Изначально здесь был рынок, затем стали проводиться народные собрания (комиции) и публичные церемонии. Наиболее древние артефакты Форума – это Черный камень, представляющий собой часть плиты из черного мрамора, Вулканал – алтарь бога огня Вулкана и руины храма Венеры Клоацины. Туристам рассказывают, что Вулканал воздвигли еще при Ромуле, но мы-то знаем, что при Ромуле здесь были болота, которые могли использоваться как кладбище, не более того. А еще рассказывают, что Черный камень установлен над захоронением Ромула, и многие этому верят…
Античный Форум. Полный панорамный вид. 1909 год
Что же касается храма Клоацины, то по древнеримскому историку Плинию Старшему (I век) его воздвигли после примирения Ромул и царь сабинян Тит Таций. Они принесли очистительную жертву и воздвигли на этом месте храм. «Клоацина» переводится с архаичной латыни как «Очищающая»… Так-то оно так, но вообще-то Венера в этой своей ипостаси почиталась как богиня Клоаки, городской канализации. А что тут удивительного? Канализация – весьма важная часть городского хозяйства, и без своей божественной покровительницы ей никак нельзя. Так что, скорее всего, храм Венеры Клоацины был сооружен одновременно с Большой Клоакой.
К самым древним артефактам Форума также относят и фундамент Регии, которая изначально была то ли резиденцией римских царей, то ли правительственным учреждением, а позднее стала местопребыванием верховного понтифика. Согласно преданию, Регия была построена вторым царем Рима, Нумой Помпилием. Но тот фундамент, который дошел до наших времен, принадлежит более поздней постройке. И не факт еще, что ее воздвигли на том месте, где стоял дворец Помпилия; и не факт, что Помпилий существовал (но легенды нужно чтить).
Изначально латинское слово «форум» переводилось как «площадь», но, поскольку на площадях возникали рынки (не пропадать же месту!), у этого слова появилось второе значение. «Форум боариум» («Бычий форум») – это не «бычья площадь», а «бычий рынок». Бычий форум – это древнейшая торговая площадь Рима. Ложбина между Капитолийским, Палатинским и Авентинским холмами, первоначально находившаяся за пределами Рима, была очень удобна для торговли с иноземцами. Некоторые историки сомневаются в том, что это не слишком просторное место подходило для торговли скотом, и объясняют происхождение названия бронзовой скульптурой быка, когда-то стоявшей на этом месте. Но, так или иначе, здесь велась торговля, а там, где собираются люди, неизбежно должны были возникать храмы. До нашего времени сохранились храм Геркулеса (ок. 120 до н. э.) и храм Портуна (ок. 100 года до н. э.), бога-хранителя входов и запасов. Имя этого бога неспроста созвучно имени богини удачи Фортуны, ведь он считался ее мужем. У храма Портуна есть и второе название – храм Фортуны Вирилис (Мужской удачи).
Кроме античных храмов, на Бычьем форуме можно увидеть две древние арки – арку Януса и арку аргентариев, воздвигнутую в 204 году на средства цеха аргентариев (чеканщиков серебряной монеты) в честь императора Септимия Севера (146–211) и членов его семьи. Арка аргентариев меньше, чем арка Януса, но зато она целиком сделана из мрамора, а кирпичная арка Януса только облицована мраморными плитами. Предназначение арки Януса спорно. Некоторые историки считают, что она всего лишь обозначала вход на форум, поскольку название «ианус куиринус» можно перевести и как «арка Януса», и как «входная арка» («входные ворота»).
Ромул основал Рим, Тулл Гостилий сделал его центром Латинского союза, а Луций Тарквиний Приск заложил основы могущества Великого Рима. К слову будь сказано, что начинал Луций Тарквиний как начальник конницы у римского царя Анка Марция, по материнской линии приходившегося внуком Нуме Помпилию. Когда Анк Марций умер, Луций Тарквиний сумел убедить римлян в том, что опытный военачальник будет лучшим правителем, чем несовершеннолетний сын покойного царя, и стал царем Рима. Возмужав, царские сыновья подослали к Луцию Тарквинию убийц, но сами занять престол не смогли – возмущенные римляне изгнали их и выбрали царем Сервия Туллия, сына рабыни из дома Тарквиния. Как бы сказали ныне, Сервий был выдвиженцем Тарквиния.
Франс Гюйс. Портрет Сервия Туллия. XVI век
Если Луций Тарквиний Приск заложил основы могущества Рима, то Сервий заложил основы его политической системы. Сервий предоставил плебеям право римского гражданства, которое прежде имели только патриции. Став гражданами, плебеи начали платить налоги и призываться на военную службу. Увеличился приток денег в казну и уменьшилось давление знати на царя, власть которого нашла новую опору в плебеях. Разумеется, патриции были недовольны возвышением плебеев. Опираясь на поддержку сената, зять Сервия (и сын Тарквиния) Луций Тарквиний сверг своего тестя и стал седьмым и последним царем Рима, известным как Луций Тарквиний Гордый.
Тарквиний Гордый не унаследовал талантов своего отца и ничему не научился у своего мудрого тестя. Он был тираном и за четверть века своего правления настолько достал римлян, что в 509 году до н. э. они изгнали его и установили республику вместо монархии. Так свершилась первая в истории человечества демократическая революция! Ура, товарищи римляне! Слава Республике!
К любому историческому факту приложена своя легенда, без этого история была бы чересчур пресной.
У Тарквиния Гордого был младший сын Секст, между нами говоря, тот еще мерзавец (в данном конкретном случае яблочко упало недалеко от яблоньки). На одной из попоек во время осады города Ардеи, находившегося на расстоянии 25 километров от Рима, между патрициями возник спор о том, чья жена лучше, то есть добродетельнее. Некий Тарквиний Коллатин, состоявший в дальнем родстве с Тарквинием Гордым, предложил всем сесть на коней и внезапно нагрянуть с проверкой к женам.
Тициан. Тарквиний и Лукреция. Ок. 1571 год
Сказано – сделано. Прекрасную Лукрецию, жену Тарквиния Коллатина, «инспекторы» застали за прядением шерсти, в то время как прочие дамы в отсутствие мужей предавались развлечениям. Лукрецию единогласно признали лучшей из жен, но дело не в этом, а в том, что Секст Тарквиний был пленен ее красотой и возжелал обладать ею.
Как пишет Тит Ливий, негодяя возбуждала не только красота Лукреции, но и ее примерная добродетель. Спустя несколько дней, Секст Тарквиний тайно от Коллатина вновь посетил его дом, загостился до ночи, а когда все заснули, вошел к спящей Лукреции с обнаженным мечом в руке и, мешая уговоры с угрозами, попытался склонить ее к близости. Однако, добродетель Лукреции устояла даже перед страхом смерти, и тогда Секст Тарквиний пригрозил, что, убив ее, он подбросит к ней в постель мертвого нагого раба и объявит, что покарал их как прелюбодеев. Устрашившись позора, несчастная женщина уступила насильнику.
Когда Секст Тарквиний утолил свою страсть и отбыл, Лукреция послала гонцов к своему отцу, сенатору Спурию Лукрецию Триципитину, и мужу, приглашая их срочно прибыть к ней. Когда те прибыли, она рассказала о случившемся и взяла с отца и мужа клятву отомстить за ее поруганную честь. Оба они пытались утешить Лукрецию, возлагая всю вину за случившееся на Секста, но она ответила им фразой, вошедшей в историю: «Хоть я и не виню себя в грехе, но и от кары не освобождаю, и пример Лукреции не сохранит жизни ни одной распутнице!». Сказав это, Лукреция достала спрятанный под одеждою кинжал и пронзила им свое сердце…
Тело Лукреции вынесли из дома на площадь и поведали народу об обстоятельствах, приведших к ее смерти. Народ возмутился и сверг царя, вместо которого отныне стали править два выборных претора. Одним из них, к слову будь сказано, стал Тарквиний Коллантин, а другим – уже упоминавшийся выше Луций Юний Брут, сын сестры царя Тарквиния Гордого, приходившийся также родственником и Лукреции. Так Рим из монархии превратился в республику. Две с половиной тысячи лет назад – нет, вы только подумайте!
Питер Пауль Рубенс. Тарквиний и Лукреция. Ок. 1609–1611 годы
Образ добродетельной Лукреции пользовался большой популярностью у живописцев эпохи Возрождения. Можно вспомнить «Самоубийство Лукреции» (1518) Альбрехта Дюрера, «Лукрецию» (ок. 1530) Лукаса Кранаха Старшего, «Лукрецию» (1540) Франческо Пармиджанино, Лукреция (ок. 1580) Паоло Веронезе, «Смерть Лукреции» (1620) Франческо Рустичи, две версии «Самоубийства» Рембрандта (1664 и 1666). Жертву и насильника изображали такие мастера, как Тициан (1571) и Рубенс (1610). Из более поздних картин можно отметить «Клятву Брута над телом Лукреции» (1884) французского художника Анри Пинта. Эта картина перекликается с «Трагедией Лукреции» (ок. 1500) Сандро Боттичелли, на которой римляне с обнаженными мечами клянутся отомстить за смерть Лукреции.
«Тарквиния и Лукрецию» Рубенса можно увидеть в Эрмитаже. Это полотно было написано под влиянием одноименной картины Тициана, которая в настоящее время хранится в кембриджском музее Фицуильяма. Обе картины похожи композиционно, но есть и отличия. Если Лукреция Тициана выглядит испуганной, то Лукреция Рубенса скорее непреклонна и положение ее рук более красноречиво.
Поэты тоже не остались в стороне. Первым из тех, кто рассказал о трагедии Лукреции в рифме, стал Публий Овидий Назон (43 год до н. э. – 17 год до н. э.). В своей элегической поэме «Фасты» («Календарь») Овидий рисует образ женщины, ценящей достоинство выше жизни. Даже в последний момент, уже пронзенная кинжалом, Лукреция заботится о том, чтобы пристойно упасть к ногам своего отца. Разница между Ливием и Овидием в том, что, рассказывая об одних и тех же событиях, первый излагает факты, а второй использует яркие образы.
То, что смогла, рассказала она, но потом зарыдала,И запылали ее чистые щеки стыдом.Видя насилье над ней, ее муж и отец извиняют;«Нет, – отвечает она, – нет извинения мне!»Тотчас себе она в грудь кинжал сокровенный вонзилаИ ниспроверглась в крови собственной к отчим ногам.Но и в последний свой миг заботилась, чтобы пристойноРухнуть; и к чести была ей и кончина ее.Вот и супруг, и отец, невзирая на все предрассудки,Кинулись к телу ее вместе, рыдая о ней[7].Мог ли Уильям Шекспир пройти мимо такого сюжета, как история Лукреции? Конечно же, не мог. Примерно в 1594 году он написал поэму «Обесчещенная Лукреция» (точнее – «Поругание Лукреции»), насчитывавшую 265 строф по семь строк в каждой. Лукреция или Тарквиний упоминаются во многих произведениях Шекспира, в том числе и в самых известных: «Макбет», «Укрощение строптивой» и «Двенадцатая ночь».
Вам хотелось бы оперы? Извольте – ее написал для вас в сороковых годах ХХ века британский композитор Бенджамин Бриттен. «Поругание Лукреции» – камерная опера, в которой задействованы всего 8 певцов и 13 музыкальных инструментов, но скромность «антуража» позволила Бриттену заострить внимание на психологии героев. Другая опера о Лукреции, написанная итальянским композитором Отторино Респиги (1879–1936) по поэме Шекспира, не получила большой популярности.
Столько всего посвящено Лукреции, что глаза разбегаются. Но если попытаться выбрать самое яркое произведение в каждом жанре, то выбор будет таким – картина Рубенса, поэма Шекспира и опера Бриттена.
Несмотря на то, что христианская религия категорически осуждает суицид, Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» поместил Лукрецию в Лимб, первый круг ада, вместе с Сократом и Сенекой, которые тоже покончили с собой. Видом наказания в Лимбе служит безболезненная скорбь, в то время как основную массу самоубийц, превращенных в деревья, терзают в седьмом круге ада гарпии. Почему вдруг такая поблажка? Да потому, что ни у Лукреции, ни у Сократа, ни у Сенеки не было выбора (в свое время мы поговорим о каждом).
Надо сказать, что отсутствие памятника добродетельной матроне является большим упущением со стороны римлян. Подобный памятник сразу бы породил легенду о том, что прикоснуться к нему, не получив ожога, может только добродетельная женщина. Очереди стояли бы длиннее, чем к статуе Джульетты в Вероне…
Итак, монархический Рим начался с волчицы, выкормившей своим молоком первого римского царя, а закончился на Лукреции, кровь которой, если можно так выразиться, «смыла» римскую монархию. К единоличному правлению Рим вернется не раз, но то уже будут не цари.
Впрочем, есть мнение, что Лукреция никогда не существовала, а была выдумана римскими историками примерно в III веке до н. э. А о том, для чего это могло понадобиться, вы узнаете из следующей главы.
Но прежде, чем переходить к ней, нужно вспомнить добрым словом итальянского палеоэтнографа Луиджи Пигорини, стараниями которого в далеком в 1876 году в Риме был основан историко-этнографический музей, который ныне известен как Музей Пигорини (официально – Музей доисторических времен и этнографии Луиджи Пигорини).
Здание музея расположено в Квартале всемирной выставки E. U.R.[8] в южной части Рима. Все самое-самое древнее собрано здесь. Музей вобрал в себя несколько собраний, самым известным из которых является так называемый Кирхернариум – коллекция, начало которой положил в середине XVII немецкий ученый, монах ордена иезуитов Афанасий Кирхер. Всегда приятно любоваться старыми зданиями, как снаружи, так и изнутри, но надо отметить, что расположение в зданиях современной постройки дает такое преимущество, как удобство осмотра экспозиции.
Пренестинская фибула. Ок. 600 год до н. э.
В каждом музее есть своя «жемчужина» – самый ценный, наиболее интересный (и при этом не всегда самый известный) экспонат. Жемчужиной Музея Пигорини является Пренестинская фибула[9] – золотая застежка, датированная примерно 600 годом до н. э. Фибула ценна не только своим почтенным возрастом, но и тем, что на ней выгравирована надпись на архаической латыни: «Маний сделал меня для Нумерия».
Впервые фибула была представлена публике в 1887 году немецким археологом Вольфгангом Хельбигом, известным своими исследованиями настенных росписей Помпеи. Хельбиг сообщил, что один из его друзей приобрел застежку в городе Палестрина, близ Рима. В древности этот город назывался Пренесте, отсюда и название артефакта.
Все купленное с рук (а не найденное при раскопках!) всегда вызывает сомнения в своей подлинности. Не избежала этой судьбы и Пренестинская фибула. Выражение «Маний сделал это для Нумерия» в кругу специалистов стало нарицательным для обозначения искусной подделки. Но совсем недавно, в 2011 году, подлинность фибулы была подтверждена при помощи современных методов исследования. Маний действительно сделал это для Нумерия в VII веке до нашей эры.
Для полноты впечатления о древнейшем периоде истории Рима следует посетить Музей Палатина, расположенный, как нетрудно догадаться по названию, на Палатинском холме. Белое двухэтажное здание музея было построено в 1868 году для монастырских нужд, музей въехал сюда в тридцатые годы прошлого века. Экспозиция музея начинается с каменных артефактов среднего палеолита (от 200 000 до 40 000 лет назад), найденных на Палатинском холме, и заканчивается экспонатами IV века, относящимися к так называемой Поздней Римской империи.
На римской площади Вилла Джулия, в здании бывшей летней папской резиденции находится Национальный этрусский музей, по праву считающийся лучшим в своем роде. Интерес представляет не только богатая экспозиция, но и само здание музея, классический образец архитектуры маньеризма, для которого характерна причудливость форм и отделки. Виллу построили при папе Юлии III в середине XVI века, когда эти места были окраиной Рима. В конце XIX века вилла была продана государству и здесь расположился музей. В 50 залах выставлено около 6000 экспонатов, главным из которых является терракотовый надгробный памятник «Саркофаг супругов», датируемый 530–520 годами до н. э. Памятник очень трогательный, он изображает супругов, возлежащих на пиру – присутствие жены на пиру рядом с мужем свидетельствует о том, что этрусские женщины, в отличие от римлянок, пользовались равными правами с мужчинами.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Перевод В.В. Левика.
2
Происхождение Одоакра покрыто мраком. Одни авторы называют его скиром, другие – ругом, третьи – готом (все это древнегерманские племена), а историк V века Приск Панийский – и вовсе гунном-кочевником.
3
Мы называем этот город Римом, но его исконное название – Ро́ма (с ударением на первый слог).
4
Троя находилась в Малой Азии, у Эгейского моря, близ входа в пролив Дарданеллы.
5
«Клеопатра», 1963. 20th Century Fox, США.
6
Тит Ливий. История Рима от основания города. (пер. В. М. Смирина).
7
Овидий. Фасты. (пер. Ф. А. Петровского).
8
Кварталом всемирной выставки назвали обширный комплекс зданий, построенных в 1935–1943 годах на юго-западе Рима в рамках подготовки к проведению всемирной выставки, которая так и не состоялась.
9
Слово «фибула» в переводе означает «малоберцовая кость». Застежка действительно похожа на нее формой.