Полная версия
Обольщение / Seduction
КОРДЕЛИЯ. Разумеется, нет.
ЙОХАННЕС. Вы очень добры. И совершенно вымокли. Позвольте предложить вам мой пиджак.
КОРДЕЛИЯ. Нет. Благодарю вас.
ЙОХАННЕС. Меня не затруднит.
КОРДЕЛИЯ. Все у меня хорошо, правда.
ЙОХАННЕС. Вы дрожите. Простудитесь и умрете.
КОРДЕЛИЯ. Я видела вас раньше.
ЙОХАННЕС. Сомневаюсь.
КОРДЕЛИЯ. Я уверена, что видела.
ЙОХАННЕС. Где вы могли меня видеть? В каком месте? Надеюсь, я не делал ничего непристойного.
КОРДЕЛИЯ. Я не знаю, что вы делали. Просто подумала, что вы кажетесь мне знакомым. И вы кажетесь. Очень знакомым. А я кажусь вам знакомой?
ЙОХАННЕС. Вы потрясающе красивая. И вымокшая до нитки. Могу я предложить вам зонт?
КОРДЕЛИЯ. Я не могу его принять. Благодарю.
ЙОХАННЕС. Может, вы хотели бы его купить? Может, я уличный продавец зонтов, который бродит по городу в дождливые дни, выискивая вымокших девушек в дверных арках.
КОРДЕЛИЯ. Эта профессия не представляется мне очень прибыльной.
ЙОХАННЕС. Она совсем не прибыльная. Но позволяет встретить очаровательных женщин.
КОРДЕЛИЯ. К сожалению, должна сообщить, что нет у меня денег на покупку вашего зонта.
ЙОХАННЕС. Что ж, тогда, возможно, мы сможем его разделить.
КОРДЕЛИЯ. Такое разрешено? Вы не рискуете потерять работу?
ЙОХАННЕС. Отнюдь. Я – самозанятый. Работаю исключительно на себя, ради собственной выгоды.
КОРДЕЛИЯ. Не следовало мне говорить с вами. Моя тетушка запрещает мне разговаривать с незнакомыми мужчинами.
ЙОХАННЕС. Но меня не назовешь незнакомым мужчиной.
КОРДЕЛИЯ. Вы очень даже незнакомый.
ЙОХАННЕС. Вы только-только сказали, что я кажусь вам очень даже знакомым. Хотя часто случается, что самое знакомое на деле оказывается совершенно незнакомым. И некоторые мужчины готовы воспользоваться такой ситуацией. Низкие темные тучи. Дождь. Пустынные улицы.
КОРДЕЛИЯ. Но не вы.
ЙОХАННЕС. Да. Не я. Во всяком случае, пока.
КОРДЕЛИЯ. Значит, вы человек с характером.
ЙОХАННЕС. Какие у вас идеи.
КОРДЕЛИЯ. Да, идей у меня много. Они в голове не умещаются.
ЙОХАННЕС. Ни у кого нет так много идей. Но самое опасное – иметь только одну идею. Таких людей нужно бояться.
КОРДЕЛИЯ. Дождь не столь сильный. Пожалуй, побегу домой.
ЙОХАННЕС. Давайте побежим вместе. Или остановим кэб.
КОРДЕЛИЯ. А что потом?
ЙОХАННЕС. Потом вы поедете, куда пожелаете.
КОРДЕЛИЯ. А куда поедете вы?
ЙОХАННЕС. Если мне повезет, тогда с вами.
(КОРДЕЛИЯ смотрит на него. Он выходит под дождь и театральным жестом открывает зонт. Она заходит под зонт, и они бегут влево в меркнущем свете).
9
Все, сказанное тобой, не имеет смысла
(Кьеркегор за письменным столом. К нему подходит РЕГИНА).
РЕГИНА. Ты сегодня необычно спокоен. О чем-то думаешь. Разумеется, ты всегда о чем-то думаешь. Твой разум – что чердак безумной старухи. Там можно найти все. Но тут другое. Что именно? Что-то случилось?
КЬЕРКЕГОР. Это Дания. Здесь ничего не случается.
РЕГИНА. Если мы намерены пожениться, то должны научиться делиться всем. Скажи мне, о чем ты думаешь?
КЬЕРКЕГОР. Я думаю, субъективность – это истина. Чтобы что-то было истиной, в это нужно верить. Но для того, чтобы верить, необходимо сомнение. Я думаю, что мое сомнение чудовищное, и ничто не сможет его удовлетворить. Что у меня нет мнений – только маски. Что я жажду собственного проклятия. Что толпа – всегда ложь. Что только индивидуум может нести в себе правду. Что причина и следствие здесь неприменимы. Что гигантская причина может не иметь никакого следствия, а крошечная – огромное. Что у меня слишком много причин, и кажется, будто их нет вовсе. Что успех достигается, если для людей ты – такая же загадка, как и для самого себя. Что жизнь должна проживаться движением вперед, но понять ее можно, только двигаясь в обратном направлении. Я думаю обо всех выдающихся писателей, которые на самом деле ничем не отличались от меня: Викторе Эремите, Константине Констатиусе, Йоханнесе де Силенцио, Йоханнесе Климакусе, Вергилиусе Хауфниенсисе, Николасе Нотабене, Хилариусе Богбиндере, К. А. Рейтцеле, Анти-Климактикусе… Мы должны пригласить их всех на свадьбу.
РЕГИНА. И как мне приглашать воображаемых людей на нашу свадьбу?
КЬЕРКЕГОР. Ты спросила, о чем я думаю? Если ты не хочешь знать, не спрашивай.
РЕГИНА. Я не понимаю, зачем приглашать всех этих людей, если пишешь за них ты?
КЬЕРКЕГОР. Но пишу не я. Или, возможно, пишу я, а живет кто-то еще. Я – сноски завершающему постскриптуму предисловия к фрагменту древней рукописи, которая более не существует. Человек создает лабиринт, в котором события могут случаться. То, что человек написал или что любил, обязательно вернется, чтобы уничтожить его.
РЕГИНА. Это не имеет смысла. Все, сказанное тобой, не имеет смысла.
КЬЕРКЕГОР. Вот что имеет смысл. Я решил это порвать.
РЕГИНА. Порвать что?
КЬЕРКЕГОР. Это. Наши отношения. Я решил, что жениться на тебе неправильно.
РЕГИНА. И почему это неправильно?
КЬЕРКЕГОР. Потому что будет несправедливо по отношению к тебе.
РЕГИНА. Несправедливо по отношению ко мне? Да когда ты был справедлив по отношению ко мне? Когда в истории человечества мужчина пытался быть справедливым по отношению к женщине? В чем настоящая причина? У тебя появился кто-то еще?
КЬЕРКЕГОР. Нет. Никого больше нет.
РЕГИНА. Перестань мне лгать. И перестань нести этот претенциозный бред и прятаться за своими глупыми псевдонимами. Почему бы тебе хоть раз не взять ответственность за свои слова и сказать мне правду? У тебя есть кто-то еще? Скажи это. Скажи, что есть кто-то еще.
КЬЕРКЕГОР. Хорошо. Есть кто-то еще.
РЕГИНА. И кто это?
КЬЕРКЕГОР. Да какая разница?
РЕГИНА. Ты признаешь, что есть кто-то еще. Я хочу знать, кто.
КЬЕРКЕГОР. Ты ее не знаешь.
РЕГИНА. Скажи мне, кто она. Как ее зовут? Скажи мне ее имя? Как ее зовут?
(КОРДЕЛИЯ выходит из левой кулисы на авансцену и смотрит на воду, как и прежде).
КЬЕРКЕГОР (глядя на КОРДЕЛИЮ). Корделия. Ее имя – Корделия.
(РЕГИНА смотрит на КОРДЕЛИЮ, смотрит на КЬЕРКЕГОРА, идет к пианино, садится, начинает барабанить по клавишам).
10
Голуби спариваются, чтобы жить
(Воркуют голуби. КОРДЕЛИЯ смотрит на воду, КЬЕРКЕГОР за письменным столом. РЕГИНА начинает играть вальс, негромко и медленно).
КОРДЕЛИЯ. Я в доме, который вроде бы узнаю. Я здесь бывала, но не помню, когда, и чей это дом. Кто-то играет на пианино в другой комнате. Дверь приоткрыта. Я в ужасе, не знаю от чего. Потом я иду к кромке воды, оставляя за собой цепочку следов. (ЙОХАННЕС появляется в арке справа, смотрит на КОРДЕЛИЮ, которая стоит спиной к нему). Я знаю, кто-то следит за мной, я опасности, но боюсь повернуться. Я стою, в ужасе и крайне возбужденная.
(РЕГИНА перестает играть на полутакте, смотрит на клавиши).
ЙОХАННЕС. Она жаждет интриги. Самое меньшее, что я могу – утолить ее желание.
КОРДЕЛИЯ. Иногда, идя по улице, я думаю только о нем, надеясь, что он появится. Бывает, он появляется. Но он всегда спешит куда-то еще. Куда он спешит?
ЙОХАННЕС. Она более нетерпелива, чем я. Это моя ответственность – контролировать скорость развития событий. Я должен вести ее к цели.
КОРДЕЛИЯ. Я представляю себе, что у него романы с несколькими женщинами одновременно. Я гадаю, как можно быть таким жестоким. Но его большие грустные глаза на самом деле предполагают, что он – добрый человек, подверженный приступам меланхолии, которому просто нужна хорошая женщина, чтобы любить его.
ЙОХАННЕС. Все равно, что пишешь пьесу. Но это пьеса, в которой зрители – актеры, отражающиеся в зеркалах.
КОРДЕЛИЯ. Любить другого – акт веры, жертвенности. Но как я могу его любить? Я совершенно не знаю этого человека.
ЙОХАННЕС. Я должен попасть в ее дом. Но это трудно. Он живет в абсурдной изоляции. Только она и ее нелепая тетушка. Ни братьев, ни дядьев, нет человека, который ввел бы меня в ее дом. Для нее это нехорошо. Изоляция, на короткий период, может защитить. В долговременной перспективе изоляция убивает. Но я счастлив тем, что у нее нет подруг. Сбираясь вместе, женщины набивают головы друг дружке всякой чушью. Я познакомился с ее кузинами, которые очень глупые. Насколько я могу определить, она практически всегда живет в мире фантазий.
КОРДЕЛИЯ. Сегодня я трижды видела его. Хочется верить, что события имеют значение, пусть значение спрятано, как пасхальные яйца, в каждом моменте нашего существования.
ЙОХАННЕС. Я знаю, где и когда она бывает. Планирую случайно столкнуться с ней, улыбнуться, кивнуть и двинуться дальше. Приподнять шляпу и поспешить прочь, словно опаздываю на какую-то встречу, хотя на самом деле я никуда не иду. Она занимает меня целиком и полностью.
КОРДЕЛИЯ. Но если наши встречи – не случайность, тогда почему он всегда уходит?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.