Полная версия
Сочинения на школьные темы (10 – 11 классы). Примеры итоговых сочинений по русскому языку
Над какими вопросами размышляет Лесков в повести «Очарованный странник»?
В повести «Очарованный странник» Лесков поднимает многие вопросы, связанные с человеческой судьбой, и пытается представить свои ответы на загадки судьбы, порождаемые вечнотекущим временем. Автор размышляет о жизненном пути человека, раскрывает тему духовных исканий, превозносит терпение и душевную выносливость как спасительные качества и являет гибельную любовную страсть в ее подлинном свирепом облике.
Главный герой повести – Иван Флягин – занимается поисками своей жизненной стези, совершая многие попытки своего проявления в мире. Сначала по воле судьбы герой становится воспитанником при графе: он полагает, что обрел безмятежный покой и наиболее простой и необременительный путь к обеспечению себя из тех, коими судьба могла наделить его. Оставив ребенка играть в песке, сам герой предается мечтаниям и сну с приятными видениями, не отвлекая взора на внешнюю суету забот. Однако его стремление к новым странствиям похищает у него покой: когда настоящая мать воспитываемого ребенка вместе с любовником является за своим чадом, герой, побежденный, словно стоокий Аргус, силой ее слова и красоты, вместе с нею бежит от графа навстречу очередным приключениям по стезе изгнанника и вечного странника. Расставшись же со своими новыми знакомыми, Флягин остается один перед сплетением разных дорог жизни. Вскоре Флягин оказывается среди татар: его взору предстает зрелище боя, устроенного татарами из-за жеребца. Желая принять участие в состязании, герой вступает в единоборство и становится виновником гибели своего противника. В наказание за совершенное Флягин оказывается в плену, во время коего к нему приходит ощущение новой жизни, чуждой его прежним привычкам. Душой его овладевает тоска по родным местам, но внутренним взором он видит невозможность претворения в жизнь своего желания бежать: Тартар леденящий окружил душу его и врата Олимпа затворены пред ним. Где же тот таинственный Аваллон, в кущи коего стремится пламенная душа его, жаждущая освободиться от неволи? Явится ли свыше знамение, которое положит конец его тяжелой жизни? И вот он совершает попытку к бегству, однако, будучи схвачен татарами, подвергается наказанию за свой самовольный побег. Но душа героя не смеет более терпеть: вскоре он, словно внимая трубному гласу свободы, совершает очередную попытку к бегству. Ему помогают новые гости, приехавшие к татарам, которые внушают им страх своими фейерверками: вот и огонь небесный, предвещающий освобождение, и вестники-спасители, явившиеся к герою. Опасности расступаются пред беглецом, и Флягин благополучно возвращается с чужбины в свою землю. Но путник еще не достигает желанной обители покоя, ибо, очутившись на родине, все еще испытывает нужду, а посему продолжает свои странствия по пустынной стезе жизни и вскоре становится конэсером при князе.
С момента поступления Флягина на службу в повести начинает раскрываться новая тема повествования: автор поднимает вопрос пагубности неправедных пристрастий в вине и любви. Однажды герой, стремясь к отдохновению от трудов, просит у помещика «выход», чтобы в кабаке утолить свою жажду, вознеся нечестивые почести Дионису. Магнетизер, встретившийся Флягину за столом, приводит его в цыганский дом, где силой своего искусства возжигает в душе путника любовь к Грушеньке. Не в силах укротить свою страсть, Флягин дарит Грушеньке все свои деньги, будучи зачарован ее пением: сладкозвучные сирены уносят разум героя, чудесная лира Орфея совершает чудеса, так что герой теряет все, что имел, положив все свои драгоценности к ногам возлюбленного существа. Спустя время сам помещик, также восхотевший испытать на себе неповторимое воздействие страстных чар, обманывает себя мнимой любовью к Грушеньке и покупает девушку. Но мимолетное влечение проходит, и помещик, вращаемый вихрем непостоянства, оставляет Грушеньку в лесу. Как несчастная Ио, якобы покинутая Зевсом, мучаешься ты в неволи, о жертва коварной страсти человеческой! И тебе суждена гибель, ибо воды Себека ожидают тебя; увидеть тебя пришел твой возлюбленный: он желает вызволить тебя. Но нет! бросаешься ты в пучину, подобно Ино, кинувшейся в воду и обратившейся в морскую богиню. Не так ли и ты примешь смерть? Ты не станешь божеством, колесница не унесет тебя на Олимп, но душа твоя найдет успокоение и память о тебе не прейдет, о убиенная чужим пороком!
Путь, избранный Флягиным, уже подходит к концу. Вооружившись мечом, он идет на войну, полагая, что совершает достойный шаг. Возвратившись с полей смерти, герой недолго еще ищет свое предназначение, пока не уединяется от людей. Но ты бы совершил еще много славных деяний и пришел бы к истинному и глубокому созерцанию гармонии, которое ожидало бы тебя на лоне природы в потоке живых и чистых чувств!
Итак, автор раскрывает в своей повести различные стороны человеческой жизни, являет гибельность страстей и описывает духовные искания, ожидающие сынов неба на пути жизни.
Какими предстают герои сказок Салтыкова-Щедрина?
В сказках Салтыкова-Щедрина раскрывается пагубность таких человеческих качеств, как угождение нечестивым господам, равнодушие к живому и безжизненность чувств, бременем земных забот сокрытых в душе. Так, в сказке «Вяленая вобла» представляется образ безучастного, умертвившего в себе живые чувства человека, не стремящегося к высшему предназначению, но занятого самолюбивым порицанием окружающих порядков. Вобла не пытается проявить себя в мире, открыть свету прекрасные стороны своей души, но живет тихой и спокойной от всего жизнью, не беспокоясь о себе и людях и не пытаясь проникнуть в сущность природы и человека. Средством достижения всеобщего мира и благоденствия вобла считает отстранение от чувств и мыслей и подчинение души народа единой господствующей воли. Желая распространить свои взгляды, вобла обратилась с напутственной речью к своим близким, однако не получила от их должной поддержки. Вяленая вобла – олицетворение бездеятельных, не стремящихся к созерцательной и деятельной жизни людей.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.