bannerbanner
Психология дизайна
Психология дизайна

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Р. Баркер изучал и сопоставлял поведение детей в естественном для них пространстве и в новой обстановке. Оказалось, что все дети ведут себя на удивление одинаково в одной и той же обстановке. Однако поведение ребенка кардинально меняется и его сложно спрогнозировать, когда он оказывается в непривычных условиях. На основании подобных исследований был сделан вывод о возможности моделирования поведения ребенка всего лишь при помощи организации его пространства. То есть можно создавать новые типы пространств, каждый для конкретной деятельности, задавая им желаемые свойства. Нужно лишь получить полное описание уже имеющихся привычных поведенческих пространств.

Мы знаем, что эмоции – результат долгого эволюционного процесса. Животные с их помощью оценивают стимулирующие свойства явлений окружающего мира и своих внутренних состояний – настроений, стрессов.

Действия человека тоже стимулируют эмоции, но они плохо изучены, а многие из них и вовсе носят индивидуальный характер. При раздражении некоторых областей мозга они проявляют большую активность, если человек стимулируется эмоционально. Причиной же возникновения эмоциональных состояний является выработка определенных химических веществ.

Роль эмоций в жизни человека и определении его поведения несомненна. Принято считать, что в достижении нужных целей важно позитивное мышление: думай о хорошем – и тебя ждет счастье. Ну а губит все наши чаянья, соответственно, негативное мышление. Но все, конечно, не так просто: нужно не забывать, что негативные эмоции помогают постоянно оценивать предшествующий опыт. Потому устранение «негатива» может привести к совсем ненужным результатам.

3.

Восприятие – это сложный процесс приема и преобразования информации. Восприятие не просто суммирует наши ощущения, но создает целостные чувственные образы (при соприкосновении, например, с тем же дизайном). При этом восприятие у человека может быть непреднамеренным, когда он не имеет заранее поставленной цели. Тогда восприятие регулируется внешними обстоятельствами. Восприятие же преднамеренное регулируется уже сознательно поставленной задачей.

Исследователи отмечают, что гармоничный дизайн может ощутимо влиять на формирование внутренней эстетичности мира человека. А эмоциональность дизайнерских элементов городской среды провоцирует у человека появление конкретного актуального эмоционального состояния.

Эмоциональное восприятие при этом обусловлено личностными особенностями, опытом и интеллектом человека. И если правильно спроектировать дизайн, то мы можем целенаправленно влиять на эмоциональное восприятие человека и тем самым отчасти управлять его поведением и психологическим самочувствием.

Опыт показывает, что любой дизайнерский проект должен начинаться с диалога дизайнера, строителя, а в идеале – и экопсихолога. Эти специалисты должны искать такие предметно-пространственные решения, которые будут способствовать позитивной регуляции поведения человека через эмоции.

Например, немецкие дизайнеры в своей предпроектной работе не чураются эмпирического метода, выявляя предпочтения людей, которым предстоит соприкасаться ежедневно с будущими дизайнерскими решениями. Конечно же, это занимает немало времени, но мы же хотим спроектировать наши дизайнерские новации для людей так, чтобы им было комфортно. То есть дизайн должен не подавлять и не поражать человека, а вступать с ним в диалог, побуждая его к сотворчеству.

Уже упомянутые экопсихологи считают актуальными как проблемы восприятия самой дизайнерской среды, так и психологии поведенческих реакций потребителей дизайна. Дизайн имеет большое влияние на то, как люди чувствуют и как ведут себя. Большое количество прямых линий, прямых углов и больших плоскостей, отсутствие или минимальное количество природных элементов, например, как и скудное цветовое решение, разрушенное и неухоженное пространство, – все это так или иначе формирует крайне неблагоприятную среду, вызывает существенный рост поведенческих отклонений, ухудшение настроения, деформацию межличностных коммуникаций, а следом и постоянное чувство тревоги, субъективной опасности. Одни объекты провоцируют стресс и агрессию, а другие могут заряжать позитивной активностью, вызывать желание сохранить эстетику этого объекта.


4.

Основные параметры, которые оказывают влияние на эмоциональное восприятие дизайна:

– насыщенность стрессообразующими факторами (экологические и антропогенные раздражители);

– социальная направленность среды (участие в развитии или сдерживании социальных взаимодействий);

– ориентационный фактор (использование потребителями дизайнерских пространств в соответствии со своими представлениями и ценностями);

– наполненность эмоциями (эстетика предметно-пространственной среды);

– культурно-образовательный фактор (дизайнерское пространство как интеллектуальная, культурная и образовательная среда).

Именно эти факторы в процессе взаимодействия с окружающим дизайном формируют у людей всевозможные чувства. Учет этих факторов в процессе проектирования необходим для создания целостного, психологически комфортного дизайнерского пространства.

Эмоциональное воздействие дизайна основывается на предметно-пространственной организации жизнедеятельности. Программирование восприятия формирует особый слой эмоциональности среды.

Эмоциональное состояние людей весьма индивидуально при восприятии дизайна, но задача дизайнеров – ориентироваться на механизмы избирательности восприятия и использовать возможность программирования выбора объектов этого восприятия. Дизайнерское пространство нацелено на эмоционально наполненные отношения с его потребителями, и потенциал дизайнерских решений, несомненно, нужно использовать для стимулирования чувств, ведь окружающая нас среда состоит в том числе и из эмоций, наполняющих ее.

Глава 5. Дизайн как фактор здоровья и поведения человека

1.

Дизайн важен для создания должных условий труда, отдыха и быта, качества жизни человека. Он оказывает опосредованное латентное влияние на деятельность людей в целом, в том числе как фактор здоровья.

Когда речь заходит о факторах, влияющих на людей, обычно обсуждаются проблемы загрязнения воздуха и воды, говорят о повышенном шуме и радиации, но не упоминают о не менее важном экопсихологическом факторе – постоянной видимой среде, в которой человек пребывает, и ее состоянии. А между тем визуальная среда способна оказывать воздействие на состояние здоровья человека.

Экологическая психология, психотерапия давно доказали, что значение эмоций для здоровья чрезвычайно велико, есть взаимосвязь между стимулами среды и развитием способностей человека. Так, например, военными хирургами замечено, что заживление ран происходит медленнее у солдат, попавших в плен.

Визуальные элементы естественной среды могут влиять на здоровье людей. Роджер Ульрих продемонстрировал это в своем исследовании 1984 года, которое он проводил с пациентами, проходящими курс лечения после операции по удалению желчного пузыря в одной из больниц Пенсильвании. Он разместил пациентов таким образом, что некоторые видели из окна зеленые насаждения, дизайнерский ландшафт, а остальные – кирпичную стену. Выяснилось, что пациенты, которые любовались эстетическим видом, восстанавливались быстрее, чем те, за окном у которых была неуютная серость. Кроме того, у первой группы пациентов и осложнения после операции возникали реже.

Традиционным для клиник Германии, США, Бельгии, Швейцарии и Австрии является наличие эстетически оформленных элементов дизайна в парках и зеленых зонах. В России исторически такие больничные парки присутствовали в психиатрических клиниках, кризисных и реабилитационных центрах, в термальных комплексах и санаториях.

В тех случаях, когда невозможно организовать дизайнерскую среду в больничном парке за окном, используют светодиодные панели, имитирующие эстетичные виды ландшафта. Изображения, имитирующие природные пейзажи, установленные в диагностической лаборатории или помещении, где пребывает пациент, оказывают положительное влияние на процесс выздоровления.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3