Полная версия
Нигилизм такой, какой он есть
Нигилизм такой, какой он есть
Владислав Карелов
© Владислав Карелов, 2023
ISBN 978-5-0060-7578-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Нигилизм – философское направление, которое вызывает волнение умов своей радикальной отрицательной позицией в отношении существующих ценностей, смысла жизни и даже самого существования. Погружаясь в мир нигилизма, мы сталкиваемся с вызовом для установленных идеалов и убеждений, а также открытым вопросом о смысле человеческого существования.
В данной книге мы погружаемся в изучение нигилизма с целью лучшего понимания возникновения его истоков, развития и последствий. Мы исследуем философские основы нигилизма, рассматриваем основные темы и концепции, связанные с этим направлением, а также рассматриваем работы выдающихся мыслителей-нигилистов.
В первой части книги мы знакомимся с основами нигилизма. Разъясняем его определение, рассматриваем исторический контекст и философские основы, которые лежат в его основе. Мы также изучаем происхождение и развитие нигилизма, включая его предшественников и влияние на современное общество.
Во второй части мы углубляемся в основные темы и концепции нигилизма. Рассматриваем этику и мораль в контексте нигилизма, обсуждаем отрицание объективности морали и его результаты. Мы также обсуждаем роль религии в нигилизме, анализируем отрицание смысла и ценности религии, а также рассматриваем религиозный нигилизм и его последствия.
Третья часть книги посвящена рецепции и критике нигилизма. Мы изучаем работы философов-нигилистов, таких как Фридрих Ницше и Альбер Камю, и рассматриваем их идеи и вклад в развитие нигилизма. Мы также обсуждаем критику нигилизма и поиск альтернативных философских подходов и смысла жизни.
Через изучение нигилизма и его последствий мы стремимся к осознанному пониманию этого философского направления и вызовов, которые оно представляет для нашего мировоззрения и смысла жизни.
Глава 1: Введение в нигилизм
Определение нигилизма
Нигилизм – это философское направление, которое вызывает отклик умов своей радикальной отрицательной позицией в отношении установленных ценностей, смысла жизни и даже самого существования. В этой статье мы углубимся в мир нигилизма, чтобы лучше понять его истоки, развитие и последствия.
За последние столетия нигилизм прошел долгий путь и оказал сильное влияние на философскую мысль, литературу, искусство и социальную сферу. Однако, истоки нигилизма можно отследить и в исторических периодах еще до его формального появления в современности.
Нигилизм как философское понятие стал широко распространенным в XIX и XX веках, особенно после работ Фридриха Ницше и Альбера Камю. Они выразили отрицание устоявшихся ценностей, веры в смысл жизни и обнажили безысходность и абсурд, которые считали неотъемлемой частью существования.
Нигилизм включает в себя несколько ключевых концепций и идей, которые приносят вызов общепринятым убеждениям. Одна из таких идей – отрицание объективности истинности и моральных ценностей. Нигилисты утверждают, что истина и моральные нормы являются производными от общественных и культурных условий, и не имеют независимой или всеобщей значимости.
Религия также подвергается критике со стороны нигилистов. Они скептически относятся к идеям о божественном порядке, аргументируя их иллюзорностью и манипулятивностью.
Для нигилистов религия может служить средством поддержания власти или утешения, но не обладает объективными основами или истиной.
Однако, нигилизм не является просто отрицанием. Он предлагает возможность пробудить человека к критическому мышлению, свободе выбора и самовосприятия. Критика нигилизма, в свою очередь, заключается в том, что отрицание смысла и ценности может привести к безысходности и отчаянию.
Тем не менее, нигилизм продолжает занимать важное место в философской дискуссии и вызывает вопросы о природе человеческого существования. Исследование нигилизма позволяет нам размышлять об установленных идеалах, ценностях и смысле жизни и поискать возможный выход из пустоты, в которой иногда оказываются наши убеждения.
Исторический контекст нигилизма
Нигилизм возник в ответ на сложные социальные, политические и интеллектуальные изменения, происходившие в XIX и XX веках. Исторический контекст нигилизма можно проследить через несколько фаз.
В конце XVIII – начале XIX века наблюдалось усиление критики и сомнений в религиозных и моральных установках, проникновение идей Просвещения и рост научной мысли. Развивались рационализм, эмпиризм и материализм, которые вызывали сомнения в традиционных истинностях.
Это время также характеризовалось социальными и политическими потрясениями, такими как французская Революция и индустриальная революция. Нарастающий раскол между аристократическим обществом и рабочим классом, экономические неравенства и политический автократизм дали толчок к сомнению в ценностях и порядке.
В этом контексте появился термин «нигилизм». Он получил широкое распространение после печати романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» в 1862 году. В романе Тургенев представил героя-нигилиста Базарова, который был символом молодежного протеста и отрицания традиционных ценностей, таких как религия, идеалы и мораль.
В XX веке нигилизм нашел свое выражение в философии и литературе. Работы французского писателя Альбера Камю, особенно его роман «Посторонний», подняли вопросы о бессмысленности, абсурде и безысходности существования. Камю призывал к осознанию абсурда и поиску индивидуального смысла в условиях отсутствия объективного или всеобщего смысла.
Философские основы нигилизма
Философские основы нигилизма могут быть связаны с различными течениями и мыслителями. Вот несколько примеров:
1. Фридрих Ницше: Нигилизм – одна из центральных тем его философии. Он видел нигилизм как последствие кризиса западной морали и предлагал «переоценку всех ценностей» как способ продвижения к свободе и самосознанию.
2. Альбер Камю: Он развивал идеи абсурда и нигилизма в своих произведениях, таких как «Посторонний». Камю утверждал, что нигилизм возникает из отсутствия смысла в мире и отражает бессмысленность условий существования человека.
3. Мартин Хайдеггер: В его философии нигилизм связывается с современным техническим обществом, где люди становятся утратившими свое собственное сущее и теряют связь с истинными ценностями.
4. Жан-Поль Сартр: Он рассматривал нигилизм как результат отсутствия абсолютной истины и наличия свободы выбора, которая может привести к сомнению и отрицанию любых принципов и ценностей.
Существует много других философов и философских направлений, которые также обсуждают нигилизм. Важно отметить, что нигилизм – это сложная и многогранная концепция, и разные философы предлагают разные интерпретации и подходы к ней.
Глава 2: Происхождение и развитие нигилизма
Буддизм
Существует упоминание о концепции нигилизма в буддийских текстах, таких как Тхеравада и Махаяна «Трипитака». В этих текстах нигилизм называется «наттикавада», а нигилистические взгляды – «миччадитти».
Будда описывает моральных нигилистов как придерживающихся следующих взглядов в «Доктрине нигилизма» в Апаннака сутта. В данных текстах описываются различные взгляды, которые были придерживаемыми различными сектами аскетов во времена Будды, и некоторые из этих взглядов он считал морально нигилистическими.
Однако, стоит отметить, что буддийская философия и учение не являются полностью нигилистическими. Она стремится к преодолению страданий и освобождению, а не отрицанию смысла и ценностей.
Исходя из учения Будды, концепция нирваны не является негативной формой нигилизма. Напротив, нирвана описывается как состояние освобождения от страданий и цепляния к миру материальных явлений. Это состояние достигается путем преодоления эгоистических желаний и осознания иллюзорности материального мира.
Будда предостерегал от привязанности к идеи постоянного, неизменного «я», поскольку все феномены, включая самого человека, подвержены постоянным переменам и уходу. Принятие этой неизбежности освобождает от страдания и приносит нирвану.
Нирвана и нигилизм
В буддизме понятие нирваны играет очень важную роль. Нирвана в буддизме описывается как конечная цель пути, который Будда проповедовал. Оно обозначает состояние освобождения от страданий и цепляния, а также привязанности к материальным вещам и понятиям.
Будда учил, что страдание возникает из желания и цепляния, и что освобождение от них можно достичь через осознание и преодоление их. Нирвана представляет собой состояние, в котором сознание освобождается от всех форм желания и становится свободным от пут, привязанностей и тлений. Это состояние свободы от страданий и иллюзий, где нет перерождения и смерти.
Однако слово «нирвана» иногда неправильно трактуется или понимается как негативный или пустой аспект. На английском языке, например, слово «нигилизм» имеет отношение к отрицанию или отрицательному отношению к ценностям и смыслу жизни. Аджан Амаро предлагает более точное понимание нирваны, отмечая, что это не просто отсутствие или небытие, а скорее состояние осознания и реальности, когда человек не цепляется и не привязан к миру явлений.
Будда утверждал, что все вещи подвержены изменению и не имеют постоянства. Таким образом, идея о постоянном «я» является ошибочной. Он объяснял, что привязанность к этой ложной идее о «я» является причиной страдания. Люди стремятся сохранить, защитить и утвердить свое «я», и когда они конфронтуются с изменениями и неизбежностью потери того, к чему они чувствуют привязанность, возникает несчастье и страдание.
Будда отвергал идею нигилизма или учения о разрушении и уничтожении существующего бытия. Его целью было не разрушить индивида или изощренный путь к аннигиляции, а научить людей освободиться от страдания. Он учил средствам достижения прекращения страдания путем преодоления жажды, привязанности и тщеславия к «я». При этом нет возвращения в состояние «бытия» и многократного перерождения.
Основная задача учения Будды заключается в обретении нирваны, состояния освобождения от страдания, достигаемого путем практики осмысленной жизни, моральности и развития медитативной практики. Это состояние осознания свободы и подлинной реальности, свободы от иллюзии постоянного «я» и страдания, связанного с привязанностью к мирским вещам.
В сутте «Агги-Ваччаготта», записанной в Каноне Палийского плода, действительно описан разговор между Буддой и Ваччой. В этой сутте Вачча просит Будду подтвердить одно из четырех утверждений относительно судьбы Будды после его физической смерти:
После смерти Будда вновь появляется где-то еще.
После смерти Будда не появляется.
После смерти Будда одновременно появляется и не появляется вновь.
После смерти Будда ни появляется, ни не появляется вновь.
Будда отвергает все эти утверждения и предлагает Вачче подход, основанный на очищении ума от пут и привязанностей. Будда объясняет, что концепции «появления» и «непоявления» ограничены двойственностью мышления, а истинное понимание может быть достигнуто только через осознание особых состояний ума. Будда не придерживается ни одной из представленных категорий и отвергает такие формы спекуляции, указывая на их непригодность для достижения полного просветления.
Этот разговор подчеркивает важность отказа от самых крайних точек зрения и указывает на необходимость преодоления двоичного мышления для достижения истины и просветления.
Философские школы нигилизма
1. Метафизический нигилизм: считает, что действительность не имеет основы или смысла. Он отрицает существование какого-либо абсолютного или объективного смысла и утверждает, что все является пустотой и безразличием. Метафизический нигилизм предполагает, что сущность или реальность чего-либо можно обозначить как «ничто», то есть утверждает возможность существования ничего. Эта позиция отрицает наличие определенных форм или состояний бытия и утверждает, что «ничто» является реальным или допустимым состоянием. Метафизический нигилизм может относиться к широкому диапазону вопросов о бытии, включая существование, реальность и ценность.
2. Этический нигилизм: отрицает существование какого-либо объективного или универсального нравственного закона. Он утверждает, что нравственные ценности и нормы являются продуктом субъективных представлений и не имеют объективной основы.
Этический нигилизм варьируется по толкованию и может иметь различные формы. В одной из форм, называемой метаэтическим нигилизмом, отрицается возможность объективного существования этических истин или ценностей. В другой форме, называемой нормативным нигилизмом, утверждается отсутствие действующих или обязательных этических норм.
Этический нигилизм вызывает множество вопросов и вызывает контроверсии. Некоторые критики утверждают, что он ведет к моральной безответственности или безразличию к этическим вопросам. Однако сторонники этого взгляда считают, что он может быть основой для индивидуальной свободы и самоопределения, освобождая человека от внешнего давления этических норм и ценностей.
Важно отметить, что этический нигилизм не является единственной или всеобъемлющей философской позицией. Все этические теории имеют свои преимущества и недостатки, и вопросы этики остаются предметом активного обсуждения среди философов и этиков.
3. Эпистемологический нигилизм: отрицает возможность достоверного познания и знания. Он утверждает, что мы не можем достоверно знать ничего о мире, поскольку все наши представления и знания основаны на субъективных суждениях.
Эпистемологический нигилизм утверждает, что человек не может обладать надежным знанием о мире или о чем-либо другом.
Поэтому все утверждения о фактах, истинах и знаниях носят относительный характер или являются чисто субъективными. Приверженцы эпистемологического нигилизма могут возражать против утверждений о том, что мы можем достичь истинного знания, или считать, что знание не имеет никакой ценности или практической пользы.
Эпистемологический нигилизм является экстремальной позицией и представляет собой вызов для традиционных эпистемологических теорий, таких как эмпиризм, рационализм или конструктивизм. Критики этой позиции указывают на проблемы, связанные с потерей оснований для обсуждения и понимания, а также на то, что существуют обоснованные и полезные формы знания в различных областях, таких как наука, история или математика.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.