bannerbanner
Волшебный мир Ленорман. Символизм и подробное толкование знаменитого оракула
Волшебный мир Ленорман. Символизм и подробное толкование знаменитого оракула

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 7

Несмотря на существенные различия между Таро и Ленорман, обе эти колоды следуют четкому нумерологическому расположению символов. Из-за совпадения с числовым мистицизмом между ними можно обнаружить удивительное сходство.

Если вы посмотрите на набор двоек в картах Таро, то заметите, что они затрагивают те же темы, что и карты Ленорман с ключевым числом два. Двойка Пентаклей является отражением Клевера. Обе они связаны с производимыми колебаниями. Баланс сил смещается, но он еще не настолько неустойчив, чтобы перевернуться, как в случае с Метлой и Плетью. С их помощью создается дуга напряжения, которая заставляет силы, жонглирующие друг другом, вступать в диссонанс. Из возникающего диссонанса рождаются конфликты. Эквивалентом этого расклада в Таро является Двойка Мечей. Сад, напротив, стремится преодолеть такие противоречия и создать общее пространство. Этому же намерению следует сближающаяся пара на Двойке Кубков.

В то же время не все карты Младших Арканов могут быть приведены таким же образом в соответствии с картами линии чисел Ленорман. Двойка Жезлов не созвучна с Женщиной. Кроме того, нумерология в Таро распространяется до 10, а в Ленорман только до 9. Полное совпадение «один в один» невозможно из-за различий в структуре обеих систем. Старшие Арканы также демонстрируют нумерологические параллели с символами Ленорман. Император с числом четыре очень похож по значению на Дом (четвертая карта в Ленорман), поэтому темы обеих этих карт связаны со стабильностью, строительством и порядком. В Таро они представлены в виде главы-патриарха, восседающего на каменном троне, основание которого, вкопанное в землю, напоминает устойчивый фундамент Дома. Два совершенно разных образа, которые, тем не менее, выражают одно и то же: речь идет о поиске своего места в жизни и своей жизненной позиции. Они говорят о том, что нужно заявлять о своих желаниях и целях, а не только мечтать о них. В то же время необходимо реалистично рассматривать задачи и обязанности, предлагаемые жизнью. Обе карты призывают к ответственности за то, что вы создали. Содержание посланий обоих символов совпадает.



Однако архетип Старших Арканов находит свое выражение сразу в нескольких картах Ленорман, поскольку он обладает многообразными чертами, которые не укладываются в один-единственный символ. Очевидно, что Отшельник лучше всего подходит для Башни, но в нем есть и элементы Горы, Мышей, Дерева и даже Цветов. Отшельник выражает очень разные состояния души: от изоляции, вытекающей из обиды или упрямства, до высшего состояния блаженства, которое является следствием самоосвобождения и самовыражения. Эти многогранные аспекты распределены между соответствующими значениями различных карт Ленорман.



Вернемся на мгновение к Дому и немного изменим перспективу. Теперь давайте посмотрим, какие карты в Таро тематически соответствуют значениям этой карты Ленорман. Первое, что бросается в глаза, – это Четверка Мечей. На этой картинке мы обнаруживаем каменный фундамент, похожий на тот, что видим и на карте Императора. Однако у Четверки Мечей есть и другие значения, которые явно соответствуют другому аспекту Дома: уединению от внешнего мира в собственных четырех стенах, чтобы собраться с силами и зарядиться энергией. Такая же аналогия возникает с Десяткой Пентаклей. Семья, устои, стабильность, безопасность и дом входят в число понятий обеих карт. Интересно, что на этой карте Таро можно увидеть части зданий, которые, в свою очередь, весьма напоминают фасад Дома на карте Ленорман. Однако это изображение намного живее. Люди и животные контактируют друг с другом. В случае с картой Дома вы, возможно, заметите нечто подобное, только когда откроете входную дверь. Наша карта Ленорман также может быть связана с Рыцарем Пентаклей. Он усерден и добросовестно посвящает себя повседневной жизни, несмотря на ее однообразие и монотонность. Дом также можно найти в живописном пейзаже Шестерки Кубков: с одной стороны, мы видим здания на заднем плане, которые навевают мысли о надежном укрытии, как и наш Дом в колоде Ленорман. С другой стороны, эта картина напоминает о детстве, чувстве родного дома и безопасности, так как здесь мы видим двух симпатичных человечков, несущих кубки, наполненные цветами. Однако если мы чуть внимательнее рассмотрим эту карту Таро, то, помимо ощущения ностальгии по тихому миру, в котором все любят друг друга, возникает еще и чувство пресыщения и однообразия (что также отражается и в преобладании насыщенного желтого цвета). Стены привычного места могут не только защищать, но и ограничивать. Эти противоположные грани отражены и в значении Дома в Ленорман.

Оба оракула демонстрируют принципиально разные образы. Их происхождение и история также совершенно разные. В структуре колод Таро и Ленорман мало общего, если не считать того, что обе системы включают в себя числовой мистицизм, который делают своим содержательным ориентиром. Нумерология создает прочные точки соприкосновения между двумя оракулами, чтобы их можно было сравнивать друг с другом на этом уровне, а также сопоставлять для толкования.

Все карты Таро, которые тесно связаны с соответствующим символом Ленорман, можно найти в конце каждой главы в разделе «Карта Ленорман в зеркале Таро».

Несколько слов об изображениях на картах сюжетов из игры в скат

Для полноты картины мне хотелось бы остановиться на связи между колодой Ленорман и картами для игры в скат. Известна следующая предыстория. В самой первой публикации колоды Ленорман присутствовала карта с изображением «руки ската». Сегодня все еще существует несколько колод, в том числе «Голубая сова»[5], которые сохранили это изображение. Согласно газетному сообщению того времени, истоки обретенных заново в 1799 году оригинальных карт Ленорман, которые позже были переизданы и продавались как салонная игра, восходят к знаменитому искусству гадания мадам Ленорман.

Символы карточной игры «Шафкопф»[6] изображены на очень простых в художественном отношении картах. Однако эта официальная версия колоды «Первой оригинальной Ленорман» не всегда совпадала с той колодой, которую госпожа Ленорман использовала для своего расклада. Сегодня практически невозможно воссоздать ту самую колоду, с которой она так мастерски работала. Существует предположение, что госпожа Ленорман могла разработать собственный набор карт, на которых были изображены знаки, несущие множество смыслов, которые могла прочесть только она сама. О том, почему изначально на картах Ленорман печатали символы игры в скат, сегодня также можно только догадываться. Не исключено, что за этим стояла рекламная идея. Скат возник как карточная игра в начале XIX века на основе родственной игры «Шафкопф», которая уже тогда пользовалась большой популярностью как развлечение в пивных и салонах. Совместное изображение символов карт Ленорман и «Шафкопф» в одной колоде было практично и удобно для использования. С одной стороны, карты можно было использовать как развлекательную игру, а с другой стороны, широкая известность «Шафкопфа» помогла Ленорман лучше рекламировать себя. Таким образом, Ленорман удалось избежать репутации чисто гадательной колоды и убить одним выстрелом двух зайцев.

Сегодня снова можно найти колоды карт Ленорман без символов игры в скат, потому что смысл наложенной интерпретации обеих систем подвергается сомнению, и многие не знают, что делать со значением карт для ската. По моему личному мнению, их дополнительная ценность для толкования Ленорман сомнительна, несмотря на то, что у идеи такой связи есть немало сторонников. Лично я считаю символы Ленорман достаточно глубокими и целостными, чтобы с их помощью приходить к значимым результатам.

На мой взгляд, излишне включать в трактовку символы игры в скат, потому что это размывает суть оракула и делает его послания произвольными. Если мне не нравится какое-то послание символа Ленорман, я могу его соответствующим образом «подкорректировать», легко переключившись на скат. Включение символов игры в скат часто создает больше путаницы, чем ясности, особенно для новичков, тем более что серьезная интерпретация Ленорман уже достаточно сложна сама по себе и требует больших умственных усилий. Поскольку мой способ толкования символов Ленорман прежде всего следует психологически целостному подходу и не основан в первую очередь на предсказании событий или описании личности, связь карт для игры в скат с картами Ленорман для меня не представляется сколько-нибудь полезной. В связи с тем, что по сравнению с Таро и другими упоминаемыми здесь учениями мне не удалось обнаружить каких-либо существенных параллелей или глубоких влияний ската на Ленорман, я не рассматривала его далее в этой работе. Впрочем, это не указывает на то, что ему следует вовсе отказать в важности и значимости.



Например, на восьмой карте Ленорман, Гроб, изображена бубновая девятка. Ей чаще всего приписывают положительные значения, такие как успех, а также неожиданные перемены и материальное благополучие. Аналогию со значением Гроба здесь очень трудно разглядеть. Десятка треф, соответствующая Медведю, контрастирует с его приземленными атрибутами, такими как новые впечатления, путешествия, риск и переезд. Опять же, здесь можно говорить лишь о незначительных параллелях с Медведем. Скорее, эти значения подошли бы Кораблю.

Астрология

Астрология – это знание о связях между нашей Солнечной системой и человеческой жизнью. Будучи одним из древнейших учений в мире, она объясняет связь человека с космосом. Исходя из того, что мы, как часть Вселенной, находимся под влиянием звезд, время нашего рождения в определенной точке Земли имеет важнейшее значение. Персональный гороскоп составляется с учетом именно этого момента и фиксирует сформированную звездами картину жизни родившегося человека, а также позволяет квалифицированно толковать ее с точки зрения данной области знаний.

Астрология – древнейшая эмпирическая наука, восходящая к истории Вавилона и Месопотамии. Однако считается, что ранние культуры интересовались влиянием звезд с точки зрения почитания природы. В Древнем Египте астрология достигла наибольшего расцвета. Рекомендации астрологов учитывались даже при строительстве пирамид. В античной Греции господствовала высокоинтеллектуальная культура, которая активно занималась учением о небесных телах. Она и дала ему название «астрологос», состоящее из двух частей: astron, означающей «небесные тела», и logos – учение/дух. В Древнем Риме толкование зодиака также использовалось в высшем обществе и политике. Римские папы, такие как Павел III, основатель инквизиции, вплоть до XVI века опирались на астрологические предсказания.

С момента возникновения астрологии учение о звездах касалось Солнца и Луны, а также планет: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Более отдаленные планеты Уран, Нептун и Плутон были открыты лишь в наше время. В Средние века астрология все еще оставалась элитарной дисциплиной, которую даже преподавали в университетах, где она считалась обязательным предметом. Влияние, которое она оказала на государственное управление, религию и искусство, сегодня трудно представить. Известные ученые Средневековья занимались астрологией, а правящая элита часто руководствовалась ею в своих решениях. Иоганн Кеплер, получивший в XVII веке звание придворного математика и считающийся основателем современного естествознания, занимался астрологией на протяжении всей своей жизни и даже добился в ней значительных успехов, делая прогнозы. Нострадамус (1503–1566) был одним из самых известных астрономов всех времен, которому мы до сих пор обязаны многими открытиями в области взаимодействии небесных сфер и человечества. В эпоху Просвещения астрология постепенно отошла на задний план, но затем пережила новый подъем в XIX веке и в 20-х годах прошлого столетия. Во времена Третьего рейха она была объявлена нежелательной наукой, а с 1941 года и вовсе была запрещена. Однако на Востоке, особенно в Аравии и Индии, она продолжала существовать веками, сохраняя древние знания. Вдали от мрачных знамений времени великие ученые и исследователи, а также бесчисленное количество отважных духом людей позволили астрологии существовать в качестве герметического учения, доступного ограниченному кругу избранных. Даже среди великих политиков новейшей истории были приверженцы толкования гороскопов. Например, Рональд Рейган и Франсуа Миттеран планировали свои начинания с помощью астрологов.

Помимо хорошо известного круга зодиакальных знаков гороскоп состоит из положения планет и их расчетных связей друг с другом. Планеты взаимодействуют, с течением времени постоянно формируя новые аспекты своих связей. Картина в гороскопе меняется уже через несколько минут или часов после рождения человека, поэтому характер братьев и сестер-близнецов не обязательно будет одинаков. Нужно совсем короткое время, чтобы Луна переместилась на несколько градусов дальше, а асцендент поменял знак; некоторые небесные тела также быстро меняют угол соединения друг с другом. Кроме того, зодиак делится на двенадцать домов, которые обозначают определенные жизненные сферы, такие как карьера, партнерство, характер, финансы и т. д. Если рассматривать натальную карту в целом, то она представляет собой уникальный снимок взаимодействия небесных тел в момент рождения и, следовательно, почти так же уникальна, как и отпечаток пальца.

По положению планет в момент рождения человека можно определить основные черты его личности, а также потенциал его дальнейшего развития. Гороскопы также могут быть составлены для стран, событий или компаний. Именно потому, что астрология всегда позволяет дать прогноз относительно текущих событий и предоставляет интересную информацию, это очень современная наука. Поскольку планеты буквально движутся в ногу со временем, то есть постоянно формируют новые аспекты первоначального гороскопа, составленного при рождении, преобладающее и будущее качество времени владельца гороскопа может быть прочитано на основе так называемых транзитов. Таким образом, астрология предлагает еще одну возможность предсказания наряду с прочими оракульными системами, хотя ее утверждения никогда не следует понимать однозначно.

Астрология и оракул Ленорман связаны друг к другом особыми отношениями. В дополнение к нумерологическому назначению символов для каждого из них существует астрологический эквивалент. В таких колодах, как Мистическая Ленорман и карты Киппер[7], на каждой карте Ленорман изображен знак зодиака, планета или астрологический дом. Однако назначение обеих колод существенно отличается друг от друга, поскольку каждый автор считает приоритетными разные аспекты символа. Исходя из своего многолетнего опыта астролога, я бы немного расширила символические аналогии. По сути, каждый символ Ленорман не только соответствует одному астрологическому символу, но и включает в себя несколько астрологических элементов. В астрологии различают знаки зодиака, планеты и дома. Все три уровня могут быть представлены в символе Ленорман. На примере Таро мы уже выяснили принцип соответствия: одна карта Таро может отражаться в нескольких картах Ленорман и наоборот. В мире символов не существует абсолютно четкой взаимосвязи, и в нумерологии та же картина. Число выражается с помощью нескольких символов.

В приведенной ниже таблице показаны астрологические соответствия на примере Всадника. В основном он обладает огненными качествами Овна, Льва и Стрельца. В то же время его можно сравнить с энергией 1-го, 3-го и 5-го домов. Кроме того, его характеристики отражают несколько планетарных аспектов, таких как соединение Солнца и Юпитера или Меркурия и Марса. Для читателей, увлекающихся астрологией, в главах, посвященных отдельным картам, по каждому символу (как и в данном примере) указаны соответствующие знаки зодиака, планеты, дома и аспекты. Почти везде рассматриваются сочетания, в которых присутствует хотя бы одна личная планета, такая как Солнце, Луна, Меркурий, Венера и Марс. Они главным образом определяют индивидуальный характер личности.

Основываясь на своей ежедневной практике, могу сказать, что сочетание астрологии с Ленорман значительно обогащает опыт. Вы получаете больше информации, и за счет этого возникают не только новые подходы к самопознанию и духовному развитию, но и дополнительные сигналы для принятия решений. Преимущество астрологии заключается в том, что она предлагает рассмотреть жизненную ситуацию с точки зрения контекстов более высокого порядка и готова предоставить надежные временные индикаторы. С другой стороны, оракул Ленорман предназначен для того, чтобы детально отражать факторы определенной темы и учитывать настроения и чувства отдельного человека или группы людей. Однако комплексный характер астрологии отсылает нас к такой широкой области знаний, что сама по себе связь между ней и Ленорман претендует на серьезную исследовательскую работу. Поэтому мое намерение на данный момент состоит лишь в том, чтобы помочь вам осознать значительные возможности, которые эти две дисциплины предлагают в общем контексте.

Тот, кто разбирается в астрологии, может расширить свою работу с картами в этой области: провести параллели в толковании и найти собственный простор, позволяющий дать всеобъемлющую интерпретацию. Конечно, астрологию можно полностью исключить из интерпретации карт. В контексте Ленорман она представляет собой дополнительный уровень информации, которую можно учитывать, но не обязательно использовать в толковании.

На следующей странице вы найдете краткий обзор соответствия планет отдельным символам Ленорман. Более подробно об этом рассказывается в конце каждой главы, посвященной отдельным картам.

Планеты и их соответствие картам в колоде Ленорман
Астрологические соответствия на примере Всадника:

Мировые религии

Оракул и религия – тихая война веры

Оракул и религия, разве это не два совершенно разных мира, где взгляд на жизнь и ее связь с Вселенной никак не соответствуют друг другу? Или все же здесь можно говорить о каких-либо значимых отношениях с точки зрения духовной природы? В частности, какова связь между символическим содержанием оракула Ленорман и католическим учением? Сходство между прорицанием и религией однозначно начинается с вопроса о вере. Здесь неизбежно соприкасаются два принципиально разных «инструмента судьбы». Тот, кому религия ничего не дает, вряд ли будет обращен в веру. Однако тот, кто укоренен в своей религии, вряд ли позволит отнять у себя веру. Аналогично обстоит дело и с картами. Оракулу также присуща та связь с необъяснимой силой, которая позволяет заглянуть вглубь души и говорить из нее. И то и другое являются формами духовности, хотя их содержание представляется совершенно различным. Тем не менее католицизм решительно выступает против всех духовных сил, находящихся вне сферы его влияния, несмотря на то что все наши судьбы направляются одним и тем же божественным порядком. Позволительно ли осуждать в такой обобщенной манере все то, что служит поиску смыслов и (само-) познанию?

Все дело в том, что католическая церковь веками пыталась огнем и мечом бороться с пророчествами за пределами своих стен. Одна из величайших политических фигур в истории, Жанна д’Арк (см. главу «Ключ»), была обвинена в суеверии и распространении ереси, потому что у нее было видение, которое помогло положить конец Столетней войне и освободить Францию. Хильдегард фон Бинген также едва не подверглась остракизму за колдовство, потому что ей было видение, которое изменило всю ее жизнь. Бесчисленное множество других безымянных героев и героинь стали жертвами систематического разжигания ненависти во имя церкви. Лишь в течение последних двух-трех столетий была отменена карательная юстиция, что помогло предотвратить исчезновение альтернативных верований и традиций. До сих пор широко распространено и прочно укоренено в догматах католицизма сложившееся под влиянием Средневековья мнение о людях, которые с помощью эзотерики смотрят в будущее, как это делали когда-то кельты и представители многих других культур.

И все же именно христианская вера основана на предсказаниях и видениях ее проповедников, пророков и апостолов. Вспомните хотя бы Откровение Иоанна, которое является всеобъемлющим пророчеством. Эта цитата из Библии, взятая из «Деяний святых апостолов» (глава 2, стих 17), может быть понята как поощрение к прорицанию: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут…»

С другой стороны, существуют откровения, призванные отвратить людей от зла предсказания будущего и возвращения к древним верованиям. В них заключены почти апокалиптические предостережения. Так говорится в 4-й Книге Царств (глава 17, стих 17): «…и проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа и прогневлять Его».

Нет четкого определения того, какие видения исходят от Самого Бога, а какие кажутся порожденными другими высшими силами. Различие проводилось лишь в зависимости от того, что полезно для распространения веры и репутации церкви, а что нет. Различные утверждения из Библии оставляют впечатление, что не существует единого мнения относительно оправдания и одобрения дара видения.

Морально-этические дискуссии о том, в какой степени пророчества оракулов имеют социальное значение и ценность, продолжаются и сегодня. Безусловно, предстоит пройти еще долгий путь, чтобы начать рассматривать картомантию как нечто, что имеет естественную и, прежде всего, оправданную ценность в верованиях нашего общества, которое находится в поиске духовных альтернатив. А пока мы можем лишь продолжать то, что наши предки оставили нам в качестве духовного наследия, ради которого они проявили немало мужества, стремясь сохранить его для потомков. Как и для многих других, лично для меня важна вера в добро и, прежде всего, в непобедимое божественное присутствие Любви. Она объединяет в себе все без ограничений, так что духовная вера как в религиозном, так и в эзотерическом смысле может сосуществовать безоговорочно.

Ленорман – скрижаль духовной силы символов

При жизни у мадам Ленорман было много оснований для опасений из-за ее эзотерического мировоззрения, хотя церковь к тому времени уже была отделена от государства железной рукой Наполеона. Тем не менее она позаботилась о том, чтобы облечь свои «неортодоксальные» действия в христианские одежды, прекрасно осознавая, что это может и не сработать в качестве оправданий перед лицом проницательных судей. Какую маскировку можно было придумать для своей работы предсказательнице, если карты лежали на столе в прямом смысле слова лицом вверх, полностью раскрывая ее душевное состояние? Она прибегла к чрезвычайно хитрому трюку. С его помощью ей удалось одурачить всех враждебно настроенных государственных лакеев, которые постоянно пытались остановить знаменитую гадалку. Даже церковь, которая, несмотря на официальное отделение от государства, по-прежнему имела большое влияние на общество, едва ли могла ей помешать.

Какую же уловку использовала мадам Ленорман, чтобы скрыть истинный смысл и назначение своих карт и не попасть в немилость?

Почти каждый образ Ленорман является классическим христианским символом или, по крайней мере, может быть вписан в католический контекст! Некоторые символы, такие как Крест и Рыбы, очевидны. Другие, однако, требуют более глубокого понимания истории и традиций католицизма. Так, Клевер и Лилии представляют Троицу. Ключ является одним из основных компонентов герба Ватикана. Книга могла символизировать Библию. Якорь – отличительный символ первых христиан. Карта Всадник – хороший пример христианских символов-животных, что отражено в целом ряде карт Ленорман. Прыжок коня (принадлежащего Всаднику) – метафора воскресения и вознесения Христа. Во многих странах благословение лошадей во второй день Рождества Христова (День подарков) является католической традицией.

Значения символов, которые нам сегодня трудно понять, вполне могут быть интерпретациями библейских цитат. Например, Иисус наставлял: «…будьте мудры, как змии…» (Мф. 10:16). В результате это превратилось в архетипическую характеристику интеллекта и способности к анализу. С одной стороны, змей считался мудрым наставником, а с другой – коварным искусителем, которому Ева и Адам были обязаны своим изгнанием из рая. Ругательные слова и идиомы, такие как «змея подколодная» или «змий-искуситель», подтверждают, что клеймо змея сохранилось до сих пор. Это лишь один пример разнообразных клейм, наложенных на живое существо в церковном языке. Среди животных, подвергшихся такой демонизации, была и собака.

На страницу:
3 из 7