Полная версия
Звезда на ладони
Иностранцы правы – русский язык для изучения крайне труден. Только в русском предлог может состоять из 12–15 букв: «соответственно», «относительно». Великий французский писатель Александр Дюма – старший, вернувшись из России в Париж, жаловался в своих дневниках: «Ну как освоить язык, где есть, например, такое непроизносимое слово “защищающиеся”? Или вдвое большее “высокопревосходительство”».
* * *«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
* * *Присловье: «Храм, хлам, срам». Оно родилось в народе после взрыва и уничтожения большевиками Храма Христа Спасителя в Москве в 1931 году. Затем в фундаменте бывшего Храма соорудили бассейн. Так что воистину последовательно: «Храм… Хлам… Срам».
* * *Господь даёт, предоставляет человеку реальность, а дьявол соблазняет человека гордыней, ложью, абстракцией, словоблудием. Не поддавайся, не верь, не блазнись. Только в Божией правде – победа, в правде – сила. То же самое и в искусстве. Так называемые модерн, декаданс, постмодерн и тому подобное – от лукавого.
* * *Могучий царь всея Руси Иван IV, Иван Грозный, очень любил варенье из… огурцов.
* * *«Любите друг друга, как Я возлюбил вас. Мойте ноги друг другу, как Я мыл вам» (последние Заветы Христа апостолам).
* * *30 сребреников получил Иуда заранее за предательство. За то, что передал Христа охранникам Синедриона на смертную казнь… В те годы 1 серебряник составлял 4 динария. (Заработок четырёх дней сельхозрабочего.) То есть 30 сребреников – это четыре среднемесячных заработка… (Это не много, но и не мало.) Потом на эти деньги Синедрион решил купить «землю горшечника», то есть участок земли для погребения чужестранников и бомжей.
* * *Милосердие (синергия). Поступки добра, сострадания, дела милосердия. Они преображают, они улучшают, возвышают самого человека. «Вера без дела мертва есть».
* * *Утопление в останкинском пруду моего героя войны, смелого артиллериста дяди Миши (из рассказа «Артиллеристы, Сталин дал приказ!») – это совсем не простое самоубийство, то есть от слабости. (В чём порой читатели упрекают меня.) Это выше. Это его высший суд над самим собой, живущим в миру. За своё бездействие, за несопротивление. Это его подвиг, его высокое мужество. Такова была задача у автора. Уход с Земли на Небо.
* * *Детские загадки середины ХХ века.
1. «А и Б сидели на трубе / А упала, / Б пропала. / Кто остался на трубе?..» Ответ: И.
2. «А и Б купили дом. / Долго жили в доме том. / А уехал за границу. / Б простыл / И лёг в больницу. / Кто остался в доме том?» Ответ: Б.
* * *Учёные Балтийского университета им. И. Канта обнаружили скверные необратимые изменения в мозге при стрессе… Ну и спасибо им. А у нас в народе это было известно всегда и выражалось просто: «Все болезни от нервов».
* * *Царский генерал Тухачевский после революции перешёл на сторону большевиков. Военачальником он был талантливым, но жестоким. Вешал восставших селян на воротах и на столбах. Бесчеловечно подавлял восстания крестьян смертельным газом ипритом. Перед войной с фашистами был расстрелян Сталиным как враг народа.
* * *«Не в брёвнах, а в рёбрах церковь моя» (Оптинские старцы).
* * *На вопрос о религии великий физик Эйнштейн ответил: «Я вам должен признаться, за всю свою жизнь я ни секунды не был атеистом» (из дневников гения-учёного).
* * *Каждому человеку надо видеть пользу от своих усилий, видеть плоды своего труда. Даже чистильщику обуви на улице в радость видеть блеск начищенных им сапог прохожего-клиента. А уж как я-то рада подарить свою дачу на Истре, свой бревенчатый домик со всей его начинкой (над которым я трудилась много лет) и садик в пять яблонь под окном – отцу Фёдору, нашему батюшке, иерею храма Благовещенского, ибо знаю, что с моим уходом в лучший мир этот подмосковный дачный дом будет служить добру, счастью, жизни. Ведь у молодого батюшки уже сегодня шестеро детишек.
Мал мала меньше. И в доме моём (а потомков у меня нет, дочь умерла) будет звучать смех радости, детские голоса, будут процветать труд и молитва. И от всего этого у меня на душе так светло, как в праздник, словно в день рождения. И таким образом жизнь моя ещё какое-то время продлится здесь, на земле. Ура и ура!
2023 г.
* * *«Нельзя дважды войти в ту же воду одной реки» (Гераклит).
* * *«Не будете кормить свою армию, будете кормить чужую» (Наполеон Бонапарт).
* * *В 1877–1878 годах на Балканах, на Шипке и в Плевне, в жестоких зимних боях против нехристей османских турок в защиту болгарских православных братушек (где воевал и мой прадед хирург Никольский Иван Никанорович, сын священника, и получил от «белого» генерала Скобелева за мужество орден Святого Георгия) погибло более 100 000 русских солдат. И почти все они были добровольцы… С тех пор минуло полтора века. Но «благодарная» Болгария (её руководство) во всех следующих войнах регулярно оказывалась на стороне наших врагов. И Гитлера, и прочих нацистов-фашистов. Да и сегодня тоже. Вот вам и братушки, за которых мы столько крови пролили, спасая страну христиан от жуткого ига турок.
* * *Все грехи по покаянию могут быть прощены. Кроме хулы на Духа Святого.
* * *До последнего времени у нас в прокате шло (боюсь, и сейчас идёт) до 100 игровых кинофильмов США В ДЕНЬ. С их идеологией и с их талантами. Но это же катастрофа. Это просто флаг для наших внутренних врагов – либеральных русофобов. Именно такой прокат – это их база в борьбе с нами, с Россией… Если и дальше так пойдёт, то при таком кинопрокате недолго и всю молодёжь потерять (не только поколения 90-х), и даже страну. Страну, понимаете? Идеология – это ВСЁ.
* * *«Самое дорогое для меня в человеке – это талант и доброта. И доброта даже дороже, чем талант» (Ф. Раневская).
* * *Моим дорогим врачам-спасителям: Валерию Юрьевичу Мурылёву, Дмитрию Игоревичу Терентьеву, доброй Анне Ивановне – посвящается этот мадригал-«полуода». От писателя Ирины Ракши.
Коксартроз – сплошные муки.Как много боли в этом звуке!Когда сустав менять пора,То шаг – уже не «от бедра»…Весьма печальная картина.Ждала, что скажет медицина.Пришла я, ноги волоча,И мне Господь послал врача.Теперь я знаю, нет сомнений,Что Мурылёв Валерий – гений!И так же точно буду знать,Что два других – ему под стать.Теперь под ёлкой (ёлки-палки!)Я буду прыгать не в каталке.Под Новый год ещё не разЯ подниму бокал за вас.За то, что клятва ГиппократаОтнюдь не длинная цитата.За то, что молоды, сильны,В таланте – Боткину равны!Молюсь, чтоб кризис, дрянь такая,Вас обошёл, не возникая.Я не курю вам фимиам —Я счастья всем желаю вам!!!Я пациент. Я как бы – с краю.Но вас люблю и поздравляюС Новым, 2009 годом!!!* * *А вот ещё стих, посвящённый профессору Семитко С. П. Он провёл операцию на моём сердце, поставил стенты. Три штуки. Август 2018 года.
При стопроцентном к Вам доверииЯ так надеялась на Вас.И коронарные артерии —Как будто новые сейчас.И я не ведаю сомненийВ том, что С. П. Семитко – гений!* * *О чём бы человек ни говорил, этим в первую очередь он говорит о самом себе в данный момент.
* * *Жить для себя нельзя. Жить надо для чего-то или для кого-то. Ради чего-то или ради кого-то. Это и есть благодать, это и есть жизнь для Бога, для жизни вечной.
* * *Как и иные писатели, я кустарь-одиночка… Или, как говорят «Веды», – свободный художник.
* * *Вспомнила детскую частушку: «Раньше были времена, / А теперь моменты. / Кошка просит у кота / Платить алименты».
* * *Да, не стоит город без праведника. (Древняя мудрость.) Гибель городов Содом и Гоморра, гибель Пятиградья. Но даже и там была всё-таки одна праведная семья Лота.
* * *Когда работаешь, трудишься – не остаётся места унынию, страданию души. Даже если умер человек близкий. (Учись меньше думать о себе и… смиряйся.)
* * *А представляете, я могу готовить… сердечко из свежего огурца.
Чудо-украшение к любому блюду. Могу и вас научить.
1 апреля 2023 г.
* * *Когда меняется настоящее, меняется в памяти и образ прошлого.
* * *То были годы литературоцентризма. 60–80-е. Литература была законодательницей, путеводительницей, королевой…
Есть литература как работа, порою трудная, ёмкая, а есть литература как праздник, наслаждение. Но истинно гениальная литература – это соединение и того и другого. И мудрости, и наслаждения. И работа, и праздник. Но как редко такое встречаешь и как это бесценно! (А я стараюсь.)
* * *Не надо выдумывать колесо, китайцы его давным-давно придумали. Так что особенно его не выдумывай в своих текстах. Помни: «Где просто, там Ангелов со сто. Где мудрено – там ни одного».
* * *Один из моих рассказов я назову: «Два пишем, три в уме». Это с серьёзным подтекстом. По-моему, название оч. хор.
* * *Цените тех, кто открывает вам душу, будьте к ним бережны, цените доверие.
* * *Хочу, мечтаю, чтобы меня уважали те, которых уважаю я.
* * *Семья – естественный, законный фундамент общества. А либерасты-гендеры, ЛГБТ, стремясь разрушить общество, рушат именно Божьи законы, скрепляющие семью. И тогда всё здание, всё мироздание рушится. Что сейчас и происходит на Западе.
* * *Без мудрого рассуждения нет добродетели. Во всём нужен ум, ум и ум.
* * *Дальновидность – это твой выбор верных поступков. А главное – лучших людей в твоём окружении.
* * *Жадность (скупость) убивает в вас человека и делает несчастным и одиноким. На моих глазах такое случилось с моими приятелями, порой хорошими писателями – Юрием Казаковым, Владимиром Солоухиным… А жаль. И вот у меня родился постулат: «Скупость и глупость – свойства врождённые. Неистребимые. С годами только крепчают».
* * *Самый полезный навык – умение ставить себя на место другого. Человека, животного, дерева. Даже явления природы. Это уже не актёрство, а величайшее преображение.
* * *Твой идеал должен превышать твой собственный уровень. Он – пример, высота, эталон. Он должен звать, поднимать, ему следует подражать. До него дорастать.
* * *Погреша́ющий в одном – обычно погреша́ет и во всём прочем.
* * *Если сделал кому-то больно, не пеняй, если боль вернётся в ответ (закон бумеранга).
* * *«Всякое дыханье да хвалит Господа».
* * *Нет ничего более фантастичного, чем жизнь реальная. Все фэнтези в ней заложены и из неё происходят. Потому я не чту и не читаю фантастов. Даже заслуженных. На них времени жалко. Да и неинтересно.
* * *Давать советы нужно только тогда, когда тебя об этом просят. А прощать только того, кто кается.
* * *Дипломатичные люди всегда успешнее эгоистичных… А вот я уж – вовсе, вовсе не дипломат. Хотя, впрочем, и не эгоист. (Так мне кажется.)
* * *Свободная воля – это щедрый Божий дар человеку. Но это ещё и проверка. И испытание, ему данное, – личная ответственность. Ежечасно на нём лежащая за всякий его поступок…
* * *В мире всё прочно и накрепко скроено, слито, взаимосвязано. И в макромире, и микромире. А нарушитель всего – человекгрешник.
* * *А это выражение знает в мире каждый. Марк Твен: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». И горько, и смешно.
* * *Современный анекдот.
– Маша, а вы смогли бы полюбить радикала?
– Ради чего-чего?
* * *Не притворяйтесь, что вы лучше, чем есть. Быть самим собой – это великий ТАЛАНТ. И его можно и нужно растить и усиливать.
* * *Западная толерантность. Как известно, это слово, по сути, означает терпимость. А в России (и особенно в СССР) инородцев, иноверцев, иностранцев не просто терпят, а… уважают. Как братьев единой крови. И это христианское чувство братства мудрее и выше, чем западная хвалёная добродетель этого самого господина Талейрана. Говорил же всем нам Господь: «Для Меня нет ни эллина, ни иудея». Все люди на земле равны. Ибо в каждом человеке заложен сам образ Божий. Его частица. Жаль, что на земле не все грешники помнят это.
* * *Надо уважать тело человека. И живое тело, и мёртвое. Ибо тело создано Богом, и в нём хранится Божья душа. Его образ. А на грешной земле и ныне отношение к трупам чудовищное. И на фронтах, и в моргах, и в концлагерях, и в больницах, да повсюду, по всей земле. Порой даже вообразить страшно, до чего доходят иные. Что творят, как жутко поступают с умершим. Воистину, «не ведают, что творят».
* * *Сейчас очень популярна медицинская фармфирма с красивым названием «Эвалар». Так что это такое? А вот что. Родилась эта фирма когда-то в сарае на окраине алтайского городка Бийска. Там кончалась железная дорога и начинался Чуйский тракт, уходящий вверх в горы, до самой монгольской границы. Идущий по правому берегу быстротечной горной реки Катуни. Так вот, в этот городок Бийск местные женщины (в основном старушки из глубинки, из горно-алтайских сёл) привозили на автобусах и попутках мешки собранных ими целебных трав. Цветов, ветвей, корешков, росших вдоль Чуйского тракта, по берегам быстрой Катуни и у Телецкого озера, в лесных чащах, полях и горах. И это богатство сдавали в этом сарае на вес (на больших напольных весах) за сущие копейки – выплату гонораров. Но зато эти деньги всегда были верные, постоянные. И они не гнушались, знали: курочка по зёрнышку клюёт. К тому же старики занимались этим почти весь год, с ранней весны и до снега. А командовали приёмкой их мешков с разнотравьем (а ещё и от мужиков-охотничков принимали более ценные мешки, набитые камнями мумиё, отстрелянными с потолков горных пещер) две местные энтузиастки, бойкие красивые тётеньки Эвелина с Ларисой. Вот так и зарождалась ныне престижная, богатейшая фирма-концерн «Эвалар». Ныне истинный многоэтажный квартал здоровья. (Разросшийся по всей России дочерними фирмами.) А вот куда теперь, спустя полвека, делись две эти сибирячки Эва с Ларисой, входят ли они в коммерческую дирекцию, ворочающую миллионами, и прочее-прочее, я, к сожалению, не знаю. Не ведаю. А «Эвалар» так расцвёл, что поправляет здоровье миллионам в нашей стране.
* * *Господь то и дело испытывает моё смирение. Но мне от этого порой приходится трудно. А Бог всё терпит. И вновь и вновь посылает мне испытание на смирение. На терпимость.
* * *Молись Богу тайно (не афишируй). А Он воздаст тебе явно. На то и есть воля Божья.
* * *Не помню, кто именно из писателей-мудрецов в античные времена первым сказал (потом это многие повторяли, вплоть до наших дней): «Ни дня без строчки». Фраза, конечно, ёмкая, она как постулат для любых столетий. И каждого автора очень подстёгивает. Вот и я подстегнулась к работе, стараюсь её выполнять. Только форсаж начинать надо было гораздо раньше… Хотя и нынче тешу себя надеждой, оправдываюсь: ничего-ничего, наверстаю. Лучше поздно, чем никогда. Ну что ж, если «чем никогда», то, конечно, лучше уж поздно.
* * *Я ещё застала и помню те времена (послевоенные), когда белые овальные сдобные булки называли сайками. С хрустящей складочкой вдоль всей «спинки». Потом эти сайки долго назывались «французскими булками». Но потом власти в борьбе с «иностранщиной и космополитизмом» многое изменяли. И сайки стали именоваться теперь «городскими». Очень патриотично. Но потом и «городские» сошли на нет. И про вкусные хрустящие сайки вообще было забыто. А моя странная память и по сей день хранит их вкус. Даже помню, как в Останкино, где мы жили в бараках на 3-й Останкинской улице, мы с мамой ходили в продмаг отоваривать продуктовые карточки. Потом за хлебом в булочную, которая рядом. И я, держа маму за руку, скулила: «Ма-ам, а ма-ам… Ну давай купим сайку… Саечку». Вокруг стоял такой немыслимо вкусный запах свежего, только что привезённого тёплого хлеба, что голова кружилась. «Вот все продукты выкупим, – машинально отвечала мама, – тогда посмотрим, на сайку останется или нет». И порой оставалось. Ах, какое же это было хрустящее чудолакомство! И я жадно съедала его, не дойдя до дома. Аж пальцы и нос в муке́!
* * *Я очень люблю животных. Всяких. От собаки до ужа, от слона и до ежа. Всю жизнь, с раннего детства. Сколько помню себя. (Много фото на эту тему.) И всегда любая информация о животных (особенно о жестокости к ним) мгновенно меня напрягала, непроизвольно заставляла сильнее биться сердце. (О людях сказать такого не могу.) На старых чёрно-белых фотографиях, сохранившихся со времени ВОВ – Великой Отечественной войны и эвакуации нас с мамой за Урал, вижу себя, малышку, в обнимку с разными кошками и собаками. Позже, на алтайской целине – с коровами, лошадьми. А вот и с подбитым соколом, которого долго лечила. И верхом на своей любимой лошадке Ласточке, когда в «Урожайном» работала почтальоном. А есть фото – на Украине, в родном селе моего отца Пединовке – с гусями, всюду ходившими за мной, как щенята. А ещё доящей капризную козу, рогатую, белую. И все они были мне словно родня, которую не забыть. Как точно Киплинг сказал когда-то: «Мы с тобой одной крови». Про многих любимых зверушек я написала в своей прозе. В романе «Белый свет», в повести «Охота на волков», да мало ли где ещё. И потому не удивительно, что, вернувшись в Москву с алтайской целины, я прямиком отправилась поступать в Ветеринарную академию. На Волгоградский проспект. Это почти на краю Москвы. Мечтала навсегда и профессионально связать свою судьбу с животными. Конечно, домашними. Хоть растить их, хоть беречь, хоть учить, хоть лечить. И была уверена в успехе. Мой аттестат зрелости (голубая такая страничка с серебристыми виньетками) об окончании десятилетки в селе Грязнуха (ныне Советское) был в порядке, почти все пятёрки. Однако… однако всё случилось иначе. Категорически.
– А вы, голубушка, опоздали, – сказала мне строгая дама в приёмной комиссии, сидевшая за столом, заваленном кучей бумаг и папок. – Ну и что, что вы с Алтая? Что из глубинки… Не знаю, не знаю, откуда вы взяли такое расписание. У нас приёмные экзамены уже неделю идут. Ну и для студентов идут разные там зачёты, переэкзаменовки. А абитуриенты сейчас как раз сочинения пишут. – Она опускает лицо в бумаги. – А по приёму в вузы Москвы, так ведь расписания разные. Не день в день. Вам это надо было бы знать.
Я стою перед ней совсем убитая с пачкой своих документов в руках и с «Учительской газетой». Там на последней странице и напечатаны сроки приёма в вузы. Господи, какая всё же нелепость… Какой неожиданный шок, просто удар судьбы. Опоздала. Но уходить – ноги окаменели, идти не хотят. Упрямо стою. Ну просто вдруг все мечты – вдребезги. Наконец дама отрывается от бумаг, смотрит на меня, застывшую, повнимательней. Даже сочувственно. Подбадривает:
– Ничего-ничего. Если вы хотите именно к нам в ветеринарный, на будущий год приезжайте. А пока опыта набирайтесь. Опять же стаж прибавится. Наша профессура любит крестьян со стажем. У них и дисциплина, и стипендии. Они и практику обычно проходят у себя на родине. В своих сёлах.
Я медленно, как варёная, поднимаюсь по широкой лестнице на второй этаж. Там на площадке дверь с надписью «Лаборатория». А дальше идёт коридор, длинный, пустынный. По одну его сторону высокие окна смотрят на летнюю улицу, по другую – четыре высокие двери с номерами аудиторий. И вся жизнь, такая интересная и мне пока недоступная, идёт именно там, за этими дверями. Там, в аудиториях, сидят студенты – будущие и настоящие зоологи, ветеринары. И перед ними мудрые профессора вещают, читают лекции. И мне так не хочется покидать это институтское пространство. Охота быть причастной к нему. Охота хоть ещё немного подышать манящим студенческим духом науки.
В грустном раздумье стою у подоконника. И тут вижу, как дверь лаборатории открывается и в коридор выходит девушка, очевидно студентка. И уверенно, по-деловому шагает по коридору в мою сторону. Она спешит, она несёт перед собой на белом медицинском поддоне (как на подносе) какой-то учебный экспонат. Гулкие её шаги – всё ближе, ближе. И тут я вижу, что лежит на поддоне. Это серый котёнок со вскрытым, вспоротым и пустым нутром. А его внутренности розовым комком лежат с ним рядом. И этот котёнок, этот подопытный экспонат ещё жив. Он мелко-мелко дрожит и смотрит на меня застывшими серыми глазками. И жуткое это явление под стук каблучков студентки минует меня и не спеша уходит вдаль по коридору… А я?.. Я онемело стою у окна не в силах вздохнуть, шевельнутся, не в силах двинуться с места.
…С тех пор минули десятилетия. Изменилось всё. Изменилась жизнь, изменилось преподавание. Теперь экспонаты в вузах уже давно из пластика. Но тот эпизод я не могу забыть и по сей день. А о Ветеринарной академии до сих пор вспоминаю с содроганием.
* * *Ключи от Рая у Петра. Ключи от ада у Христа.
* * *«Если быть, то быть первым» (В. Чкалов).
* * *Христианину надо соблюдать три «В». Помогать надо – Всем, Всегда и Везде. И не обязательно даже деньгами. (В святых писаниях про деньги нет ни слова.) Но не развращайте нищих. Из них 70 % наркоманы, лодыри или воры. (Они от лукавого.) Лучше купите для них еды.
* * *Порой слышу: «Я человек свободный». А я говорю: «Мы же не Робинзоны. Нельзя жить в обществе и быть свободным от этого общества. Это – нереально. Это идиотизм».
* * *Пара слов во славу реализма.
Истинное искусство должно вырастать из правды, работать на правду и ради правды. Свои задачи художник должен максимально приближать к созданиям Божьим, к Его образам, к Его задачам. А прочая лукавая отсебятина – лишь тешит нечистого и его рать. Как бы красиво она ни называлась. Декаданс, фэнтези, нео- или же постмодерн.
* * *Наконец-то сняли с директорских должностей Третьяковки и Музея им. А. С. Пушкина двух одиозных дам. Учёных-западниц. Трегулову и Лошак. Давно было пора. Давно. Этакие ярые и яркие русофобки, хитроумные искусствоведки, постмодернистки. Крепко держались за престижные кресла многие годы. И вокруг все, даже их коллеги, смертельно с ними намучились. (Однако они держались. В Минкульте была у них крепкая «крыша».) В фонд «своих» музеев, тратя огромные бюджетные деньги (то есть наши, народные), они закупали непотребные «творения» русофобов, подобных Гельману и Куликову. Нынешних абстракционистов, постмодернистов, концептуалистов. И чёрт знает каких ещё «истов»… Зато при этом для славы собственной и имени фирмы устраивали порой выставки великих художников-реалистов прошлого: Шишкина, Левитана, Серова, Коровина. На них стояли километровые очереди. Ибо зрители изголодались по истинному искусству. Да и вообще многовекторная, хитрая политика этих двух дам, «западянских» поклонниц, натворила в нашей культуре много гадостей. Слава Богу, их наконец уволили. Но не факт, что новые будут лучше. (Ведь в Минкульте их «крепкие крыши» остались.) А надо – и срочно, ещё вчера – крыши эти не чистить, а вообще ликвидировать без пощады. Ведь за окном уже настало иное время. Титанические сдвиги во всём. И конечно, в русской культуре. И вообще – идёт война на выживание страны. А эти внутренние русофобы-либералы – откровенные наши враги.
* * *Я хотела поставить эпиграфом к моей новой книге «Звезда на ладони» строку Марины Цветаевой: «Моим стихам, как драгоценным винам, / Настанет свой черёд». Но не поставила. И не только из православной скромности, подавив эго. А поскольку сегодня неясно, настанет ли вообще это будущее? И каким оно будет? И стоит ли вообще «соваться со свиным рылом в калашный ряд»? Не знаю.
Ответа не знаю.
* * *– Что в человеке главное?
– В человеке главное – УМ.
– А что главное для ума?
– Главное для ума – отношение к Богу и к Его творению – человеку.
* * *Господь не дал мне рухнуть в бездонное отчаяние после смерти моей доченьки Ани. Сохранил мою психику. И я выжила. Значит, Бог имел на меня какой-то свой план и расчёт. И вот, несмотря на скорби, я терплю и продолжаю жить и работать. Насколько пока есть силы. И главное тут – синергия. Сочувствие, соучастие в общем деле. А без этого я жить не могу.
* * *«Мозг – самое сложное во всей Вселенной, кроме самой Вселенной» (Т. Черниговская).
* * *Мой родной дед, кровный, по материнской линии (отец мамы), Епифанов Кириак Николаевич (мелкопоместный дворянин) служил в городе Мологе казначеем в земской управе. В городе, ныне затопленном. (А у меня масса фотооткрыток с чудными видами этого старого русского города.) И там дед женился на моей юной бабушке, стройной красавице – Никольской Зиночке (Зинаиде Ивановне), приехавшей в Мологу из Нижнего Новгорода работать телефонисткой. Они ежедневно и одновременно столовались (питались) в частном престижном доме (как тогда это было принято).
Там и познакомились за обедами, и влюбились, и… поженились. И там родилась моя мамочка Нина 18 октября 1917 года. А в Нижнем, в многодетной семье Никольских, брак их Зиночки считался самым удачным. Храню многие нежные письма-открытки (из Мологи в Нижний) от Киры (Кириака) своей любимой тёще Марии Алексеевне Никольской.
Однако революция (Октябрьский переворот) в стране всё смела, всё уничтожила, погубила. И царскую Россию, и самого государя, и земские управы, и всё-всё. Сломала и судьбу Кириака Епифанова. И он, дворянин, от безденежья и отсутствия работы, спасаясь от гонений большевиков, был вынужден бежать в Сибирь, где и скончался. А красавица Зиночка с моей мамой на руках спустя два года всё же вышла замуж повторно. И вновь как бы удачно – за адвоката-юриста Виталия Павловича (родом из Грузии). И родила ему сына Лёвочку. Но и Виталия Павловича убила мясорубка тех лет. Расправа над НЭПом (а на процессах он, адвокат, был защитником новых коммерсантов) безжалостно покарала. Его арестовали, судили и этапом отправили на Север, на разработки торфяных болот. Там второй муж моей бабушки и скончался от скоротечной чахотки. И осталась «удачливая» красавица Зиночка дважды вдовой с двумя детьми на руках. (Это мои «Штрихи к портрету времени».)