bannerbanner
Добрый и прекрасный Бог. Полюбить Бога, Которого знает Иисус
Добрый и прекрасный Бог. Полюбить Бога, Которого знает Иисус

Полная версия

Добрый и прекрасный Бог. Полюбить Бога, Которого знает Иисус

Язык: Русский
Год издания: 2009
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Воля не является ни сильной, ни слабой. Подобно лошади, она имеет только одну задачу: делать то, что велит ей делать всадник (разум, находящийся под влиянием тела и социальной среды). Поэтому перемены – или отсутствие таковых – вовсе не связаны с волей. Перемены происходят, когда меняются факторы, оказывающие на нас влияние. Хорошая новость состоит в том, что у нас есть контроль над этими факторами. Когда мы принимаем новые идеи, новые практические методы и новые социальные обстоятельства, в нашей жизни происходят перемены.

Нарратив Иисуса: мы меняемся косвенным образом

Иисус понимал, как меняются люди. Вот почему Он учил посредством историй. Он использовал нарративы, чтобы объяснить Свое понимание Бога и мира: «Царство Небесное подобно зерну горчичному», «У одного человека было два сына…» И если мы примем нарративы Иисуса о Боге, у нас будет правильное представление о Боге, за которым последуют правильные действия.

Верно и обратное. Мы меняемся не усилием воли, а через перемену образа мыслей, что потом влечет и перемену в наших действиях и в нашем социальном окружении. Мы меняемся косвенно. Мы делаем то, что можем, чтобы иметь возможность делать то, чего мы пока не можем делать непосредственно. Мы меняемся косвенным образом.

Таким опосредованным способом действовал Пейтон Мэннинг. Он стал лучшим квотербеком в Суперкубке-41. Игра проходила дождливым вечером, и мяч был скользким. Рекс Гроссман, квотербек проигрывавшей команды, несколько раз не смог удержать мяч. Но Пейтон Мэннинг таких промахов не допустил. Спустя некоторое время после встречи один из репортеров узнал, что по несколько недель в течение года Мэннинг работал в паре с центровым (тем, который бросал в его сторону мяч) Джеффом Сэтердеем, и при этом они работали с мокрым мячом. Он практиковался играть с мокрым мячом, чтобы быть готовым к игре в дождливую погоду, – несмотря на то, что половину игр его команда играет под крышей. Мэннинг делал то, что мог (систематически тренировался работать с мокрым мячом), чтобы научиться делать то, чего он не мог без этой подготовки (великолепно играть под дождем).

Мы не можем измениться, просто сказав: «Я хочу измениться». Мы должны проверять, о чем мы думаем (наши нарративы), как мы практикуем их (духовные дисциплины) и с кем мы взаимодействуем (наше социальное окружение). Если мы все это изменим, – а мы можем это сделать, – тогда перемены в нашей жизни наступят сами. Вот почему Иисус сказал, что Его «иго» легко. Если мы будем думать о том, о чем думал Он, делать то, что делал Он, и проводить время с единомышленниками, тогда мы станем похожи на Него, и это не будет трудно. Если бы кто‑то спросил Пэйтона Мэннинга после Суперкубка: «Не тяжело было играть таким мокрым мячом?», он бы наверняка ответил: «Нет. Я тренируюсь с таким мячом каждый раз, когда меня никто не видит». Это прекрасная иллюстрация перемены косвенным образом.



Рис. 1. Четыре компонента преображения-Принятие


Я считаю, что это надежный метод изменить наши сердца. Это не сложно и не трудно. Это не зависит от силы воли. Мы начинаем с треугольника преображения. Он состоит из четырех основных элементов: 1) перемены нарративов в нашем разуме; 2) участие в новых практиках; 3) размышления и диалоги с нашими единомышленниками; 4) подчинение всего этого водительству Святого Духа.

Шаг первый: перемена наших нарративов

Мы – существа, живущие в соответствии с нашими историями. С самого начала наши родители рассказывают нам разные истории, которые помогают нам понять, что такое жизнь, какой она должна быть. Мы естественным образом обращаемся к этим историям и на их основании приходим к определенным выводам, потому что эти истории кажутся нам увлекательными. Иисус в первую очередь учил, используя истории. Одна из причин этого, вероятно, состоит в том, что такие истории легко запоминаются. Мы можем не помнить многие (или не помнить вообще) заповеди блаженств, но мы все наверняка помним историю о блудном сыне.

Когда мы испытываем сильные переживания – те, которые формируют нас, – мы обращаемся к истории. Например, сильным переживанием детства для вас наверняка было празднование дня рождения, когда вам дарили то, о чем вы долго мечтали. Вы наверняка не помните это событие во всех подробностях. Но вы помните его как нарратив – кто там был, что вам тогда говорили, какие вы испытывали чувства, как выглядел праздничный торт.

Нарратив является «центральной функцией… человеческого разума». Мы все превращаем в историю, чтобы понять смысл жизни. Мы «мечтаем в нарративах, сны видим в нарративах, помним, ожидаем, надеемся, отчаиваемся, верим, сомневаемся, планируем, переосмысливаем, критикуем, строим, сплетничаем, узнаем, ненавидим и любим нарративами». И нам этого не избежать. Мы – существа из историй. Наши истории помогают нам ориентироваться в мире, понимать, что правильно, а что нет, понимать смыслы («Мораль этой истории такова…»).

Нарративы бывают самые разные. У нас есть семейные нарративы – истории, которые мы узнаем непосредственно от родных нам людей. Наши родители делятся с нами своим мировоззрением и своими представлениями о нравственности через истории. Ключевые вопросы, такие как Кто я? Зачем я здесь? Ценен ли я?, находят свой ответ с самого начала в форме нарративов.

Существуют культурные нарративы, которые мы узнаем, когда растем в определенном регионе мира. Из своей культуры мы узнаем определенные ценности (что важно в этой жизни, кто добивается успеха) в форме историй и образов. Американцев, например, учат ценностям «здорового индивидуализма» через истории о нашем прошлом (революция, первопроходцы).

Что вам приходит на ум, когда вы читаете те истории, которые сформировали ваше мировоззрение?

Существуют религиозные нарративы, складывающиеся из историй, которые мы слышим во время проповедей, в воскресной школе, читаем в религиозных книгах, которые помогают нам понять, Кто есть Бог, чего Бог хочет от нас, как мы должны жить.

И наконец, существуют нарративы Иисуса, истории, которые Он рассказывает, и образы, которые Он предлагает, чтобы раскрыть нам характер Бога.

Наши истории формируют нас. Более того, наши истории определяют большую часть нашего поведения независимо от того, насколько они правдивы и полезны. После того как наши представления оседают в наших умах, они остаются там, практически не подвергнутые критике, до самой нашей смерти. И самое главное, что эти нарративы определяют (а зачастую и губят) нашу жизнь. Вот почему так важно, чтобы в нашей жизни были правильные нарративы.

После того как мы «находим» в своем разуме нарративы, мы можем сопоставить их с нарративами Иисуса. Поскольку Иисус есть предсуществующий и вечный Сын Божий, никто не знает Бога или природу и смысл жизни лучше Иисуса. Нарративы Иисуса являются истиной. Он Сам есть истина. Поэтому так важно, чтобы мы приняли нарративы Иисуса.

Иисус открыл нам Своего Отца. Новый Завет раскрывает нам Бога, Который полон доброты и власти, любви и красоты. Знать Бога Иисуса означает знать истину о том, кто на самом деле есть Бог.

Чтобы измениться, мы сначала должны изменить свой разум. Самые первые слова первой проповеди Иисуса звучали так: «Покайтесь (metanoia), ибо приблизилось Царство Небесное». Слово metanoia означает перемену мышления. Иисус понимал, что преображение начинается с разума. Апостол Павел говорил то же самое, когда провозгласил: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2, курсив автора).

Наши семейные, культурные и даже религиозные нарративы могут иметь корни в царстве этого мира. Будучи последователями Христа, мы призваны: «о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:2). Прежде всего, мы призваны иметь сам разум Иисуса: «Рассуждайте так, как Христос Иисус» (Флп. 2:5, современный перевод). Один из способов обладать разумом Христа заключается в том, чтобы принимать Его нарративы. Как только у нас будут правильные нарративы, в нашей жизни начнутся перемены. Но обретение правильных идей и правильной информации – это только начало всего процесса.

Шаг второй: Выполнение упражнений, развивающих душу

После того как мы обретаем верные нарративы, нам всю оставшуюся жизнь необходимо подтверждать их конкретными действиями, чтобы эти нарративы стали реальными не только для нашего разума, но и для наших тел и душ. Можете называть эти действия «духовными дисциплинами», но я предпочитаю называть их «упражнениями, развивающими душу» по той причине, что духовные дисциплины в действительности вовсе не являются духовными. Мысль о том, что они «духовные», заставляет людей практиковать их как отдельные виды деятельности, которые совершаются в попытке сделать человека более «духовным», что бы это ни значило. Такие дела совершаются без определенной цели, зачастую законническим образом, только чтобы обрести одобрение Бога и окружающих. Духовные дисциплины представляют собой мудрость, а не праведность. Но они также представляют собой мудрые привычки, которые тренируют и преображают наши сердца.

Выполняете ли вы духовные упражнения (такие как молитва, чтение Библии или уединенное размышление) в своей жизни, и если да, то с какой целью и с каким успехом?

Спортсмены понимают необходимость тренировок. Они бегают, поднимают тяжести и тренируются снова и снова, чтобы довести необходимые навыки до автоматизма и достойно выступать на соревнованиях. Павел сравнивал нашу христианскую жизнь со спортивной тренировкой в нескольких отрывках (1 Кор. 9:25; 1 Тим. 4:7–8; 2 Тим. 2:5). Точно так же и мы, занимаясь духовными дисциплинами как развивающими душу упражнениями, делаем это, чтобы изменить свой образ жизни.

Духовные дисциплины призваны оказывать терапевтическое воздействие. Люди, которые проходят физическую терапию, занимаются физическими упражнениями, такими как растягивание и поднятие конечностей, чтобы улучшить их работоспособность. Таким же образом и мы должны заниматься развивающими душу упражнениями. Мы их выполняем (даже если при этом нам бывает немного больно), потому что хотим сделать лучше свои поступки. Эти упражнения являются неотъемлемой частью преображения наших душ.

Шаг третий: участие в жизни сообщества

Люди – существа коллективные. Подобно тому, как вечная Троица (Отец, Сын и Святой Дух) живет в сообществе, так же и мы, сотворенные по образу Божьему, предназначены жить и любить в сообществе. К сожалению, однако, духовное формирование часто воспринимается как сугубо индивидуальный процесс. Мы часто думаем, что наш духовный рост – это наше личное дело, а не общественное.

Как проходит ваше христианское общение или общественная жизнь?

Духовное формирование наиболее активно происходит в контексте группы. Участие в жизни группы способствует тому, что другие люди подстегивают и ободряют нас (Евр. 10:24). Чтобы эта книга наилучшим образом способствовала полным и радикальным переменам, ею следует пользоваться в группе. Конечно, вы можете читать ее и делать упражнения самостоятельно, но по своему практическому опыту могу сказать, что такой подход менее эффективен.

Шаг четвертый: труд Святого Духа

Святой Дух является той Личностью Троицы, Которой уделяют меньше всего внимания. Мы молимся Богу Отцу, а когда мы читаем в Евангелиях об Иисусе, мы можем представить Его в человеческом облике. Но Святой Дух не так часто оказывается в центре внимания в нашей жизни.

Я убедился в том, что Святой Дух не огорчается по этому поводу.

Цель Святого Духа состоит в том, чтобы указывать нам на Отца и Сына, а не на Себя. Однако все, что происходит с нами в нашей христианской жизни, является трудом Святого Духа. Мы начинаем испытывать недовольство своей жизнью, и именно Святой Дух мягко подталкивает нас к Иисусу. Святой Дух устраивает все события нашей жизни с одной простой целью – сделать нас учениками Иисуса. Святой Дух трудится в нашей жизни едва заметно, так что мы порой сами этого не осознаем. Но тем не менее Дух трудится. И те или иные признаки перемен появляются в нашей жизни тогда, когда в ней трудится Святой Дух.

Святой Дух и нарративы. Иисус сказал Своим ученикам, что после Его ухода и вознесения Бог Отец пошлет Духа, Который станет для них проводником: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). Святой Дух является нашим невидимым учителем, Который указывает нам на Иисуса и напоминает нам о Его словах. В этом смысле Святой Дух является Тем, Кто помогает нам менять наши нарративы на нарративы Иисуса. Он уводит нас от ложных нарративов и заменяет их истинными: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13).

Даже наше обращение к вере зависит от труда Святого Духа: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Наше решение следовать за Иисусом и принять Его как Господа и Спасителя возможно только потому, что Святой Дух привел нас к этой истине. Когда мы заменяем неправильный нарратив, такой как «Бог есть гневный Судья, стремящийся наказать нас», на нарратив Иисуса о том, что Бог есть любящий «Авва», это тоже труд Святого Духа.

Павел отмечает: «(Вы) приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!“ Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8:15,16). Я люблю эту фразу – Дух свидетельствует нашему духу. Святой Дух устраняет в нас ложные нарративы, свидетельствуя об истине. Двумя самыми важными отношениями, которыми мы обладаем, являются наши отношения с Иисусом как с Господом (греч. kyrios) и наши отношения с Богом как с нашим Отцом (Авва на арамейском языке – на том языке, на котором говорил Иисус). Мы узнаём Иисуса как нашего Господа и Бога как нашего Авву только благодаря труду Духа, Который дает нам эти истинные нарративы.

Дух и развитие души.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Нарратив Иисуса – история, которой жил Иисус, то есть Его представления о реальности, в которой Он учил и действовал. Так как Иисус явил нам Бога (Ин. 1:18), открыл путь возвращения к Отцу, показал, что такое подлинная человеческая жизнь (Ин. 14: 6–7), то понимание и усвоение нарратива Иисуса на уровне нашего повседневного поведения становится одним из принципиальных аспектов нашего духовного обновления. – Примеч. ред.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2