bannerbanner
Искусство медитации для айтишников и чайников
Искусство медитации для айтишников и чайников

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Глава 8. Медитативность


Как сохранить все лучшее от медитации подольше


Мнение Йоги

После нескольких глав у вас должно было сложиться некоторое впечатление, почему медитация может быть практической техникой, помогающей улучшить качество жизни и работы сознания (умение осознанно переключать нейронные контуры, удерживать необходимое время концентрацию и глубину мысли, контроль эмоций и отвлеченность от них и т.д.). Но возникает резонный вопрос – а как подольше сохранить эффект и возможно ли усилить его? И можно ли для этого обходиться даже без медитаций? В одном из своих публичных выступлений индийский практик Садхгуру назвал способность удерживать эти качества медитативностью. Вот дословная его цитата про это качество: «…Эти общества стали настолько ориентированы на результат – они хотят манго, но не хотят дерево. Если вы хотите, чтобы в вашем саду цвели цветы, вам не нужно делать цветочную медитацию. Вам даже не нужно воображать цветок. Вам нужно думать о почве, о воде, о солнечном свете, – ничто из этого не похоже на цветы. Но если вы позаботитесь об этом – цветок станет следствием. Так же и медитация – является следствием. Но люди хотят следствия, процесса не хотят. Если вы будете развивать ваше тело, ваш ум, ваши эмоции, ваши энергии до определенного уровня зрелости вы станете медитативным. Это будет вашим качеством, это будет ароматом, который вы несете с собой. Но если вам нужен аромат, но не нужен процесс, что вы будете делать? Вы купите французские духи?» Поиск ответа, как достичь медитативности, можно найти в доктрине Йоги. Там есть действенные рекомендации на этот счет, про которые далее. Но сначала попробуем отвлечься от этой темы и, чтобы провести потом параллель, посмотрим на тему поддержания физического здоровья. Если мы внимательно изучим этот вопрос, то у врачей, практикующих последовательный подход к здоровью, специалистов оздоровительной медицины, у них у всех, в конечном счете, рецепт один – хотите быть здоровыми – меняйте образ жизни. Ключ к здоровью – правильные полезные привычки в повседневной жизни и некие принципы, которых человек придерживается. Причем, зачастую, там довольно доступные и по-своему простые методы с минимумом материальных затрат. Хорошими примерами такого подхода могут быть система к. м. н. Анатолия Талалакина (канал MDoctor на Youtube), метод которого – Основа Системного Биологического Центрирования (ОСБ), как раз претендует на целостность подхода к жизни и здоровью. К системному подходу и полезным привычкам пришел и автор популярного и полезного канала Freshlife28 Базилио. Подобный подход (полезные привычки, образ жизни) к идее медитативности тоже результативен и даже можно рассматривать его как продолжение системного подхода к своей жизни и здоровью. «Правильные привычки» и системный подход в Йоге описаны в труде Патанджали «Йогасутры». В частности, первые два этапа – это Яма и Нияма. По сути, Яма описывает от чего стоит стараться воздерживаться. Нияма описывает, к каким качествам стоит стремиться. Вот здесь стоит остановиться и прояснить один важный момент. Подход «Йогасутр» для многих сложен. Во-первых, касательно Ямы и Ниямы – концепции, изложенные в них, с виду просты, но на деле требуют постоянно осмысления и отслеживания, вдумчивости. С другой стороны, можно считать целью методик «Йогасутры» – развитие сознания (хотя это весьма упрощенно), но для многих сознание это нечто неконкретное, неуловимое. Поэтому в Йоге появился и другой подход (в некотором смысле, адаптация) для тех, кому сложна или непонятна концепция «Йогасутр». Источником этого подхода была «Хатха-йога Прадипика». Там было решено отказаться от концепции Ямы и Ниямы. И акцент с работы с сознанием сместить на работу с телом и Праной (энергией). И действительно, сознание требует ресурса. Если привести тело в порядок, – и уму будет полноценно хватать энергии для рассудочной деятельности. Такой подход, по сути, подготавливает, делает возможным дальнейшее развитие сознания (возможным, но не обязательным). Если понаблюдать многих современных йогов – им вполне достаточно и комфортно жить просто здоровыми и энергичными. Тема развития сознания для них так и остается не актуальна. Теперь, прояснив некоторые тенденции в Йоге, вернемся и более подробно рассмотрим принципы Ямы и Ниямы.


Глава 9. Принципы Ямы


1. Ахимса – принцип ненасилия.

По сути, самый главный принцип, задающий всю логику и суть остальных принципов. Можно назвать это качество – экологичность. Давайте попробуем вдуматься в него. Когда ты стремишься к тому, чтобы каждый твой шаг в жизни был наименее травматичным для всех, обладал созидательностью для тебя и мира. Так как мы существа, обладающие физическим телом, у нас есть различные насущные потребности, нам приходится брать у мира какие-то ресурсы, энергию, знания. Но, соблюдая принцип ахимсы, мы стараемся минимизировать ущерб от нашего потребления для мира и для нас. И тут важен честный баланс, – плохо и расточительное отношение к окружающим ресурсам, и пренебрежительное отношение к себе (этим мы проявляем насилие к себе). Стремясь к практическим знаниям, развивая свой потенциал, мы повышаем свои возможности, в том числе возможность быть экологичным. Ахимса это не только про доброжелательное отношение к миру, это всегда и про доброжелательное отношение к себе, своему телу, своему сознанию, своему Высшему Я, своему внутреннему миру, изучение себя и выстраивание гармоничного существования, раскрытие своих потенций.

2. Сатья – принцип честности, правдивости.

Если с окружающим миром более-менее все понятно и в этом принципе можно увидеть продолжение ахимсы, но на ментальном уровне, то насчет честности перед собой – тут все интереснее. Психика человека так устроена, что она легко начинает выстраивать сложные ментальные конструкции, пытаясь защитить себя от неудобной и неприятной правды. И на защитные барьеры психики тратится огромное количество сил и здоровья. Зачастую, человек отождествляет себя со своими защитными механизмами психики и за свои ментальные конструкции часто готов даже нарушить первый принцип – ахимсы. Причем в самом непосредственном прикладном значении. Огромный последовательный труд и дисциплина – сделать свою психику и сознание готовыми воспринимать истину и правду, минимизируя влияние защитных механизмов психики.

3. Астея – неприсвоение чужого.

Принцип тоже следует понимать широко, так как он относится не только к материальным ресурсам. Астея – это не только про бережное отношение к чужому имуществу, времени, силам, успехам. Астея это про то, что свое внимание нужно обратить на собственную созидательную деятельность. Проще всего – что-то взять извне, сложнее – самому создать. И не важно, что это – предмет, идея, мысль. Очень многие люди, желая быть всеведующими или выглядеть солидно в глазах окружающих, манипулируют цитатами и информацией из разных источников, но собственного опыта и собственного мнения не имеют, они как бы проживают чужую жизнь, но не развивают собственный опыт и понимание. Астея – это так же отказ от спекуляции и паразитирования за счет других, когда взаимодействие с кем-то идет по принципу честного, оправданного обмена ресурсами. Можно даже сказать, что в широком смысле, следование астее – стремление к собственной созидательности – это качество взрослого и зрелого сознания. В то время как инфантильность – это, в широком смысле, нарушение астеи и качество сознания, не завершившего корректно детскую стадию развития. Для ребенка нормально пользоваться и чувствовать потребность в ресурсах взрослых, в ресурсах родителей. Это оправданно и разумно. Но когда подобное поведение накладывается на взрослое сознание, такое поведение становится ощутимо неэкологичным и неуместным. Так как в этом случае нет ответственности за потребление чужих ресурсов и не интересна собственная реальная созидательность.

4. Апариграха – нестяжательство, неприятие даров, свобода от накопительства.

Апариграха про то, что обладание чем-либо может искажать нашу непредвзятость, ограничивает нас, делает субъективным наше мнение и поведение, подкупает. Дело даже не в самом факте обладания или необладания вещами, а в том – насколько мы в результате такой ситуации неподкупны и честны (2 принцип – сатья) с собой и окружающими. Опять же то, чем обладаем, требует внимания к себе, это тоже ограничивает. «Не было печали, купила баба порося» – говорят в народе. Коррупция – опять же про нарушение принципа апариграха. И проблема коррупции не в самом даре – взятке, а в том что, как правило, взятку дают за искаженное отношение к какой-либо ситуации, где чей-то ущерб может быть существенно больше приобретаемой личной выгоды.

5. Брахмачарья – внутренняя собранность, контроль желаний.

Очень тонкий принцип – потому что жесткий запрет себе каких-либо желаний – это нарушение ахимсы (насилие над собой). Чтобы выполнять принцип брахмачарьи нужна честность (сатья) осознать свои потребности и желания. Мы не запрещаем себе их, а признаем, что они есть, наблюдаем их. Позволяем им быть хотя бы в виде фантазий, но не позволяем нашим желаниям «захватить нас с головой», не вовлекаемся в них. Тем более, что какие-то желания могут быть достаточно опасными, сомнительными или непозволительными и т.д. Но принятие их – это не значит, что мы ищем способ всенепременно их осуществить, а просто признаем, что это есть в нас. Это требует многих размышлений и последовательной работы над собой. Требует бесстрашия порой признать свои какие-то не слишком лицеприятные качества. Но признав и приняв их – можно с ними работать, наблюдать, изучать, сбалансировать и переплавить во что-то гармоничное, или научиться правильно ими пользоваться. В вытесненных желаниях может быть «замурована» энергия, которая раскроет ваш талант и вашу личность. Запрет же, вытеснение своих желаний в подсознание, ослабляет вас. Делает невротиками. Например, если вам нравится долго без спешки над чем-то размышлять, возможно, вы не тугодум, а просто обладаете более глубоким и системным умом, чем большинство. Можно махнуть рукой на себя, поставив на себе клеймо «тупой». А можно принять свой особый способ мышления и открыть теорию относительности. Да, Эйнштейн не любил торопиться и долго размышлял, из за чего в школе у него были проблемы с учебой. Но он сумел взять свою любовь долго думать под контроль и добился выдающихся результатов.


Глава 10. Принципы Ниямы


1. Шауча – принцип чистоты

Давайте вдумаемся, что такое чистота, в глубоком смысле? Чистота – это отсутствие лишнего, чуждого, наносного. Чистота – это максимальное соответствие самому себе, своей глубинной природе, своему Высшему Я. И это будет проявляться и в мыслях, и в внешнем виде, и в поступках. Чистота – это состояние невинности, неомраченности. Говорят – «светлый ум». Это как раз, когда сознание чистое – оно быстро осознает и схватывает идею, оно цельное, сосредоточенное.

2. Сантоша – скромность, благодарность

Осознание, что у каждого свой темп развития, разные изначальные условия роста, своя задача в мире и свои ценности приводит к сосредоточенности на своем существовании, на своем Пути. А это, в свою очередь, позволяет жить в более устойчивых и положительных эмоциях. Когда нет особого стремления сравнивать себя с кем-то или чем-то, то и нет чрезмерных эмоций по поводу «у кого лучше или хуже». Появляется больше возможностей ценить то, что есть, и то новое, что приносит жизнь. Можно каждый прожитый день воспринимать как чудо и возможность. Умение радоваться тому, что есть, мелочам – очень важное. Есть бедные, но очень счастливые страны – посмотрите, какие радостные лица у жителей Перу (каких-нибудь бедных горных районов), или у людей из небогатого Непала. И в то же время, сколько развитых европейских стран пугает своей статистикой по депрессиям и суицидам. Сколь не был бы человек и мир вокруг него благоустроен, всегда найдется повод для неудовлетворенности. Но не лучше ли жить счастливо и научившись ценить и радоваться тому, что есть у тебя?

3. Тапас – самодисциплина устойчивость, целеустремленность

Очень важно в жизни выстроить свою систему ценностей, которая не от ума, а по которой мы реально живем. В концепции тонких тел это называется будхиальное тело, тело идей. Может показаться, что тяжело жить человеку с принципами, легче подстраиваться и плыть по течению. Но по прошествии какого-то срока (обычно лет 10 – 12) оказывается, что тот, кто жил согласно своим убеждениям, своим принципами – куда-то продвинулся в этом. А тот, кто всегда подстраивался – он просто обслуживает своей жизнью чужие идеи, чужие принципы (захватывается чужим будхиальным телом). Но чужая идея жизни, как бы хорошо не смотрелась со стороны, не позволит нам прожить именно свою жизнь. Удобная жизнь не подразумевает счастья. Есть еще момент, что когда мы сталкиваемся с трудностями – наши истинные убеждения дают нам ориентир и стойкость в их преодолении, дают целеустремленность. А когда их нет – нет и устойчивости. Поэтому тапас – это не про то, как держать себя в «ежовых рукавицах», а про то, что если у тебя есть настоящая цель и настоящие ценности, собственные, глубокие, – у тебя есть упорство и сила преодолеть трудности. Такой процесс можно назвать Служение Высшему.

4. Свадхьяя – принцип познания, самообразования, развития культуры мышления

В Йоге есть выражение «все грехи – производные от невежества». Чем более образован человек, тем больше у него возможностей поступать экологично (соблюдать ахимсу), лучше продумывать свои поступки. В то же время, осознавая, какие возможности может дать ему образование, формируется и понимание как строить свой вектор развития. Принципы Йоги позволяют с определенной практичностью подойти к вопросу самообразования. Ведь очень много людей, т.н. «книжных шкафов», которые много знают, но это не делает ни их жизнь, ни окружающих лучше и экологичнее.

5. Ишвара-пранидхана – посвящение своих действий Высшей Силе, Служение

Совершенно необязательно, чтобы посвятить свою жизнь Богу – уходить в монастырь. Но когда мы посвящаем свои действия Высшей Силе это очень сильный шаг. Потому что, с одной стороны, мы стараемся все делать безупречно, не халтурить. С другой стороны, если мы посвятили свои действия Высшему, то и за результат ответственен он. Какой бы хороший или плохой итог действия не был, – но он тот, какой должен быть. Мы отвечаем только за то, что старались все сделать подобающе. Поэтому в действии есть и личная ответственность, и избавление от эгоцентризма. Думая про принцип Ишвара-пранидхана, я вспоминаю одного удивительного человека – Андрея Кирилловича Майкопара (Камалу), который был личным учеником Бабаджи и, пожалуй, единственным русскоязычным его учеником. Очень часто люди восхищались мудростью и особым позитивным настроем, которым заряжал всех Камалу и говорили ему лестные слова об этом. На что он всегда говорил: «что Вы, я обычный человек, такой же, как и все. Это Бабаджи. Он всегда рядом со мной». Все свои действия он посвящал своему Гуру – Бабаджи. И это помогало ему быть таким светлым, легким, но очень сердечным и скромным Учителем.


Глава 11. Этапы в процессе медитации

В «Йогасутрах» Патанджали приводится алгоритм медитации, который можно использовать в практиках как базовый. В 4 главе уже упоминалась важность концентрации, как основного инструмента медитации, а сейчас мы раскроем тему несколько подробнее, описав последовательность. Дхарана – это сосредоточение, концентрация на каком-либо объекте, предмете или образе. Мы удерживаем внимание на объекте медитации до тех пор, пока мысли не перестают уходить в сторону, и получается максимально сосредоточиться на нем. Дхиана – следующий далее процесс непрерывного наблюдения, созерцания объекта, в ходе которого мы подмечаем все грани, детали, нюансы наблюдаемого объекта, погружаемся своим вниманием в него. Самадхи – еще более глубокая концентрация на объекте, когда мы концентрируемся на его сути, смысле, состоянии, а не на формах и образах. Самьяма – удержание всех трех предыдущих процессов вместе – концентрация, созерцание, погружение в суть объекта. Практика Самьямы считается важнейшим способом получения знания в Йоге. «Когда кто-нибудь достиг умения делать Самьяму, все силы подчиняются ему» – написано в «Йогасутрах». В качестве объекта для практик Самьямы предлагается использовать сначала более грубые, простые и конкретные вещи, постепенно переходя к все более тонким и абстрактным целям. По мнению Патанджали, постоянная практика Самьямы тренирует ум таким образом, чтобы человек видел глубинную суть явлений, не только в ходе практик. Таким образом, Самьяма ключ к сверхвосприятию (значительная часть 3 главы «Йогастур» про различные возможные варианты и возможности такого сверхвосприятия).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2