Полная версия
Несовершенство российского законодательства о семье, семейных ценностях и пути его преодоления
Ю. Ф. Беспалов
Несовершенство российского законодательства о семье, семейных ценностях и пути его преодоления. Монография
Посвящается моим внукам и внучке
Беспалову Юрию Александровичу;
Касаткину Федору Денисовичу;
Касаткиной Дарье Денисовне!
Семья – природное и разумное, целостное и стойкое, доброе и ответственное состояние жизни и деятельности каждого человека. Она дает жизнь, сопровождает ее, направляя на добрые дела и свершения, сохраняя прежние, создавая новые, и передавая из поколения в поколение семейные ценности. Неизменны ее основы: любовь, добро и уважение во внутренних отношениях и в отношениях с внешним миром; продолжение здоровой жизни; взаимная забота ее членов друг о друге; гармоничное сочетание личного и семейного интересов; взаимное решение вопросов семейной жизни; осознанная социальная позиция и глубочайшая ответственность членов семьи друг перед другом, перед обществом и государством в целом; сохранение и преумножение человеческих ценностей.
Автор:
Беспалов Ю. Ф., доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права Тверского государственного университета, председатель Владимирского областного суда в отставке.
ebooks@prospekt.org
© Беспалов Ю. Ф., 2021
© ООО «Проспект», 2021
Введение
Уважаемый читатель!
Предлагаемая Вам монография посвящена исследованию семейного законодательства РФ и путей преодоления его пробелов и иных недостатков.
Поводом для написания данного научно-практического труда стали: 1) правовая неопределенность о семье, семейных ценностях в РФ, созданная несовершенством семейного законодательства; 2) неопределенность правоприменения, включающая создание новых правил; 3) нарушение прав семьи и ее членов, отступление от семейных ценностей; 4) поиск путей преодоления недостатков семейного законодательства и беспрепятственного осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей.
Установлено, что суды РФ, преодолевая пробелы семейного законодательства РФ, создают судейские семейные правила, то есть выходят за рамки своих полномочий.
Отметим, что в российской доктрине судейское (судебное) право представлено в качестве прецедентного права и права о судоустройстве и судопроизводстве в РФ.
В данном труде судейские семейные правила показаны в качестве несовершенного способа преодоления пробелов семейного законодательства, применяемого наряду с аналогией закона и аналогией права. Несовершенство Семейного Кодекса РФ в разных формах: пробелы, некорректность, оценочные категории, противоречия между положениями влекут существенные судебные ошибки и крайне неблагоприятно сказываются на семье и ее главной цели и назначении – продолжении человеческого рода с сохранением семейных ценностей.
Семейный кодекс РФ не определился: 1) с приоритетностью одного из принципов семейной жизни: укрепление семьи, основанной на браке или свобода брака; 2) с предметом, методом семейного права, его местом в системе российского права; 3) с правовым статусом субъектов семейных прав; 4) с правовым режимом объектов семейных прав; 5) с формами семейных отношений; 6) с родством и свойством; 7) с правовым статусом семьи; 8) с понятием «член семьи»; 9) с семейными ценностями; 10) с правами лиц с особым правовым статусом; 11) с актами гражданского состояния и многими другими семейными понятиями и в целом природой, ценностью семейных отношений. Названные недостатки Семейного кодекса РФ, выявленные автором и проанализированные в данном труде, позволяют заключить, что Семейный кодекс РФ не стал основным нормативным правовым актом в сфере семьи и семейных отношений в РФ. Его содержание явно не соответствует названию. К сожалению, о принадлежности к семье данного документа свидетельствует лишь его заголовок.
Доказано, что создаваемые судами семейные правила не всегда отвечают основам семейного права, семейным и общечеловеческим ценностям. Некоторые из таких судейских положений не направлены как на обеспечение благополучия россиян, так и на единство, стабильность и эффективность правоприменения, а следовательно, умаляют роль и значение судебной защиты граждан РФ как членов семьи и семьи в целом.
Автор пришел к выводу о том, что устранение пробелов в семейном законодательстве РФ объективно возможно путем применения обычаев, права справедливости, семейных и общечеловеческих ценностей. Данные меры в преодолении пороков Семейного кодекса РФ в наибольшей степени будут отвечать потребностям российской семьи, общества и государства в целом, их единства и гармонии интересов.
Автор надеется, что монография окажется полезной каждому, кто интересуется качеством российского семейного законодательства и его назначением, правовым статусом семьи, семейными ценностями и способами устранения неопределенностей в семейном законодательстве, эффективностью судебной защиты семейных прав и правоприменения по семейным делам.
Глава 1
Российская семья, семейные ценности в РФ и недостатки семейного законодательства РФ
§ 1.1. Российская семья и семейные ценности в РФ в условиях несовершенства законодательства
Жизнь и деятельность российской семьи, природа и существо семейных ценностей, их значение для каждого человека, общества и государства в целом – одно из основных направлений фундаментальных исследований науки семейного права.
Мыслители разных времен и разных сфер познания не раз обращались к проблемным вопросам семьи и ее ценности1. История человечества свидетельствует о том, что в любую эпоху человек признавал основной своей целью – продолжение здоровой человеческой жизни. Все остальные сферы деятельности, в том числе экономическая деятельность, следовали достижению данной цели. К сожалению, у некоторых мыслителей, в том числе современных, а в большей степени политиков иные взгляды, в конечном итоге направленные на благополучие власти и ее представителей. Бесспорно, эта цель прикрывается достойными лозунгами: «во имя человека», «во благо россиян» и т. п. Такой мимикрический подход создает проблему благополучного существования человека напрямую непричастного к власти.
Жизнь каждого человека объективно и непосредственно связана с семьей и сопровождается правом, в том числе семейным, нравственностью, обычаями, общечеловеческими и личностными установками, правовой культурой, мировоззрением, а не редко и природными инстинктами.
Каждый человек появляется на свет в семье, пусть порой и не полной, но своей, родной и, как правило, доброй и теплой, где все направлено на заботу о ребенке, престарелом предке, каждом члене семьи.
Как известно, семья одно из древнейших социальных образований2. Ее возникновение и существование вызвано существом самой жизнедеятельности человека. Моногамная семья возникает «из парной семьи на рубеже между средней и высшей ступенью варварства; ее окончательная победа – один из признаков наступления эпохи цивилизации»3.
Отметим, что изучению семьи были посвящены труды И. Я. Бахофена «Материнское право» (1861 г.); Д. Ф. Мак-Ле́ннана «Первобытный брак» (1865 г); Л. Г. Моргана «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1877 г.); Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.); И. Г. Оршанского «Исследования по русскому праву, семейному и наследственному» (1877 г.); К. Каутского «Возникновение брака и семьи (1906 г.) и некоторые другие.
Л. Г. Морган писал, что семья – «активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей по мере того, как общество развивается от низшей ступени к высшей. Напротив, системы родства пассивны; лишь через долгие промежутки времени они регистрируют прогресс, проделанный за это время семьей, и претерпевают радикальные изменения лишь тогда, когда семья уже радикально изменилась»4. М. Ф. Владимирский-Буданов замечал, что «семьей называется сложный союз супругов между собой и родителями с детьми»5.
А. И. Загоровский полагал, что «семья есть группа лиц, связанных браком или родством, живущих совместно друг с другом»6.
По мнению профессора К. П. Победоносцева, «слово семья напоминает, во-первых, о союзе, которым соединены супруги, как между собой, так и с детьми своими. Во-вторых, об отношении, в котором находится глава дома ко всем членам дома и семьи, находящимся у него в подчинении. Наконец, в-третьих, указывает на целый круг лиц, соединенный связью общего происхождения. Все эти союзы входят один в другой, и взаимные отношения членов каждого круга между собой, насколько могут быть определены юридически, составляют предмет семейственного права»7. Г. Ф. Шершеневич полагал, что «семья представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих»8. Я. Н. Бранденбургский определял семью, «трудовое объединение, настоящие брачные отношения могут сложиться только на основе экономической связи»9. А. М. Нечаева семью понимала как: «общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством»10. О. Ю. Ильина полагает, что «семья – это круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими на основании родства, брака, усыновления и иной формы принятия детей в семью на воспитание»11. Р. П. Мананкова считает, что «семья – малая социальная группа (объединение, союз лиц), основанная на браке, родстве, усыновлении и иных формах принятия детей на воспитание, связанная общностью жизни, а также семейными правами и обязанностями»12.
Автор этих строк понимает под семьей «явление социально-правовое и представляет собой объединение людей в особую, обособленную группу, в которой все ее члены действуют как в общих интересах, так и в своих собственных, основа, которой состоит не только в воспроизводстве человека, принятии ребенка в семью и в воспитании детей, но и в совместной жизнедеятельности ее членов»13.
Таким образом, российской науке семейного права семья представлена в виде союза14, круга лиц15, связанных родством, свойством; малой социальной группы16, фундамента общества17, договора простого товарищества18, общности совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством19 и т. д. Ученые близки в подходах к определению семьи: различная связь, в том числе правовая, людей, основанная на родстве, свойстве и т. д.
Семья – самостоятельное социально-правовое образование, основанное на происхождении детей; принятии детей на воспитание; законном или фактическом союзе, иных социальных связях, целью которого является совместное решение общих задач и задач каждого ее члена, обеспечение жизнедеятельности и благополучия самой семьи и каждого ее члена, продолжение рода, подготовка детей к самостоятельной жизни и другие, в том числе определяемые жизненной ситуацией.
Как известно, семья может быть основана на браке, на происхождении, на принятии ребенка на воспитание и других социально-правовых конструкциях. Она может быть полной и неполной, состоять из несовершеннолетних супругов, лиц позднего возраста, быть одно – или многопоколенной и т. д. Все названные формы семейных отношений в РФ признаны государством и в целом регламентируются российским правом, нормами нравственности, обычаями, международными нормами, признанными РФ и международными договорами РФ.
Формы семейных отношений Российской Федерации определяли и определяют основы жизни и деятельности каждого человека, составляли и составляют фундамент функционирования общества и государства в целом.
Одни из них признавались государственной властью, другие запрещались, третьи – оставались без какого-либо сопровождения, то есть действовали, как принято выражаться – по умолчанию уполномоченных государством органов. До принятия специального кодифицированного нормативного правового акта – «Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», ВЦИКом 16.09.1918 г.20, семейные отношения регламентировались нормами Кормчей книги21, Русской Правды22, Домостороя23, Сборника решений Стоглавого Собора 1551 г. (Стоглав)24; Соборного Уложения 1649 г.25; Указа Петра I от 3 апреля 1702 г.26; «Регламента об управлении адмиралтейств и верфи и о должностях коллегии адмиралтейской и прочих всех чинов при адмиралтействе обретающихся»27; Указа Петра I от 23 марта 1714 г. «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах»28; Указа Петра I от 6 апреля 1722 г. «О свидетельствовании дураков в Сенате»; Свода законов Российской Империи29; Декрета ВЦИК, СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г., «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния»30; Декрета от 19 декабря 1917 года «О расторжении брака»31 и т. д. Уточним, что брачные отношения регулировались в целом церковными нормами, пришедшими на смену обрядам, традициям или обычаям в целом.
Особое и крайне нестабильное, а порой весьма условное, отношение к семье действовало в первые годы советской власти: от попыток «уничтожить» основы семейных отношений, в частности, традиционную семью, основанную на браке, до поддержки промискуитета и иных неблагоприятных форм семейных отношений (И. Ф. Арманд, А. М. Коллонтай и другие: теория «новой женщины»; теория «половой свободы (коммунизма)»; «теория стакана воды»; замена семейного воспитания и быта общественным и т. д.32).
В наши дни формы семейных отношений также переживают определенное «стрессовое» и «судьбоносное» состояние33. Ибо вновь наметилась тенденция «выхолащивания» основ семейной жизни, замены их гражданско-правовыми конструкциями, признания экономической составляющей основой семейных отношений, вытеснения женщины из семьи и освобождения ее от семейных функций, в том числе по рождению и воспитанию детей до ее материального становления и т. д. Согласно российскому законодательству, российской семейной политике семья уступает первое и основное место в жизни каждого человека, в государственной деятельности, экономическим ценностям. Современному этапу государственности свойственно познавать и внедрять в деятельность новые экономические технологии, не связывая их с благополучным существованием человека и продолжением здоровой жизни.
Клятва лиц, вступающих в брак «любить и беречь друг друга и в горе, и радости до тех пор, пока смерть не разлучит нас», тезис «с любимым рай и в шалаше» представляются некоторыми лицами, в том числе и отдельными учеными, ныне неуместными, канувшими в далекое прошлое. Бесспорно, с денежками легче в этой жизни, но вряд ли они заменят нравственное и в целом благополучие человека.
Сегодня можно назвать множество нормативных правовых актов в сфере семейной политики: Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»34; Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»35; Указ Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»36; Указ Президента РФ от 19.11.2018 № 662 «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей»37; Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 № 248 «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации»38; Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»39; Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года»40; Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 № 1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства»41; Распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 № 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017–2022 годы»42 и т. д. Однако не наблюдается системного подхода и единства в регламентации традиционных семейных отношений, выделения их специфики и утверждения их ценности. Более того, семейно-правовая действительность остается без внимания органов законодательной власти, а исполнительная власть частенько уклоняется от исполнения государственных обязательств перед человеком, в том числе семьей и ее членами.
Согласно Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р, «приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи. Целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития»43.
Известно, что в семейных отношениях как объективно необходимом социально-правовом явлении участвует каждый россиянин. Семья как основное социальное образование любого общества и государства сопровождает жизнь человека с момента его рождения; в семье воспитывается абсолютное большинство людей; в семье формируются личностные качества человека, происходит его социальная адаптация; с семьей связана деятельность каждого ее члена, в том числе профессиональная; семья определяет «рецепт» жизни и дает «уроки» жизни и т. д.
Исходя из действующих в российском обществе подходов к оценке деятельности человека, его личностных и общечеловеческих качеств можно заключить, что абсолютное большинство свойств личности каждого человека не только формируется в семье, но и утверждается как естественное состояние. Каким будет человек, его назначение, мировоззрение, отношение к другим людям, таким будет и общество, и государство44.
Бесспорно, единый и единственный «рецепт» жизни для каждого человека, каждой семьи составить объективно невозможно. Вместе с тем основы жизни и деятельности человека приобретаются в семье. Эти обстоятельства уже свидетельство особого интереса каждого к семье, к действующим в РФ формам семейных отношений.
К таким основам отнесем:
1) взаимную заботу каждого члена семьи друг о друге;
2) взаимное решение всех основных задач семьи и ее членов;
3) нравственные начала семьи и семейных отношений;
4) продолжение здорового рода;
5) взаимное уважение между членами семьи;
6) передачу опыта жизни, традиций и ценностей из поколения в поколение;
7) воспитание и развитие детей; поддержка престарелых членов семьи; членов семьи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Это далеко не полный перечень, однако стабильный, свойственный российской семье. Активную помощь государству в вопросах обеспечения семейного благополучия россиян в рамках полномочий должна оказывать и российская наука.
В современной российской науке семейного права на уровне фундаментальных исследований данные вопросы всесторонне, в их реально существующем состоянии не изучены, не выработаны и научные рекомендации для совершенствования семейно-правовой политики, семейного законодательства и правоприменения в семейной сфере, которые поддерживались бы большинством ученых. Науку семейного права представляют лишь нескольких ученых-специалистов45. Семейно-правовая действительность «окутывается» в гражданско-правовое «одеяло». Концепция развития семейного законодательства РФ не определена.
Не получив разумного законодательного оформления некоторые формы семейных отношений существуют сами по себе в условиях, как правило, отрицательного отношения общества к ним, а это в свою очередь влечет неблагоприятное положение лиц, участвующих в них и лиц, связанных с ними родством, свойством и т. д. Речь идет о ранних, фактических, однополых, религиозных формах семейных отношений, полигинии, полиандрии (многоженства, многомужества) и некоторых иных. Позиция государства и общества к таким формам отношений должна быть выражена ясно, не вызывать двоякого подхода.
Бесспорно, названные модели брачных отношений создают множество вопросов, требующих и научного осмысления, и оценки со стороны государства.
Отметим, что в Российской Федерации признаются несколько форм семейных отношений:
– семейные отношения, основанные на браке, зарегистрированном в отделе ЗАГСа в порядке и на условиях, установленных СК РФ, Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и иными нормативными правовыми актами, в том числе субъектов РФ;
– семейные отношения, основанные на происхождении детей или кровном родстве, установленным в порядке, определенном законодательством РФ, в том числе основанные на происхождении детей с применением вспомогательных репродуктивных технологий;
– семейные отношения, основанные на принятии несовершеннолетних детей на воспитание, в порядке установленным законодательством РФ;
– семейные отношения, основанные на иных, предусмотренных законодательством РФ обстоятельствах: отношения между отчимом (мачехой) и пасынком (падчерицей); отношения между фактическими воспитателями и воспитанниками и т. д, то есть отношения, основанные на фактическом воспитании;
– семейные отношения мужчины и женщины, состоящие в фактическом союзе и имеющие ребенка, признанного отцом;
– семейные отношения межотраслевой природы.
Семейные отношения, основанные на браке, зарегистрированном в отделе ЗАГСа
Семья, основанная на браке, возникает с момента регистрации брака в отделе ЗАГС (ст. 1 °CК РФ, гл. III Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»46). В РФ признается брак между мужчиной и женщиной. Условия и порядок заключения брака регламентированы гл. 3 СК РФ, гл. III Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»47. До регистрации брака мужчина и женщина вступают в различные связи, познавая друг друга и определяя общее поведение, в то числе будущие отношения.
Семейное законодательство РФ определяет лишь нижний порог брачной зрелости, допуская его снижение. Нормативными правовыми актами субъектов РФ верхний предел брачной зрелости семейным законодательством РФ не установлен.
Согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики в РФ за 2018 г. было заключено 454 браков мужчинами в возрасте до 18 лет (0,05 % от общего числа зарегистрированных браков) и 4593 браков женщинами до 18 лет (0,5 % от общего числа зарегистрированных браков). В 2017 г.48 было заключено 556 браков мужчинами в возрасте до 18 лет (0,05 % от общего числа зарегистрированных браков) и 5886 браков женщинами до 18 лет (0,6 % от общего числа зарегистрированных браков). В 2016 г. 705 браков заключено мужчинами в возрасте до 18 лет (0,07 % от общего числа зарегистрированных браков), 6825 браков – женщинами в возрасте до 18 лет (0,7 % от общего числа зарегистрированных браков).
В государствах мира возможность снижения брачного возраста до 14 лет предусмотрена законодательствами Андоры (необходимо разрешение суда); Колумбии (с согласия родителей); до 15 – законодательством Дании, Эстонии, Литвы, Словении. Вместе с тем в большей части стран мира минимальный порог брачной зрелости установлен в 16 лет, в частности, в Австрии, Австралии, Англии, Бразилии, Хорватии и т. д. А в бывших странах СССР, причем в большинстве из них снижение брачного возраста, возможно на 1 год, то есть до 17 лет49.
Субъекты Российской Федерации по-разному определяют нижний порог брачной зрелости.
В частности, некоторые субъекты РФ в своих законах предусматривают снижение брачного возраста до 14 лет, при наличии особых обстоятельств:
1) в соответствии со ст. 1 Закона Республики Адыгея от 30.11.1998 № 101 «О порядке и условиях вступления в брак граждан Российской Федерации в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, постоянно либо преимущественно проживающих на территории Республики Адыгея»50 Граждане Российской Федерации в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, постоянно либо преимущественно проживающие на территории Республики Адыгея, имеют право на вступление в брак при наличии особых обстоятельств и в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Особыми обстоятельствами, дающими право на разрешение вступить в брак гражданам Российской Федерации в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, постоянно либо преимущественно проживающих на территории Республики Адыгея: 1) поздние сроки беременности; 2) рождение несовершеннолетней ребенка (ст. 2);