Полная версия
Оболганный гений
Николай Ходаковский
Оболганный гений
ИСТОРИЯ ШАХМАТНОГО РОБОТА
В данной книге мы хотим разобраться в одной из многовековых загадок истории – об истории создания первого в мире шахматного автомата в XVIII веке.
История эта обросла множествами легенд и домыслов и до сих пор так и не разгадана. О ней писали и известные писатели, и журналисты и шахматисты… Но так до настоящего времени остаётся загадкой, кто он, создатель первого шахматного автомата – великий мистификатор или гений?
Все сегодня сходятся в одном – создатель этого шахматного автомата – величайший мистификатор. Но тайна его мистификации так и не раскрыта и что это была мистификация никому не удалось доказать! И, как мы покажем в книге, никогда не будет доказано, потому что никакой мистификации не было, а был создан первый в мире шахматных робот! И создатель этого шахматного робота – оболганный гений.
Сегодня трудно представить себе шахматиста, который не использовал бы компьютеры и шахматные программы для своей подготовки. Никто не будет оспаривать и тот факт, что человек практически не может победить компьютерную шахматную программу или шахматный автомат. Но путь к созданию шахматного автомата был долог и сложен.
Первоначально никто не верил в возможность создания шахматного робота, который играл бы сильнее человека. Это неверие длилось почти до конца двадцатого века. Но сейчас у нас речь пойдет о первом шахматном роботе, который был создан более 250 лет назад. Этот робот произвел неизгладимое впечатление на людей того времени. Никто не верил в возможность того, что машина может играть в шахматы как человек. Все утверждали, что там спрятан человек.
Но никто, никогда спрятанного человека найти не мог!
По поводу этого шахматного автомата написаны тысячи исследований, книг и статей, поставлены художественные фильмы.
В 1938 году выходит французский художественный фильм “Драма”. Режиссер Жан Древиль. Сценаристы: Андре Додре, Жан Древиль, Роже Витрак, Бернар Циммер. Актеры: Франсуаза Розе, Конрад Файдт, Бернар Ланкре, Мишлин Франсе, Поль Камбо, Жак Гретийа, Жан Темерсон, Эдмонда Ги и др.
Сюжет фильма такой. 1776 год. Эксцентричный изобретатель барон де Кемпелен («очень странный персонаж» – как его охарактеризовал Вольтер), пользующийся покровительством императрицы Екатерины II, создает различные удивительные механизмы, в том числе и автоматы, поразительно похожие на живых людей.
Один из таких автоматов копирует облик покойной графини Воровской, которую барон любил и которая поручила ему позаботиться о её сыне Болеславе. Для Болеслава главным в жизни является борьба за свободу своей родины, Польши, и приёмная дочь его матери, прелестная юная Соня, к которой он испытывает отнюдь не братские чувства. Соня Воровская становится для польских патриотов символом освобождения и независимости, тысячи людей готовы сражаться под флагами с её изображением. Но восстание, вспыхнувшее неожиданно, оказывается жестоко подавлено, и за голову Болеслава назначают огромную награду. И барону де Кемпелену приходит в голову идея спрятать Болеслава, отлично играющего в шахматы, в шахматный автомат, Турок, и под прикрытием сенсации от демонстрации фантастического изобретения, вывезти его заграницу. Казалось бы у подобной авантюры значительные шансы на успех, но не всё так просто…
Или вот, например, художественный фильм «Таинственные истории Эдгара Аллана По». «Шахматный автомат господина Мальселя»
(Le joueur d'échecs de Maelzel; Франция, Мексика.1980 год).
Режиссер: Хуан Луис Бунюэль. В ролях: Жан-Клод Дрюо, Диана Брашо, Мартин Ласаль, Хулио Лусена, Эдуардо Алькарас.
Первый фильм французского телесериала "Таинственные истории Эдгара Аллана По" – тот редкий случай в истории кино, когда экранизировано не художественное произведение, а статья!
Эдгар По написал своё эссе после того, как в 1834 году австрийский механик Мельцель раскрыл секрет шахматного аппарата, который он приобрел у венгерского механика Кемпелена.
Да и сейчас все убеждены в том, что в первом шахматном автомате, который получил название "Австрийский автомат", а более широко известен как шахматный автомат "Турок", был спрятан человек. Что это была великая мистификация создателя этого робота Кемпелена-Мельцеля. И сейчас с полной уверенностью утверждается, что великий изобретатель шахматного автомата был всего лишь великим авантюристом.
Эту монету выпустил Национальный банк Венгрии в 2002 году, посвятив ее самой грандиозной мистификации XVIII века.
Я же попытаюсь доказать, что великий изобретатель автоматических машин Кемпелен незаслуженно оклеветан. Показать, что это было великое достижение человеческой мысли и восстановить честное имя создателя шахматного автомата.
Создатель шахматного робота
Впрочем, давайте все по порядку. Чтобы легче понять, о чем пойдет речь (для тех, кто не знает эту историю об автомате "Турок" и не знает историю создания современных шахматных роботов) представлю вам заслуженного тренера России по шахматам, отца и воспитателя первой российской чемпионки мира среди женщин Александры Костенюк, и при этом автора десятков патентов на различные технические изобретения, Константина Костенюка, которому удалось фантастику воплотить в реальность – создать шахматного робота. Константин Костенюк подчеркивал: "Меня вдохновляла знаменитая история автомата Кемпелена".
7 сентября 2019 года на шахматной площадке в Лужниках все желающие смогли сразиться с непобедимым роботом-шахматистом, созданным отцом 12-й чемпионки мира Константином Костенюком.
Вот интервью с ним корреспондента Шахматного обозрения, который задал вопросы талантливому изобретателю [1].
“ – Константин, как к вам пришла идея создать шахматного робота?
– Задумка создать шахматного робота возникла в нулевых годах. Она была вполне очевидна. В последние 250 лет шахматы представляли триединство науки, искусства и спорта. И самые первые вычислительные машины и программы тесно переплетались с шахматами. А когда программы начали обыгрывать чемпионов мира, и возникла идея создать механического супергроссмейстера, играющего за настоящей доской. Плюс вдохновляла знаменитая история автомата Кемпелена.
Оговорюсь сразу, проект такого уровня создается годами и при меценатской поддержке. В то время, когда я работал над роботом, более прагматичные люди писали в фейсбук, твитер и т.д. Наш проект был бы невозможен без поддержки президента ФИДЕ Аркадия Дворковича. За что я ему очень благодарен.
– Ваш первый шахматный робот сильно отличался от того, что играет сегодня?
– Самый первый робот получился забавным. Манипулятор был собран из деталей мною лично. Играл медленно, хотя и сильно. Но явно не подходил для блица. А в этом и состояла задача: создать робота-блицора. Поэтому вторым поколением был уже робот на основе промышленного манипулятора. Скорость игры резко возросла, и это уже был гроссмейстер блица.
Сейчас играет уже третья версия робота-шахматиста. С контролем времени 5+0 он играет в силу гроссмейстера из топ-10 блицоров мира. При контроле 3+2 он сильнее любого белкового игрока. Однако без добавления шансы человека вполне реальны, в отличие от игры против программы в виртуальной реальности.
– Какие наиболее запоминающиеся шахматные встречи были у вашего робота? Может, вспомните курьезные случаи.
– Много смешных моментов было и в матчах, и в легких партиях: резкий отскок Александра Грищука, шутка Владимира Крамника (он поставил пешку между клетками, после чего робот «завис» – прим.ред.), панический отказ играть с роботом Магнуса Карлсена и многое другое.
– Поделитесь пожалуйста, своими новыми задумками и планами, связанными с робототехникой?
– Планов много: развитие в направлении увеличения количества досок в сеансе, есть возможность даже создать мобильного робота-сеансера. Но надо понимать, что это потребует весьма серьезных вложений, притом, что проект совершенно не коммерческий. Для меня это хобби. Все планы развития могут строиться только при меценатской поддержке.
– Ваш робот был невероятно популярен на празднике «Московский спорт в Лужниках». В чем, на ваш взгляд, причина такого успеха?
– Действительно в Лужниках робот был очень популярен, ведь он забавно и точно передвигает фигурки на шахматной доске. Особенно это нравится детям. За ним интересно наблюдать даже ничего не понимающим в шахматах людям. Робот – блестящий популяризатор нашей славной игры “[1].
Вольфганг фон Кемпелен
И так, Константина Костенюка вдохновляла знаменитая история автомата Кемпелена.
Так что же это за история?
Первый шахматный автомат сконструировал Вольфганг фон Кемпелен и продемонстрирован в Вене в 1769 году.
Вольфганг фон Кемпелен родился 23 января в 1734 года в Братиславе. (по происхождению словак.) Семья, возможно, имела ирландские корни. Изучал философию и право в Братиславе, Дьёре, Вене и Риме, знал семь языков. Перевёл свод законов Марии Терезии с латинского на немецкий язык, чем привлёк внимание двора и стал придворным советником. В возрасте 25 лет эрцгерцогиня Австрии Мария Терезия назначила его управляющим соляными шахтами во всей венгерской части империи. Кемпелен значительно модернизировал соляной промысел в империи. В 1770 году стал рыцарем, в 1775 – наследственным бароном де Пазманд. В 1786 стал председателем Венгерско-Трансильванской придворной канцелярии. Кемпелену поручали многие технические задания. Он первым начал выращивать лён в Банате, построил там суконную фабрику. На этот момент следует обратить особое внимание. Дело в том, что уже в 1728 г. французский ткач Фалкон изобрел ткацкий станок управлявшийся своеобразными перфокартами, направлявшими нити в зависимости от заданного узора. Следовательно, Кемпелен был хорошо знаком с перфокартами и возможностями их использования для решения множества задач.
Кемпелен был выдающийся механик. Он сделал много оригинальных изобретений и конструкций: паровой машины, гидравлической системы знаменитых фонтанов в Шёнбруннском дворце, пишущего прибора для слепых; он также разработал проект канала между Дунаем и Адриатическим морем. Он руководил реконструкцией будапештских укреплений. В 1777 году руководил переносом университета из Трнавы в Будапешт. Позднее Кемпелен спроектировал и построил водопровод для Братиславского Града, построил в Братиславе понтонный мост, а на Житном острове ирригацию. В 1778 году Кемпелен создал говорящую машину, которая состояла из четырёхугольного деревянного ящика, длиной около 1 м и шириной в 0,5 м, снабженного мехами и сложной системой клапанов, штифтиков и т. п.; машина эта воспроизводила голос ребенка 3-4 лет.
Но из всех изобретений Кемпелена нас интересует именно его шахматный автомат, который произвел фурор не только в Венском дворце, но и во всей Европе.
Как мы уже сказали, Вольфганг фон Кемпелен был изобретателем, который во второй половине XVIII века завоевал популярность у Габсбургов – королевской семьи, правящей в Австрии и других государствах. В 1769 году двор посетил физик, который поразил всех присутствующих, включая самого Кемпелена, своими опытами. . Вдохновившись этим впечатляющим представлением, он пообещал императрице Марии-Терезии создать что-то еще более удивительное. Через год он представил "механического турка", который был способен играть в шахматы, перемещая фигуры с помощью своей "руки", и распознавать недобросовестные ходы оппонента. За доской находилась механическая фигура, одетая турком, искусно игравшая в шахматы.
В случае обнаружения нечестной игры, турок либо отменял неправильный ход, либо смахивал все фигуры с доски. Перед каждой игрой Кемпелен открывал передние створки и показывал, что внутри механического турка находятся различные шестеренки и другие механизмы, похожие на устройство часов. Механический турок представлял собой деревянную коробку размером 110 см в длину, 61 см в ширину и 76 см в высоту. На верхней части коробки располагался манекен, представляющий верхнюю половину человека, выполненный в натуральную величину. Внешний вид турка напоминал сановника из Османской империи, с тюрбаном, меховым кафтаном и курительной трубкой. Остальная часть коробки служила шахматной доской.
Изобретение Кемпелена, механический турок, вызвал огромный интерес при первой его демонстрации перед императрицей и дворцовой аудиторией. Для впечатления и проверки функциональности, Кемпелен предложил участникам играть в шахматы против автомата. Неожиданно для всех, турок выиграл все партии. Этот удивительный результат вызвал сильное впечатление на всех присутствующих и вскоре новость о механическом турке разнеслась по всей Европе.
В книге " Турок: жизнь и времена знаменитой машины для игры в шахматы восемнадцатого века " [2] Том Стэндидж писал, что механический турок был непохож на промышленные станки, которые появились в результате индустриальной революции. Он демонстрировал возможность того, что машины могут быть полезными в интеллектуальном плане и помогать людям.
Первый ход в шахматной партии всегда выполнялся механическим турком. Кемпелен внимательно наблюдал за шахматной доской автомата, а затем переходил к столику, где сидел человек, и выполнял ход от имени турка. Когда был ход соперника, Кемпелен подходил к столику, рядом с которым стояла небольшая шкатулка. Вот этот момент для нас особенно важен. Обратите внимание на него. Он проводил некоторые манипуляции с этой шкатулкой, утверждая, что в ней находится основной секрет автомата, который делает его способным играть в шахматы.
Затем Кемпелен возвращался к механическому турку и перемещал шахматные фигуры на его доске, как это сделал бы человек за своей доской. После некоторого ожидания турок поднимал свою левую руку, брал свою фигуру и выполнял свой ход. Даже если турок случайно не дотрагивался до фигуры, он все равно передвигал свою пустую руку к нужной клетке на доске, указывая Кемпелену, куда сделать ход. После этого Кемпелен снова возвращался к столику соперника и выполнял ход от имени автомата.
Все, кто пытался сыграть с механическим турком в первый день, потерпели поражение. [3] Это вызвало немедленное предположение о том, что внутри автомата скрыт человек. В ответ на эти сомнения Кемпелен открыл дверцу шкафа и показал фигуры турка. Однако после ближайшего осмотра никакого человека внутри не было обнаружено.
Кроме того, механический шахматист способен был решить старинную шахматную головоломку, которая заключалась в том, чтобы конём обойти все 64 клетки шахматной доски так, чтобы каждая клетка была посещена только один раз, и затем вернуться в начальную клетку. Эту задачу впервые решил математик Эйлер в 1757 году.
Австрийский император захотел удивить прибывшего с визитом русского царя Павла I. Павел I был восхищен и предложил австрийскому императору отправить Кемпелена в поездку по Европе, включая и Россию. Император Иосиф II согласился и для Кемпелена это стало предложением, от которого невозможно отказаться [3]. Кемпелен целый год готовился к поездке и, помимо турка, взял с собой изобретенное им устройство для имитации речи человека, так называемую говорящую машину Кемпелена.
Точная копия говорящей машины Кемпелена, построенная 2007-09 на кафедре фонетики, Саар университета , Саарбрюккен , Германия By Fabian Brackhane (Quintatoen), Saarbrücken – Own work, Public Domain [4]
Механический турок отправился в турне по Европе, чтобы продемонстрировать свои способности. Во время тура он сыграл партию против одного из отцов-основателей США и знаменитого ученого Бенджамина Франклина. Турок снова одержал победу, производя впечатление на Франклина и его публику. Впоследствии, во Французской академии наук, аппарат был тщательно исследован, но ничего подозрительного в его устройстве не было найдено.
Однако в ходе турне случилось исключительное событие – турок впервые проиграл партию. Победу одержал самый сильный шахматист Европы Франсуа-Андре Филидор. Это было событие, которое повлияло на репутацию турока и показало, что он не безусловно непобедим.
Иоганн Мельцель
В 1804 году Кемпелен ушел из жизни. После смерти Кемпелена шахматный автомат в 1805 г. выкупил у его сына немецкий инженер Иоганн Мельцель и этот автомат, известный как "турок", продолжил играть под управлением Мельцеля. В 1809 году Мельцель представил этот автомат Наполеону Бонапарту. В ходе первой партии игры Наполеон решил использовать хитрость, но турок быстро распознал маневр и смахнул фигуры с доски. В результате второй партии Наполеон потерпел поражение. «Автомат» победил в шахматы и Фридриха II и Наполеона.
Первоначально Мельцель гастролировал со своим турком по Европе. Но в 1825 г он отправился со своим театром автоматов в США. Там он гастролировал до 1837 г. Затем он отправился в гастроли на Кубу. На обратном пути Иоганн Мельцель умер.
Механический турок был продан владельцу механических мастерских Джону Олу. Тот продал его Джону Митчелу. А Митчел, повозившись с аппаратом некоторое время, в 1840 г передал его в местный музей, где механический турок и погиб при пожаре. Автомат сгорел 5 июля 1854 года в Филадельфии [5].
ЗАГАДКА ШАХМАТНОГО АВТОМАТА
В конце XVIII века и в первых двух десятилетиях XIX века машина служила поводом к спорам многих учёных, пытавшихся объяснить это чудо механики. "Ни один мыслящий человек не сомневался, что игрой автомата руководит живой шахматист. Но каким образом он скрывается и как управляет машиной – вот гордиев узел, который чаще разрубался, чем распутывался", – писал немецкий ученый Иоганн Лоренц Бэкман еще в 1785 году. Но и сегодня, учитывая технические возможности того времени, ничуть не легче разгадать, каким образом втиснутый в автомат шахматист узнавал о передвижении фигур на доске, приводил в действие механизм и вдобавок ко всему оставался невидимым. По мнению тех, кто пытался разгадать тайну автомата, искусный механик и неистощимый выдумщик Кемпелен, якобы, расставлял на пути наблюдателей множество преград и коварных ловушек. Он придумал хитроумный маскировочный маневр оператора, изобрел оригинальную систему сигнализации, сконструировал слаженный механизм управления, наконец учел психологию зрителей и эмоциональную окраску представления. Все это предопределило долгую жизнь его идеи и многочисленные споры.
Как утверждает Википедия, теперь достоверно известно, что в ящике его, под шахматной доской, постоянно скрывался достаточно сильный шахматный игрок [6]. Но такое утверждение не является доказательством!
О шахматном автомате, который получил название "Турок", было написано много с момента его появления на свет. В статьях пытались разоблачить создателя автомата Кемпелена, утверждая, что в шахматном автомате прятали сильного шахматиста, который и играл, управляя куклой-турком. В 1834 году в парижском журнале "Пестрые картинки" появилась статья Жака Франсуа Муре о шахматном автомате в котором, якобы, прятали сильных шахматистов. Муре в статье назвал мастеров, игравших в автомате, но как их прятали и как они управляли автоматом он не мог раскрыть. Об этом он просто не знал.
Предпринимались еще более или менее удачные попытки приподнять завесу над тайной автомата. Были написаны сотни работ, среди которых можно выделить две книги – саксонского любителя-механика Иозефа Фридриха барона фон Ракница – "О шахматном автомате г-на фон Кемпелена и его устройстве" [7] и английского ученого Роберта Виллиса – "Попытка анализа шахматного автомата м-ра де Кемпелена…" [8]
Потом за разоблачение взялся знаменитый американский писатель Эдгар Аллан По. Побывав на нескольких демонстрациях автомата в Ричмонде, Эдгар По написал аналитический очерк "Шахматный игрок Мельцеля" [9], где со свойственной ему убедительностью доказывал и пытался объяснить мистификацию. Очерк впервые опубликован в 1836 году в апрельском номере журнала "Литературный курьер Юга" без подписи, но вскоре авторство По было установлено, и очерк вошел в собрание сочинений писателя. На русский язык он был переведен лишь спустя полтора столетия (журнал "Шахматы в СССР", №№ 4 и 5, 1973г.).
Большой интерес представляет большая и интересная статья мастера спорта по шахматам, известного тренера и журналиста Виктора Хенкина “Одиссея шахматного автомата”, опубликованная на сайте ChessPro [10]. Виктор Хенкин также считал, что шахматного автомата не было, была великая мистификация .
Если за автомат играл спрятанный в нем человек, то возникает простой вопрос, – как ухитрялись скрывать шахматистов, которые играли за автомат более 70 лет (просуществовал этот робот 84 года)? Каким образом могли так прятать шахматистов в автомате, что его не могла обнаружить даже охрана Наполеона? (Наполеон играл с этим автоматом и, как мы говорили, проиграл ему).
Как удавалось в течение многих лет находить шахматистов-карликов (а только карлики могли уместиться в маленьком ящике), которые обыгрывали практически всех, сидя в скрюченном состоянии и не видя шахматную доску. Шахматистов, которые при этом должны были играть и одновременно управлять шахматным автоматом. Людей, которые были великолепными шахматистами и всю жизнь должны были скрывать это.
Мне представляется, что это не реально.
Попытаюсь реабилитировать великого механика и показать, что никакого обмана не было, а был создан настоящий первый игровой шахматный автомат.
Писатель Эдгар По о тайне шахматного автомата
Давайте проследим, как великий писатель Эдгар По пытался раскрыть тайну шахматного автомата и разоблачить великого мистификатора, создателя шахматного “Турка” Кемпелена.
Эдгар По
Рассказ Эдгара По написан почти полтора века назад и во многом уникален. Перед нами строгое и полное решение технической и в некотором роде шахматной загадки, выполненное с помощью логического анализа, напишет, доктор технических наук А. Силин в журнале "Шахматы в СССР" в 1973 году. Похожий литературный прием встречается у Э. По и в других сочинениях, в частности, в знаменитом «Золотом жуке». Однако на этот раз загадка не придумана автором, а выхвачена прямо из жизни. Речь идет о нашумевшем «техническом чуде», секрет которого в течение многих лет будоражил умы в Старом и Новом Свете.
С самого начала импонирует то, что решается подлинная задача, и решается не только серьезно, но и вполне научно. И все же главное в рассказе не раскрытие тайны, как в обычном детективе, а метод ее раскрытия —логический анализ, благодаря которому разрозненные наблюдения и незначительные, казалось бы, детали постепенно и неумолимо складываются в стройную цепь доказательств.
Логика автора незаметно превращает далеко не очевидную догадку в якобы решение задачи, истинность и однозначность которой кажутся убедительными.
Безусловный интерес представляют глубокие, далеко опередившие свое время рассуждения автора о принципиальной разнице в поведении механических автоматов и живых существ, аналогами которых, как мы теперь знаем, могут быть кибернетические устройства [11].
Вот что рассказывает об удивительном шахматам автомате Эдгард А. По (Рассказ был написан в 1835 г., когда м-р Мельцель, недавно умерший, демонстрировал шахматный автомат в Соединенных Штатах. В настоящее время (1855 г.), как полагал, Эдгард А. По, его владельцем является проф. Митчелл из Филадельфии.)
Мы постараемся почти полностью передать рассказ Эдгар По, так как он наиболее обстоятельно из всех авторов того времени рассказывает о том, как проходила игра шахматного автомата “Турка” и пытается доказать, что в автомате прятался шахматист, который играл и управлял этим автоматом.
Эдгар По пишет, что ни одно зрелище не привлекало такого внимания, как демонстрация шахматного автомата Мельцеля. Где бы его не показывали, он неизменно становился предметом широкого любопытства. И тем не менее принцип его действия остается неясным и поныне – отмечает Эдгар По.
По этому поводу не было написано ничего более или менее убедительного. И до сих пор повсюду можно найти людей широкообразованных, проницательных и искушенных в механике, которые без колебаний объявляют автомат машиной, никак не связанной в своих действиях с посредничеством человека, и потому машиной уникальной, являющейся наиболее удивительным изобретением человечества. И они, безусловно, правы, если только верна исходная предпосылка. (Ведь совершенно абсурдно сравнивать с шахматным автоматом любое другое известное устройство подобного типа – пишет По).
Далее он отмечает, что описание наиболее удивительных автоматов можно найти в «Записках по натуральной магии» Брюстера. Можно упомянуть, например, как безусловно существовавшую, карету, созданную Камусом для развлечения малолетнего Людовика XIV. Стоило нажать пружину, как кучер на козлах взмахивал кнутом и лошади трогались с места. Карета останавливалась против кресла принца, с запяток соскакивал паж и открывал дверцу даме, которая выходила и подавала прошение своему государю…