bannerbanner
Кофейня астральных свиданий. Стихи XXI века. Премия им. Игоря Северянина
Кофейня астральных свиданий. Стихи XXI века. Премия им. Игоря Северянина

Полная версия

Кофейня астральных свиданий. Стихи XXI века. Премия им. Игоря Северянина

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Поэзия – всегда больше, чем чтиво, развлечение, чем рифмованный сказ о житие-бытие или поэтическая зарисовка момента. Поэзия – не кадр, это то, что за кадром: чутье и способность к пониманию замысла Главного режиссёра и сценариста нашей жизни, и выпавшая на долю ищущего знаки от Него и ответы, доля страданий и мук.

Поэзия – это поиск невидимых связующих нитей всего и вся в совершенно несовершенном мире. Это то, что способно утолить печаль, как старинный романс, насладиться уютом интимной гостиной, найти выход в сад по аромату цветов, если свечи оплавлены и погасли, а вернувшись, разбить аквариум с золотой рыбкой, если та зажирела в лености своей…

И Александра, как истинный поэт, предлагает читателю как вариант – последовать её примеру и заглянуть в необычную Кофейню — «Мне бы кофе… на ложку послаще, чтобы Солнце светило нежнее…». Именно в Небе, а не «в порочной обители, где Солнце и сердце погибли от холода, а Лунный фонарик туманы похитили», расположена уютная гостиная Александры Крючковой – «Кофейня астральных свиданий», в которую можно попасть уже сегодня всем желающим, например, во сне или используя портал – её книгу, нарисовав в своём воображении:

«… Кофейню, фонарик во фраке, сквозь годы искрящий в надежде, что счастье коснётся нас прежде, чем сердце утонет во мраке».

Дождёмся полночи, когда «зависнув над строчкой в чернушной сорочке, Ночь стынет десертом несмятой подушки», и заглянем внутрь! Автор сидит за столиком у окна в Мир, с тетрадкой и ручкой, наблюдая за посетителями, которые «венчаются кофейным обрядом», и одновременно – за происходящим на Земле, где «Луна не спит – сканирует планету», а вот «Солнце в отпуск ушло»:


Губы – тестом на ложь,

Годы – учат любви,

Осень – вовсе не повод спуститься на дно!

Если меди – на грош,

Запах кофе – лови! —

Впишем счастья причастье в сценарий кино!


В этой Кофейне никто и ничто не случайно: «Случайных – отводит Всевышний, а прочих – оплачет скрипач». Александра записывает что-то в тетрадку и ждёт появления своей Любви: «Я – в Башне халдеев, мечтаю о манне небесной, не хочешь заехать на кофе с бессонной Луной?»… «Я бы с тобою до снега столик закрыла – прощеньем…»

В меню здесь, кстати, – не только кофе, да и «я стою дороже эспрессо зернистого в элитной кофейне богемных статистиков!». Есть чай. Угощайтесь, читатель! И я – «я – тоже… чашечкой без чая, скучая, призраков ловлю», поскольку мимо проплывают сплошные призраки – «А облако – точь-в-точь обещанный жених!»,


Я жду звонка, но идолы немы —

Моя любовь случается не нашей,

Судьба – печаль, склонённая над чашей

Пустых надежд на призраков зимы…


И даже если кто-то предлагает познакомиться —


На тонкой границе, где паспорт не нужен,

Играли словами десертом на ужин,

Я знаю, что ты мне, конечно, не сужен,

Ты знаешь, что мной ты зачем-то простужен, —

Не повод для шуток…


– разлука неизбежна при наступлении рассвета – «Белым облачком взмыл в рассвет с донца чашечки – дух кофейный», «в никчёмных беседах под кофе на память астрально целую», да и просто потому что «Дворец мечтал о вывеске иной. Фонарь и я оставлены за дверью, ТЕБЯ там нет!»

Примечательно, что в меню Кофейни – множество не (!) сказочных блюд, о которых нужно помнить каждой Золушке: «из тыквенных карет готовится крем-суп», «из тыквенных карет готовится пирог… рагу… салат…»…

Что может быть любимее Любви и грустнее грусти, когда «нам поздно чертовски влюбляться, но рано разлиться вином»? Возможно, «наш путь кармически просрочен»? Ответите? Тогда вы сможете преобразить плоское в объёмное, – мысле-образы, иллюзию и фантазию в фотографическую память души.

Александра-поэт (а мы знаем её и как блестящего прозаика) обладает такой выразительной подачей символов чувств, что монументальное слово робеет перед её бабочковым крылышком суффикса и окончания, несмотря на обилие «мужских» рифм. Парадокс? Да! И детский ритм считалочек, иногда используемый автором, лишь подчёркивает глубину и общечеловеческую мудрость, достойную изливаться из уст конфуциев! Но вернёмся к главному – Любви.

Какой предстаёт Любовь в этих стихах? – разнообразной! От кокетливой и дерзкой до божественной: «Как же выберу я «против», если крыльями я – «за»?!», «Хочу быть пленной и… пленить!», «У памяти – брутальная винтажность: я прыгала от каждого звонка!», «Любуюсь тобою, как стражник – музеем…», «Любите ревностно, как тень – сраженья с полночью за тело… Любите пламенно, как те, кто Смертью милован однажды…», «Любовь – причастное вино», «Дайте глотком из Вечности каплю Любви без слов…».

Впрочем, и на вопрос: а стоит ли любить вообще и зачем? – автор отвечает неоднократно и на разных уровнях, чтобы найти свой подход к каждому читателю: «чтоб – вдаль, выруливать на крылья, менять их цвет», «сражая Скрижали полётом фантазии…», «воскреснут из шкафа чудные одежды счастливых совместных времён», «воскреснем Любовью», «Душа спасётся пламенем Любви – венцом творенья Солнечной Вселенной».

И пусть «встречи – опасны, разлуки – полезны», и «нежность погубит стрелка», «поздно думать, страдая напрасно: то ли порознь скитаться нельзя, то ли вместе светиться опасно», жажда Любви – зашкаливает, «Маргуша по ступе скучает неистово! – полёты на мётлах – не игры софистиков!»:


Дело – в шляпе, надежда – кушак,

Страхи – в печку! Перед Небом отвечу,

Сделав прежде последний свой шаг,

Шаг – навстречу…


Наиболее часто используемые (равно «значимые») слова Александры выдают в ней философа: Время, Вечность, Любовь, Творец, Душа, МЫ и ……ТЫ, но крайне редко встречается «я» – в основном, в форме «меня», «мной», «мне». И это, чисто женское, нежное, хрупкое, такое зависимое обращение ТЫ – из передряг житейских передаёт автора на ладонях Дюймовочкой в тюльпан моей читательской эмпатии – так хочется защитить её, славную, чью «каморку души греет фантик, шуршащий в кармане», у которой «трагедий – не меньше, чем вёсен, а счастья – едва ли на лето», то приближающую к бытовой конкретике, то отдаляющую на космическое расстояние – «Мальчик признался, что сходит на нет радость без евроремонта,  Птице, летящей от звона монет к Солнцу из песен Бальмонта», за то, что в своих стихах не ищет способов отделаться от трагичного – «я Солнце по жизни так долго искала, что верю в Светило с трудом», «с детства Луна мне – за мать»; и меня, как читателя, распирает чувство благодарности – «А ночью на Луны приятней выть вместе!» – за глубину проживания и горевания, которую я испытала, читая книгу, – «Зашейте мне душу! Зашейте и вышейте!», «Заплечью – тысячи крестов, а крыльям – бонусом – две мили…», «голос устала сжимать», «лица, вылиты из стали с прорезью бойниц, в полночь пафосно листали таинства страниц»

Ах, дудки божьи, как же вы хрупки:


Удержи! За рукав чудо-платья Армани

жалкой нищенки – нет и копейки! – в кармане —

взаимности!

За сердце, что шире наземных широт…


Из цитат строк Александры Крючковой получится полновесная книга блистательных афоризмов. Облаченные в стихотворную форму, перекликающиеся с поэтами Серебряного века, в то же время неожиданные, остроумные и ироничные поражают глубинным родством с предтечами философской поэтической мысли – Хайямом и Навои.

«Бедняк – торгуется за тесто, богач – за женщину и нож…», «Мы – белки в колёсах Сансары», «Только на Ноев корабль руки отпустят синицу!», «Разум спросит у речки про брод – чувства прыгнут с разбегу да в омут!», «С белым флагом в чердачном окне можно спорить, но глупо бороться…», «В Скрижалях разлуки и встречи верстают на годы вперёд!» «У кармы – пастбище обид», «Скорость пугает послов, сердце – надавит на газ…», «Выбрать разумом несложно, если чувствами молчать!», «Правда – для лживых – не вождь…», «Правды горькие излишки стоят острого меча!»

А что с золотой рыбкой в аквариуме? Александра научила её говорить на иностранных языках, и вышло авторское Слово за границы славянской ментальности – Крючкову читают и любят, организуют презентации и размещают её книги и на русском, и в переводе на английский, итальянский, болгарский и венгерский языки с гордостью не только в России, но и за рубежом, включая музеи и монастыри Греции – исконного Литературного Олимпа и цитадели Философии! – «Брошусь в омут солнечной Эллады, пусть же Время радостно замрёт!»

Неизбежность возвращения домой – в Небо, как и у любого философа, осмысливается и Александрой – с лёгкой грустью: «Дух Солнца кружится над винами, а Небу плачется дождём, что все мы снежными лавинами с вершины жертвенно сойдём», «Читаю молитвы, полётов довольно – метёлку распилят на крест», и непоколебимой верой в бесконечность бытия и торжество Любви и творчества: «Я слишком крылато любила – Не бойтесь! – мгновенно взлечу!» «В Небо взмыла душа невозвратным билетом…», «Видишь, в Небе плывёт окно? – Это я в нём кружусь страницами…».

Впрочем, у Творца – свои законы и резон, когда-нибудь и нашему литературному веку будет дано название. Уверена, что имя Александры Крючковой, победителя литературного турнира «Король Поэтов» 2013 и конкурса «Книга XXI века» в номинации имени Игоря Северянина 2022 (оба проводились Московской городской организацией Союза писателей России), не потеряется в нём, ибо, как и подобает творцам-писателям, «мы все исчезнем в обмен на книжку…», а настоящие рукописи не просто «не горят», они – бессмертны.


Елена Вячеславовна ТАЛЛЕНИКА,

поэт, член Союза писателей России,

лауреат литературных премий


Газета «Поэтоград» №10 (406), 20221516

В. Г. Шильцын: «Космос!»

Стихи Александры Крючковой заразительны стремлением проникнуть в тайны мироздания. Множество образов следует за внимательным взглядом автора на реальность, преподнося читателю самые неожиданные сюрпризы, как например:

«Каморку улитки ждёт Нобель за тайну спирали…»(«Белки»),«Спидометр – врунишка! – к разлуке летели —2 года за 20…»(«Где-то на границе»),«Пахнет не осенью – мишкой на Севере…»(«Несвободное падение»),«Из всех цветов сентябрьского букетаДостал фрактал скрипучего паркета,И пятки вновь прильнули к потолку…»(«Бродить босой по сводам потолка»),«Открою кофейню астральных свиданий…»(«Кофейня»),«Достану билетик на ступу до Марса…»(«Заезженная пластинка»),«Сам Дьявол – навстречу! – целуя небрежно,прошепчет на ушко: «Бог – редьки не слаще!»»(«Задачка»).

Порой это отстранённый взгляд на явления и события —

«Город хитрых зеркал строен мыслью шамана.В лужах – грозди ключей самых дальних Созвездий…»,«Жизнью правит фантом тайной мантры факира.В поле истин любви – бренды лживой витрины…»(«Поцелуй в зеркале»);

а иногда наоборот, чрезвычайно эмоциональное и личностное изложение чувств —

«В пряже судьбы меланжевой / Чёрный – щенком скулит:«Даже свече оранжевой – / Слёзы – мрачней Лилит!»Краской из сна предерзкого / Утром взойду на холст.Мальчик, на ночь у Невского / Сдай мне окно на мост?»(«Окно на мост»);

но в разнообразии авторских подходов нет ни лицедейства, ни обмана, а лишь пронзительная искренность, как, например, в стихотворении «Воланду», которое приведу целиком:

Грянет гром – возмездию сродни,Вздрогнет ночь – оставлена за старших:Здравствуй, Князь! – московские огниСложат миф о без вести пропавших…     Если в рай заведомо не ждут,     Или Жизнь от зависти не дружит,     Там, где Смерть не впишется в маршрут,     Праздный бал надеждами закружит…В ступе – прочь! – зажмурятся Пруды,Бросит в дрожь гламурную столицу!Сплетни змей запутают следы,Мёртвой Тьмой окутают светлицу…     Смысла нет на публику рыдать,     Падших звёзд вытаскивать на сушу, —     Дайте шанс подарочком отдать     Даже Злу не нужную здесь душу…

Александра не только фиксирует проявления жизни в образах, но, как настоящий творец, преобразует мир, влияет на него, делая лучше и гармоничнее. Это сопряжено с работой над формой произведения, ибо «если хочешь улучшить мир, то начни с себя», и тут поэзия не знает равных Александре Крючковой, поскольку практически каждое стихотворение выверено до совершенства. Разве что Борис Пастернак столь же тщательно трудился над стихами, возвращаясь к ним вновь и вновь, когда время начинало «упрекать автора» прошлыми неточностями. Неслучайно по итогам литературных конкурсов Московской городской организации Союза писателей России совместно с НП «Литературная Республика» за 2021 год Александра Крючкова стала победителем конкурса «Поэт XXI века» в номинации имени Б. Пастернака и была награждена дипломом и памятной именной статуэткой «Борис Пастернак» (газета «Литературные известия» №11—12 (197—198), ноябрь-декабрь 2021, «Итоги конкурсов МГО СП России за 2021 год»)1718. Шедевр – «Шах»:

Душно в Городе,      стены – плитами,Пыль – копытами,      душам – шах,Я – до донышка      вновь не питая,Но разбита-я —      в пух и прах.Годы – птицами,      даты – лицами,След – крупицами,      в блицах – день,Выть – с волчицами,      жить – страницами,Пусть приснится мне      Счастья Тень! —Чудо – тварное,      чудо-творное,Вдрызг влюблённое —      вот беда! —В место горное —      Небо чёрное,Там, где каждого      ждёт звезда…

Недоверчивый читатель спросит: «Да человек ли делал это?» – кажется, сам Космос водит её пером, диктуя свой непостижимый замысел. Александра Крючкова обращается к вечным, загадочным в своей непостижимости символам, словно взвешивая соотношение личности, истории, духа и бытия. Из стихотворения «Уходят в Небо караваны»:

Смешалось: всполохи и крона,Вода, огонь,В тумане – очередь до трона,Ключи – в ладонь…Какая странная пропажа —Себя самой…Там – Солнце, Лестница и Стража,А день – восьмой…Низали песенки на нити —Где низ? Где верх?Там – Книга, Зеркало, Хранитель,Сады и смех,Пещеры, пагоды и храмы,Значки планет…

Автор неустанно размышляет сама 

«Смысл жизни терялся, как в стоге иголка…»(«Овечка»),«В пути запутаться несложно,Земля – обманчивый приют…»(«Из другого теста»),«сомнёт цветы колёсико Сансары…»(«Лассо»);

даёт пищу для размышлений 

«Уходят и люди, и феи, меняя квартиры на звёзды, —безмолвной подсказкой скитальцам,бредущим в потёмках по кругу…»(«Когда умирают феи»),«На Небе девятом – всё так же 3-х звёздно, —В крылатом хорале фальшивит сопрано…»(«Ловушка»),«Волны эфирные – Солнце незрячего,светом разрушатся скалы циничности.Жизни – фантазии Духа бродячегов хитрой спиральности хищной цикличности…»(«Волчье раскаянье»);

ставит вопросы, не теряющие актуальности на протяжении веков 

«Кому заведомо трудней: Царям? Монахиням? Поэтам?Святым? Безбожникам? Вождям?…С тобой общение двусложно! —Вдохну и выдохну: «Дождям».А что? – вполне себе возможно!»(«Прописка»),«Есть ли правда в Творце, если Время – обманщик?»(«Царь-Солнце»),«Творец наш, случайно, не отчим?»(«Руины»),«В клетку, как Феникс, вернусь ли? – не факт:пеплом быть проще, чем помнить о многом…»(«Остров Нет и Не Будет»).

Стихи Александры отличаются «оголённостью нерва» и тревожной нотой, звучащей сквозь суету повседневности – «Остра возмездия стрела, но ось смещается, не раня… Спеши! – я видела, что Аня к трамваям в сумерках брела…» («Аннушка»), они говорят о действительном положении вещей, об остроте жизни, хрупкости и взаимозависимости судеб одновременно, как в стихотворении «Эпитафия»:

Поздно с Богом маршрут сверять —Даже крестик исчез с обочины…Что нам, Мастер, теперь терять,Если жизни давно просрочены?      Карма держит Любви штурвал,      Запах смерти грозит диффузией —      Каждый город, где ты бывал,      Канет в Лету твоей иллюзией…Разве рамки земных границМогут душам мешать увидеться?Люди ловят чужих синиц —Тая в стае, журавль обидится…      Наших судеб темно сукно…      Крылья смотрят на Юг – за птицами!      Видишь, в Небе плывёт окно? —      Это я в нём кружусь страницами…

Некоторые её стихотворения успели стать своеобразными хитами в жизни современной поэтической России. В их числе – «Во мне…», породившее целый шквал подражаний и откликов, и «Не отдавай меня другим», на которое барды с поразительным упорством создают всё новые романсы.

Александра Крючкова – заслуженный писатель МГО СП России, утверждающий своим творчеством гуманистический идеал, согласно которому каждый человек в душе – художник. Общаясь со словом, любой может получить то, о чём говорил Иосиф Бродский в нобелевской речи: «Человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом». В удивительном кульбите сравнений и определений Александре удалось, как на ладони, раскрыть глубины человека, уникальность и вечность души, памяти, истории, метафизики. Невозможно осознать самоё себя, но всякий читающий: «Я – метр… И пятьдесят… Плюс восемь… Сантиметров…» – оказывается невольным соучастником путешествия сквозь конструкцию Космоса от края Вселенной к её центру, самой личностной сути. Приятного вам путешествия!


Вадим Геннадьевич ШИЛЬЦЫН,

писатель, поэт, член Союза писателей России,

лауреат литературных премий


Журнал «Зинзивер» №5 (131), 20221920

«Литературная газета», №17 (6782) от 28.04.202121

Журнал «Москва литературная» №2, 202222

КОФЕЙНЯ АСТРАЛЬНЫХ СВИДАНИЙ

356 стихов о Любви, Боге и Иной Реальности

Давайте чаще встречаться!


«Здравствуй… Прости – соскучилась…»

Здравствуй… Прости – соскучилась…Звёзды живут до августа…Крылья носить замучилась,Хочешь? – возьми, пожалуйста!Будут тебе не лишними —Небо скорбит по Фаусту,Вышит вердикт Всевышними:Звёзды считать по августу…Солнце грустит закатами…Знаешь, звезда замучилась:Тело разбив на атомы,Веришь? – опять соскучилась…

I. ФЕЙНОЕ

Дагестанскому горцу Б. С. А.


Бродить босой по сводам потолка

Прогноз погод        не радует опять,Угас пленэр,        мечтающий о Гойе.В толпе мышей        ты выглядишь изгоем,Пойдём со мной?        Здесь нечего терять!Черкнём в Скрижаль       забавную строку:Из всех цветов       сентябрьского букетаДостал фрактал       скрипучего паркета,И пятки вновь       прильнули к потолку.За тьмой дождей —       небесная пастель,В неё офф-лайн       выныривать и мне бы,Не в сон скользнуть,       а сразу же – на Небо!Прости-прощай,       постылая постель!«Сейчас и здесь» —      вне Времени, везде!Мы все живём       не полными правами.Зачем играть       волшебными словами?Кивни в ответ,       что правила – к беде.Поймай в сачок       кружащую Луну,Шагнув душой       доверчиво навстречу!Забей на мозг —       едва ли я замечу,А страх Любви       вменяется в вину.Уйти в себя —       не жертвенный, но путь.Ну что ж, считай,       я вычурно шутила!И твой отказ       заранее простила,Сержусь? Нет-нет!       Ну разве что… чуть-чуть.Но в дверь звонят!       Задержишься слегка —Октябрь вплывёт       туманностью бездонной.Ступай, дружок! —       мне в хижине бетоннойБродить босой        по сводам потолка.31 августа 2004

Динь-Динь

Болтая с ветрами всех стран,       во власти закатов и Лун,Сгорая от жажды любви,       летела к последней главе,В которой нарцисс Питер Пэн,       властитель пиратских лагун,Не верит, что фея Динь-Динь       исчезла на зависть молве.Но падать привычней – наверх,       с улыбкой – по звёздам – на Рим,В ладошку кружится перо —       крылатых прощальный привет,Ты Богу расскажешь потом,       не выдав секрета другим:Как грустно, что фея Динь-Динь       не с вами встречает рассвет.16 марта 2004

Поцелуй в зеркале

Город хитрых зеркал       строен мыслью шамана,В лужах – грозди ключей       самых дальних Созвездий,Жертвам нужен палач —       смыться в Царство Тумана,Только вряд ли сбегут       в ходе иска возмездий.Жизнью правит фантом       тайной мантры факира,В поле истин любви —       бренды лживой витрины.Кто же станет во сне       штопать ниткой эфираКрылья светлой мечты —       сказки взбитой перины?Богу можно – целуй —       сразу в губы! – на встречной! —Залпом мыслей и чувств,       целясь в сердце дуплетом, —Будет проще забыть:       вместо стаи беспечнойВ Небо взмыла душа       невозвратным билетом.апрель 2004

Коктейль Тишины

Свобода условна,       здесь каждый – в неволе,Взлетаю к Безмолвью,       чтоб сплетни остыли,На поле астральном       двуличный – не воин:Речами затравишь,       но лекарь – не ты ли?Путь в Небо засвечен       сплошными крестами,А строчки превысят       авансы на Вечность,Вприпрыжку за жизнью,       сбиваюсь местами:Взываешь серьёзно,       но сеешь беспечность.Танцует с косою       седая старуха:«Не хочешь на выход?»       Включаю наивность:Желаю Венере       ни перьев, ни пуха —Сегодня мне снова       приснилась взаимность.январь 2004

Люблю, но…

Общаться глазами —       и просто, и сложно:Не нужно патронов —       стреляем не в тире,Но цепи из пауз —       длиннее, чем должно,Обрушься на стены —       их целых четыре!А звуки пронзают,       как слово пророка,От шутки-намёка —       мгновенье до взрыва!Но в клятвах о дружбе —       ни правды, ни прока,Мы оба зависли       на кромке обрыва.Не надо иллюзий       в паренье зловещем!Признаться, я тоже… —       напрасно хохочешь! —Люблю, но… иначе —       сравнить бы, да не с чем, —Додумай, как чуешь,       и делай, что хочешь.февраль 2004
На страницу:
2 из 4

Другие книги автора