Полная версия
Pink Floyd. Закат дольше дня
"WISH YOU WERE HERE". Последние звуки "Have a Cigar" ныряют в радио и доносятся как бы изнутри приёмника. От клаустрофобной машины шоу-бизнеса с её грязными парами сюжет моментально переносится в умиротворяющий, возможно, провинциальный мир отшельника. Крутя верньер, погружённый в самокопание парень натыкается на интересную мелодию и начинает подыгрывать ей на гитаре.
Песня создавалась послойно: сначала появился фолковый рифф, придуманный Гилмором, затем Уотерс, ориентируясь на него, вышел на мелодию куплетов и сочинил слова, после чего первый доработал её и добавил во вступление ещё один гитарный рисунок. Открывающие композицию радиозвуки (отрывок какого-то интервью и кусочек музыки Петра Чайковского) Дэйв записал со своей автомагнитолы на парковке около "Abbey Road" (хвостик "Have a Cigar" адаптировали и добавили позже). Он же выступил в роли кашляющего и сопящего гитариста, а также исполнил лидирующий вокал, бэк-вокал и скэт. Закрепили аранжировку размеренной ритм-секцией и характерно звучащим синтезатором Райта. В самом конце с трудом можно расслышать вступающую скрипку знаменитого Стефана Граппелли, приглашённого Гилмором. В итоге эта партия показалась неуместной и её утопили в фэйдауте и "шуме ветра".
Живописный и грустный текст, тонко спаянный с почти оптимистической мелодикой, балансирует на стыке пафоса и бардовской простоты, взывая к некой таинственной личности (вариант обращения к нескольким персонажам отпадает, поскольку в конце речь идёт лишь о двух характерах: ''We're just two lost souls…" ("Мы просто две потерянные души…")). Адресатом кажется Барретт, однако Уотерс, не оспаривая такой трактовки, не раз замечал, что это, в первую очередь, обращение к светлой стороне своей собственной натуры (подобного рода раскол личности на добрую и злую половины можно встретить и у таких классических героев литературы, как Уильям Уилсон (Эдгар По), Дориан Грей (Оскар Уайльд), Джекил и Хайд (Роберт Стивенсон)). Сожаление об упущенных шансах, желание быть тем, кто способен изменить мир, рвение в окопы событий – вот о чём эти простые и грандиозные слова. Всегда примерял их к себе и Дэвид, уверяя, что они отражают его самоощущение и мысли о Сиде.
Эта в целом несложная композиция не потеряла силы и спустя десятилетия, всё так же волнуя и даря надежду, став одной из самых подпеваемых на концертах Pink Floyd или её авторов. С момента своего появления "Wish You Were Here" прозвучала на подавляющем большинстве выступлений группы, а также во всех сольных турне Дэвида и Роджера, за исключением "About Face" и "The Wall". Pink Floyd в последний раз представили балладу в мае 2006-го, собравшись в формате классического трио в рамках одного из концертов Гилмора. Мэйсон сольно исполнил "Wish You Were Here" лишь единожды, на закрытии Летней Олимпиады 12 года (Лондон, Англия).
«SHINE ON YOU CRAZY DIAMOND (PART 2)»
"PART 6". Фабула выходит к финалу через тревожную звукопись ветра. Свистящий шум медленно поглощает отыгрыш "Wish You Were Here", всё сильнее напоминая стену радиопомех. Что это? Призрачный стальной бриз, воспетый Уотерсом в обеих частях композиции, или послание иных миров с его тайнами Рая и Ада?
Музыка появляется едва слышно: где-то в самом сердце таинственного шума раздаются два басовых звука: ''бум-бум''. Спустя пять секунд – снова, но уже громче; затем – ещё громче… Далее в дело неторопливо вступают ползущее басовое стаккато, панорамный фон синтезатора, гитара и ударные, после чего над аранжировкой с триумфом взлетает синтезаторное соло. "Шум ветра" тем временем уходит, но Райт не позволяет уйти ощущению кружащихся вихрей, неистовых волн и бушующих крон. Наконец, тонкая перекличка инструментов со ''стеклянным'' воем лэп-стил и фирменной ритм-секцией возвращает группу к идеям "One of These Days".
На излёте следует реминисценция к мелодии и аранжировке 5-й части.
"PART 7". И вновь Уотерс и Гилмор взывают к безумному Бриллианту, сквозь боль воскрешая надежду.
Отыгрышем служит типичный для Дэвида гитарный перебор, который постепенно уходит за инструменты 8-й части.
"PART 8". Райт возвращается на авансцену с опорой на соавторскую поддержку Гилмора. Энергичное, ориентированное на джаз интермеццо работает как противовес грустному тексту сюиты, моментами звуча лихо и урбанистично.
"PART 9". Возвышенная, почти торжественная тема авторства Райта на базе синтезатора и рояля, с отчётливой отсылкой к началу альбома. Вступает с записи барабанов, запущенной в обратную сторону.
Трагедия героя "Shine on…" не могла не свалиться на душу Рика исключительной тяжестью, ведь для него Сид был не только коллегой, но и настоящим другом. Вероятно поэтому "его" часть сюиты получилась столь проникновенной, исполненной самой искренней грусти. Неожиданным и особенно трогательным ходом стали призрачные мелодические намёки на "See Emily Play", уловимые в самом конце (на концертах 77 года на этом отрезке будут цитироваться и другие мелодии Барретта).
"Shine on You Crazy Diamond (Part 9)" до конца семидесятых и на все восьмидесятые годы останется последней композицией Pink Floyd с авторством Райта.
Вторую половину "Shine on…" группа исполняла только в 77 году (если не считать ряд шоу 94-го, где звучал лишь её вокальный сегмент). Роджер впервые представил "Shine on You Crazy Diamond (Part 2)" в 99-2000 годах, в сокращённом варианте. Уже в 2002-м группа Уотерса играла обе части, строго следуя оригинальному метражу. В турне Роджера "This Is Not a Drill" исполнялась только вторая, причём без финальной темы. Полуакустическая версия обеих частей "Shine on…" прозвучала на одном концерте Дэвида в 2001 году и на пяти в 2002-м, уже при поддержке Ричарда.
Впервые в истории Pink Floyd выход программного альбома не был продолжен гастролями. Ещё одним новым «веянием» стала многомесячная пауза в студийной работе.
15 ноября в США вышел 7-дюймовый сингл «HAVE A CIGAR» / «WELCOME TO THE MACHINE». Трек стороны A сокращён в интро и уходит в фэйдаут в отыгрыше, трек B представлен в варианте альбома. Эта же пластинка была выпущена в ряде стран как промо для радио.
Приблизительно одновременно, а также в 76 году в нескольких европейских странах издавался 7-дюймовый сингл «HAVE A CIGAR» / «SHINE ON YOU CRAZY DIAMOND (PART 1)», с незначительно сокращённым оригиналом композиции на стороне A и с вокальной частью, размещённой между непродолжительными инструментальными сегментами, на стороне B.
Едва приметным, но интересным событием послужила шуточная трансляция на радио BBC, приуроченная к Рождеству 75-го. Это была весёлая песенка, записанная ещё в 69-м, в ходе «Zabriskie»-cессий. По сей день номер значится как «THE MERRY XMAS SONG». При этом авторство нигде не упоминается. Запись с радио стала своего рода раритетом, причём довольно ценным, в том числе – из-за вокала Мэйсона. Он же, скорее всего, аккомпанирует себе на рояле или фортепиано. Слышны также стартовый отсчёт Гилмора, шутливая болтовня флойдов и голос роуди Алана Стайлза.
В 76-м в феврале в США и в мае в Великобритании вышла третья и последняя в истории Pink Floyd квадрофоническая пластинка: «WISH YOU WERE HERE» (QUADRO ISSUE). (Интересно, что как в Штатах, так и в Британии пришлось изъять первые тиражи, ведь в первом случае за «Welcome to the Machine» по ошибке следовала «Shine on You Crazy Diamond (Part 9)», а во втором на обратной стороне пластинки каким-то образом оказались песни… небезызвестного гитариста Сантаны.) Этот вариант обладает иным окрасом звука и включает ряд объективных расхождений с оригиналом:
«SHINE ON YOU CRAZY DIAMOND (PART 1)»:
1. Использованы иные переливы «колокольчиков», к тому же более интенсивно и с отчётливым движением из динамика в динамик.
2. В 5-й части с первых же секунд появляются женские голоса.
«WELCOME TO THE MACHINE». Иные шумы во вступлении. Отчётливее разделены вокальные дорожки Дэвида. Отыгрыш звучит с реверберацией.
«HAVE A CIGAR». Перед вступлением отсутствует щелчок с эхо. Соло в конце песни содержит отличие в нескольких нотах. Концовка со звуком гитары, идущим из приёмника, длится заметно дольше.
«WISH YOU WERE HERE». Другие радиопомехи. В середине отчётливо слышна партия на электрогитаре. В отыгрыше скэт вступает на несколько тактов раньше, причём поначалу звучит незнакомый его вариант.
«SHINE ON YOU CRAZY DIAMOND (PART 2)»:
1. В 7-й части с первых же секунд появляются женские голоса.
3. 8-я отчасти состоит из других дублей.
2 августа бывший дорожный менеджер Pink Floyd Питер Уоттс, увековечивший свой выразительный смех на пластинке "The Dark Side of the Moon", в возрасте тридцати лет умер от передозировки героина… ("Компенсацией" за столь ранний и трагичный уход стала его талантливая дочь Наоми – ныне знаменитая голливудская актриса.)
76-й стал вторым для Pink Floyd годом без по-настоящему новой записи. Также впервые в своей истории группа на протяжении целого года ни разу не вышла на сцену, продолжив паузу, тянущуюся с середины 75-го. Многие тогда восприняли такое отклонение от привычного ритма как тревожный симптом. И не ошиблись. Ростки усталости, взошедшие из многолетнего грунта сессий и гастролей ещё пару лет назад, теперь начали давать сочные всходы. Попытаться же преодолеть эту проблему затяжным перерывом или изменением методики совместной работы мешало понимание, что как Pink Floyd они уже давно добились желаемого. Как минимум трое участников группы, "вдохновляясь" всё более заметными расхождениями во взглядах на музыку и поэзию, начали осознавать потребность (и способность) развиваться в сольном порядке. Даже наиболее привязанный к командной работе Мэйсон небезуспешно нащупывал своё пространство вне бренда, сотрудничая с другими составами как музыкант и продюсер.
Несомненно, одну из ролей в этой типичной для гениальной рок-команды ситуации сыграло и следующее обстоятельство: жёнам музыкантов не удалось по-настоящему сдружиться. Обстоятельство, которое при всей своей кажущейся незначительности сумело пошатнуть ряды далеко не одного творческого коллектива.
Тем не менее, к исходу 76-го Pink Floyd всё же управились с новым концептом. Правда, немалая часть вошедшего в альбом материала уже исполнялась в несколько ином виде в 74-м и 75-м. Абсолютно новыми были лишь две композиции.
Утром 3 декабря 76 года в ветреное небо южного Лондона взмыл загадочный объект – огромная надувная свинья. Некоторое время она висела меж исполинскими трубами электростанции в компании с кружащим неподалёку вертолётом, после чего отправилась в затяжной полёт по направлению к графству Кент. А уже на следующий день снова была замечена над станцией. Вскоре пресса отрапортовала: это Pink Floyd преодолевали трудности, работая над обложкой нового LP.
По природе своей прочно привязанное к земле животное, даже не имеющее возможности поднять голову и хотя бы увидеть небо, взлетело ввысь… Летающая свинья – необычное для многих, но понятное знатокам английских идиом обозначение чего-то несбыточного – в руках группы станет метким символом духовного обновления, но прежде послужит предвестником её новых побед. Впрочем, в те славные дни даже без воздушных фантасмагорий и вдохновляющих медиа-репортажей мало кто мог усомниться в вероятности ещё очень многих важных и интересных событий в жизни команды.
Уже в следующем месяце вышел новый альбом Pink Floyd.
Animals
Релиз – 1977 год: Великобритания (Harvest): 21 января, США (Columbia): 12 февраля.
Продюсирование: Pink Floyd.
Хит-парад Великобритании: № 2; хит-парад США: № 2.
1. Pigs on the Wing (Part 1) (слова и музыка: Уотерс)
2. Dogs (музыкальная основа: Гилмор; музыка в картине (?) и коде: Гилмор, Уотерс; слова: Уотерс; композиция синтезаторного соло: Райт)
3. Pigs (Three Different Ones) (музыкальная основа и слова: Уотерс;
композиция партий ток-бокса и гитары: Гилмор)
4. Sheep (музыкальная основа и слова: Уотерс; композиция клавишных партий: Райт, Уотерс; композиция гитарных партий: Гилмор)
5. Pigs on the Wing (Part 2) (слова и музыка: Уотерс)
Роджер Уотерс – вокал, гитары (кроме солирующей), звуковые эффекты.
Дэвид Гилмор – гитары (включая бас), вокал, ток-бокс, перкуссия.
Николас Мэйсон – ударные, перкуссия, звуковые эффекты.
Ричард Райт – клавишные, синтезаторы.
Звукорежиссура: Брайан Хамфрис, Ник Гриффитc.
Мастеринг:?
Студия: «Britannia Row».
Визуальное оформление: Роджер Уотерс, Hipgnosis, Ник Мэйсон.
Надувная свинья: Джеффри Шоу и Тео Бочавер.
Фотографии: Обри Пауэлл, Питер Кристоферсон, Ховард Бартроп, Ник Такер, Боб Эллис, Роб Бримсон, Колин Джонс.
Поскольку Николас Мэйсон никогда не был композитором в широком смысле, отсутствие его фамилии среди авторов "Wish You Were Here" едва ли стало тревожным знаком. А вот неучастие в сочинении "Animals" Ричарда Райта – прежде одного из ведущих творцов группы – наверняка насторожило многих. Впервые в истории Pink Floyd Рик предстал только в качестве исполнителя и сопродюсера группы. Авторов у альбома лишь двое – Роджер Уотерс и Дэвид Гилмор, которые к тому моменту стали очевидными лидерами. И хотя основной причиной апатии, терзаний и – как следствие – слабой творческой активности Ричарда явились всё более шаткие отношения с его женой Джульетт Гэйл, усугублял ситуацию постоянно нарастающий натиск из капитанской рубки. Пристальное внимание к суровым соцреалиям, всё сильнее затягивающее Pink Floyd, требовало и соответствующей музыкальной палитры, достаточно далёкой от эпохи Сида Барретта, столь близкой Райту. Удивительно, что при этом Мэйсон всегда считал процесс записи "Animals" едва ли не эталоном командной работы.
Важно отметить и следующее: из почти сорока двух минут материала копирайт Гилмора охватывает лишь чуть более семнадцати. Концепция, большая часть мелодий и все тексты пластинки – заслуга Уотерса. (Пусть даже вклад Дэвида в аранжировки и позволяет спорить о музыкальном первенстве.) Наиболее же зримым внешним признаком крутых перемен стал вокал Роджера, впервые представленный в большинстве партий.
Песни "Pigs on the Wing" и "Pigs (Three Different Ones)" были сочинены специально для альбома, в отличие от "Dogs" и "Sheep", созданных на основе уже исполнявшихся на концертах "You Gotta Be Crazy" и "Raving and Drooling". В очередной раз группа проигнорировала выгоду "формата": части разделённой на пролог и эпилог баллады "Pigs on the Wing" получились довольно короткими, три же ключевые композиции – весьма продолжительными.
Альбом записывался с апреля по декабрь 1976 года в новой лондонской студии Pink Floyd "Britannia Row", построенной силами самого бренда. Изначально расположенная лишь в подвале без окон, она очень напоминала бункер, что неплохо вписывалось в новые эстетические ориентиры коллектива. В третий и последний раз с группой сотрудничал звукорежиссёр Брайан Хамфрис. Что касается Ника Гриффитса, ассистента Хамфриса, то для него "Animals" станет первой работой в целой череде флойдовских релизов, как командных, так и сольных.
Идея альбома основана на повести-антиутопии Джорджа Оруэлла "Скотный двор" ("Animal Farm"). Но если британский писатель высмеивает пороки социалистического жизнеустройства, то Pink Floyd нацелены на разоблачение механизмов "развитого капитализма". Погружённый в тяжёлую иронию Уотерс, подобно Оруэллу, разделяет представителей социума на разновидности домашних животных, правда, только на три: собак, свиней и овец. Собаки – воротилы бизнеса, беспощадные в своём прагматизме проныры и приспособленцы, ради выгоды способные перегрызть горло ближнему. Свиньи – высшее общество, богема, правительство, коварные доморощенные моралисты. Овцы – добровольно обезличившая себя толпа представителей среднего и низшего классов, успешно управляемая агрессивной пропагандой.
Остросоциальный тон "Animals" скрашивается мотивами фантастики, где всевозможные электронные изыски обеспечивают музыкальной ткани эффект медитации. Аранжировочной связкой материала стало обильное использование гитар. При этом уже привычные для группы саксофон и женский вокал в альбоме не задействованы. Ещё один примечательный элемент – довольно сухой звук ударных, обычно не свойственный материалу, рождённому под присмотром Гилмора.
Штатовский выпуск "Animals" в варианте специальной кассеты для автомагнитол потребовал не только обычной в таких случаях перекомпоновки альбома, но и довольно интересного дополнения. Первый из четырёх отрезков ленты (приблизительной продолжительностью 10:20 каждая) начинается с обеих частей "PIGS ON THE WING", соединённых гитарным проигрышем известного блюзмена Сноуи Уайта. Почти такую же партию Сноуи будет исполнять на концертах группы в качестве завершения "Pigs on the Wing (Part 2)". Разница присутствует и в миксе: 1-я часть песни – в отличие от версии с пластинки – содержит две акустические гитары и дана в отчётливом стерео. (В 95 году Уайт включит аналогичный по структуре ремикс в свой сборный альбом. Для этого он перепишет соло, а 1-ю часть возьмёт из LP-варианта.) (Завершает первый отрезок "DOGS"-1, стихающая впритык к четвёртому куплету. Следовательно, второй заполнен остальным материалом сюиты, обозначенным как "DOGS"-2. Третий включает "PIGS(THREE DIFFERENT ONES)", которая значительно раньше уходит в фэйдаут (без погружения в шум отары). Не подвержена изменениям лишь "Sheep" на четвёртом отрезке – её длительность стала шаблоном для трёх остальных.)
На этот раз ни один из самостоятельных образов Hipgnosis группа не приняла, поэтому им пришлось работать совместно с флойдами. Уотерс предложил использовать для обложки фото электростанции в лондонском районе Баттерси, дополнив его надувной свиньёй, Мэйсон разработал графическое написание названия и сделал факсимиле текстов, а Сторм Торгерсон и Обри Пауэлл сыграли ключевую роль в организации съёмок и общем оформлении. Надувная девятиметровая свинья, известная как Элджи, была изготовлена по спецзаказу в Германии, на заводе "Ballonfabrik". Над эскизами свиньи работали художники Джеффри Шоу и Тео Бочавера, которые несколькими годами ранее создали вошедшего в историю группы надувного осьминога.
Первый съёмочный день назначили на 2 декабря 76 года. Приехала целая команда опытных фотографов, включающая Роберта Бримсона, Говарда Бартропа и даже нового техника группы Фила Тэйлора, прибыл вертолёт, но… мероприятие пришлось перенести, так как свинью не удалось надуть должным образом. Уже 3 декабря туго наполненная гелием Элджи ко всеобщему восторгу безмятежно зависла между труб "Battersea Power Station". Однако в этот день дело приобрело по-настоящему лихой оборот: из-за неграмотной манипуляции с лебёдкой тонкий металлический трос лопнул. И если 2-го рядом дежурил стрелок, готовый погасить градус вероятного недоразумения, то теперь менеджер Стив О'Рурк то ли забыл его пригласить, то ли просто решил не делать этого из соображений экономии. В сопровождении вертолёта мегасвинка долго и уверенно перемещалась в юго-восточном направлении, пока не приземлилась в графстве Кент, на пастбище. Владелец стада коров, перепуганных этим сюрреалистическим вторжением, получил оплату морального вреда в размере солидных для своего времени 1000 фунтов, проказницу Элджи вернули, но… наступающие сумерки вынудили сдвинуться ещё на день. 4 декабря съёмки возобновились. В итоге, не глядя на стремление Сторма и Обри избегать монтажа, его пришлось-таки использовать, ведь найти одинаково успешное сочетание образов электростанции на фоне облачного неба и висящей в воздухе свиньи так и не удалось.
На развороте винилового издания и во вкладыше кассетной версии разместили чёрно-белые фото, сделанные снаружи и внутри электростанции. "Яблоко" LP украсили снимками собачьей, свиной и овечьей голов, снятых на фоне ясного неба через линзу "рыбий глаз".
В довесок ко всем проблемам Роджер и Hipgnosis не смогли достойно поделить авторство обложки, что послужило временному отстранению Торгерсона и Пауэлла от сотрудничества с Pink Floyd.
Диск открывает миниатюра Уотерса "PIGS ON THE WING (PART 1)". Серебро струн, спокойный вокал, текст, соединяющий в себе горечь и надежду – всё это напоминает сольные бардовские баллады автора. Псевдомоно подчёркивает простоту песни. На сей раз автоанализ соединяется с завуалированным посланием Кэролин Кристи, второй жене Роджера, с которой он проживёт с 76 года до начала девяностых. Духовная связь между влюблёнными также становится метафорой спасительного сплава между рок-звездой и поклонником. В последних строках возникает образ летающих свиней – символ Надежды. Образ идиоматический, означающей нечто нереальное, то, чего едва ли дождёшься. Английское "когда полетят свиньи" можно сравнить с русским "когда рак на горе свистнет".
Уход в тексте от неудобной для группы конкретики в дальнейшем сослужит хорошую службу и самому Уотерсу: "Pigs on the Wing (Part1)" будет украшать его сольные сеты вне зависимости от изменений на личном фронте. Как на концертах в поддержку альбома "The Pros and Cons of Hitch Hiking", так и в ходе миллениум-турне "In the Flesh". В последний раз песня исполнялась автором в рамках четырёх из его пяти выступлений 2016 года, причём в трёх случаях – заодно со 2-й частью, присоединённой гитарным бриджем от того же Уайта.
Сюита «DOGS» занимает без малого половину альбома, являясь самым масштабным соавторским союзом лидеров Pink Floyd в рамках одного трека. В основе – гармонии и мелодии Гилмора, подкреплённые музыкальными элементами Уотерса в картине (?) и коде и осмысленные в его пронизанном горечью тексте. Интересная структура и повествовательная аранжировка с отличной синтезаторной работой Райта значительно разбавляют приземлённость послания, насыщая композицию интригой и духом мистики. Соло-гитара здесь становится поистине вербальной, то уходя в назойливый монолог, то срываясь на рыдание и хохот. Композиция выполнена в чуть более медленном темпе, нежели её сырая концертная версия 74–75 годов под названием «You Gotta Be Crazy», и уже не столь многословна. Во второй части использованы инструментальные дорожки из первой, но в перевёрнутом стерео.
Интересно, что именно в «Dogs» Роджер сыграл на басу, тогда как в сочинённых только им «Pigs» и «Sheep» функцию басиста взял на себя Дэвид.
Текст сфокусирован на личности беспощадного прагматика, дельца, на пути карьерного роста способного снести любую помеху, будь то коллега или даже друг. Общая циничность подачи уравновешена завуалированным сочувствием и словами предупреждения: неизбежный удар судьбы – и на излёте триумфа приходит тяжёлая болезнь – рак, который вместе с диким одиночеством и злобой на окружающих увлекает вчерашнего победителя в пропасть. Кода взрывается излюбленной Уотерсом анафорой, в данном случае – с отсылкой к поэме Аллена Гинзберга «Howl», каждая строчка которой начинается со слова «Who» («Кто»). Сегмент выглядит несколько оторванным от контекста, но именно в нём наиболее чётко проступает момент сопереживания. А в строчке «Who was trained not to spit in the fan» (что можно перевести как «Кто был обучен не плевать в фаната») звучит известное каждому поклоннику Pink Floyd подобие мрачного пророчества.
Четыре первых куплета поёт Гилмор, три остальных – Уотерс (на концертах 75 года (в сырой версии под названием «You Gotta Be Crazy») и в турне в поддержку «Animals» Дэвид исполнял и большую часть партий Роджера). В строчке «You'll get the chance to put the knife in» («Ты получишь шанс вонзить нож») слышен бэк-вокал Уотерса, а на отметке 02:19 – его смех. Партии почти аналогичны, что позволяет сравнить возможности обоих певцов в равных условиях.
Вслед за четвёртым куплетом разворачивается долгая инструментальная медитация, вступающая с последним его словом – «stone» («камень»). Сверхзатяжное эхо подхватывает слово и трансформирует его в тревожный пунктир, превращая голос Дэвида в крик фантастического существа. Постепенно крик погружается в многослойную синтезаторно-перкуссионную пелену, смешиваясь с лаем и воем собак, прогнанными через фильтр вокодера. Иронический штрих привносит подзывающий, по-хозяйски настойчивый свист, воспроизводимый звукорежиссёром Хамфрисом. Спустя годы Роджер использует подобного плана ритмические и аранжировочные решения в сольных «Hilda's Dream», «Bird in a Gale» и «Smell the Roses».
Следует отметить, что «Dogs» вобрала в себя целый набор приёмов, которые выглядят типичными для Гилмора, особенно с высоты настоящих дней. Некоторые из них: