bannerbanner
На Вятке свои…загадки
На Вятке свои…загадки

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Первый «турушевский клад» восточного серебра был найден летом 1927 года. Мальчик – пастух на опушке леса, оступился и внезапно провалился в яму, которая, как выяснилось впоследствии, оказалась местом захоронения древнего клада. На дне ямы обнаружилось серебряное ведёрко, наполненное блюдами, шейными гривнами и светильниками.

Два года спустя, летом 1929 года, был найден второй «турушевский клад». Все его предметы были изготовлены из позолоченного серебра. Самое древнее произведение иранских мастеров-ювелиров, это блюдо с изображением сцен охоты иранского царя Шапура II примерно 320 год нашей эры. Сюжет: обернувшийся всадник в царской короне стреляет из лука в поднявшегося на задние лапы льва.

В нижней части изображения видно, что царской добычей уже стал один поражённый стрелой зверь, распростёршийся под копытами его коня.

Сегодня это блюдо – является «жемчужиной» и главной ценностью коллекции Иранского серебра, в экспозиции Государственного Эрмитажа в Санкт – Петербурге.

Помимо персидской посуды в кладе находились византийское и греческое серебро. Византийское блюдо, изготовление которого относится к VII веку, изображает тёмный крест в обрамлении плюща. В кладе также были среднеазиатские светильники VIII века, в том числе четырёхрожковый светильник. На рукоятке светильника выгравирована свернувшаяся в клубок пантера – атрибут античного бога Вакха-Диониса.

На дне одного из сосудов изображён слон, почитаемый буддистами в качестве священного животного, изображения на другом представляют собой бытовые картины ранних доисламских земледельческих обрядов: гранатовые деревья, символизировавшие множеством своих зёрен плодородие и многочадие. На светильнике также изображены конь, олицетворяющий почитание священной воды, олень, наделённый целебным свойством своих рогов продлевать человеческое существования, и верблюд, как и гранатовое дерево символизирующий плодородие.

Одно из блюд клада изображает сюжет охоты на газелей царевича Бахрама Гура – он же сасанидский царь Варахран V (421—439). Позади него сидит рабыня Азаде. Сюжет охоты передан также в поэме Фирдоуси «Шахнаме», относящейся к домусульманской эпической традиции.

Находки кладов восточного происхождения в Афанасьевском районе историки объясняют обширными торговыми связями наших далеких предков. Большинство сасанидских, как и византийских, серебряных изделий найдено в Приуралье и Прикамье, куда они были завезены купцами, что свидетельствует о включении Вятской земли в мировой рынок той эпохи.

В раннемсредневековье, в нашем крае активно развивались торговые взаимоотношения местных племен охотников и рыболовов с приезжими купцами, которые осуществляли обмен пушнины на серебро, в основном это была серебряная посуда с художественной обработкой из ближней и средней Азии.

Изящные изделия из серебра в непроходимых и малообитаемых северных лесах – в свое время эти находки стали настоящей сенсацией! Из роскошных дворцов персидских владык, эти прекрасные украшенные чеканкой блюда и кувшины с тонкой проработкой орнаментов попадали в городища лесных охотников!

Связано это с исторической обстановкой, сложившейся на Ближнем Востоке и Азии. После падения Сасанидской империи под ударами Арабского халифата в середине VII века, несметные богатства шахиншахов, накопленные за столетия, перешли в руки завоевателей.

Изображения людей, животных и древних божеств были запрещены религией. На арабском востоке эти блюда утратили свою художественную и религиозную ценность, зато на Вятке и в Прикамье они вызывали интерес местных племен, как по причине содержания в них драгоценного металла, так же по причине интересных сюжетов чеканки. Эти блюда из серебра могли иметь не только материальное значение, но и мистическое и религиозное, поэтому их в большом количестве арабские купцы везли сначала в Булгар или Итиль, а оттуда они попадали уже на Север.

Большое количество серебряных изделий наводнило рынки и торжища, часть серебра переплавлялась в звонкую монету, часть уходила в дальние торговые экспедиции вместе с предприимчивыми купцами. Известно, что арабские купцы были частыми гостями на Волге и в Поволжье. Поток серебра в основном шел в Верхнее Прикамье, в легендарную Биармию. А из суровых лесных стран на юг купцы везли добытые местными охотниками драгоценные меха – соболя, бобра, горностая, белки, лисицы.

Со временем вместо «крупных» вещей, таких как серебряные и золотые блюда, в этот поток влились и куфические монеты. В то время, завоевавшие титул главной денежной единицы в торговле Древней Руси! И не только. Дирхемы находят и в Европе и в Скандинавии! В VII-IX веках это была международно-признанная валюта.

На Руси IX-X веков дирхем постепенно становился основной монетой в торговых сделках и назывался: «Ногата». Еще дирхемы могли именовать «Кунами» по древней традиции сложившейся еще во времена Античного Рима, когда римские денарии попадали к славянским племенам в результате торгового обмена (от латинского сunes – кованный). Термин «Ногата» возник в X в. в связи с необходимостью отличать более доброкачественные арабские дирхемы от обращавшихся рядом с ними худших – то есть подражаний, или дирхемов с меньшим содержанием серебра. «Ногата» образовано от арабского «накд» – полноценная, отборная монета, она, вместе с куной и резаной составляла, так называемую кунно-денежную систему Древней Руси.

Куфический дирхем благодаря качественному серебру имел чистый красивый звон. С давних пор на Руси бытует выражение "платить звонкой монетой". Его использовали для подчеркивания качества оплаты – наличными деньгами.

В древних кладах находят и множество "резаных" монет. Например, на Неревском раскопе (Новгород) были найдены два больших клада. Первый содержал 60 целых дирхемов и 811 их обломков. Второй клад – 131 целый дирхем и 604 обломка. Самая младшая монета датирована 972 годом. Такие отрезанные части дирхема называли на Руси «резана». Это своеобразная «сдача».

Других "резаных" монет, кроме дирхемов, в древних кладах нет. Дирхем для покупки какой-либо мелочи не годился из-за своей высокой стоимости, поэтому разрезали монету на 2, 4, и 8 частей. Более мелкие части «резана» назывались – «веверицы». Это уже четвертинки или «осьмушки» дирхема.

В книге «Московские клады» ( авторы А. Мельникова и А. Векслер) приводится соотношение названных нами фракций дирхема. Во времена обращения дирхема на Руси

20 высокопробных «ногат» = 25 «кунам», 25 «кун» = 50 «резанам» = 150 «вевериц».

20 «ногат» = «гривне кун». Гривна кун – наиболее крупная расчетная единица серебра венчает эту систему.

Что бы соотнести ценность найденных на вятской земле кладов дирхемов и представить какое богатство мог представлять собой клад в 80 монет, или в 1500 монет для того времени, нам придется обратиться к письменным источникам.

Наиболее ярко стоимость денежных единиц Древней Руси времен обращения куфических монет, отражена в «Русской правде» сборнике законов применявшихся на Руси в XI веке – это важнейший исторический документ , который содержит в себе подробный перечень преступлений и штрафов и его разделы помогут нам более полно узнать, денежное значение дирхемов и его частей.

За угон коня виновный должен был уплатить 3 гривны кун (60 дирхемов). За коня смерда 2 гривны кун (40 дирхемов). Кобыла оценивалась в 60 резан, вол в 1 гривну кун. Корова в 40 резан. За убийство купца или дружинника накладывался на виновного штраф в 40 гривен (800 дирхемов!). Жизнь простого смерда тогда оценивалась всего в 5 гривен.

Например, клад из 80 монет найденный в Глазовском уезде представлял из себя очень солидную сумму, на которую можно было приобрести коня и деньги еще бы остались на обзаведение сбруей и оружием. А что говорить про 1500 дирхемов из «Глазовского» клада – по тем временам это было целое состояние! Скрыть этот клад мог далеко не простой человек, а очень богатый купец или представитель местной военно-племенной верхушки под контролем которого, находились торговые пути, и торжища по берегам Камы , Вятки или Чепцы. Благодаря данным о кладах, мы можем уверенно говорить, о том что Вятская земля даже в раннее средневековье не была экономической периферией. И здесь концентрировались у местных вождей и жрецов весьма значительные богатства. Но этот период, к сожалению, часто не попадает в поле зрения популяризаторов истории. Поэтому для многих это все еще тайна прошлого.

А вот новгородцы прекрасно знали, о богатствах земель, расположенных к северо-востоку от Господина Великого Новгорода. И вполне возможно, что закамское серебро было одной из целей походов новгородских ватаг «повольников», а позже ушкуйников на Каму и Югру в XI-XIV веках. А так как восточные сокровища обретались и среди древних обитателей Вятской земли, украшали древние языческие капища, то именно обилие серебра могло изначально привлечь новгородцев на Вятку и Чепцу.

А это позволяет несколько по – иному взглянуть и на нашу изначальную историю. Допустив появление первых русских в пределах Вятской земли уже в XI веке!


Загадка №3

Какие тайны хранит вятская земля?

Находки старинных артефактов всегда приятны и интересны. Мы с помощью старых вещей как бы совершаем путешествие во времени. Особенно радуют находки монет. На них есть и дата чеканки, есть герб – чаще двуглавый орел, всадник с копьем, вензеля императоров и императриц. А если это монета серебряная – рубль или полтинник то, портрет императора в серебре радует глаз и приближает к эпохе, когда монета была чеканена.

Монеты, конечно, различаются и по редкости, и по состоянию, но всегда, когда берешь их в руки и закрываешь глаза – легко можно представить картину воскресной праздничной ярмарки.

Бегущие ребятишки спешат потратить мелочь, ради праздника врученную отцом или дедом, на сладости и забавы. Справные мужики прицениваются к «струменту», упряжи. Бабы в ярких платках, толкутся вокруг офень-коробейников с лоточками, заполненными до отказа лентами и латунными колечками.

Гам, шум, смех, шепот, колокольный звон и плачь ребенка неловко и не вовремя разжавшего кулачек и потерявшего монетку. Все слилось в единый общий звуковой купол, накрывший сельскую площадь.



Открытка начала XX в. из коллекции автора.

Открыли глаза – а перед нами снова поле да ветер, да обеспокоенный грай лесных птиц. Как много может рассказать одна маленькая монетка – если мы знаем, в какую эпоху и при каком правителе она была отчеканена и попала в оборот…

А если находка не поддается расшифровке? Например, надписи на монете сделаны на древнем, незнакомом языке. Тогда эта монет будет нема – до тех пор, пока не удастся определить, где и когда она чеканена и прочесть легенду на аверсе и реверсе. Такая находка это уже не просто удача; каждая древняя, античная монета – это настоящее открытие!

Открытие способное пролить свет на самые ранние периоды вятской истории.

Многие усомнятся – возможно ли это в наших северных краях? Ведь городу Кирову-Вятке «всего-то 650 лет»! В наши холодные края, где зима половину года ни греков, ни римлян и «калачом не заманишь» от их теплого Средиземного моря! Греков может и не заманишь, а вот монеты греческих городов-колоний к нам как-то неисповедимыми путями жаловали в гости. Некоторые здесь остались на века…

Как всегда то что найдено это вершина айсберга. Большая часть, таинственных древних монет все еще ждет своих первооткрывателей в глубинах вятской земли. Что бы такая находка не поставила вас в тупик и обратила на себя внимание, что бы вы не прошли мимо непонятной ,невзрачной на первый взгляд монеты –приведем наиболее яркие примеры находок античных монет– неисповедимыми судьбами торговых путей и переселения племен, попавших на нашу вятскую землю.

И начнем обзор находок, с самой древней монеты найденной в Кировской области.

В 2009 году об этой находке писали все газеты и новостные интернет-сайты Кировской области. Один из первых об этом сообщил портал «Котельнич. info». В районе старого Котельничского городище найдена монета II века до нашей эры. То есть на сегодняшний день ей уже более 2200 лет.

В Котельничский краеведческий музей пришел молодой коллекционер-нумизмат Сергей Яковлев, учащийся кооперативного техникума, и принес в дар музею старинную монету, найденную им на краю восточной части городища. Уникальность монеты удалось определить по музейным каталогам. Монета небольшая 16-17 мм. в диаметре чеканена на грубо обработанном монетном кружке. На монете изображен молодой безбородый дух лесов и гор Сатир – эти мифологические существа входили в свиту бога Диониса и легенда на греческом ПAN позволили определить монету как медный обол, чеканенную в городе Пантикапей (г.Керчь) столице Бо Боспорское царство располпгплось на территории современного Крыма и отчасти Таманского полуострова. Основано было древними греками, переселенцами-колонистами, из города Милеет. Именно в регионе Северного Причерноморья уже в 6 веке до нашей эры появляются одни из самых древних в Европе монет – в форме наконечников стрел и дельфинчиков.

На монетное дело колоний, как и на всю жизнь, большое влияние оказала культура местных племен скифо-сарматского мира: на монетах появляются реалистические изображения скифов, коней , быков и даже сцены из древнегреческой мифологии.

Торговлю между греками и скифами очень хорошо можно проследить по монетам Причерноморья, где изображены предметы вывоза: зерно, скот, рыба – осетр. Скифы покупали предметы роскоши, ювелирные изделия, ткани, оружие. Об активном балансе торговли скифов свидетельствует тот факт, что в их руках оседало много драгоценного металла как в виде ювелирных изделий, так и в виде монет.

Большую помощь могут оказать монеты в изучении жизни скифских племен. На монетах Пантикапея (4 в. до н.э.), мы видим изображение сатира. Но, как известно, человек всегда склонен заимствовать образы из окружающего его мира. Изображенные герои греческих мифов оказались удивительно похожими на самих скифов.

Реалистическое искусство донесло до нас облик скифов. На вещах из курганов Солоха, Куль-оба, Чертомлык мы видим изображения скифов, которые выполнены с большим мастерством. Изображения на монетах очень схожи с изображениями на золотых вещах. Мы видим бородатых мужчин с курносыми носами, с сильно развитыми надбровными дугами, большими глазами, упрямыми подбородками.

Еще в начале 20 века исследователи жизни скифов заметили , что если посмотреть на фотографии русских крестьян, то можно отметить удивительнейшее внешнее сходство между персонажами скифской жизни изображенных на золотых сосудах из кургана Куль-Оба и жителями сел и деревень Российской империи.

Сразу после публикации сообщения о находке античной монеты в Кировской области , одной из версий ее появления в Котельниче стала версия , что сюда она попала вместе с кочевниками – скифами. Но большинству ученых эта версия кажется маловероятной. Например, Людмила Александровна Сенникова –известный в области археолог и научный сотрудник Кировского областного краеведческого музея, считает, что скифы на своих конях не могли попасть на территорию, занятую обширными лесами – эти кочевники предпочитали простор степей, а лесов с их обитателями опасались.

Тогда возможна версия торговли – если монета из недрагоценного металла, это еще не значит, что она не заинтересует вождя или жреца племени, как элемент украшения посоха или головного убора.

Небольшие медные монеты с изображением героев мифов вполне могли интерпретироваться местным населением как магический объект.

Конечно, скептики сразу усомнились в реальности такой находки: дескать, сделано все это было ради информационной «шумихи» и «пиара», но позвольте – несколько маленьких заметок в местной прессе и сам факт передачи монеты в Котельничский краеведческий музей – никак не тянут на лавры Шлимана.

Вероятно, сначала, монета находилась в руках скифов, затем попала к скифам-земледельцам, сколотам, здесь уже возможны торговые контакты с обитателями лесов –представителями ананьинской археологической культуры, предками финно-угорских народов. Возможно, монетка была выменяна на мед или другие дары леса, возможно, подарена в знак дружбы или привезена как диковинный сувенир торговцем, ходившим с лесным товаром к югу.

Наличие фактов опосредованной торговли с центрами античного мира, подтверждают находки таких артефактов как статуэтка древнеегипетского бога Амона и древнегреческой камеи на территории Кировской области в ареале Ананьинской археологической культуры.

Еще одним косвенным доказательством, реальности находки этой монеты и ее аутентичности – может служить событие произошедшее в Курганской области уже в 2012 году. Как сообщает информационный портал «ЕТВ».

С необычной находкой повезло уральскому краеведу Сергею Зеленину. Он изучает историю башкир на Урале. Так получилось, что во время исследования заброшенной деревни в Курганской области Сергей обнаружил уникальный артефакт – античную монету.

Сама монета большой материальной ценности не представляет. Ценность скорее историческая. Надписи на медной монете не видны, сохранилось лишь изображение греческого бога Зевса – это говорит как раз о том, что отчеканена она была в греческой колонии.

«Показал ее на профессиональном форуме коллекционеров азиатских монет. Там по характерным признакам определили, что это монета греческих колоний в Индии, датированная началом нашей эры.» – рассказал краевед Сергей Зеленин в интервью порталу «Урал-info».

Это первая такая древняя монета, найденная на Урале. По мнению уральских историков, находка монеты потерянной одним из участников дальней торговой экспедиции в древности, может значительно скорректировать представление о территориях, по которым пролегал Великий шелковый путь.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2