Полная версия
Мастерская под лунным покровом
Анослав Нектов
Мастерская под лунным покровом
Совпадения с реальностью случайны. Персонажи выдуманы. Вселенная ERROR.
…Операторы меняются, однако технологическая наследственность – неизменно остается.
Издревле человек на пути своем к познанию, становлению разного рода знаний сталкивался с трудом. Будь то добыча угля или изготовление столовых приборов.
Время шло, инструменты, станки сменяли друг друга. Временами быстрее обычного. Устаревшее отправлялось в небытие… Переплавка и прочие виды переработки, но так ли все просто?
На памяти этого мира было не мало стран, повидавших индустриализацию, и в то же время была страна потерпевшая крах научной сферы.
Горе тем инструментам, тем станкам, тем ЧПУ1 и многим другим, механизмы коих повидали достаточно воин, переживших свою отчизну, попавших в бездну неостран… И по сей день служащие обучением молодых специалистов.
Ныне место тех ржавых осколков прошлого, являются мастерские учебных заведений.
1ЧПУ – Числовое программное управление.
Машиностроительный многоспециальный техникум
Город Х, близится очередной конец очередного года. Ландшафт успешно нарядился в непроходимые ослепляющие глаз сугробы.
Даже полна дорога, в которой взвесь из останков птицы, бродячих животных, перемешанных с городским снегом – не затемнят, ни оглушат все новые потоки живых, полных энергий существ.
В здании техникума, будто не до того потока. Здесь с каждым днем свои маршруты, процессы, идущие врозь с событиями через дорогу, но зависящие от них.
Весьма объемное помещение первого этажа, с двумя не заклеенными окнами. Здесь в ряд стоят уже довольно немолодые, потрескавшиеся, но живые фрезерные станки, напротив которых три токарных программных станка модели 16К20Ф3. Белая краска слезла, выбиты стекла индикаторов. Смерть этих станков прошла как-то незначительно на фоне смерти всего машиностроения мест Города Х.
Первая пара, сонные потоки студентов. Вторая пара, голодные потоки студентов… Можно смотреть на это до бесконечности.
С заходом солнца подходят к концу утомительные пары. Математика и ее dx против dy. y” +ny=0 и многие другие, уходят в ящик стола до следующего дня.
Также подходит к концу обычный день практики юных токарей в мастерской на втором этаже, подсчитываются сломанные резцы, плашки2.
И вновь покой, еще живым механизмам, инструментам…
2Круглового вида вещь с отверстием в центре. Являются режущим инструментом для нарезки наружной резьбы.
Шестая пара
Самые запоздалые или те, кому выпало пять пар уходят за десять минут до шестой. Молодые преподаватели разгребают бумажную работу, а старые, кто в ужас, кто просто второпях покидают здание. Лишь преданные старцы или ветераны слесарных работ в этом техникуме задерживаются по старой памяти. Однако сегодня была пятница, у них выходной.
Тишина и полумрак в мастерских, достигает своего пика. На мгновение плотный сгусток облаков закрыл собой лунный свет.
Лязг, сначала тише, потом по нарастанию, будто трения старых шестеренок. Снова тишь, но лишь на миг. Из-под света луны старые 16К20, 1К62, 1Д25, ТВшки1, преобразуются во что-то более яркое. Облупившаяся зеленая краска приобретает вновь свои здоровые оттенки по всем станкам. Патрон2 покидают царапины от столкновений с резцами, на узлах исчезает люфт3.
Из «гнезда» в патроне, как голограммой прорисовывается ключ, за ним рукава старой спецовки. Некие молодые мужчины, женщины, поглаживают нежно, как свое дитя плоскости оборудования, зажимая в патрон ветер, думая о заготовке.
И вот успокоившись, станки возвращаются ко сну. Ближе к четырем часа утра голограммы покидают свои станки, улыбаясь, кто-то даже, пуская слезу.
– Прощай дружище, до свидания…
Растворяясь в теплом воздухе мастерской, пронизанные лучами утреннего солнца. Под светом рассеивается новенькая краска, возвращается процарапанный патрон вместе с грязной станиной, люфты.
1Модели токарных станков.
2 Патрон – элемент станка для установки заготовок
3Люфт – зазор из-за износа между рабочими элементами станка.
Задолжник по практике
Помещение мастерской, восемь утра. В воздухе как всегда тепло, и будет еще теплее. Рядом с выходом из мастерской расположилась школьная доска с массивным столом, на котором были заготовки, резцы, шаблоны и прочие радости жизни.
Мастер по взгляду была не очень довольна студентами, сидящими на скамье напротив и дожидающиеся начала практики. Да и сами студенты не особо хотели слушать, отвлекаться от историй в интернете смартфона.
– Не знаю, куда уже проще дать вам деталь, запороть самый обычный болт. А тем более дефицитные плашки. Не отнекивайся Августов.
– А что я то сразу?
– А кто поломал плашку, резец отрезной опять же.
– Давайте не будем про то…
– Додуматься, отрезной, к тому же целый положить в патрон и отправить в полет.
– Хоть сто пятисотый раз скажу, не я совершил эту глупость, меня в тот момент не было за станком.
– Хорошо, не ты, но почему тебя за твоим станком не было в рабочее время? Это было не в перерыв.
Надоев спорить Августов выдал
– Хорошо, исправлюсь.
– Это уже не первая твоя задолженность. В общем, после этой практики подойдешь ко мне, решим, что сделать. А сейчас, перед объяснением темы хочу напомнить вам…
Кто-то из студентов заныл: опять она про них.
– Про таких же как вы, студентов, ваших предшественников. Они делали точно такие же детали, только в большем количестве для завода, не оскверняйте память о них, хотя бы один болт, заглушку выточите.
Справа на стене были черно-белые фотографии группы молодых людей в синих спецовках.
День прошел незаметно быстро, впрочем, как и всегда в мастерской (если нет очереди за плашкой, метчиком, сверлом, зенкером1 и т.п.).
«Из разговора студента с Мастером».
– Двадцать деталей.
– Девятнадцать.
– Ладно, если не считать сегодняшнюю, то девятнадцать, но разве это мало, столько хвостов2.
– А можно, как-нибудь их сократить вдвое. Не хочу быть отчисленным.
– На практику ходить надо. Хотя есть одно, но это с согласия. Восемнадцать есть?
– Да, уже с прошлого месяца.
– Тогда вот что, сегодня Павел Алексеевич Старовалов, будет подготавливать к конкурсу старые токарные станки с ЧПУ, можешь ему помочь, тогда скину пару работ, так уж и быть.
– И всего то?
– Павел Алексеевич наш слесарь, ветеран своего дела. Если ты думаешь, что подготовить станок, а тем более ЧПУ к конкурсу так легко, он, хоть и стар, а бывает до пол одиннадцатого в техникуме.
Вздохнув, студент все же согласился без споров.
– Ладно, куда мне идти с этими ЧПУ помочь.
– На первый этаж, где фрезерная.
1Зенкер – режущий инструмент для калибровки предварительно высверленного отверстия.
2Хвосты – задолженности по предметам у студентов.
Плашки пример
Зенкер пример
Воля ставшая реалью
Всего три станка, но работы было даже больше обычного, сколько возни с одной револьверной головкой1.
– И как вам это все не надоело, тем более за такие деньги…
Старик слесарь молча докрутив, ответил.
–Смотря, как воспринимать эту работу. Если работа за станком вызывает у тебя негативные эмоции, так почему не ушел в первом семестре?
– Личное, надо получить хотя бы эту профессию, в этом техникуме.
– Именно в этом?
– Ну, здесь знакомых вполне много, товарищей.
– Даже так. Скажи, что у тебя не выходит? Не стесняйся.
– Инструмент не так ложится, плашка уходит… Станок, не нравлюсь я ему.
Старик задумался.
– Станок, в работе машина, которая может перемолоть оператора в труху. Но, ласку он все же понимает, только по-своему. Не забывай чистить станину, резец по центру ставить, кулачки. Он непременно ответит тебе своей улыбкой в виде качественной работы.
Студент решил умолчать про неудачные детали и то, как в пылу гнева, печали, бросал станок грязным, уходя.
– Проще говоря, пойми и его проблемы. Машины этого техникума имеют за собой много болячек. В этом мы с ним похожи. Только когда ты поймешь его обиды, проблемы, он ответит тебе отсутствием люфта в чистых направляющих2.
Время шло, половина двенадцатого ночи.
– Вроде всё?
– Дальше сам справлюсь, осталось проверить всего ничего. Последняя просьба, сходи в круглосуточный магазин через дорогу, принеси пирожков.
В другой ситуации Августов вряд ли согласился, но быстрейшее окончание «принудительных работ» мотивировало.
– Вот тебе двести рублей, должно хватить.
Дорога до магазина была не долгая, но мешала поднявшаяся метель.
Дальнейшее весьма удивило, а не сон ли это?
– Мужчина вы что шутите, давайте настоящее деньги или уходите.
– В смысле настоящие, это ж обычные купюры по сто рублей.
Августов взглянул на свою ладонь с валютой и не поверил даже на третий раз. Вместо двухсот рублей, была потрепанная купюра десяти рублей давно минувших лет.
Под бубнеж продавщицы, решил вернуться, расспросить Павла Алексеевича, что за дела. Как второе чудо представилось.
Метель на улице стихла и лишь полная луна средь безоблачного неба.
Поторопился вернуться в техникум. Чуть не попал под машину, со своим ныне сонным рассудком.
– Павел Алексеевич те деньги, что…
Хотел было договорить, как старик протянул руку к патрону 16А20Ф3. В момент их осветила луна. Некогда старый, подлатанный станок обернулся будто новый.
Старика напротив станка не было, но был молодой человек в старой спецовке. Он обернулся к Августову. Тотчас улыбнувшись встрече, стал единым целым с лунным светом и пылью помещения.
Спустя мгновенье, и множественную протирку глаз, лунный свет исчез, вместе с новеньким станком и рабочим. Помещение освещалось лишь тусклой лампочкой от проржавевшего станка.
Студент еще долго мог бы стоять на том месте, недоумевая, покуда охранник не выгнал. В тот вечер он пытался убедить себя скорей добраться до дома, выспаться и забыть этот странный случай.
«Утро»
– Августов, надо же протираешь станок.
– Доброе утро. Кстати по поводу долгов, постараюсь ликвидировать в кротчайший срок.
Мастер посмотрела на студента вопросительным взглядом.
– У тебя нет задолженностей, разве что последняя работа на четверку и тройку.
– Но как же, и вы мне предложили слесарю нашему помочь, старые ЧПУ подлатать к конкурсу, как же его… О, Павел Алексеевич Старовалов.
Мастер думала перейти к своим делам, но весьма удивилась, услышав эту фамилию.
– Августов, ты не то что-то съел что ли? Павла Алексеевича уже нет в живых как с 1991 года, ты его врятли знать мог.
– Но как же. Прошу пройдемте за мной во Фрезерную.
Немного погодя мастер согласилась…
– Вот видите, тот последний, третий 16А20Ф3, как раз после нашего вчера ремонта…
– Какой ремонт, иди чаю выпей и за работу, сегодня контрольная работа.
Станок был полностью в паутине, в отличие от четвертого, более чистого, по виду рабочего ли?
– Но тот червонец…
В кармане оказалось лишь двести рублей по сто.
1Револьверная головка – элемент станка с позициями для установки и закрепления режущего инструмента. На станках с ЧПУ, 12 и более позиций.
2Направляющие – «рельсы» движущихся узлов станка.
Часть 2
Совпадения с реальностью случайны. Персонажи выдуманы. Вселенная ERROR.
…Человек может стать машиной, но машина человеком?
Открытия
Много всего произошло по прошествии защиты диплома. Уже вчерашний, родной устой: «Лекции-практика-обед-дом», был выведен из эксплуатации. Со временем лица в памяти застыли, буд-то воск, погруженный в мыльный раствор…
Машиностроительный многоспециальный техникум. Многое мы вершили в твоих застенках, но теперь будем чудить в других. Даже теплый, приятно проветриваемый летний день не сгладил неприятности прощания, с наступающей неизвестностью и началом нового пути, ещё не выбранного пути, и так у многих.
Не то что бы великая потеря, но для меня проведенное здесь время многое теперь значит.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.